Куншенко Игорь Алексеевич : другие произведения.

О странствиях вечных...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия: Марина Дяченко, Сергей Дяченко "Варан"


О странствиях вечных...

(рецензия на роман Марины и Сергея Дяченко "Варан")

   МАРИНА ДЯЧЕНКО, СЕРГЕЙ ДЯЧЕНКО Варан. Роман.
   М.: Эксмо, 2007. Серия "Стрела Времени", 384 с.
  
   Жаждущий увидеть далекие края мальчишка Варан никак не мог знать, что предстоит ему пройти Империю от края до края, стать помощником второго лица в государстве, встретиться с самим Императором, общаться с магами, сражаться с чудовищами, летать на огромных птицах под облаками, стать, скажем так, государственным преступником, идти и идти по следам того, кого можно было бы назвать богом, почти найти его и оказаться практически им. Ничего этого знать он не мог, ибо судьба человеческая скрыта от взора человеческого. А до поры до времени жил он на маленьком островке Круглый Клык, помогал отцу и матери и мечтал, мечтал, мечтал. Этакий гриновский персонаж, однажды он уже сбежал из дома, но его вернули, и правильно сделали, что вернули, быть ему в противном случае рабом на галерах, не увидел бы он ничего после этого. Но вот на остров прибыл молодой путешественник с трудно произносимым именем Лереаларуун, и даже величайший мудрец не смог бы представить, к чему приведет почти случайная встреча Лереаларууна и Варана...
   Композиционно "Варан" разделен на две равные по объему части. Вот только по охвату событий они неодинаковые: в первой части рассказано про то, что произошло с главным героем всего за один год после того, как он повстречал Лереаларууна, а во второй - фрагментарно повествуется обо всей его остальной жизни. Темпоритм "Варана" напоминает винт, на котором работает отец героя. Этот механизм описан скупо, не совсем ясно, как он выглядит и функционирует: точно известно только то, что в нем есть пружина, которую надо закрутить, а потом отпустить, благодаря чему винт взлетает на огромную высоту. Так и в романе: первая часть - это монотонное, медленное, неторопливое накручивание пружины, вторая часть - молниеносный, скоростной, головокружительный полет. Первую часть можно сравнить с отдельной повестью, тут есть и завязка, и развитие событий, и кульминация, и финал, если читатель на этом прервется, то у него создастся впечатление, что он ознакомился с вполне самостоятельным произведением. Вторая часть - это как бы цикл рассказов, между которыми происходит уйма событий, о которых сообщается скупо, без особых подробностей, так как они не влияют на развитие образа Варана; вот он на самых окраинах Империи сталкивается с сумасшедшей ведьмой, вот он уже на государственной службе, а вот он пугающе близко от заветной цели, а вот в кандалах его везут в Столицу, и в финале предстает уже не глуповатый неудачливый парнишка, а умудренный опытом седобородый старец.
   В "Варане" нет ни эпичных битв, ни войны добра со злом, Темного Властелина вы здесь не встретите, никто не будет искать мощные артефакты, мир не стоит на грани гибели, потому и спасать его никому не надо. Это история совсем про другое.
   Про то, что мечты исполняются не так легко, как кажется, что за это приходится платить по наивысшим расценкам, что обстоятельства, родственные связи, укоренившиеся привычки, сам распорядок жизни удерживают человека на одном месте, что исполнение заветных желаний не делает счастливей. История про путешествие заставляет читателя подумать, что и не надо никаких путешествий. Варан, конечно, романтичный герой, вечный путешественник, ищущий странного, но есть что-то незавидное в его судьбе, ведь, по-хорошему, он бродяга, бомж, нищий. Голодный и грязный он скитается по дорогам Империи, не может усидеть на месте, нет у него ни семьи, ни друзей, перекати-поле, а не человек. Этой ли участи хотел юноша со взором горящим, когда уплыл с родного острова? Несчастный в своем одиночестве, держащийся за него, как за то единственное, что у него есть, он представляет собой антипример: не надо так, сидите дома, пейте чай, кормите себя и семью, будьте счастливы в любви, растите детей, а дальние края - это от лукавого, на дорогу лучше не выходите, ничего хорошего вас там не ждет.
   Месседж месседжем, этические проблемы этическими проблемами, а главная прелесть "Варана" прежде всего в придуманном супругами Дяченко мире. Чего здесь только нет, от полета их фантазии кружится голова. Уровень моря то поднимается на невероятную высоту, то опускается, и эти приливы и отливы четко регламентируют жизнь обитателей островов и побережья, вплоть до социального разделения на "поддонков" и "горни". Легко догадаться, что поддонки - это те, кто живет на самом побережье, которое периодически накрывается морем, а горни - это те, кто живет на верху, там, куда вода так и не добирается. При этом мир поддонков и горни разделен плотным слоем облаков, внизу вечно идет дождь, вверху палит беспощадное солнце, и только феноменальный прилив дает им несколько месяцев прекрасной погоды, это время называется "сезоном", сравнимым с курортными сезонами в мире читателя. На службе у человека здесь великое множество причудливых животных: запрягают в сани насекомых, катаются на морских змеях, в ухо можно посадить блоху, которая будет подсказывать, врет ли твой собеседник. А на дальних рубежах Империи растут разумные леса и поля. Так и хочется увидеть в конце книжки бестиарий с картинками и подробным описанием всех этих бестий, ведь именно подробного описания и не хватает. Но это и правильно, ведь в реалистической прозе авторы как-то не останавливаются, чтобы растолковать, что такое водопроводный кран, трамвай и прочие механизмы, крепко прописавшиеся в нашей реальности и ставшие более привычными, чем дерево за окном.
   Цитата:
   Ему снились дороги, и тогда хотелось поскорее уплыть подальше, ступить на большой берег, пройти по земле, где чужакам доверяют разводить огонь в очаге, где рождаются маги. Иногда снилась Нила, и тогда это были мучительные сны. Он не мог понять, как отважился бросить все и уплыть, почему даже не попытался остаться наверху, прижиться среди горни, побороться за свое счастье - нет, уплыл, сбежал...
   Причудливый, красочный, отчасти неправдоподобный мир не является просто декораций к приключениям Варана, фантастические допущения работают на сюжет, как природные условия определенной местности влияют на быт живущих там людей. Создается ощущение, что много чего еще не описано, много чего осталось за рамками романа, в этот мир хочется вернуться, еще что-нибудь про него узнать. Сие вполне возможно, так как Дяченко не бросили эту свою вторичную реальность и написали роман "Медный король", являющийся вроде бы непрямым продолжением "Варана". Но про "Медного короля", если все сложится хорошо, поговорим в другой раз.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"