Луганцев Олег : другие произведения.

Заметка 36. Десять причин прекратить "разговоры о Неважном"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.24*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так ли нужны "разговоры о важном"?

36-2 [сеть]
  

Заметка 36. 4.02.2023 Десять причин отменить "разговоры о НЕважном".

  
   ПРОЧИТАНО:Внеклассные уроки "Разговоры о важном", которые начнутся в школах с нового учебного года, призваны сформировать у школьников гордость за Россию, в увлекательной форме познакомить с историей, традициями и культурным наследием страны, а также побудить детей самостоятельно искать исторические факты и больше читать. Об этом ТАСС сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. [1]
  
   ВОПРОС: почему это мероприятие "не зашло"?
  
   ПРЕАМБУЛА:
   В последнее время "министерство затемнения" рождает в муках одну дичь за другой. То закрутит гайки в ОГЭ-ЕГЭ, так что дети вместо нормальной среды обучения получают совершенно негуманную ломку. То начинают аттестовать учителей дополнительно, как бы показывая, что диплому о педагогическом образовании веры у чиновников нет. Как будто кто-то самих минпросовцев аттестовал! И вот новая фишка, которая должна воспитать напрочь отсутствующий патриотизм: так называемые "разговоры о важном", введённые повсеместно...
   Начнём с хорошего. Идея о том, что детей в школе, оказывается, неплохо бы не только учить, но и воспитывать, не нова, она носится в воздухе, приветствуется на всех уровнях. Учить, воспитывать и развивать - триединая задача педагогики, и вроде бы замечательно, если кто-то об этом вспомнил. Жизнь заставляет, поскольку провалов в этой сфере достаточно.
   Действительно, ведь это выпускники современной школы, то есть птенцы "гнезда Кравцова", упорхнули из страны, как только запахло частичной мобилизацией. Это перелётные грачи - айтишники улетели на Запад, как только им предложили поработать на Отечество. Как говорится, результат всем на лицо!
   Вот и придумывают чиновники заплатки на дырявом корыте. То заставят флаг поднимать и опускать, губами шевелить во время фонограммы. Вроде всё правильно задумано, но воплощение... всё как-то криво, тяп-ляп... Почему? Может, причина в том, что мы не наблюдаем, как в понедельник всё "филистерство отпущения" во главе с магистром выстроилось в каре перед зданием и поёт гимн? Может потому, что навязывать легче, чем вести собственным примером? Может, они и слов таких не знают? А может, у чиновников другое отечество, и их задача вовсе не прививать любовь к России, а наоборот, своими топорными действиями всячески отвращать от этой любви?
   Лучший способ выработать ненависть к государственным символам - заставлять поднимать флаг и петь гимн с утра в понедельник... Интонационное выделение на слово "заставлять".
  36-3 [сеть]
   И кажется, те, кто служит неизвестно кому, но числится в министерстве, точно всё рассчитали.
   Аналогичные мысли возникают, когда мы вспоминаем и про введение "разговоров о НЕважном". Кажется, всё так, как хотели в Совете Федерации: детям наконец расскажут, что есть такая страна - Россия, ею можно и нужно гордиться, что у неё много врагов, что её надо защищать. Конечно, о том, чтобы поведать суровую правду о происходящем в мире и на Украине, речи не идёт. Родители не поймут, назовут пропагандой, это же надо учитывать и их приоритеты, да и отстреливаться от иностранных журналистов на брифингах замучаешься...
   И вот придумали такой формат: поболтать ни о чём. [2] Главное, перед работодателем можно отчитаться: блюдём, не спим, а даже проявляем спорадические подёргивания. О том, что это не борьба на татами, где дают оценки за активность, а реальная жизнь, которая сама потом экзаменует и наказывает за отсутствие или наличие сердечного чувства, а именно это и есть патриотизм, в кабинетах предпочитают не знать. Да и зачем? У временщиков заботы проще: продержаться очередную компанию, выпустить циркуляры, получить свои оклады и вовремя свалить на очередной участок работы, где тоже можно ещё долго дурака валять.
   С сентября 2022-го года первым уроком вся детская общественность в школах и колледжах проходит "разговоры о важном". Почему же у детей вырабатывается стойкая аллергия на подобные темы и мероприятия? Рассмотрим несколько причин:
  
   1. Понедельник - день тяжёлый. Дети на выходные нередко выбиваются из обычного режима дня. Поездки, игры, домашние посиделки допоздна у телевизора, сети, прогулки, прочее. Состояние на первом уроке понедельника, как и у всей страны - никакое. Только клерки в офисе накачиваются крепким кофе. А вот детям кофе не дадут, и они... дремлют. И вот в этот момент и проводятся "бла-бла-бла". Если бы это был урок, требующий действительно усилий, ну пришлось бы собраться, куда бы они делись с тонущей подводной лодки образования! Но бежать с утра, боясь опоздать и получить нагоняй, чтобы потом весь первый урок высиживать эти пустые словеса... Ну знаете ли!
   Вспомнился Сергей Павлович Королев. Ни один действительно важный запуск советских космических кораблей не назначался в понедельник. [3] Суеверие? Как бы не так! Психология! Королёв С.П. понимал, что в выходные дни люди могли выбиться из колеи и потом гайку какую-нибудь не довернуть, тумблер не включить... Да и статистика поднабралась: в понедельник нередко запуск означал фиаско.
  36-11 [сеть]
   2. А дети это спрашивали?
  
   Изначально подразумевалось, что темы будут подсказывать сами дети, они будут спрашивать у взрослых о том, что им интересно. Потом об этом как-то забыли и начали спускать единую тему от Калининграда до Владивостока. А что, кто-то задумался о том, что современные дети интересуются совсем другими темами? Их кто-то спросил? Может, у родителей поинтересовались? Или, на худой конец, у самых задвинутых вниз пищевой цепочки - учителей узнали, что на самом деле важно? Так что обещанное Кравцовым "увлекательное времяпровождение" превратилось в ещё одно бездарно упущенное время. Но ему-то всё равно. А нам?
  36-5 [сеть]
   3. Профанация учебного материала.
  
   Все темы дублируют на более примитивном уровне материал одного из школьных предметов. Например, по истории, тема "День народного единства" (7 ноября). Первоклассникам показывают видео с таким текстом: "дети, как здорово, что в этот день ходят с бантиками, шарами и флагами, это же праздник, ура!"
   В 8-9 классе с экрана говорят, что "когда-то страна распалась, а потом объединилась, смута закончилась, вот и праздник, ура!".
   С учётом того, что они ещё в 7-м классе изучают Смуту на гораздо более высоком уровне, материал учебника включает в себя и предательство бояр, и казни, и самозванцев, и Марину Мнишек со всеми мужьями, и народное ополчение, которое не с первой попытки вытолкало взашей поляков, такой примитив вызывает подозрения: в министерстве со школьной программой кто-нибудь знаком? В либретто оперы "Иван Сусанин" и то больше историзма!
   В 10-11 классе в теме появляется фамилия Михаила Романова, и "с его воцарением смутное время закончилось". Неправда ли, актуально! Оправдали и герб и праздник единства. А у нас-то смута ещё вовсю. Стоит только присмотреться к плавающему взгляду министра.
   Детей таким изложением приучают к схематичному "галопу по Европам", который не оставляет ничего ни в душе, ни в разуме. Праздник, ранее чётко ассоциированный с династией Романовых, введённый в новейшей истории для того, чтобы вытеснить празднование 7 ноября, дня Великой Октябрьской социалистической революции, именно в этот день обсуждается на таком облегчённо-примитивном уровне, что диву даёшься. Никакой любви к Родине так не воспитаешь! Профанация!
   Ещё пример. Разговор про прорыв блокады Ленинграда (16 января). И вроде поставлена благая цель, познакомить с такой важнейшей страницей истории Отечества, тем более, что Великой Отечественной войне мало внимания уделяется по школьной программе, да и это внимание расфокусировано. Нового учебника истории всё нет и нет, а патриотизму по старым соросовским лекалам не научишь. Но вот что удивляет: все материалы что для 1-ого класса, что для 11-ого одинаковые. Одни и те же видеофрагменты, например, про "блокадный хлеб".
   Спрашивается, у авторов курса в зачётке "возрастная психология" числилась как изученный предмет? То, что сложно для первоклассников, бывает слишком облегчённо для выпускников. В результате неинтересно ни тем, ни другим. А ведь эта тема - боль миллионов наших соотечественников. Более бездарно провалить дело патриотического воспитания сложно.
   Тему, достойную, может быть, урока географии, где можно рассказывать про Северной морской путь (24 октября), вывели на всероссийский уровень профанации! Просто лубок про ледоколы.
   День Музыки (17 октября) надо было провести на одноимённом уроке. И так во всём. Кто-то понимает, почему исторические темы не доверены историкам, музыкальные - соответствующим специалистам и так далее?
  36-9 [сеть]
   4. Лоббировали, лоббировали и вылоббировали.
  
   Иногда темы не просто высосаны из пальца, а пролоббированы определёнными ведомствами. Так, минпросовцы решили потрафить "Росатому" и назначили бравурную тему: "Россия - мировой лидер атомной отрасли" (24 октября). И что? Кому нужны эти бравурные марши?
   Академия Наук России, в которой больше членов, чем в АН СССР, а открытий с гулькин... тоже нуждается в дополнительной рекламе (6 февраля). Ведь это не в нашей науке в том же 2019-м году сократили 10 тысяч учёных. Хотели ещё 200 тысяч учителей уволить, просто не успели осуществить все реформы. Но это ведь не для бесед "о том, о сём". Не добавляет престижа! Зато учащимся решили рассказать, кто такой учёный, что это за зверёк такой. Было бы намного лучше для восприятия, если бы рассказ подкрепляли современные открытия...
   Возможность напомнить о себе получили производители известного антивируса по теме "Медиаграмотность и цифровая гигиена" (23 января). Это же не рекламировать продукт на центральном канале. "Если получить доступ к вашему смартфону, то украдут ваши данные и деньги"... Очень ценная информация! Стоило бежать на первый урок?
   Аналогичный трафик у "движения первых" (30 января). Идея понятна: если у кого-то из старшего поколения ностальгия по пионерам ("первым") и комсомольцам (на сегодняшний лад - "волонтёрам", и это передача от 5 декабря), надо провести съезд, ёлку, фуршет, и будет всем счастье. В том, что деятели не понимают изначально чего-то очень важного, например, вопроса, кто и что является стержнем для таких организаций, проблем нет. Ноу-хау в том, что некое движение, имеющее определённые политические цели, навязывается всем школьникам страны в современном формате: "наведите камеру, и по коду...' Похоже, у нас менагерство цветёт и пахнет, жаль, цветы изначально мёртвые, и поливают их кислотой, но кому какое дело?
   Возник вопрос: как быть тем, кто у нас "не первый"? Как в песне в исполнении Аллегровой, тот у нас второй? Куда вообще ведут детей эти деятели? Очередная компания? А где "наши"? "Скауты"? Где все эти "фирмы-однодневки", на фуршеты которых выделялись народные деньги? Никто не задумался о том, что сама идея создавать что-то политическое в детской среде в аполитичном (судя по ст. 13 Конституции) обществе обречена?
  36-10 [сеть]
   5. Религиозный пунктир.
  
   Проблем с выбором тем возникает масса. Так, обращение Патриарха показали всем детям в первый день после каникул (о Рождестве Христове, 9 января). С уважением относясь к деятельности православной церкви, хотелось бы опять спросить у авторов курса: почему одно и то же и для 1-ого класса и для 11-ого? У детишек что, у всех одинаковое восприятие? И что они поняли?
   Кстати, о государственной религии, её наличии или отсутствии. Когда мы начинаем транслировать обращение религиозных деятелей, означает ли это, что в Ураза-Байрам (21 апреля) дети будут слушать про непреходящие ценности ислама? Нет? А почему, собственно? Это 14 процентов народа, наши соотечественники, для которых на первом месте имя "Аллах"... Или, судя по темам, голштинскому флагу и монархическому гербу, у нас доминирует уваровский тренд "самодержавие, православие, народность"? А если мы будем вот так приобщать к традиционным ценностям, разве правильно не вспомнить и про Дончод-Хурал, минуточку, День Рождества Будды и день защиты детей, 1 июня? В мае будем разговоры разговаривать? Пусть это всего 1 процент населения, но какой процент! Люди, верящие в Аллаха и Будду, вместе с теми, кто верит в Бога, воюют сейчас против нечисти на Донбассе! Разве корректно игнорировать их и не рассказывать детям о том, чем наполнены их сердца?
   Клубок непростых вопросов растёт. Тут либо всех подключать, каждую религию да с уважением, с чувством, толком, расстановкой, либо стараться оставаться в русле светской школы, оставляя эти вопросы на усмотрение родителей.
   Кстати, в школе есть такие предметы "Основы Религиозных Культур Светской Этики" (ОРКСЭ), "Основы Религиозных Культур Народов России"(ОРКНР). О том, что ликбез уже проведён, в министерстве хоть в курсе?
  36-12 [сеть]
   6. Формализм во всём.
  
   Практика "балаканья ни о чём" тоже не вызывает восторга. Потрындеть доверяют всем, кому не лень. Поскольку никого из них жизнь к такой дури не готовила, министерство пытается обойтись рассылкой собственных поделок известного качества.
   В результате пропагандистское по сути шоу превращается в зачитывание присланного текста или, если есть возможность, просмотр приложенного видео, крайне куцего по содержанию. Дети сидят в гаджетах, взрослые отбывают номер. Никому не интересен материал, дублирующий что-то, но с потерей качества. Патриотизм умирает в зародыше. По всей стране. Как известно, министерство осуществляет компанию, лишь бы "було". Поэтому никаких результатов ни с кого не стребуешь. Хотя то, что дети не ходят на эти часы, чем не результат? [4]
  
  36-1 [сеть]
   7. Недоверие к педагогу.
  
   Как в министерстве представляют современного учителя? Это человек без души, без гражданской позиции, аморальный и асоциальный тип, который только ведёт свой предмет и быстро сваливает, как только есть возможность. "Больше денег и меньше ответственности!" Вот о чём мечтает любой педагог с точки зрения министра и его присных. Поэтому, по мнению чиновников, в современной школе никто не воспитывает, и поэтому из них "что выросло - то выросло". Никто на уроках общеНЕзнания, кстати, которые давно пора отменить повсеместно, не рассказывает о Конституции (поэтому в разговорах неспециалисты должны вещать о ней - тема 12 декабря).
   Никто из детей в 4-м классе на уроках по окружающему миру не узнал о государственной символике России(28 ноября). Никто не помнит о дедушках и бабушках (26 сентября, День пожилых), не рассказывает на физике о К.Э. Циолковском (19 сентября, 165 лет). Никто из детей не в курсе, кто такие мама (21 ноября, День матери), папа (10 октября, День отца). Ведь дети у нас все суррогаты и клоны. А учителя? Их что, скоро на роботов променяют, такой секретный план? То, что учителя ежедневно, на переменах и уроках, в личном общении отвечают на самые важные и неважные вопросы детей, чиновникам неведомо. Это ведь не укладывается в алгоритм ' работать только если платят'. Вот и спускаются из министерства материалы для самых некомпетентных в педагогике. И кто-то их даже озвучивает.
   Степень идиотизма, когда зачитывают присланные тексты или показывают видео с одной банальщиной и скукой уже привела к тому, что эта благообразная чушь вызывает устойчивый рвотный рефлекс, и не только у детей.
  36-7 [сеть]
   8. Чужеродные идеи под маской "своих".
  
   Чем славен народ наш российский? Мы - прирождённые коллективисты, поскольку и терпеть холода вместе сподручней, отражать агрессию Запада веселей, да и к народам другим с дружеским участием, поэтому и греемся вместе в лютую стужу. Однако в "шалтай-болтай с недосыпу" детям с первого дня опять талдычат о "личном успехе". Теория Макса Вебера, призванная убить нашу коллективную ментальность, так и лезет во все щели. Им мало курса общеНЕзнания, искажающего и душу, и язык, и моральные установки. Поэтому с первого урока - "Дня знаний" (5 сентября) детям ставят установку - чтобы достичь личного успеха, надо хорошо учиться. Да кто ж против-то? Вот только почему теперь наша школа всегда и во всём мотивирует именно на личный успех? Первыми будут не все. А учить придётся всех. В том числе и будущих "неудачников", которые становятся таковыми именно с введением западной шкалы личностного роста, когда во главу угла положены деньги, карьера, власть... Может быть, это и закономерно. Если в советское время старались воспитать коллективистов, то теперь, после того, как общенародная собственность разошлась по отдельным частным рукам, коллектив не нужен.
   И всё бы ничего. Но вот началась 24 февраля 2022 года Спасательная Военная Операция, и жизнь всего социума теперь зависит от ответа: народ у нас или население. Если народ - то победим. Если нет... конец цивилизации людей. И в этой дилемме позиция минпроса с её "шёпотком под одеялом" крайне сомнительна.
  36-13 [сеть]
   9. Дети перегружены.
  
   Дети часто болеют. Усталость, переутомление, неправильная осанка, падение зрения... Школа - не место, где становятся здоровее. Учащимся добавили ненужный и утомительный уже по своей пустоте болтологический отрезок (уроком это даже не назовёшь). Никаких исследований, сколько вообще оптимально учиться в школе для нормального физического и умственного развития ребёнка, видимо, не ведётся. Либо проводится, но "мин-пролёт-без-смущения" действует в параллельной реальности. Добавим сюда многочисленные домашние задания, внеурочные занятия, соревнования, олимпиады... И мы получаем замученных детей, которые уже в среднем звене передвигаются вяло и всех ненавидят. Если не всех, то это заслуга учителей, а не тех, кто заставляет тратить один драгоценный учебный час на переливание из пустого в порожнее.
  36-6 [сеть]
   10. Сократили физкультуру.
  
   В 2004-м году ввели третий час физкультуры, а теперь убрали. То, как она проводится в школе, это тема отдельного разговора. Но в идеале это возможность проявить двигательную активность, сохранить здоровье. Сбросить шлаки. Продышаться. Просто поиграть в мяч. Получить позитивные эмоции, наконец!
   Убрать третий час - это в полтора раза уменьшить не только двигательную активность детей в школе, но и в полтора раза уменьшить количество часов, а значит и число самих физкультурников. Это в полтора раза меньше секций и спортивных кружков, поскольку отсутствующие физкультурники их не проведут. Это удар по всей школе, по коллективу, где становится значительно меньше и движения, и, что тоже немаловажно, мужчин.
   36-4 [сеть]
   Конечно, кого-то это вполне устроит, поскольку каких-то маленьких роботов с детства к физической активности не приучили в семье, сунут смартфон, играй и будь доволен. Вот и сидят на скамеечке со справкой. Но большинству детей это движение, если его организовать, важно и нужно. Гораздо важнее и нужнее пустопорожних разговоров. На перемене бегать нельзя, на улицу не выпускают... Убирая третий час физкультуры, причинили вред не только детям, но и всему обществу, поскольку нанесли удар по здоровью нации. И всё это сделали ради пресловутой "болтологии"? И оно того стоило?
  
   ВЫВОДЫ:
  
   1. "Разговоры о Неважном" - пример чиновничьей компании в угоду "первым лицам". Только вот забыли уточнить, что ни президенту, ни соскучившимся по политинформациям советского периода депутатам именно "такой хоккей" был совсем не нужен. Ну не умеют в минпросе делать что-то на совесть, к этому пора привыкнуть! Тут надо гнать взашей, да искать толковых.
   2. Каждый из участников рассмотренного словоблудия сопротивляется, как может. Подростки прогуливают первый урок в понедельник. Если явились, уходят в гаджеты, ничего не слушают. Родители поддерживают чад: "поспи подольше, нечего ходить на эту дурь!" Учителя ставят присланное видео, сами вместе с детьми занимаются своими делами. Классные руководители проводят собственные мероприятия, чтобы потом не оставаться после уроков. Администрация тоже как-то выходит из положения и ставит на этот словесный хлам абсолютно случайных людей, которые не то, что подготовиться не могут, прочитать по готовому порой затрудняются. Все всё понимают, всем всё равно, никому ничего не нужно. В министерстве нарисовали очередной отчёт о компании, да и во рту приятное вампирское послевкусие: лишний раз нагнули всю страну и попили детской крови. И, кажется, конца и края нет мракобесию.
   3. Распад страны когда-то начинался именно с таких вещей: с обюрокраченных партийных съездов, формальных пионерских сборов и бездушных комсомольских собраний. С разговоров вместо дела. C тупости вместо ума. С чужой музыки вместо своей. С детей, мнение которых никто не спросил. Тогда мы похоронили Союз. А сейчас... нам уже нечего терять?
  36-8 [сеть]
   Использованные ресурсы:
   1. Кравцов: "Разговоры о важном" позволят интересно рассказать о ценностях и истории России/Минпросвещения России, 30.08.2022/URL: https://edu.gov.ru/press/5682/kravcov-razgovory-o-vazhnom-pozvolyat-interesno-rasskazat-o-cennostyah-i-istorii-rossii/(режим доступа 4.02.2023);
   2. Разговоры о важном/ Методические разработки/URL: https://razgovor.edsoo.ru/(режим доступа 5.02.2023);
   3. Сергей Королёв - человек, открывший дверь в космос!/Виктор Комаров, Наш СССР/URL: https://nash-sssr.ru/sergej-korolev/(режим доступа 4.01.2023);
   4. Почему мой ребенок не ходит на "Разговоры о важном"/ Губернiя Daily, 17.01.2023/URL: https://gubdaily.ru/sociology/blogi/pochemu-moj-rebenok-ne-xodit-na-razgovory-o-vazhnom/(режим доступа 4.02.2023).
Оценка: 5.24*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"