Kulikov Andrey : другие произведения.

Глава о том, что наше предназначение или, если хотите, судьба - получать удовольствие, даже если это не совсем или совсем не удовольствие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Глава о том, что наше предназначение или, если хотите, судьба - получать удовольствие, даже если это не совсем или совсем не удовольствие.

Большая часть французов помешана на том,

чтобы слыть умными,

а тот, кто считает себя умным,

помешан на том, чтобы писать книги".

(Шарль Луи Монтескье "Персидские письма")

  
   Изначально удовольствие - это польза для тела, облегчение от голода, холода, жажды. Потом прямая польза для организма постепенно теряется, прячется, вуалируется необязательностью анализа ощущений, превращаясь в косвенную пользу от кулинарии, моды, архитектуры и виноделия, иногда, весьма отдаленную и необязательную в виде удовольствия прослыть умным или писать книги.
   Монтескье тоже пишет книгу и получает удовольствие то ли от того, что пишет её, то ли от гонорара за ее издание. Будет ли гонорар, будет ли польза от его труда - не так важно на фоне самого факта, что он это делает. Излагая свои мысли, он становится человеком на деле, из разумного животного или социального конструкта в создателя чего-то нового, пусть не всегда успешного, в своем внешнем мире.
   Рождается и умирает человек помимо своего физического бытия. Пока пьет молоко матери он - ещё животное. Исполняя социальный стереотип, он ещё мертв, как мертва шестеренка. Рождение можно прочувствовать свежестью ощущения мира и себя в нем. Смерть - пониманием собственной неприкаянности. Так или иначе, начинаешь воспринимать себя как нечто обособленное и особое, как зеркало отражающее бескрайность внешнего мира и себя, как другой мир.
   Ум даёт свободу выбора. Можешь замечать себя, можешь не замечать, жить или умереть. Свободы выбора у разумных людей нет лишь в единичных случаях, когда выбор не слепая судьба, а осознанная необходимость.
   Свобода выбора - противоположность детерминизму, предопределенности животного мира. Животному нужно не так уж много: всего-то - уцелеть. Все остальное - излишество, которое бесконечно, как бесконечна вселенная, узнаваемая человеком. Следовательно, все дело - в выборе: хочет он этого или нет. Ключ - в желаниях. В том, что он хочет. Понимает ли, чего хочет. Хочет ли того, что ему реально нужно. Делает ли то, что ему действительно необходимо. Свобода выбора - это тест на наличие ума, на наличие человека в животном. А самый верный тест, как известно, от противного: когда возможность быть человеком отсутствует в принципе и выявляет его в тебе, увы, ненадолго. Приведет ли это к физической смерти или пресловутой моральной, будешь ли пить горькую или погибнешь на дуэли - дело второе. Просто действия, которые будешь предпринимать в силу безвыходности, уже смерть, даже если твоя физическая оболочка осталась цела.
   Предположим вас лишили самого дорогого, что составляло суть вашей жизни - семьи или ребенка, имущества или чувства собственного достоинства. Если это сделал вулкан, нельзя мстить вулкану. Его можно срыть, но будет ли в этом толк? Убиваешь других, потому что "убили" тебя? Слишком много крови.
   Ад - это не другие, ад - это ты сам. Если ты мертв, умри или попытайся воскреснуть. Если нечем заняться, делай только то, чего не избежать или в чем до конца ты уверен.
   Зависимость от экономики, от "бытия, которое определяет сознание" на деле весьма скромная часть жизни людей. Помимо политического, этического и экономического детерминизма, для обывателя хорошо понятного как власть денег, люди руководствуются только собой.
   Но сам по себе человек ничего делать не будет. Себя надо вынудить. "Царство свободы" - это всё ещё царство необходимости. Просто люди больше знают, они более обеспечены и независимы, у них больше свободного от рутинного труда времени и они вынуждены в быстротекущем времени с этим знанием что-то делать.
   Дело даже не в результате, дело - в процессе. Ты жив или ты мертв. Может быть, мой удел - заблуждаться с самого начала до самого конца, но это лишь способ разрешить собственное беспокойство. Мое желание - это мой выбор.
  
   "А в общем-то вы занялись самым неблагодарным делом, какое можно себе представить. Вы думаете о смысле жизни сразу за всех людей, а люди этого не любят. Люди предпочитают принимать жизнь такой, какая она есть. Смысла жизни не существует. И смысла поступков не существует. Если поступок принес вам удовольствие - хорошо, если не принес - значит, он был бессмысленным. Зря стараетесь
   - Ну вот, уже и обобщения, - сказал он. - Зачем судить обо всех по себе?
   - Почему обо всех? Вас это не касается.
   - Это многих не касается.
   - Да нет. Многих - вряд ли. У вас какой-то обостренный интерес к последствиям, Горбовский. У большинства людей этого нет. Большинство считает, что это не важно. Они даже могут предвидеть последствия, но это не проникает им в кровь, действуют они все равно, исходя не из последствий, а из каких-то совсем других соображений.
   - Это уже другое дело, - сказал Леонид Андреевич. - Тут я с вами согласен. Я не согласен только, что эти другие соображения ­всегда собственное удовольствие.
   - Удовольствие - понятие широкое...
   - А, - прервал Леонид Андреевич. - Тогда я с вами согласен полностью".
  
   Люди выбирают удовольствие - осознанное исполнение во многом еще неосознанных желаний. Потому что в основе своей человек - животное и любое его действие проецируется биологией, в этом мотив его поведения, его выбор, его свободное время - время желаний.
   Нет необходимости как раньше, но есть желание и возможности. Нет голода, но есть чревоугодие. Однополая любовь или изобретение атомной бомбы безусловной пользы в себе не несут. Удовольствие должно быть полезно. Косвенная польза не всегда очевидна и временна. Есть смысл отказаться от удовольствий, не несущих смысла, или разрушительных, таких как наркотики. Спасение человечества - тоже удовольствие, но "спасать" можно с помощью печей Треблинки или ГУЛАГа.
   Жизнь надо ценить. Это - редкий, исчезающий дар. Ну, и действовать соответственно, по возможности. Ограничивать желания, но не смертоубийством, то есть уничтожением жизни, а нейтрализацией ее разрушительных проявлений.
   Смысл жизни - в самой жизни. Пока она есть, от нее не уйдешь. Что дано, определяет все остальное. Жизнь дана не для чего-то. Жизнь дана просто так. Поэтому смысла изначально не имеет. Он появляется из факта существования самой жизни. Если жизнь исчезнет, смысла в ней не будет никакого. Она не нужна, она, если хотите, лишняя при существующих обстоятельствах.
   Поэтому мы существуем вопреки обстоятельствам, и только поэтому существуем. Как только нам становится легче, начинается распад, начинаются глупости. Оттого наши проблемы - пока наша единственная жизненная сила.
   Отсюда два житейских вывода:
  -- Жизнь бессмысленна.
  -- Смерть еще бессмысленней.
   Смерть делает бессмысленной жизнь, даже если ее наполнить каким-то "смыслом": марки собирать или строить единое европейское пространство. Поэтому, чтобы окончательно не потерять почву под ногами, остается биться за жизнь, за каждый день жизни и в противодействии смерти заключен объективный смысл всей нашей жизни. Жизнь вопреки всему, как самоцель. В ней смысл разума и всех его деяний. Таким способом движение органики отражает движение вселенной. Становится движением вселенной. Зачем? Не знаю. Просто это объективная истина.
   Житейский вывод:
   - Привыкнув к сытости и разочаровавшись в пороках, ничего другого не остается, как получать от жизни теперь уже умственное удовольствие.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"