Куншенко Игорь Алексеевич : другие произведения.

Обзор пяти рассказов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В обзор попали: Логос Генри "1984-2012", Тубчинова Римма Валентиновна "Ночь из моей жизни", Любич Ольга Александровна "Ночь Святой Вальпургии", Троллев Дмитрий "Песочный человек", Кривомазов В. Е. "Вопрос самовывоза"


   Логос Генри
   1984-2012
   Все знают, что 1984 - абсолютно фантастичный год в истории человечества, год, который так и не наступил в том виде, в котором его ждали. Название классической антиутопии, про которую можно было бы сказать, что в ней по-настоящему страшно было бы жить. К сожалению, возможно, мы все-таки в ней живем.
   Все знают, что 2012 - столь же фантастичный год. На него в конце концов назначен конец света, который ждут все от мала до велика. И в шутку спрашивают студенты своих преподавателей: "Как вы думаете, в 2012-ом будет конец света?". Преподаватели пожимают плечами, должность не позволяет отвечать откровенно, и они вынуждены сообщать что-то вроде: "Либо будет, либо не будет", "Это все антинаучная ерунда" или "Если случится, то будет, что детям рассказать". Конца света, конечно, не случится, его так часто ждали, что перестали в него верить. И тогда 2012-ый займет рядом с 1984-ым свое место в летоисчислении несбывшегося.
   Удачная идея совместить эти даты в названии рассказа. Тут же включается воображения, читать сразу хочется.
   Вообще автор большой затейник. Вон как начинает свой рассказ: "Ты когда-нибудь насиловал самку дикобраза?". Прочитав такое после столь удачного заголовка, глаз стремится продолжить путешествие.
   И в общем-то - не зря. Чего тут только нет. Кажется, какая-то чужая планета. Кажется, какое-то невероятное будущее, в котором люди меняют свой облик так же легко, как нынешние подростки надевают презервативы. Татуировки здесь обладают, кажется, искусственным интеллектом, а декорации напоминают романы про тропики, только не те романы, что наполнены романтикой дальних стран, а романы, наполненные ужасом этих самых стран, за подробностями сходите к Конраду. Дыра дырой - вот как можно было бы охарактеризовать бар, где ошивается главный герой, которого заела не только скука, но еще и кризис самоидентификации. В пограничном состоянии, с полным расстройством чувства времени, мается он дурью, вместо того, чтобы уехать домой, теряет собственное лицо и вместе с ним реальность.
   Написано нервно, нарочито небрежно, не плохо, но и не хорошо. Прикольная картинка, но сюжетных изысков я так и не обнаружил. Пересказать сложно, но это, возможно, и плюс. Как декорации к вещи побольше, потолще, позанимательней - сгодится. Как простая зарисовка - обманка для читателя. Ты бы хотел знать, что означают числа на шеи у Лилии, но так и не узнаешь, можешь только придумать. Рассказ по-хорошему должен быть герметичным, а здесь все скобки стоят открытой стороной от текста. Кстати, абсолютно не нравится глагол "скапывал".
   Но последняя фраза ни чуть не хуже первой: "И только павшее лицо тщетно искало спасения, лакая сок у ног своей царицы". Говорю же, автор тот еще ловкач.
   Когда первая и последняя фразы запоминаются - это хорошо. То есть это хорошо для автора, а не для рассказа.
   Прочел - с интересом.
   Впечатление - не понравилось.
   Резюме: а вам случалось заниматься сексом на природе?
  
   Тубчинова Римма Валентиновна
   Ночь из моей жизни
   Гонялась кошка за мышкой...
   Весь этот, слава Богу, короткий рассказ умещается в одно это предложение. Соблазн на этом закончить разбор "Ночи из моей жизни" настолько велик, что мне очень сложно противостоять ему.
   Но все же сделаю пару замечаний: 1) Как бы не старался автор, с первых же строк ясно, что ГГ - либо мышь, либо крыса, и спасается ГГ от либо кошки, либо кота, но все эти "либо" абсолютно не важны; 2) "Послышались мягкие грациозно-кошачьи пружинистые шаги Убийцы", - пишет автор про приближающуюся кошку (кота), Господи, мне кажется, что это самое страшное преступление - описывать кошку и использовать при этом прилагательное "кошачьи".
   Прочел - с от слова к слову затухающим интересом.
   Впечатление - банально.
   Резюме: можно выпустить сиквел про то, как Убийца в свою очередь спасается от кого-то, кто издает рев, подобный собачьему вою.
  
   Любич Ольга Александровна
   Ночь Святой Вальпургии
   Позвольте привести для начала бородатый анекдот.
   Итак, зима 1812 года, где-то на российских просторах в заснеженном поле сидят два француза. Все в общем-то у них плохо. Одежда изодралась, ноги обморожены, идти не могут, кажется, вообще конец им настал.
   Вот один из них и говорит:
   - Жорж, а представляешь через двести лет наши прапрапраправнуки будут во все это играть.
   Жорж в ответ:
   - Жак, вот же они идиоты!
   Это я про ролевые игры и историческую реконструкцию. Правда, к рассказу это имеет исключительно ассоциативное отношение. "Ночь Святой Вальпургии" вовсе не про эти материи. "Ночь Святой Вальпургии" про то, что все в нашем мире мельчает, про то, что богатыри - не мы, про то, что истинное вульгаризируется и заменяется простой развлекухой, пьянством и, простите уж за грубость, блядством. Когда-то давным-давно на просторах нашей планеты обитали истинные ведьмы, доподлинная нечисть, жили они просто, колдовали, болтали и были наивными детьми природы. А теперь от них остались одни недобитки, и грустно им смотреть на нынешние положение дел. То, что было раньше серьезным делом, ныне обратилось в игрищах молодых, испорченных цивилизацией людей.
   Мне несимпатична данная позиция. В конце концов, каждое поколение отрицает предыдущие, но еще и привносит что-то свое. И если колдуны и ведьмы пропали, то им на смену пришел кто-то другой. Мне кажется, что хоть раньше и совершали подвиги, то теперь они тоже совершаются. И когда-нибудь, через века, кто-то будет писать рассказы про, например, настоящих программистов, которые ломали коды, делали вирусы и пили пиво с таким размахом, что больше никому такое и не снилось.
   Хотя, надо признать, что одним из самых моих любимых романов в мировой литературе посвящен именно что этой теме, теме вырождение мира. Я имею в виду "Властелина колец" Дж. Р. Р. Т. Правда, данный аспект ничего не добавляет к рассматриваемому рассказу.
   Прочел - не напрягаясь.
   Впечатление - про это мы уже слышали.
   Резюме - сцена воспоминаний главной героини какая-то не слишком натуральная что ли, не верю.
  
   Троллев Дмитрий
   Песочный человек
   Сперва несколько слов про сюжет и идею, а затем - про исполнение. На самом деле терпеть не могу так делать, но некоторые тексты просто просят, чтобы их рассматривали именно таким образом.
   Сюжет. Действие развивается на какой-то безымянной планете, представляющей собой огромную пустыню. Но не простую пустыню, а пустыню, над которой постоянно бесчинствует песчаная буря. Таких бурь не бывает на Земле. Такая буря сметет все на своем пути, уничтожит, переломает, не оставит ни единого шанса на выживание. Главные герои (а их двое) вынуждены возвращаться пешком с рейда, во время которого они узнали, что скоро их станции наступит каюк, так как на нее надвигается какая-то страшная песчано-магнитная аномалия. Кислорода в их скафандрах явно не хватает, чтобы успеть дойти и сообщить страшную весть. Потому один из героев жертвует свой запас напарнику. А когда тот в панике не может дойти до станции, умерший герой приходит к нему в образе призрака и доводит-таки до дверей. Одним словом, рассказ про жуткую пустыню и самопожертвование.
   Не самая плохая идея на самом-то деле, в умелых руках мог бы получится классный рассказ. Но... И теперь второй пункт разбора.
   Исполнение. Чтобы ощутить все прелести авторского синтаксиса, просто приведу пример: "Настолько мелкие песчинки, что чуть ли не просачивались в межатомные щели, превращая все окружающее в мелкую крошку". Или: "Стоило нам оставить вездеход, наглотавшийся песка, и теперь способный лишь на продолжительный кашель, а не езду, как серая буря поглотила его на наших глазах, переварила". Я не буду рассказывать, что здесь не так, просто, автор, прочтите эти предложения, не обязательно вслух, просто прочтите. Я не согласен, что все написанное должно легко читаться. Порой именно в плохо читаемом вслух скрывается своя особенная эстетика. Уверен, можно написать прекрасный рассказ "только для глаз". Но это случай на такой. Тут просто плохо написанный, кривоватый текст. Исполнение убивает всякое желание думать над рассказом, сочувствовать героям. При этом, на мой взгляд, рассказ невозможно довести до ума, исправив досадные промашки, его именно что нужно переписать заново. Не всякий автор пойдет на это, так что мой совет будет в другом: учитесь писать глаже, приятней, внятней и интересней. А как этому научится - дело ваше, а не рецензента.
   Прочел - спотыкаясь почти на каждом предложении.
   Впечатление - явно не Гофман.
   Резюме - Стивен Кинг, Дэн Симмонс и многие-многие другие авторы сделали бы из такого сюжета если не шедевр, так уж точно классный рассказ. Но не Троллев...
  
   Кривомазов В. Е.
   Вопрос самовывоза
   Либо недалекое будущее, либо альтернативная реальность. На Земле в разных точках появились странные зоны. Автор рассказа постоянно поминает инопланетян, но это, в общем-то, не очевидно. Особенность этих зон не только в том, что они представляют собой гладкую как бы металлическую поверхность площадью примерно три квадратных километра, но еще и в том, что раз в год с них исчезает всё. Просто исчезает. Куда - неизвестно. Зачем - непонятно. Кому это нужно, тоже не ясно. Конечно, зоны охраняются. Бравые военные следят, чтобы туда никто не лез. И действие рассказа происходит как раз в такой день, когда происходит исчезновение.
   Написано ладно и приятно. История незамысловатая: некий ученый пытается прорваться через КПП и телепортироваться черт знает куда. Но в этой незамысловатости кроется некое очарование. Мы тут вам не про спасение мира, не про самые важные вопросы бытия, мы вам тут про простое человеческое любопытство, про желание увидеть неведомое, про стремление к неизвестному. Изложено дельно, без лишних пояснений, без длиннот. Действие рассказа происходит летом, и лето это чувствуется. Место событий какая-то глушь российская, ощутить это просто. У автора хороший замах. Такой хороший, что минусы искать не хочется. Но все же стоит сказать, что при всем том рассказ кажется и не рассказом вовсе, а прологом к повести или роману. Лично мне было бы интересно почитать больше и про военных, и про ученого. Такой потенциал на рассказик коротенький, наверное, тратить не стоит. Так что - автор пиши еще!
   Прочел - быстро.
   Впечатление - хотелось бы больше.
   Резюме - напоминает рассказ Клиффорда Саймака "Пыльная зебра", но это точно не плагиат, просто настроение похожее.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"