Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Гассенфратц плотник (le charpentier) революции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жан Генри Гассенфратц один из многих французский революционеров, которых забыли. Его неоценимый вклад в естественнонаучные дисциплины (химия и физика) помогли революционной Франции сделать рывок, рывок в дешевизне и в облегчении производства орудий. Гассенфратц прошёл путь от простого грязного полового до профессора. Жан Гассенфратц не только был "аристотеликом", но и "платоником", который искал наилучший педагогический метод. Его фамилия стоит в ряд с другими известными педагогами французской Революции: Мирабо, Таллейрана-Перигора, Кондорсе, Арбогаста, Ромма, Лепелетье, Лаканаля, Сийеса, Лавуазье. В данном историческом очерке о Гассенфратце будет: выдержка из биографии и педагогическая теория. К написаю подтолкнуло прочтения истории об Французской революции в исторических произведениях: Вильгельма Блоса, Альбера Сореля, Жюля Мишле, Томаса Карлейла, Альбера Собуля, Франсуа Виктор Альфонс Олара, Франсуа Рене де Шатобриана, Алексиса де Токвиля, Ипполита Тэна, Петра Кропоткина, Якова Захера.

 []

  
Гассенфратц в 1825 году, в 69-ним возрасте

  
  
   Жан Генри Гассенфратц (1) (Jean Henri Hassenfratz, 20.12. 1755 - 26.02. 1827, 71 год) - французский естествоиспытатель, химик, первый профессор физики Политехнического университета Парижа (École centrale des travaux publics) и его один из основателей в 1794 году (совместно с Гаспаром Монже). Инспектор шахт и политический деятель французской революции (монтаньяровец). Происходил из третьего сословия.
   Гассенфратц был субтильного телосложения, небольшого роста. Лицо имел обманчивое открытое и простодушное. Характером: неуступчивый, несдержанный, вспыльчивый. Имел неприятную черту - быстро говорить. Заикался. Жестокий и кровожадный. В одежде сдержан, манеры безупречны.
   Жан Генри Гассенфратц был старший сыном Жана Гассенфратца (Jean Hassenfratz), которого прозвали "Волосатым" (Косматым, le lièvre) и Марии-Маргариты Дагоммер (Marie-Marguerite Dagommer). Его родители были гастрономами (кулинарами), семья существовала за счёт своего ресторанного дела. Брак между его родителями произошёл 1 февраля 1755 года.
   С 14 по 16 лет (1769-1771) изучал географию под руководством королевского географа Жана де Бюэрене (Jean de Beaurain, 17.01. 1696 - 12.02. 1771) во французской колонии в Новом свете, на Мартинике. Бюэрене известен своей военной топографией походов герцога Люксембургского (Франсуа-Генри де Монтморенсе-Люксембург, François-Henri de Montmorency-Luxembourg, 08.01. 1628 - 04.01. 1695). Трехтомник повествует об истории деяний герцога Люксембургского за период 1690 по 1694 годы (Description topographique militaire de la Flandre, ou Campagnes du maréchal de Luxembourg (1690-1694), Paris, 1756 5 parties en 3 volumes in-folio (réimpr. 1776, La Haye; 1783-87, Potsdam en 5 vol. in-quarto "avec des notes techniques par un officier prussien" или в статье Бертранда Фонка (Bertrand Fonck) коротко освящаются заслуги трехтомника Бюэрене: "Les campagnes du maréchal de Luxembourg en Flandre, 1690-1694: bataille et stratégie" (Кампания маршала Люксембургского во Фландрии с 1690 по 1694: баталии и стратегия)))).
   Интеллектуальный и экономический рост Гассенфратца начался в 1779 году и неразрывно связан с именем Жана де Шампиньи (22.09. 1712 - 1787) (2) - сыном (возможно) Жана Боше де Шампиньи (1643 - 1720) интенданта земли Новая Франция в период 1687 по 1702 годы. Гассенфратц Шампиньи называл ласково: "отцом" (papa Champigny). Шампиньи-младший Гассенфратца свёл с маркизом Серентом (Армандом-Луи де Серентом, Armand-Louis de Sérent, 30.12. 1736 - 30.10 1822). Серент (по слухам юный 16 летний Гассенфратц, до своих 18 лет был усладой для маркиза) ввёл в высшие общество и во многом ходатайствовал за "дитё кухарки". Жан Генри стал учиться математике у Гаспара Монже (Gaspard Monge, 09.05. 1746 - 28.07. 1818). Учёба переросла в дружбу, которая объединила двух мыслителей на всю жизнь.
   В 1781 году благодаря Жану де Шампиньи Жан Генри Гассенфратц познакомился с Сильвестром-Франсуа Лакруа (Sylvestre-François Lacroix, 28.04. 1765 - 24.05. 1843) известным математиком и астрономом, который прославился за написание трехтомного трактата: "Traité du calcul différentiel et du calcul intégral" (Трактат по дифференциальному исчислению и интегральному исчислению). Дружба между Жаном Генри и Сильвестром-Франсуа продлилась 15 лет, до 1796 года (разошлись на политической почве, о целях революции, и на интеллектуальном поприще, зависть со стороны Жана к Сильвестру, который вёл кафедру математики в École centrale des Quatre-Nations (Коллеж Четырёх Наций)).
   Гассенфратц с 1780 по 1785 зарабатывает себя на жизнь плотничеством. Активно самообразовывается. Интересовался: химией, физикой, астрономией. Подбором литературу для Жана-Генри по данным естественным наукам занимается Гаспар Монж. Благодаря Монжу Гассенфратц выработал своё сенсуалистическое мировоззрение на мир.
   Жан Гассенфратц с 1781 по 1783 служит географом в 6-том драгунском полку (6e régiment de dragons).
   Любопытный факт, что отец писателя Александра Дюма генерал Томас (Фома) Дюма (25.03. 1762 - 26.02. 1806) с 02 июня 1786 года и до своей смерти служил 6-том драгунском полку. Александр Дюма в своём историко-приключенческом романе "Три мушкетёра" брал за образы для своих персонажей: Атоса, Портоса, Арамиса и Д'артаньян друзей "французского Горация Коклеса" (прозвище Томаса Дюма). Атос это генерал Жан-Луи Бриг(ж)ит Эспаньол (Jean Louis Brigitte Espagne, 16.02. 1769 - 21.05. 1809). Портос это генерал Луи Кретьен Каррьер (Louis Chrétien Carrière, 14.04. 1771 - 16.12. 1813). Арамис это генерал Жозеф (Иосиф) Пистон (Joseph Piston, 30 09. 1754 - 21.03. 1831). Д'артаньян это сам Томас Дюма.
   Гассенфратц как талантливый математик сводит ещё одно знакомство с Бальтазаром Жоржем Саже (Balthazar Georges Sage 07.03. 1740 - 09.09. 1824) химиком и минерологом, которой предлагает Жану стать студентом будущей Горной школы (École des mines de Paris). Плотник согласился. Интересно отметить, что в реестре студентов Горной школы Гассенфратц упоминается уже как студент с 14 мая 1782 года, то есть еще до официального создания школы, которое датируется 19 марта 1783 года. Непосредственным учителем Гассенфратца в Горной школе по горному и металлургическому делу был Антуан Лоран де Лавуазье (Antoine Laurent de Lavoisier, 26.08. 1743 - 08.05. 1794) естествоиспытатель, основатель современной химии. В период 1786-1787 Гассенфратц совместно с Лавуазье доказали существования "огненного воздуха" (флогистона), доказав что он является одним из новых химических элементов. Сегодня флогистон известен как водород. Совместное исследование изложили в "Анналах по химии" (Annales de chimie) в 1792 году.
   В 1790 году Гассенфратц и Лавуазье синтезировали соду.
   Гассенфратц как дитя своего времени вступает в масоны. Ложе Бен Зеле, относящийся Великому востоку Франции (Loge du Bon Zèle (3), qui appartient au Grand Orient).
   Жан Генри Гассенфратц с началом Великой французской революции (1789 -1799) вступает в Якобитский клуб. В 1789 году от Жана бежит его "патрон" маркиз Серент.
   В 1790 году Гассенфратц публикует математический трактат "Manuel militaire de l'infanterie, cavalerie et artillerie nationale" (Военная инструкция войскам, кавалерии и национальной артиллерии) (4).
   В январе 1792 года становится членом Социально-патриотического клуба Люксембурга (секция патриотов из Мутиа-Скэвола это часть парижской коммуны, Section Mutius-Scaevola). Название группировки происходит (Клуб Люксембурга) от одноименного дворца (Люксембургского). Так же Патриоты Люксембурга владели ещё двумя территориями: Saint-Sulpice (Сан-Сулпис), Montparnasse (Монпарнас). Основатель организации Жан-Николай Паше (Jean-Nicolas Pache, 05.05. 1746 - 18. 11. 1823) политический деятель, инженер, адвокат. Жан Гассенфратц вступил в этот Клуб по просьбе Гаспара Монже. Монже искал сторонников для организации Паше - своего школьного друга, которого знал с 1774 года, по Королевской инженерной школе Месьеры (École royale du génie de Mézières). Сначала Паше был эбертистом, затем жирондистом, куда увлек, как своего близкого друга Монже, так и его питомца Гассенфратца. Клуб был праворадикальной организацией. В неё так же входили: экономист, музыкант Александр-Феофил Вандермонд (Alexandre-Théophile Vandermonde, 28.02. 1735 - 01.01. 1796) и геометр, артиллерист Жан-Баптист Марии Шарль Муснир (Jean-Baptiste Marie Charles Meusnier, 19.06. 1754 - 13.06. 1793).
   В период 1791 по 1793 год Жан Гассенфратц является одним из 30 членов "Bureau de Consultation des Artes et Métiers" (Бюро по консультации орудийного дело).
   Благодаря знакомству с Паше, будущим военным министром (03.10. 1792 - 31.01. 1793), Гассенфратца "обходили" стороной народные трибуны.
   Жан Гассенфратц принимал активное участие в Восстании жирондистов 31 мая - 2 июня 1793 года. После поражения скрывался. Вернулся в Париж спустя два года и 25 октября 1795 года назначен профессором в Политехнический университет. После обретение кафедры от политики дистанцировался. Приход к власти первого консула приветствовал (18 брюмера VIII года Республики или 9 ноября 1799 года). Гассенфратц спокойно воспринял Реставрацию Бурбонов (6 апреля 1814), ибо не был цареубийцам, но как гражданин поддержал смертную казнь Людовика XVI.
  
   Политехнический университет на тот момент имел три кафедры:
  
   1) Геологическую, возглавлял Андре Брошант де Виллер (André Brochant de Villiers, 06.08. 1772 - 16.05. 1840).
   2) Машинную, правил Арсен Никола Вэллет де Веллоя (Arsène Nicolas Baillet du Belloy, 28.09. 1765 - 18.06. 1845).
   3) Минералогии и химии, руководил Жан Генри Гассенфратц.
  
   Жан Гассенфратц с 1802 по 1815 год был горным инспектором. Выявлял недостачи, исследовал породы и минералы, пробовал синтезировать разные вещества (редокс), разрабатывал шахты близ Альп (добывал и торговал: хромитом, феррохромитом, каменноугольным коксом, кремнем, никелем, известью, оксида хромом), в городе Мутье (Moûtiers).
   Жан-Генри Гассенфратц в своей педагогической цели опирался на завоеваниях революции. Свободу (liberté), равенство (égalité), братство (fraternité). Плотник понимал девиз Революции, который придумал Антуан Момор (эбертист), следующим образом: свобода - экономические послабления, равенство - изжитие сословностей и раболепия человека перед человеком, братство - общество, которое строится исключительно на здравомыслии. Паше переделил длинный лозунг Момора "Unité, Indivisibilité de la République; Liberté, Egalité, Fraternité ou la mort" (единство, неделимость Республики; свобода, равенство, братство или смерть"), на короткий: "Liberté, Egalité, Fraternité"). Девиз Французской республики вошёл в обиход после 10 августа 1792 года (5), когда был произнесен Жаном-Николаем Паше в здании Парижской коммуны. Девиз поддержали: Жорж Жак Дантон, Пьер Гаспар Шометт и секция Парижского-театра (section du Théâtre-Français, секция Жан-Поля Марата).
   Гассенфратц выступал против идеи Лаканаля, который желал ввести в педагогическую систему аббата Сьейеса, иезуитскую и аристократическую. Гассенфратц был за равноправие полов. Жан Гассенфратц был против гуманитарного направления (пение, танцы, стихосложение и т.е.) требуя обрезать время на данные дисциплины, за которые ратовал Лаканаль. Гассенфратц выступал за естественнонаучную позицию в отношении обучении людей. Жан Гассенфратц выступал за бесплатное среднее и высшее обучение. Жан-Герни Гассенфратц поддерживал педагогическую систему Лепелетье. Гассенфратц изложил свое виденье 30 июня 1791 года (II год республики) в Якобитском клубе. С его речью можно ознакомиться: Педагогические идеи великой французской революции. Москва. Работник Просвещения. 1926. - С. 137. С. 117-119 (http://istmat.info/files/uploads/28666/fr_projets-education_o-syrkina.pdf). (Странно, что на сайте биографии Пинкевича указан 1927 год (http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=pinkevich-biobibliografichesky-ukazatel_1984)).
   Мой комментарий. Жан Генри Гассенфратц один из ярых борцов за пролетарскую свободу. Видный химик и физик. Его политическая деятельность неразрывна связана с педагогической теории Руссо, которая была выражена в "Эмиле или О воспитании".
   Гассенфратц соглашается с Руссо по следующим пунктам:
  
   Ребёнок это человек. Ребёнок это потенциальный гражданин. Он мягок и податлив, как глина, для изменения. Чтобы добиться результата, требуется:
   1) развить волю к знаниям;
   2) мы все дети природы и вещей, следовательно, только окружение изменяет наше мировоззрения на мир (бытие определяет сознание);
   3) постоянство и твердость - мерила для воспитания;
   4) все люди по природе своей равны, не стоит искусственно делить людей на "лучших" и "худших". Природа уже сама поделила людей. Задачей общества является объединение людей и выработки наилучшего общества. Долой эмульсию, разовьём коагуляцию;
   5) в воспитании нет никакого зла и без насильства, если родитель желает лучшего для своего ребёнка;
   6) нельзя применять любого рода насилия по отношения к детям, только уговоры, только завлечь лудологическим (ludus, игровым) способом в процесс познания;
   7) нет предрассудкам, нет ригидности, ибо все течёт, все меняется, не чураться нового, не забывать старого;
   8) обучение имеет своё время, как и красота, нужно торопиться, с 7, а лучше с 3 или 4 лет уже начать учить рёбёнка читать и писать, и в дальнейшем развивать его как психологически, так и физически.
  
   Цитаты Руссо из "Эмиля" по вышесказанному:
  
   - "Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения чтению: придумывают конторки, карточки; комнату ребенка превращают в мастерскую типографии. Локк хочет, чтобы ребенок учился читать по игральным костям. Не правда ли, какое прекрасное изобретение? Какая жалость к ребенку! Но есть средство более верное, чем все это, средство, о котором всегда забывают; это - желание учиться. Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости - всякая метода будет хороша для него".
   - "Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей".
   - "Постоянство и твердость, равно как и другие добродетели,- это для детства первые предметы обучения; но научатся дети этим доблестям не тогда, когда узнают их имена, а когда испробуют их па деле, сами не зная, что это такое".
   - "Воспитание исключительное, стремящееся единственно к тому, чтоб отличить получивших его от простонародья, всегда предпочитает обыкновенным предметам обучения, а потому и наиболее полезным, такие предметы, изучение которых очень дорого стоит. Таким образом, заботливо воспитанные молодые люди все обучаются верховой езде, потому что это дорого стоит; но почти ни один из них не учится плавать, потому что это ничего не стоит, потому что и ремесленник так же хорошо может плавать, как и всякий другой".
   - "Боятся, что, учась плавать, ребенок утонет; учась ли он утонет или потому, что не учился, все равно - виной будете вы. Одно тщеславие делает нас безрассудно слепыми; люди не бывают безрассудно отважными, когда их никто не видит. Эмиль не будет таким, даже если бы смотрела на него вся Вселенная, Так как успех упражнений не зависит от риска, то в пруду отцовского парка он мог бы научиться переплывать Геллеспонт67; по следует привыкать даже к риску, чтобы научиться не смущаться перед ним,- это существенная часть первоначального обучения, о котором я только что говорил. Впрочем, если я буду заботливо соразмерить опасность с его силами и всегда разделять ее с ним, то мне не придется бояться безрассудной отваги, так как забота о его сохранении будет у меня тесно связана с заботою о собственной безопасности".
   - "Впрочем, нужно всегда помнить, что все эти упражнения [говорить, ползать на четвереньках, ходить, читать, писать и т.е.] должны быть только игрою, легким и добровольным направлением движений, которых требует от них [особенно для детей и вообще для всех людей] природа, искусством разнообразить их забавы, чтобы сделать их более приятными для них; тут не должно быть ни малейшего принуждения, обращающего упражнения в труд".
   - "Вот на каких обманчивых правилах основывается ложное благоразумие отцов, стремящееся сделать детей рабами предрассудков, которыми их питают, и игрушкою той самой безрассудной толпы, из которой думают сделать орудие их страстей. Чтобы познать человека, сколько вещей нужно знать еще раньше этого! Человек - последний предмет изучения для мудреца, а вы имеете претензию сделать его первым предметом обучения для ребенка! Прежде чем просветить его относительно наших чувствований, научите его оценивать эти чувствования. Разве это значит узнавать безумие, если мы его принимаем за разум? Чтобы быть мудрым, нужно различать, что не мудро. Как ребенок ваш узнает людей, если он не умеет ни судить о их суждениях, ни разбираться в их заблуждениях? Беда - знать что они думают, когда не знаешь, истинны или ложны их мысли".
   - "Для всякого рода обучения есть свое время, которое нужно знать, и особого рода опасности, которых нужно избегать. А при этом обучении особенно много бывает этих опасностей; но ведь для того и я принимаю меры предосторожности, чтобы не подвергать своего воспитанника этим опасностям".
  
   Жан-Генри Гассенфратц в руссоизме видел вред в следующем:
  
   1) равноправие досуга для гуманитарного перерыва, отдавал предпочтения техническим наукам;
   2) теремность (закрытие) женщины от общества плохо, ибо, как считал Руссо, где женщина - там беспорядок. Гассенфратц выступал против руссоистского шовинизма;
   3) образцовость знаний для определенного возраста, если все люди разные и по-разному воспринимают мир, тем самым по-разному его познают, как можно говорить о "должном знании"?
  
   Цитаты Руссо из "Эмиля" по вышесказанному:
  
   - "К несчастью, мы не можем проводить все свое время за верстаком. Мы не для того поступили в ученье, чтобы стать рабочими, а для того, чтобы стать людьми; обученье же этому последнему ремеслу труднее и продолжительнее всякого другого. Как же нам быть? неужели брать столярного мастера на час в день, как берут учителя танцев?".
   - "Эти добровольные успехи легко распространяются и на рисование, ибо искусство это не безразлично для искусства одеваться со вкусом; но я не желал бы, чтобы их засадили за рисование ландшафтов, а тем более за рисование лиц. Берите листву, плоды, цветы, драпировку, все, что может пригодиться для того, чтобы придать изящное очертание нарядам или самой составить узор для вышивания в случае, если ничего но окажется по вкусу,- этого и достаточно. Вообще, если мужчинам важно ограничивать свое обучение полезными знаниями, то это еще важнее для женщин, которые хотя и ведут менее трудолюбивую жизнь, но бывают или должны быть более преданы своим занятиям и чаще отвлекаются от дела разными заботами, а поэтому и не имеют возможности увлекаться, по своему выбору, каким-нибудь искусством в ущерб своим обязанностям".
   - "Если, прежде чем мы сделаем миль пятьдесят предполагаемым мною способом, Софи не будет забыта, то, значит, или я слишком неловок, или Эмиль очень нелюбознателен; ибо трудно ожидать, чтобы при таком запасе начальных сведений ему не захотелось приобрести их еще больше. Любознательным становиться лишь по мере обучения; а он знает столько именно, сколько нужно для желания учиться".
   - "И вот он дает ей уроки философии, физики, математики, истории,- словом, всего. Софи с удовольствием подчиняется его рвению и старается извлечь из него пользу. Как доволен Эмиль, когда может добиться того, чтобы давать уроки - на коленях перед нею! Ему чудится, что он видит отверстое небо. Меж тем, это положение, стеснительное более для ученицы, чем для учителя, не очень-то благоприятствует обучению. Тут не знаешь, куда деть свои глаза, как избежать преследующего их взора; а когда взоры встречаются, урок идет не лучше прежнего" (6).
  
   Руссо многое позаимствовал у Мишеля Монтеня и из его труда "Опыты". На этот труд часто прямо или косвенно ссылается Руссо в "Эмиле". Монтень был автором и специального педагогического трактата "Об обучении детей" (1580).
  
   ***
  
   Сноски
  
   1. Труды и карты Гассенфратца: https://catalogue.bnf.fr/changerPage.do?motRecherche=Jean+Henri+Hassenfratz&index=&numNotice=&listeAffinages=&nbResultParPage=100&afficheRegroup=false&pageEnCours=1&trouveDansFiltre=NoticePUB&trouverDansActif=false&triResultParPage=0&critereRecherche=0&typeNotice=&pageRech=rsi.
  
   2. https://data.bnf.fr/fr/12310837/jean_de_champigny/.
  
   3. Histoire de la franc-maçonnerie en France Lettre liminaire de Me Richard Dupuy. Front Cover. Nouvelles Editions Latines, 1978. - 492 pages. С. 118. В эту Ложу вступали парижане живушие в восточной части города и из города Ля-Рошель. https://books.google.com.ua/books?id=RHL2NhqtmLIC&pg=PA118&lpg=PA118&dq=Loge+du+Bon+Z%C3%A8le&source=bl&ots=-HUY4JHv_3&sig=ACfU3U3W-8pxFUa9SA9qN1FIlKMF4eJ5RA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwi1ubLu__vxAhUxhf0HHd1XDXUQ6AEwEXoECBQQAw#v=onepage&q=Loge%20du%20Bon%20Z%C3%A8le&f=false.
  
   4. https://data.bnf.fr/fr/12403311/jean-henri_hassenfratz/.
  
   5. https://www.histoire-en-citations.fr/citations/revolution-liberte-egalite-fraternite. "Сырая" версия лозунга была представлена 5 мая 1789 года и звучала: "Свобода или Смерть". Потом "лучшая" и окончательная, современная версия (после смерти Моморо) 26 октября 1795 года и звучала: "Liberté, Egalité, Fraternité". Сам Моморо хотел, чтобы лозунг был такой: ""premier imprimeur de la liberté" (...) Au fil de la Révolution, la liberté, revendication venue du siècle des Lumières, et l"égalité - celle des droits plus que des conditions - vont inspirer les révolutionnaires (...) La fraternité reste la parente pauvre (...) jusqu"au socialisme du XIXe siècle (...)".
  
   6. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st022.shtml или http://flibusta.is/b/148349.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"