Кулишов Михаил Олегович : другие произведения.

Рецензия на Созутов С. "Cамхейн. Падение".

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой обзор на роман одного моего друга

  С автором не буду скрывать, знаком заочно, но, тем не менее, постараюсь сделать все, чтобы как можно более честно и объективно оценить его творение. Если что не так, не судите строго))).
  Жестокий мир раннего средневековья. Часть земель захвачено гиблым излучением давнего катаклизма, которое превратило их обитателей в свирепых бессмертных монстров, другая часть заселена преимущественно смертными и погрязла в невежестве и мракобесии. Бог Хаоса Самхейн воюет против народа сартов, которые не желают покоряться его воле, в то время как все иные уже давным давно встали под его тяжелую длань.
  Однако сарты не желают сдаваться и вступают в жестокую бескомпромиссную борьбу не на жизнь, а насмерть. В итоге все это приводит к тому, что в битву за Силору (название мира) включаются все без исключения расы и народы, и даже существа из иных зачастую весьма и весьма враждебных миров.
  В центре этого противостояния находится Самхейн, бог ветра Воронвэ, бывший его сподвижник ныне жаждущий положить конец тирании Владыки Хаоса, и бог порядка Оргел, предводитель народа сартов. К тому же в романе присутствует линия романтических отношений между Воронвэ, которого Самхейн лишил всех божественных сил за предательство, и Ханной, простой деревенской целительницей, куда как далекой от кровавых игр небожителей, что на фоне общей мрачной и жестокой стилистики повествования выглядит особенно сильно и звучит рвущей душу чистой высокой нотой.
  Можно даже сказать, что главный герой романа отнюдь не Самхейн, а как раз Воронвэ, который, наверное, единственный из всех персонажей сумел сохранить в себе некий внутренний свет и который, на мой взгляд, прописан у автора наиболее подробно и глубоко. Его жизнь отнюдь нельзя назвать радужной. Лишение сил, долгие скитания по жестокому миру, вынужденное участие в местных войнах в качестве простого солдата. Плен... Все это накладывает свой отпечаток на его личность, однако вопреки всем и всяческим перипетиям, Воронвэ не ожесточается, а напротив духовно восходит над своими страданиями и в итоге спасает свой мир ценой собственной жизни (на мой взгляд, наиболее сильная сцена романа).
  Бог порядка Оргел - третий возможный протагонист романа. Он непохож ни на Самхейна, ни на Воронвэ. Если последний - скорее романтичный мечтатель, искалеченный жизнью и лишь волею жестокой судьбы ставший солдатом и духовным подвижником, то Оргел как раз таки истый воин по рождению и духу. Эдакий рыцарь без страха и упрека, прямой как стрела и честный как прямой угол, крайне щепетильный в вопросах чести. Впрочем, последняя черта как раз таки присуща большинству представителей народа сартов, так что ничего удивительного в этом нет. При всем при том, Оргел, однако далеко не дурак и умело плетет интриг, стремясь спасти свой народ от бесчисленных орд Инфротерры. Он действует где-то тонко, где-то сильно и решительно, но никогда не опускается до подлости, чего как раз таки нельзя сказать о самом Самхейне.
  Самхейн... Наверное самый противоречивый и неоднозначный персонаж. Во-первых, обладая непомерной мощью с явным темным окрасом, он, тем не менее, не выглядит классическим черным властелином, ему знакомы и светлые порывы души, которые тот впрочем, старается гасить на корню. Но подобное удается ему далеко не всегда, например, в поединке с Воронвэ в самом начале романа, он не убивает своего бывшего друга, а лишь лишает сил, отрубает правую руку и изгоняет с небесного острова.
  К тому же верховный небожитель прекрасно играет на арфе и вообще, как ни странно при всей своей всевластной натуре, не чужд тонкой эстетики и духовности. Плюс ко всему при всей своей звериной жестокости это смелый воин, а отнюдь не трусливый палач, умело прячущийся за спинами своих воинов. Он умеет при случае быть благодарным и уважает чужую храбрость, однако и мстить умеет страшно, а предательства не прощает никому. Когда на его мир обрушиваются могучие иномировые силы и начинают плести там свои интриги, он, несмотря на то, что силовой перевес клонится явно не в его пользу, тем не менее, смело встает на их пути. К тому же в романе присутствуют некоторые намеки относительно прошлого бога хаоса и того, что раньше он был совсем другим. Видимо, эти события подробно описаны в иных томах саги о Самхейне.
  Еще, наверное, стоит отдельно упомянуть о ближайшем советнике Самхейна Имморталисе. Это бог света, который получил свою силу из рук бога хаоса. Он всячески угождает Самхейну на людях, но на самом деле он, по всей видимости, здесь самый подходящий персонаж на роль злодея. Всевозможные подлости и интриги хлещут через край там, где появляется этот герой. Имморталис тайно служит темным силам Шимбига, которым Самхейн стоит поперек горла, и которые готовы пойти на все лишь бы уничтожить его. Завидуя силе Старшего Бога, Имморталис делает все возможное, чтобы его падение осуществилось как можно скорее.
  Ханна - светлое и изящное дополнение к местному мрачному пантеону бессмертных. Это простая сельская девушка-целительница. Она находит бессознательного Воронвэ после поединка с Самхейном в окрестностях своей деревушки и выхаживает его. После меж ними возникает любовь, но воля злых обстоятельств разлучает возлюбленных, однако до самого конца девушка продолжает хранить ему верность и ждать своего суженного несмотря ни на что, вплоть до самой его кончины. Очень сильный и тонко прописанный персонаж, который, несмотря на что сильно выбивается из общего ряда, тем не менее, отнюдь здесь не лишний, а напротив вполне себе нужный и гармоничный.
  В целом роман написан в духе мэтров классического и темного фентези. Здесь прослеживаются мотивы Толкиена, Перумова, Муркока и даже отчасти авторов вампирского фентези, таких как Энн Райс и иже с ней. Огромный мир с самыми разнообразными локациями на любой самый требовательный вкус. Просто зашкаливающее количество рас как общепринятых в этом жанре, так и совершенно новых. Что называется, хоть сейчас по книге компьютерную игрушку делай. (И годная таки вещь получится, если конечно делать не на отвали).
  Довольно неоднозначное произведение, тем паче, что оно все же, будем честными, в большей степени относится к жанру фэнтези, нежели к научной фантастике. (И, конечно же, ранним Ефремовым, Азимовым и им подобными здесь даже и не пахнет)). Однако эта книга определенно заслуживает того, чтобы написать о ней. И вот по каким причинам.
  1 Довольно необычная стилистика изложения и высокохудожественный текст. Автор явно уже набил руку именно на подобных романах и работает, что называется в стилистике старой школы. Нет школотского сленга и набивших оскомину особенно здесь на СИ неологизмов, которые сильно портят повествование особенно в жанре классического фэнтези.
  
  2 Очень мощная энергетика повествования и весьма нетривиальный сюжет. Довольно масштабный размах интриги. Я бы сказал, что сейчас так очень редко кто пишет. Разве что мэтры старой гвардии, да и то не всегда. Автор не разменивается по мелочам. Его боги это действительно боги, темные и древние, которые не будут подобно современному обывателю разводить пустопорожние разговоры, и сразу, что называется, рубят сплеча, не особо разбираясь, кто прав, кто виноват. Очень ярко и красиво прописаны битвы и поединки. Именно на них делает свой акцент создатель сего творения.
  Нет длительных нудных описаний и диалогов, что особенно радует, благо многие современные авторы как раз этим и грешат. Однако тем не менее философия там все же присутствует, хотя и довольно своеобразная, как и мрачноватое чувство юмора автора, которое оценят далеко не все. Но тут уж всем не угодишь. Сюжет довольно сложный и запутанный, но в хорошем смысле этого слова. Вкупе с могучей энергетикой древних героев это дает эффект разорвавшейся бомбы. По крайней мере, у меня были именно такие ощущения.
  
  3.Весьма необычный финал, хотя в наше время, наверное, и этим уже никого особо не удивишь, благо пишет чуть ли не каждый второй, у каждого свое видение, и разобраться во всем этом потоке разномастных изложений довольно сложно.
  
  4 Присутствуют высокоразвитые расы с очень высоким вектором технического развития, поэтому пусть и с небольшой натяжкой это произведение можно сопрячь с НФ.
  
  5 Мотивация главных героев логична и понятна безо всяких натяжек и допущений. Глубоко прописаны их духовные составляющие. Персонажи не плоские, а подобно людям сложны и противоречивы в своих стремлениях, что еще больше погружает в мир автора, и заставляет читателя сопереживать его героям. Правда, немного неясно кто в схеме Самхейн-Воронвэ-Оргел антагонист, а кто протагонист, но это даже делает повествование еще интереснее.
  
  6 Есть подробное приложение относительно мира, в котором происходят события. Мир проработан красочно и детально, огромное количество самых разнообразных рас и локаций, хоть сейчас фанфики по нему пиши. Кто-нибудь из здешней публики может быть заценит)).
  
  7 Автор - жесткий фанатик всевозможных единоборств, холодного оружия, и вообще из плеяды так называемых искателей силы. Это видно буквально с первых строк повествования. Он получает кайф от того, что делает, а не пытается создать популярное чтиво из цикла: лишь бы пипл хавал. К тому же у него, несмотря на довольно молодой возраст, большой жизненный опыт, который, несомненно, помогает ему делать свои романы как можно более интересными и читабельными.
  
  Недостатки.
  
  1. Очень мрачная стилистика изложения и большое обилие кровавых сцен. На слабонервных все это может произвести довольно тягостное впечатление. Правда радует тот факт, что нет муссирования и смакования фекально-сортирных тем. Совсем. Повествование изложено в строгих канонах древней героики.
  
  2 Раса эрдов вооруженных высокими технологиями появляется только в третьей части книги, да и то ее роль там вторична. Во всем остальном роман - типичное классическое фентези, быть может, с небольшим темным уклоном.
  
  3 Иногда в тексте встречаются ошибки и описки самого разного толка, но этим в той или иной степени грешат все авторы))).
  
  4 Присутствует несколько побочных малых ветвей повествования, которые в дальнейшем не находят своего логического продолжения, но я так понимаю, это от того, что роман сей далеко не единственный в цикле.
  
  5 В романе все же многовато темных пятен. Непонятно, например, откуда получил свою силу сам Самхейн, в то время как остальные боги, по всей видимости, стали таковыми под воздействием его магии. Откуда взялись эрды, в чем суть противостояния Самхейна и демиургов темных миров Шимбига и Гашшарвы, кто такие Высокие Арканта, и отчего именно произошел Крах Времен, так изуродовавший родной мир бога Хаоса. Впрочем, сам автор обещал раскрыть все это в последующих романах и даже подвести некий научный базис под основные законы магии собственной вселенной. С интересом прочту)).
  
  6 Язык понятный и лаконичный, но некоторые наверняка найдут его излишне кратким и скуповатым, особенно в том его аспекте, который касается отвлеченных описаний (пейзажи, ландшафты и т. д.). Но здесь опять же у каждого свое видение.
   В общем, подведем итоги. Хотя поклонникам старой доброй НФ это произведение вряд ли понравится, любителям классического и темного фэнтези ЧИТАТЬ ПО ЛЮБОМУ. Я лично такой сильной вещи в подобном жанре не встречал уже очень давно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"