Купцов Александр : другие произведения.

Театр начинался в Глухове

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Возможно, кому-то заголовок покажется слишком категоричным, а потому в конце предложения он поставит знак вопроса. Но, опираясь на исследования А. Васильчикова и А. Казимирова, Р. Пилипчук в "Енциклопедiї сучасної України" утверждает: "Летопись украинского аматорского [самодеятельного] театра начинается 7 апреля 1730 с домашнего спектакля в доме глуховского промышленника И. Миклашевского" [Пилипчук Р. Я. Аматорський театр // http://esu.com.ua/search_articles.php?id=43956; Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т. 1. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. С. 152; Казимиров О. Український аматорський театр (Дожовтневий перiод). К.: Мистецтво, 1965. С. 30]. (Заметим только, что в утверждении Р. Пилипчука есть две неточности: домашний спектакль состоялся в доме Степана(Стефана) Михайловича Миклашевского, а не И. Миклашевского, и был С. Миклашевский бунчуковым товарищем, а не промышленником [Модзалевский В. Малороссийский Родословник. Т. 3. К.: Типо-литогр. С. В. Кульженко, 1912. С. 481]). Конечно, и до этой даты уже действовал школьный театр, а еще раньше широкое распространение получили выступления скоморохов и вертепные представления. Но профессиональный театр все-таки возник на основе театра аматорского (самодеятельного).
  Васильчиков и Казимиров ссылались на "Дневные записки" Якова Марковича, который в дневниковой записи за 7 апреля 1730 года писал: "У Миклашевского инспектор с детьми выправляли комедию".
  
  
 []
  
Источник: Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича / Изд. Александра Марковича. Часть первая. М.: Тип. В. Готье, 1859. С. 349.
  
  Сварковский помещик, видный историк и этнограф Александр Михайлович Маркович в 1859 году издал в двух томах "Дневные записки" своего деда Якова Марковича в сокращенном виде. Полная дневниковая запись за 7 апреля 1730 г. опубликована А. Лазаревским в 1897 году:
  
  
 []
  
Источник: Дневник генерального подскарбия Якова Марковича/ 1730 - 1734 / Изд. "Киевской Старины", под ред. Ал. Лазаревского. Часть третья. К.: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1897. С.18.
  
  Нельзя исключать, что в каких-то панских домах любительские спектакли ставили и до 7 апреля 1730 г. Возможно, и в доме С. Миклашевского театральные представления организовывали раньше. Однако постановка комедии в доме С. Миклашевского, о чем речь шла в дневнике А. Марковича, - первый документально зафиксированный факт о самодеятельном театре в Левобережной Украине. Поэтому вполне можем считать, что украинский аматорский театр родился 7 апреля (18 апреля по современному летоисчислению) 1730 года в тогдашней столице Гетманщины Глухове в доме С. Миклашевского.
  Спектакли в панских домах в то время были не так и часты. Образ жизни глуховской казацкой верхушки оставался прежним: паны любили гостевать друг у друга, играя в карты, "кушая" и "подпияхом зело", о чем нередко можно почитать в дневнике Я. Марковича.
  
  
***
  
  Новый этап театрального искусства в Глухове связан с Кириллом Разумовским, эпоху гетманства которого (1750 - 1764) О. Субтельный назвал "золотой осенью Гетманщины": при нем "Глухова коснулся дух Европы. Столицу Гетманщины украсили изящные дворцы с английскими парками, в театре сменяли друг друга итальянские оперные труппы, и местная знать, одетая по последней парижской моде, заполняла многочисленные кофейни..." [Субтельный О. Украина: история. К.: Либiдь, 1994. С. 220].
  
  
 []
  
  Прибыв в Глухов, К. Разумовский привез с собой большой оркестр и актерскую труппу, которая действовала там вплоть до ликвидации гетманства в 1764 г. и отъезда К. Разумовского из Глухова в Москву. Первым спектаклем в гетманском дворце была комическая опера "Изюмская ярмарка", показанная в декабре 1751 г. на французском языке под названием "La foire de Hizim" [Iсторiя українського театру: у 3-х т. Т. 1: Вiд витокiв до XX столiття / редкол. тому: Г. А. Скрипник та iн. К.: НАН України, IМФЕ iм. М. Т. Рильського, 2017. С. 64].
  Дневник Я. Марковича позволяет назвать точную дату первого спектакля в Глуховском гетманском дворце - это 19 декабря (30 декабря по новому стилю) 1751 г.
  
  
 []
  
Источник: Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича / Изд. Александра Марковича. Часть вторая. М.: Тип. В. Готье, 1859. С. 300.
  
  После этого спектакли в гетманском дворце (с некоторыми перерывами) показывали через несколько дней. Так, в дневнике Я. Марковича за январь 1752 года сообщается о трех комедиях на сцене гетманского дворца: 12, 26 и 30 января.
  
  
 []
  
Источник: Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича / Изд. Александра Марковича. Часть вторая. М.: Тип. В. Готье, 1859. С. 301.
  
  По сведениям П. Н. Беркова, это были, в том числе, комедии Мольера "Скапиновы обманы" и "Принужденная женитьба", но уже не на французском языке, а в переводе Василия Теплова:
  "Первые сведения о тепловском переводе "Принужденной женитьбы" были сообщены В. И. Резановым в статье "Рукописные тексты сочинений А . П. Сумарокова в Академии наук" в 1904 г... "Принужденная женитьба" была в XVIII в. издана дважды: в 1779 и 1788 гг., причем оба раза без указания имени переводчика... (рукопись комедии называлась: "Принужденная женитьба. Комедия, переведена из Молиера и представлена в Глухове на театре его ясневельможности гетмана и ковалера в 1752 годе генваря "(пропуск)" дня"). Комедия "Скапиновы обманы" в переводе В. Теплова не была издана. Рукопись этого перевода очутилась каким-то образом в Париже, где ее приобрел известный французский писатель Жюль Кларти" [Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Ленинград: Наука, 1977. С. 44 - 45].
  В феврале 1757 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны состоялось публичное открытие Российского театра в Санкт-Петербурге. По словам П. Н. Беркова, "сразу же встал вопрос о репертуаре. Было ясно, что пьесы школьного театра и сопровождавшие их интермедии исключались из возможного репертуара Российского театра... Новая русская драматургия в те годы состояла из пяти трагедий Сумарокова, двух - Ломоносова, одной - Тредиаковского... Оригинальных русских комедий было и того меньше": лишь пять, написанных Сумароковым. Поэтому сразу же начались поиски новых пьес. Часть их в переводах Василия и Григория Тепловых использовали из репертуара Глуховского гетманского театра [Там же, с. 43 - 44].
  Григорий Теплов был не только автором пьес для гетманского театра, но и сыграл решающую роль в организации самого театра.
  Григорий Николаевич Теплов (1711, или 1712, или 1716, или 1717, или 1720 - 1779) - видный государственный деятель Российской империи XVIII века, философ, писатель, поэт, переводчик, композитор и живописец.
  Называют не только разные годы его рождения (наиболее принят 1717-й), разнятся сведения и о родителях Григория Теплова: то он сын рыбака из Поморья, то сын истопника, то внебрачный сын Феофана Прокоповича от истопницы или монахини Александро-Невской лавры. (Архиепископ Феофан Прокопович - выдающийся политический и духовный деятель петровского времени, ученый и мыслитель, ректор Киево-Могилянской академии в 1710-1716 гг., основатель и руководитель знаменитой школы при Александро-Невской лавре).
  Первоначальное образование Григорий Теплов получил в школе при Александро-Невской лавре. Его детские годы прошли под покровительством Феофана Прокоповича, отчего и пошла молва, что Григорий - внебрачный сын архиепископа. Обучение продолжал в Германии в Геттингенском университете. Вернувшись в Россию в 1736 г., поступил в студенты при Академии наук, а спустя год назначен академическим переводчиком. На образованного и талантливого Теплова обратил внимание фаворит императрицы Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, приставив его в воспитатели к своему младшему брату Кириллу. Под присмотром Теплова К. Разумовского отправили учиться за границу, где они несколько лет провели в Италии, Франции и Германии. Вернувшись в Петербург, 16-летний Кирилл получил графский титул, а в 18-летнем возрасте возглавил С.-Петербургскую академию наук. Григорий Теплов остался при нем советником и фактически управлял делами академии. Он был автором устава Московского университета и различных академических реформ. Но Григорий Николаевич конфликтовал с Ломоносовым, который умолял императрицу, чтобы она избавила его от "Теплова ига", разжаловал Миллера за теорию норманизма, а поэта Тредиаковского "ругал как хотел... и грозил шпагою заколоть".
  Когда К. Разумовский стал гетманом Войска Запорожского, то его канцелярию в Глухове возглавил Григорий Теплов. (В Глухове он жил по соседству с Марковичем, потом Маркович подарил свой двор Теплову). Находясь в Глухове, собирался написать "Историю Малороссии", но не успел это сделать, хотя оставил много ценных материалов и исторических источников. При Петре III Теплов попал в немилость, но через Разумовского фактически продолжал управлять всеми делами в академии и Гетманщине. Возненавидев императора, он примкнул к заговорщикам, приняв участие в дворцовом перевороте и убийстве Петра III. Ему принадлежит составление текста отречения Петра III от престола, Теплов также был автором манифеста и текста присяги Екатерины II, и он же писал первые указы императрицы. После вступления на престол Екатерины II Теплов отстранился от своего бывшего воспитанника и покровителя Кирилла Разумовского, фактически предав его. Именно Теплов был автором записки "О непорядках, которые происходят от злоупотребления прав и обыкновений, грамотами подтвержденных Малороссии". Используя этот документ, Екатерина потребовала от Разумовского написать прошение об отставке и в 1864 г. ликвидировала Гетманщину. Теплов предложил ряд реформ, в том числе учебной. Одно время преподавал политические науки наследнику престола Павлу Петровичу, "с которым сошелся весьма близко". В одном из писем Екатерина II признала: "Теплов оказал большие услуги".
  Но вскоре императрица отдалила Григория Николаевича от себя (то ли из-за придворных интриг, возможно, инициированных бывшим канцлером Бестужевым-Рюминым, то ли вследствие жалоб, поступивших на Теплова от его крестьян), хотя и наградила его званием сенатора и чином тайного советника.
  
  
 []
  
  Историк С. Соловьев называл Григория Теплова "смелым, умным, ловким, способный хорошо говорить и писать", но "безнравственным" человеком. А австрийский посол дал Григорию Николаевичу такую характеристику: "Признан всеми за коварнейшего обманщика целого государства, впрочем, очень ловкий, вкрадчивый, корыстолюбивый, гибкий, из-за денег на все дела себя употреблять позволяющий. Когда он находился при гетмане Украйны, то несправедливостями и неотвязчивыми вымогательствами так сильно распустил всю страну, что, конечно, не избежал бы смертной казни, если бы в предыдущие оба царствования (Елизаветы и Петра III) господствовал хоть малейший порядок" [подробнее о Г. Н. Теплове см.: Русский биографический словарь. Т. XX (Суворова - Ткачев). СПб.: Тип. Тов-ва "Общественная Польза", 1912. С. 471 - 478; Письма Г. Н. Теплова / Сообщ. С. М. Соловьева // Русский архив. 1869. Вып. 2. Стб. 216-220; Барсуков А. К биографии Г. Н. Теплова // Киевская старина. 1887. Январь. С. 169 - 172; Каманин И. К биографии Г.Н. Теплова // Киевская старина. 1888. Ноябрь. С. 84 - 96; Кочеткова Н. Д. Теплов Григорий Николаевич // Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия. Осьмнадцатое столетие. Т. 2: Н-Я. СПб., М., 2003. С. 384-385].
  Сведений о племяннике Григория Николаевича Теплова Василии Егоровиче Теплове известно очень мало. Краткая биография В. Е. Теплова изложена в небольшой статье Е. С. Кулябко в "Словаре русских писателей XѴIII века", кое-какие данные есть в "Материалах для истории Императорской Академии наук". Самая подробная его биография на основе архивных материалов содержится в статье Н. Каревой и М. Шарихиной "Академический переводчик Василий Егорович Теплов", опубликованной в 2015 г. в журнале "Slověne". На эту статью я и буду ссылаться, хотя и там многие страницы жизненного пути Василия Теплова остались белыми пятнами для исследователей.
  Василий Егорович Теплов родился в Москве в 1731 г. или 1732 г. в семье капитана. В его карьере важную роль сыграл влиятельный дядя Григорий Николаевич Теплов, но и сам Василий имел большие способности, особенно в изучении языков. Вероятно, В. Е. Теплов вместе с Г. Н. Тепловым сопровождал в заграничном путешествии К. Г. Разумовского. Возвратившись в Россию, он в 1747 г. поступил в Санкт-Петербургский университет. Как раз в том году требовалось набрать для обучения в университете "тридцать человек молодых и годных людей в студенты". 1 сентября 1747 г. Теплов подал в Академическую канцелярию прошение о записи его в университет, и его сразу же приняли в студенты с назначением жалования "по сту рублев на год". В университете Теплов изучал языки, философию, историю и математику. При этом известно, что до поступления в университет он уже знал некоторые иностранные языки: "Обучался я, именованный, на своем коште в других государствах немецкому, латынскому и французскому языкам, где был около трех лет".
  Поэтому, еще будучи студентом, в 1748 г. Теплов назначен в Ведомостную экспедицию для перевода иностранных известий, публиковавшихся в "С.-Петербургских ведомостях". Вероятно, считают Н. Карева и М. Шарихина, тогда же он познакомился с М. В. Ломоносовым, которому Академическая канцелярия поручила проверку переводов, выполнявшихся в экспедиции. На экзамене в 1750 г. В. Е. Теплов показал хорошие результаты: отмечалось, что в немецком и французском языках "довольный успех показал", "авторов латынских разумеет не худо", "разумеет гисторию, наипаче новейшую". В 1749 г. В. Е. Теплов приступил к переводу "Новой французской грамматики". Из типографии первая русскоязычная печатная грамматика французского языка вышла в свет в 1752 г. В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов положительно отозвались о переводе. На протяжении XѴIII в. грамматика В. Е. Теплова пользовалась популярностью и несколько раз переиздавалась. В 1751 г. В. Е. Теплов участвовал также в переводе двуязычной французско-русской грамматики.
  В 1754 году В. Е. Теплов назначен секретарем к гетману К. Г. Разумовскому для "письменной корреспонденции с учеными людьми". (Возможно, в первой половине 1750-х годов он побывал и в Глухове). А в 1756 г. к графу К. Разумовскому обратился генерал-фельдмаршал А. Б. Бутурлин с просьбой прислать к нему в секретари академического переводчика В. Теплова, и вскоре Василий Егорович был назначен его секретарем.
  В 1750-е - 1760-е годы появляются литературные переводы Теплова с французского и немецкого языков: комедии Мольера и Делиля, поставленные на сценах Глуховского гетманского и Российского театра в Санкт-Петербурге, а также роман Скаррона "Шутливая повесть" и историческое сочинение аббата Антуана Пажи "Повесть о младшем Кире и о возвратном походе десяти тысяч". После этого имя В. Е. Теплова более не упоминается в документах, дальнейшая его судьба не известна. Видимо, после отъезда К. Г. Разумовского за границу в 1765 г. В. Е. Теплов оставил службу в Академии наук [Карева Н. Л., Шарихина М. Г. Академический переводчик Василий Егорович Теплов // Slověne. International journal of Slavic studies: междунар. славистический журн. 2015. № 2. С. 92 - 105].
  Прибыв в Глухов, Григорий Николаевич Теплов по поручению К. Разумовского сразу же приступил к организации там театра. В этом деле он был не новичок: с детских лет, еще в школе Прокоповича, увлекался музыкой и театральным искусством. Сам играл на скрипке и клавесине, пел "с хорошей итальянской манерой", участвовал в спектаклях при императорском дворе и в домах петербургских вельмож. "Главный вклад Теплова в отечественную музыку - сборник из 17 песен "Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса", который явился "первым печатным сборником русских песен русского автора на тексты русских поэтов", поэтому Теплова называют "прадедушкой русского романса" [Огаркова Н. А. Теплов, Григорий Николаевич // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Книга 3. СПб., 1999. С. 148-149; Смирнов А. Григорий Николаевич Теплов - живописец и музыкант // Семь чудес. 2016. Май. - http://7iskusstv.com/2016/Nomer5/Smirnov1.php].
  В гетманском дворце в Глухове, построенном по проекту архитектора Андрея Квасова, был свой придворный штат, в том числе капельмейстер и более 30 музыкантов, артистов и певцов. Как отмечает доктор исторических наук Алексей Иванович Путро, "вскоре после приезда в Глухов гетман выписал из Вены высококлассных музыкантов - трубачей и литаврщика - на замену местным оркестрантам, которые не удовлетворяли его музыкальный вкус.
  Однако иностранные музыканты требовали больших денежных затрат - 1308 руб. в год, что побудило Григория Теплова и самого К. Разумовского снова обратиться к услугам отечественных мастеров. В частности, в письме к генеральному писарю Андрея Безбородко от 19 сентября 1755 г. Григорий Теплов предлагал заключить контракт с учителем пения гетманского хора, чтобы тот научил играть на трубах и литаврах нескольких хористов. По мнению Теплова, из числа последних музыкальными способностями выделялись Илько Колесничевский, Григорий Кореневский, Василий Харченко, Степан Макушинский и Максим Солянников, которые в недалеком будущем могли бы с успехом заменить музыкантов-иностранцев. В то же время Г. Теплов сообщал о намерении гетмана обязать этого учителя учить игре на духовых инструментах тех хористов, которые разбираются в музыкальных нотах, но "подупали" в голосе, для направления их в военные оркестры всех десяти украинских казацких полков. В приложении к письму ("Записке") Г. Теплов предлагает установить следующую плату за труд гетманских музыкантов: капельмейстеру - 150 руб. годового оклада, одежда (по выбору) на 40 руб., квартира, дрова и свечи; военным музыкантам (четырем трубачам и литаврщику) - по 50 руб. годового оклада и одежда на 39 руб. В случае поездки за пределы Украины-Гетманщины всем должны были выдавать дополнительно на продукты ежемесячно по 4 руб." [Путро О. I. Гетьман Кирило Розумовський та його доба (з iсторiї українського державотворення ХVIII ст.). У 2-х частинах. Ч. 1. К.: ДАКККiМ, 2008. С. 53 - 54].
  К сожалению, имена всех артистов и музыкантов гетманского театра не известны, но некоторые все-таки сохранились в архивных документах. О них мы можем узнать из статьи Ю. Рудчука:
  "Разумовский пригласил профессиональных дирижеров, таких как Андрей Рачинский и Карел Лау. Исполнители подбирались также талантливые - как отечественные, так и иностранные. 24 февраля 1752 г. в Вене были подписаны контракты с пятью музыкантами - капельмейстером Вольфом, трубачами Себастианом Гайном фон Гайлингталом, Антоном Тицом, Иосифом Ганауэром и литавристом Венцеславом Лоренцом. Они находились в Глухове в течение трех лет (1752-1755 гг.) в числе "служителей иностранцев", которые сначала "содержались на домовую плату без зачисления их к военной музыке". Позже, согласно ордеру гетмана К. Разумовского от 30.V.1754 г., "этих иностранцев трех трубачей и одного литаврщика" перевели "в число других военных музыкантов, обеспечивая денежным жалованьем и другим по условиям их контрактов в срок из скарба военного". По условиям контракта, заключенного в Вене, все музыканты получали в конце каждого месяца по 20 руб. (240 руб. в год), а также отпускалось каждому в месяц свечей сальных по 6 фунтов, предоставлялась квартира при графском дворце, выдавалась одежда (мундиры немецкого образца, ежедневные и на праздники). Им было дано звание домашних офицеров и назначены три человека прислуги. Со своей стороны, музыканты обязывались "его ясновельможности верно служить своим искусством". Далее отмечалось, если по окончании контракта они служить больше не захотят, то за счет графа могут выехать в Вену. Когда срок контракта истек, К. Разумовский отдал распоряжение о надлежащем вознаграждении и устройстве отъезда музыкантов. После увольнения три трубача капеллы К. Разумовского Гайн, Тиц и Ганауэр попали на службу в придворный оркестр в Петербурге. Имена этих музыкантов встречаем в записях камер-фурьерського журнала от 1787 г. во время путешествия Екатерины II в Украину, когда для развлечения императрицы из Петербурга был вызван Тиц и три его товарища Бэер, Рабе и Ремми для постановки оратории Дж. Паизиелло... Все они играли в составе оркестра графа П. Румянцева-Задунайского.
  В исторических документах упоминается и о том, что музыканты-иностранцы учили музыкантов К. Разумовского во время пребывания в Глухове: "только что обученные трубачи четыре человека и литаврщик" Колесничевский Илья, Кореневский Григорий, Макушинский Стефан, Солянников Максим и Харченко Василий. По окончании обучения они были зачислены военными гетманскими музыкантами с платой по 50 руб. в год и выдачей одежды на 39 руб. Им, как и музыкантам-иностранцам, выдавали мундиры немецкого образца раз в два года. А во время пребывания за пределами Украины каждый получал на продовольствие по 4 руб. в месяц из скарба военного. "Хлебное жалованье" насчитывалось ежемесячно, они его получали натурой или деньгами. Кроме того, на Пасху военным музыкантам выдавали одежду (называлась "барма" или "барва"), которую оплачивали из казацких денег.
  Впоследствии капелла К. Разумовского достигла очень высокого уровня исполнения. Вот что говорит исследователь русской культуры, немец из Швабии, который гостил у Разумовского, Я. Штелин: "Под руководством этого великого знатока и любителя изящной музыки гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского в Глухове в Украине была организована в основном из русских и только нескольких иностранцев домашняя капелла, подобной которой в России до сих пор не существовало. Капелла насчитывала сорок с лишним хорошо обученных музыкантов, из которых каждый мог с честью выступить самостоятельно на своем инструменте". Можно предположить, что в гетманском оркестре были солисты почти на всех инструментах, которые играли концерты в сопровождении оркестра, а также разнообразные ансамбли, которых в нотном собрании Разумовских великое множество.
  В 1752 г. императрица Елизавета пригласила гетмана К. Разумовского и его семью в московский императорский дворец. Вместе с ним выехала и капелла. В 1753 г. состоялись ее первые выступления в московском дворце гетмана в присутствии двора и других высокопоставленных лиц. Я. Штелин отмечал: "Среди выступающих был один молодой певец из Украины по имени Гаврила, который владел изящной манерой пения и выполнял самые сложные итальянские оперные арии с художественно изысканными каденциями. Впоследствии он выступал в концертах двора и также пользовался огромным успехом". Выступления этого блестящего певца и других его земляков, которые мало чем уступали ему в мастерстве пения, надоумили императрицу Елизавету поставить оперу на русском языке (до этого оперы ставились в основном на итальянском). Поэту Александру Петровичу Сумарокову было поручено подобрать текст для либретто. Он выбрал замечательную историю из Овидия "Цефал и Прокрис". Музыку написал придворный капельмейстер и композитор итальянец Ф. Арайя, удачно передав чувства и образность этого произведения. Опера с большим успехом была исполнена в Петербурге в 1755 г. на Масленицу. Участниками постановки (среди которых и довольно юные лица, которым исполнилось 14 лет) были виртуозная клавесинистка, младшая дочь придворного лютниста Белоградского Елизавета, певцы Гавриил Марцинкович ("Гаврилушка"), Николай Клутарев, Степан Рашевский, Степан Евстафьев - все они поразили публику точными интонациями, техническим мастерством, чистым исполнением арий и каденций, выразительной декламацией и естественной актерской игрой. Наиболее отличился Гавриил Марцинкович. Это был триумф украинских певцов и музыкантов, которые исполнили оперу на русском языке. По окончании спектакля им аплодировали императрица и весь двор. А через несколько дней этот успех стал ощутимым и материально, когда Елизавета подарила всем артистам первоклассное сукно, а Ф. Арайя получил ценную соболью шубу и 100 золотых полуимпериалов (500 руб.).
  Дирижерами, которые служили при дворе К. Разумовского, были украинец Андрей Рачинский; известный зарубежный валторнист, который усовершенствовал роговой оркестр, чех по происхождению Карел Лау; Керцель (Керцели) Франц (Иосифович) - виолончелист, дирижер крепостного оркестра К. Разумовского в Москве, организатор концертов с участием роговых и симфонических оркестров (до середины 1790-х гг.), автор виолончельных концертов (вероятно, он бывал и работал в Глухове (кон. 1760-х гг.).
  По сведениям музыковеда М. Гейлига, в 1758 г. театром К. Разумовского под руководством К. Лау была исполнена опера Г. Раупаха "Альцеста" в сопровождении рогового оркестра. Для рогового оркестра, как оркестра специфического, надо делать новые оркестровки и писать новую собственную музыку. Карел Лау, несомненно, и переводил произведения, и обрабатывал народные песни. Его перу принадлежали концерты для валторны, которые ценились меломанами, однако не были напечатаны, а местонахождение рукописей неизвестно. Ни одного его произведения нет в собрании Разумовских. Поэтому композиторское наследие Карела Лау пока неизвестно. Единственный образец - фрагмент "Менуэта" - был напечатан в приложении к труду И. Гинрихса с очень сложной фигурацией (виртуозные пассажи тридцать вторые) в дискантовом голосе (хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). Это свидетельствует об очень высоком мастерстве гетманских музыкантов, поскольку игра в роговом оркестре требовала виртуозного владения инструментом. Это лишь подтверждает, что роговые музыкальные инструменты были усовершенствованы К. Лау игровыми отверстиями подобно корнету (цинку), иначе такие виртуозные пассажи невозможно было бы выполнить. Через некоторое время К. Разумовский продал свой роговой оркестр Г. Потемкину. В дворовом быту К. Разумовского музыка использовалась традиционно для того времени. Выполнялись лучшие образцы мировой классики, но большое место отводилось и народной музыке, имевшей в основном прикладное значение. Постоянно звучала и музыка духовая. Из воспоминаний М. Ханенко, который входил в состав старшины, узнаем, что каждое воскресенье, после службы в гетманском монастыре: "... светлейший слушал обедни в монастыре, потом за столом гетманском, после обеда, слушали музыку...".
  По словам А. Васильчикова, "вся придворная петербургская жизнь в сокращенном виде повторялась в Глухове". Из этого примера мы видим, что Глухов был культурной столицей и художественным образцом для всей Украины. В его театре наряду с певцами из Италии и Франции выступали такие выдающиеся мастера, как Г. Марцинкевич, М. Полторацкий, Г. Головня, В. Иванов. Возможно, что гетманская дворовая музыкально-театральная жизнь повлияла на культурно-художественное развитие в Украине.
  После смерти К. Разумовского (1803) часть музыкантов и певцов стала собственностью его сына Андрея, который, будучи послом в Вене, лишь изредка приезжал в Украину и мало занимался делами своих подчиненных. В основном он ограничивался тем, что продолжал посылать из-за рубежа ноты ...
  На страницах музыкальной коллекции Разумовских осталось немного, но очень ценных свидетельств о музыкантах, которые талантливо исполняли сложные произведения Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Вебера. Это дирижеры капеллы К. Лау, Франц Керцель (капельмейстер оркестра К. Разумовского в Москве), регенты Андрей Рачинский, Корнелий Юзефович, Чухнов; музыканты, входившие в состав оркестра театра Разумовских, - Павел Прокопович, Александр Ознобишин, Савва Приходовский, Иван Посников, Яков Дроздовский, Павел Полторацкий, Александр Осипов, Григорий Осипов, Фома Бучинский, Кирилл Ашитков, Андрей Базилевский. В архивных документах и материалах найдены сведения об украинских военных музыкантах: Стефане Макушинском, Илье Колесничевском, Григории Кореневском, Василии Харченко (оперном певце и музыканте-трубаче), Максиме Солянникове (литавристе), Павле Голубовском, Якове Рокочи (трубаче), об иностранных военных музыкантах Иосифе Ганауэре (трубаче), Себастиане Гайне (трубаче), Венцеславе Лоренце (литавристе), Антоне Тице (трубаче) и капельмейстере Вольфе. Вообще к нам очень мало дошло имен исполнителей того времени по той причине, что об императорских театрах, актерах и музыкантах, "которые находились на службе у Ее Величества", запрещалось писать в газетах. Такой приказ подписал А. Разумовский, будучи министром образования России.
  В середине XVIII в. гетман К. Разумовский в Глухове, а позже в Батурине, основал художественный центр, где на высоком профессиональном уровне были представлены произведения оперного, балетного и музыкально-инструментального искусства. Этот центр внес новые видения в развитие культурной жизни в Украине и прогрессивные в то время художественные средства. К. Разумовский сделал Глухов культурной столицей (маленьким Петербургом) и художественным образцом для всей Украины.
  В результате мощного влияния артистического центра К. Разумовского искусство распространялось по всей Украине, ведь местные помещики равнялись на культурную жизнь гетманского двора, основывая театры и оркестры - роговые, струнно-духовые и симфонические. Даже мелкие собственники имели небольшие инструментальные ансамбли. Художественный центр К. Разумовского не замыкался в рамках дворцовой жизни - он обеспечивал определенный демократизм и устанавливал связи не только с аристократической верхушкой, но и был доступен широкому кругу простых земляков, которые могли... наслаждаться искусством. Для них этот артистический центр превратился в храм. Учитывая количество произведений в нотном собрании Разумовских, в концертных программах выполнялись различные инструментальные пьесы, оперы и музыкальные комедии, в которых принимали участие европейские певцы из Италии, Франции и вместе с ними выступали выдающиеся отечественные мастера Г. Марцинкевич, М. Полторацкий, Г. Головня, В. Иванов и др... Таким образом, огромная заслуга в развитии глуховского и батуринского художественных центров принадлежит К. Разумовскому, который смог в своем дворе собрать и сплотить лучшие художественные таланты, создав все условия для их творческого расцвета" [Рудчук Ю. Гетьман Кирило Григорович Розумовський - знавець i любитель витонченої музики // Мистецтвознавство України: Зб.наук.праць / Нац. академiя мистецтв України. К.: Муз. Україна, 2010. С.78 - 81].
  Пожалуй, можно согласиться с мнением Р. Пилипчука: "Возможно, при благоприятных обстоятельствах гетманский театр К. Разумовского в Глухове мог бы стать началом украинского национального профессионального театра, вроде российского в Петербурге (1757) и польского в Варшаве (1765)" [Iсторiя українського театру: у 3-х т. Т. 1: Вiд витокiв до XX столiття / редкол. тому: Г. А. Скрипник та iн. К.: НАН України, IМФЕ iм. М. Т. Рильського, 2017. С. 65].
  
  
***
  
  В 1782 года Глухов потерял статус малороссийской столицы и уже как провинциальный город вошёл в состав Новгород-Северского наместничества, а потом стал уездным городом Черниговской губернии. В конце XVIII в. - первой половине XIX в. самодеятельные спектакли вошли в моду в дворянских домах - и не только уже в Глухове, но и в селах Глуховского уезда.
  В 1830-1840-х годах на Черниговщине была популярна рукописная оперетта в 4-х действиях "Любка, или Сватанье в с. Рихмах". Это была первая стихотворная пьеса в новой украинской драматургии. Она напоминала "Наталку Полтавку", поэтому одно время авторство пьесы приписывали И. Котляревскому. Но "Любка" - лишь слабая копия "Наталки Полтавки". Ее часто ставили в дворянских усадьбах Глуховщины. Впервые она была опубликована в журнале "Киевская старина" в январе 1900 года (по списку М. К. Чалого). Автор не был указан, лишь позже стало известно, что в середине 1830-х годов ее написал П. С. Котляров. В послесловии к пьесе с читателями "Киевской старины" поделилась воспоминаниями о постановке "Любки" и литературных пристрастиях на Глуховщине Пелагея Яковлевна Литвинова-Бартош.
  
  
 []
  
 []
  
Источник: Любка, или Сватанье в с. Рихмах. Оперетта в 4-х действиях. Послесловие редакции // Киевская старина. 1900. Январь. С. 121 - 122.
  
  Многие праздники и именины в некоторых дворянских усадьбах отмечали непременно с самодеятельными спектаклями. 21 июля (ст. ст.) 1857 года в имение своего сына Михаила (Мишеля) в с. Слоут Глуховского уезда из сибирской ссылки прибыл декабрист А. Ф. фон дер Бриген. Свои именины он отметил в августе в Слоуте. В письме дочери и зятю Л. А. и В. В. Гербелям 15 сентября 1857 года А. Ф. фон дер Бриген писал: "30-го авг. праздновали здесь мои именины. Были Туманские, Драгневич, Штейны, Холодковский и Левшин. Пять внучек моих сделали мне сюрприз, прекрасно разыграв французскую интермедию, сочиненную на этот случай Клеруа (это прекрасный человек). Ввечеру сад был хорошо иллюминирован. Горели некоторые плошки, оставшиеся от твоей свадьбы. Ввечеру же приехали Красовские и лесничий Маркович. Неделю назад был здесь старый мой знакомый Василий Ив. Туманский. Забыл сказать, что гремела заводская музыка. Завтра еду с добрым моим Мишелем к Александру Мих. Марковичу, и 17-е число будем праздновать в Черторигах. Гросфатер танцевал до 2 часов, все были очень веселы, и милая моя Мария восхищала меня своей веселостью" [Бриген А. Ф. Письма. Исторические сочинения. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. С. 381].
  
  
Примечание к письму А. Ф. фон дер Бригена
  
  Александр Федорович фон дер Бриген родился 16 августа (27 августа по новому стилю) 1792 г. Но в то время чаще отмечали не дни рождения, а именины - день святого покровителя, имя которого дано человеку при крещении. Именины А. Бригена - в честь святого благоверного князя Александра Невского - отмечали 30 августа (по новому стилю - 12 сентября). В 1857 г. это было воскресенье. Вот почему в письме указано 30 августа, когда в Слоуте на именины Бригена собрались его родственники и гости.
  Комментарии о лицах, упоминаемых в письме (с уточнениями к комментариям публикатора этого письма, ведущего исследователя биографии А. Ф. Бригена О. С. Тальской):
  Туманские - дочь А. Ф. Бригена Мария и его зять Владимир Иванович (в 1857 г. Глуховский уездный предводитель дворянства). Проживали то в родовой усадьбе в Черторигах, то в собственном доме в Глухове на Веригине.
  Клеруа - гувернер детей В. И. и М. А. Туманских.
  Василий Иванович Туманский - брат Владимира Ивановича Туманского, известный поэт, друг А. С. Пушкина. Бриген познакомился с ним еще до ареста, в петербургский период жизни. После выхода в отставку действительный статский советник Василий Туманский поселился в родовом имении Апанасовке Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне село Панасовка Липоводолинского района Сумской области).
  Пять внучек - дочери Владимира Ивановича и Марии Александровны Туманских Ольга и Софья, дочери Ивана Павловича и Анастасии Александровны Умовых Софья, Надежда и Мария (Анастасия Умова, дочь А. Ф. фон дер Бригена, также прибыла с отцом в Слоут).
  Александр Михайлович Маркович - уже упоминался в данной статье, внук Якова Марковича, известный историк и этнограф, помещик, проживал в с. Сварково Глуховского уезда. С ним Бриген познакомился еще до своего ареста, когда Александр Михайлович служил в Петербурге в Министерстве юстиции.
  Драгневич - Иван Васильевич Драгневич, майор в отставке с 1851 г., богатый помещик, проживал в Воронеже Глуховского уезда, владел двумя водяными мельницами, двумя кабаками и винокуренным заводом.
  Штейны - Исидор Францевич фон Штейн, в 1857 году подполковник, помощник командира Шостенского порохового завода, с 1871 по 1880 г. - генерал-майор, начальник Шостенского порохового завода, в отставке генерал-лейтенант. Его первая жена Мария Федоровна (урожд. Брунс). С Штейном дружил сын А. Ф. Бригена Михаил.
  Холодковский - видимо, помещик Черниговской губернии Григорий Гаврилович Холодовский.
  Левшин - Михаил Ильич Левшин владел сахарным заводом в местечке Воронеже Глуховского уезда, Н. А. Терещенко взял завод сначала в аренду, а потом его и выкупил.
  Красовские - 27-летний помещик Федор Дмитриевич Красовский был приятелем Михаила Бригена, отец Федора Красовского Дмитрий Федорович, майор в отставке, статский советник, владел х. Степановка Глуховского уезда. Федор Дмитриевич Красовский в 1872 - 1881 гг. возглавлял Глуховскую уездную земскую управу. Жена - Анна Николаевна Красовская (урожд. Карпека).
  Лесничий Маркович - еще один приятель Михаила Бригена главный лесничий Глуховского лесничества Василий Васильевич Маркович, проживал в с. Локотки. Кстати, к нему в Локотки дважды приезжала Марко Вовчок. Вот что об этом писала Оксана Пустовая: "Известно, что в Локотки два раза приезжала писательница Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская). В августе 1857 года она вместе с малолетним сыном Богданом останавливалась у проживающего в Локотках главного лесничего Глуховского лесничества Василия Васильевича Марковича, своего деверя и, одновременно, кума (Мария крестила свою племянницу). Пребывание было двухдневным, по дороге из Немирова в Орел, на родину. Второе пребывание Марко Вовчок с семьей в Локотках длилось неделю в конце 1858 - начале 1859 года, по дороге в Санкт-Петербург для встречи с Т. Шевченко, которому посвятила и собиралась показать рукопись "Институтки", над которой работала и в Локотках. Известно, что во время этого второго пребывания Марко Вовчок вместе с мужем устраивали домашние концерты, на которые в дом лесничего приглашались соседские крестьяне".
  17 сентября - в Черторигах отмечали именины Софьи, Веры, Надежды и Любови (по н. ст. 30 сентября).
  
  Александр Купцов
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"