Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Философия права: рассуждение о праве убийства тирана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    I. Введение - II. Виды философии права - III. Определение значений "тиран" и "тирания". Правомерность ликвидация тирании и тирана - IV. Итог

I. Введение

   "Справедливость, как понятие, не существует. Только исключительно в каждом случае - я так считаю" - доцент Салтанов Н.В. (12.09.2022).
  
   Философия права - академическая наука, охватывающая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы в сфере права. Философии права в Украине выделено недостаточное количество академических часов. На Западе философия права играет воспитывающую и связывающую роль между гражданином и государством.
   Сам термин "философия права" был введен в научный оборот Густавом Гуго (Gustav Conrad Hugo, 1764-1844) в 1819 году . Гуго признавал, что всякая тирания это есть испорченная монархия.
  
 []

  
   Философия права, либо юриспруденция, имеет бифуркацию на философию и теорию естественного права человека. Традиционно эта междисциплина занимается рассуждением, рассмотрением и пояснением "правильных" и "неправильных" действий человека по отношению к обществу, и общества по отношению к человеку. Философия права играет важную роль для человека мыслящего, чтобы осознать, понять и принять государственные, общественные и семейные законы и ценности. Философия права, как направление, зародилось в древнем Египте, в эпоху Древнего царства (XXXII-XXX век до н.э.) .
   "Право в философии права на убийство тирана" сразу вызывает недоумение:
   "Убийство буквально - физически, или метафизически -политически?".
   Метафизическое убийство тирана, как явление, происходит часто. Появляются, например, разные "союзы освобождения", "комитеты общественного спасения", "группа земля и воля" и т.д., объявляющие о недействительности презумпции жизни тирана. Однако, метафизическое убийство, как правило, не даёт положительно результата, если сам тиран стоит во главе государственного управления. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические факты.
  
   Кипсел Коринфский (VI-V век до н.э.), и его сын Периандр, из династии Бакхиадов, установили тиранию в родном городе. Отец скончался своей смертью. Более эгоистичный, жестокий и беззаконный Периандр, как и его пятеро сыновей, умерли насильственной смертью. Бакхиады перестали править в Коринфе.
   Орфагор Коринфский (середина VII до н.э.) установив тиранию, умер своей смертью, но, подстрекаемые своими политическими противниками, его сыновья перебили друг друга.
   Клисфен Сикионский, потомок Орфагора, умер своей смертью. Его сын, Эсхин, был убит демосом под управлением олигархии.
   Феаген Мегарский пришел к власти, когда предложил черни вырезать всех родовитых и богатых. Вскоре был изгнан народом, но умер своей смертью.
   Прокл из Эпидавра свергнут, заключен в темницу, где заживо сгнил.
   Панталеон, и его сын Дамафон, из Писатии, подчинили свой город, но вооруженным восстанием оба были свергнуты и казнены.
   Антилеон Халкидский пришел к власти благодаря олигархам. Скончался своей смертью. После него был Фокс, свергнутый чернью, казнен.
   Килон Афинский был свергнут и забит камнями. После него к власти пришел законодатель Солон, установивший жесткие порядки и переписавший законы своего деда Дракона.
   Писистрат завладел властью прекрасным обманом. Сам порезал свои одежды, обмочил в свиной крови и явился в Зал собрания, где слезно попросил у народа защиты - телохранителей. Получив воинов, с их помощью захватил власть. Умер своей смертью. Передал власть своим детям Гиппию и Гиппарху, которых закололи во время праздника Гармодий и Аристогитон .
   Яркий пример нарушения законов и установления тирании в Риме это действия Суллы и Цезаря.
   Луций Корнелий Сулла установил диктатуру, чтобы принести мир и порядок. Эта диктатура соответствовала греческой тирании. Умер от отравления.
   За ним его зять Гай Юлий Цезарь. Цезарь был убит сенаторами, возглавляемыми Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом.
   Добровольный уход тирана это редкий случай. Ибо, как описал древнегреческий историк Ксенофант (V-IV век до н.э.) в труде "Гиерон" тираны одиноки и злы, поэтому всегда ждут расправы над собой, как это делали над другими. Ксенофант вывел, что рождение тирана - признак болезни государственно-правовой (полисной) системы .
  
II. Виды философии права

  
   "На какое ответвление философии права опирается автор?" (натуральное, позитивное, утилитарное, марксистское, историческое, социологическое, реалистическое).
  
   Натуральное право (ius naturale) - данное человеку от рождения, признающее человека человеком. Раньше, до эпохи Возрождения (XV век), естественное право было неразрывно связано с божественным вмешательством, божественным вручением. "Отцом основателем натурального права" называют голландского международного правоведа Гуго Гроция (Hugo Grotius, 1538-1645), доказавшим (etsi Deus non daretur) в своём трактате "О праве войны и мира" (1625), что люди зависимы не от сверхсущностей, например, бога, как того требовала церковь и её служители (теологи), особенно в лице Фомы Аквинского (Tommaso d'Aquino, 1225-1274), с его правовыми мировоззрением на Вечное, Натуральное, Человеческое и Божественное право, а от государства. Теорию натурального права Гроций позаимствовал у древнеримского юриста Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicero, II-I век до н.э.) .
  
   Позитивное право (ius positum), либо легальное право, -предусмотрено официальными институциями государства. Позитивное право занимается аналитической юриспруденцией, нормативной юриспруденцией и критической теорией.
   Разработал позитивное право Фома Аквинский, утверждавший, что каждый народ и каждое государство должны верно интегрировать закон божий (lex autem a Deo posita est) в свою юридическую систему (lex humana). Более всего позитивное право рассматривается в английской правовой сфере. Разработал позитивное право в Британии Иеремия Бентам (Jeremy Bentham, 1748-1832), конец XVIII - начале XIX века. Затем Джон Остин (1790-1859). Последователь этой сферы, англо-еврейский юрист Герберт Гарт (Herbert Lionel Adolphus Hart, 1907-1992), заявлял, что позитивное право было заложено Аристотелем (IV век до н.э.).
  
   Утилитарное (utilitas) право - британское изобретение в философии права XVIII-XIX века . Идейный вдохновитель Дэвид Юм (David Hume, 1711-1776), позаимствовавший деонтологию (учение о должном) древнегреческого мыслителя Эпикура (IV-III век до н.э.). Стоит заметить, что первоначальный муж утилитаризма Аристотель, как заметил итальянский аверроист Алигьери Данте (Alighieri Dante, 1265-1321): "Vidi il Maestro di color che sanno. Seder tra filosofica famiglia" (Inferno, canto XXII, Узрите господина, которого все знают в философской семье).
   "Отец основатель утилитаризма" Иеремия Бентам со своим трудом "Введение в принципы морали и законодательства" (1789) . Три принципа утилитаризма:
   1. Удовольствие или счастье - это единственное, что имеет внутреннюю ценность.
   2. Действия правильны, если они способствуют счастью, и неправильны, если они способствуют несчастью.
   3. Счастье каждого равноценно.
   Разработали утилитарную школу философии права английские правоведы, мыслители и социологи: кодификатор работ Бентама Джон Бауринг (John Bowring, 1792-1872) со своим трудом "Работы Иеремии Бентама" (The Works of Jeremy Bentham, 1843), Джон Милль (John Stuart Mill, 1806-1873) в своих произведениях "К свободе" (1859) и "Утилитаризм" (1861), и Генри Сиджвик (1838-1900) в своих трудах "Методы этики" (1874) и "Политэкономия" (1883).
   Интересную критику данной школы представил французский либерал, политик Бенжамен Констан (Benjamin Constant, 1767-1830) в своем труде "Принципы политического" (Principes de politique applicables à tous les gouvernements représentatifs, 1815). Констант утверждал, что право - принцип, а полезность (utilitarianism) - только результат. Архэ - причина, затем право, а полезность - эффект. Желать подчинить право полезности (утилитаризму) это все равно, что подчинять вечные законы арифметики повседневным интересам, быть конъюнктурщиком . Констант был ещё той "политической крысой", со своим "вечным принципом" антируссоизма: "[Жан-Жак] Руссо неправильно понял эту истину [легитимность государства], и его заблуждения сделали известными [теорию] общественного договора, на которую так часто ссылаются [сегодня все] в пользу свободы, что является самым ужасным основанием для всех видов проявления деспотизма" (Rousseau a méconnu cette vérité, et son erreur a fait de son contrat social, si souvent invoqué en faveur de la liberté, le plus terrible auxiliaire de tous les genres de despotisme ).
  
 []

  
   Марксистское право - основано в конце XIX века правоведом Карлом Марксом (Karl Heinrich Marx, 1818-1883) и философом, первым марксистом, Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engels, 1820-1895). Марксистское право характеризовало философию права следующим образом:
   1. Любой закон является закономерностью политического, основанием юриспруденции и неизбежным в истории.
   2. Законы тесно связаны с государством, законы есть проявлением автономности политического.
   3. Все законы дают иллюзию свободы, законы являются демонстраций экономической свободы одних, и закабалением других.
   4. Государственное право (законы) это потенциальные корреляции к жизнедеятельности людей, приспосабливающие к подавлению, подчинению индивидов, путём право и моратория на применения силы. Законы это определенная монополия на взаимодействия между людьми и удерживания людей от посягательства на государство.
   5. Законы являются выражением насилия господствующего класса (классов) над другими классами.
   6. Законы это формирование и обозначение идеологии, которые иллюстрируют и обеспечивают легитимацию встроенных ценностей доминирующего класса (классов) .
  
   Историческое право - эта школа предполагает, что право создано в соответствии с предыдущим опытом конкретного народа, духом народа. Прежде чем закон будет принят, он не должен быть чуждым народу, для которого он сделан. Любой закон это утверждения традиций, суеверий и обычаев, поэтому историческое право это история прошлого, отражающего интерес.
   Фундатер исторической правовой школы Шарль Монтескьё (Charles Montesquieu, 1689-1755) со своей книгой "О духе законов" (1748). Продолжил развитие исторического права Густав Гуго (подвергшийся критике, как и вся новая историческая школа, со стороны Карла Маркса в его рукописи "Философский манифест исторической школы права", 1842). Утвердил авторитет школы немецкий правовед Фридрих Савиньи (Friedrich Savigny, 1779-1861) в своем опусе "Вызов нашего времени для законодательства юриспруденции" (Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft, 1814). Савиньи считал, что немецкое общество находилось в зачаточном состоянии и мнение людей еще не сформировалось, следовательно, не было проявления народного духа (Volksgeist). Окончательно оформили данную школу немецкие правоведы Карл Эйхгорн (Karl Friedrich Eichhorn, 1781 - 1854) своей книгой "Немецкие государства и история права" (Deutschen Staats- und Rechtsgeschichte, 1801) и Георг Пухт (Georg Friedrich Puchta, 1798-1846) в своем двухтомнике "Правовой обычай" (Gewohnheitsrecht, 1828 год - I том и 1837 год - II том).
  
 []

  
   Социологическое право - взаимоотношения между обществом и логикой. "Отцом основателем" данной школы является немецкий правовед Рудольф Иеринг (Rudolf von Jhering-Ihering, 1818-1892) со своим известным трудом "Борьба за право" (Der Kampf ums Recht, 1868). Главный принцип: вся жизнь это жизнь борьбы за свое право, борется за него народ, законодатель, каждый класс и каждый из нас (Das Leben des Rechts ist ein Kampf - ein Kampf der Völker, der Staatsmacht, der Klassen und Individuen ). Рудольф Иеринг разработал это полупозитивистское и полуфаланстерское направление (фурьевское понятие фаланстер, рhalanstère) совместно со своим соотечественником Карлом Гербертом (Karl Friedrich Wilhelm Gerber; 1823-1891). Герберт известен своим вкладом в приватное право, изложенным в двухтомнике "Немецкая система частного права" (System des Deutschen Privatrechts, I том - 1848 года и II том - 1849года). Иеринг и Герберт стремились выявить наиболее оптимальный путь создания римско-германской правовой системы.
   Последователями, расширившими сферы понятийного поля этой школы, были английский социолог Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903), французский юрист Леон Дюги (Léon Duguit, 1859-1928), австрийский правовед Евген Эрлих (Eugen Ehrlich, 1862-1922) и американский социолог Натан Паунд (Nathan Roscoe Pound, 1870-1964).
  
   Реалистическое право, либо Контекстное право - концепция, трактующая, что все законы следуют из нужных социальных интересов и правительственной политики. Данное право учитывают не только абстрактные правила, но и общественные интересы, и общественный порядок.
   Данное право возникло в США в 20-30-е годы прошлого столетия . "Дикое реалистическое право" связано с именем американского судьи Оливера Холмса-младшего (Oliver Wendell Holmes, 1841-1935), с его произведением "Общественное право" (The Common Law, Общее право, 1881). Принцип Холмса - необходимо быть готовым к тому, что суды будут делать на самом деле. Продолжил развитие реалистической школы американский юрист Карл Ллевеллин (Karl Nickerson Llewellyn, 1893 - 1962) в своем курсионом курсе для студентов "Ежевичный куст: о нашем законе и его изучении" (The Bramble Bush: On Our Law and Its Study, 1930). "Отец основатель" реалистического права американский - политолог и правовед Ганс Моргентау (Hans Morgenthau, 1904-1980) со своим произведением "Политика между нациями: борьба власти и мира" (Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, 1948). Главный принцип - важен не законодатель, важен правоприменитель.
   В исследовании будут использованы все правовые теории философии права, кроме позитивного и реалистического права.
  
III. Определение значений "тиран" и "тирания". Правомерность ликвидация тирании и тирана

   "Почему ставиться под сомнения политические институты и, затем, человеческая жизнь? На основании чего можно предлагать лишить жизни другого человека?".
   Неужели перевились тираны? Отчего нет определения "тирана" в украинской Конституции ? В испанской Конституции ? В немецкой Конституции ? Во французской Конституции ? В итальянской Конституции ? В голландской Конституции ? В американской Конституции ? А в британской Конституции упоминается вскользь, с неточной формулировкой, делегирующей право свергать тиранов исключительно аристократической земельной олигархии, имеющей такое "священное" право исходя из "Билля о правах" 1689 года ?
   Буржуазно-капиталистические страны "избавились" от данного определения, мешающего политическим руководствам перечисленных стран дурить, наживаться и продвигать своих людей во власть, боясь за жизнь своих выдвиженцев. Определения: "тирания", "тиран", "деспот" были вычеркнуты из правового поля. Вопиющий правовой произвол! Требуется составить и ввести закон, поясняющий и дозволяющий ликвидацию тирании, защищающий государство от посягательства честолюбцев.
   Как рассматривает философия права "тирана" и "тиранию"? Что из себя представляет понятие "тиран"? Как противостоять тирану? Священное ли право каждого гражданина в убийстве тирана (например, "идеальная" Конституция Франции от 24 июня 1793 года заявляет, что да. Введение. Статьи 11, 14 и 120) , когда "меч правосудия отсекает голову тирана" ?
   Тираны не переведутся, но можно избежать "tyran-casus" (случая возникновения тирана). Политические механизмы сдерживания честолюбивых и властолюбивых уже разработаны правоведами начиная с VI-IV веков до н.э. - так считает французский иезуитский монах Жорж Гоба (Georges Gobat, 1600-1679). Только он считал, что следует подчиняться аристотелевско-августинско-аквинскому принципу - это "лечение греха" (нарушения 10-ти Заповедей) . Морить, выжигать, топить, вешать на дыбу т.п. и другими, иными, антибесовскими методами изгонять падаль и серу из "больного человека" (тирана).
   "Тиран" это человек, сосредоточивший всю политическую власть в своих руках и имеющий абсолютную власть в принятии государственных решений. Он является над законами собственной страны. "Тирания" - это последствия своевластия установленного диктата.
   Слово "тиран" древнеазийского происхождения (хеттско-лидийского, XIV-X века до н.э). Народы Малой Азии называли "тираном" одного из истребленных римлянами богов - бога рабов Мена (Μῆνι, Мейни, возможно не бог, а богиня). Мен покровительствовал в частных священных действиях хеттам, просящих его о снисхождении и терпении рабов к своим господам. Само слово "μῆνι" означает "гневный", "злобный", "просыпающий", "маленький", "уединенный" и "восходящий" (как Солнце) . Последний крупный царь, обращавшийся за снисхождением, и приносивший дары Мену, был Митридат VI Евпатор (II-I век до н.э.), чтобы жены и любовницы не отравили либо не закололи .
   Менэ был свободным человеком и агрессивным. Он покорил своих единоплеменников, перестав изгонять неугодных, начав их истреблять (и они стали его последователями, рабами, δούλος, привязанными, зависимыми, тяготеющими). Древние народы Малой Азии (лидийцы, карийцы, исарийцы, филистинцы, троянцы, ликийцы, памфилийцы, киликийцы, ликонцы, капподокийцы, хаттийцы и хеттийцы) использовали эпитет "тиран" к богу Менэ, что означало "Все жестокий властитель".
   Первый, кто использовал слово "тиран" в древней Греции, после падения Трои, был Гомер. Понятие " тύραννος " концептуализировали и объяснили в Элладе, в Классическую эпоху (VI-IV до н.э.).
   Философ Платон полностью сатиристически критикует тиранию, особенно в "Государстве", в VIII книге. Он определял тирана как "<...> всякий, кто стремится править всеми людьми государства, стремится тем самым к подобной власти над ними - тиранической <...>" .
   Первый европейский ученый Аристотель утверждал:
   "Правильные виды государственного устройства <...> царская власть, аристократия, полития; неправильные - тирания, олигархия, демократия" .
   "Поэтому мы разрешаем начальствовать не человеку, а слову [закона] (logos), так как человек себе [уделяет больше благ и меньше зол] и делается тираном. Между тем начальник - страж правосудия, а раз правосудия, то и равенства по справедливости" .
   Платон и Аристотель призывали насильственно и физически уничтожать тиранов.
   Платоновские пять государственных режимов (πέντε πολιτεῖαι, Государство, книга VIII):
  
   1. аристократия;
   2. тимократия;
   3. олигархия;
   4. демократия;
   5. тирания.
  
   Тирания это следствие демократии, демократия следствие олигархии, олигархия следствие тимократии (хунты), а тимократия следствие аристократии.
   Тиран является декадизмом политических строев. Тиран соединяет в себе все три вида души, он как бы "Высший", после многочисленных метапсихозов (μετεμψύχωσις). Все три составляющие души у тирана активны, но работают во вред. Виды души:
  
   1. логическая (λογιστικόν, размышляющая), исходящая из головы;
   2. тюмис (θυμοειδές, тимос), отвечающая за сердце и чистоту души (жажда признания);
   3. эротическая (ἐπιθυμητικόν, аппетитная), зацикленная, расположенная в районе живота, выполняющая свои, либо чужие желания.
  
   Все люди проходят от эротической до логической души. Когда душа достигла наивысшей сферы (логической), то это философская душа.
   Политические теории Платона и Аристотеля обобщил древнегреческий историк Полибий (III-II век до н.э.).
   Полибий из Мегаполиса, рожденный в Ахейском союзе, сын стратега, получил достойное образование для своего времени. Был послом в Римскую республику, где остался домашним учителем для детей полководца Эмилия Павла Македонского, покорителя Северной Греции. Полибий читал римским детям многие натурфилософские и философские труды, и, для облегчения восприятия римской молодежью, написал свою "Всеобщею историю", где изложил знаменитые "политические циклы" (κύκλος). Благодаря своему труду историк выявил политическую стратегию, как Платона, так и Аристотеля.
  
 []

  
   В своей "Истории" (Книга VI. 2-11, 43-57) Полибий отмечал, что вся история человечества состоит из трех базисных стволов государственного управления:
  
   1. демократии;
   2. аристократии;
   3. монархии.
  
   Но, эти три вида вырождаются, либо портятся, что усугубляет добровольный отказ людей от своих прав во имя договоренности принятия друг друга, как субъектов права. Виды следующие:
  
   1. охлократия;
   2. олигархия;
   3. тирания (деспотия).
  
   Как бы не называли власть, она всегда зиждется на основании этих 6 политических принципов (либо семи - демократия-аристократия-вождь-монархия-охлократия-олиграхия-тирания). Они вечны, цикличны и их никак не избежать. Если Платон и Аристотель выводили свои теории, основываясь на том, что во главе был харизматический лидер, вождь-монарх, затем аристократия и т.д, то Полибий утверждал, что в основе стоял договор, демократия, либо, можно сказать, первобытный коммунизм.
   Харизма (χάρισμα) - отмеченность либо милость. Слово "харизма" в древнегреческом языке означало притягивать, сманивать, прицеплять, увлекать, зачаровывать. Харизма имеет, с одной стороны, генетический фактор, с другой стороны, наработанный, изученный. Это осмысленная умственная, актерская игра. Харизма ассоциировалось у древних греков с харитами. Это три богини - сестры (Аглая - красота, блеск, вестник, Ефпросия - над радостью, милая лицом и Талия - полная, изобилие, соленость). Хариты соответствовали трем римским грациям (Красота, Гармония, Благоденствие).
   Харизматические лидеры это вызов эпохи, её "надломов", общественных либо психологических. Вначале слово "харизма" принадлежало исключительно религиозной сфере, но теперь во всю применяется в социологии и психологии. Научное определение "харизма", очень спорное, предоставил немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) в своей книге "Социология религии" (1920):
   "Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям" .
   Также Вебер понимал это как проявление психологического стопора - бессознательного величия перед другим (люди в массе своей по природе тяготею искать властелина), фрустрации одного индивида и доказательства фрустраций другого индивида. Инстинкт подчинения формируется на ранней человеческой стадии в семье .
   Полибовская схема послужила отличным подспорьем в создании европейских политологических формул, как для древнеримского юриста Марка Туллия Цицерона (I век до н.э.) в создании "De republica", так и флорентийского правоведа Николы Макиавелли (XV-XVI век) в написании "Il Principe". Вслед за Никола Макиавелли, улучшил цицероновскую схему его земляк, итальянский антрополог Джамбаттиста Вико (1668-1744) в своей книге "Основания новой науки об общей природе наций" (1725). Более детально рассмотрел развитие древнейшей политической системы немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), заявивший об это в своих трудах "К вечному миру" (1795), "Der Rechtslehre" (1797, Правознание) и "Метафизика нравов" (1797). В них он требовал сепарации власти от легистической мощи, буквы закона (Rechtsstaat).
   Платон-Аристотель-Полибий-Цицерон-Макиавелли-Вико-Кант - все они внесли весомый вклад в объяснение, очертание четкого и ясного понимания политического воззрения для философии права. Все остальные мыслители являются либо филиаторами (filialis) их идей, либо референтами идей данной семерки.
   В Библии дается определение тирании - акт, или государственная модель, грубого, жестокого, несправедливого контроля или отношения к другим людям.
   В Ветхом завете, написанном на древнем иврите, слова "тиран" не было. Термин тиран появился в Новом завете, изначально написанном на греческом языке (койне). Ветхозаветный термин עוֹשֶׁק (ойшик) близок по смыслу к слову тиран. Слово "עוֹשֶׁק" производно от "עשק" (эйшек), что означает: "вытеснять", "давить", "выдавливать", "выживать", "гнев" (проявление злоедушия человеческой природы), "обрезать", "дробить", "обижать", "убийца", "насильник", "взрыв", "гниение", "проявление слабости", "прелюбодей", "шумный", "не ловкий", "не уживчивый", "не спокойный,", "вспыльчивый", "вор" и "грабитель" .
   В Ветхом завете термин ойшек используется следующим образом ("Книга Притчей", гл. XXVIII):
   "16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.
   17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.
   18. Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
   19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. 20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
   21. Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
   22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.
   23. Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
   24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех ", тот - сообщник грабителям.
   25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
   26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел".
   В Новом завете слово тиран и тирания используются следующим образом (апостол Павел "К Римлянам", гл. XIII):
   "1. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
   2. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
   3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
   4. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
   5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
   6. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
   7. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
   8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
   9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
   10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона".
   Известные упоминания в Библии ойшека, эйшека, тирана и тирании:
   I. 2-я книга Паралипоменон (Хроники):
   "И заключило все собрание союз в доме Божием с царем. И сказал им Иодай: вот сын царя должен быть царем, как изрек Господь о сыновьях Давидовых" (23:3).
   II. Пророчества Исаии:
   "Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе" (54:14).
   III. Пророчества Исаии:
   "Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду" (60:17).
   IV. От Луки (гл. IV):
   "18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
   19. проповедывать лето Господне благоприятное".
   V. Книга Деяний:
   "как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним" (10:38).
   В исламе (Коране) используется греческая мысль о тиране, а не иудейская:
   I. "Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: "О Муса (Моисей)! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей"" (книга Рассказ, 28:19).
   II. "Воистину, Карун (Корей) был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: "Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих" (книга Рассказ, 28:76).
   III. "которые мстят, когда против них поступают несправедливо" (книга Совет, 42:39).
  
  
   Сила, прикрытая пологом коррупции, порождает тиранию. Британский политик Джон Актон (John Emerich Edward Dalberg-Acton, 1st Baron Acton, 1834-1902) писал в письме от 5 апреля 1887 года своему знакомому англиканскому архиепископу и историку Манделлю Крейтону (Mandell Creighton, 1843-1901):
   "Power tends to corrupt and absolute power corrupts absolutely. Great men are almost always bad men, even when they exercise influence and not authority; still more when you superadd the tendency of the certainty of corruption by authority" (Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Любой великий человек становится плохим, имея всепоглощающее влияние, без всяких механизмов сдерживания. Развращение носит тенденциозный характер, когда коррупция подтачивает органы власти) .
  
   Современное рассмотрение терминов "тиран" и "тирания" было осуществлено законоведами Лондон-сити, когда им потребовалось избавиться от "зарвавшегося усача". 30 января 1649 года в Лондоне был казнен "изменник родины" английский король Карл I Стюарт. Можно считать эту дату началом нового взгляда на правителей страны - свободного взгляда, пусть решения Долгого парламента и не было обособлено законоведческим равноправием, а лишь защитой дворянства своих прав и свобод, гарантированных им в Хартии вольностей (документ XIII века). С отрубанием головы английского короля, что произошло regicide либо тyrannicide? Деятели реставрации Стюартов утверждали, что - regicide, а английский народ считал, что - тyrannicide.
   Английский мыслитель Джон Локк (John Locke, 1632-1704) описал, как противостоять тирану, чтобы избежать анархии (Два трактата о правлении, 1689).
   Право на восстание - неотъемлемое право народа, но вначале требуется воспользоваться официальными путями. Собрать доказательную базу преступности конкретного лица и предъявить компетентным органам (о преступлении законов обвиняемого). В случае игнорирования несправедливой силой, ответить незаконной силой. Определить конечное число лиц, чтобы не пострадали невинные. Идти до конца и не мериться с беззаконием, но не стремиться сменить одно беззаконие на другое. Требуется восстановить правовое поле, а не забыть его (?. 203-210) .
   Казнь французского короля Людовика XVI 21 января 1793 года является актом разрыва с христианским миром и возвращением греко-римского восприятия правителей.
  
IV. Итог

  
   Тираноборчество является одной из систем государственной власти. Данная тема характерна для сословного общества. Равенство в таком социуме невозможно. Права человека в первобытнообщинном строе устанавливаются его правом рождения, принадлежностью к конкретному сословию. Рожденный по праву высших сил править - правит, остальные подчиняются багрянородному. Феномен богоданности оспаривается самозванством, попытками обойти "дар свыше", провозглашая себя правителем. Выступление против правителя это выступление против богов, либо бога, поэтому незаконно, однако, если выступление удалось, следовательно, сверженный правитель (династия) была неугодно богу. Фома Аквинский (Аквинат) - первый, кто стал "подмешивать" анархический ингредиент, заявив, что народ имеет право выступать против любого правителя, если тот угрожает церкви. Так с XII по XVI века аквитатский принцип тираноборчества имел стремительное развитие.
   Любой убийца тирана обязан был поразить тирана собственноручно и остаться на месте преступления, чтобы предстать перед общественным судом. Не сбегая с место происшествия, тираноборец демонстрировал свои намеренья - восстановить справедливость (греческая традиция тираноборчества).
   С XVIII-XIX веков тиран это не только не угодный богу монарх, но и любой руководитель страны, правящий незаконно, не справедливо, ограничивающий права и свободы своих граждан.
   После свержения монархии во Франции, даже последующего её восстановления и чехарды смен династии (с Бурбонов на Орлеанскую, а с Орлеанской на Наполеоновскую), французская политически-юридическая мысль достигла вершин в рассмотрении тираноборчества. Политическая повестка целого столетия: кто и когда становится тираном? Идея античности обрела во Франции тело.
   Террор, как феномен, является утверждением в социальном сознании иной модели государственной власти - общественного договора. Вместо богоданности, теперь выдвигаются природные права человека: равенство, свобода и братство между людьми. Атрибут "новой власти" - сделка между гражданами (конституция). Монарх более не священная персона. Под "монархом" имелось в виду любой руководитель страны. Был снят мораторий на убийство носителя власти.
   Немецкий юрист Густав Радбрух (Gustav Radbruch, 1878-1949) призывал, что если не имеется возможность активно выступить против тирана (для него это был Адольф Гитлер), следует саботировать исполнения указаний данного лица. Время все расставит на свои места и не стоит, считал Радбрух, пятнать своё имя, либо прикрываться словами: "Я выполнял приказ" (Befehl ist Befehl). Если человек гнилой, утверждал Густав Радбрух, то он будет прикрываться разного рода отмашками.
   "Ни один судья не может ссылаться на закон [Gesetz ist Gesetz] и основанную на нем практику, которые не только неправомерны, но и преступны. Мы ссылаемся на права человека, которые стоят выше всего писаного права, на неотъемлемое и существующее с незапамятных времен право, которое не признает действие принудительных приказов бесчеловечных тиранов" .
   Сегодня убийство тирана не обсуждается в социуме. Сам термин "тиран" размыт и массам не ясен. Часто общественное мнение смешивает понятие "тиран" с другими терминами: "диктатор" (кому парламент и народ временно вручил власть, как наиболее достойнейшему), "деспот" (субъект, захвативший власть незаконным путём, осуществляющий пагубные шаги к разрушению государственного образования) и "сатрап" (назначены из вне, как правило, завоевателями и обеспечивающий выкачивания ресурсов из вверенного региона в метрополию) .
   Тираноборства это проявления акта нигилизма. Отрицание общественных норм, регулируемых действующей властью. Известные нигилистические течения имеют и основателей:
  
   1. немецкий нигилизм Фридриха Якоби;
   2. русский нигилизм Ивана Тургенева;
   3. французский нигилизм Фридриха Ницше.
  
   Якоби предлагал добиваться вынуждения ухода тирана из власти и его принудительного лечения.
   Тургенев и Ницше предлагали добиваться физического истребления больной особи общественного гниения.
   Современная философия права заявляет, что каждая человеческая жизнь бесценна. В этой связи, когда становится выбор между казнью и пожизненным заключением, страны передового либерализма, стараются выбрать пожизненное заключение.
   Если выводить, что убийство тирана, человека, является нужным и важным, то предоставляется прецедент хаоса, война всех против всех. Если отказывается от требования ввести право убийство тирана, то теряется политическая воля и само право называться человеком разумным. Требуется работать над этим направлением в отечественном законодательстве, потому что просвещение, образование - акт творческий, критический и демократический. Лишение права тираноборства это возвращения к сословным порядкам, либо ранним феодальным отношениям.
   Американский политолог Роджер Бушэ (Roger Boesche, 1948-2017) в своём главном труде "Теории тирании: от Платона до Арендт" (Theories of Tyranny: From Plato to Arendt) отмечал, что "<...> тиран - это опасная работа" .
   Искать справедливость в обществе - неблагодарное дело. Как писал немецко-австрийский правовед и неокантианец Ханс Кельзен (Hans Kelsen, 1881-1973) в свое труде "Чем является правосудие?" (Qué es la justicia?, 1957):
   "Юстиция, прежде всего, шанс возможный, но не в общественной сфере" (С. 5).
   "Вопрос о правосудии был начат с Платона. Важной философской проблемой является проблема юстиции (правосудия)" (С. 20).
   "Аристотелевская этика сумела обозначить и разграничить идею абсолютной юстиции [платоновскую], включив рациональный подход: научный и квази-научный" (С. 33).
   "[Подвожу итог своего лекционного курса]. Правосудие является релятивистским актом. <...> Любая юстиция должна быть профессиональной, прежде всего, ориентироваться на справедливость. Философия права должна защищать науку и опираться на науку, и, тогда в этом случае, достигнем искренней правды. Правосудие - демократия. Правосудие - толерантность" (С. 44).
   Современный украинский политический философ, доцент Николай Салтанов считает, что "<...> дискуссии о человеческом праве легитимизирует политическую волю <...>" - это значит нет запретных тем для обсуждения. Так мы идём рука об руку с главным критиком государственной власти Сократом (VI-V век до н.э.), "вырывшим котлован" для естественного права. Следуя высказываниям Салтанова, опираясь на заветы Сократа, порождаются люди особого склада ума - сократические мужи (socratici viri).
   Право свободного человека - защита своими руками собственных свобод и прав. Нельзя лишать права убийства узурпатора, либо права вооруженного восстания. Этому учит вся история человечества, с античных народов, до первого народа модерна - английского народа, по новому усвоившего древние принципы свободы .
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"