Аннотация: Самая большая коллекция картин великого русского живописца И.Н. Айвазовского собрана в Крыму, в Феодосийской галерее.
* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
Сегодня мы побываем в Феодосии, в впечатляющей галерее одного из самых известных в мире маринистов, русского живописца и графика Ивана Константиновича Айвазовского. Мы увидим потрясающие картины и узнаем много интересных фактов из его жизни.
Сейчас мы идём вдоль здания галереи. Через дорогу набережная города, а это памятник великому живописцу, бессмертные творение которого мы совсем скоро увидим.
В марте 2021 года галерея была закрыта на масштабную реставрацию, открылась ровно через 3 года, 14 марта 2024 года. Была проделана колоссальная работа, результатом которой стало обновлённое внутри и снаружи здание. В нём находится 416 картин Айвазовского, и это самая большая коллекция его работ в мире.
Мы проходим к кассам. Билет для взрослых стоит 500 рублей, затем сдаём вещи в гардероб и поднимаемся на второй этаж. С него начинается любая экскурсия. Сразу скажем, останавливаться на описании каждой картины мы не будем. Название, год её создания, вы сможете увидеть, а мы начнём свой рассказ.
Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля, (по григорианскому календарю), 1817 года в Феодосии, в армянской семье купца Геворка, то есть Константина и Рипсиме Айвазян. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о рождении "Ованнеса, сына Геворка Айвазяна". Именно такое имя дали Ивану Константиновичу родители. Сменил фамилию и имя он позже.
Отец занимался в Феодосии торговыми делами, но неудачно, и к рождению второго сына Ованнеса был разорён. Материальное положение в семье стало очень тяжёлым. Однако едва было замечено увлечение мальчика рисованием, ему сразу купили карандаши и бумагу. А свой первый рисунок - это был парусник, будущий великий живописец нарисовал в 8 лет, углём на стене дома. Далее на его рисунки стали обращать внимание люди с положением в обществе и понимающие в живописи. Яков Христианович Кох стал первым, кто рекомендовал феодосийскому градоначальнику Казначееву обратить внимание на юное дарование.
Нужно сказать, с самого детства Ованнес обнаружил и музыкальные способности. Сам научился играть на скрипке и стал подрабатывать скрипачом в одной из кофейн Феодосии. Днём он учился в уездном училище, а вечерами рисовал и играл в кофейне. При этом все отмечали целеустремлённость, которая делала его непохожим на других. Казалось, что он уже в самом детстве твёрдо знал что хотел и шёл к намеченной цели устраняя от себя любое препятствие, мешающее этому. Игры с другими сверстниками, детские забавы, обходили его стороной.
После окончания училища, не без помощи Казначеева, Ованнеса зачислили в симферопольскую гимназию, где его учителем рисования стал Иоганн Людвигович Гросс. Именно он и дал Айвазовскому рекомендацию для поступления на учёбу далее, на казённый счёт, в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Теперь пришло время рассказать о происхождении фамилии Айвазовский. Как мы уже говорили, у Геворка и Рипсиме - отца и матери живописца, была фамилия Айвазян. Их предки переселились из-за турецкого геноцида из Западной Армении в Галицию, в район Львова. Там они изменили фамилию на польский манер и стали Гайвазовскими. Далее Георк поссорился с братьями и переселился с женой сначала в Молдавию, а затем в Феодосию. У них было пять детей, три дочери и два сына. Ованнес был младшим. Имя Иван он взял себе в 23 года, а в 24 сменил и фамилию, и стал именоваться Иван Константинович Айвазовский.
В Санкт-Петербург он приехал шестнадцатилетним юношей и его определили в пейзажный класс известного русского живописца, профессора академии Максима Никифоровича Воробьёва. Уже через 2 года учёбы, в 1835 году, он получил серебряную медаль за два своих пейзажа, и его определили помощником к модному в то время французскому маринисту Филиппу Таннеру. И тут, как говорится, нашла коса на камень. Француз запретил Айвазовскому работать самостоятельно. Но вместе с тем, секретами своего мастерства предпочитал не делиться, зато постоянно нагружал ученика чёрной работой. Понятно, что такой целеустремлённый человек, каким был Иван Константинович, мириться с такой участью не собирался. Он продолжил писать собственные картины, мало того, без разрешения своего учителя через год, в 1836 году, пять из них он представил на выставке Академии, где демонстрировали и полотна самого Таннера. В итоге произошёл самый настоящий скандал, и чтобы лучше понять его истоки, поясним, кем был этот француз Таннер до того, как его пригласили работать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
И здесь мы обнаруживаем весьма колоритную личность. Выходец из простой семьи начал свою трудовую деятельность в качестве моряка на пиратском судне. В одной из разбойничьих баталий получил ранение, списался на берег, где стал играть в оркестре, но не в таверне, а в марсельской таможне! Там как-то не сложилось, и он подался в бондарную мастерскую. Делать бочки тоже пришлось ему недолго, и сменив ещё несколько специальностей, он вдруг решил заняться живописью, причём на этот раз, довольно успешно. Ему оказали покровительство несколько влиятельных лиц, среди них была и герцогиня. В возрасте 32 лет он дебютировал на Парижском салоне с одной из своих картин, а через два года, в 1829, уже стал известным. С 1835, два года проработал в Санкт-Петербургской Академии, где в 1836 году его помощником и стал молодой Айвазовский.
Теперь представьте, Таннер, бывший пират, попавший волей судьбы в Академию, и очень целеустремленный Айвазовский. У одного тяжелый, корыстолюбивый характер, у другого увлечённый. За свои работы ученик удостоился высоких похвал, а учитель не смог этого перенести и побежал жаловаться, ни кому-нибудь, а императору Николаю I. Тот, в свою очередь, не стал разбираться, и приказал немедленно снять картины Айвазовского с выставки.
Далее произошло следующее. Молодого Ивана Константиновича, его талант, заметили все критики и преподаватели Академии. Также отметили они и низость француза. В итоге, Айвазовского определили для дальнейшей учёбы в класс профессора Александра Ивановича Зауервейда. Именно он учил живописи детей императора. В один из дней, он показал Николаю I работы своего нового ученика и сопроводил их весьма благожелательный рассказом о нём. Император сменил гнев на милость, по достоинству высоко оценил показанные работы. А вот Таннеру пришлось преждевременно уехать из России.
Забегая наперёд, скажем, что Николай I несколько позже объявил, что готов купить любую предложенную ему картину Ивана Константиновича Айвазовского.
В 1837 году Айвазовский получил большую золотую медаль за картину "Штиль". Учитывая особые успехи, было решено выпустить Ивана Константиновича из Академии на год раньше положенного срока. Для натурных работ его отправили в Крым, а затем на 6 лет за границу.
Однако 6 лет продлилась вся его командировка. Весной 1838 года Иван Константинович уехал на родину в Крым, где много и продуктивно работал. В это время он писал не только морские пейзажи, часто путешествовал по Южному берегу в сопровождении своего покровителя, феодосийского градоначальника Александра Ивановича Казначеева, и даже поучаствовал в военных действиях на побережьях Черкесии. Конечно, не в роли солдата, а как художник - документалист. В то время искусство фотографии только зарождалось. Во Франции первый фотоснимок был сделан в 1826 году, а в России в 1839. О кинематографе вообще говорить не приходилось. Поэтому, профессиональные, качественные зарисовки и картины происходивших военных событий были интересны и важны, как для государства, так и для простых людей. Для этого рядом с местом сражения иногда присутствовали художники.
Айвазовский стал свидетелем больших батальных цен, кровопролитных моментов, и это, безусловно, оказало влияние на его творчество. Он делал зарисовки, которые потом стали известными картинами. Одну из них "Десант отряда в долине Субаши", приобрёл император Николай I.
В конце лета 1839 года Иван Константинович вернулся в Санкт - Петербург и 23 сентября этого же года получил аттестат об успешном окончании Академии. Вместе с аттестатом ему присвоили чин 14 класса. В табеле о рангах он назывался "коллежский регистратор". Также, именно тогда он получил личное дворянство.
В 1840 году, вместе с ещё одним выпускником, Василием Ивановичем Штернбергом, как и было определено ранее, Айвазовский отправился за границу. Такие командировки для лучших выпускников Академии, начиная с 1760 года, были обязательными. Почему, мы сейчас поясним.
Прежде всего, для совершенствования в искусстве. В Европе наши талантливые молодые люди не только изучали древние и классические шедевры, посещая галереи и выставки, но и могли проследить весь путь становления искусства. Они изучали приёмы написания картин древними мастерами живописи, подмечая незаметные простым людям характерные черты, находили новые натуры. В общем, всячески вдохновлялись великим искусством, чтобы затем стать настоящими мастерами своего дела. Через такие поездки, кстати, в Россию приходили и новые веяния в искусстве. Например, на рубеже XIX - XX веков импрессионизм.
Первыми городами Италии, которые посетил Иван Константинович, были, конечно же, Венеция, Флоренция и Рим - культурные столицы Италии. Собственно, многие века Флоренция считалась даже культурной столицей всего мира. В Венеции, совершенно случайно, Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем. Великий русский прозаик уехал в Европу в 1836 году, после неоднозначной премьеры в Санкт-Петербурге его пьесы "Ревизор". Именно он и составил план поездки по Италии для Ивана Константиновича. В это время Айвазовский не просто изучал картины европейских мастеров, но и писал собственные. И нужно сказать, весьма хорошо и много писал. Более тринадцати больших картин и множество миниатюр, буквально, за год, было написано им.
В 1841 году в Риме проводилась художественная выставка. Иван Константинович разместил там свои творения и три из них: "Неаполитанская ночь", "Буря" и "Хаос. Сотворение мира", сделали Айвазовского сразу знаменитым. А последняя из трёх, так и вовсе наделал столько шума, причём в самом Ватикане, что об этой картине и её удивительной истории мы расскажем отдельно.
Кстати, свою командировку Айвазовский и его сокурсник Штернберг начали не с Италии, как принято считать, а с Германии. Затем был Триест, в то время ещё принадлежащий Австрии, и лишь потом были Венеция, Флоренция и Рим. Вот что по этому поводу писал сам Айвазовский:
"Первым городом Италии, который я посетил, была, конечно, Венеция. После скучных Берлина, Дрездена, Триеста, она несказанно нравилась мне".
Нужно отметить, финансовое состояние молодого живописца было в начале путешествия довольно тяжёлым. Половину выделенного ему содержания он отправлял матери в Феодосию. Его отец к тому времени уже тяжело болел и умер в 1841 году. Однако выставка картин в Риме и пришедшая с неизвестность привели к росту его доходов. В Венеции же случилось продолжение весьма романтической истории первой любви великого мастера живописи. А началась она в Санкт-Петербурге в 1837 году, когда волею судьбы его сбила на улице карета, в которой находилась известная итальянская балерина Мария Тальони. Эту трогательную историю мы также оставили для более подробного описания, ибо краткий её пересказ будет недостоин больших чувств.
Рост доходов позволили Айвазовскому более активно путешествовать. В 1842 году он побывал в Швейцарии, Голландии, Англии, Португалии, Франции и Испании. Путешествовать он предпочитал на кораблях, так как очень любил морскую стихию, и нужно сказать, она отвечала ему взаимностью. По крайней мере, один раз, точно.
Случилось это в Бискайском заливе, когда Иван Константинович плыл на корабле из Испании во Францию. Была жуткая буря, настолько сильная, что на берегу все посчитали судно затонувшим. В парижских газетах даже появились сообщения о катастрофе, а в Петербургских напечатали некролог, по поводу гибели молодого художника. Но он не только остался жив, а даже совсем не пострадал. В этой буре Айвазовскому удалось увидеть воочию девятый вал, то есть, роковую девятую волну, которая по повериям моряков является самой сильной и зачастую смертельной. Именно эти воспоминания помогли ему очень красочно и правдоподобно передать ощущение её силы в картине "Девятый вал", которая была написана им в 1850 году.
Также нужно отметить, что за время путешествие по Италии он смог побывать на небольшом острове в южной части Венецианской лагуны. Называется он Сан - Ладзаро - дельи - Армени. Там находится один из мировых центров армянской культуры, монастырь, в которым уже тогда был профессором и занимал пост секретаря конгрегации архимандрит Габриэл, родной старший брат Ивана Константиновича. Существует мнение, что живописец подарил во время этого посещения брату свою знаменитую картину "Хаос. Сотворение мира". Но это не соответствует действительности. На самом деле, эта картина попала в армянскую конгрегацию лишь в начале XX века, после смерти Габриэла. До этого она находилась в собрании картин Ватикана. Папа Леон XIIIподарил её конгрегации.
В Италии Иван Константинович также посетил Неаполь, Сорренто и Амальфи. Вообще, именно Италия в его 4-х летнем путешествии стала очень важным местом для формирования творческого метода и художественной манеры написания картин. С натуры он почти не рисовал, делал только наброски, а всё остальное воссоздавал затем мастерской по памяти, нередко с элементами импровизации.
Командировка в Европу прошла для Айвазовского очень успешно. Его картины имели благожелательные отзывы известных критиков. А Джозеф Уильям Тёрнер, английский живописец и признанный мастер пейзажа, так и вовсе поставил Айвазовского в один ряд с великими живописцами. Парижская Академия художеств также высоко оценила работы Ивана Константиновича и вручила ему золотую медаль, а это уже было всеобщее признание его таланта. Такие события не остались незамеченными. Азовский стал признанным Европой мастером.
В Россию он вернулся осенью 1844 года, ему было 27 лет. Нужно сказать, что сразу несколько европейских академий художеств - Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции, Штутгарта, уже сделали его своим членом. То есть, он стал академиком.
21 сентября, по приезду в Россию, Ивана Константиновича Айвазовского зачислили на службу Главного морского штаба России на должность живописца, с правом ношения морского мундира. И здесь нужно пояснить - мундира не военнослужащего, а чиновника военно-морского ведомства. Именно в таком мундире он изобразил себя на автопортрете в 1892 году. Буквально через 8 дней Айвазовский стал и в России академиком живописи. Далее его карьера складывалась довольно стремительно, в первую очередь благодаря таланту и высокой работоспособности. Также ему благоволил император Николай I.
Иван Константинович Айвазовский знаменит своими морскими пейзажами, но его творчество было значительно шире. Мы расскажем об этом, но прежде познакомимся с историей здания, в котором расположена галерея. Ведь именно в нём и жил великий живописец. Проект этого дома в венецианском стиле эпохи Возрождения был сделан самим Иваном Константиновичем. Строительство началось через год после его прибытия из европейской командировки, в 1845 году, и завершилось через 2 года. Сразу скажем, в 1880 году к нему был пристроен дополнительный корпус под выставочный зал. Кстати, после завершения строительства основного дома в нём сразу выставили 49 работ живописца для всеобщего обозрения. И это было достаточно необычно не только для жителей Феодосии. Тут нужно пояснить. Первые публичные, постоянно действующие художественные выставки, появились в Древней Греции в VI веке нашей эры. В Италии в XV-XVI веках, в Лувре с конца XVII, а в России с 17 февраля 1852 года. Именно в это время в Санкт-Петербурге открыл свои двери Эрмитаж. Затем, 6 мая 1862 года в Москве открылся Румянцевский музей, имевший живописный и гравюр отдел. Поэтому, постоянная выставка, пусть даже всего 49 картин, оказалась для Феодосии весьма значимым событием. Да, друзья, знаменитая Третьяковская галерея в Москве была открыта лишь 15 августа в 1893 году.
Открытие картинной галереи Айвазовского в Феодосии было приурочено ко дню рождения. Великому мастеру исполнилось 63 года и состоялось оно 17 июля (по юлианскому календарю) 1880 года. В высоком просторном зале были выставлены большие картины живописца, а между ними находились, как и сейчас, бюсты Пушкина и Глинки. Также были копии античных скульптур. На балконе внутри выставочного зала, при жизни Ивана Константиновича не было картин, но стояли на специальных укреплениях искусно сделанные уменьшенные копии кораблей русского флота. В 1892 году Айвазовский произвёл капитальный ремонт и реконструкцию галереи. На потолке сделали объёмное искусственное освещение, боковые окна заложили. Также постелили паркет, а стены выкрасили в пурпурный цвет, примерно такой же, как и сейчас. Картинную галерею вместе со всеми картинами, статуями и другими произведениями искусства Иван Константинович Айвазовский завещал родному городу Феодосия.
Теперь продолжим рассказ о картинах знаменитого живописца. Серия Крымских прибрежных городов, степи Малороссии, серия "Богатства России", пейзажи Египта, Кавказская серия, и некоторые другие картины показывают его не только как мариниста, но и как великолепного пейзажиста. Это раскрывает его талант с ещё одной стороны и помогает лучше проникнуться творениями мастера. Портретистом он себя не считал, но иногда, только близких ему людей, он всё-таки писал. Совершенно отдельного рассказа, на наш взгляд, требуют его картины на библейские и исторические темы. Сразу скажем, Иван Константинович был верующим человеком и довольно трепетно, с почтением, относился к христианской вере. Напомним, его родной брат Габриэл был архимандритом, а затем и архиепископом армянской церкви. Некоторые считают, что его полотна на библейскую тему, лишь очередная импровизация великого живописца, где главным является та же самая, любимая им, водная стихия. Однако с этим трудно согласиться, учитывая степень его религиозности. Вода всегда считалась ключевым элементом в христианском символизме. Она обновляла, возрождала, очищала и давала жизнь. Возможно поэтому, была часто показываемой в картинах мастера. К тому же, он лишь красочно передавал сюжеты из Библии, будь то хождение Иисуса по водам, или переход евреев через Красное море. Эти картины, как и многие другие на библейские темы, были изначально связаны с водой.
А вот о чём многие критики почти совсем не говорят, так это о Свете. Стоит посмотреть внимательней, на практически любую картину Айвазовского, и сразу станет ясно, что Свет играет в них не меньшее, а возможно и большее значение, чем вода. Он присутствует даже в чёрную бурю, пробиваясь сквозь тучи. Его можно заметить в виде лунной дорожки, или ярко сияющего солнца. Он такой же вечный, как и вода. Свет вселяет надежду и благодаря ему, те самые воды, в разном состоянии показанные Иваном Константиновичем, имеют столь же разный, но всегда изумительный вид. Его бури, штиль, или просто волны, выглядят так реалистично благодаря этому самому Свету.
Как мы уже говорили, Иван Константинович не писал с натуры, а лишь делал наброски. Всё остальное происходило в мастерской. Вот как описывал такие зарисовки мастера с натуры Илья Семёнович Остроухов, русский художник - пейзажист. С Айвазовским он случайно познакомился в 1889 году в Биаррице:
"Не спуская глаз с океана и ландшафта далёких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом - очертание далёких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.
День пасмурный сегодня, - сказал Айвазовский, - И вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.
Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.
- Теперь пойдёмте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.
На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца."
Да, долго работать над своими творениями Айвазовский не мог. Его талант позволял создавать шедевры не просто быстро, а очень быстро. Представьте, чтобы написать свою самую большую картину "Среди волн", её размеры 284 на 429 см. ему понадобилось всего 10 дней. А написал он её в возрасте 81 год! При этом работал он всегда с лёгкостью и подходил с кистью к холсту радостно. Он был счастлив заниматься любимым делом, превращая его в истинное наслаждение. Судя по воспоминаниям, это понимал каждый, кому довелось видеть его за работой.
Для многих художников - здесь мы имеем в виду не только мастеров изобразительного искусства, а любую творческую личность, наделённую особым дарованием, такой дар становится сродни проклятию. Плоды их творчества появляются в муках, творческий процесс длится долго и напряжённо. Но есть и другие, для которых дар, словно благословение. Такие живут, наслаждаясь им. Как видно, Иван Константинович Айвазовский относился именно к ним. За всю свою творческую жизнь он написал более 6.000 картин.