В древнем Китае закон служил для аристократии, регулируя взаимоотношения между субъектами права. Данное право определяла родовитость и титульность, отчего появлялась возможность занять должность. Все остальные классы, ниже нобилитета, не были под защитой закона. Первый, кто предпринял попытку кодифицировать закон, обобщить право сильного, воплотив это в реальную объективно-правовую форму, был полководец У-ван, живший в XI веке до н.э. По мнению У-вана, достоин правовой защиты тот, кто следует по пути лий (禮, этикету).
На данном промежутке первобытной разобщенности не существовало никаких документов авторского права, потому что любое изобретение, открытие и т.д. приписывалось мифологическим, либо сверхъестественным существам. Зачем чье-то авторство, если указывается его первооткрыватель? Такой, например, как Желтый император, первый даос, прародитель китайцев, живший на заре времен, около XXVII-XXVI веков до н.э., учивший верной акупунктуре.
У-ван заложил порядок, который просуществовал почти 8 веков (с XI-III века до н.э.). Затем наступил "надлом" и одна длинная череда смут.
На промежутке между веками родился Ку-цзы, или Конфуций (VI-V век до н.э.), осуществивший великий правовой прорыв, заложивший классовые страты. Теперь не каждый человек с оружием был властелин, его власть ограничивалась. Он не был первый в основании законности права. Во времена шатания и разброда стали появляться юридическо-философские школы, стремящиеся привести ситуацию в государстве к порядку (Сто школ, существовавшие с VI по III век до н.э.). В середине IV века до н.э. в разных частях страны появляются первые наброски уголовного права (школа легистов), что можно считать основанием авторского права в китайских школах того времени.
Кульминация эпохи Сражающихся царств (V-III века до н.э.) принесла закрепления диких законов. Цинь Ши Хуан (III век до н.э., а "ши" - это титул, ближе всего по смыслу "царь") объединил Китай. Отбросив ненужный конфуцианский гуманизм (жень, 任, доброта) он основал единое государство - Цзиньскую империю, где царили простые и правомерные (легитсткие) принципы: за недоносительство - казнь, а за бдительность - повышение по службе или иное какое вознаграждение. В этой связи, из-за роста уголовных дел против державы, увеличились судебные дела и своего рода расширилось понятие авторского права. Кто на кого и за что доносил - важные предикаты сущего "идеального царства".
Преемница Цзиньской империи - Ханская империя (конец III века до н.э. - начало III века н.э.) продолжала расширять основы правовой системы. Одна длинная эпоха развития разных школ юриспруденции.
Правительственная защита авторского права было начата во времена империи Сун (X-XIII век н.э.). Люди стали ходить в суды, доказывая своё право, но суды действовали на свое усмотрения, вынося вердикты, которые ограничивались волостями, в которых они утверждались. Руководство империи Сунь требовало от своих подданных после создания, написания, рисования, лепки или любого иного священного акта (любое новое - дар неба) подписывать (помечать) труды своего творчества. Например, если это касалось книги, то последняя страница гласила: ФИО автора и год написания.
Однако, до сих пор не было никакого конкретного государственно-правового документа, который бы был посвящен исключительно данной проблематике.
На закате монархической истории Китая был выпущен один единственный документ, гарантирующий и защищающий авторские права. Определялась категория авторского права и всевозможные дефиниции, разночтения. "Закон об авторском праве" (Кодификация Великой империи Цинь) был опубликован в 1910 году и охватывал времена империи Цинь (с 1644 по 1912 годы). Он обеспечивал соблюдение прав автора, разрешения противоречий между индивидами судебным способом, но без указания срока защиты авторского права. Кодекс требовал следовать "внутреннему моральному воспитанию и почтению к другому" [8, С. 265].
Разразившаяся гражданская война отбросила все моральные устои общества. Пришедшие в Китае к власти западники, под руководством партии Гоминьдан (на деньги американских, британских, французских и японских олигархов), основали на руинах самовластия капиталистическое государство - Китайскую республику и проводили бесчисленное количество реформ и преобразований.
С 23 мая 1928 года Китай, следуя международным нормам, стал защищать авторское право. Защита распространялась на книги, музыку, картины, фотографии, гравюры и модели. Данный документ являлся небольшим и состоял из 8 параграфов.
Основные положения документа:
- авторское право соблюдается всю жизнь автора и 30 лет после его смерти;
- перевод литературных произведений числится частным достоянием 20 лет, после передается в общественное пользование;
- фотографии, после своей публикации, 10 лет являются под защитой авторского права [2, С. 2-8].
С приходом к власти коммунистов, страна обрела первый документ, обеспечивающий равноправие и свободы для всех людей - это Конституцию 25 декабря 1946 года, адоптированную 25 декабря 1947 года. Эта Конституция взяла в свою основу две правовые системы. С одной стороны, родное, отечественное - конфуцианское, с другой стороны, чужое, западное - марксистско-ленинское. Во время работы над Конституцией 1701 из 2050 народных делегатов признали великими правоведами всех времен и народов Карла Маркса (1818-1883) и Владимира Ленина (1870-1924), приспособив их труды и теории для собственной китайской юридическо-легистической школы (позитивной школы, что закон трактуется буквально: закон есть закон).
В Китайской Народной Республике объявлялись шесть ветвей власти:
1. Законодательная.
2. Исполнительная.
3. Военная.
4. Надзорная.
5. Судебная.
6. Прокурорская.
С принятием Конституции, сфера авторского права ограничилась на 30 лет, пока к власти не пришел генеральный секретарь Дэн Сяопин (1904-1994), вернувшийся из опалы после провала "культурной революции" (1966-1976) и внутренней партийной борьбы (например, дело "Банды четырех" - ближайших соратников Мао Цзэдуна: Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь). Прозападно настроенный Дэн Сяопин, "белый гоминдановский недобиток", в конце 70-х годов XX столетия свернул с пути китайского социализма и стал строить китайский капитализм.
Чтобы омолодить экономику, Сяопин пустил в страну западных инвесторов (американских, английских, немецких). "Новые хозяева" требовали изменить порядок вещей, адоптировать, облегчить их присутствие, в том числе регуляцию имущественных и не имущественных отношений -авторских.
Частная собственность в КНР стала защищаться с 1980 года.
В течении определенного времени шли внутренние правовые прения, пока не был издан закон под названием: "Интеллектуальная собственность в Китайской Народной Республике" от 7 сентября 1990 года. Данный документ вступил в силу с 1 июня 1991 года. В законе предусматривалось 56 параграфов.
В статье 3 говорится, что закон (стандартная международная формулировка) оберегает:
"- письменные работы;
- устные произведения;
- музыкальные, драматические, театральные и хореографические произведения;
- произведения изобразительного искусства и фотоработы;
- кинематографические, телевизионные и видеографические произведения;
- чертежи инженерных проектов и конструкции изделий и их описания;
- карты, эскизы и другие графические работы;
- компьютерное программное обеспечение;
- другие работы, предусмотренные законом и административными правилами и положениями" [3].
Позднее появилась редакция данного закона от 27 октября 2001 года, добавившая 4 статьи (60 статей) и внесшая понятийную ясность, разграничив категорий:
1. право собственности (чжюцюасень, 著作权,);
2. авторское право (баньчжэнь, 板泉), объявив, что авторское право сохраняется за гражданином все его жизнь и от 40 до 50 лет после его смерти [4].
Улучшение закона о "Частной собственности" получило свое продолжение от 26 февраля 2010 года, переформатировав устаревшие дискурсивные концепции, добавив 1 статью (61 статья) [5].
Последняя редакция закона о "Частной собственности" была осуществлена 11 ноября 2020 года, дополнившая предыдущую редакцию 6-ю статьями. В итоге, на данный момент, закон состоит из 67 статей [6].
Имеется перечень смежных законов, определяющих авторское право. Они следующие:
"1. Торговые марки - введен в действие с 1 марта 1983 года, первая редакция от 22 февраля 1993 года, последняя редакция от 27 октября 2001 года.
2. Патентное право - введен в действие с 1 апреля 1985 года, первая редакция от 4 сентября 1992 года, последняя редакция от 25 августа 2000 года.
3. Авторское право - введен в действие с 1 июня 1991 года, последняя редакция от 27 октября 2001 года.
4. Правила о ядохимикатах - введен в действие с 8 мая 1997 года, последняя редакция от 29 ноября 2001 года.
5. Регуляция и защита схем дизайнов и планов - введен в действие с 1 октября 1997 года.
6. Осуществления регуляций патентного права - введен в действие с 1 июля 2001 года, последняя редакция от 28 декабря 2002 года.
7. Регуляция и защита компьютерного обеспечения -в веден в действие с 1 января 2002 года.
8. Управление и регуляция аудио-видео продуктов - введен в действие с 1 февраля 2002 года.
9. Регуляция и защита Олимпийских символов - введен в действие с 1 апреля 2002 года.
10. Регуляция авторского права - введен в действие с 15 сентября 2002 года.
11. Регуляция торговых марок - введен в действие с 15 сентября 2001 года.
12. Регуляция и контроль над наркотиками в Гражданском кодексе - введен в действие с 15 сентября 2002 года.
13. Регуляция и защита интеллектуальной собственности - введен в действие с 1 марта 2004 года.
14. Регуляция и администрация ветеринарных лекарств - введен в действие с 1 ноября 2004 года.
<...>
15. Патентное бюро смежного права - введен в действие с 15 июля 2003 года.
16. Смежное правоприменение авторского права - введен в действие с 1 сентября 2003 года" [1].
Итог
Китайское правительство продвигает политику по усилению защиты прав интеллектуальной собственности, таких как патенты.
В 2014 году правительством учрежден суд, специализирующийся на спорах об интеллектуальной собственности.
С помощью субсидий и других средств китайское правительство поощряет подачу заявок на интеллектуальную собственность.
За последнее десятилетие китайское правительство создало систему защиты интеллектуальной собственности. С ноября 2014 года для рассмотрения большого количества споров по интеллектуальной собственности, правительство КНР учредило суды по интеллектуальной собственности в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу [7].
До периода реформ и открытости Сяопиня, в Китайской Народной Республике существовали только законы и постановления, поощряющие изобретения, открытия и рационализаторские предложения (например, Постановление о поощрении изобретений, обнародованное и введенное в действие 3 ноября 1963 года). С 1980 года при Государственном совете было создано Патентное ведомство (ныне Ведомство интеллектуальной собственности). 26 июня 2001 был обнародован "Закон Китайской Народной Республики о патентах", а также правила его применения.
В КНР, являющейся второй страной в мире по ВВП, тщательно охраняется, скрупулезно фиксируются и строго соблюдаются авторские права.
Предприняв шаги по установлению и определению авторского права, КНР добилась весомых успехов на пути демократизации и либерализации государства, вступив в общемировою капиталистическую систему.