ПРОЧИТАНО: "рано или поздно наступит время расплаты за педагогические ошибки". (Илья Кормильцев)[1]
ВОПРОС: какова главная цель нашей школы?
Вернёмся к первой и пока что частичной мобилизации, которая осенью 2022-го подняла на Третью Отечественную всех добровольцев. В основном, "рождённых в СССР", Кузьмичей и Петровичей, тех, кому ещё "за державу обидно". И выявила сотни тысяч молодых людей самого боеспособного возраста, что слиняли от мобилизации в ближнее и дальнее зарубежье, тем, кому на Отчизну плевать...
Конечно, легко сетовать на воспитание и ценности выросших в 90-х, смысл и религия которых - выживание и зарабатывание денег. Можно свалить на пропиндосовские СМИ, тотальный диктат адептов лгбт-бесовства по телевизору. На чиновников, не отдающих своих чад защищать Родину. На столоначальников, с тупыми выражениями лиц отбывающих номер на онлайн-заседаниях. На генералов мирного разлива, что девять месяцев "сиськи мяли", прежде чем начали "гасить свет в серой зоне". На общую апатию и бездуховность. Все это так, но чего-то для полноты картины не хватает.
Вот оно что! Альма-матер! Они же чему-то и кем-то научены? Да, да, не стоит упускать, что все эти дезертиры учились в школах, получили аттестаты зрелости. И это их настоящая зрелость? Или так и было задумано? Все они в той или иной мере продукты посредственного образования, бездушного ЕГЭ и полного отсутствия общегражданского и патриотического воспитания.
С этикетом, наверное, не такой провал. Ложку мимо рта не проносят и к рыбе лакают белое вино. Руки намачивают перед едой. Документы ныкают в обложку. А вот с главным после обучения в школе полный тухляк, что и показали итоги мобилизации. Получив паспорта граждан России и аттестаты зрелости, бывшие школьники провалили свой главный экзамен и на гражданина, и на образованного человека. Зрелость их подобна трусливому патриотизму сбежавшей медиа-тусовки - либо никакая, либо вообще деструктивная и антироссийская.
Это фиаско надо осмыслить. Насколько все-таки виновата школа? Почему министерство просвещения этот фатальный провал не записывает себе в портфолио? Решили все грехи на военкомов списать? Нечестно! Военным достаётся уже результат ваших трудов или, точнее, имитаций!
Глядя в пустые глаза нашего министра просвещения, который, похоже, даже не осознаёт, что каждый сбежавший от исполнения гражданского долга юноша, это его, руководителя системы общего и среднего образования, личный приговор, повод для увольнения, а для порядочного человека раньше и вообще наградной пистолет к виску, хотелось бы спросить: чему учит наша школа?
Есть подозрение, что без бумажки чиновник не ответит. А если потеющие секретарши, протирая колготки по красному ковру, поднесут под столом шпаргалку, госслужащий высшего ранга невзрачно пробубнит по ней о стандартах образования, высокой компьютеризации и двух иностранных языках для тех, кто с русским-то не в ладах. Но главного он всё равно не скажет: какие же выпускники нужны нашей стране в суровую годину столкновения с прокси-войсками Запада, надевшими шмотки ГУАНО (прим. - "государство Украина атипичный нацистский отброс") и обстреливающими наши города? А если он не знает результат, к которому стремиться обязан, что он ещё делает в своём кресле?
Вообще со времен последнего "легкомысленного миноносца" Луначарского нам на просвет-министров фатально не везло. Если при Советах ошибки правила сама система, партия подсказывала, трудящиеся сигнализировали, теперь такого надзора за обр-надзорщиками и просвет-несунами нет. Давно от них ничего не ждут эпохального. Однако нынешнее руководство порой "радует" новыми "перлами", которые и поправить некому. поскольку рядом-то нет тех, кто "учителю учителей" пояснит глупость производимого им хаоса. Печалька!
Так, недавно вся страна поперхнулась за новогодним столом, когда министр недоосвещения пожелал учителям "хороших учеников"! Это как? Те выпускники, что сидели в монгольских степях, лишь бы их не превратили в защитников Родины, это они, те самые "хорошие"? А те айтишники, которые резко свалили на Запад, как запахло жареным, это они, те самые вундеркинды, на которых мы, налогоплательщики, изрядно потратились? А что им предъявишь-то? В олимпиадах участвовали? ЕГЭ они сдали? На турнике ради баллов по нормам ГТО подтянулись, пускай и без готовности к труду и обороне? То есть они заработали все рейтинги современной "кузницы кадров". Министр уже раздулся от гордости за них или как?
С другой стороны, если современным Макаренкам дать тех самых беспризорников, которым Антон Семёныч, чего греха таить, порой и по мордасам кулаком педагогически прописывал, они, с точки зрения Кравцова, "хорошие ученики"? Не очень? А ведь потом те самые бывшие хулиганы, пройдя коммунарскую учёбу, вышли с винтовками Родину защищать. Благодаря этим "нехорошим" воспитанникам, в своей массе бывшим малолетним нарушителям закона, мы и сохранились, как нация...[2] Может быть, всё-таки нет учеников "хороших и не хороших", а есть "недоучителя" и "недотворцы" во главе системы?
На всю страну "министр недопросвещения" по какому-то одному ему известному признаку разделил учеников на хороших и нехороших, и одних пожелал несчастным с таким руководством учителям, а других, похоже, проклял своим начальственным неупоминанием в летописях и флешбэках? Но плохому танцору, известно, что именно мешает. А хорошему министру? Ему кто помешал "сеять разумное доброе вечное"? Плохие учителя? А замечательному кабинету министров кто не дал за восемь лет основательно подготовиться к СВО? Плохой народ? Как легко плодить глупости, оставаясь в тренде! Надо только ходить за министром просвещения и записывать. Впрочем, не за ним одним.
Что же не так с этой системой, в которую мы вкачиваем пусть и остатки от освоенного и раскиданного по офшорам бюджета, но ведь вкладываем что-то?
А не так с ней в самом сердце - у школы больше нет позитивной общественной цели, если, конечно, не считать таковой целью выпас детей в течение светового дня, пока родители "бабло стригут". И вроде документов накалякали в министерстве много, а кардинальная установка у всей системы либо отсутствует, либо она порочна в своём зародыше. Чтобы понять это, обратимся к опыту предков.
До 1917-ого года спорадически вспыхивала дискуссия: надо ли учить всех или избирательно по сословиям, и к чему готовить будущее высшее общество и обслуживающий их плебс. Само собой, основную массу держали неграмотными, ведь невеждами легче управлять, и запрещённые книжки останутся непрочитанными.
Но если уж учили, учили на совесть, поскольку грамотные люди стране тогда были нужны, благо какой-никакой, но происходил промышленный подъем. Да и советские "пятилетки" без грамотных людей так и остались бы планами. А вот сейчас в России, сидящей на газовых и нефтяных трубах, тихой сапой соорудили сословное общество, где есть "белые люди" и остальные. Одних отмажут от армии, примут в "пиджаки", были бы деньги или связи. Другие служат и проливают кровь за Родину, у которой, увы, нет Сталина, и некому разогнать всю эту одуревшую от безнаказанности шоблу.
В советское время воспитание гражданина, горячо любящего Родину и готового ее защищать стало краеугольным камнем системы образования. Да, бывали сбои, часто зависящие от неумех на местах. Бывало, совершались ошибки по неопытности и непониманию. Но состоялись и величайшие педагогические достижения, проявленные в поведении многих наших сограждан. Массовый героизм на полях сражений Великой Отечественной, восстановление страны после, космическая программа, освоение Севера и Сибири, научные открытия, шедевры искусства и, главное, коллективизм, сопереживание чужой беде, общая доброжелательная общественная среда... "Моральный кодекс строителя коммунизма", повторяющий, по сути, христианские заповеди, не на пустом месте созидался.
Так проявились педагогические озарения великих советских учителей, болеющих за своё дело, и в целом отечественной школы. На пике, в 1950-1970-е это была, без всяких экивоков, лучшая мировая система народного, не элитарного, образования, и, что ещё важнее, воспитания на планете. Такой осталась в истории страна мечтателей и поэтов, тружеников и философов, писателей и читателей. Стоит признать, что советская школа очень много сделала для всего общества. Следовательно, и все победы этого общества заслуженно принадлежали той, ещё не оцифрованной Кравцовым школе.
Но кого же воспитывала эта доступная всему народу система? Идеалом той оболганной эпохи была гармонично развитая личность, строитель коммунизма, человек, болеющий за общее дело, истинный патриот и сознательный гражданин. Развивали детей всесторонне, при этом старались прививать не только любовь к чтению, но и к труду. Не всегда получалось, но ведь стремились! И картошку в колхозе убирали, и макулатуру собирали, и смотры строя и песни проводили. И переживали вместе на полном серьёзе, почему ещё не все угнетенные в мире освобождены, на политинформациях спорили о текущей политике, а на пионерских слётах могли принять судьбоносные решения: "мы осуждаем убийство чилийского поэта Виктора Хары!" [3]
Так и появлялись у нас неравнодушные люди, "соль земли", о которых говорил Иисус Христос, свои Александры Матросовы и Зои Космодемьянские, Алексеи Маресьевы и Юрии Гагарины, панфиловцы и молодогвардейцы, метростроевцы и полярники, спортсмены и ученые... Это уже много позже, на излёте Союза прорабы строек и перестроек общий дом развалили, народную собственность разворовали, а себе установили абсолютные полномочия при нулевой ответственности перед обществом (см. Конституцию).
Да, коммунизм не состоялся, элиты разложились и "скоммуниздили" у людей мечту, банально позавидовали тому, как живут их "визави" на Западе и подожгли собственный дом, успевая выволакивать ценности в швейцарские копилки. А потом последовала закономерная деградация общества и соответствующее опускание целей и задач школы, которое, судя по выражению лица министра, увы, не преодолевается никак.
А сколько сейчас таких чиновников не на своём месте? Выслуживаются, а служить народу не хотят, да и не могут. Они "открывают кейсы", начитывают "дорожные карты", "актуализируют" вопросы, "сверяют часы" с "первым лицом", при этом заглядывают прямо в глаза, даже при высоком росте умудряясь смотреть немного снизу вверх, этак верноподданически... И при этом бездарно гробят всё, что им по идее должно быть поручено исходя из названий должностей.
Так что пока тщедушная по замыслу и убогая по исполнению задачка современной школы - это выращивание некритичного пропиндосовски настроенного потребителя с гаджетом в руках. Некритичного, потому что он не должен спрашивать с правителей, в чьих руках бывшие общими недра. Поскольку этот среднестатистический потребитель не учится труду, он не готовится к рабочим специальностям, а, значит, и пролетарское воспитание и мировоззрение со всеми вытекающими по Марксу последствиями не получит. Рабочих, чисто на всякий случай, наберут из гастарбайтеров, заведомо бесправных и безгласных. Эти касками по Красной площади бить не будут, потому как их сразу вытурят из страны за нарушение правил пересечения и пребывания.
Таким образом, современная школа сейчас по решаемым задачкам и методам всё больше превращается в естественный отстойник для будущего офисного планктона, заведомо лишенного перспектив в основной своей массе. Попутно насаждается сословная дифференциация, когда частные школы формируют прозападных "патрициев", а "плебс" приучают к эрзацу "хлеба и зрелищ" в общих школах "антинародного" образования. Чтобы лучше услужить пиндосам, продолжается уклон в проевропейски толерантные ценности на уроках истории и обществознания, в раскачивание приоритетов диссидентов на литературе. О том, что эти нобелевские лауреаты и бумагомаратели в нелюбви к советскому строю упали и до нелюбви ко всему исконно нашему, как-то все подзабыли.
Система настроена так, чтобы в населении убить ностальгию по советскому прошлому. Чтобы не говорили бабушки: "Сталина на вас нет!" Чтобы не хотели, как когда-то в 1917-м, призвать к ответу эксплуататоров, воров и предателей.
Вот и превозносят у нас "один день Ивана Денисовича". Любовь к Родине и даже к литературе подобными "шедеврами" не привьёшь, но насмешку над "ватниками" и "совками", то есть над собственными дедушками и бабушками, породить у внуков получается. Что и требуется тем, кто устроил для себя эту синекуру по ограблению и уничтожению России. Что и понадобилось деятелям вроде Сороса, оплатившего издание наших учебников, в которых нет ни одного правдивого слова о том, чем на самом деле занимаются англосаксы на протяжении столетий.
"Пусть гражданином им не быть, но каждый сдать ЕГЭ обязан!" Вот так и жили до СВО (спасательной военной операции, не путать со специальной, подобные специалисты у нас после ЕГЭ креативом не блеснули).
Однако "водораздел 24 февраля 2022 года" касается всех, в том числе и нашего образования. Конечно, какие-то хаотические, вымученные, нежеланные, непродуманные изменения есть, скрипя зубами, через "не хочу" и "когда же мы сдадимся и всё вернётся на круги"... Министерство "недоосвещения" пытается держать "хвост по ветру", штампует циркуляры и даже умудряется в каких-то успехах отчитываться, будь то победа школьников по информатике под унизительным белым флагом или успешное освоение ещё миллиарда в потемкинской деревне "Сириуса". Стоило министру "вставить фитиль" в Совете Федерации, съездил на Донбасс, вручил аттестаты и всё, "гуляй рванина", получил вечную индульгенцию, и может дальше заниматься всякой хренью.
Ввели никому ненужные "разговоры о неважном", подтекст прост: учителя "важному" на обычных уроках, видимо, не учат. Проставили штампик "госстандарт 3" вместо штампика "...2" на те же учебники и программы. Заставили школьников стоять на подъём триколора и шевелить губами под фонограмму гимна. И ещё накормили обещаниями о том, что когда-то повсеместно интернируют, упс, интернетизируют и оцифруют каждого. И фсе!
Это потолок для министра просвещения, отдавшего лучшие полтора года своей скучной в дальнейшем чиновничьей жизни на уроках информатики в пятом классе. На этом отечественное просвещение закончилось, есть только тотальное "затемнение". А все потому, что не понимают и не хотят искать другую цель, кроме лепки потребителя западных товаров и стандартов, кроме "копипаста" чуждых нам образцов и идей, рассчитанных на пиндосовских роботов, из которых давно на земле замученных индейцев лепят мутантов. А ведь наша настоящая Цель есть, она видна невооруженным глазом, её даже искать и выдумывать не надо, и она очень проста.
Когда идёт война, истинная ценность гражданина в том, насколько он готов и способен защищать Родину. Ценность гражданки - как она сможет перевязывать раненых. А ценность министерства в том, чтобы оно сделало все возможное, просвещало так, чтобы такие граждане и гражданки воспитывались и получали необходимые навыки, умения и способности. И главное в этом - морально психологическое состояние. Но нельзя воспитать любовь к Родине фальшивыми инструкциями и дежурными мероприятиями!
Уже слышен ропот: "а как же айтишники-"пофигишники", и пиджаки-"рифму пропустим", они-то должны по другому списку идти!" А по какому? По тому, где опять-таки "откосят" от армии, как половина правительства? [4] Или того хуже, окажутся по ту сторону океана со всеми своими знаниями, оплаченными из нашего кармана?
Вон и другой министр, теперь недонауки и высшего недоразумения докладывает президенту: его главная задача, таланты выявить. А зачем выявлять таланты, не имеющие в душе Родины? Дабы сплавить их по дешёвке в Калифорнию, чтобы там удобряли своими мозгами "силиконовую долину" и строили "щит и меч" против нас? Какой смысл в олимпиадах, которые занимаются отбором развитой молодежи опять же для служения врагу? Сколько уже наших детей таким образом отправилось на Запад? Не хочет ли об этом министр отчитаться, сколько он наших выпускников выпустил для войны против нас? "А как иначе, если аспиранты столько здесь получают", - кто-то вставит в ответ. Так что неправильно министр "недовежества" понимает главную задачу в стране, которой объявлена война. Придётся напомнить!
Цель теперь не в том, чтобы найти сотни талантов, а в том, чтобы не профукать страну, в которой будут жить эти талантливые и дорогие нам люди. Наши граждане. Такие, какие есть. Без которых и нет будущего. Без служения которым талант не является ничем, кроме фантика, пусть блестящего, но с пеплом и собачьими фекалиями вместо начинки.
Наша единственная и наиважнейшая Цель - победить в этой мировой войне, которая ещё далеко не дошла до пика. И школа должна, просто обязана служить этой Великой Цели!
А вот после Победы... мы снова вернёмся к цели, достойной Сократа и Пифагора, Ломоносова и Достоевского - воссоздавать в каждом нашем ребёнке гармонично развитую личность, у которой есть не только мозги, но и душа, не только потребительские компетенции, но и совесть. Личность Спасителя человечества. Ибо это и есть единственный и неповторимый идеал будущей школы России.
Использованные ресурсы:
1. "...рано или поздно наступит время расплаты за педагогические ошибки"/Цитата Ильи Кормильцева/URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/626210-ilia-kormiltsev-rano-ili-pozdno-nastupit-vremia-rasplaty-za-pedagog/(режим доступа 04.01.2022);
2. Воспитанники А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны/Лев Чубаров/URL: http://makarenko-museum.ru/lib/Pressa/Chubarov_L_Vosp_of_ASM_in_II_World_War.htm(режим доступа 4.01.2022);
3. 40 лет назад в Чили был зверски убит Виктор Хара.../ alexbor69, "ЖЖ", 10.09.2013/URL: https://alexbor69.livejournal.com/556470.html(режим доступа 4.01.2022);
4. Удачно откосили: Половина российского правительства не служила в армии/Виктор Сокирко, svpressa, 25.01.2020/URL: https://svpressa.ru/politic/article/255372/(режим доступа 4.01.2023).