Курова Юлия Владимировна: другие произведения.

"Лолита": за пределами

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
Оценка: 4.24*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано несколько лет назад, за один вечер: под наплывом впечатлений от Набокова вдруг выкристаллизовалась цельная аналогия между несколькими его шедеврами...

   Однажды я задумалась над тем, насколько идентичны по общей идее, сюжетным линиям, характерам персонажей "Камера Обскура" и "Лолита" Набокова. "Камера Обскура", по сути, это первая книга дилогии, где, может быть, трусость, проявленная в завуалированности истинной темы (любовь к нимфетке - а не к юной девушке), или не трусость, а недоразвитость замысла, - уравновешена резкостью жестоких моментов и более яркой по своей трагичности развязкой. В результате одинаково берёт за душу... Без "Камеры Обскура" в "Лолите" многого нельзя понять. Например, всё тех же жестоких моментов. В первом случае читатель учится воспринимать их во всей голизне, во втором они мягко, в стиле всей мягкой, тающей "Лолиты", обойдены, и неискушённый читатель их либо проскочит, либо не прочувствует. "Лолита" - для набоковцев. Потому что только набоковцы уже достаточно натренированы в высоком косноязычии слога, в хождении по раскалённым угольям болезненных чувств, в нежном, сострадательном понимании великой мудрости автора - и им не требуется прощать, как прощает писателю его "слабости" просто хороший человек, "проходивший мимо". "Лолита" читается за пределами человеческих законов, в том числе моральных.
  В "Камере Обскура" Горн делает карандашный набросок обнажённой Магды. "Камера Обскура" - карандашный набросок "Лолиты".
  В "Лолите" исчезают осторожничанье, заштрихованность. Юная, тонкая шестнадцатилетняя Магда (какое греховное имя ей дано) - воплощение давней мечты героя - превращается в совсем тоненькую и хрупкую двенадцатилетнюю Долорес, воплощение уже не мечты, но мании. Все характеристики усиливаются. Благообразный обеспеченный Кречмар - и красавец Гумберт, щедрый уже не по средствам. Кречмар всё бросил во имя Магды, всё сложил к её ногам - а у Гумберта ничего и не было, и не могло быть, кроме любви к Лоле. Правда, одержимость, любовное сосредоточение, растворение героев - одинаково неистовы; это и есть стержень темы, он не градуирован.
  Жена Кречмара, узнав о его романе, тяжело заболевает; жена Гумберта в момент прозрения погибает - при этом она является матерью вожделенной девочки. Трагичность обострена до предела.
  Магда и Лолита. Они разного типа, брюнетка и русая, но обе прекрасны. Обе светятся обманной невинностью. Обе хотят стать актрисами (Магда снимается в фильме, Лолита играет в школьном театре). Обе эгоистичны, жестоки и хитры. И та, и другая вульгарны, грубы и глуповаты - но с этими качествами Магды автор резок, с ними же у Лолиты - терпелив и полон великодушия. Обе не просто изменяют: каждая заодно с любовником приводит в исполнение чудовищные планы за спиной у одурелого влюблённого.
  Наконец, Горн и Куильти. Сходство почти полное, только, опять же, в "Лолите" образ более откровенен. И тот и другой громко знамениты; и тот и другой любимы и предпочтены главному герою; Горн - редкий мерзавец, Куильти уже - извращенец и абсолютный подонок. Горн ещё любит Магду; Куильти - коллекционер совращённых маленьких детей. Горн ещё интересен; Куильти отвратителен. Портрет вырисовался полностью, недомолвки отброшены. А гримасы и хихиканье того и другого как будто с одной рожи писаны - словно это глумление преследовало автора от книги к книге.
  Гипертрофированна в "Лолите" и сама любовь. Любовь как преклонение не только эстетико-физиологическое, но и эстетико-духовное. Магда - родственная душа Горна, мерзавка, и у Кречмара поднимается на неё рука с браунингом; Лолита - обожаемое, боготворимое дитя, даже измена которой - знак восхитительной, трогательной отваги, вынужденная ошибка ребёнка, неверный, но светлым сердцем схваченный выход, луч от трещины исковерканного детства; её нельзя, её не за что наказать. Гумберт несколько раз причиняет ей боль - и тут же проклинает себя, рыдая над ней. Ствол заряженного оружия обдуманно, "исправленно" по отношению к первому варианту (в "Камере Обскура") переводится на Куильти-Горна. Лолита и Магда уходят ими избранным путём - от любви навязчивой к вольному прозябанию.
  Кречмара на наших глазах застреливает Магда. Гумберт Гумберт умирает невидимо и очень отвлечённо от хода повествования - в тюрьме, условной тюрьме (вспомните Цинцинната в "Приглашении на казнь"), условной смертью (вспомните его же).
  Кстати, "Приглашение на казнь". Написано после "Камеры Обскура" (даже название говорит о продолжении темы). Дочка тюремщика двенадцати лет. Ласкавшаяся к герою и обещавшая ему избавление. И бездумно, по-детски обманувшая его, подведя к плахе.
  Вначале же, за четыре года до "Камеры Обскура", за восемь лет до "Приглашения на казнь" и задолго до "Лолиты", было стихотворение "Лилит" (каково созвучие имён?). Лилит автора - девочка нежного возраста, встретившая его за пределами жизни, легко дарящая ему любовь; будучи на вершине райского блаженства, герой вдруг оказывается покинутым, видит себя нагим среди толпы, перед закрытой дверью, - и понимает, что он в аду.
  Девочку-нимфетку с подкрашенными губами и странным выражением слишком блестящих глаз - лжевнучку старого седого поэта - выбирает в свой воображаемый гарем Эрвин в набоковской "Сказке".
  Все эти рывки к вершине выражения авторской мысли, чувства, особой истины слились в "Лолите", достигнув наконец желанного совершенства. И условная смерть Гумберта - тоже признак завершённости. Имеется в виду: смерть - не там-то, не от того-то и не тогда-то. Смерть - следствие окончательной потери единственного смысла жизни, предмета гипертрофированной страсти. У Лужина смысл жизни сводился к самобытной шахматной игре - потеряв его, он погибает. У Гумберта этот смысл заключался в обладании Лолитой.
  ...Так, господа, рай ("за пределом счастья") оборачивается адом. И однажды, благодаря таланту гения, мы становимся тому свидетелями.

Несуществующие обложки: Набоков. Лолита [Soamo]

Оценка: 4.24*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"