Аннотация: Просто немного мыслей, возникших под влиянием одного спора. Юмора тут нет.
Концепция Хэппи-энда
Как то особо никогда не задумывался на данную тему пока не задумался над вопросом, а считать ли хэппи-эндом конец света если повествование ведется от имени маньяка-мизантропа, чьей целью данный конец света и является. Для начала разберемся что же считать счастливым концом. Ну ясное дело, к хэппи-энду относятся все произведения где герой добивается своей цели. Если же последних наличествует несколько штук, то минимальным требованием является выполнение самой важной из них.
Но в целом все куда сложнее, ибо как показывает практика, иногда даже смерть главного героя вовсе не означает плохого конца. И если провести анализ и изучить многочисленные литературные и кинематографические произведения, мы можем разделить хэппи-энды на несколько категорий. Правда тут следует учесть что речь идет только о сюжетных произведениях, но тут уже каждый решает за себя.
И так, хэппи-энды можно разделить на:
Абсолютный хэппи-энд: Сказки помните? Одолел Иван Царевич злого Кощея ну или Змея, спас Василису или еще какую деваху и получил в итоге почет, уважение, невесту и полцарства в придачу. Вот на этом принципе и работает абсолютный хэппи-энд. Смысл состоит в том что по итогам герой получает как можно больше бонусов, даже если к ним не стремился. Стремился спасти семью или возлюбленную от коварных злыдней? Спас? Что ж получай почет, уважение, новую должность и чемодан набитый долларами. Хотел найти сокровище? Получай сокровище, возлюбленную, друзей, почет, уважение и много-много другого. Фактически именно абсолютный хэппи-энд любят называть Голливудским. Уж больно все в нем хорошо для героев складывается и из любой передряги они выбираются с изрядным прибытком. В целом подобные концовки характерны для многих жанров, боевиков, комедий, приключенческих фильмов и романов и как уже говорилось выше, даже для сказок. Смысл прост, расслабить мозги и оставить самые позитивные впечатления.
Полноценный хэппи-энд: А вот тут все проще и в то же время сложнее. Герой получает только то к чему стремится дополнительно ничего не приобретая и не теряя. Хочет сокровище, получает сокровище, хочет на трон, становится королем, хочет девушку, добивается её. В чем тут сложность, спросите вы? А в том что исчезает пространство для маневра и все крутится только вокруг героя и его цели. Дополнительные элементы могут только все исказить. Поэтому данный вид концовок встречается крайне редко. Но тем не менее есть немало боевиков вполне удовлетворяющих условию. Достаточно вспомнить Крепкий Орешек. Ну и простенькие мелодрамы так же могут иногда подходить под заявленные требования. Но в целом мало кому хочется загонять себя в такие рамки, поэтому чаще всего в дело вступают нижеперечисленные варианты.
Равновесный хэппи-энд: Очень напоминает абсолютный. Герой так же получает все к чему стремится плюс куча бонусов в комплекте, но... Но в данном случае есть ложка дегтя уравновешивающая весь переизбыток позитива. Чаще всего это какая то потеря для героя, причем обычно предугадываемая. Например погибает его старый наставник (обычно заранее говорящий что ему и так осталось немного), или друг до этого совершивший нехороший поступок (надо же как то искупить вину). В более позитивных случаях, герой просто расстается с нынешней девушкой (благо он уже нашел новую). В данном случае мы получаем попытку приблизится к реализму, но в целом смягченную. У зрителей/читателей опять же должны остаться позитивные впечатления но с легким налетом грусти.
Равноценный хэппи-энд: А вот здесь герой чаще всего никого не теряет, но итог его похождений обычно изрядно отличается от первоначальных целей. Проще говоря попытка добыть сокровище, заканчивается тем что он находит свою любовь. Борьба за любовь оборачивается совсем другой любовью (но более искренней). Ну а битва за теплое место на высокооплачиваемой работе, заканчивается нахождением работы для души. И как мы видим идет уклон в более философскую составляющую. Непременным условием так же является моральное удовлетворение героя от такого исхода. Задача такого хэппи-энда состоит в том, что бы донести борьбу в душе героя и проблему морально-нравственного выбора. Уровень сопереживания при этом изрядно возрастает.
Колеблющийся хэппи-энд: Герой стремился отомстить, но в итоге потерял смысл жизни. Героиня боролась за любимого мужчину, добилась его но в итоге заработала сомнения, а того ли она добивалась. А быть может герои найдя сокровища отдают их в детский дом а сами уходят в сторону заходящего солнца в поисках очередного смысла жизни. Да, именно так и выглядит колеблющийся хэппи-энд. Вроде все хорошо закончилось, но на душе появляется тоска, и грустные мысли лезут в голову одна за другой. И это неудивительно, поскольку подобные концовки отличаются крайней степенью философичности. Подобное иногда даже сложно назвать хэппи-эндом но все же я осмелюсь поместить это сюда.
Негативный хэппи-энд: Герой погиб, а вместе с ним и все его друзья. Считаете что подобная концовка тянет на хэппи-энд? А почему бы и нет, если при этом они спасли свой город, страну, а то и всю планету (в особо пафосных случаях галактику или вселенную) от страшной участи. Ведь для них то кончилось все хорошо и все реально счастливы. И пускай зрители и читатели заливаются слезами, но в то же время в глубине души все чувствуют облегчение от того что свою задачу погибшие все таки выполнили. Подобный вариант особенно характерен для военных драм и фильмов катастроф и смотрится там как ни странно вполне естественно. Конечно проще назвать такую концовку жизненной или естественной, но мы же составляем классификацию хэппи-эндов и поэтому пусть с натяжкой но данный вариант все же пропускаем.
Можно продумать еще немало вариантов, но в целом на мой взгляд девяносто процентов произведений вполне попадает под данную классификацию. На этом пока все.