Куликов Дмитрий Александрович : другие произведения.

Вдохновение и мастерство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько наивный реферат по эстетике. Специально для Коляна и Владиславы Владимировны.


ВДОХНОВЕНИЕ И МАСТЕРСТВО

  

Введение

   Вдохновение и мастерство являются краеугольными камнями любой творческой деятельности человека. На самом деле, разве возможно творчество без вдохновения, без этого толчка, побуждающего схватить кисть, рубанок или клавиатуру и создавать что-то новое, творить? Но, с другой стороны, чтобы написать в порыве вдохновения прекрасную картину, художник должен обладать некими навыками: "твёрдой рукой", чувством цвета и перспективы.
   В данном реферате речь будет идти в основном о понятиях вдохновения и мастерства в искусстве. Искусство по праву считается высшей формой эстетического творчества. Именно в искусстве происходит наиболее полное слияние реального и идеального, гармония внешнего мира связывается здесь с личностью, эмоциональной оценкой, этическими нормами.
   Согласно Гегелю, искусство определяется как проявление идеала. А идеал, в свою очередь, - это идея, в которой выражена действительность, соответственная понятию. Таким образом, задача искусства заключается в точном и правдивом отражении реальности. Ясно, что, отражая реальность, искусство обязано находить в ней красоту, однако оно не должно приукрашивать жизнь.
   Что же представляет собой красота? Что мы считаем красивым? В качестве ответа на эти вопросы можно привести цитату из романа Умберто Эко "Имя розы": "Ибо три условия должны сойтись для нарождения красоты: прежде всего целокупность, сиречь совершенство, и поэтому мы считаем уродливыми незавершённые вещи; далее достойная пропорциональность, сиречь соразмерность; и, наконец, яркость и светлота, и поэтому мы считаем красивыми вещи ясных цветов".
   Возвращаясь к основному предмету реферата, выдвинем тезис, который будет обоснован в последующих главах. А именно, на наш взгляд, вдохновение является внешним по отношению к человеку. Вдохновение не может быть вызвано путём произвольного желания - оно "снисходит свыше". Мастерство же, наоборот, характеризует способности, заложенные внутри человека. Эти способности можно целенаправленно развивать, тем самым, повышая уровень своего мастерства.
   Реферат построен следующим образом. Во второй и третьей главах обсуждаются определения понятий вдохновения и мастерства, извлечённые из различных источников. В заключительной четвёртой главе представлены наши выводы.
  
   1. Понятие вдохновения
   Постараемся сначала подойти к понятию вдохновения с позиций разума. А после дадим слово известным творческим людям, поэтам, тем, кто сам изведал вдохновения.
   В словаре Даля вдохновение определяется как "восторженность, сосредоточенье и необычайное проявление умственных сил". Подобное же по своей сути определение даёт и современная психология. "Вдохновение - психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. Оно является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче".
   Но, как известно, тщетными оказались попытки "алгеброй гармонию поверить", предпринятые Сальери в поэме А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери". По меткому выражению петербургского поэта Натальи Пахомовой, о вдохновении можно писать только в состоянии вдохновения.
   Вот как описывает это состояние Владимир Набоков. Вдохновение приходит сначала как "приуготовительное мреяние, не лишенное сходства с некой благодатной разновидностью ауры, предваряющей эпилептический припадок... Следующая стадия вдохновения есть нечто пылко предвкушаемое - и теперь уже не анонимное... Рассказчик предчувствует, что ему предстоит рассказать." Отметим, что на этом мысли Набокова резко обрываются, и он переходит к описанию случая из своей писательской практики.
   Для определения вдохновения поэты нередко прибегают к различным образным иносказаниям. Например, Г. Р. Державин пишет следующее: "Вдохновение не что иное есть, как живое ощущение, дар неба, луч божества. Поэт, в полном упоении чувств своих, разгораяся с вышним оным пламенем...приходит в восторг, схватывает лиру и поёт, что ему велит его сердце". Далее у него же: "От вдохновения происходят бурные порывы, пламенные восторги, высокие божественные мысли, выспренние парения, многосодержащие изречения, таинственные превращения, живые лицеподобия..."
   Наиболее часто для обозначения вдохновения используется символ "музы". Обычно, это - вполне реальная девушка или женщина, которой и адресуются написанные стихи, картины, мелодии. Не умаляя роль музы, заметим, что она проходит сквозь жизнь автора до создания им своего творения и остаётся в уже завершённом творении, однако муза не присутствует в самый важный момент - тогда, когда создаётся произведение искусства.
   Поэтому примем несколько иную точку зрения. А именно, вдохновение можно рассматривать как стороннюю силу, которая подчиняет себе человека и буквально заставляет его творить. Эта мысль была очень точно выражена Борисом Пастернаком:
   Когда строку диктует чувство,
   Оно на сцену шлёт раба,
   И тут кончается искусство
   И дышат почва и судьба.
   Как известно, многие поэты утверждают, что это не они пишут стихи, а "стихи их пишут". Так, по словам французского поэта и мыслителя Поля Валери: "Вдохновение - это гипотеза, отводящая автору роль наблюдателя. То есть, в процессе творчества рядом с автором появляется некий "дух", который собственно и творит.
   Очень важно найти ответ на вопрос о том, можно ли каким-нибудь образом призвать этого "духа", можно ли вызвать у себя вдохновение? Не секрет, что в настоящее время с этой целью некоторые творческие люди принимают наркотические препараты. О возможных последствиях такого творчества хорошо сказал в одной из своих песен Александр Васильев (группа "Сплин"): "Звезда рок-н-ролла должна умереть - от укола, закинувшись всем, от чего можно только балдеть..."
   С другой стороны, Васильевым озвучена и противоположная мысль: "Я наяву вижу то, что многим даже не снилось, не случалось под кайфом, не стучалось в стекло..." Истинное вдохновение бывает не "под кайфом", а наяву и не может быть вызвано насильно. Только в таком случае созданное произведение искусства будет "здоровым", жизненным, а не иллюзорным.
   В заключение главы опишем вкратце оригинальную концепцию вдохновения, предложенную выдающимся испанским поэтом и драматургом Федерико Гарсиа Лоркой. По его убеждению, существуют "три ступени, три этапа, с которыми сталкивается и через которые проходит любое произведение подлинного искусства, вся история литературы в ее круговороте от завершения к новым начинаниям и любой поэт сознающий, с каким сокровищем он по милости божьей имеет дело". Это - воображение, вдохновение, освобождение.
   Различие между воображением и вдохновением Лорка разъясняет следующим образом: "Если поэтическое воображение подчиняется логике человеческой, то поэтическое вдохновение подчинено логике поэтической. Бесполезна вся выработанная техника, рушатся все эстетические предпосылки, и подобно тому как воображение - открытие, вдохновение - это благодать, это неизреченный дар." Освобождение же согласно Лорке является единственной конечной целью искусства. Иначе говоря, творчество должно делать человека свободным.
  

2. Понятие мастерства

   Словарь Ожегова толкует слово "мастерство" как "высокое искусство в какой-нибудь области". Действительно, человека, добившегося замечательных успехов в своём деле, почтительно называют мастером. В чём секрет такого общественного признания? Существуют ли объективные критерии, позволяющие определить, является ли человек мастером или нет?
   Объективной мерой мастерства можно считать результат деятельности человека. Наиболее точно измеряется мастерство в спорте, где существуют различные степени мастерства - разряды, для получения которых необходимо выполнить соответствующие нормативы. Но достаточно ли одного рекордного результата, чтобы называться мастером? Великие спортсмены, такие, как Владимир Куц, Мохаммед Али, не просто одерживали победы, но делали это красиво. Они обладали своей особой, неповторимой индивидуальностью. Не зря Мохаммед Али говорил: "Чемпионы не делаются в спортивных залах - чтобы стать чемпионом, нужно иметь что-то внутри."
   Таким образом, при определении мастерства большую роль играют субъективные факторы. Особенно ярко это проявляется в искусстве, где численные оценки не применимы. Что же делает творческого человека мастером, поднимая его над другими творцами?
   Возможный вариант ответа на данный вопрос предлагается в романе Сэмюэля Дилэни "Вавилон-17". Главная героиня романа, знаменитый поэт Ридра Вонг, говорит о своих стихах следующее: "Я слушала людей, ловила их мысли, их чувства - они спотыкались о них, они не могли их выразить, и это было очень больно. А я отправлялась домой и отшлифовывала их, выплавляла для них ритмическое обрамление, превращала тусклые слова в яркие краски, заменяла режущие краски пастелью, чтобы они больше не могли ранить - таковы мои стихи. Я знаю, что хотят сказать люди, и говорю это за них".
   Итак, в искусстве критерием мастерства можно считать востребованность произведений автора. Мастер - не просто яркая индивидуальность и его творения должны быть не только совершенны по своей форме. Гораздо важнее, чтобы они были приняты людьми, были им необходимы.
   Но востребованность нельзя путать с дешёвой популярностью. Та же Ридра Вонг говорила то, что хотели сказать люди, а не то, что они хотели услышать. Иными словами, не может считаться мастером творец, потакающий желаниям аудитории. Искусство обязано правдиво отражать действительность.
   Всё же вопрос формы всегда был и есть одним из основных в искусстве. Ф. Шиллер в одном из "Писем об эстетическом воспитании" заметил, что "...настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание." Это высказывание допускает различные трактовки. На наш взгляд, Шиллер полагал, что творец должен найти такую неповторимую форму для своего произведения, которая бы осталась в памяти людей, затмив собою содержание.
   Безусловно, содержание важнее, чем форма. Но число различных сюжетов невелико: "есть лишь любовь и есть смерть," - пел Виктор Цой. Поэтому форма должна быть свежей, оригинальной. В качестве примера такой нестандартной подачи материала, рассмотрим стихотворение "Осенней берёзке" Натальи Пахомовой, которое начинается следующими строчками:
   Чтой стоишь одна-одинёшенька,
   В поле ветряном раскачалася?
   Иль пьяным-пьяна молодёшенька,
   О лихой зиме замечталася?
   Использование здесь фольклорной лексики совершенно оправданно, поскольку оно помогает раскрыть образ берёзки. У истинного мастера форма и содержание находятся в гармонии, взаимодополняют друг друга.
   Процесс творческого роста автора можно представить как поиск им подходящей формы для изложения своих мыслей и тех настроений, которые он чувствует вокруг себя. Отсюда следует, что любой творец имеет шанс стать мастером, если, конечно, он будет прикладывать для этого усилия.
   Напоследок рассмотрим интересную концепцию мастерства, представленную в современной китайской киноленте "Герой". В основе этой концепции лежит особое начертание иероглифа "меч", которое выражает три идеала мастера клинка. Первый идеал - "меч в руке", когда даже тростинка в руках мастера становится грозным оружием. Второй идеал - "меч в сердце", когда мастер, не имея оружия, может поразить противника силой своего духа. Третий и главный идеал - "отсутствие меча в руке и в сердце". Достигнув этого идеала, истинный мастер клянётся больше не убивать и живёт в гармонии с миром.
   Итак, данная концепция определяет мастерство как недеяние. Это недеяние исключает наступательную деятельность человека, всегда предполагающую активность и целеполагание. Действие внутри человека всё же происходит, но оно носит незримый, скрытый от других характер и осуществляется в соответствии с естественными законами природы.
   Отметим, что такая позиция восходит ещё к учению Лао-цзы, который утверждал, что "совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние, осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам...".

Заключение

   В реферате рассмотрены понятия вдохновения и мастерства в искусстве. Изучив различные трактовки этих понятий, мы можем сделать следующие выводы.
   Вдохновение - это особое состояние, в которое погружается человек, когда он созидает, творит. Вдохновение имеет мистический характер: оно приходит неожиданно как поток эмоций, образов и мыслей. Часто в состоянии вдохновения автор ощущает, будто идеи подсказываются ему "свыше". Переход в подобное состояние совершается непроизвольно и не должен вызываться насильственно (с помощью наркотических препаратов).
   Мастерство определяет уровень достижений автора. Главным критерием мастерства является востребованность созданных произведений искусства. Настоящий мастер выражает в своих творения не только собственные мысли, но и чувства окружающих его людей. Отличительные черты шедевров мастера - это неповторимость их формы, а также гармоничное сочетание формы и содержания. Если автор ищет новые пути в творчестве, работает над своими произведениями, вкладывая в них душу, то он имеет шанс стать мастером.

Литература

      -- С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин, "Специфика эстетического сознания", М., Высшая школа, 1974.
      -- В. М. Муриан, "Эстетический идеал", М., Искусство, 1966.
      -- В. В. Набоков, "Вдохновение"(статья), собр. соч. в 5-и т., СПб, Симпозиум, 1994.
      -- Материалы Интернет.
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
   2
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"