Кустов Олег : другие произведения.

Примечания к главе 2 (параграфы 13-18)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Примечания к главе 2 (параграфы 13-18). С. 260-266.

  Примечания к главе 2 (параграфы 13-18).
  
  1. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1977-1978. - Т. I. - С. 21.
  2. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - С.174.
  3. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 590.
  4. Кант И. Критика чистого разума. - СПб.: Тайм-аут, 1993. - С. 20.
  5. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - М.: Наука, 1993. - С. 15.
  6. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - С. 50.
  7. Ахутин А. В. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. - 1990. - ? 1. - С. 67.
  8. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / Карл Поппер // Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - С. 297.
  9. Кант И. Трактаты и письма. - С. 594.
  10. Кант И. Критика чистого разума. - С. 18-19.
  11. Там же. С. 19.
  12. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 313.
  13. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - С. 20.
  14. Кант И. Критика чистого разума. - С. 32-33.
  15. Там же.
  16. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. - М.: Аграф, 1997. - C. 260.
  17. Кант пишет: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 20.
  18. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. - С. 277.
  19. Там же. С. 277-278.
  20. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 64-65.
  21. А. В. Ахутин пишет: "Свобода есть ноуменальный корень, онтологическая форма человека, то самое "мета", благодаря которому человек обитает не только в физическом мире. Как свободный, он реально принадлежит ноуменальному метафизическому миру. Как свободный, обладает он бессмертной душой, обитает в осмысленном мире перед лицом живого Бога. Как свободный, человек способен и разуметь. Свободное открывается свободному, личность - личности, абсолютное - абсолютному (некоторым образом)" Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 67.
  22. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 102.
  23. Зеньковский В. Основы христианской философии. - М.: Свято-Владимирское Братство, 1992. - С. 43.
  24. Там же. С. 48.
  25. Кант И. Трактаты и письма. - С. 291.
  26. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 58, 115.
  27. "Нет системы более уклончиво скользкой, более лицемерной и более лукавой, нежели философия Канта: всякое положение её, всякий термин её, всякий ход мысли есть ни да, ни нет. Вся она соткана из противоречий - не из антиномий, не из мужественных совместных да и нет, в остроте своей утверждаемых, а из загадочных улыбок и двусмысленных пролезаний между да и нет... Кантовская система есть воистину система гениальная - гениальнейшее, что было, есть и будет... по части лукавства. Кант - великий лукавец" Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. - Сб. 17. - М.: 1977. - С. 122.
  28. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. - С. 250.
  29. "Лукавца" защищает А. В. Ахутин: "Кант видел задачу "Критики" не в упразднении метафизики на манер, скажем, позитивистов, а как раз наоборот - в её обосновании. И это - типично философская задача: обосновать каким-то образом то, что является основанием всего обоснованного вообще. "Критика" возвращает метафизику, ставшую просто мета-физикой, теорией мета-объектов, сверхчувственных вещей, - в философское состояние, обращает её в философию. Метафизические "предметы" некоторым образом действительно нельзя знать, но уяснение разумом природы этого "нельзя" многое позволяет понять в природе метафизических "предметов"" Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 58-59.
  30. Кант И. Соч. В 6 т. - М.: 1963-1966. - Т. VI. - С. 102.
  31. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 17.
  32. В роли "адвоката дьявола" выступает опять же А. В. Ахутин: "Мы видим, что речь идёт о разном отношении - теософском и философском - к их общему "предмету" - "Софии". С одной стороны, перед нами органическая система высшего знания, с другой - знание о незнании Сократа, учёное незнание Н. Кузанского, бодрствование Декарта в радикальном сомнении, критический суд разума с самим собой. Метафизика, поскольку она традиционно метафизична, развёртывается как монументальная и монистическая разумная система, как бы обладающая раскрываемой в ней "софией". Метафизика, поскольку она является философией, - в напряжённом противостоянии собственной мудрости лишь благоприятствует ("филиа") явлению мудрости самой по себе ("cофия"). Метафизика надёжно знает, как раз и навсегда выстроиться в бытие само по себе и уже только быть - определённо и несомненно. Так, к примеру, по Флоренскому, в формах абсолютного культа человек движется с той же онтологической естественностью, с какой дерево растёт в природе. Разумеется, установка Канта противна этой онтологии, но поэтому же и жизненно необходима, если только мы не хотим, чтобы последнее дыхание философии - и не только философии - исчезло в этом монументальном онтологизме. Правда, для этого саму философию Канта надо понять как форму онтологии" Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 59.
  33. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 19.
  34. Там же. С. 60.
  35. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 30-31.
  36. В лекциях 1908 г. В. Виндельбанд заключает, что плодотворные начала новой исторической науки восходят к романтикам: "История литературы, искусства, история религии, история науки - все они, как и политическая история, возникают в качестве научных дисциплин из этого источника. Так для XIX столетия открылось новое царство научной работы. В XVIII столетии, как это мы яснее всего видим в теории познания Канта, собственной и истинной наукой считались только естествознание и физическая теория. Если мы в настоящее время не причисляем более историческую науку к belles lettres, а отдаём ей совершенно равноправное, вполне самостоятельное место в целях познания и в методе наряду с естествознанием, то это заслуга романтиков, положивших этому начало" Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 31.
  37. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1987-1989. - Т. II. - С. 493.
  38. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. - М.: Терра-Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. - Т. I. - С. 612.
  39. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - С. 119.
  40. Шиллер Ф. Собр. соч. - М.: 1957. - Т. 6. - С. 253-254.
  41. См. прим. 164 к гл. 1.
  42. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 19.
  43. Надо поглупеть (франц.)
  44. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 23.
  45. Фихте И. Г. Избранные сочинения. - М.: 1916. - Т. 1. - С. 487.
  46. Там же. С. 401.
  47. Там же. С. 264-265.
  48. Кант И. Трактаты и письма. - С. 625-626
  49. Фихте И. Г. Избранные сочинения. - М.: 1916. - Т. 1. - С. 197.
  50. См.: Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М.: 1980. - С. 282-283.
  51. Фихте И. Г. Избранные сочинения. - М.: 1916. - Т. 1. - С. 397.
  52. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 161.
  53. Фихте И. Г. Назначение человека. - СПб.: 1906. - С. 121.
  54. Л. Тик. "Кот в сапогах".
  55. Фихте И. Г. Избранные сочинения. - М.: 1916. - Т. 1. - С. 222.
  56. Там же. С. 401.
  57. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. - СПб.: 1906. - С. 122.
  58. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 283.
  59. Там же. С. 193.
  60. "Система трансцендентального идеализма" была создана Ф. Шеллингом в неполные 25 лет.
  61. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 217-218.
  62. Там же. С. 216.
  63. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 463.
  64. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 494.
  65. Лотман Ю. М. А. С. Пушкин [Анализ стихотворений] / Ю. М. Лотман // О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - С. 807.
  66. П. П. Гайденко пишет: "История как способ бытия субъекта (человека и человечества) обладает для XIX в. (и выразившего его идеи послекантовского немецкого идеализма) тем же статусом, каким обладала природа как способ бытия объекта для XVII и XVIII вв., для материализма эпохи Просвещения. Если базой прежней онтологии были науки о природе, то базой новой стали науки о культуре. И не случайно романтики и Гегель оказались в такой же мере создателями методов анализа культуры, в какой Галилей, Декарт, Лейбниц были творцами естественнонаучных и математических методов" Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 386.
  67. Чижевский Д. И. Гегель в России. - СПБ.: Наука, 2007. - С. 240-279.
  68. К примеру, "absurde dialektische Methode" у Э. фон Гартмана. См.: Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПБ.: Наука, 1994. - С. 541.
  69. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - С. 74.
  70. Гейне Г. Полн. собр. соч. - СПб.: Товарищество ВОЛЬФ, 1900. - Т. 12. - С. 84-85.
  71. Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14 т. - М.-Л.: 1929-1959. - Т. IV. - С. 2.
  72. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М.: 1974-1977. - Т. I. - С. 56.
  73. Там же. С. 66.
  74. Там же. С. 104.
  75. Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14 т. - Т. I. - С. 318-319.
  76. Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14 т. - Т. IX. - С. 88-89.
  77. Этот диалог приведён Г. Гейне. Цит. по: Гейне Г. Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 91.
  78. Гегель Г. В. Ф. Жизнь Иисуса / Г. В. Ф. Гегель // Философия религии: В 2 т. Т. 1. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 29.
  79. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М.: 1974-1977. - Т. I. - С. 148.
  80. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 304.
  81. Гейне Г. Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 90.
  82. В "Анти-Дюринге" Ф. Энгельс так разъясняет эту мысль: "История природы и человеческого общества - вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трём законам:
  a. Закон перехода количества в качество и обратно.
  b. Закон взаимного проникновения противоположностей.
  c. Закон отрицания отрицания.
  d. Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления... Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир - хочет он того или нет - должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определённой ступени развития человеческого мышления. Если мы перевернём это отношение, то всё принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таинственными, немедленно становятся простыми и ясными как день" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1-50. - М.: 1966. - Т. ХХ. - С. 384.
  83. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1-50. - М.: 1966. - Т. III. - С. 16.
  84. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - М.: Наука, 1995. - Т. I. - С. 124.
  85. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. III. - С. 1.
  86. Между тем, полагает Ф. Энгельс, "как философ он остановился на полдороги, был материалист внизу, идеалист вверху. Он не одолел Гегеля оружием критики, а просто отбросил его в сторону как нечто негодное к употреблению; в то же время он сам не был в состоянии противопоставить энциклопедическому богатству гегелевской системы ничего положительного, кроме напыщенной религии любви и тощей, бессильной морали" Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - М.: ИПЛ, 1989. - С. 65-66.
  87. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 144, 129.
  88. Государство - это я (франц.)
  89. Истина - это я (франц.)
  90. Бубер М. Два образа веры. - С. 191.
  91. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - С. 66.
  92. Цит. по: Гейне Г. Полн. собр. соч. - СПб.: Товарищество ВОЛЬФ, 1900. - Т. 12. - С. 89-90.
  93. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - С. 67.
  94. Там же. С. 69-70.
  95. Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии "Серебряного века"). В 2 ч. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - Ч. 1. - С. 57.
  96. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. III. - С. 3.
  97. Гейне Г. Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 85.
  98. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - С. 26.
  99. См.: Гейне Г. Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 85, 93-116.
  100. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 442.
  101. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М.: ИПЛ, 1987. - С. 144.
  102. Там же. С. 148.
  103. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. - М.: Наука, 1978. - С. 290.
  104. В предисловии "К критике политической экономии" К. Маркс пишет: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития производительные силы входят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. XIII. - С. 6-7.
  105. Так и немецкий романтизм, с которым К. Маркс не желал иметь ничего общего, отвечал на гегелевское "Всё действительное разумно, всё разумное действительно" словами И. В. Гёте: "Сущее не делится на разум без остатка". Пытаясь разложить действительность на логические понятия, Г. В. Ф. Гегель потерпел крушение - так считал и Ф. Шеллинг, но это не вина панлогизма, а его беда, ведь в логике нет ничего изменяющего мир.
  106. Библер В. С. О Марксе - всерьёз (Размышления в конце ХХ века) // "Полис". - 1996. - ? 1. - С. 124.
  107. Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием. - С. 53.
  108. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М.: Миф, 1993. - Т. 2. - С. 302.
  109. Там же.
  110. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. - С. 305.
  111. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - Т. 2. - С. 303.
  112. Ахиезер А. С., Давыдов А. П., Шуровский М. А., Яковенко И. Г., Яркова Е. Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - С. 452-453.
  113. Л. Д. Троцкий, характеризуя В. И. Ленина, писал: "Это был самый, может быть, напряженный утилитарист, какого когда-либо выпускала лаборатория истории. Но так как его утилитаризм - широчайшего исторического захвата, то личность от этого не сплющивалась, а, наоборот, по мере роста жизненного опыта и сферы действия непрерывно развивалась и обогащалась" Троцкий Л. Ленин и старая Искра // Силуэты: политические портреты. - М.: 1991. - С. 19.
  114. Цит. по: Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - Т. 2. - С. 208.
  115. О двух возможных пониманиях "общей воли" см.: Bertram Ch. Rousseau and the Social Contract. - London: Routledge, 2003. - P. 98.
  116. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 190.
  117. Ортега-и-Гассет Х. Нищета и блеск перевода / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - С. 341-342.
  118. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Там же. - С. 29.
  119. О душе и мире, в котором она живёт, герой Н. В. Гоголя повествует: "мне говорил игумен Братского монастыря, что антихрист имеет власть вызывать душу каждого человека; а душа гуляет по своей воле, когда заснёт он, и летает вместе с архангелами около божией светлицы".
  120. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - С. 17.
  121. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: 1967. - Т. 3. - С. 270.
  122. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М.: Прогресс-Гнозис, 1992. - С. 188.
  123. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. - С. 55.
  124. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / Сёрен Кьеркегор // Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С. 304, 305.
  125. Кьеркегор С. Дневник обольстителя // Там же. - С. 184.
  126. Там же. С. 183.
  127. Шопенгауэр А. Идеи этики / Артур Шопенгауэр // Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993. - С. 184, 182.
  128. Шопенгауэр А. Собр. соч. - М.: 1992. - Т. 1. - С. 300.
  129. Шопенгауэр А. Идеи этики. - С. 185.
  130. Цит. по: Борхес Х. Л. Отголоски одного имени / Х. Л. Борхес // Коллекция. - СПб.: Северо-Запад, 1992. - С. 326.
  131. Шопенгауэр А. Собр. соч. - Т. 1. - С. 349.
  132. Ницше Ф. Соч. В 2 т. - М.: 1990. - Т. II. - С. 250.
  133. Там же. С. 82.
  134. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 64.
  135. Ницше Ф. Соч. В 2 т. - М.: 1990. - Т. II. - С. 535.
  136. Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 10.
  137. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. - С. 87.
  138. Лифинцева Т. П. Об истолковании истолкования: Дионис и дионисийство в философии Ницше // Историко-философский ежегодник. 1999. - М.: Наука, 2001. - С. 267.
  139. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. - С. 89-90.
  140. Мамардашвили М. К. Из лекций о Прусте // Ad Marginem"93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. - М.: Ad Marginem, 1994. - C. 243-244.
  141. Ницше Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 588.
  142. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 190.
  143. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 371.
  144. Там же. С. 239, 240.
  145. Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 330.
  146. Там же. С. 436.
  147. Мы можем повторить, что в данном случае эти термины совпадают; см.: Соловьев В. С. Соч. В 2 т. - М.: 1989. - Т. 2. - С. 5-16.
  148. А. Швейцер говорит о себе: "Два переживания омрачают мою жизнь. Первое состоит в понимании того, что мир предстаёт необъяснимо таинственным и полным страдания" Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - С. 23.
  149. Там же. С. 28.
  150. Ницше Ф. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 44.
  151. Цит. по: Фейербах Л. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 232.
  152. Киреевский И. В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - С. 274.
  153. Там же. С. 252.
  154. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989. - С. 514.
  155. Конт О. Курс позитивной философии // Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Деррида. - М.: Владос, 2001. - С. 59.
  156. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989. - С. 530.
  157. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 17.
  158. Там же.
  159. Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 67.
  160. И. Кант аргументирует это известным образом: "Так как во всяком учении о природе имеется науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в нём априорного познания, то учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нём математика" Кант И. Соч. В 6 т. - Т. VI. - С. 59.
  161. Цит. по: Малкей М. Наука и социология знания. - М.: Прогресс, 1983. - С. 37-40.
  162. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - С. 236.
  163. Аксёнов Г. П. О научном одиночестве Вернадского // Вопросы философии. - 1993. - ? 6. - С. 85.
  164. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - С. 125.
  165. В. И. Вернадский уверен в том, что "наука одна для всего человечества, философий, по существу, несколько, развитие которых шло независимо в течение тысячелетия, долгих веков и долгих поколений", "сила философии в её разнородности и в большом диапазоне этой разнородности". Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - С. 81, 103; см. также: Яншина Ф. Т. Развитие философских представлений В. И. Вернадского. - М.: Наука, 1999. - С. 111-125.
  166. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - С. 182.
  a. Здесь же он пишет:
  b. "Впервые, мне кажется, философия холизма, - рассуждал он, - с её новым пониманием живого организма, как единого целого в биосфере, т. е. естественного самостоятельно выявляющегося живого тела, впервые пытается дать новый облик теории познания. До сих пор она оставлялась без внимания натуралистом, наблюдателем реальной биосферы, всё время сталкивающимся с реальными естественными телами, с теми десятками тысяч отдельных фактов, которые он должен был в своей работе охватывать и держать в уме. Мы стоим сейчас перед любопытным философским течением, могущим иметь большое значение для частной проблемы о непроходимой грани, разделяющей живые и косные естественные тела биосферы, т. е. живое и мёртвое в их научном реальном выявлении.
  c. Это философское течение не одно. Философия Уайтхеда открывает, может быть, любопытные подходы".
  167. Цит. по: Карпенко А. С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. - 1995. - ? 5. - С. 78.
  168. Вернадский В. И. О состояниях пространства в геологических явлениях. На фоне роста науки ХХ столетия // Труды биогеохимической лаборатории. - Т. XVI. - М.: Наука, 1980. - С. 130.
  169. Вернадский В. И. О состояниях физического пространства // В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - С. 273.
  170. Платон. Собр. соч. В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. II. - С. 208.
  171. Пригожин И. Р. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. - М.: Наука, 1985. - С. 252.
  172. См.: Соловьёв О. Б. О пространственно-временной инверсии интегративного знания // Философия науки. - Новосибирск: ИФПР СО РАН, 2005. - ? 3 (26). - С. 3-19.
  173. См.: Параев В. В., Молчанов В. И., Еганов Э. А. О философии геологии // Философия науки. - 2003. - ? 1. - С. 60-80.
  174. Там же. С. 67.
  175. Там же.
  176. Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием. - С. 16.
  177. Цит. по: Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12 т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1991-1994. - Т. II. - С. 92.
  178. Цит. по: Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - Т. 2. - С. 298.
  179. Там же. С. 331.
  180. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - С. 41.
  181. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992.
  182. Патнэм Х. Разум, истина и история. - М.: Праксис, 2002. - С. 186.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"