Я смотрю в окно поезда. Тёплый ветер упруго бьет в лицо. Почти темно. Мимо проносится небольшой городок. На его окраине по дороге идет девочка. Она совсем одна. В сумерках мягко светится её легкое светлое платьице. Девочка идет беспечно и не спеша, по-детски немного подпрыгивая при каждом шаге. Где-то шумит большой мир, но он ей не нужен, у неё есть свой, этот. Она знает его до мелочей, все его подробности: до каждого камушка, каждой трещинки на асфальте, знает все его запахи. Они любят друг друга. Она - мир, мир - её. Они проживают вместе день за днём, без устали изучая друг друга, и им это не надоедает, им интересно, потому что у каждого из них есть тайна, и она бесконечна. Даже в самом малом и, казалось бы, простом, есть своя бесконечная тайна, что же тогда говорить о большем. Мир всё гуще заботливо и бережно окутывает девочку летними душистыми сумерками, и это ей так знакомо и так привычно, что, кажется, будет вечно: лето, вечер, детство...
Городок давно пронесся мимо и остался далеко позади, а я всё стою у окна поезда, вдыхаю вечерние летние запахи и думаю о девочке: "Куда или откуда она идет так поздно совсем одна, о чём она думает, что ей интересно, как её зовут? Кажется, я знакома с ней немного или видела её где-то когда-то давно..." И я начинаю вспоминать, а, может быть, придумывать историю этой девочки.
Предисловие
В середине нашего света (хотелось сказать: где-то на краю света, но на самом деле в самой его середине: ведь для каждого то место, где он провел детство, и есть середина мира), так и есть - посередине огромного мира стоит небольшой, уютный и зеленый городок. Летом там сквозь потрескавшийся теплый асфальт прорастают травинки и тонкие березовые росточки, с тополей летит пух, и все подножия домов и заборов сплошь зарастают одуванчиками. Зимой заливают горку и каток, в каждом окне сияет цветными огоньками елка, а ясным морозным днем под ярко-синим небом снег сияет так ослепительно и весело, как нигде в мире.
В этом совершенно земном раю (не ведая о том, что это рай) живет необыкновенная, как, впрочем, и все дети, девочка Дина. Папа называет её Дикой Динкой - сокращенно Дикой (наверное, по созвучию с прочитанной в детстве книгой "Дикая собака Динго"), а мама - Динулей. Но Дине больше нравится папино прозвище, потому что она любит лазить по деревьям и устраивать на них засады или обозревать с самой верхушки окрестности, которые поразительно обширны с такой высоты. Ещё она любит строить шалаши из веток, которые обрезают по весне с тополей - в таком шалаше очень сильно пахнет весенними тополиными почками. Зимой она любит рыть длинные глубокие ходы под большими сугробами и устраивать там берлогу или ходить на лыжах в "путешествие к Неоткрытым Землям" в ближний березовый лесок. Летом носится по полям за бабочками с её любимым сачком из зелёной марли для того только, чтобы, поймав их, налюбоваться вдоволь и отпустить (она очень любит бабочек: у неё даже есть коллекция марок с бабочками). Да много чего ещё она любит в таком роде, всего и не перечислишь. Само собой разумеется, что без друзей участвовать в таких увлекательных затеях скучно и не интересно. Вообще-то, у Дины много друзей и в школе, и во дворе, но самые преданные и верные - это Кир и Сашка. Есть, конечно, и девочки, с ними она любит шить для маленьких кукол-пупсиков одежду, украшая её бисером, или наряжаться в принцесс или играть "в магазин" и "в школу". Но в настоящих приключениях Кир и Сашка незаменимы! И если Дине нравится быть Дикой, то мы в дальнейшем так и будем её называть.
Часть I,
В которой описывается всего лишь один день, но очень длинный
Глава 1. Утро.
Пришел май и принес с собой гомон птиц в цветущих садах, весенний шелест свежей зелени и грозовые дожди.
В один из ярких и веселых, почти летних дней во второй половине мая Дика достала из темной кладовки свой салатовый сачок и в первый раз в этом году отправилась ловить бабочек. Во дворе девочки играли в мяч и "в крутилочку"*. Дика полчасика попрыгала, раскопала в песочнице и показала всем свой самый красивый "секретик"**, а потом, вскинув сачок на плечо, вприпрыжку побежала к огородам: там за забором начинался большой луг.
Стоял теплый солнечный день, на огородах было тихо и даже жарко, от плотного дощатого забора пахло нагретым деревом. Она пролезла сквозь дырку в заборе и, оглядевшись вокруг, застыла от удивительного зрелища: просторный луг был совершенно жёлтым от одуванчиков. Он сиял на ослепительном майском солнце таким чистым радостным ярким цветом, что, казалось, смеялся от счастья. Полюбовавшись этим жёлтым морем и не решаясь нарушить его красоту, Дика обернулась назад. Около забора одуванчики были такими высокими, что доставали ей до плеч. Их крупные соцветия были широко раскрыты солнцу. Множество мелких лепестков-цветочков и шапочка из тычинок образовывали вместе пушистую полусферу. Каждая тычинка напоминала закрученные рога барана.
Когда Дика внимательно рассматривала цветок, ей показалось, что он приветливо качнулся. Она ещё пристальнеё всмотрелась в заросли кудрявых тычинок, и вдруг над одуванчиком взлетело облачко жёлтой пыльцы. Оно повисло в воздухе, постепенно расплываясь, вытягиваясь, и, наконец, приобрело форму существа, похожего на Дику, но полупрозрачного и совершенно жёлтого.
- Спасибо тебе, удивительная девочка! Не пугайся, я одуванчик, - сказало существо весело, но тихо, как далекое эхо.
Но Дика вовсе не испугалась, она только удивилась такому необычному появлению такого необычного существа и спросила немного задиристо:
- Почему это я удивительная, и за что мне спасибо?
- Ты удивительная потому, что не каждый может удивляться обыкновенному одуванчику! - ответило существо. - Ты так внимательно смотрела на меня, что, наконец, увидела, и вот я перед тобой, спасибо тебе за это.
- Кто же ты такой?!
- Я тебе уже говорил: я одуванчик, вот этот цветок рядом с тобой, который ты рассматривала, какая ты непонятливая!
И Дика услышала далекий смех, такой добрый и беззаботный, что не обиделась.
- Но ведь всё же каждый из этих цветов одуванчик. У тебя должно быть свое имя! - упрямо сказала Дика.
- Ну, хорошо, если ты так хочешь, придумай его сама.
Дика задумчиво посмотрела на него. Не так-то просто дать имя, да ещё так сразу. Она стала вспоминать имена всех своих друзей и знакомых, затем клички собак и кошек, и даже попугаев, потом имена героев книг, фильмов и мультиков.
Существо неподвижно висело в воздухе рядом с Дикой, и сквозь него слабо просвечивался луг.
- Знаешь что, - решительно сказала Дика. - Это всё не подходит! У одуванчика, как и у всех растений, есть научное название на древнем языке, я сбегаю, посмотрю в книжке.
- Тараксакум! - сказали сзади.
Дика от неожиданности вздрогнула и обернулась. Сквозь дырку в заборе пролезал Кир, а за ним маячила и Сашкина физиономия.
- Ну вот, как всегда... Ну почему вы всё время за мной шпионите, никуда от вас не скроешься! - Дика с досадой встряхнула челкой, и зелёный марлевый сачок встрепенулся у неё за спиной.
- А ты не бросай старых друзей, когда идёшь знакомиться с новыми, - язвительно сказал Сашка.
- Я шла ловить бабочек, а не знакомиться, - обиделась Дика. - И я даже не успела ещё назвать свое имя.
- Так давайте познакомимся!
И Сашка с комично-важным видом обратился к существу:
- Я - Александр, а это мои друзья - Кир и Дика.
- Если ты - Александр, то мы не Кир и Дика, а Кирилл и Дина, - с лёгкой усмешкой сказал Кир.
- Я очень рад! - далёким эхом откликнулось существо. - Но у меня ещё нет имени, Дина обещала его придумать.
- Да, Кир, откуда ты знаешь, как называется одуванчик на латинском языке? - спросила Дика.
- В Ботанике под картинкой подпись стояла, - ответил Кир.
- И как это ты всё помнишь?! - удивилась Дика. - Ну-ка назови ещё раз.
- Значит, ты будешь Тар! - воскликнула Дика. - Тебе нравится это имя?
- Тар, - задумчиво сказало существо. - Наверно, очень древнее имя, - как важно звучит. Я, пожалуй, не смогу быть таким важным, я люблю быть веселым и ... легким.
- Тара-ра, тара-ра, не ходите со двора, Тарик, Таруша! - весело закричала Дика, прыгая на одной ножке. - Любое имя можно сделать веселым, если только захотеть!
- А можно иногда быть задумчивым или даже грустным? Вы не обидитесь?
- Конечно, можно! Ты ещё спрашиваешь! Это с каждым бывает! - весело загалдели все.
- Тогда я согласен, - сказало существо окрепшим приблизившимся голосом. - Мое имя - Тар! - И голос его зазвенел как весенняя птичья трель, как переливы ручья, как тонкая натянутая струна!
А жёлтое полупрозрачное облако, только что ставшее Таром, у них на глазах вдруг уплотнилось и из человекоподобной формы превратилось в настоящего мальчика, но с совершенно жёлтой, как яичный желток, кожей. У него были золотистые с бронзовым отливом волосы до плеч, такого же цвета глаза и длинная, до пят, накидка. Необычной формы обувь и тонкий золотистый комбинезон под плащ-накидкой напоминали одежду из фантастических мультиков. Его странная кожа слегка светилась изнутри, как светятся осенние жёлтые листья в пасмурный день, но это свечение не было печальным. Он был красив и благороден как Маленький принц!
Дика, Кир и Сашка смотрели на Тара и пораженно молчали. У них было такое чувство, что его случайное появление здесь вовсе не случайно. И через несколько мгновений они поняли, что так оно и есть.
- Благодарю вас за помощь, вот теперь я - это я! - весело воскликнул Тар. Он огляделся вокруг:
- Как красивы мои собратья, не правда ли?!
В воздухе стоял травянистый горьковато-сладкий запах множества одуванчиков.
Тар задумчиво вздохнул и вдруг озабоченно сказал:
- Но я здесь вот зачем!
Он протянул руку и раскрыл ладонь. На желтой ладошке лежал маленький цветочек-украшение, его восемь лепестков были сделаны из тонкой золотой проволоки, а в серединке таинственно мерцал темно-красный граненый камушек, покрытый полупрозрачным перламутровым налетом.
- Что это?! - спросили все трое в один голос.
- Это звено из цепочки.
- Из какой цепочки? - тихим голосом немного задыхаясь, спросила Дика. В её глазах бегали отчаянные озорные огоньки, а сердце сжималось в предчувствии тайны.
- В том-то и дело, что я не знаю! - сокрушенно сказал Тар. - Я не знаю, где находится эта цепочка, кому принадлежит и как выглядит: ведь не все звенья должны быть обязательно одинаковыми. Но я должен найти её и починить: пока цепь разорвана, нарушен ход событий, и я со своими собратьями не смогу, когда придет время, вернуться в наш далекий любимый дом. И Тар стал очень печален.
- Не грусти, Таруша, мы поможем тебе! - решительно сказала Дика. - В задачке куча неизвестных, тем интереснеё решать её! Ну что молчите! - упрямо посмотрела она на Сашку и Кира, как будто они были в чем-то виноваты.
Кир взял со всё ещё протянутой ладони цветочек и стал внимательно разглядывать его. Лепестки при ближайшем рассмотрении оказались не овальными, они примыкали один к другому, и их стороны сливались, а верхушки образовывали острый угол со сглаженной вершиной. У камушка было восемь граней по бокам и одна сверху.
- Кажется, похожий цветок я видел в книге "Старинные узоры и орнаменты", - задумчиво сказал Кир. - Но это не точно, я могу ошибаться.
- Это твоя книга? - нетерпеливо перебила Дика.
- Нет. Зимой мы с родителями были приглашены на День рождения одного папиного сослуживца. Из детей, кроме меня, была ещё только его дочка, которая долго и занудно разучивала что-то на фортепьяно: у неё, видите ли, скоро концерт. Мне было ужасно скучно, и я взял с полки первую попавшуюся книгу. Она оказалась довольно интересной. В ней было много картинок: разноцветные узоры и орнаменты, которые древние народы со всего мира использовали для украшения зданий, посуды, одежды и всяких там колечек, сережек, поясков, цепочек...
- Кир, надо срочно раздобыть эту книгу! - воскликнула Дика.
- Это почти невозможно, - вздохнул Кир. - Мне и тогда сделали замечание, что я без спроса взял её посмотреть - она, оказывается, очень редкая и дорогая.
- А ты попроси родителей опять сходить в гости к этим вашим знакомым, ну, скажи, что тебе у них очень понравилось, и что ты просто мечтаешь подружиться с их талантливой дочкой, - с азартом заговорил Сашка. - А там...
- Ну да, полгода не мечтал, а тут вдруг размечтался, - вставил Кир. - Да, к тому же, она старше меня на два года, я для неё - мелочь.
- Ерунда! - сказал Сашка. - Для родителей полгода - как один день, а девчонка эта тебе и вовсе не нужна. Ты, когда к ним придешь, наври, что главное увлечение твоей жизни - это выжигание, резьба по дереву или вышивка крестиком на худой конец, ты без этого просто жить не можешь, и тебе срочно нужны новые узоры. Или скажи, например, что страшно заинтересовался историей этрусков, и тебе необходимо узнать, какие орнаменты они вышивали на праздничных штанах и рубахах.
- Фантазер! - расхохотался Кир. - У этрусков вообще не было ни рубах, ни штанов.
- Ну, что-то же у них было, - не обиделся Сашка.
- А вообще-то ты отчасти прав, у них было что-то вроде рубах - хитоны и туники.
- Вот видишь, и на них наверняка были узоры! - воспрял Сашка.
- Ничего не выйдет, - посерьезнел Кир. - Они уехали. Я вспомнил, как мама папе про них говорила, что вот, мол, могут позволить себе отдыхать на море по целому месяцу, а папа ответил, что это не отдых, а командировка - у них мама археологом работает, а папа ей помогает и посвящает этому свой отпуск.
- Когда они уехали? - спросила Дика.
- Кажется, неделю назад, - ответил Кир.
- Ещё три недели, - вздохнула Дика.
- Через три недели будет поздно: одуванчики станут белыми, а потом облетят, и всё закончится. У меня в запасе не больше десяти дней, - печально сказал молчавший всё это время Тар.
Никто не понял этой загадочной фразы, но все стояли и грустно молчали. Легкий майский ветерок весело трепал подол зеленого в мелкий белый цветочек Дининого платья и развевал полы золотистой накидки Тара. А за забором в кустах самозабвенно трещали воробьи.
- Послушайте, - сказала Дика. - Но сейчас же май, ещё не начались каникулы. Может быть, их дочка осталась дома?
- Да, кстати, - встрепенулся Кир. - У них ещё бабушка есть.
- Так что же ты молчал! - воскликнул Сашка. - Ну всё, говори адрес, пойдемте к ним - скажем, что макулатуру собираем, хотим занять первое место, а, как мы слышали, у них много газет и журналов выписывают.
- Но как же мы посмотрим книгу? - спросила Дика.
- Там что-нибудь придумаем, - махнул рукой Сашка, уже отодвигая сломанную доску в заборе.
- Постой, а как же Тар, - с тревогой сказала Дика. - Ведь он не такой как мы: все будут удивляться, спрашивать.
- Почему не такой? Мальчик как мальчик, только желтый с золотом, - весело усмехнулся Сашка. - Если спросят, скажем, что мы прямо с репетиции школьного спектакля про солнечного мальчика: ты вон какая зелененькая, даже сачок зеленый, наденем на тебя голубую кепку Кира - будешь у нас какой-нибудь незабудкой.
- Ну у тебя и фантазия! - рассмеялась Дика. - Прямо на ходу выдумываешь! Ладно, пошли! Что получится, то получится.
Глава 2. Полдень.
Идти оказалось не очень далеко. И это было хорошо. Они и так большую часть пути прошмыгнули огородами и задними дворами, а когда шли по улице, прохожие и бабульки на лавочках удивленно оглядывались на совершенно желтого мальчика, которого быстро тащила за собой девочка в зеленом платье.
Ещё на лестнице они услышали звуки фортепьяно и обрадовано затрезвонили в дверь. Им открыла совсем не старая энергичная женщина в трикотажном спортивном костюме, быстро обвела их взглядом, узнала Кирилла и крикнула в глубину квартиры:
- Сонечка, к тебе пришли!
- Здравствуйте, да мы, собственно, не к Соне, - испуганно сказал Кир. - Мы макулатуру собираем.
- Для первого места, - добавил Сашка.
- Очень хорошо! - обрадовалась моложавая Сонина бабушка. - У нас этого добра даже на Гран-при хватит! Заходите, ребята, с Сонечкой пообщайтесь. Бедный ребенок совсем один, а всё родители виноваты... - грозно сказала она кому-то в пространство и захлопнула дверь.
Они оказались в просторной прихожей с большим зеркалом, в глубине которого скромно жались четверо ребят. Оглядевшись, они с удивлением заметили невысокую худенькую темноволосую девочку, стоявшую в проеме боковой двери.
- Привет! - сказала Соня без всякой заносчивости.
- Привет, Соня! Познакомься с моими друзьями - Дина, Саша, а это - Тар, - представил всех Кир.
- А мою бабушку зовут Евгения Никитична, - сказала Соня, внимательно глядя на Тара.
- Вот и хорошо! Вот и познакомились! - засуетилась Сонина бабушка. - Проходите, ребятки, в комнату, я сейчас чайку поставлю, а потом из кладовой сами макулатуру вытащите: её там о-ох сколько.
И бабушка убежала на кухню, так и не спросив ничего про Тара.
Соня провела ребят в просторную комнату, усадила всех на большой диван, а сама встала у окна, опершись о подоконник. Некоторое время друзья чинно сидели и молча осматривались. Комната была замечательная. Посередине стоял большой старинный овальный стол из темного дерева, покрытого лаком, вокруг которого расположились шесть таких же старинных стульев. На столе красовалась бело-голубая стеклянная ваза с пышным букетом черемухи, окутавшим своим терпким ароматом всю комнату и осыпающимся на темную поверхность стола мелкими белыми цветочками, словно снежинками. Две стены сплошь занимали высокие под потолок книжные шкафы из того же дерева, что и стол. У третьей стены примостились диван с двумя креслами и старинное пианино, а у окна росло в кадке какое-то большое дерево с мелкими светло-зелеными листьями. В комнате было прохладно и немного сумрачно из-за старых тенистых тополей за окном.
- Значит за макулатурой пришли? - вдруг спросила ребят Соня, как им показалось, несколько саркастически.
- Вообще-то, не только за макулатурой, - замялся Кир.
- Понимаешь, - перебил его Сашка. - Мы записались в кружок резьбы по дереву, и нам позарез нужны старинные русские узоры, а Кир говорил, что у тебя есть такая специальная книжка!
- Вы все вчетвером записались? - опять с усмешкой спросила Соня.
- Нет, почему вчетвером, только мы с Киром записались, а Дика с Таром в театральном кружке занимаются, у них вот спектакль скоро - "Солнечный мальчик" называется: они прямо с репетиции пришли, - вдохновенно врал Сашка.
Соня опять пристально посмотрела на Тара.
- Да, у нас есть книга "Традиционные узоры и орнаменты народов мира и их символика", - сказала она, обратившись к Сашке. - Но мама в свое отсутствие не разрешает её трогать, говорит, что это - раритет.
- Но мы же не маленькие, что мы с ней сделаем? - возразил Кир.
- Нет, да и бабушка будет недовольна, - Соня была неумолима.
Ребята переглянулись и пригорюнились.
- Кир, что такое раритет и ещё Гран-при? - шепнул Сашка Кириллу.
Но тот задумчиво молчал.
"Вот Сонька - вредина!" - подумал Сашка, глядя в глаза Дике. "Не так надо", - молча ответила Дика.
Она решительно встала и сказала торжественно:
- Соня, познакомься с Таром!
- Нас уже познакомили, - удивленно ответила Соня.
- А теперь ты по-настоящему познакомься!
И Дика рассказала всё, что произошло утром на одуванчиковом лугу. К удивлению ребят Соня не только поверила всей этой сказке, но по выражению её лица было видно, что она каким-то образом сразу же догадалась о том, что они скрывают какую-то тайну, и как бы говорила: "Ну наконец-то сказали правду, а то врут наивно, как маленькие".
Спустя минуту ребята держали в руках тяжёлую, выполненную в форме альбома книгу в красивом тёмно-зелёном матерчатом переплете, украшенном необычным золотым тиснёным орнаментом. Книга и правда была интересная. Плотные глянцевые страницы пестрели разноцветными иллюстрациями. Здесь были фотографии храмов, посуды, одежды, украшений с нанесёнными на них узорами и орнаментами, а также цветные рисунки и схемы некоторых особенно сложных орнаментов, к каждому из которых приводилось описание их символики, то есть, что же именно означает, по мнению учёных, каждый элемент узора.
Они так увлеклись этой замечательной книгой, что через пару минут совсем забыли о своих поисках. Книгу изучали медленно и с интересом.
- Смотри, Дика, - говорил Сашка, указывая на расшитый бисером женский головной убор XVIII века. - Цветочки как у тебя на платье.
- Ой, а вот эти квадратики на керамическом блюде точно как у Кира на рубашке! - в восторге восклицала Дика.
Даже Соня, редко бравшая в руки эту книгу, стояла рядом и, заразившись их интересом, внимательно вглядывалась через склонённые головы в гладкие чуть пожелтевшие страницы.
- Ребятки, чай готов! - позвала из кухни Сонина бабушка.
От неожиданности они вздрогнули и захлопнули книгу.
- Бабушка, мы скоро придём! - громко крикнула Соня. - Я только поиграю ребятам немного!
- Давайте быстрее ищите, - шепнула Соня, а сама уселась за фортепьяно.
- Кир, мы уже больше, чем полкниги просмотрели, - вполголоса сказала Дика. - Где же ты видел цветочек Тара? Вспомни хоть, на чём он был изображён: на посуде или на одежде, или, может быть, на украшении.
Кир задумчиво листал страницы.
- Вроде бы на украшении... Или нет, кажется, он был вышит, вернее, их много вышито полукругом...
Соня негромко играла что-то переливчатое: то весёлое и звонкое, то нежное и немного грустное. Сашка смотрел в окно на солнце, острыми лучиками пронизывающее молодую листву тополя, а Тар как завороженный - на Сонины руки. Только Дика с Киром сосредоточенно, как над задачкой по математике, продолжали корпеть над книгой.
- Да вот же оно! - наконец воскликнул Кир.
Все вновь с интересом наклонились к нему. На фотографии было изображено золотое ожерелье: восьмилепестковые цветочки шли полукругом, украшенным по внешнему контуру золотыми завитушками.
- Это скифское ожерелье пятого века до нашей эры, - сказал Кир.
- Подождите-ка, - Дика придвинула книгу к себе поближе. - А вам не кажется, что цветочки не совсем такие? Таруша, ну-ка покажи свой цветочек.
Тар достал откуда-то из плаща свой золотой цветок и положил его на страницу рядом с изображением ожерелья.
- Видите, на фотографии лепестки овальные, а не заостренные, и, хоть и примыкают друг к другу, но их стороны не сливаются как у нашего цветочка, - сказала Дика.
- Да, - вздохнул Кир. - И серединки у них круглые, а не восьмигранные. Я же говорил, что могу ошибаться.
- А может быть, это не так важно, - сказал Сашка. - Посмотрите, ведь они и правда похожи, и лепестков у них по восемь - и у того, и у другого.
Все с сомнением опять уставились в книгу.
- Нет, это важно, - неожиданно сказал Тар, и в глубине его золотистых глаз что-то блеснуло, как далекая молния. - Даже очень важно, здесь не должно быть ошибки, здесь должно быть всё точно, иначе мы пойдем по ложному пути и опоздаем!
Его голос звенел взволнованно, как потревоженная струна.
- Ребятки, чай стынет! - опять позвала из кухни Сонина бабушка.
Все испуганно заторопились. И пока Соня, опять усевшись за фортепьяно, играла им второе произведение, Кир быстро пролистал книгу до конца. Попадались орнаменты и украшения с двенадцати-, шести- и даже четырехлепестковыми цветками различной формы, но ничего похожего на цветок Тара они так и не нашли.
Едва Соня успела поставить книгу на место, как в дверях появилась бабушка.
- Ну что же вы! Я опять чайник на плиту подогревать поставила.
- Евгения Никитична, ваша Соня так замечательно играет! - воскликнул Сашка. - Ну просто Леонид Коган в юбке, мы обязательно хотели её дослушать!
- Да, Сонечка у нас молодец: второе место на окружном конкурсе заняла, - улыбнулась бабушка. - Правда, Леонид Коган играл на скрипке!
Оказывается, Сонина бабушка успела испечь вкуснющий кекс, разлила всем в розетки золотистое ароматное со смородиновыми листочками крыжовенное варенье и заварила какой-то особенный чай с травами, собственноручно собранными прошлым летом. Первые десять минут все молча с большим аппетитом ели, даже Тар не отставал, хоть и одуванчик. "Работа мозга требует усиленного питания!" - смеясь, говаривал Динин папа, налегая вместе с Дикой на приготовленный мамой ужин после успешно решённой совместно с дочерью задачи по математике. Сонина бабушка хлопотала вокруг них, то подливая чай, то подкладывая варенье или кусок кекса.
- Соня, а что ты играла такое...прозрачное, как ключевая вода? - вдруг спросил Тар и немного напел своим чистым звонким голосом.
- Сначала Вивальди, а потом Моцарта, - ответила Соня.
И тут все опять замолчали и испуганно воззрились на бабушку, потому что, замерев с чайником в руке, она смотрела на Тара с каким-то странным восторженно-удивленным выражением.
- Вы знаете, молодой человек, что у Вас абсолютный слух и великолепнейший голос?! Вам обязательно надо петь!
- А он и так занимается в театральном кружке - только что с репетиции, - поспешно сказал Сашка.
- А я-то смотрю: одежда какая-то странная и грим, да спросить неловко, - улыбнулась Евгения Никитична.
- И всё же, Таруша, - перешла она на менее официально-торжественный тон по отношению к Тару. - Тебе надо заниматься не в театральном кружке, а в музыкальной школе. Ну-ка, пойдемте в гостиную.
Евгения Никитична играла отрывки из музыкальных произведений и классических, и современных, а Тар повторял их своим удивительным голосом так красиво, чисто и точно, совершенно без ошибок, с таким вдохновенным удовольствием, что Сонина бабушка, в конце концов, закрыла фортепьяно, посидела с минуту в тишине и сказала задумчиво в некотором замешательстве:
- За всю мою жизнь у меня было много учеников, но такого мальчика я вижу впервые! Тебе обязательно надо учиться музыке, обязательно!
- А зачем ему учиться, если он и так всё умеет?! - встрял Сашка.
- А хочешь, Таруша, я с тобой позанимаюсь? - предложила Евгения Никитична, не обращая внимания на Сашкины слова. - Я ведь раньше в музыкальном училище хоровое отделение вела, а когда Сонечка родилась, пришлось всё бросить: Лерочка, Сонечкина мама, часто в командировках - археолог.
- Большое Вам спасибо, Евгения Никитична! - сказал Тар. - Я бы с радостью, но...мне скоро уезжать.
- А когда вернешься?
- Может быть...через год, - неуверенно ответил Тар.
- Как жаль, как жаль, - покачала головой Сонина бабушка. - Куда же ты уезжаешь так надолго, если не секрет?
- Бабушка, им некогда, их в школе ждут, - вдруг сказала Соня.
- Да, мы несколько у вас задержались, а у нас сегодня воскресник по сбору макулатуры! - вставил Сашка.
- Ах, да-да, - засуетилась Евгения Никитична. - Ну, пойдемте в кладовую.
Они прошли через длинный коридор, весь увешанный чёрно-белыми фотографиями бородатых мужчин в клетчатых рубашках - молодых и не очень - и женщин в косынках и штормовках: в большинстве своем они сидели или стояли в обширных прямоугольных ямах. Попались, правда, несколько небольших фотографий с изображениями осколков различной керамики и ещё каких-то непонятных предметов.
Вдоль всего коридора стояли три велосипеда, санки и почему-то пустой прямоугольный аквариум.
- Вот, забирайте всё! - решительно сказала Евгения Никитична, распахнув дверь в кладовую и включив там электричество. - А то всю эту технику ставить некуда, - махнула она рукой вдоль стены.
Ребята испуганно топтались перед дверью: кладовая почти под потолок была забита газетами и журналами.
- А мы всё это не утащим, - опасливо сказал Сашка.
- Утащите, утащите! Несколько раз придете и утащите, - Сониной бабушке видимо не терпелось поскорее сбыть эту гору макулатуры.
- А можно, мы сейчас возьмем, сколько сможем, - предложил Кир.- А завтра после уроков к вам всем классом придем? Завтра как раз понедельник.
- Ну, можно и завтра, - несколько сникла Сонина бабушка. - Но только обязательно приходите! - строго добавила она.
Все четверо набрали макулатуры, кто сколько мог унести, перевязали бечевкой - и это оказалась капля в море: содержимое кладовой как будто и не уменьшилось.
- Неужели вы всё это прочитали? - удивленно спросил Сашка и с пыхтением поднял две связки тяжеленных толстых журналов.
- В основном это Лерочкины журналы - научные: по истории, по археологии, - объясняла Евгения Никитична, закрывая кладовку и направляясь в прихожую. - Она их много лет выписывает, вот и накопилось.
Распрощавшись с Соней и бабушкой и твердо пообещав прийти завтра за оставшейся макулатурой, они вышли на улицу. Майское солнце весело бросилось к ним навстречу, слегка ослепив их после несколько сумрачной Сониной квартиры.
- Что же нам со всем этим делать? - жмурясь от солнца, спросил Сашка. - Школа-то ведь сегодня закрыта.
- Сам придумал по макулатуру, сам и дальше выдумывай! - сердито сказал Кир и поставил тяжелые связки на тротуар.
- Зато книжку посмотрели, - обиделся Сашка.
- Посмотреть-то посмотрели, да ничего не нашли! - с досадой ответил Кир.
- Кирка, перестань ругать Сашку! - вступилась за Сашу Дика. - Он ни в чем не виноват. Давайте-ка вот что: отнесем пока всё это ко мне в сарай возле огорода, он почти пустой, там кроме лейки и двух лопат с граблями ничего нет. Там же спокойно и обсудим, что нам дальше делать, а то тут слишком много любопытных! - сказала Дика, строго посмотрев вслед оглянувшемуся два раза дяденьке.
Глава 3. Разгар дня.
В старом сарайчике из потемневших от времени некрашеных досок было довольно просторно: садовые инструменты аккуратно стояли по углам или лежали на полках, на гвоздях висели веревки и велосипедные камеры, а у окошка на пыльном полу слегка подрагивал горячий солнечный прямоугольник.
Четверо друзей расположились на стопках макулатуры, как на табуретках, и принялись обсуждать дальнейший план действий. Предложений было много: обойти все библиотеки и просмотреть все книжки по искусству, посетить все музеи: исторические, археологические, художественные, народного и декоративно-прикладного искусства, написать письмо в историко-археологическое научное общество, обратиться за помощью к известным художникам и искусствоведам; но все понимали, что сделать всё это практически невозможно. Во-первых, для этого потребуется огромное количество времени, а, как опять же загадочно сказал Тар, у них в запасе самое большее две недели, когда отцветут даже самые поздние одуванчики. Во-вторых, станут ли слушать учёные и художники каких-то ребят с каким-то кусочком от цепочки, а в-третьих, как умно выразился Кир, вся эта задача вообще утопическая.
- Кир, ты попроще говори, - взмолился Сашка.
- Ну, сказочная, фантастическая по своей невыполнимости, - объяснил Кир.
Последние слова Кира привели всех в полное уныние: получается, что и браться за это не стоило, и никак Тару не помочь. У всех, что называется, опустились руки, положение казалось безвыходным и никому ничего не приходило в голову. В сарайчике стояла полная тишина, никто не шевелился, а в приоткрытую дверь залетела бабочка-шоколадница и стала метаться по всем углам в поисках потерянного пространства.
И тут Дика неожиданно вскочила, сердито сверкая глазами:
- Сидите?! Да?! Ну и отлично! И сидите! А я буду ловить бабочек!
- Зачем? - удивился Кир.
- Ну, надо же что-то делать!
- Делать надо по существу, обдуманно, - рассудительно сказал Кир.
- Да?! И что надумали? Что выхода никакого нет?! - язвительно возразила Дика. - Безвыходных положений не бывает, так папа говорит! - воскликнула она и, схватив из-под ног свой сачок, который всё это время таскала с собой, бросилась в угол за Сашкиной спиной, где беспомощно трепыхалась бабочка.
В следующий момент пряжка на её босоножке зацепилась за слегка обвисшую бечёвку на Сашкиной стопке макулатуры, Дика рванулась, ремешок на босоножке лопнул, та отлетела в сторону, а Дика полетела на пол, сшибив по дороге большую металлическую лейку. В тот же миг лопнула и бечёвка, стопка под Сашкой разъехалась гармошкой, и он опрокинулся на спину в угол, зацепив ногой лопату и звонко ударившись головой о лейку. Черенок лопаты стукнулся о полку, и оттуда посыпалось что-то на лейку, грохоча по ней как по барабану. Казалось, в сарайчике случился горный обвал, такой стоял грохот! Потом наступила настороженная тишина, и стало слышно, как бьется о стекло окошка несчастная бабочка-шоколадница. А когда, наконец, все опомнились, сарайчик потряс взрыв хохота такой силы, что со всех ближайших кустов испуганно вспорхнули стайки воробьев, спокойно переживших предыдущий грохот.
Хохотали как сумасшедшие, Дика с Сашкой так и не поднявшись, а Кир с Таром повалившись от смеха на пол. Долго не могли успокоиться, валяясь в блаженной расслабленности на теплом деревянном полу и время от времени похохатывая. Потом послышался голос Кира, запоздало окликнувшего: "Все живы?", и друзья начали потихоньку с кряхтением подниматься, отряхиваясь от пыли. Кир с Таром хлопотали возле Дики: спрашивали, не больно ли она ушиблась, помогали перевязать бечёвкой порванную босоножку, выпрямляли погнутое кольцо её сачка, а Сашка в это время, потирая ушибленный затылок, собирал рассыпавшиеся журналы, мельком взглядывая на обложки.
Обложки были скучные, желтоватые, без картинок, только с названием и номером журнала посередине и датой издания внизу.
- Вестник археологии номер пять, Вестник археологии номер шесть, Вестник археологии номер семь, - бормотал он. - Атлас-определитель дикорастущих растений... Что это?
Он держал в руках старую книжку в светло-зеленой потрепанной обложке, на которой были нарисованы различные растения, и среди прочих - Сашка глазам своим не поверил - был изображен цветок Тара, но только живой со стеблем и листочками!
- Посмотрите, что я нашел! - воскликнул Сашка.
Он был так взволнован, что все бросились к нему.
- Атлас-определитель дикорастущих растений, - вслух прочел Кир.
- Вы сюда посмотрите, - нетерпеливо тыкал пальцем Сашка. - Это же цветочек Тара!
- Вроде похож, - с сомнением сказал Кир.
- Да точно он! - горячился Сашка.
- Давайте найдём его в книжке, - предложила Дика.
Они принялись листать страницу за страницей, внимательно разглядывая картинки. Нашёлся их цветок почти в самом конце книжки в семействе сложноцветные.
- Пурпуроцветник, - прочитали они. - Многолетнее травянистое растение со стержневым корнем. Перисто-рассеченные листья собраны в розетку. Соцветия-корзинки одиночные, состоят из восьми краевых цветков и множества срединных. Краевые цветки ложноязычковые, желтые, сросшиеся по краям, не образуют семян. Срединные трубчатые цветки пурпурно-серебристой окраски, слегка наклоненные к центру, образуют характерные грани, дают нормальные плоды семянки. Краевые желтые цветки быстро опадают, трубчатые же по мере цветения приобретают ярко-пурпурную окраску.
- Смотрите, что получается, - взволнованно сказала Дика. - Серединка-то у него пурпурно-серебристая и гранёная, точно как камушек у нашего цветочка, и восемь жёлтых лепестков, сросшихся по краям, а у нас восемь золотых - всё сходится! Ну-ка, читайте дальше!
- Замечателен тем, что, обладая высокой зимостойкостью, при этом всегда зацветает только после того, как минует угроза последних ночных заморозков, то есть является природным календарем. В связи с этим в народе считается священным растением - символом начала лета. Произрастает в широколиственных и смешанных лесах: на опушках, полянах, каменистых склонах оврагов. В настоящее время встречается редко, так как заметное потепление климата вызвало распространение более теплолюбивых растений, вытеснивших пурпуроцветник на склоны глубоких оврагов и балок, что значительно сузило ареал его произрастания.
Рядом с текстом была помещена цветная картинка этого растения со стеблем, листочками и корнем, а ниже располагалась схема его соцветия, и вот она-то, как две капли воды, походила на цветочек Тара! Не было никаких сомнений, что это именно он! Удача улыбнулась им: первое из неизвестных в этой задачке было найдено, и, казалось, дальнейшее её решение не составляет труда!
- Дика, да ты, оказывается, везучая со своей бабочкой! - воскликнул Сашка, панибратски положив руку ей на плечо.
- А, может быть, это ты везучий со своей макулатурой?! - двинув плечом, насмешливо возразила Дика.