Купцов Александр : другие произведения.

У истоков енакиевской почты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Лет десять тому назад я уже писал о зарождении енакиевской почты. Но с тех пор удалось познакомиться с новыми документами. Поэтому предлагаю читателям уточненный и значительно дополненный вариант этой статьи.
  
  
***
  
  В конце XVIII века еще не было города Енакиево. На той территории простиралась девственная степь, покой которой нарушали несколько малолюдных деревенек и одна большая по тем временам деревня Ольховатка. Как раз через Ольховатку проходил старинный почтовый тракт из Москвы в тогдашнюю столицу Земли Войска Донского Черкасск (ныне станица Старочеркасская Ростовской области РФ; в 1786-1870 гг. - Земля Войска Донского, в 1870-1918 гг. - Область Войска Донского). Путь лежал через Калугу, Курск, Орел, Харьков, Змиев, Славянск, Бахмут, Луганское, Чернухина (Чернухино), Ольховатку и далее через почтовые станции Земли Войска Донского до Черкасска [см. маршрут XXX: Новый российский дорожник, верно показующий все почтовые пути Российской Империи...СПб.: Императорская Типография, 1803. С. 37 - 38].
  
  
 []
  
 []
  
  Еще один тракт - из Риги до Черкасска - проходил от Бахмута, минуя Ольховатку, через деревни Луганское, Чернухино и Ивановское [маршрут L: Там же, с. 63 - 64].
  В "Указателе дорог Российской империи..." Михаила Вистицкого, вышедшем в 1804 г., на тракте от Бахмута до Земли Войска Донского указаны деревни Луганское, Чернухина, Ольховатка и Ивановская [см. маршрут 117: Указатель дорог Российской империи, содержащий в себе описание всех главных и побочных почтовых и других проезжих больших дорог, ведущих от обеих Столиц к Губернским городам, и соединяющих взаимно оные меж собою и с уездными. Часть I / Сочинен Свиты Его Императорского Величества по Квартирмейстерской части Генерал-Майором Михаилом Вистицким. СПб.: Тип. Театральной Дирекции, 1804. С. 79]. Это была вторая дорога из Москвы в Черкасск, первая пролегала через Воронеж.
  
  
 []
  
  Через Бахмут проходила еще одна дорога - на Екатеринославль (Екатеринослав) [ненавидящий свою мать Павел I, как только вступил на престол, сразу же переименовал Екатеринославль в Новороссийск, так он назывался с 1796 по 1802 гг. Александр I вернул городу прежнее имя, при Советской власти город переименован в Днепропетровск, ныне г. Днепр]. Из Бахмута в Екатеринослав дорога пролегала через деревни Васильева, Новая, Гришина, Славянка, Петропавловская, Дмитриевка, г. Павлоград, дер. Коробино, г. Новомосковск, дер. Подгорное [Указатель дорог Российской империи, содержащий в себе описание всех главных и побочных почтовых и других проезжих больших дорог, ведущих от обеих Столиц к Губернским городам, и соединяющих взаимно оные меж собою и с уездными. Часть I / Сочинен Свиты Его Императорского Величества по Квартирмейстерской части Генерал-Майором Михаилом Вистицким. СПб.: Тип. Театральной Дирекции, 1804. С. 187]. Почтовую дорогу начали прокладывать сразу же, как только (с 1776 по 1787 гг.) стал строиться Екатеринослав. В некоторых интернет-публикациях этот тракт ошибочно называют Бахмутским. Иногда его именуют Главной почтовой дорогой, как будто это собственное название именно данного почтового тракта - от Бахмута до Екатеринослава. Главная почтовая, побочная почтовая или проезжая большая дорога - так во всех тогдашних почтовых справочниках определяли лишь вид дороги на любых маршрутах.
  А Бахмутским трактом назывался почтовый путь от Бахмута до Черкасска. Его по императорскому указу обслуживали казаки Войска Донского. Обязанность эта была для них обременительна, потому они в 1773 году обратились в Санкт-Петербург в Военную коллегию с просьбой освободить их от этой повинности. Но Екатерина II, согласившись с мнением Военной коллегии, 25 июня 1773 года повелела войсковому наказному атаману Семену Сулину и "всему нашему Войску Донскому": "...почту по Бахмутскому тракту содержать непременно, к чему и выслать людей с лошадьми из ближайших к оным станиц, а дабы одним пред другими отягощения происходить не могло, то как людей, так и лошадей употреблять с переменою и сие содержание почт зачитать всем будущим при оных людям за обыкновенную с протчими внутреннюю службу" (орфография сохранена) [О содержании от Войска Донского почты по Бахмутскому тракту // Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным / Изд. обл. правл. Войска Донского под ред. А. А. Карасева и Х. И. Попова. Т. 3. Новочеркасск, 1894. С. 194].
  
  
 []
  
  Почтовая станция Ольховатка была небольшой: почтовая изба, конюшня, в которой содержалось до восьми лошадей, и постоялый двор для отдыха и ночевки путников, где можно было переждать и непогоду. Тракт представлял собой наезженную грунтовую дорогу. Порой - в распутицу и при снежных заносах - почтовая гоньба задерживалась на несколько дней. Тогда для расчистки дорог привлекалось и местное население. Зимой письма и пассажиров развозили на санях (розвальнях и пошевнях), а в бесснежное время - в кибитках и двухместных или четырехместных колясках [Новый российский дорожник, верно показующий все почтовые пути Российской Империи...СПб.: Императорская Типография, 1803. С. 293]
  По тракту перевозили чиновников и частных лиц, а также казенную и частную корреспонденцию, посылки и деньги (в виде ассигнаций и монет). Указом от 14 ноября 1783 года Екатерина II установила "единообразную почтовую таксу" для пересылки почтовых отправлений: "с каждого письма в лот или три золотника на 100 верст по 2 копейки, меньше же 100 верст по 1 копейке, и так далее по расчислению верст; а хотя бы письмо в один или 2 золотника было, брать с него весовые деньги как за полный лот или 3 золотника положено... Что же касается до посылок, на почте отправляемых, с оных брать с каждого фунта весовых денег столько, сколько положено ныне за лот с письма..." (1 лот = 3 золотника = 12, 797 г; 1 фунт = 409,5 г) [Именной Указ, данный Генерал-Майору Безбородко "О платеже за доставление писем и посылок чрез почты" // Полн. собр. законов Российской империи. Т. XXI. СПб.: Тип. II Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. С. 1054]. Такой порядок действовал до апреля 1807 года.
  Кроме того, посылки и деньги, на основании императорских указов 1783 и 1795 гг., принимались к отправлению "с пятью полупроцентов сверх весовых денег по таксе" (своеобразная страховая сумма). "По причине умножившейся ныне корреспонденции на легких почтах посылки казенные и частных людей" принимались по указу от 21 января 1782 г. "весом не более пяти фунтов" [Новый российский дорожник, верно показующий все почтовые пути Российской Империи...СПб.: Императорская Типография, 1803. С. 257 - 258].
  В 1806 году столица Земли Войска Донского перенесена из Черкасска в Новочеркасск. Поэтому почтовый тракт из Бахмута пошел не в Черкасск, а в Новочеркасск. Через Землю Войска Донского проходил также тракт из Бахмута в Астрахань через дер. Луганское, Чернухино, Александровская и Ивановское [Почтовый дорожник, или Описание всех почтовых дорог Российской империи... / Издан Почтовым департаментом. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1829. С. 51]. Почтовая же станция Ольховатка в справочниках после 1806 г. более не упоминается.
  
  
 []
  
Карта Екатеринославской губернии (фрагмент) // Карманной почтовой Атлас всей Российской Империи, разделенной на Губернии с показанием главных почтовых дорог: Сочинен, гравирован и печатан в 1808 году при Собственном Его Императорского Величества Депо карт в С.-Петербурге.
  
  
 []
  
Дорожная карта Российской Империи со всеми почтовыми и проселочными проезжими дорогами, способными для кратчайшего проезда вообще всякому, а также нужными для провозу товаров, торгующему купечеству и прочим промышленникам. Сочинена в 1809 году. Масштаб 20 верст в дюйме (фрагмент).
  
  
 []
  
Генеральная карта Екатеринославской губернии. С показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояния между оными верст. СПб., 1821 (фрагмент). На этой карте хорошо видны два тракта из Бахмута - в Землю Войска Донского и в Екатеринослав.
  
  
 []
  
Атлас Российской Империи, содержащий в себе 51 губернию, 4 области, Царство Польское и Княжество Финляндское. СПб.: Военнотипографическое депо, 1830, доп. 1835. Екатеринославская губерния. Л. 55 (фрагмент).
  
  
***
  
  Потребность в почтовой связи в местности, где ныне расположен город Енакиево, возникла в мае 1858 г., когда здесь, на речке Садки в нескольких верстах от села Корсунь, начал строиться опытный Петровский чугуноплавильный завод, действовавший по март 1866 года [подробнее о Петровском заводе см. мою статью: Купцов А. Неудача, открывшая путь к современной металлургии // http://samlib.ru/editors/k/kupcow_a_e/h6.shtml]. Почтовый тракт от Петровского завода проложен не был. Но связь непременно надо было держать как с Корпусом горных инженеров и Горным департаментом в Санкт-Петербурге, так и с Луганском, где располагался центр Луганского горного округа, в который входил Петровский завод. Да и специалистам завода надо было общаться со своими родственниками и коллегами. Добираться же до почтовой дороги, а по ней до Луганского литейного завода, где размещалась почтовая контора, приходилось собственными силами. Каков был этот путь - документы сведений не сохранили. Одно известно: по словам автора проекта строительства Петровского завода и первого его руководителя Аполлона Федоровича Мевиуса, которого в Украине считают родоначальником отечественной металлургии, грунтовые "дороги здешние, по свойству грунта, очень дурны, и во время дождей быстро превращаются в невылазную грязь", а зимой по ним тяжело передвигаться из-за гололеда [Выписка из донесений полковника Мевиуса штабу Корпуса горных инженеров о чугуноплавиленном заводе, устраиваемом казною в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии // Горный журнал. 1862. Часть I. С. 129].
  По данным за 1859 г. в Екатеринославской губернии почтовые ведомства были лишь в нескольких крупных населенных пунктах: в Екатеринославе губернская контора 2-го класса; уездные почтовые конторы - 1-го класса в Ростовской крепости и Таганроге, 2-го класса в Бахмуте, 3-го класса в Верхнеднепровске, Мариуполе, Новомосковске и Павлограде, 4-го класса в Азове, Александровске, Луганском заводе, Никополе и Славяносербске; кроме того, действовали почтовые отделения в Ивановске, Нахичевани на Дону и Неенбурге (Нейенбурге - меннонитской немецкой колонии, ныне это село Малышевка в Запорожской области) и "станция приема различного рода корреспонденции" - Славянская [Список чиновникам почтового ведомства и почтовым местам. СПб.: Тип. Почтового департамента, 1860. С. 90]. По данным за 1875 год, почтовая контора Луганского литейного завода стала уже 3-го класса, почтмейстером в ней был коллежский асессор (1859 г.), а позже титулярный советник (1875 г.) Иван Петрович Падалка, до него должность почтмейстера (1844 г.) занимал титулярный советник Иван Яковлевич Гузей [там же, с. 53, а также: Список чиновникам почтового ведомства и почтовым местам 1844 года. С. 97; Список лицам, служащим по почтовому ведомству, и почтовым местам. СПб.: Тип. Т-ва "Общественная польза", 1875. С. 112].
  На карте показаны Луганский литейный завод и с. Корсунь, неподалеку от которого находился Петровский завод.
  
 []
  
Источник: Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года. XIII. Екатеринославская губерния с Таганрогским градоначальством / Изд. Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел; Ред. И. Вильсон. СПб.: 1863. Приложение: Карта Екатеринославской губернии (фрагмент).
  
  
***
  
  В последней четверти XIX века в Донецком бассейне, как и во всей Российской империи развернулось железнодорожное строительство, после чего почтовое сообщение стали постепенно переводить на железные дороги. 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1879 года начала действовать железная дорога Хацепетовка - Криничная, к строительству которой приступили годом раньше. Эта дата является и днем основания станции Хацепетовка (ныне Углегорск) [Исторический очерк развития железных дорог в России от их основания по 1897 год включительно... Приложение. Таблица III. С. 26]. С вводом в действие этой линии строятся станции Волынцево и Садки.
  
  
 []
  
  С 1 января 1894 года вступила в строй дорога Хацепетовка - Ясиноватая [Исторический очерк развития железных дорог в России от их основания по 1897 год включительно... Приложение. Таблица II. С. 2 - 3]. Возможно, уже тогда появился и Петровский пост, который до строительства Петровских заводов был безымянным. А 15 октября 1896 года введена в эксплуатацию сооруженная за казенные деньги трехверстная дорога Криничная - Путепровод [Исторический очерк развития железных дорог в России от их основания по 1897 год включительно... Приложение. Таблица II. С. 35]. Дорогой частного пользования был и построенный Русско-Бельгийским металлургическим обществом в 1896 году трехверстный железнодорожный путь от Петровского поста, который стал называться разъездом Петровские заводы, а позже станцией Енакиево [Исторический очерк развития железных дорог в России от их основания по 1897 год включительно... Приложение. Таблица III. С. 57]. Причем, с каждым годом усиливалась роль станции Енакиево, связывающей Петровские заводы и рудники с железной дорогой.
  
  
 []
  
Станция Енакиево
  
  
 []
  
Карта Бахмутского уезда Екатеринославской губернии с указанием: полицейских станов, земских и медицинских участков, почтовых станций, расстояний между ними и училищных пунктов. Составил землемер М. Гринер в 1891 году. Издание Бахмутского земства, второе, исправленное и дополненное в 1894 году.
  
  
 []
  
Фрагмент карты Екатерининской железной дороги 1903 г. // По Екатерининской железной дороге. Выпуск 1-й. (Введение и часть первая). Изд. Управления Екатерининской железной дороги. Екатеринослав: Печатня С. П. Яковлева, 1903. Приложение.
  
  
 []
  
Схема железных дорог Российской Империи. Издание И. Ф. Зауэра. СПб: Картографическое заведение А. Ильина, 1906 (фрагмент).
  
  
 []
  
Карта Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии с указанием деления уезда на волости и медицинские участки, земских почтовых станций, расстояний между ними, телефонных центральных станций, земских лечебниц, фельдшерских пунктов и школ земских, министерских, церковно-приходских, грамоты, немецких и др., почтовых и телеграфных отделений и прочего. Составил землемер М. Гринер в 1891 году. Издание четвертое. Им же исправленное и дополненное в 1908 году. Издание Бахмутского земства. Масштаб 6 верст в дюйме (фрагмент).
  
  
 []
  
Фрагмент карты Екатерининской железной дороги 1912 г. // По Екатерининской железной дороге. Выпуск II-й. Изд. Управления Екатерининской железной дороги. Екатеринослав: Типо-Литография Екатерининской железной дороги, 1912. Приложение.
  
  
***
  
  В середине 90-х годов XIX века, сразу же после начала строительства Петровского завода. возникла необходимость в открытии здесь почты и телеграфа. Ведь администрации завода надо было постоянно держать связь с правлением Русско-Бельгийского металлургического общества (РБМО), которое находилось в Санкт-Петербурге, а также с различными учреждениями, поставщиками и покупателями. В почтовых услугах нуждались также специалисты, прибывшие сюда из-за границы и из других губерний Российской империи. Телеграфом должны быть обеспечены и железнодорожные станции.
  Поэтому руководство Петровскими заводами РБМО еще в 1896 году обратилось к екатеринославскому губернатору с ходатайством о создании почтово-телеграфного отделения. 8 июня (27 мая по старому стилю) 1897 года в полутора верстах от железнодорожного Петровского поста (ныне станция Енакиево) открылось почтово-телеграфное отделение с приемом международной телеграфной корреспонденции. Это и есть день рождения енакиевской почты.
  В штате отделения первоначально были начальник, чиновник, один почтальон и сторож. "Установлена ежедневная подвозка почт на станцию Волынцево", а "помещение с отоплением и освещением и перевозка почт предоставлены администрацией заводов бесплатно на первые три года" [Обзор Екатеринославской губернии за 1897 год: Приложение ко Всеподданейшему отчету Екатеринославского губернатора. Екатеринослав, 1898. С. 21]. Местную почту завод поддерживал и в дальнейшем, хотя она и находилась в подчинении Главного управления почт и телеграфов Министерства внутренних дел Российской империи.
  
  
 []
  
  Уже на следующий год Енакиевское отделение приобрело более высокий статус: "Почтово-телеграфное отделение Петровский завод с 1-го января [1898 года] преобразовано в почтово-телеграфную контору VI класса, с добавлением в штат таковой двух чиновников и одного почтальона" [Обзор Екатеринославской губернии за 1898 год: Приложение ко Всеподданейшему отчету Екатеринославского губернатора. Екатеринослав, 1899. С. 23]. Сначала почту доставляли на ст. Волынцево, и лишь после 1903 года почтовую контору стала обслуживать станция Енакиево.
  
  
 []
  
  Начальником конторы назначили титулярного советника Петра Платоновича Попова, а чиновником 5-го разряда Георгия Дмитриевича Ковалева [Адрес-календарь и памятная книжка Екатеринославской губернии на 1901 год. Отдел III. Екатеринослав: Типография Губернского Правления, 1900. С. 44]; по данным за 1903 год начальником конторы оставался Петр Платонович Попов, но уже в более высоком чине - коллежского асессора, в его подчинении были два чиновника: IV разряда губернский секретарь Людовик Давидович Дрейман и V разряда коллежский регистратор Федор Кузьмич Дураков [Екатеринославская губерния. Памятная книжка и Адрес-календарь 1903 года. Отдел III. Екатеринослав: Типо-Литография Губернского Правления, 1903. С. 15]; позже начальником стал надворный советник Митрофан Павлович Яновский, а его помощником - коллежский секретарь Александр Николаевич Раковский, потом титулярный советник Василий Иванович Войтенко [Адрес-календарь и памятная книжка Екатеринославской губернии на 1910 год. Екатеринослав: Типография Губернского Правления, 1910. С. 83; Адрес-календарь и памятная книжка Екатеринославской губернии на 1912 год. Екатеринослав: Типография Губернского Правления, 1912. С. 84].
  В годы первой мировой войны начальником Енакиевской почтово-телеграфной конторы был коллежский советник Александр Иванович Катрухин, его помощником - коллежский асессор Ананий Ульянович Самохин, потом титулярный советник Георгий Андреевич Головков [Екатеринославский адрес-календарь. 1916 г. Екатеринослав: Издание Губернской типографии, 1916. С. 303; Екатеринославский адрес-календарь. 1917 год. Екатеринослав: Издание Губернской типографии, 1917. С. 257].
  В 1907 году в Хацепетовке (нынешнем Углегорске) уже был почтовый пункт, в котором выдавалась простая корреспонденция [Почтово-телеграфные учреждения в Российской империи к 1 августа 1907 г.: Составл. по офиц. источникам М.М. Розенбергом. Одесса, 1907. С. 201]. А в годы Первой мировой войны в Хацепетовке действовало почтовое отделение, исполняющим обязанности начальника которого был Андрей Иванович Лисак [Екатеринославский адрес-календарь. 1917 год. Екатеринослав: Издание Губернской типографии, 1917. С. 258; Список почтовых, почтово-телеграфных учреждений, ж. д. станций и др. пунктов обмена почт, открытых с 1-го сентября 1915 года по 1-ое апреля 1917 года: 1-ое дополнение к официальному списку. Пг. : Журн. Почтово-телеграф. эхо, 1917. С. 125]. В названном "Списке..." упоминается и открытое в годы войны почтовое отделение в селе Корсунь-Садки [Список почтовых, почтово-телеграфных учреждений, ж. д. станций и др. пунктов обмена почт, открытых с 1-го сентября 1915 года по 1-ое апреля 1917 года: 1-ое дополнение к официальному списку. Пг. : Журн. Почтово-телеграф. эхо, 1917. С. 55].
  Адреса на почтовых корреспонденциях писались довольно просто: Енакиево, Екатеринославская губерния, фамилия отправителя или получателя (поселки, уезд не назывались, лишь железнодорожная станция или город; редко называли улицу и дом, а так как дома были без нумерации, то указывали их по фамилии владельца: дом Жива, дом Мычкина...) Еще проще были адреса на телеграфных отправлениях: Енакиево - Винокурову, Енакиево - Живу, Енакиево - Духаю, Енакиево - Русско-Бельгийское (так сокращенно называли контору Петровских заводов Русско-Бельгийского металлургического общества) и тому подобное.
  Почтовые марки стоили недорого - от одной копейки и выше. Кстати, с 1901 года, по сведениям С. Ореховой [здесь и далее сведения по Бахмутскому уезду взяты из ст.: Орєхова С. Земська пошта Марiупольського i Бахмутського повiтiв Катеринославської губернiї наприкiнцi XIX початку XX ст. // Iсторичнi i полiтологiчнi дослiдження / Донецький нацiональний унiверситет. 2003. ? 5/6 (17/18). С. 32 - 42], в Бахмутском уезде была создана земская почта. Она предназначалась для пересылки корреспонденции внутри уезда и ее доставки с государственной почты в те селения, где не было министерской почты. Марки, наклеенные на конверты, гасили календарным штемпелем.
  В Енакиевской конторе имелись также два мастичных штемпеля - для заказной корреспонденции и для денежных переводов. Опускали письма в большие напольные почтовые ящики. Один из таких ящиков хранится в ведомственном музее Енакиевского центра почтовой связи.
  
  
 []
  
  С 1911 года постановлением Министерства внутренних дел в учреждениях почтово-телеграфного ведомства Российской империи введена подписка на периодические "внутренние повременные издания". В поселках при Петровских заводах до 1917 года собственных газет не издавалось. Типография здесь (не считая подпольной социал-демократической типографии) появилась в 1910 году, но она печатала лишь различные бланки, рекламные листы и тому подобное. Поэтому жители выписывали уездные издания ("Бахмутская жизнь", "Бахмутская копейка", "Донецкое слово", "Бахмутский курьер", "Бахмутский листок"...), губернские и столичные газеты и журналы. Правда, последние можно было получать непосредственно из издательств. Продавались они и в розницу. Но подписаться на газеты и журналы было выгоднее. Так, годовая подписная цена еженедельной "Народной газеты" в 1909 году стоила 50 копеек, а самой дорогой была ежедневная газета "Донецкое слово" - 7 рублей 20 копеек. Очень популярный еженедельный общероссийский журнал "Нива" с приложениями (куда вошли 27-томное полное собрание сочинений В. Короленко и 8-томное собрание сочинений А. Майкова) стоил с пересылкой всего 8 рублей на год (по данным за 1914 г.).
  В начале 20 века появилась в поселках при Петровских заводах и телефонная связь.
  Ещё в 1898 г. Бахмутское земство подало ходатайство о создании телефонной сети в уезде за счёт казны, но безрезультатно. Тогда решено было организовать земскую телефонную сеть. До половины затрат на ее строительство согласились покрыть собственники местных горнопромышленных предприятий. В июле 1901 г. проект был утвержден, а уже летом следующего года Бахмутская телефонная сеть заработала: построено 8 центральных станций, 435 верст телефонных линий, проложено 1112 верст проводов, установлено 90 аппаратов, из них 20 - для нужд земского самоуправления, остальные 70 - для частных абонентов. Частные лица, желавшие иметь телефонную связь, вносили на создание сети 750 руб. единовременно, а еще ежегодно платили на содержание и обслуживание от 70 до 150 руб. [О.В. Фролова. Из истории местной телефонной связи в России: земские телефонные сети / ЭИС. Электросвязь: история и современность. 2007. ? 1. С. 9].
  Телефон установили в главном управлении Петровскими заводами, на железнодорожной станции Енакиево (а позже и на станциях Волынцево и Хацепетовка) и лишь у нескольких состоятельных жителей, ведь домашний телефон был большой роскошью. Номера были двухзначными: например, владельцу магазинов и мельницы М.Е. Духаю можно было дозвониться по номеру 18.
  
  Александр КУПЦОВ
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"