Куринный Сергей Леонидович : другие произведения.

Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных людей" (саммари)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий вариант (саммари) очень известной в мире книги Стивена Кови "Семь навыков высокоэффективных людей". Это не копирование текста из книги, а именно творческая обработка и осмысление идей, изложенных в ней. Стивен Кови предлагает комплексный, целостный, основанный на фундаментальных принципах подход к решению жизненных проблем, не только личных, но и профессиональных.


  -- Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных людей"
  -- Аннотация
   В рамках проекта "Ключевые идеи книг" вашему вниманию предлагается краткий вариант (саммари) очень известной в мире книги Стивена Кови "Семь навыков высокоэффективных людей". Это не копирование текста из книги, а именно творческая обработка и осмысление идей, изложенных в ней.
   Стивен Кови предлагает комплексный, целостный, основанный на фундаментальных принципах подход к решению жизненных проблем, не только личных, но и профессиональных. Его книга шаг за шагом подводит читателей к пониманию того, как жить эффективно, основываясь на универсальных принципах (честность, справедливость, человечность, служение другим, стремление сохранить свое достоинство и т.п.). Эти принципы дают мудрость и силу для того, чтобы правильно использовать открывающиеся перед нами возможности. Они вселяют уверенность, которая нужна, чтобы открыть свою жизнь для перемен к лучшему.
   Книга "Семь навыков высокоэффективных людей" продана тиражом более 20 миллионов экземпляров, это одна из ключевых работ по теме личностного роста. Она оказала огромное влияние на жизнь множества людей во всем мире. Свыше половины крупнейших мировых корпораций используют философию эффективности, описанную в "Семи навыках".
   В книге изложен системный подход к определению жизненных целей и приоритетов человека. Она помогает разобраться в себе, четко сформулировать свои жизненные цели и достигать этих целей. Также она показывает, каким образом каждый человек может стать лучше, причем предлагая не поверхностные изменения имиджа, а совершенствование по сути.
   Эта книга является дорожной картой для людей, которые стремятся максимально полно реализовать потенциал, заложенный в них.
   Книга Стивена Кови не предлагает простых решений и мгновенных чудес. Любые серьезные изменения требуют времени, упорства и работы над собой, но это окупается сторицей, когда в вашу жизнь приходит счастье и остается в ней навсегда.
  -- Парадигмы и принципы
   Стивен Кови утверждает, что существуют основополагающие принципы эффективной жизни, а подлинного счастья и успеха можно достичь, лишь начав их использовать.
   Предложенные им семь навыков высокоэффективных людей включают в себя много фундаментальных принципов эффективности. Предлагаемые им навыки являются основополагающими, обладают первичной значимостью и представляют собой законченную систему принципов, на которых основывается человеческое счастье и успех.
   Прежде чем усвоить семь навыков высокоэффективных людей, Стивен Кови предлагает нам выяснить собственные ПАРАДИГМЫ и научиться осуществлять СДВИГ ПАРАДИГМЫ. Парадигма -- это своеобразная модель нашего отношения к окружающему миру, ко всем событиям, которые нас касаются; это модель нашего поведения. Именно то, каким образом мы воспринимаем окружающую действительность, определенные вещи и события, и становится источником наших мыслей, чувств и действий.
   Следовательно, для небольших изменений в жизни достаточно пересмотреть свои установки и поведение. А для значительных качественных изменений необходимо разобраться и поработать над собственными основными парадигмами.
   Семь навыков высокоэффективных людей не являются набором отдельных психологических приемов и инструментов. Стивен Кови предлагает интегрированный и последовательный подход к развитию персональной и межличностной эффективности, основанный на естественных законах развития.
   Эффективность человека, по Стивену Кови, заключается в равновесии желаемого результата (Р) с ресурсами и средствами (РС), позволяющими этот результат получить.
   Семь навыков позволяют соблюдать "Р/РС -- баланс", успешно достигая поставленных целей и затрачивая на это значительно меньше сил и ресурсов.
  -- Навык 1. Будьте проактивны
   Люди, как и животные, запрограммированы определенным образом реагировать на внешние раздражители. Но между человеком и животным существует фундаментальная разница -- у человека остается свобода выбора в промежутке времени между действием раздражителя и реакцией, т.е. мы самостоятельно можем выбрать, каким способом будем реагировать.
   Самый первый и важный навык высокоэффективного человека -- навык проактивности. Каждый раз, реагируя на внешние раздражители, мы имеем свободу выбора и можем реагировать на события, используя навыки проактивности, свою независимую волю, совесть, воображение, самосознание, систему ценностей.
   Проактивность означает, что мы берем на себя ответственность за свою жизнь и за все, что с нами происходит. Мы соглашаемся, что наше поведение и ситуации, в которые мы попадаем, целиком зависят от наших решений, а не от нашего окружения или других обстоятельств.
   Сущностью проактивного человека является способность подчинить импульсивную реакцию своим ценностям. Реактивные люди идут на поводу своих чувств, условий, обстоятельств, своего окружения. В отличие от них проактивные люди руководствуются своими ценностями, тщательно выбранными и осознанно принятыми.
   Проактивные люди также подвергаются воздействию внешних факторов (психологических, социальных или физических), но их реакция является результатом выбора, основанного на ценностях.
   Очень хороший способ для того, чтобы определить, насколько вы проактивны, -- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, НА ЧТО ВЫ ТРАТИТЕ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И СИЛ.
   Каждого из нас волнует множество вопросов, событий и явлений. Мы можем отделить эти вещи от того, что не оказывает на нас эмоциональное или интеллектуальное влияние, поместив их в специальный КРУГ ЗАБОТ.
   Обратив внимание на наш круг забот, мы легко увидим, что некоторые вещи из этого круга мы контролировать не можем (например: погода, политика, экономика, общественный транспорт, слабости и недостатки других людей, форс мажорные обстоятельства и т.п.).
   А некоторые вещи поддаются нашему контролю и подвластны нашему влиянию (например: настроение, здоровье, навыки и умения, выбор жилья и работы, круг общения, личные доходы и расходы, время на работу и на отдых и т.п.). Эту группу забот мы можем объединить в меньший по размеру КРУГ ВЛИЯНИЯ.
   ПРОАКТИВНЫЕ ЛЮДИ ФОКУСИРУЮТ СВОЕ ВНИМАНИЕ И УСИЛИЯ НА СВОЕМ КРУГЕ ВЛИЯНИЯ. Они тратят свое время и направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Их энергия позитивна, она расширяет и увеличивает круг влияния.
   РЕАКТИВНЫЕ ЛЮДИ СОСРЕДОТОЧИЛИ СВОЕ ВНИМАНИЕ НА КРУГЕ ЗАБОТ. Они полностью сосредоточены на слабостях и недостатках других людей, на проблемах и обстоятельствах, на которые они никак не могут повлиять.
   Проблемы, которые находятся под нашим полным контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки и умения (это "личные победы"). Проблемы, которые находятся под нашим косвенным контролем, можно решить, изменив наши методы влияния (это "общие победы"). А проблемы, которые находятся вне нашего контроля, требуют лишь того, чтобы мы приняли их как данность и научились с ними жить, даже если это нам не нравится.
   Есть две вещи из нашего круга забот, которые заслуживают самого пристального внимания -- ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ И ОШИБКИ.
   Имея свободу выбора своих действий, мы не имеем свободы выбора последствий этих действий. Последствия подчинены естественным законам и находятся в круге забот. Если последствия наших действий и выбора нам не нравятся, мы называем их ОШИБКАМИ.
   ПРОАКТИВНЫЕ ЛЮДИ БЫСТРО ПРИЗНАЮТ СВОИ ОШИБКИ, ИСПРАВЛЯЮТ ИХ, А ТАКЖЕ ИЗВЛЕКАЮТ НЕОБХОДИМЫЕ УРОКИ. Этот подход превращает любые неудачи в успех.
   Наибольший вред нам приносит именно неправильная реакция на ошибки (свои или чужие), а не сами ошибки.
  -- Навык 1. Упражнения
  -- Упражнение 1-1
   В течение дня обращайте внимание на свою речь и на речь окружающих. Как часто вы употребляете в своей речи выражения "если бы только", "я не могу", "я вынужден" и т. п.?
   Как часто вы слышите подобные высказывания от окружающих вас людей? Фразы подобного типа свидетельствуют о реактивном типе мышления.
  -- Упражнение 1-2
   Представьте в своем воображении ситуацию из вашего ближайшего будущего, в которой вы, судя по прошлому опыту, будете вести себя реактивно или даже деструктивно. Попробуйте рассмотреть эту ситуацию с точки зрения вашего круга влияния. Подумайте, как вы могли бы вести себя в этой ситуации, используя проактивный подход. Нарисуйте в своем воображении четкую и яркую картинку вашего проактивного поведения. Напомните себе о свободе выбора реакции, которую вы имеете сразу после воздействия раздражителя. Дайте себе обещание практиковать использование своей свободы выбора.
  -- Упражнение 1-3
   Выберите какую-либо угнетающую проблему в своей профессиональной или личной жизни. Определите, где эта проблема находится: в круге забот или в круге влияния. Если проблема находится под вашим полным или косвенным контролем, определите первые шаги, которые вы можете предпринять для ее решения. Сделайте эти шаги.
  -- Упражнение 1-4
   Попробуйте пройти тридцатидневный тест проактивности. В течение этого времени действуйте исключительно в вашем круге влияния. Берите на себя небольшие посильные обязательства и выполняйте их. Не будьте судьей для других людей, вместо этого увлекайте их своим примером. Не критикуйте, будьте частью решения, а не частью проблемы. Не оправдывайтесь и не ссылайтесь на недостатки вашего окружения, а также не оправдывайте свои недостатки. Сделав ошибку, немедленно признайте ее, исправьте и извлеките из нее уроки. Работайте над тем в себе, что вам по силам. Смотрите на недостатки других людей не с осуждением, а с сочувствием. Останавливайте себя каждый раз, когда начинаете думать или говорить, что решение проблемы находится не в вас, а где-то. Тренируйте вашу зарождающуюся свободу каждый день, и она будет становиться все больше и больше. Тренируйте ее в семье, в отношениях с друзьями, на работе. Мы и только мы несем персональную ответственность за свою эффективность, за свое счастье, за большинство событий и обстоятельств жизни.
   Ответственность, способность отвечать за происходящее, выбирать собственную реакцию на раздражители -- это основа эффективной и счастливой жизни.
  -- Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель
   Перед тем как начинать какую-либо деятельность, представьте в своем воображении конечную цель, т.е. ЧЕТКО ОСОЗНАЙТЕ СВОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.
   Очень легко попасть в ловушку активности, круговорот важных дел и событий, карабкаясь вверх по лестнице успеха. И лишь на самой вершине этой лестницы осознать, что она приставлена к совершенно другой стене, а вы добивались каких-то чуждых для вас целей. Можно быть очень занятым человеком и при этом быть совсем неэффективным, реализуя не свои желания, идя по пути не к своим мечтам.
   Навык "начинайте, представляя конечную цель" разделяет мысленный (первый) и физический (второй) акты творения. Этот принцип используется во многих жизненных ситуациях. Например:
    перед тем как произнести речь на выступлении, вы пишете ее текст;
    портной чертит выкройку костюма перед тем, как его шить;
    прежде чем отправиться путешествовать, вы определяете, куда вы едете и наилучший для вас маршрут;
    прежде чем построить здание, архитекторы создают его детальный проект.
   Этот навык основан на принципах персонального лидерства, и именно лидерство здесь является первым творением.
   Чем отличается лидерство от обычного управления? Управление (второе творение) фокусируется на вопросе "Как мне сделать это наилучшим способом?" (это нижний уровень). Лидерство же фокусируется на вопросе "Что именно я хочу сделать?" (это верхний уровень).
   Эффективность, а подчас и само выживание, зависит не только от количества прилагаемых усилий (работник, производитель), от того, сделаны ли они наилучшим образом (управление, менеджер), но и от того, в том ли месте мы их прилагаем (лидерство).
   Один из самых известных и эффективных способов "начать, представляя конечную цель" состоит в разработке ПОЛОЖЕНИЙ ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ МИССИИ. Задайте себе следующие вопросы и запишите ответы на них:
    Каким вы хотите быть? (характер).
    Что вы хотите делать? (достижения и вклады).
    Какие ценности и принципы лежат в основе ваших поступков и характера?
   При составлении положений личной миссии, мы должны начинать из самого центра нашего круга влияния, с места, где сосредоточены наши главные парадигмы (призмы, через которые мы воспринимаем окружающий мир).
   Поместив в центр нашей сущности верные жизненные принципы, мы создаем прочный фундамент для развития своей личности.
   Личная миссия не создается за один вечер. Вам может потребоваться намного больше времени, прежде чем достигнутый результат вас удовлетворит.
   Вам будет необходимо исчерпывающе и сжато сформулировать ваши сокровенные ценности и устремления. И даже успешно составив положения личной миссии, вы будете периодически пересматривать и переписывать их, получая новый опыт, изменяя свои взгляды с течением времени.
   Не только отдельные люди, но и семьи, коллективы, компании и корпорации становятся более эффективными, если они сформулировали положения личной миссии, если они "начинают, представляя конечную цель".
  -- Навык 2. Упражнения
  -- Упражнение 2-1
   Представьте в своем воображении, что вы посетили собственные похороны. На них ожидаются четыре выступления. Первым выступит один из ваших ближайших родственников, вторым выступит кто-то из ваших друзей, третьим выступающим будет один из ваших коллег по работе, четвертым -- представитель церкви или общественной организации, членом которой вы были. Серьезно подумайте, какие слова вы бы хотели услышать о себе и своей жизни из уст каждого выступающего. Каким супругом и родителем вы предстанете в их выступлениях?
   Каким другом и коллегой по работе? Какой характер вы бы хотели иметь в их представлении? Какие из ваших дел и достижений вы бы хотели, чтобы они запомнили? Какой след вы бы хотели оставить в жизни окружающих людей? Запишите ответы на эти вопросы вместе со своими мыслями и впечатлениями по этому поводу.
  -- Упражнение 2-2
   В своей жизни мы используем несколько ролей, которые связаны с различными сферами и направлениями нашей деятельности. Например, это "личность", "муж/жена", "отец/мать", "преподаватель", "бизнесмен", "член церкви", "сосед", "сын/дочь", "ученик", "брат/сестра", "проводник перемен" и т.п. Запишите используемые вами роли, какими вы их себе сейчас представляете. Удовлетворяет ли вас такое отражение вашей жизни?
  -- Упражнение 2-3
   Начните делать записи, подбирать идеи, информацию, цитаты, которые пригодятся для написания положений вашей личной миссии.
  -- Упражнение 2-4
   Центром жизни человека может быть супруг, семья, деньги, работа, обладание, удовольствие, друзья или друг, врач, церковь, он сам. Подумайте, характерны ли (и насколько) какие-то из этих центров для вас? Оказывают ли они влияние на вашу модель поведения и саму жизнь? Нравится ли это вам, устраивает ли это вас?
  -- Упражнение 2-5
   Начните составлять положения вашей личной миссии.
  -- Упражнение 2-6
   Подумайте о намеченных вами серьезных делах и примените к ним принцип мысленного творения, записав результаты, которые вы хотите достигнуть, и шаги, которые к ним приведут.
  -- Упражнение 2-7
   Поделитесь принципами навыка "начинайте, представляя конечную цель" с вашими близкими, друзьями и коллегами. Предложите им совместно составить положения миссии семьи, коллектива, организации.
  -- Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
   Этот навык является личным достижением и методом практической реализации двух предыдущих навыков. Он является вторым физическим актом творения, реализацией, осуществлением, и естественно следует после первых двух навыков, являющихся первыми мысленными актами творения.
   В этом навыке обсуждаются вопросы, которые связаны с управлением нашим временем и жизнью. Организовывая свои действия на основе приоритетов, вы используете наилучший метод в сфере управления временем.
   Существует четыре уровня управления временем. Каждый следующий уровень основывается на предыдущем, давая нам больше возможностей для управления своей жизнью. Уровни:
    1. Для этого уровня характерны записи с попытками упорядочить и систематизировать все, что требует от нас времени и сил.
    2. Этому уровню соответствуют ежедневники и календари, он является попыткой планировать будущие события и свою деятельность.
    3. Добавляет важную идею расстановки приоритетов и выяснения ценностей для сравнения на этой основе значимости разных предстоящих нам дел.
    4. Сутью этого уровня является МАТРИЦА УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ. Исходной идеей этой матрицы является факт, что мы тратим время одним из четырех способов.
    Можно или развиваться или деградировать. Развитие -- это движение в выбранном вами направлении.
    Мама - это ангел на земле.
    Мы сами создаём свою жизнь и называем её судьбой.
    Еще никто не обеднел, помогая бедным.
    Помните, что есть только два дня в году, когда вы не можете ничего сделать. Один из них называется вчера, а другой называется завтра.
  

СРОЧНЫЕ

НЕ СРОЧНЫЕ

   ВАЖНЫЕ

[1]

   Критические ситуации, неотложные проблемы, проекты с "горящим" сроком, авралы.
   НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС
   ценность стремится к нулю.

[2]

   Профилактические действия для поддержания своих ресурсов и средств, установление новых связей, поиск новых возможностей, восстановление сил, планирование.
   ПОСВЯТИТЬ ОСНОВНОЕ ВРЕМЯ
   полезная и ценная работа
   НЕ ВАЖНЫЕ

[3]

   Бессмысленные телефонные звонки и разговоры, ответы на сообщения, рутинные дела, некоторые встречи, дурные дела.
   ДЕЛЕГИРОВАТЬ; НАЙТИ ТОГО, КОМУ ОНИ ВАЖНЫ

[4]

   Мелочи, отнимающие время: телефонные звонки и письма; праздное времяпровождение; бессмысленная трата времени.
   ОТКАЗАТЬСЯ
   Эффективные люди уменьшают размер квадрата [1], затрачивая больше времени на квадрат [2]. А от действий в квадратах [3] и [4] вообще стараются отказаться, т.к. эти квадраты содержат не важные дела (пусть даже и срочные).
   Любые наши действия требуют делегирования. Мы делегируем либо своему времени (действия в духе производительности), либо другим людям (действия в духе эффективности). Когда мы делегируем свои дела другим людям, то используем два основных вида делегирования: делегирование руководства и делегирование исполнения.
    ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ значит, что мы детально описываем нужный нам результат и конкретные методы его достижения.
    ДЕЛЕГИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА фокусируется на результате, а не на методах его достижения. Право выбора методов предоставляется людям, которые несут ответственность за получение результатов. Принципы делегирования руководства верны и применимы в любой ситуации.
   Семь навыков высокоэффективных людей относятся к квадрату [2]. Они содержат важные рекомендации, которые при постоянном их использовании добавят в нашу жизнь много изменений в лучшую сторону.
  -- Навык 3. Упражнения
  -- Упражнение 3-1
   Определите дела, относящиеся к квадрату [2] (важные и не срочные), которыми вы ранее не занимались и которые, в случае их успешного выполнения, могли бы оказать значительное влияние на вашу личную и профессиональную жизнь.
  -- Упражнение 3-2
   Нарисуйте матрицу управления временем и оцените в процентном отношении, сколько времени у вас уходит на каждый квадрат этой матрицы. Далее распишите, чем вы занимались в течение последних трех дней (используйте пятнадцатиминутные интервалы времени). Насколько точными оказались ваши оценочные проценты? Довольны ли вы тем, как тратите свое время? Что, по вашему мнению, необходимо изменить?
  -- Упражнение 3-3
   Составьте список дел, которые вы можете делегировать. Также составьте список людей, которым вы можете делегировать или которых вы можете обучить для этого. Что вам необходимо для того, чтобы начать заниматься этим?
  -- Упражнение 3-4
   При еженедельном планировании запишите:
    1. Список ваших ролей в жизни (или список направлений, в которых вы будете действовать).
    2. Для каждой роли запишите список целей.
    3. Для каждой из целей запишите список действий (составьте планы).
    4. Запланированные действия внесите в ваше расписание или делегируйте другим людям.
    5. В конце недели проведите оценку того, как составленный вами план помог воплотить в жизнь ваши глубинные ценности и цели, а также насколько вы были им верны.
  -- Упражнение 3-5
   Возьмите на себя обязательство делать планирование еженедельно, установите постоянное время для этого.
  -- Упражнение 3-6
   Подберите для себя инструмент планирования четвертого поколения или улучшите используемый вами.
  -- Навык 4. Думайте в духе "Выиграл -- Выиграл"
   Существует шесть парадигм взаимодействия между людьми:
    "Выиграл -- Проиграл".
    "Проиграл -- Выиграл".
    "Проиграл -- Проиграл".
    "Выиграл".
    "Не связываться".
    "Выиграл -- Выиграл".
   Парадигма "Выиграл -- Выиграл" -- особая настройка сердца и ума, направленная на непрестанный поиск взаимной выгоды при любых взаимодействиях между людьми. "Выиграл -- Выиграл" означает, что все принятые решения и достигнутые договоренности взаимовыгодны и удовлетворяют обе стороны. После принятия решений такого типа обе стороны испытывают удовлетворение и следуют принятому плану действий с радостью. Люди, имеющие установку "Выиграл -- Выиграл", не рассматривают жизнь как соперничество между конкурентами. Они воспринимают любые взаимоотношения как сотрудничество. Этот навык предполагает использование всех уникальных свойств человека (воображения, совести, независимой воли, самосознания, ценностей и т.п.). Навык включает взаимное влияние, взаимную выгоду и взаимное обучение. Мышление в духе "Выиграл -- Выиграл" является полезным навыком межличностного лидерства. Сутью переговоров в духе "Выиграл -- Выиграл" является отделение человека от проблемы, фокусировка не на позициях, а на интересах; выработка взаимовыгодных вариантов сотрудничества и использование объективных критериев оценки (основанных на внешних принципах и эталонах, принимаемых обеими сторонами).
   Шаги к "Выиграл -- Выиграл":
    1. Представьте проблему с точки зрения другого человека.
    2. Определите ключевые вопросы и заботы (не позиции), имеющие отношение к проблеме.
    3. Определите результаты, которые смогут обеспечить полностью приемлемое решение для двух сторон.
    4. Выявите новые возможности и варианты достижения этих результатов.
   Решения в духе "Выиграл -- Выиграл" требуют чуткости, доверия, мужества и сотрудничества.
  -- Навык 4. Упражнения
  -- Упражнение 4-1
   Продумайте будущее взаимодействие с другим человеком, в ходе которого вы собираетесь попытаться прийти к совместному решению или достигнуть какого-нибудь соглашения. Дайте себе обещание, что будете выдерживать баланс между желанием достигнуть своей цели и чуткостью и вниманием к чужому мнению и точке зрения.
  -- Упражнение 4-2
   Составьте список препятствий, мешающих вам повсеместно использовать отношение к другим людям в духе "Выиграл -- Выиграл". Определите, какие действия в вашем круге влияния вам следует совершить, чтобы устранить эти препятствия.
  -- Упражнение 4-3
   Выберите конкретного человека, с которым вы бы хотели заключить соглашение в духе "Выиграл -- Выиграл". Поставьте себя на место этого человека и запишите свое представление о том, каким он видит решение обсуждаемой проблемы. Также запишите результаты, достижение которых являлось бы выигрышем для вас. Спросите партнера, имеет ли он желание обсуждать проблему до тех пор, пока не выработается взаимовыгодное решение.
  -- Упражнение 4-4
   Выберите трех самых важных людей в вашей жизни. Оцените ваш баланс на каждом из эмоциональных банковских счетов этих людей. Составьте конкретный список действий, которые вы могли бы совершать для пополнения вашего баланса на их счетах.
  -- Упражнение 4-5
   Внимательно изучите собственный сценарий жизни, свою программу. Используете ли вы парадигму "Выиграл -- Проиграл" в своей жизни? Каким образом этот сценарий влияет на ваши отношения с окружающими людьми? Можете ли вы определить источник используемого вами сценария? Попытайтесь оценить, насколько хорошо служит выбранный вами сценарий.
  -- Упражнение 4-6
   Найдите человека, который, по вашему мнению, может служить для вас примером отношения "Выиграл -- Выиграл". Человека, который даже в трудных ситуациях пытается найти общую выгоду. Внимательно наблюдайте за этим человеком, учитесь у него и следуйте его примеру.
  -- Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом -- быть понятым
   Умение общаться является самым важным умением в нашей жизни. Практически все свое время мы проводим в общении. Но, к сожалению, мы никогда и нигде не учимся правильно общаться и слушать других людей. Слушать их таким образом, чтобы по-настоящему глубоко понимать их и смотреть на происходящее с их точки зрения. Навык "сначала стремитесь понять" требует глубокого сдвига парадигмы. Обычно мы стремимся к тому, чтобы сначала понимали нас. Мы слушаем не с намерением понять, что нам говорят, а с намерением ответить на слова своего собеседника. Мы или говорим, или готовимся говорить.
   ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ значит много больше, чем обычная регистрация или отражение, или даже понимание сказанного нашим собеседником. При эмпатическом слушании вы слушаете очень внимательно не только ушами, но и глазами (смотрите на собеседника), и даже самим сердцем. Вы "слушаете" не только смысл сказанного, но и чувства и поведение своего собеседника.
   Мы слушаем, опираясь на свой прошлый жизненный опыт, реагируя на слова нашего собеседника одним из этих способов:
    1. Мы оцениваем, соглашаемся или не соглашаемся.
    2. Мы выпытываем, задаем вопросы, опираясь на свою систему ценностей.
    3. Мы даем советы, основываясь на своем личном опыте.
    4. Мы интерпретируем, пытаемся понять характер собеседника, объяснить его мотивы и поступки через призму своих мотивов и поступков.
   Прежде чем поднимать проблему, прежде чем заниматься оценкой, давать советы, генерировать свои идеи -- ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ СВОЕГО СОБЕСЕДНИКА. Это является очень мощным навыком эффективной взаимозависимости. Когда мы действительно по-настоящему и глубоко понимаем другого человека, мы открываем пространство для творческих и альтернативных решений, устраивающих обе стороны. Различия между нами перестают быть препятствиями к развитию и общению, а вместо этого становятся ступенями лестницы, которая ведет к синергии.
  -- Навык 5. Упражнения
  -- Упражнение 5-1
   Составьте список людей, у которых вы имеете очень низкий эмоциональный банковский счет. Попытайтесь поставить себя на место каждого из этих людей и попробуйте понять ситуацию ваших взаимоотношений с их точки зрения. Запишите свои выводы и мысли. Во время встречи с кем-то из этих людей слушайте их, чтобы понять и сопоставить услышанное со своими записями. Точны ли оказались ваши предположения? Правильно ли вы понимали их точку зрения?
  -- Упражнение 5-2
   Расскажите об эмпатии вашему другу или близкому человеку. Скажите ему или ей, что хотели бы научиться эмпатическому слушанию, и попросите через некоторое время оценить ваши старания и успехи. Пусть расскажет вам, насколько хорошо вы справились и какое влияние это оказало на ваше общение. Также оцените свои успехи сами. Вы сразу поймете, когда эмпатическое слушание стало получаться -- отношение окружающих людей к вам значительно улучшится.
  -- Упражнение 5-3
   Когда у вас будет возможность понаблюдать за другими людьми, которые общаются между собой, закройте на несколько минут свои уши и внимательно посмотрите на этих людей. Заметили ли вы какие-либо эмоции, которые невозможно было бы выразить словами? Что это были за эмоции?
  -- Упражнение 5-4
   Всегда, когда вы замечаете за собой неуместное использование автобиографических ответов (выпытывание, оценку, совет или интерпретацию), постарайтесь признать свою ошибку, извиниться и обратить ситуацию во вклад в эмоциональный банк своего собеседника.
  -- Упражнение 5-5
   Попробуйте сделать презентацию ваших идей на базе эмпатии. Выразите противоположную точку зрения не хуже, чем ваш оппонент. А после этого постарайтесь, чтобы он понял вашу точку зрения, опираясь на свою систему взглядов и убеждений.
  -- Навык 6. Достигайте синергии
   Все люди разные, у всех различный менталитет, эмоциональная и психологическая сферы.
   Суть синергии заключена в том, чтобы ценить эти различия и использовать их при совместной деятельности. Для этого необходимо понимать, что все люди видят мир через призму того, кем являются они сами. Никто из нас не видит мир таким, каков он есть на самом деле.
   Синергия является сутью лидерства, основанного на принципах. Синергия означает, что в отношениях целое всегда больше суммы его частей (1+1>2).
   Условиями возникновения синергии являются:
    Трудные задачи и проблемы в жизни.
    Отсутствие соперничества, использование сотрудничества.
    Взаимная мотивация в духе "Выиграл -- Выиграл".
    Использование навыков эмпатической коммуникации.
   Эффективные люди обладают достаточным уважением к другим людям и врожденной или приобретенной скромностью, чтобы:
    Признать ограниченность собственного восприятия и недостаточность собственного опыта.
    Оценить неограниченные возможности, которые открываются перед ними, если они взаимодействуют с сердцами и умами других людей.
    Понять, что они испытывают недостаток информации или идей, если опираются только на собственный опыт.
    Совершенствовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.
    Уважать и ценить различия между людьми.
   Синергия это:
    Строительство команды и работа с ней.
    Развитие творческого взаимодействия.
    Развитие настоящей сплоченности с другими людьми.
  -- Навык 6. Упражнения
  -- Упражнение 6-1
   Вспомните, кто из ваших знакомых смотрит на мир иначе, чем вы. Попробуйте использовать эти отличия во взглядах в качестве поиска решения вашей проблемы в духе третьей альтернативы. Спросите мнение этого человека о ситуации, в которой вы оказались (или о проекте, над которым вы работаете), ценя отличие его мнения от вашей точки зрения. Попробуйте использовать полученную информацию для решения своей проблемы или, по крайней мере, чтобы взглянуть на нее по-другому.
  -- Упражнение 6-2
   Составьте список людей, которые вызывают у вас раздражение. Имеют ли они отличающуюся от вашей точку зрения, которая могла бы привести к синергии, если бы вы были больше уверены в себе и ценили различия между людьми?
  -- Упражнение 6-3
   Определите в своей жизни реальные ситуации, в которых бы вам хотелось добиться синергии и более плодотворного сотрудничества. Какие условия требуется обеспечить для установки и поддержания синергии? Что конкретно вы можете предпринять для того, чтобы создать эти условия?
  -- Упражнение 6-4
   Если у вас возникают разногласия или споры с другими людьми, пытайтесь понять интересы, которые лежат в основе их позиций. Используйте творческий взаимовыгодный подход к решению проблем с учетом этих критериев.
  -- Навык 7. Затачивайте пилу
   Этот навык имеет отношение к вашим личным ресурсам и средствам (РС), он поддерживает и развивает ваш самый ценный ресурс -- вас самого, ваши разум, тело и душу. С помощью этого навыка обновляются четыре измерения вашей натуры -- духовное, физическое, интеллектуальное и социально-эмоциональное. Расходование времени на обновление собственных ресурсов требует от нас быть проактивными. Действия для "затачивания пилы" относятся к квадрату [2] матрицы управления временем (важные и не срочные дела), они требуют от нас проявления инициативы и оказания давления на самого себя до тех пор, пока эти действия не превратятся в полезные привычки-навыки. Наши личные ресурсы и средства находятся в самом центре нашего круга влияния, и только мы сами можем обеспечить их развитие и обновление. Развитие личных ресурсов и средств является самым крупным и выгодным вложением нашей жизни. Мы сами являемся инструментом своей собственной деятельности ("пилой") и, инвестируя в себя ("затачивая пилу"), улучшаем свою эффективность.
   Остановимся подробнее на четырех измерениях нашей натуры и на процессе "затачивания пилы" в них:
    1. ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Предусматривает заботу о своем физическом состоянии, употребление здоровой пищи, выделение достаточного времени на сон и на отдых, регулярные физические упражнения, управление стрессовыми ситуациями, отказ от вредных привычек, разрушающих тело (курение, алкоголь, интернет-зависимость и т.п.).
    2. ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Это сердцевина вашей личности, ваш центр, ваша приверженность выбранной системе ценностей. Обновление духовного измерения ведет к достижению лидерства. Духовное измерение предполагает постоянную учебу и размышления, его питают источники вдохновляющие и возвышающие, связывающие нас с вечными истинами нашего мира. Каждый человек занимается обновлением духовного измерения своим собственным уникальным способом.
   Можно ежедневно читать Библию, заниматься медитацией, читать великие литературные произведения, слушать классическую или современную музыку, можно общаться с животными или природой.
   ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ТРЕБУЕТСЯ ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО.
   Посвятите немного своего времени размышлениям о смысле жизни, о конечной ее цели. Выводы, которые вы сделаете, раскроются, подобно зонтику, над всеми вашими делами. В вашем ежедневном духовном обновлении вы можете мысленно "проживать" события своего дня в гармонии с положениями вашей личной миссии, с теми ценностями, которые вы для себя определили.
    3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Постоянное обучение, которое не прекращается после окончания школы и института, которое тренирует наш ум и расширяет кругозор, является жизненно необходимым для интеллектуального обновления. Проактивные люди способны самостоятельно найти множество различных способов для самообразования. Очень важным упражнением для ума является изучение, анализ и оценка своей жизненной программы, сопоставление ее с высшими ценностями и целями, а также с основными парадигмами. Способность такой самооценки является сутью гуманитарного образования.
   Еще одним хорошим способом для регулярного насыщения и расширения интеллекта является выработка в себе навыка чтения хороших и полезных книг. Качественная литература расширяет парадигмы и "затачивает интеллектуальную пилу". Читая книгу, сначала стремитесь понять ее автора, делайте заметки, выписывайте полезное из нее.
   Еще одним способом интеллектуального обновления является ведение дневника или блога, где вы будете записывать свои идеи, мысли, открытия, планы.
   КАЖДЫЙ ДЕНЬ выделяйте не менее одного часа времени на "затачивание" физической, духовной и интеллектуальной "пилы". Эту деятельность можно назвать вашей "Ежедневной Личной Победой".
    4. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Обновление этого измерения не требует специальных затрат времени. Вы можете осуществить его в процессе обычного ежедневного общения с другими людьми. Но для этого потребуются усилия. Обновление социально-эмоционального измерения осуществляется, когда мы ощущаем личную безопасность как результат эффективной взаимозависимой жизни (синергия), благодаря служению и помощи другим людям, если мы живем в духе "Выиграл -- Выиграл".
   "Надо, чтобы ни один день не проходил без того, чтобы мы не принесли пользу хотя бы одному человеку, внося вклады своей безусловной любовью".
  -- Баланс в обновлении
   Самообновление должно включать в себя СБАЛАНСИРОВАННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ всех четырех измерений нашей натуры (физического, интеллектуального, духовного и социально-эмоционального). Пренебрегая обновлением в каком-либо измерении, вы оказываете негативное влияние и на все остальные измерения. Этот вывод справедлив не только для отдельной личности, но и для человеческих организаций.
   ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОРГАНИЗАЦИЯМ ЛЮДЕЙ:
    Физическое измерение выражается в экономических терминах.
    Интеллектуальное или психологическое измерение отражает репутацию компании, ее развитие, использование талантов и способностей сотрудников.
    Социально-эмоциональное измерение связано с человеческими отношениями, с тем, как принято в компании обращаться с людьми.
    Духовное измерение связано с выявлением и осознанием миссии и предназначения организации через их определение, через ее цельность.
  -- Навык 7. Упражнения
  -- Упражнение 7-1
   Составьте список действий, с помощью которых вы сможете поддерживать хорошую физическую форму. Эти действия должны соответствовать вашему образу жизни, а также вызывать у вас удовлетворение.
  -- Упражнение 7-2
   Выберите одно из действий по поддержанию хорошей физической формы и запишите его в качестве своей цели на следующую неделю. В конце недели оцените, справились ли вы с поставленной задачей. Если вы не достигли поставленной вами цели, проанализируйте, почему это случилось.
   Может быть, это произошло из-за того, что вы потратили время на более значительную ценность? Или вы были непоследовательны по отношению к выбранным вами ценностям?
  -- Упражнение 7-3
   Составьте еще два списка обновляющих действий для интеллектуального и духовного измерений. А для социально-эмоциональной области составьте список отношений, которые вы бы хотели улучшить, список особых ситуаций, в которых взаимная ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОБЕДА смогла бы быть более эффективной.
   Выберите по одному пункту из каждого измерения и добавьте их в список целей на следующую неделю. Выполните намеченные вами цели и сделайте анализ исполнения и результатов.
  -- Упражнение 7-4
   Возьмите на себя обязательства составлять планы конкретных действий по "затачиванию пилы" в каждом из измерений, выполнять эти планы и проводить оценку своих действий и полученных результатов.

? СЕРГЕЙ КУРИННЫЙ

  
    GUDINFO.ORG. Социальный проект. Бесплатные тренинги, игры, журналы, книги для развития. Быстро похудеть, Избавиться от зависимостей, Достичь невозможного, Вернуть здоровье, Начать бизнес, Построить карьеру, Найти любовь.
    ТЕЛ: +38 (096) 311-54-55
E-MAIL:
contact@gudinfo.org
WWW:
www.gudinfo.org
ВКОНТАКТЕ:
www.vk.com/sergiy.kurinny
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"