Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Отчуждения, Ressentiment и Ευθύνη (ответственность)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассмотрю три вопроса: 1) Философия как форма отчуждения (Гегель - Фейербах - Маркс), 2) Ressentiment в украинском контексте, 3) К. Маркс и Ф. Ницше: характер и степень исторической ответственности

Философия как форма отчуждения (Гегель - Фейербах - Маркс)


  
   "Отчуждения" - это философская категория, которая меняет свойство с субъекта на объект. Субъект отдаляется от своей результатной деятельности. Отчуждение это форма общественных отношений, которая вышла из-под контроля общественных отношений и стала самостоятельной, господствующей над ними силой.
  
  По Г.В.Ф. Гегелю (27.08.1770 -18.11.1831) отчуждение (Entäußerung) происходит в двух гранях: во 1-х, в знании, во 2-х, в отношении к знанию предметности [1, c. 19]. Абсолютный дух (всеобъемлющая идея) это конечный процесс самопознания[2]. Абсолютный дух достигает своей наготы, ограничивая собственную свободу, чтобы познать себя в инобытии (отрицание отрицания), стремясь преодолеть самоотчуждение и вернуться назад, чтобы вернуть собственную свободу (волю).
  
  По Л. Фейербаху (28.07.1804 - 13.09.1872) отчуждение (Gegenstand) это обезличивание человеком (людьми) собственного изобретения. Уход от материального, его "забывание" и "оживление" воображаемого. Получается, материя (человек) сотворила из материи, и к себе обратилась с требованием отчуждения этой сущности от своей родовой сущности. Пример. Человек придумал бога либо богов для идейного субъекта, чтобы: 1) объяснять окружающие его природные явления, дал имена, номиналистика и 2) "играючи" (познавая) создал внутреннего собеседника, который в последующем оторвался от субъекта, став сверсущностью по отношению к родовой сущности, имя обрело автономность, формалистика [3, c. 53-96, 136-204].
  
  По К. Марксу (05.05.1818 - 14.03.1881) отчуждение (Veräußerung)это фетишизм [4, c. 100-107]. Маркс раскладывает по полочкам, откуда возникает фетишизм, как форма отчуждения:
  
  1. способ труда и производства,
  2. распределение обмена и потребления,
  3. метод политической экономии [5, c. 709-738].
  
  Акт отчуждение происходит, когда субъектом движут внешние факторы-подстрекатели. Тогда субъект "уходит" из мира, становясь объектом.
  
  Заключение. Гегель утверждал, что субъект производит отчуждение, когда, как ему кажется, достиг пределов познания, и, дух, преодолев отчуждение, возвращается в мир, чтобы продолжать исследование себя и мира.
  Фейербах обосновывал, что субъектное отчуждение бывает оттого, что материю "покидает" дух, чтобы дух управлял материей. Материя (человек) сомневается в собственных силах, в собственной свободе, поэтому ищет силу, которая была бы над ним.
  Маркс доказывал, что материя производит отчуждения от материи. Материя понимает, что её труд больше ей не принадлежит, и, следовательно, что не моё, то чужое, пусть факторы отчуждения и заботятся о сохранении и приумножении данности природы и труда [6, c.197-224].
  

Источники


  
  1. Гегель Г.В.Ф. "Феноменология духа". Соч. Т.4. 1959. - 438.
  2. http://surl.li/pxuy.
  3. ФейербахЛ. Избранные философские произведения в двух томах. Том 1. 1955.- 676.
  4. http://surl.li/pycb.
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения изд. 2, т. 12.
  6. http://surl.li/pyds.
  

Ressentiment в украинском контексте


  
  Ressentiment (переводится как "зло", "расплата", "негодование"[1]) - этот термин был введён в научный оборот немецким филологом классических языков Фридрихом Ницше (15.11.1844 - 25.08.1900) в своем труде "К генеалогии морали" (1887) [2]. Рессентимент делится на рабский и господский, и, термин относится к рабской морали [3]. Рабская мораль (страх за жизнь, доброта и смирение), которая желает нивелировать и втоптать в грязь "позёрства" господской морали (бесстрашие, смелость и воинственность). Раб устал от своего "труда" и хочет сбросить бремя труда, повинность, которую он несёт за себя и за угнетателя господина.
  
  Ressentiment в украинском контексте делится на два периода: 1) с 1917 по 1921 годы и 2) с 24августа 1991 года и по настоящее время [4]. Рассмотрю 2-рой период - по настоящее время.
  
  Украинский народ сформировался на границе нескольких культур. Первая культура это культура запада, немецко-мадъярская (жандармо-захватническая, стремится использоватьукраинский народ, как субстрат для своей культуры). Эта культура чуждая для славянско-украинского вольного духа. Вторая культура это культура востока, татаро-византийская (армяно-греческая). Она ближе по духу, но была извращена азиатизмом, татарским игом [5, c.4-82], и подавляла, не позволяя украинскому духу развиваться [6].
  
  Резюмирую. Гнев украинского народа, порожденный историческим материализмом, являет собой обиду на соседей "господ", народы которых на протяжении столетии (с 1241 года, с установлением татарского ига, и по 1991 год, когда Украина обрела самостоятельность, 750 лет) развивались (татары, поляки, немцы и мадьяры) за счёт её ресурсной и людской базы.
  
  

Источники


  
  1. https://www.cnrtl.fr/definition/ressentiment.
  2. https://www.nietzsche.ru/works/main-works/genealogia/.
  3.http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/towardsagenealogyofmoralitytheproblemofhumanressentiment.shtml.
  4. https://cyclop.com.ua/content/view/1037/58/1/2/#970.
  5. Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. 1828-1876. Т.4. М. Изд-во Всесоюз1935.-402.
  6. https://history.wikireading.ru/292846.
  

К. Маркс и Ф. Ницше: характер и степень исторической ответственности


  
  Карл Маркс (05.05.1818 - 14.03.1881) его характер наступательный, степень исторической ответственности фигуры исполинская. Многие последующие поколения будут пытаться понять, каков его весомый вклад в рабочее освободительное движение, и, какова его неотъемлемая роль во всемирно историческом прогрессе. Маркс сумел обобщить обобщенное, соединив воедино в своей политэкономии: 1) немецкую философию (Гегель, Фейербах, Бауэр), 2) английскую политическую экономию (Смит, Юм, Рикардо) и 3) французский социализм (Руссо, Сен-Симон, Фурье) [1, с. 43-48].
  
  Вклад Маркса положительный в продвижение понимания:
  1) исторических фаз производства,
  2) классовой борьбы пролетариата,
  3) обязательная фаза - диктатура пролетариата, которая является переходным этапом на пути создания бесклассового общества[2, с. 424-427] и победа над государством, ибо, где государство, там нет свободы, свобода это там, где нет государство.
  
  Фридрих Ницше (15.11.1844 - 25.08.1900) его характер противоречивый, степень исторической ответственности глобальная и суровая.
  
  Ницше, с одной стороны, "черный вестник" - буржуазного монокапитала, испуганный империалисткий горн, с другой стороны, ревностный защитник личной свободы [3, с. 8, 13, 46, 61, 66]. Глобальность заключается в субъектно-негативной оценке человеческих племён и родов, как их функции, так и их целей (выше всех племён и народов стоят немцы, за ними: римляне, греки и иудеи, и потом идут другие, мысль не нова [4, с. 81, 295, 301, 312]). Суровость Ницше по отношению к себе и к другим. Требование Ницше самостоятельно овладеть свободой. Не быть с кем-то в поисках свободы, а искать самому. Сотворить из себя сверхчеловека.
  
  На мысли Ницше повлияли следующие авторы (со своими произведениями), защитники аристократии, отчего у него суровость во взглядах: Аристотель "Политика" (IV век до н. э.) и Никколо Макиавелли "Государь" (1532).
  
  Ницше печально известен человеческому миру за изощренный иезуитизм своей сестры Элизабет Фёрстер (10.07.1846 - 08.11.1935), которая на деньги своего мужа Бернхарда, политика расиста-антрополога, посмертно перекроила Ницше и адаптировала для НСДАП.
  
   "Venio iterum crucifigi?"[7] - Маркс скажет: "иду, чтобы меня распяли капиталисты". Ницше скажет: "иду, чтобы кто-то меня распял и не видеть, как беснуется чернь".
  
  Полисиллогизм. Маркс и Ницше обе фигуры одиозные, но первый заявлял, что свобода обретается коллективно с поднятием с колен и в борьбе за свою свободу [5, c. 90], второй, что свобода достигается индивидуально и нужно, чтобы господа боролись против восстания рабов, подымающихся с колен [6, c. 186-213].
  

Источники


  
  1. Ленин В.И. ПСС. Т. 23.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28.
  3. Штирнер М. Единственный и его собственность. - Харьков: Основа,1994.- 560 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. URL: https://aldebaran.ru/author/gegel_georg/kniga_filosofiya_istorii/.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2.
  6. Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
  7. "Иду, чтобы снова быть распятым" - слова, приписываемые Христу. Это изречение неоднократно использовалось в литературе для противопоставления учения Христа политике христианской церкви. Пётр спросил Христа "Domine, quo vadis?" (Отче, камо грядеш?) и Христос ответил: "Romam vado iterum crucifigi" (римляне распинать будут меня).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"