Рысенок Дэн: другие произведения.

Истина Скрытая в Сказках

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 8.53*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ну не мог я пройти мимо темы Синдрома Поиска Глубинного Смысла, и в итоге выдал на гора следующий опус. Ярым фанатам Александра Сергеевича Пушкина лучше не читать :)


Истина, скрытая в сказках

  
   В детстве, читая сказки, мы мало задумываемся об их сути. Для того периода важнее знание, что добро победило зло, а уж о том, под каким соусом нам это преподносят, мы даже понять не можем. Но становясь взрослее, начинаешь задумываться, что мир не так прост, как кажется сначала. И что часто, анализируя не показную мотивацию, а поступки персонажей, осознаешь, что на самом деле даже в детском произведении можно найти скрытые от посторонних глаз глубины.
   Возьмем для примера классику. Александр Сергеевич Пушкин - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сюжет, думаю, помнят все, злая мачеха, завидуя красоте своей падчерицы, стремилась изжить её со света. Финал, понятное дело, предсказуем, силы добра победили, заставив зло за кадром совершить ритуальное сеппуку. Вот только стоит ли быть уверенным в том, что силы добра настолько светлые и пушистые? И не стали ли силы зла всего лишь безликой игрушкой в их руках? Постараемся все это проверить.
   Для начала абстрагируемся от того факта, что перед нами сказка. Для этого постараемся убрать весь сказочный элемент, а так же наивную мотивацию персонажей. Как-никак сказка пишется для детей, которым сложно понять хитросплетения большой политики.
   Итак, в самом начале мы имеем возможность лицезреть появление на свет главной героини, а так же смерть её матери.
  
   Рано утром гость желанный,
   День и ночь так долго жданный,
   Издалеча наконец
   Воротился царь-отец.
   На него она взглянула,
   Тяжелешенько вздохнула,
   Восхищенья не снесла,
   И к обедне умерла.
  
   Уже один только данный эпизод, что царица помирает сразу после встречи с супругом, должен насторожить нас. Но, увы, слишком мало данных, которыми можно оперировать, поэтому пропускаем этот момент и переходим к следующему.
  
   Долго царь был неутешен,
   Но как быть? и он был грешен;
   Год прошел как сон пустой,
   Царь женился на другой.
  
   Насчет грешен, тут конечно поэт малость преувеличил. Царь как правитель отвечает перед своей страной, поэтому должен оставить после себя прямого наследника. Кстати, уже в описании невесты есть противоречивые сведения с одной стороны:
  
   Правду молвить, молодица
   Уж и впрямь была царица:
   Высока, стройна, бела,
   И умом и всем взяла;
  
   Вот только читая дальнейшие описания кокетства перед зеркалом в духе гламурной блондинки, начинаешь как-то сомневаться в наличии у этого существа хоть грамма интеллекта. Впрочем, чуть дальше выясняется, что ум у царицы все же есть, от чего тут же возникает когнитивный диссонанс. Так кто же она? Интриганка или тупоголовая зацикленная на своих комплексах красавица? Если сделать ставку на то, что в сказке как обычно изрядно сместили акценты, то можно склониться к версии, что все-таки перед нами весьма умная, хитрая и жестокая женщина. До поры до времени она пользуется своим положением, пока не наступает одно но...
  
   Но царевна молодая,
   Тихомолком расцветая,
   Между тем росла, росла,
   Поднялась -- и расцвела,
   Белолица, черноброва,
   Нраву кроткого такого.
   И жених сыскался ей,
   Королевич Елисей.
  
   А теперь обратим внимание на ряд фактов, опущенных поэтом. Как мы можем видеть из этого отрывка, принцесса достигла своего совершеннолетия, а это значит, что с момента повторной свадьбы минуло уже лет десять-пятнадцать. Вот только про прямого наследника ничего не сказано, а это означает лишь одно. Новая жена оказалась совершенно бесплодна. А значит, быть матерью будущего правителя ей не удастся. И надо заметить, что царь это тоже понимает, поскольку уже нашел выход.
  
   Сват приехал, царь дал слово,
   А приданое готово:
   Семь торговых городов
   Да сто сорок теремов.
  
   Вот только городами и землями с сопредельными государствами не разбрасываются. Скорей всего в данном случае Елисей назначается царским наместником над целой областью. Хороший свадебный подарок, а заодно и обучение для будущего царя. Но что это значит для нашей царицы? А означает многое, и в первую очередь утрату власти, которую она, судя по всему, уже успела изрядно захапать. Как мы помним, впоследствии поиски пропавшей царевны ведет именно Елисей, в то время как царь предается депрессиям. К сожалению, в произведении не раскрывается законодательство страны, в частности закон о престолонаследии. Но поскольку в истории хватало примеров о женщинах на троне, то, думаю, в нашем случае мы можем пренебречь "салической правдой". Кстати косвенным подтверждением этого может служить то, что буйства царицы начались именно после сватовства, не раньше и не позже. Что опять же говорит в пользу теории о борьбе за власть.
   Так что, какая тут зависть к красоте? Оставьте подобные штуки для детских сказок или для лауреаток конкурсов красоты. Да и технически вам не кажется, что проще изуродовать надоедливую конкурентку, чем организовывать сложные мероприятия по её устранению? Психологически для царицы, страдающий от факта, что она номер два по физическим характеристикам, этот вариант даже предпочтительней. Все-таки есть возможность позлорадствовать над той, которую сбросила с вершины. А вместо этого мы видим следующее...
  
   Делать нечего. Она,
   Черной зависти полна,
   Бросив зеркальце под лавку,
   Позвала к себе Чернавку
   И наказывает ей,
   Сенной девушке своей,
   Весть царевну в глушь лесную
   И, связав ее, живую
   Под сосной оставить там
   На съедение волкам.
  
   Мне одному кажется, что в этом абзаце что-то не так? Давайте я даже поясню, что именно. Представьте себе, что "чиста-канкретный" предприниматель Вован вызывает свою секретаршу и говорить ей примерно следующее:
   - Слушай, тут надо моего конкурента Толяна пришить, так что ты иди, возьми ствол в сейфе и до завтра избавься от него. И да, постарайся, что бы все выглядело чики-пуки, как несчастный случай.
   Думаю, в этом месте любой, услышавший этот монолог, покрутит пальцем у виска. Мужик совсем головой стукнулся, поручать такое мокрое и сложное дело какой-то девице. Правда если потом выяснится, что девица эта служила в каких-либо спецчастях, прошла дюжину горячих точек и имеет на своем счету примерно пару сотен устраненных личностей, монолог сразу перестает казаться забавным.
   Отсюда следует, что для обычной служанки это нисколько не обременительное задание. Действительно, что проще, ликвидировать одно из самых важных лиц в государстве, да еще инсценировав несчастный случай. Заметим, что Царица приказывает провести именно инсценировку, а не, скажем, зарезать или отравить, а потом оставить на корм хищникам. Кто знает, что там медики, изучающие труп смогут обнаружить. А так все будет выглядеть вполне цивильно. Так что нет тут никакого садизма, самый заурядный политический прагматизм.
   Киллерша тем временем приступает к выполнению задания. Опять же многое остается за кадром, но судя по всему, она вошла в доверие к будущей жертве (а вы пойдете с первыми попавшими незнакомцами далеко в лес?), вытащила её на прогулку, разлучив с охраной. А что вы хотите, столь важное лицо должно иметь хотя бы пару телохранителей, иначе это не государство, а какая-то страна непуганых идиотов. После чего сумела затащить в суровую глухомань, где...
  
   Вот Чернавка в лес пошла
   И в такую даль свела,
   Что царевна догадалась,
   И до смерти испугалась,
   И взмолилась: "Жизнь моя!
   В чем, скажи, виновна я?
   Не губи меня, девица!
   А как буду я царица,
   Я пожалую тебя".
   Та, в душе ее любя,
   Не убила, не связала,
   Отпустила и сказала:
   "Не кручинься, бог с тобой".
   А сама пришла домой.
  
   Итак, каковы причины, после столь долгой и муторной подготовки вдруг неожиданно сохранять жизнь своей жертве? Скажете любовь? Да блин, выше мы уже выяснили, что на дело послали опытную наемную убийцу. Какая может быть любовь в таком случае. Таких людей с многолетним опытом практически нереально перекупить или переманить на свою сторону. Разве что они сами уже все для себя решили. Что могло послужить мотивацией для перехода Чернавки на сторону царевны? Ведь судя по тому, с какой легкостью её отправили на это задание, она уже порядочное время служила доверенным лицом царицы, и вдруг такой казус. Скорей всего причина может крыться в том, что убийца просто не видела на этой службе дальнейших перспектив. Слишком много тайн знала, которые лучше всего прятать в могиле. Возможно, даже кое-что на это счет уже мелькало в разговоре с хозяйкой. В таком случае действительно можно сделать ставку на оппонента хозяина, от которого потом можно поиметь немало бонусов.
   Думаю, скорей всего не было никакой попытки убийства, а был лишь торг. Чернавка раскрыла все карты и объяснила молодой девушке дальнейшие ходы, и та приняла эту игру. Возможно, что и дальнейшую дорогу показала (а нафига отпускать своего будущего хозяина прямо посреди леса, где помереть можно только так). И опять же уровень доверия царицы к ответственному лицу, а так же его професионализм можно проследить из описания доклада о сделанной работе.
  
   "Что? -- сказала ей царица, --
   Где красавица девица?"
   -- Там, в лесу, стоит одна, --
   Отвечает ей она. --
   Крепко связаны ей локти;
   Попадется зверю в когти,
   Меньше будет ей терпеть,
   Легче будет умереть.
  
   С одной стороны полная вера на слово, без особых доказательств. С другой весьма флегматичный, но уверенный отчет, мол, выжить шансы нулевые, и с другой стороны прикрытие своей задницы. Девушка-то типа еще жива. То есть, если где-то что-нибудь и всплывет, то я не виновата, тут видимо высшие силы вмешались. Кстати, я так думаю, чуть позже по идее Чернавке пришлось сделать еще один рейд в лес, дабы замести следы. Все-таки одно дело съеденная царевна, а другое съеденная связанная царевна. Ну а дальше наша героиня приходит к семи богатырям. Кстати любители шуточек на эротическую тематику, особенно на тему житья девицы с семью мужиками, сейчас лучше помолчите. Для начала мы разберемся, кто такие богатыри.
  
   Перед утренней зарею
   Братья дружною толпою
   Выезжают погулять,
   Серых уток пострелять,
   Руку правую потешить,
   Сорочина в поле спешить,
   Иль башку с широких плеч
   У татарина отсечь,
   Или вытравить из леса
   Пятигорского черкеса.
  
   Мы видим весьма веселую армейскую команду, явно занимающуюся охраной границ. Возможно даже проводящие рейды на вражескую территорию (если судить по описаниям, то это больше напоминает локальные операции, чем полноценные боевые действия). Проще говоря, наша княжна попала в пограничный гарнизон к верным ей войскам. Это уже куда лучше. Отсюда можно строить планы против своей коварной мачехи, благо, та считает свою падчерицу мертвой.
   Правда, само пребывание в гарнизоне Пушкин описал довольно слабо. Так что можно только гадать, какие там строили планы. Возможно, конечно, что девушка реально соответствовала заявленным характеристикам, не обладая особым нравом. Правда тут возникают сомнения, поскольку подобная личность вряд ли сумеет переманить на своего сторону заправского киллера.
   Так же хочется отметить две вещи, малосвязанные с общим сюжетом, но все же весьма интересные. Первая, это момент знакомства девушки с богатырями
  
   Кто же? Выдь и покажися,
   С нами честно подружися.
   Коль ты старый человек,
   Дядей будешь нам навек.
   Коли парень ты румяный,
   Братец будешь нам названый.
   Коль старушка, будь нам мать,
   Так и станем величать.
   Коли красная девица,
   Будь нам милая сестрица".
  
   Не знаю, кому как, а мне это показалось специальным паролем, подтверждающим, что здесь свои. Следующий момент будет как раз интересен любителям похабщины. Богатыри откровенно домогаются нашей героини.
  
   Старший молвил ей: "Девица,
   Знаешь: всем ты нам сестрица,
   Всех нас семеро, тебя
   Все мы любим, за себя
   Взять тебя мы все бы ради,
   Да нельзя, так бога ради
   Помири нас как-нибудь:
   Одному женою будь,
   Прочим ласковой сестрою.
  
   Судя по дальнейшему, команда четко знала, с кем имеет дело. Что это, как не попытка набиться в фавориты будущей царице? Хотя, после упоминания имени Елисея, тут же все разговоры оказались свернуты. Не правда ли интересно? Кстати, а как там поживает наш прекрасный принц? О, он развил бурную деятельность. Пока папаша царь пребывает в депрессии, наш жених организует поисковые мероприятия
  
   Тужит бедный царь по ней.
   Королевич Елисей,
   Помолясь усердно богу,
   Отправляется в дорогу
   За красавицей душой,
   За невестой молодой.
  
   Перед нами человек действия, четко ставящий перед собой задачу и знающий, как добиться поставленной цели. Причем ищет он не наобум. Вспомним знаменитые диалоги.
  
   "Свет наш солнышко! Ты ходишь
   Круглый год по небу, сводишь
   Зиму с теплою весной,
   Всех нас видишь под собой.
   Аль откажешь мне в ответе?
   Не видало ль где на свете
   Ты царевны молодой?
   Я жених ей". -- "Свет ты мой,
  
   Диалоги с Ветром и Месяцем приводить уже не будем. Если выбросить магически-сказочную чепуху, то все становится ясным как день. Наш герой ведет беседы с осведомителями, скрывающимися под столь неприглядными кличками. При этом фактически уже с третьей попытки он докапывается до истины. Впечатляет, да?
   Ну а теперь вновь возвращаемся к царице. Ведь тем временем та уже раскрыла заговор против себя, обнаружив местонахождение якобы мертвой конкурентки. Кстати это свидетельствует о том, что она неплохо умеет добывать информацию из разных источников. Скорей всего, благодаря этому у народа и сформировалась легенда о волшебном зеркале. А может и реально это был особый артефакт для дальней связи. Тем не менее, тут же следует скоростной допрос неудавшегося киллера.
  
   И царица налетела
   На Чернавку: "Как ты смела
   Обмануть меня? и в чем!.."
   Та призналася во всем:
   Так и так. Царица злая,
   Ей рогаткой угрожая,
   Положила иль не жить,
   Иль царевну погубить.
  
   Как видим допрос прошел успешно. Но вот дальнейшее непонятно. Кто отправился совершать вторую попытку? Официально считается, что сама царица, что в таком случае должно повышать уровень её способностей до невероятных высот. Как-никак тут и работа с ядами, и мастерство маскировки, чтобы весьма близкий человек тебя в упор не признал, да и информацию она неплохую опять же собрала, выяснив, когда жертва наиболее уязвима, и как обойти сторожевую систему.
  
   Но с крылечка лишь сошла,
   Пес ей под ноги -- и лает,
   И к старухе не пускает;
   Лишь пойдет старуха к ней,
   Он, лесного зверя злей,
   На старуху. "Что за чудо?
   Видно, выспался он худо, --
   Ей царевна говорит: --
   На ж, лови!" -- и хлеб летит.
   Старушонка хлеб поймала:
   "Благодарствую, -- сказала. --
   Бог тебя благослови;
   Вот за то тебе, лови!"
   И к царевне наливное,
   Молодое, золотое,
   Прямо яблочко летит...
   Пес как прыгнет, завизжит...
  
   На лицо проведение диверсии, минуя все уровни охраны. Интересно, в какой академии ниндзя обучают особ царской крови? Правда, если мы повнимательней перечитаем предыдущий отрывок, то выясняется, что похоже на дело вновь отправлена Чернавка, которой дали второй шанс. В таком случае сомнений в уровне её подготовки быть просто не должно. И кстати то, что царица не участвовала в покушении, косвенно доказывает этот эпизод.
  
   В тот же день царица злая,
   Доброй вести ожидая,
   Втайне зеркальце взяла
   И вопрос свой задала:
   "Я ль, скажи мне, всех милее,
   Всех румяней и белее?"
   И услышала в ответ:
   "Ты, царица, спору нет,
   Ты на свете всех милее,
   Всех румяней и белее".
  
   На этот раз киллер сработал весьма умело, осознавая, что раз его подопечная провалилась, то связывать с ней надежды больше не стоит... Или напротив, стоит? Как-никак царевна не умерла, а лишь впала в кому. В яд внесли специальные добавки, дабы повторно инсценировать смерть?
  
   И раздумали. Она,
   Как под крылышком у сна,
   Так тиха, свежа лежала,
   Что лишь только не дышала.
  
   А дальше богатыри демонстрируют, что они не чужды и практики криогенного замораживания
  
   Ждали три дня, но она
   Не восстала ото сна.
   Сотворив обряд печальный,
   Вот они во гроб хрустальный
   Труп царевны молодой
   Положили -- и толпой
   Понесли в пустую гору,
  
   Судя по всему, это все, что они могли сделать, и, похоже, считали, что спасения нет, но тут, как ни странно, на сцене вновь появляется Елисей. Вот он, похоже, как оживлять после подобного отравления знает.
  
   Перед ним, во мгле печальной,
   Гроб качается хрустальный,
   И в хрустальном гробе том
   Спит царевна вечным сном.
   И о гроб невесты милой
   Он ударился всей силой.
   Гроб разбился. Дева вдруг
   Ожила. Глядит вокруг
  
   Казалось, как просто, долбанул со всей дури и раз, свершилось чудо. Факт введения антидота (и надо признать весьма мощного) никто даже не заметил. Ну а дальше идет классический триумф. Царевна возвращается со своим женихом, народ радуется, безопасность обеспечена на высшем уровне, а мачеха сидит в шоке, поскольку узнает, что жить ей осталось всего ничего.
  
   Злая мачеха, вскочив,
   Об пол зеркальце разбив,
   В двери прямо побежала
   И царевну повстречала.
   Тут ее тоска взяла,
   И царица умерла.
  
   Как прекрасно звучит, умерла от тоски. Это из той же оперы, что Петра Третьего никто не душил, он от колик скончался, да и Павла Первого никто не бил табакеркой в висок, пытаясь упредить внезапный инсульт. Как мы видим, Елисей весьма скор на расправу, хотя в этом эпизоде он не упомянут, так что возможно кроткая девушка на поверку оказалась не такой уж кроткой. Царя мы тут даже не видим, похоже, его депрессия затянулась настолько, что требуется врачебное вмешательство. Впрочем, всем пофиг, у государства уже фактически новый правитель появился. Ну а дальше, классический хэппи енд со свадьбой.
   На этом, думаю, обзор можно прекратить. Кто-то увидит в нем интересную мысль, кто-то глумление над классикой. Что касается меня, то я считаю данное произведение Пушкина настолько многогранным, что достаточно было взглянуть на него под другим углом, дабы увидеть в детской сказке политический триллер. Что могу сказать, он Мастер...
  

The End

No Den "Рысенок" Stranger, 26 ноября 2011 года.

  

Оценка: 8.53*10  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Изотова "Последняя попаданка"(Киберпанк) Г.Елена "Травница"(Любовное фэнтези) GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"