Куликов Андрей Анатольевич: другие произведения.

Русский социализм. Глава тринадцатая. 1953-1956 г.г.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

"Партия - основная руководящая сила диктатуры пролетариата".

(И. Сталин)

 

Господство идеологии марксизма подразумевало не только подчинение ей политической власти, но и регулирование всех других областей общественной, а по возможности также частной жизни людей. Эта цель была достигнута всевластием идейной организации, всевластием партии. Партия не только стала государственным началом, а светская законодательная и исполнительная власти были подчинены ей, партийная организация также - непременная часть любой организации общества за исключением, может быть, только семьи. Отсюда - выдающа яся роль партии в нашей стране и многообразие ее деятельности: от крупных общенациональных вопросов до морального облика частных лиц.

Партийным деятелям поэтому приходится приобретать известный профессиональный навык и решения всех, часто чрезвычайно далеких друг от друга вопросов. Но поскольку единственно профессиональной областью для партийного руководителя является его партийное существование, то проявляется склонность сводить, любую деятельность в любой сфере к руководящей, организационной работе.

Чтобы подогнать, трансформировать общество под свою идеологию партия должна непосредственно вмешаться в экономику, политику, культуру - в дела общества. Вмешательство в экономику обеспечило перераспределение средств, индустриализацию. Вмешательство в политику ликвидировало поползновения против идей коммунизма. Вмешательство в культуру родило социалистический реализм. Вмешательство в общественную нравственность - моральный облик строителя коммунизма, сиречь обывателя.

Эти и многие другие цели не могли быть достигнуты одним убеждением людей. Общество в стране не созрело ни экономически, ни политически, ни культурно хотя бы для частичной адаптации коммунистической идеологии, и единственной подходящей формой для успешного вмешательства в его дела могло стать давление государства. Но тогда партия должна обладать государством, а государство быть собственностью партии. Власть должна быть сосредоточена в руках людей одной веры, одних и тех же убеждений - так они могут осуществить свои идеи на практике.

Идеи партии - это мировоззрение ее членов, а так как все люди думают по разному, встает вопрос о выработке единой точки зрения, простейший путь к которой - централизация, когда мнение одного или немногих есть образ действия всех.

Централизм в партии естественным образом дополняет централизм в государстве. Партия и государство сращиваются. Партия становится государственным началом, а государство - формой существования партии. Оттого особые черты централизованного государства или просто государства должны были найти сходные черты в партии.

По Марксу, современное "государство соприкасается с гражданским обществом только посредством своих уполномоченных, которым вверяется попечение внутри этих сфер". Этот сорт людей, основывающийся на разделении между государством и гражданским обществом, называется бюрократией.

"Бюрократия есть государственный формализм гражданского общества, формализм лежащего вне ее самой содержания. Она - гражданское общество государства". Иначе говоря, в государстве выражен и сделан "особым" интересом наш всеобщий интерес, например, наше понятие справедливости. Став государственным, наш всеобщий интерес становится особым интересом, отделенным от нас с вами, то есть отделенным от всеобщего. Формализованный в законах, этот бывший всеобщий, а теперь особый, государственный интерес противостоит частным интересам людей, которые понимают справедливость, "добро и зло" применительно к себе и по-раз­ному. Можно сказать, что содержанием государства является некоторый идеал общества в противовес реальному обществу.

Власть призвана отстаивать общественный идеал и, следовательно, представляет собой "идеальное" общество, так сказать, воплоти. Чиновники - материальное содержание власти. Без них законы существуют в уме, с ними они существуют на деле. Правда, особым образом.

Идеал переменчив, переменчивы понятия о справедливости, об устройстве дел общества, но исполнительная власть ­суды, полиция, администрация берут в расчёт лишь утвержденный порядок, закон, формально подходят к делу. Поэтому К. Маркс, признавая бюрократию содержанием государства, считает ее формализованным, не гибким содержанием и называет "государственным формализмом". Понятно, также, что как "идеальное общество" бюрократия стоит особо от действительного, не совсем идеального общества и является своего рода обществом в обществе или, по выражению К. Маркса, "гражданским обществом государства в действительном гражданском обществе.

Мало того, бюрократия не только особое общество, оно - обособленное общество, то есть корпорация, так как для того, чтобы сохранить всеобщий интерес особым государственным интересом, она "должна защищать мнимую всеобщность особого интереса, свой корпоративный дух". Поэтому-то она так склонна подменять народ, "конституирует себя как действительную силу, и саму себя делает своим собственным материальным содержанием". Однако, считать себя "действительной силой" всякого развития во всех областях жизни общества, а свои цели считать целями народа - это конечно утопия. Ясно поэтому, что "бюрократия представляет собой сплетение практических иллюзий, и что она есть "иллюзия" государства; дух государства есть всецело дух иезуитства, дух теологии. Бюрократы - иезуиты государства и его теологи. Бюрократия есть " la republique pretre ".

Итак, если бюрократы, по словам Маркса, - священнослужители государства, то совершенно ясно, что люди, исполняющие идеи, возведен­ные в ранг государственной идеологии, неизбежно трансформируются в бюрократов. "Бюрократия имеет в своем обладании государство - спиритуалистическую сущность общества". В нашей стране "спиритуалистическая сущность общества", возведенная в ранг государственной доктрины, - это марксизм-ленинизм. Партия, исповедующая марксизм-ленинизм, владеет государством, а ее деятельность по необходимости бюрократична.

Будь идея трижды справедливой, она становится внешней по отношению к людям силой и добычей бюрократов, как только из сознательного восприятия жизни становится верой. В отсталой стране коммунистическая партия и подчиненное ей советское государство должны неизбежно стать исполнительной, бюрократической силой по непосредственному осуществлению идей марксизма-ленинизма ­построению коммунистического общества. Иначе эти идеи осуществиться не могут.

Характерные черты бюрократического порядка - это привержен­ность догмам, кастовость, поклонение авторитету, сохранение иерар­хии и иерархической тайны. "Что до отдельного бюрократа, то государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры". "Действительная жизнь для самого бюрократа является материальной, ибо дух этой жизни ей предписан, ее цель лежит вне ее, ее бытие есть канцелярское бытие. Поэтому действительная наука представляется бюрократу бессодержательной, как действительная жизнь - мертвой, ибо его мнимое знание, его мнимая жизнь принимаются им за самую сущность. Бюрократ должен поэтому относиться по-иезуитски к действительному государству, будет ли это иезуитство сознательным или бессознательным. Но имея своей противоположностью знание, это иезуитство по необходимости должно достигнуть самосознания и стать намеренным иезуитством".

Итак, жизнь, которая есть, для бюрократа несущественна. Помимо реальной жизни существует официальное представление о ней, официаль­ная иллюзия. Бюрократия старательно наполняет каждую область жизни: ­политику, экономику, культуру, быт, - тем, что хочет увидеть, если надо выстраивая потёмкинские деревни. Она предпочитает формировать свою, искусственную реальность, предписывая, кто, что и как должен делать, кто, что и как говорить. Но, чтобы не ломать себе шею, не замечая ям на дороге, не замечая реальных проблем, бюрократ должен допустить в себе раздвоение: либо бессознательное иезуитство, когда он искренне верит в то, чего нет, и делает то, чего не замечает, либо сознательное иезуитство, когда он также искренне не верит ни во что, но делает вид, что верит, из личных корыстных побуждений.

Неся на себе печать российской отсталости, иезуитство советской бюрократии к несчастью не являлось до конца осознанным. Если бы всегда делали одно, а говорили другое - всё, наверное, обстояло бы лучше и проще. Попытки осуществить свое воображение часто при­водят к дикому хаосу. Бюрократия - это "сплетение практических иллюзий". Она воспринимает не насущный интерес общества, а свое представление о нем - свой насущный интерес. Вчера это была борьба с вредительством, сегодня - борьба за технический прогресс. Одна кампания сменяет другую, и так - без конца. "Если бюрократия, с одной стороны, есть воплощение грубого материализма, то, с другой стороны, она обнаруживает свой столь же грубый спиритуализм в том, что хочет все сотворить, то есть возводит волю в первопричину, ибо ее существование находит свое выражение лишь в деятельности содержание для которой бюрократия получает извне; следовательно, формированием этого содержание, его ограничением она может доказать свое существование". Для бюрократии мир есть просто объект ее деятельности". От пьянства - до научно-технической революции.

Но чем больше государство "выходит за рамки собственной сферы", чем больше оно стремится подчинить себе жизнь общества, тем хуже это ему удается. В этом - "ахиллесова пята" бюрократии, и там, где бюрократическая сила оказывается бессильной перед масштабом и сложностью решаемых ею проблем, - произвол воли сменяется хаосом, произволом стихийных сил. Волюнтаризм и стихийность - одно и то же. "Чем могущественнее государство и чем более политической является вследствие этого страна, тем менее она склонна понимать общий принцип социальных недугов и искать их корень в принципе государства, то есть в нынешнем устройстве общества".

 

 

К. Маркс, Сочинения, том 1, стр. 275

Там же, стр.270

К. Маркс, Сочинения, том 1, стр. 269

Там же, стр. 271

Там же, стр. 313

Там же, стр. 313

Там же, стр.272

К. Маркс, Сочинения, том 1, стр. 273

Там же, стр. 441


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"