(рецензия на роман Вадима Панова "Красные камни Белого")
ВАДИМ ПАНОВ Красные камни Белого. Роман.
М.: Эксмо, 2011. Серия "Тайный Город", 512 с.
В "Красных камнях Белого" (второй роман цикла "Герметикон") сохранились все те минусы, которые мозолили глаза и в "Последнем адмирале Заграты" (первый роман цикла "Герметикон"): глухота автора к русскому языку, множество невыразительных фоновых персонажей, редактор с ножницами все еще требуется. В таком случае уважаемый читатель может сказать, что заводить про "Красные камни Белого" отдельный разговор не имеет ни малейшего смысла, что короткой рецензии типа "См. "Последний адмирал Заграты", тот же фейс, только в профиль" будет достаточно. Но есть в этой книжке нечто, что компенсирует все перечисленные недостатки и превращает ее чтение в очень и очень увлекательное занятие.
Некогда во вселенной Герметикона случилась страшная эпидемия Белого Мора. Люди умирали тысячами, карантинные меры не помогали, цивилизация рушилась на глазах. А когда эпидемия закончилась - никто до сих пор не знает почему, - напоминанием о произошедшем стала новая раса, расу эту назвали спорки. Спорки - изгои, так как под воздействием Мора они не только стали отвратительными уродами, но еще и приобрели удивительные способности, среди них даже встречаются гипноты, что не может не настораживать обычных людей.
Однажды спорки нашли таинственную планету Ахадир, до которой просто так не добраться. Про Ахадир много чего говорят в сферопортах, жуткого, страшного, удивительного, волнующего воображения, вот только никто не знает, что спорки уже давно обжили его, устроили там несколько поселений, воздвигли храм, в котором поклоняются неким Камням. С виду камни как камни, но спорки верят, что в них спрятался Белый Мор. И для этой веры есть вполне себе веские основания, дело в том, что спорки, которые долго находятся рядом с Камнями, становятся сильней в своем даре, более того, они дольше живут (обычные спорки не доживают и до пятидесяти). Понятно, что спорки ни с кем не поделятся своей тайной. Так же понятно, что если до Камней доберутся остальные люди, быть беде.
И вот в одно неприятное утро обитатели храма сталкиваются с жуткими неизвестными животными, проникшими ночью внутрь. Твари эти рвут людей на части и уходить явно не желают. Справиться с незваными монстрами не удается, приходится впопыхах убегать.
В нескольких днях пути от храма на берегу горной реки приходят в себя шесть человек. Они ничего не помнят, есть только приглушенное ощущение пережитой в Пустоте катастрофы. Одной амнезии хватило бы для паники. Но нет, не успели они очнуться, как обнаружили седьмого, который сросся с камнем и умер. Дав друг другу клички (имен не помнят, но надо же как-то общаться), Грозный (подозрительно напоминающий главного героя "Последнего адмирала Заграты"), Куга (синеволосая спорки, возможно, гипнот), Привереда (женщина со стальным характером, сообразительная и хитрая), Свечка (во время катастрофы занималась сексом, так что оказалась на негостеприимной планете голой, пикантная штучка), Рыжий (явно скользкий тип) и Тыква (еще один спорки, просто уродлив) отправляются в путь в поисках спасения. Их ждет множество испытаний, но чем больше они о себе узнают, тем сильней уверенность, что все они тесно связаны друг с другом, у каждого своя цель, и доверять не стоит никому.
В это же время на Ахадир прибывают пираты, которые охотятся за Камнями. Пиратов наняли галаниты, те самые плохие люди, которые устроили революцию в первой книжке. Достигнув храма, пираты напарываются на новых его обитателей. Только в отличие от коренного населения они не собираются отступать.
Монстры в храме, спорки, пираты, потерявшие память путешественники - им предстоит столкнуться. И просто так разойтись не удастся. Все пытаются обмануть всех, каждый мечтает удачно кинуть каждого, но мало кто понимает, что таким образом можно только докатиться до еще больших неприятностей, что в общем-то и происходит.
"Красными камнями Белого" Панов доказывает, что заслуженно ест свой хлеб с маслом. Он мастерски сводит вместе кучу сюжетных линий, не забывает ни про одного ключевого персонажа, убедительно выстраивает цепочки мотиваций и затягивает узлы интриги все туже и туже. Кажется, распутать этот клубок не получится, но нет - автор умудряется всего за одну главу раздать всем сестрам по серьгам, устроить неплохой экшн и удивить читателя последнем неожиданным поворотом, который, конечно, топорненько рифмуется с финалом первого романа, но это легко можно простить. Драматургия не сбоит, за передвижениями персонажей интересно следить, несколько сюжетных поворотов по-хорошему ошарашивают, герои вполне убедительны в своих поступках - это ли не приметы крепкого развлекательного романа. У Панова и получился крепкий развлекательный роман. Понятно, что не без шероховатостей. Но когда тебя просто веселят, фокусы показывают, заставляют сопереживать, вынуждают иногда губу прикусить, а при этом еще не стремятся жизни научить и сообщить некий Глубокий Смысл - это многого стоит.
Интересно, как Панов обходится с Помпилио. Этот герой, которого смело можно назвать самым удачным и цельным в обоих романах, весь первый том - пусть он и делает правильные вещи - страшно раздражает: чванливый, самовлюбленный, слишком уверенный в своих силах, чувствующий себя центром мироздания. Но стоило ему потерять память, лишится привычного окружения, как он стал таким вот правильным, позитивным, хорошим мужиком, за таким действительно можно пойти куда угодно, потому что веришь, потому что сам пошел бы. И вот он вспомнил себя и свое прошлое, и перед нами все тот же пренеприятнейший аристократ-адиген. Если все адигены в Герметиконе такие (имеются веские основания сделать такой вывод), то неудивительно, что галаниты когда-то устроили их избиение.
Цитата:
Путь с цеппеля на землю Баурда проделал молча, но не в тишине. Разъяренный Секач, начавший ругаться еще во время разговора с капитаном, больше рта не закрывал. В своем пылком, но ни к кому конкретно не обращенном монологе менсалиец подробно описал внешний вид и сексуальные наклонности Вандара, его противоестественную связь с мырами, спорки и галанитами, а также доказал полное отсутствие у капитана каких бы то ни было этических и моральных норм. В принципе, экспрессивный Секач не сказал ничего нового, однако некоторые цветастые обороты не оставили Баурду равнодушным, и в результате из "корзины грешника" несколько раз доносился громкий хохот. Не очень веселый, но искренний.
Уже говорилось о проблемах Панова со стилем, упоминалось то, что он любит заселять задний фон скучными, одномерными, картонными персонажами, в которых легко запутаться, отмечалось то, что его романам только на пользу пошли бы некоторые сокращения; но самое грустное - то, что он явно побаивается спускать с поводка фантазию. Чего точно не хватает обоим романам цикла, так это некоторого божественного безумия, которое так необходимо писателям, чтобы миры у них получались не только интересными, но еще живыми и сочными. Панов не желает удивить сильней, чем от него ждут. Он не пытается прыгнуть выше головы. Ему не приходит на ум подпустить парадоксального. И в итоге, он многим нравится, но никогда не стать ему тем писателем-фантастом, которого потом, через много лет, наши внуки назовут выдающимся. Хотя иногда кажется, что в поколении Панова у нас не найдется ни одного такого фантаста.