Аннотация: Мишель Фуко - французский философ, теоретик культуры и историк. Герменевтика субъекта "Забота о себе" и самопознание.
Эпимелейя
Мишеля Фуко
Приняв за исходную точку анализа платоновский диалог "Алкивиад" (Алкивиад I) Мишель Фуко в публикуемом курсе лекций рассматривает античную "культуру себя" I-11 вв. н. как философскую аскезу, или ансамбль практик, сложившихся пол знаком древнего императива "заботы о себе".
Существует центральная концепция, позволяющая приступить к рассмотрению данного вопроса: epimeleia/curasui ("забота о самом себе"). Означает"ἐπιμελεια" - "опека"(опекайся о себе) . Познание звучало иначе: согласно дельфийскому оракулу- "познай самого себя". Однако призыв к самопознанию всегда сопровождался требованием -"проявить заботу о самом себе".
Epimeleia - это философский принцип, преобладающий в греческом, эллинистическом и римском образе мысли, они являются базисом современной западной культуры. Такой тип философского мышления воплощен в учении Сократа, который разговаривал с людьми на улицах Афин. Обращался к молодежи в гимназиях с одним вопросом: "заботишься ли ты о себе?" Epimeleia-по- другому: отношение к самому себе, к другим, ко всему свету; в концепции epimeleia следует различать такие аспекты:
-во-первых
налицо тема некоего общего отношения своеобразной манеры смотреть на мир. Действовать, вступать в отношения с другими людьми.
-во-вторых
epimeleia seauton(опека над собой) - это своего рода форма внимания, взгляда. Забота о себе подразумевает переключение взгляда, перенесение его с внешнего окружающего мира на самого себя и т.д. Забота о себе предполагает своего рода наблюдение за тем, что ты думаешь и что происходит внутри тебя.
-в-третьих
epimeleia также всегда означает определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе, а именно- действие, которым он проявляет заботу о себе, изменяет, очищает, преобразует (transforme) и преображает (transfigure) себя. Таким образом налицо парадокс: предписание проявлять заботу о самом себе для нас означает скорее эгоизм. Принцип современной западной культуры : "Люби себя, плюй на всех и в жизни ждет тебя успех" (мультфильм "Шиворот-навыворот . Урок любви" (1981г.) кукольный мультик ").
Примеры:"У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов - вечны и постоянны ее интересы". "Устои Англии, устои мира".
Так субъект -подходит эгоистическик самому себе, в западной культуре идея базируется на христианстве которая извращена её последователями , благодаря своему языческому "логосу" ("фундаменту" по Гераклиту ).
Данный тип мышления (западной культуры) "вырос" благодаря двум разным культурам : античной ( эллинско-римской) и христианской ( иудейской) . Произошел синкретизм , который концептуализировал принцип античной культуры, "почитай только себя" и в христианской "почитай ближнего своего" . Дало рост таким образом, что мы называем "западной культурой" . Познать себя, необходимо вглядеться в элемент, идентичный своему "Я ", всмотреться в него, поскольку он сам есть принцип знания (savoir) и познания (connaissance), т.е. является божественным. Таким образом, следует вглядеться в частицу божества, чтобы узнать самого себя. Следует познать божественное, чтобы познать себя. Бог опекая себя , опекается и о нас . Мы люди- детище его . Проявляя опеку к себе к своему труду он заботится о нас . Не желая лишиться своих достижений т.е. потраченных сил , средств и времени . Мы же в свою очередь должны оправдать его доверие к нам . Каждое созданное им живое , неживое , материальное , нематериальное мы должны "опекать" как самих себя . Эгоистически опекать , проявлять заботу к его труду, но не давая другим трудам его посягнуть на наше личное пространство . Оставаться в атараксии ко всему . Стараться стремиться к одной из идей платоновского добра"αγαθον"(аллегория, "притча о пещере"), также идеи "сверхчеловека" по Ф.В.Ницше . Только тогда человек пройдя все эти этапы развития: духовные , ментальные и физические , окажется подле (возвысятся до) него .