Аннотация: планы и реальность, воспоминания о трудах
Зачем школе вернут уроки труда?
Маленьких красноярцев научили работать с деревом и металлом/URL:https://rg.ru/2017/04/20/reg-sibfo/malenkih-krasnoiarcev-nauchili-rabotat-s-derevom-i-metallom.html
АНЕКДОТ:
В отделе кадров: - Что вы умеете делать? - Могу копать! - А ещё что можете? - Могу не копать! - Это замечательно. Ну а вот, допустим, лестницу можете сделать? - Могу! Только там копать больше придётся!
В школе снова будут уроки труда. Об этом на полях экономического форума сообщил министр просвещения. Почему именно сейчас и зачем?
1. От чего такой кислый?
Особого восторга минпрос не выразил. Это же не оцифровка всего и вся! Цитата:
Кравцов: "Я помню сам, когда в школе учился, ничего зазорного в этом не было..." ... по его мнению, труд - это прежде всего "развитие моторики у детей". ("Газета Ру")
То есть кроме моторики, ничего хорошего от трудов нет! Несколько коробит, что оказывается, кому-то нужно доказывать, что трудиться незазорно! Но и возражать никто не будет. Очевидно, тут вовсю действует принцип Ходжи Насреддина: пока это начинание "увидит просвет" в системе просвещения, "либо ишак умрёт, либо султан".
Можно ли научить грамоте ишака?/URL:https://svadba1000.ru/psikholog/51623-realno-li-obuchit-gramote-ishaka-uboynaya-pritcha-ot-nashego-podpischika.html
2. Современным школьникам труд не грозит.
То есть, даже если депутаты примут закон о возврате трудового обучения, то можно не беспокоиться за своих детей и внуков, что нередко бесцельно проводят время: они работать руками научатся не скоро! А ведь необходимость возникла что-то уметь самим, а не быть просто квалифицированными потребителями, как недавно заявлял один из министров. Кроме метлы в руки, чтобы подметать пришкольную территорию, в ближайшее время вряд ли что-то изобретут! Так что будьте спокойны - лентяям и неумехам пока ничего не грозит!
Ну где то так, метлу найти смогут/URL:https://www.gazeta.ru/social/2023/06/17/17150468.shtml?updated
Причина затягивания вопроса проста: чтобы восстановить полноценное трудовое обучение, нужны такие усилия, которые и в мирное время кажутся весьма значительными. Финансы - найти дополнительные средства для переформатирования школы. Кадры - открыть в педуниверситетах факультеты для учителей труда, подготовить первую волну специалистов, ведь прежних учителей давно потеряли. Да и кто из мастеров своего дела, в реальности умеющих работать руками, захочет на ту же или даже намного ниже зарплату идти в школу, чтобы нервы себе тратить воспитанием трудных подростков? Материальная база - а это мастерские с новым оборудованием, актуальным в 21-м веке. Расходники - а ведь ещё нужно постоянно давать что-то ломать и штопать. Создать программы, убрать "болтовню ни о чём", технологию неизвестно чего, возможно даже ввести обязательную шестидневную учебную неделю! От слов до дела дистанция может быть огромного размера.
Нужны мастера чтобы восстановить труды в школе/URL:https://mixyfotos.ru/картинки-труд-детей-в-школе/
3. Родителей никто не спросит.
А ведь ещё нужно проводить разъяснительную работу с родителями, которые не считают нужным учить ребёнка хоть какому-либо полезному труду! В некоторых семьях из детей делают господ, а не тех, кто может что-то сам. "В магазин не иди - доставка есть!". "Сломался кран - вызовем мастера!". А то и слуги в поте лица поработают. Озвучено, что, оказывается, это не зазорно, ударить палец о палец самому!
Предвижу некоторые родительские отклики: "как? опять делать табуретку? только не мой ребёнок! это же бездарно потраченное время!"
Хочу поделиться воспоминаниями о том, чему нас учили в советской школе и к чему это привело.
Труд детей в школе/URL:https://mixyfotos.ru/картинки-труд-детей-в-школе/
4. Чему нас учили "на трудах"?
Мне повезло учиться в обычной советской школе. В чём повезло, это целый отдельный разговор. А сейчас о "трудах".
В 4-м классе мы пришли в столярную мастерскую. Переоделись в рабочие халаты. И начали учиться первой рабочей специальности. Два урока трудов, по 45 минут, хватит и упариться, и устать, и что-то смастерить. У каждого свой верстак, столярные инструменты, самое нужное: стамеска, киянка, рубанок, ножовка, фуганок, лобзик, рулетка... Всё это ручное, конечно! И мы начинали с азов - как отпилить ножовкой деревяшку по размеру. Наметить карандашом и "вжик-вжик". Разобраться в особенностях дерева, как материала. Пройтись рубанком, шлифануть фуганком. Строгали, пилили, били киянкой. Стружки летели во все стороны, а в мастерской стоял радостный шум! Читали простые чертежи и выполняли деталь по ним. А после работы тщательно убирали рабочее место. Щётки, метёлки, тряпки... Мастер у нас был увлечённым человеком, поэтому он зажигал. Всем показывал, следил, советовал, как правильно творить простые чудеса. Помню, с урока уходить не хотелось, но нас торопила смена, нужно было освобождать место. Три года мы работали "по дереву" и начальные навыки столяра получили. Табуретку свою сделали в 7-м классе. И очень ею гордились. После своё художество забрали, и родители тоже были рады. Вот ведь - в школе сделали и унесли домой, нормальная практика... Сплошной позитив, я вспоминаю эту родную табуреточку и улыбаюсь. Иисус до своего проповедничества тоже работал по дереву, был плотником. И было ему незазорно, хоть и Спаситель. И развивал не только, как считает Кравцов, моторику рук, но и ум. А мы не кочегары и не плотники, мы вот столярничали.
В столярной мастерской/URL:https://ok.ru/group/58646054699016/album/913369463304/933557298440
В 7-м классе нас перевели в слесарную мастерскую. Новая рабочая одежда. Место - металлический стол с тисками. В них мы заворачивали заготовки и вручную, своими усилиями, без электричества, напильниками изготавливали по чертежу детали из металла. Это о том, что черчение было для нас прикладным предметом. Если надо, обтачивали, загибали, сверлили отверстия. Изготовленные нами детали, в основном уголки, помогали в ремонте школьной мебели. И мы гордились тем, что сделали нечто реальное. Вообще выточить из металла своими руками деталь, это не хухры-мухры, ребята! Так ведь много можно сделать, нужное в хозяйстве...
Вот так и работали в слесарной мастерской/URL:http://tambov-28sch.narod.ru/index/fototalbom_1/0-29
В 9-м классе мы перешли в токарную мастерскую. Теперь труды занимали целый учебный день. Четыре часа подряд, считай, половину рабочей смены до обеда. Четко следовали технике безопасности, ведь там можно и палец запросто оттяпать, если не туда сунешь. Надевали рабочие халаты. Очки, чтобы стружка в глаза не попала. Тщательно вычищали рабочее место, и работали по чертежу. Зажимаешь заготовку. Включаешь станок. Подводишь резец и ведёшь. Или отрезаешь. Из болванки превращаешь в деталь. Проверяешь размеры. Вычисляешь, сколько довернуть. Сначала на маленьких учебных станочках. Потом перешёл на здоровый токарный станок. С завода списали. А ещё в 10-м классе мы выполняли план по простым деталям, нужным на производстве. Например, из шестигранной заготовки отрезным резцом нарезал нестандартные гайки, а потом сверлил в них отверстия, наворачивал резьбу.
Работа на токарном станке/URL:https://fishki.net/4104237-obescenennye-professii-kto-v-sssr-mog-pretendovaty-na-dostojnuju-zarplatu.html/comment-44236997
И это было здорово! Чувство востребованности... что очень важно для подростка. После окончания нам выдали удостоверения токарей, кажется, 3-его разряда. Хоть сразу на завод! На несложные работы.
Добавлю, что когда мальчики занимались мужским делом, девочки учились домоводству: в тёплое время ухаживали за растениями. Потом учились готовить и шить.
Я не стал по жизни ни столяром, ни слесарем, ни токарем. Но никогда не жалел, что чему-то реальному научился. Сам факт обладания знаниями, полученными в детстве, давал какую-то уверенность в завтрашнем дне, что мы не пропадём, всегда сможем устроиться на работу, поскольку умеем действовать руками. Вот вспомнил фильм "Влюблен по собственному желанию", когда герой, которого играл Олег Янковский, из спортсменов переквалифицировался в токари и нормально себя ощущал, поскольку мог содержать себя своим трудом.
Герой Олега Янковского работает на заводе/Кадр из к/ф "Влюблен по собственному желанию"(1982)
Всё равно знания пригодились. Например, нужна была полка в комнате в общежитии, взял несколько досок, ножовку, стамеску, молоток и без единого гвоздя сделал, пропиливая в досках щели и вставляя в них доски. И нормальная такая полка получилась, осталась в комнате, может, кто-то до сих пор пользуется!
И я думаю, все выпускники советских школ могли бы рассказать, как что-то, чему учили "на трудах", пригодилось. А ведь вы не забывайте, что в разных школах учились на разные специальности. Вот не довелось, к сожалению, пройти вождение на грузовиках и ремонт, как учили в одной из школ. Было бы здорово овладеть такими профессиями!
Но главный навык, который мы получили в советской школе: мы просто научились работать! Не "бла-бла-бла" по технологии. А вкалывать руками! До пота, до тяжести в уставшей спине. И при этом возникал целый спектр чувств: ты можешь, ты полезен, ты делаешь доброе дело для окружающих, для школы, для страны, наконец! Труд воспитывает патриотов, поскольку мы тоже чем-то улучшали жизнь Родины.
В Советском Союзе много внимания уделялось созданию уважения к человеку труда. Вот и в фильме "Москва слезам не верит" героиня начинала рабочей на заводе. А потом выучилась и стала руководить.
Кадр из к/ф "Москва слезам не верит"(1979)
АНЕКДОТ:
Если она не может вбить гвоздь или ввернуть лампочку - это значит,
что он не обязан мыть посуду или подметать пол.
7. Польза для будущей семьи.
Это трудовое обучение очень помогло в быту, дома. Ведь создать семью - это означает, трудиться для неё. Вместе преодолевать в том числе бытовые неурядицы. Где-то гвоздь прибить, где-то кран подкрутить... Тот, кто прошёл трудовое обучение в советское школе, мог иметь семью, потому что руки к делу приставлены. Девочки умели готовить и шить, заботиться о домашних. Мальчики умели что-то прикрутить, не вызывая мастера. Это сплачивает семью и даёт позитивный пример детям. И знаете, после правильного обучения, когда мальчик занят мужским делом, а девочка - женским, каких-то отклонений от здоровых отношений, как иной раз навязываются сейчас с разных информационных площадок, при таком воспитании не заводилось. А это. считай, забота о роде человеческом!
Урок был для нас святыней/URL:https://vestnik-lesnoy.ru/urok-dlja-nas-byl-svjatynej/
8. Трудиться сообща.
Труд приучал к коллективизму. Действовать вместе. Мы нередко помогали друг другу на трудах, и считалось это нормой. Тут подержи, там отмерь, а это давай вместе гнуть... Не для оценки, я вообще не помню. чтобы в советской школе была какая-то конкуренция друг с другом из-за оценок. Скорее товарищество. Взаимовыручка. Коллективные задания. Соревнование классов. Это не современные дети, для которых мотиваторы для обучения - это деньги и карьера, что является основой индивидуального жизненного успеха. И родители спрашивают у детей, пришедших из школы, не "чему тебя сегодня научили?", "с кем ты сегодня работал в паре?", а "какую оценку ты получил?"
Урок труда в советской школе/URL:https://fotostrana.ru/public/post/232136/2134620540/
9. Армия - это труд!
Привычка трудиться очень помогла в армии. Ведь это только дети думают, что военная служба - это исключительно стрельба и шагистика. На самом деле служба - это очень много важной и полезной работы, часто бытовой и рутинной. То строишь, то роешь, то красишь, то шьёшь. Я служил на пограничной заставе два года, и мы, если честно, день и ночь вкалывали так, как никогда после в жизни не работали. Как-то получил письмо из дома и неделю носил с собой, никак не мог выкроить время, чтобы нормально прочитать. Ведь на службе отвлекаться нельзя, а на заставе (чуть было не сказал, дома, ведь "землянка", так называлась застава в переговорах, это и есть дом родной для пограничника), просто постоянный напряг, и тоже всегда некогда. Наши командиры считали, что если у пограничника есть полчаса свободного времени, он в этот момент начинается портиться. Не слышали такого?
Вот так и рыли окопы/URL:https://p0litkurs.blogspot.com/2023/03/blog-post_74.html?view=magazine
10. Уважение труженика.
Одним из смыслов отказа от трудового обучения в школе являлось внедряемое в детском сознании презрение к людям труда, к так называемым "низшим слоям". Мол, если ты неудачник, будешь подметать или сторожить. А вот если ты успешен, то ты ничего не делаешь, за тебя работают другие. Если вы не верите, включите телевизор: там сейчас рассказывается в одной рекламе, что мама успешна, она завела себе кафе, вот и я (текст озвучивает девочка) буду успешна и у меня тоже будет собственный ресторан. Ни слова о том, что для этого нужно трудиться. Главное - в нужном банке взять кредит, и всё завертится само. Эту облегчённую психологию вы найдёте и в учебниках, где основной упор делается не на собственных трудовых усилиях, а на том, чтобы "быть лидером"... то есть основать дело, в котором на тебя работают другие.
Так в обществознании активно внедряются постулаты Макса Вебера, который утверждал, что для успеха в обществе нужно повышать уровень по шкалам: образование, богатство, власть и престиж. Само собой, если ты честно выполняешь работу медсестры в больнице, помогаешь больным, но получаешь мизер, ты просто неудачница. Понятно, коллективной успешности даже и не предполагается. А тут мы собираемся в стране ввести трудовое обучение, да ещё может быть, вспомним о коллективизме. Это же фактически возврат к тем ценностям, что отринуты тридцать лет назад! Когда дети научатся что-то делать сами, они научатся уважать тех, кто освоил профессию и достойно работает на своём месте.
Дети на уроках труда/URL:https://mixyfotos.ru/картинки-труд-детей-в-школе/
11. А что сейчас умеют наши дети?
У нас народилось поколение, которое не умеет ничего делать. Они не знают дисциплины. (М.Задорнов)
Одно из самых спорных "завоеваний" системы образования, которая готовит не творцов, а потребителей - это отрицание труда в жизни человека. У этого действа есть насколько следствий: современный выпускник стал абсолютно беспомощен в быту. Помню, Задорнов рассказывал как-то, что в Штатах вызывают мастера, чтобы поменять лампочку. Общество потребителей - нельзя ничего делать самому. Например, зачем ремонтировать вещь - её лучше выбросить и купить новую.
Мы недалеко от этого находимся. Мне тут один мальчик показал, как надо чистить картошку. Не ножом! А с помощью бритвенного станка он скоблил шкурку. Потому что его ни дома, ни в школе не научили! Эх, его бы к нам на заставу, когда мы в пять ножей на всю часть начистили! Вручную! Научили бы, как надо!
12. Трудовому обучению быть!
Придётся восстанавливать всё порушенное. Развивать полезные навыки и компетенции. Причина проста: нас ожидают трудности в 21-м веке. Международная обстановка напряжённая. Поколение потребителей нежизнеспособно. Выживет поколение, умеющее что-то делать своими руками. А для создания такого поколения надо научить детей тому, что по мнению ряда классиков прошлого, сделало из примата человека. И школа должна этим заняться вплотную. Научить трудиться.
Спасибо за внимание! Ваше мнение мне интересно!
Альберт Кузицын
PS. Приглашаю подписаться на канал, будет что то новенькое! Я ещё не рассказал о том, как нас приучали к труду в семье, в пионерском лагере, в лагере труда и отдыха, как мы работали на практике, Мне повезло - я помню этих людей, советских тружеников, честных, достойных, красивых, душевных. Тех, кто умел копать. И не только.
Уроки труда в советской школе/URL:https://ok.ru/sekretny/topic/68522107368901