Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Ахзенцайт (Achsenzeit - Осевое время) Ясперса от мифа к фактам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассмотрю К. Ясперса цивилизационную теорию.


   Свою цивилизационную теорию "Осевое время" (Achsenzeit) Карл Теодор Ясперс (23.02. 1883 - 26.02. 1969) изложил в 1949 году в изданной книге "Смысл и назначение истории" (Vom Ursprung und Ziel der Geschichte). Конкретной гипотезе посвящена глава "Истоки истории и ее цель" [1].
  
   В авторской цивилизационной теории (теории локальных цивилизаций [2, С. 115-127]) Ясперс опирался на труды следующих мыслителей: Д. Вико "Основания новой науки об общей природе наций" (1725), И.Ф. Блуменбаха "О природной истории" (Handbuch der Naturgeschichte, 1779-1780), И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" (1784), И. Канта "Антропология с прагматической точки зрения" (1789), Ж. Гобино "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853-1855), Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" (1869), Л. Моргана "Древнее общество" (1877), Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), О. Шпенглера "Закат Европы" (1918), Г. Уэллса "Конспекты истории" (1920), А. Тойнби "Постижение истории" (1934) и Альфреда Вебера "История культуры как социология культуры" (1935).
  
   Впервые Ясперс высказался об "Осевом времени" ("Axial Age" (l"époque-axe)) во время своего доклада в Женеве, в 1946 году, во время симпозия под названием "Международные встречи" (Rencontres internationales). Доклад автора назывался "Что есть Европа?" [3, С. 317]. Позднее доклад был пересмотрен Ясперсом и он написал книгу "Смысл и назначение истории" (1949).
  
   Автор утверждает, что "Осевое время" - это время, которое создало "современного" человека (этап "перехода" или "перерождение" человека произошел в период с VIII по II до н.э. Ныне идёт только рост человека, как человека).
  
   Автор гегельянец, который стоит на позиции всемирно-исторического развития. Всё человеческое развитие происходит от мифа (архэ) к логосу (форме) [1, С.32].
  
   Вначале (первая эпоха это до V тысячелетие до н.э.) по всему миру возникали человеческие сообщества. Предки современного человека "вгрызлись" в планетное мироздание. Появление и укрепление матриархального руководство в каждом племени. Матриархат породил в сознании людей мифы, легенды и сказки. Человек сочинил сверхсущности, которые помогали ему объяснять его бытие в этом мире. Акт самоотчуждения человеческого сознания от самого себя [4, С. 23-55].
  
   Затем начинается разделение специализации внутри обществ (вторая эпоха c V по III тысячелетие до н.э.). За этот период происходит демографический рост благодаря древним цивилизационным агрокультурам. Человек задумывается о своём бытии. Ясперс указывает, что в первых западных=древнеегипетских экзистенциальных трудах ("Разговор разочарованного со своим Ба" и "Песни арфиста" [1, C. 36]) уже задавались вопрос: "зачем я существую?".
  
   После идёт самый динамичный и революционный этап, который продолжается и сегодня (третья эпоха, с VIII по II до н.э.). Благодаря этому этапу появляются логотворцы (философы), сменяющие мифотворцов (певцов). Данный этап был осуществлен после разрушения матриархального строя (локального мышления, привязывающего человека к земле) и его заменой на патриархальный строй (глобального мышление, кочевой отрывающий человека от земли).
  
   Патриархальный зародился в среде индо-иранского племени арийцев, которые в период с III тысячелетие по II век до н.э. расселялись по миру. Ясперс доказывает, что в мире существует три философских направления: европейское (западное), индийское (южное) и китайское (восточное). Это первая критическая идея Ясперса против гегелевской системы понимания исторического развития, которая утверждает, что есть только, как главенствующая диалектика - западная философия [6, C. 119-120]. Появляются философские законодатели: "В. Штраус в своем замечательном комментарии к Лао-цзы утверждает: "В эпоху, когда в Китае жили Лао-цзы и Кун-цзы, все культурные народы были охвачены своеобразным духовным течением. В Израиле - это время пророков - Иеремии, Аввакума, Даниила, Иезекииля; в последующем поколении был воздвигнут второй храм в Иерусалиме (521-516). В Греции еще жил Фалес, выступили со своими учениями Анаксимандр, Пифагор, Гераклит, Ксенофонт, родился Парменид. В Персии произошла, по-видимому, серьезная реформация древнего учения Заратустры. А в Индии выступил Шакья-Муни, основатель буддизма"" [1, С. 38].
  
 []

  
   Ясперс не шовинист, а отмечает, что другие человеческие сообщества инфантильные (коренное население Африки, Америки и Австралии). Произошло это из-за того, что эти коренные народы жили на отшибе и не прошли свой революционный этап, этап смешения, поэтому у них и отсутствует стадия взросления. Это вторая критическая идея Ясперса против гегелевской системы, который утверждал, что негры, коренные американцы и австропотеки не могут никогда расти в интеллектуальном плане [5, С. 21-22, 27, 39-40, 273-274, 298-299, 401, 402, 444, 433, 459-462, 462].
  
   Четвертая эпоха (с II до н.э. и поныне) это укрепление позиции логоса, который помогает мыслящему человеку лучше познать себя и окружающий его мир.
  
   Авторское понимание истории либо IV-ри поворотные эпохи в человеческой истории:
  
   1) Прометея (эпоха героев);
   2) Специализации (c V по III тысячелетие до н.э. Эпоха профессии);
   3) Осевое время (с VIII по II до н.э. Переход обществ от матриархата к патриархату);
   4) Современность (Модерн).
  
  

Источники


  
   1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 32-50. URL: http://ec-dejavu.ru/j/Jaspers_axis.html (дата обращения: 03.04.2021).
   2. Теория и методология истории: учебник для вузов. Волгоград: Учитель, 2014. - 504 с. URL: http://ihaefe.org/files/publications/full/theory-metod-history.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
   3. Andrew Smith (2015) Between facts and myth: Karl Jaspers and the actuality of the axial age, International Journal of Philosophy and Theology, 76:4, 315-334, DOI: 10.1080/21692327.2015.1136794. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21692327.2015.1136794. (дата обращения: 03.04.2021).
   4. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1995. 502 с. URL: http://www.philosophy.ru/library/sochineniya-v-2-tomakh-tom-1/ (дата обращения: 03.04.2021).
   5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 [2] с, 1 л. портр.- (Филос. наследие). URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gegel_filosofija_prava/12-1-0-43 (дата обращения: 03.04.2021).
   6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.- 480 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gegel_lekcii_po_filosofii_istorii/12-1-0-309 (дата обращения: 03.04.2021).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"