Аннотация: На лунной базе "Парадиз" произошло убийство, и туда отправляется инспектор Ришар. В процессе расследования он узнаёт множество таинственных и непонятных вещей...
Тени "Парадиса"
Фантастическая повесть
База
Двигатели рявкнули в последний раз и затихли. Лёгкая дрожь, сотрясавшая корпус космолайнера "Лунный смерч", постепенно исчезла. В наступившей тишине щёлкнули динамики, и приятный голос стюардессы произнёс:
- Уважаемые пассажиры! Наш лайнер прибыл на лунную базу "Парадис". По-лёт закончен. Экипаж желает вам хорошего отдыха и приятно провести время! Наде-емся, что для обратного полёта к Земле, вы воспользуетесь услугами фирмы "Спейс шипс лунар". До свиданья!
"Кому хорошо отдохнуть, а кому хорошенько поработать", - неприязненно по-думал Ришар. Встав с кресла, где по инструкции положено сидеть при взлётах и по-садках, он подошёл к иллюминатору. Увидел гряду скал на горизонте, ярко освещён-ных лохматым солнцем, несколько блестящих куполов лунной базы, решётки антенн. От ближайшего купола к космолайнеру тянулась толстая гофрированная труба.
"Трап подали", - догадался Ришар. Он достал из шкафчика дорожную сумку с вещами и направился к выходу из каюты, в которой провёл долгие двое суток полёта к Луне. Вместе с оживлённой толпой пассажиров, Ришар прошёл по коридору космо-лайнера к выходному тамбуру и по трапу-трубе попал в большое помещение базы. В толпе встречающих на него никто не обратил внимания, хотя местный инспектор Ла-пард должен был его встречать. Ришара это огорчило и насторожило.
"Почему не встретил Лапард? Не смог или не захотел? Пойду к управляющему базой. Он, наверное, в курсе всего произошедшего".
Первый встречный объяснил ему, как найти кабинет управляющего - Дюпо-на.
Управляющего на месте не оказалось. Автосекретарь сообщил, что он придёт через двадцать минут, а пока, поинтересовавшись, откуда прибыл посетитель, пред-ложил Ришару посмотреть небольшую видовую программу из жизни базы. Хотя тот неплохо знал место, куда он прибыл, но с интересом стал смотреть, надеясь полу-чить ещё какую-нибудь дополнительную информацию.
База "Парадис" была построена в конце пятидесятых годов нового века в ог-ромных пещерах, обнаруженных восьмой международной экспедицией. Сначала это была небольшая научная станция, без какого-либо красивого названия, персонал ко-торой занимался различными исследовательскими работами. Автоматы, продолжаю-щие работы по расширению базы, герметизировали естественные пустоты в лунном грунте и превращали их в удобные жилые и производственные помещения. Затем, в окрестностях базы обнаружили залежи иридия, которые после пятидесяти лет ос-воения иссякли. Однако за эти годы маленькая станция превратилась в громадный промышленный комплекс. Соответственно, увеличилось число людей, живущих на ней, что в свою очередь повлекло за собой дополнительное расширение жилой пло-щади за счёт поиска и оборудования новых пещер. Станция, которая к тому времени стала называться базой "Иридий-4", продолжала разрастаться. Старые шахты пре-вращали в туннели, чтобы было легче добираться до новых залежей редкого метал-ла. Когда эти залежи иссякли, население базы уменьшилось, но не надолго. Ещё раньше, где-то в самом начале строительства, когда для увеличивающегося населе-ния понадобились свежие овощи и фрукты, которые выращивали в специальных пе-щерах, отведённых под теплицы, было замечено, что выращенные там плоды благо-творно влияют на здоровье людей. Правда, на этот факт вначале обратили внимание только врачи, а, как давно замечено, специалисты с выводами не торопятся. И толь-ко сами проживающие на базе, особенно те, кто возвращались из отпусков, прове-дённых на Земле, замечали, что в пещерах они чувствовали себя гораздо лучше, чем на своей прародине. Чтобы помещения базы не пустовали, там решили сделать лун-ный санаторий, где отдыхали и лечились люди, страдающие различными заболева-ниями, для которых нахождение в поле малого тяготения значительно облегчало су-ществование. Многие из лечащихся так и остались жить на базе. С помощью мест-ных и приезжих дизайнеров по фауне, осваивались новые пещеры, которые, после противовакуумной изоляции, засаживались различными земными деревьями. Такие пещеры со временем превращались в своеобразные подлунные парки и сады. Вскоре пошли слухи, что фрукты и овощи излечивают от всех болезней, и желающие отве-дать их огромными толпами ринулись в сады "Парадиса". Потом учёные сумели убе-дительно доказать, что целебными оказались не только плоды, но также и те много-численные факторы, которые присущи естественному спутнику Земли: наличие ма-лой силы тяжести, отсутствие магнитного поля и многие другие селенологические факторы. Всё это, в совокупности с плодами, оказывало заметное влияние на здоро-вье людей. После такого доказательства на "Парадис" стало трудно попасть. Было слишком много желающих.
Вместе с такими искателями чуда, Ришар прибыл на Луну. А до того, как сесть в космолайнер "Лунный смерч" на земном космодроме, он провёл некоторое время в кабинете Ружа, старшего следователя Комитета общественной безопасности в кос-мосе и на планетах (КОБКОП). Пришлось создавать такое учреждение по мере даль-нейшего освоения космического пространства. Комитет выяснял и искал причины возникновения различных аварий и катастроф, гибели людей, а также помогал след-ственным органам раскрывать преступления, которые иногда ещё случались.
Вызов к Ружу был полной неожиданностью для Ришара. Он всего лишь полго-да работал младшим инспектором, после окончания университета в Париже. Зани-мался мелкими делами, которые не хотели брать на расследование другие инспекто-ра. В основном рылся в архивах и с нетерпением ждал, когда же ему доверят на-стоящее дело. Вызов к старшему следователю встревожил Ришара. Быстро припом-нив, что он успел сделать, а что не успел, Ришар пришёл к выводу, что Руж поручит ему новое дело. От этой мысли у него радостно забилось сердце.
"Наконец-то... Дождался своего часа! Дал бы что-нибудь более серьёзное, а то надоело в бумажках рыться".
- Как ваше здоровье? - спросил Руж, после того, как они обменялись привет-ствиями и сели друг против друга в мягкие кресла.
- Не жалуюсь, - настороженно ответил Ришар, приготовившись к неожиданно-стям.
- Это хорошо, что не жалуетесь. Но придётся вам полететь вместе с больными на Луну. На базу "Парадис".
- С больными? - помрачнел Ришар. "Ну вот, рано обрадовался. Дал серьёзное дело - за больными наблюдать".
- Дело гораздо серьёзней, чем вы подумали, - сказал Руж. От его взгляда не ускользнуло помрачневшее лицо Ришара. - Все подробности вы узнаете от Лапарда. Он местный инспектор и встретит вас. С ним вы будете работать самостоятельно, без нашего контроля. Только будете отчитываться и консультироваться. Связь держите по обычным каналам. Шифр общий... Своё незаконченное дело передадите инспек-тору Шеннону. Желаю успеха, - Руж встал и протянул руку для прощального пожа-тия.
Быстро собравшись в дорогу, Ришар через два часа вместе с другими пасса-жирами поднимался на посадочном эскалаторе к входному люку космолайнера "Лун-ный смерч" фирмы "Спейс шипс лунар".
Воспоминания Ришара прервал автосекретарь, сообщивший, что Дюпон через минуту будет в своём кабинете.
Управляющий базой оказался толстеньким, небольшим человеком с лысой го-ловой и живыми голубыми глазами.
- Ко мне? Прошу, - быстро сказал он и распахнул дверь кабинета.
Кабинет был огромным, стены отделаны ценными породами дерева, а у даль-ней стены стоял массивный стол с двумя креслами перед ним. Кожаный диван в сти-ле "ретро" громоздился блестящей тушей у боковой стены. Рядом находился шкаф с разноцветными корешками книг за стеклом. На полу лежал великолепный ковёр, а с потолка свисали хрустальные побрякушки большой люстры. На стене, над диваном, висела "живая картина", на которой шумел сосновый бор, и журчал ручеёк. Запах леса защекотал ноздри Ришара, а уши уловили щебет птиц.
"Недурно, недурно", - подумал инспектор. Управляющий сел за стол и вежли-во покашлял, отвлекая Ришара от созерцания интерьера кабинета.
Ришар подошёл к столу и протянул своё удостоверение.
- Вынужден вас огорчить, господин Ришар, - сказал Дюпон, посмотрев доку-мент, - но инспектор Лапард не сможет работать вместе с вами. Два дня назад, со-провождая группу туристов, он упал в трещину. Смерть наступила мгновенно... Да вы садитесь, пожалуйста.
- Спасибо, - Ришар сел в кресло и спросил: - Каким образом он оказался в со-провождении?
- Инструктор Брин заболел, а Лапард его лучший друг. Брин попросил на день заменить его. Он и не предполагал, что обычная прогулка так закончится
Дюпон во время разговора не сидел на месте, а вылез из-за стола, непрерыв-но ходил по кабинету, что-то трогал, передвигал, листал бумаги. У Ришара даже за-рябило в глазах от суетливого мелькания толстенькой фигуры.
- А каким делом занимался Лапард в последнее время?
- Как, вам разве ничего не известно? - изумился Дюпон, остановившись перед Ришаром.
- Мне об этом должен был рассказать сам Лапард...
- Вот как? - произнёс Дюпон и странно посмотрел на Ришара, но тут же отвёл глаза. - Лапард занимался расследованием причины гибели одного человека... Рабе-на... - Дюпон помолчал немного. - Он погиб очень странно. Была метеоритная атака, так на лунном жаргоне называется метеоритный дождь. Ничего страшного, посколь-ку камешки падают редко, но по инструкции положено в момент атаки из пещер не выходить. А Рабен астроном, страстный учёный. Он часами сидел в обсерватории. Она расположена на горе, и от метеоритов ничем не защищена. Людей в ней, кроме Рабена, не было.
- Вместо них - автоматы?
- Да... Видеокамеры, фотоаппараты. Но Рабен любил работать по старинке: сидеть у окуляра и смотреть в телескоп своими глазами.
- Каким образом на лечебной базе оказалась астрономическая обсерватория? - перебил Ришар.
- Осталась от прежней научной станции, которая была здесь раньше "Паради-са". Сейчас в помещениях прежней станции сидят только дежурные исследователи, да иногда с Земли присылают практикантов из учебных заведений. Но Рабен с само-го основания базы здесь. Он сделал много открытий в астрономии.
Дюпон наконец-то успокоился, перестал мелькать перед глазами Ришара и уселся в кресло.
- Как его обнаружили? - спросил Ришар.
- Кого? Лапарда? - встрепенулся Дюпон.
"Странно. Вроде бы рассказывает про Рабена, а сам думает о чём-то другом. О чём?" - подумал Ришар, пристально глядя на Дюпона, и уточнил:
- Нет, Рабена...
- Очень просто. Я перед атакой сам лично по видеокону проверяю, все ли по-кинули верхние помещения. Рабен как всегда сидел у телескопа. Я ему повторил предупреждение об атаке и попросил, чтобы он спустился в пещеры. И стал прове-рять дальше. Во время атаки проверил всех находившихся внизу. Рабена, конечно, там не было. Когда атака кончилась, попытался связаться с обсерваторией, но никто не отвечал. Послал людей, они его и принесли с дырой в затылке...
- Он что, был без скафандра?
- Без скафа там нельзя находиться. Вакуум полный. Наличие воздуха под ку-полом необязательно, тем более что отсутствие воздуха желательно для астрономи-ческих наблюдений в телескоп. Помех и искажений меньше...
- Где находится тело?
- В холодильном контейнере. Там они оба...
- Вскрытие делали?
- Нет. Лапард не хотел без вас, вернее, без инспектора с Земли, из КОБКОПа.
- Разве Лапард не мог справиться сам? - спросил Ришар, и сразу понял всю несуразность своего вопроса. Обычно, местные инспекторы, если такие имеются, де-лают только начальное расследование. В дальнейшем они обязаны работать только с представителями КОБКОПа.
В глазах Дюпона мелькнула усмешка, но он вполне серьёзно ответил:
- Он был, вообще, с большими странностями...
- Вы покажете мне покойных? Я хотел бы взглянуть на них, - сказал Ришар и встал. Он подсознательно чувствовал, что необходимо, как можно скорее произве-сти осмотр покойников, пока они не исчезли. Вот этого он боялся сильнее всего.
- Посмотреть вы всегда успеете, - вскочил Дюпон. - Сначала, как мне кажется, вам нужно устроиться, отдохнуть с дороги...
- Я прекрасно отдохнул в полёте, так что не волнуйтесь. Ну, а устроиться можно и после осмотра, - раздражённо перебил Ришар слишком болтливого управ-ляющего базой. Узнав о гибели Лапарда, инспектор растерялся, и пытался скрыть своё состояние за раздражительностью. Он понял, что на его неопытные плечи сва-лилось какое-то тёмное дело, и рассеять эту темноту будет очень трудно.
- Ну, что ж, - пожал плечами Дюпон, - если вы настаиваете...
Они вышли из кабинета, прошли по коридору, где бродили редкие отдыхаю-щие, завернули в какую-то нишу. Там в полу был квадратный люк. Дюпон набрал код на замке, створки разошлись, и они по винтовой лестнице спустились вниз, по-пав в другой коридор, длинный и пустой. Отсутствие людей встревожило инспектора и, хотя Дюпон шёл впереди, он нервно оглянулся. Неприятное чувство, будто смот-рят в спину, овладело им. Но сзади никого не было.
- Это служебные помещения, поэтому здесь редко увидишь людей, - сказал Дюпон.
Они прошли по коридору ещё немного и услышали впереди звук, похожий на громкий хлопок в ладоши. И сразу завыла сирена.
Дюпон резко остановился. Ришар чуть не налетел на него.
- Похоже на взрыв... - неуверенно произнёс Дюпон.
Ришар не успел высказать своё предположение, по поводу происхождения странного звука. Раздался топот. Кто-то бежал по коридору навстречу им.
Бежавший выскочил из-за поворота, и оказался огромным. Под два метра, парнем в рваном, дымящемся комбинезоне. Лицо у него было грязное и красное.
"Обожжено", - определил Ришар.
- Что случилось, Рой? - крикнул Дюпон и встал на дороге бегущего. Парень сразу остановился, всхлипнул, глядя остановившимися от ужаса глазами. Потом ска-зал, как выдохнул:
- Пожар, шеф!
- Где?
- Там... - парень неопределённо ткнул рукой в конец коридора.
Надрывалась сирена. Послышался топот множества ног. Сзади подбежало ещё несколько человек.
- Шеф, пожар! - крикнул кто-то из них.
- Спокойно, парни, без паники! - голос Дюпона отвердел, и Ришару даже по-казалось, что он стал выше ростом. - Всем в гардероб, одеть скафы и ждать моих распоряжений. А вы, инспектор, - обратился он к Ришару (при этих словах все по-дозрительно посмотрели на него, или показалось?), - пожалуйста, ступайте в свою комнату и не мешайте нам.
Все резко сорвались с места и побежали по коридору. Обожжённый немного замешкался, и Дюпон, приостановившись, быстро сказал ему:
- Ты в медпункт, Рой. Без тебя справимся.
Ришар кинулся следом за Дюпоном.
- В какую комнату? - на ходу поинтересовался он.
- В восемнадцатую. Это комната Лапарда. Вернее, была...
Сирена стала выть ещё сильнее. Запахло горелой изоляцией. Дюпон махнул рукой в сторону винтовой лестницы и крикнул:
- Вам туда! На дверях номера... Найдёте!
Ришар медленно направился вдоль коридора к лестнице, стараясь держаться ближе к стене, чтобы его случайно не сбили бегущие люди. Казалось даже стран-ным, что пустой несколько минут назад коридор, вдруг так быстро заполнили неиз-вестно откуда взявшиеся люди.
Инспектор поднялся по винтовой лестнице, открыл люк, поскольку с этой сто-роны кодового замка не было, и вышел в верхний коридор. Здесь царило безмятеж-ное спокойствие. Небольшими группками фланировали отдыхающие. Две встречные женщины неопределённого возраста, бесцеремонно осмотрели Ришара и, пошептав-шись, засмеялись. Седая парочка, чинно поддерживая друг друга, осторожно пере-двигались вдоль стены. О том, что творилось внизу, тут, естественно, никто не знал.
"Спокойствие отдыхающих - прежде всего", - вспомнил Ришар один из плака-тов, висевших в служебном коридоре базы. Он повернул в боковой коридор, без-людный и не такой роскошный. Без люстр и бра в старинном стиле, и без фарфоро-вых огромных ваз на полу. Ковровых дорожек на полу не было, вместо них обычный серый пластик. Скромная табличка информировала его, что это "Служебные жилые помещения".
"Чтобы служащие базы думали, прежде всего, не об отдыхе, а о работе", - усмехнулся Ришар.
Комната Љ 18
Ришар быстро нашёл восемнадцатую комнату. Правда, ему не хотелось си-деть в ней, когда где-то шла борьба за живучесть базы. Но он прекрасно понимал, что будет мешать, поэтому решил выяснить, насколько серьёзен случившийся пожар, и нужна ли его помощь.
Ришар оглядел комнату. Обстановка была простой: кровать, шкаф, тумбочка, столик и два стула. Над кроватью висела большая "живая картина", на которой пле-скалось синее море, освещённое ярким, невидимым за рамой солнцем, и проноси-лись, покрикивая, белокрылые чайки. В комнате слегка пахло водорослями. В углу стоял видеокон с белёсым квадратным экраном, с чёрной панелью пульта управле-ния, на котором весёлой разноцветной радугой переливались кнопки. Ришар подо-шёл к нему, нажал кнопку "Справки". Экран засветился розовым светом и ровный голос сказал:
- Слушаю вас.
- Что за авария произошла на базе несколько минут назад?
- Взрыв в контейнерном отсеке базы. Пожар в левом нижнем крыле служеб-ных помещений. Пожар ликвидируется. Жертв нет. Причин для беспокойства тоже нет.
Экран погас. Видимо автомат считал беседу законченной.
"Ну, что ж, кое-что проясняется. Уверен, что вскоре появится Дюпон и сооб-щит, что контейнеры с трупами Лапарда и Рабена сгорели во время пожара. На мой вопрос о вещах или каких-нибудь записях Лапарда, тоже можно угадать ответ, что все вещи отослали родственникам на Землю. Неужели Дюпон? Но зачем? С какой целью? Зачем так явно выдавать себя? Или играет роль подсадной утки, чтобы от-влечь внимание от других крупных птичек? Или соперник в чём-то? Но в чём? В нау-ке? Сомневаюсь... Дюпон администратор, а не учёный. Может быть, личная непри-язнь? бывает, что по неизвестным причинам между людьми возникает такая штука. Но чтобы она привела к убийству? По всей логике - невозможно! А если без логики? Вот неприятен человек и всё тут. Как мне неприятен Шеннон, этот вроде бы отпрыск английского лорда, зачем-то подавшийся в КОБКОП. Но он мне неприятен из-за сво-его высокомерия, из-за того, что он меня за своего равного не считает. А у меня, может быть, в роду тоже рыцари были? Да нет, это к Дюпону никак не подходит. И, вообще, как говорил Руж, не надо делать поспешных выводов, пока не докопаешься до истины. К тому же, почему убийство? Вдруг это просто цепь случайных происше-ствий? Метеорная атака была? Была. Вероятность попадания в человека не исклю-чена? Нет. И пожар тоже может быть случайным..."
Во время этих размышлений, Ришар внимательно осматривал шкаф и тумбоч-ку, в надежде найти что-нибудь из вещей Лапарда. Но они были пусты. Очевидно, успели убрать все вещи. В санузле также ничего интересного инспектор не нашёл. С помощью специального универсального браслета Ришар обнаружил миниатюрные телекамеры, которые, как он и предполагал, должны были находиться в этой комна-те.
"Обычно, за людьми нашей профессии везде подслушивают и подсматрива-ют", - подумал Ришар, действуя согласно наставлениям следователя Ружа. Таких те-лекамер он нашёл три штуки. Одну загородил стулом, другую прикрыл курткой, а объектив третьей залепил пластырём. Микрофоны инспектор не трогал: при необхо-димости можно было громко не разговаривать, а писать диалоги на листе бумаги.
Ришар сел на кровать.
"Нужно поточнее выяснить причину гибели Лапарда... А затем и Рабена. Тру-пы, наверное, осматривал врач базы. Значит, необходимо будет встретиться с ним. Потом опросить туристов..." Волны на "живой картине" монотонно шумели, аромат водорослей щекотал ноздри, и Ришар задремал.
Спал он, как ему показалось, недолго, когда сквозь дрёму прорвался гудок ви-деокона. На экране появился Дюпон.
- Пожар ликвидировали, - сообщил он усталым голосом. Помедлив немного, добавил: - к сожалению, господин инспектор, трупы сгорели...
Ришар растерялся. Кончик нити, торчащий из клубка, который предстояло распутать, выскользнул из пальцев.
- Как?! Каким образом?
- Чтобы лучше сохранить тела, я приказал их заморозить в жидком кислороде. Других жидких газов на складах базы нет. От пожара контейнер нагрелся, кислород стал превращаться в газ, разорвал оболочку контейнера, и всё... Даже пепла не ос-талось.
Едва заметная ирония в голосе Дюпона не понравилась Ришару.
"Врёт, наверное. Специально пожар был организован. Узнать бы - кем?"
- Плохо, конечно, - сказал Ришар. - Я хотел бы осмотреть обсерваторию и по-беседовать с врачом, производившим осмотры трупов. Кроме этого, желательно ос-мотреть вещи погибших...
Усталое лицо Дюпона стало грустным.
- К сожалению, вещи покойных, по требованию их родственников, отправлены на Землю.
"Я же обязательно проверю. Он что, не боится или уверен в том, что я не сделаю этого?"
- Обсерватория находится снаружи базы, на горе, - продолжал Дюпон. - Что-бы в неё попасть, нужно выйти наружу и подняться в лифте. Надеюсь, надевать ска-фандр вы умеете?
- Учили, - кивнул головой Ришар.
- Ну и отлично! Трупы осматривала Доновэй. Она же делала медицинское за-ключение. Её вы найдёте в медпункте. К сожалению, я не имею возможности сопро-вождать вас. Надеюсь, вы сможете действовать самостоятельно? - в голосе Дюпона засквозило ехидство.
- Надеюсь, - в тон ему ответил Ришар и выключил видеокон.
"Вот тип! Думает, что напал на мальчишку! Наверняка все следы уничтожены, а люди будут помалкивать и изворачиваться. Ну, господин младший инспектор, на-чинаются боевые действия. Будьте осторожны. Ловушки следует ждать на каждом шагу. Хотя вам и позволили работать самостоятельно, но, чувствую, наблюдения не снимут".
От таких мыслей у Ришара сразу поднялось настроение. Как у гонщика на старте: впереди нелёгкая борьба за медаль, а внутри уже всё напряжено, всё готово к борьбе.
"Всё становится сложнее, чем было. Наверняка Лапард кое-что узнал, потому что успел сделать в обязательном порядке предварительное следствие. Только где все эти материалы? И у Дюпона забыл спросить... Нужно, связаться с Ружем", - ре-шил инспектор и направился к видеокону. Нажал кнопку "Общая связь". На экране появилось усатое лицо с синими глазами и унылым носом.
- Диспетчер Рэндолф, - прогнусавило оно.
- Мне, пожалуйста, закрытый канал КОБКОПа.
Унылый нос мигом оживился:
- Ваш личный код.
Ришар назвал.
- Шифр общий?
- Да.
Диспетчер за экраном защёлкал клавишами.
"Наверняка подслушивать будут. Пусть. Ничего особенного сообщать не ста-ну, а намёки Руж поймёт".
Рэндолф исчез с экрана. Сначала по нему забегали разноцветные полосы, по-том они пропали. Свистящий голос спросил:
- Код абонента?
Ришар назвал несколько цифр, и сразу появился Руж, который что-то писал. Он отложил авторучку и, чуть улыбнувшись уголками твёрдо сжатых губ, сказал:
- Рад приветствовать вас, инспектор Ришар.
- Я тоже, господин следователь.
- У вас есть, что сообщить мне?
- Совсем немного. Местный инспектор Лапард погиб, упав в трещину...
- Причины выяснили? - сразу перестал улыбаться Руж.
- Выясняю...
- Есть затруднения?
- Небольшие...
- Конкретнее, пожалуйста.
- Нет информации, которую я ожидал получить от Лапарда. В его комнате не могу найти необходимых документов. Пока нет.
- Может быть, управляющий базой знает? Вы у него спрашивали?
- Нет.
- Он должен знать. Обычно местные инспекторы держат руководителей базы в курсе таких дел.
- Понятно. Я узнаю.
- Видите, сколько возникло трудностей. В следующий сеанс связи сообщите сами, нужна вам помощь или нет. До свиданья.
Экран притух и сразу засветился. Откуда-то сбоку вылез диспетчер
- У вас всё? - спросил он.
Ришар молча кивнул и выключил видеокон.
"Жалеет ли Руж о том, что послал меня сюда? Не уверен, наверное, что справлюсь с заданием. Ничего, докажу, на что я способен. Чтобы больше не сомне-вался".
Перед предстоящими действиями инспектор решил принять душ. Взбодрённый прохладными струйками ионизированной воды, он вытирался полотенцем, как вдруг под раковиной заметил необычный предмет: маленький чёрный шарик, диаметром сантиметра три. Ришар поднял его, внимательно осмотрел. С одной стороны у шари-ка находилась небольшая вмятина, а на противоположной торчал чуть заметный усеченный конус с отверстием.
"Что за штука? - Ришар задумчиво вертел в пальцах чёрный шарик. - Как сю-да попал? Вещь Лапарда? Для каких целей? Или специально подкинули, чтобы спро-воцировать? И опять - кто и зачем? Нужно проверить браслетом".
Он поднёс шарик к универсальному браслету. Верный помощник всех служа-щих КОБКОПа, браслет носился постоянно, являясь своеобразной визитной карточ-кой. Конструкторы ухитрились втиснуть в такой маленький объём микрокомпьютер с огромным числом выполняемых функций. Браслет выдал на индикатор информацию, относящуюся к чёрному шарику, в виде слов: СРЕДСТВО СВЯЗИ. Инспектор, касаясь иголкой сенсорных кнопочек на специальном микропульте, спросил: ПРИНЦИП РА-БОТЫ? Моментально засветились слова: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ НЕ ИСПОЛЬ-ЗУЮТСЯ. ПРИНЦИП РАБОТЫ НЕЯСЕН. НУЖНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
- Где её взять? - вздохнул Ришар и стал одеваться. Чёрный шарик он сунул в карман своей куртки, надеясь узнать о его назначении и принадлежности по ходу следствия. Потом проверил заряды в своём небольшом пистолете, который стрелял маленькими оперёнными стрелками. В зависимости от цвета головок, они обладали различными поражающими свойствами. Обычно Ришар заряжал обойму стрелками с синими и красными головками - чередуя их по две штуки. Красные поражали на-смерть, а синие только парализовали противника. В небольшом окошке было видно, какого цвета головка стояла в стволе.
"Итак, экипирован полностью. Голова ясная, состояние организма бодрое. Ну-с, вперёд! Сначала посетим обсерваторию, а там посмотрим",
Младший инспектор открыл дверь комнаты Љ 18 и вышел в коридор.
Карнавал
Закрыв за собой дверь, Инспектор задумался: "Куда пойти? Сразу в обсерва-торию или в медпункт?" Ни того и ни другого ему сделать не пришлось.
Едва он вышел из служебного коридора, как сразу же очутился в пёстрой раз-наряженной толпе куда-то спешащих людей. Разнообразные яркие костюмы и маски на миг смутили его.
"Маскарад?" - подумал он.
Откуда-то звучащая музыка прервалась, и звонкий голос бодро произнёс:
- Уважаемые дамы и господа! Все отдыхающие и все присутствующие на базе "Парадис"! Традиционный карнавал, по случаю окончания лунной ночи, состоится в большом танцзале! Спешите! Спешите! Вход бесплатный, но без масок не пускаем. Спешите! Вас ждёт увлекательнейший, грандиознейший карнавал!
Голос замолк, и вновь зазвучала музыка.
"Отлично, - подумал Ришар. - По крайней мере, никто не будет мне ме-шать..."
Мягкая рука, взявшая его за локоть, прервала мысли инспектора. Оглянув-шись, он увидел небольшого роста женщину в непонятном разноцветном костюме, с бархатной чёрной полумаской на лице. Сильно загримированные морщины возле губ выдавали возраст: примерно за сорок...
- Вы так и будете стоять, отважный пилот? - прозвучал хриплый голос. Ярко накрашенные губы растянулись в улыбке.
- У меня нет маски, мадам, - осторожно ответил Ришар. Его насторожила эта женщина, особенно то, что она назвала его почему-то пилотом. На этих "работяг Космоса" инспектор походил меньше всего.
- Пустяки. Пойдёмте. Там стоит автомат, где вы сможете приобрести любую маску.
Она взяла его под руку и повела по коридору. Их обгоняли спешащие на кар-навал люди.
"Какое обилие нарядов и масок", - удивлялся Ришар, поглядывая по сторонам и не забывая слушать спутницу, неизвестно откуда свалившуюся на него.
- Здесь всё-таки немного скучно проходит время, - говорила бархатная полу-маска. - А такие карнавалы немного развлекают нас. Вы, очевидно, из персонала ба-зы?
- Да, - ответил инспектор, а сам подумал: "Она принимает меня за пилота, приписанного к этой базе? Неужели есть кто-то, похожий на меня?"
- Я так и поняла. Вы все здесь такие таинственные, загадочные. С вами не-возможно поговорить...
- Служба, мадам, - продолжал разыгрывать роль галантного кавалера Ришар.
- Я понимаю. Но неужели у вас служба бывает каждый день? Разве вы никогда не отдыхаете?
"Э-э, куда клонит мадам, - подумал инспектор. - Как же мне отделаться от неё?"
- О, вот и автомат! - радостно произнесла бархатная полумаска. - Позвольте, я сама выберу вам маску?
- Это только обрадует меня, - слегка поклонился Ришар и оглянулся, ища пути отступления. Но у автомата толпились люди, которые выбирали маски, примеряли их перед зеркалами. Со всех сторон толкали, давили, и о том, чтобы незаметно удрать, не могло быть и речи.
- Вот эта вам подойдёт больше всего, - сказала женщина. Она мигом нацепи-ла на растерянного Ришара маску, с широкой белой накидкой
- Посмотрите, посмотрите! Вы в ней бедуин! Гордый житель Сахары! - бархат-ная полумаска радостно захлопала в ладоши.
Маска, действительно, так хорошо сидела на голове инспектора, что он, за-вернувшись в белую накидку, произнёс:
- У вас отличный вкус, мадам.
- Благодарю за комплимент. А теперь в танцзал! - и она потащила его дальше по коридору.
Неожиданно толстый турок в алой феске с чёрной кисточкой, в синих атлас-ных широченных шароварах и с огромным кривым ятаганом за поясом, вынырнув сбоку, схватил бархатную полумаску за руку.
- Наконец-то нашёл тебя! Куда ты пропала! - возмущённо произнёс он.
- Пусти, мне больно! - вскрикнула она. - Никуда я не пропадала!
Ришар остановился. Он не знал, что делать. Защищать эту, свалившуюся на него женщину или, вежливо откланявшись, удалиться? Неизвестно, кто был это ря-женый турок. Может быть, её муж.
Инспектор решил удалиться. Слегка поклонившись, он сказал:
- Прошу извинить, но меня ждут, - и, повернувшись, направился по течению спешащей толпы.
- Пилот! - закричали сзади. - Бедуин! Куда вы?
- Перестань! Ты опять успела где-то нализаться! - грубо произнёс турок.
"Муж, - твёрдо решил инспектор.
Он прошёл несколько метров в поисках боковых ответвлений коридора, но ничего не обнаружил. Оглянувшись назад, инспектор увидел за спиной плотную мас-су карнавальных масок и костюмов.
"Против течения мне не пробиться, - мрачно подумал Ришар и вздохнул. - Что ж, придётся идти в зал. Через часик-другой, думаю можно и уйти. Если, правда, ещё какая-нибудь мадам не схватит меня за локоть".
Инспектор сунул руки в карманы куртки, поправил маску и направился по ко-ридору дальше. Опять прервалась музыка, и вновь бодрый голос торопил людей на праздник.
Впереди показалась арка с бегающими по ней огнями. Ярко вспыхивала раз-ноцветными буквами надпись: "Карнавал". Несколько человек в костюмах шотланд-ских гвардейцев стояли возле арки и с хохотом отлавливали в толпе тех, кто был без маски. Таких оттаскивали в сторону, надевали любые маски, которые гвардейцы вы-таскивали из ранцев за своими спинами, и вновь вталкивали в толпу. Общий настрой окружающих людей подействовал и на Ришара. Ему тоже захотелось смеяться и тан-цевать.
Миновав арку, инспектор оказался в огромном зале, потолок которого терялся высоко в полутьме. Сверху на длинных цепях свисали люстры, искрящиеся светом. Между люстрами колыхались ленты серпантина и воздушные шары, которые свети-лись изнутри. Под сводами этого зала звучала музыка, немного заглушая шум толпы. Высокий рост позволял Ришару видеть дальше тех, кто стоял рядом. Море человече-ских голов, разбиваясь на небольшие группки и вновь сливаясь, волновалось перед ним.
"Сколько народу! - ахнул он. - Неужели они все с этой базы?
Недалеко от себя он заметил группу гусаров в красных и синих доломанах.
Далеко впереди, на круглой платформе, парящей над толпой и, очевидно, служащей своеобразной эстрадой, появилось несколько человек. Их голоса, усилен-ные во много раз, разнеслись по всему танцзалу:
- Друзья! Отдыхающие и гости базы "Парадис". Час назад окончилась долгая лунная ночь, длившаяся...
Инспектор, слушая эту речь в пол-уха, внимательно посматривая вокруг, твёрдо следуя наставлениям старшего следователя Ружа: "Старайся приглядываться к окружающим тебя людям. Преступник обязательно находится среди них, поскольку сразу же после убийства Рабена, "Парадис" закрыли. Вроде бы на карантин. Никто из неё в течение всего следствия не сможет вылететь или выехать. Если будут ис-ключения, то под нашим строгим контролем".
"Теперь понятно, почему понадобился помощник Лапарду. Такую массу людей одному проверить трудно".
Внимание Ришара привлекла странная парочка, стоящая недалеко от него. Светловолосая девушка в домино и алой полумаске, помахивая веером, рассеянно слушала стоящего рядом полного мужчину небольшого роста, в костюме испанского гранда, отчего он казался ещё толще. Огромная чёрная борода скрывала пол-лица. Однако и открытая часть была тоже скрыта полумаской, в прорезях которой блесте-ли возбуждённые глаза. Испанский гранд что-то оживлённо рассказывал девушке в домино, суетливо жестикулируя короткими ручками.
Инспектор явно где-то видел эти жесты и совсем недавно.
"Неужели Дюпон? - удивился Ришар. - Хотя, что тут удивительного. Он тоже человек. Только кого это он так усиленно развлекает?"
Девушка в домино явно скучала. Зевнув два раза и прикрывая веером, хоро-шенький алый ротик с жемчугов зубов, она равнодушно разглядывала окружающих. Вот её взгляд скользнул по Ришару и, не остановившись, последовал дальше. Ин-спектор огорчился. Ему очень захотелось, чтобы она остановила на нём свой взгляд.
На эстраде в это время уже разыгрывалось весёлое представление. Смех лю-дей волнами перекатывался по залу, отдаваясь эхом от высоких сводов.
Инспектор снова посмотрел на девушку в домино, но она глядела совсем в другую сторону, явно не слушая толстого испанского гранда.
Представление закончилось, и загремела музыка, приглашая танцевать. Ри-шар направился, было к странной парочке, но увидел только, как испанский гранд увлёк свою скучающую спутницу в самую гущу танцующих, где они закружились в танце.
Лёгкое чувство досады шевельнулось внутри. Захотелось показать этому жир-ному гранду, как нужно развлекать хорошеньких девушек. На внимание женщин ин-спектор не жаловался, хотя внешность у него была довольно заурядной. Высокий, худой, с тёмными волнистыми волосами и карими глазами. Тонкие губы и чуть вы-дающийся вперёд подбородок немного всё портили, но зато прямой, тонкий нос был явным украшением его лица. Как истинный француз, инспектор не пропускал краси-вых женщин, однако, как примерный служака, избегал их при исполнении своих прямых обязанностей".
Едва закончился один танец, как начался другой. Ришар стал искать странную парочку и вдруг увидел их рядом. Партнёрша испанского гранда явно не желала с ним танцевать. И напрасно он уговаривал её, театрально вздымая руки. Она упрямо пробивалась через толпу танцующих к выходу.
Решив, что пришло его время, Ришар смело подошёл к девушке в домино, сделал жест рукой на арабский манер, коснувшись ею лба, губ и груди, и сказал со старательным "бедуинским акцентом":
- О, прекраснейшая из прекрасных! О, пери этого чудесного места, называе-мого раем! Одинокий путник, только что выбравшийся из жгучих песков пустыни, нижайше просит вас посвятить ему всего лишь один танец, - произнеся эту тираду, Ришар согнулся в почтительном поклоне. "Играть, так играть! Пусть Дюпон узнает меня. Плевать на него!" Инспектор покосился на испанского гранда, который, оне-мев от такой наглости, стоял рядом.
- С удовольствием потанцую с одиноким скитальцем, - произнесла девушка в домино, протягивая изящную руку.
- Но послушайте... - начал, было, испанский гранд.
- Что делать, сеньор, - лучезарно улыбнулась ему бывшая партнёрша. - Я люблю мужчин решительных, а не болтливых.
И они ринулись в толпу танцующих. Гремела музыка, смеялись люди. Толка-лись пары - так тесно было в этом огромном зале. Мигали огни, в которых мелькала алая полумаска и смеющийся ротик. Ришар, забыв на время о том, что он инспектор КОБКОПа, лихо отплясывал новомодный танец.
- Что-нибудь выпьем? - предложил он, почувствовав в ногах усталость, а во рту сухость.
- Выпьем, - согласно кивнула головой девушка. Они быстро выбрались из шумной массы тел. Инспектор оглянулся, но испанского гранда не увидел.
-Куда пойдём? - спросил он.
- Вы недавно здесь?
- Да, прилетел сегодня.
- Удачно, - улыбнулась она.
- Удачно, - согласился Ришар. - Прямо с корабля на бал.
- Пойдёмте. Здесь, недалеко есть бар.
В баре, который оказался рядом от арки, налево по коридору, царил полу-мрак и уют. На столиках мерцали электрические свечи. Взяв в автомате пару коктей-лей, Ришар со спутницей сели за свободный столик. Она, помешивая соломинкой, лёд в бокале, внимательно смотрела на Ришара, а он... растерялся. В который раз за этот день.
- Извините, - промямлил он, чувствуя вдруг, как замирает сердце. - Мне бы так хотелось, чтобы вы сняли маску...
- Не могу, - лукаво улыбнулась девушка.
- Почему?
- По двум причинам. Во-первых, нельзя нарушать правил карнавала, - она по-казала на сидящих за соседними столиками. Все были в масках.
- А во-вторых?
- Боюсь, вам станет ещё хуже, - она вновь очаровательно улыбнулась.
- Отчего?
- Вдруг я страшней, чем вам кажется.
- Не может быть! - отрицательно замотал головой Ришар.
- Вы всегда такой уверенный?
- Нет... Э-э, не всегда. Только сейчас, - инспектор ничего не мог поделать со своей, внезапно появившейся, робостью.
- Не будем открывать лица, - сказала девушка. - Пусть этот карнавал запом-нится именно тем, что наши лица скрыты масками. Мы можем не бояться, что нас уз-нают, и, поэтому, будем веселиться, никого не стесняясь и не боясь.
- Верно, - согласился Ришар. - Без маски я себя так бы не вёл.
- Вот видите.
- Но могу я узнать ваше имя?
- Зачем? Пусть я буду просто девушкой в домино, а вы бедуином. Разве это плохо?
- Неплохо, конечно, - сказал Ришар, но ему стало грустно.
" Кончится этот великолепный вечер, девушка на следующий день снимет маску, и он её никогда не узнает. Затеряется в этой массе отдыхающих и лечащихся. "А вдруг она из обслуживающего персонала?" - пришла спасительная мысль, и он, как утопающий хватается за соломинку, ухватился за неё.
- А завтра я смогу вас увидеть? - робко спросил он.
- Если найдёте, то, конечно, увидите, - засмеялась девушка и встала. - Ну, хватит болтать. Пойдёмте танцевать, а то мы засиделись...