Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Ибн Хальдун и его видение философии и истории философии в пространстве культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Внутри работы полностью раскрывается суть работы.

I. Введение

  
   Аннотация. В работе исследуется представления Абу Зейда Абдуррахмана ибн Мухаммада аль-Хадрами об общественных и производственных отношениях в философии и в пространстве культуры позднего средневековья на Ближнем Востоке.
   Ключевые слова: фальсафия, аристотелизм, социология и экономика.
   Постановка проблемы. В нынешнее время, когда происходит общественное расслоение в связи с остроэкономическими и остросоциальными проблемами, будет важным и нужным проследить воздействие мысли "тунисского корня" на "кочевников" и на "огородоведов".
   Цель исследования. Проследить энциклопедичность мыслей Ибн Хальдуна на генезис историко-философской мысли и размежевания на две основные общественные модели человеческих сообществ - модель открытых обществ (номадических) и модель закрытых обществ (цивилизационных):
  
   - основа для рождения ложного знания;
   - культура как фактор влияния образа жизни человека;
   - фазы развития государственности.
  
   Гипотеза исследования. Из гипотезы исследования данной работы, в случае овладения философией Ибн Хальдуна, следует ожидать:
  
   - раскрытие исторических особенностей, своеобразия и эволюции теоретических идей Ибн Хальдуна;
   - осмысление ранней арабской политэкономической мысли.
  
   Методы исследования. Методологическим инструментарием для данной работы послужили методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, ретроспективный и историко-философский.
   Научная новизна. Демонстрация взгляда Ибн Хальдуна на существования здорового и сильного общества. Выявление противоречий путем метода "перекрестного допроса" истории в истории философии и в пространстве культуры.
   Практические значения исследований.
  
   - Исследование состоит в системном решении, путем научного метода философского исследования, восполнения теоретической базы и устранения пробелов в арабской философии, в том числе, философии Ибн Хальдуна;
   - важный слой рассмотрения историко-общественного развития человечества (монофеодализма), как предшествующей фазе дикого капитализма, для последующей апробации в философских полемитических спорах;
   - авторское рассмотрение позиции арабского мыслителя на теоретический корпус аристотелических интерпретаций (школ), как неотделимого и важного идеологического фундамента для создания любого европейского общества, с последующим использованием теоретического знания и наследия Ибн Хальдуна для преподавательской и научно-исследовательской деятельности.
  
  
II. Биография Ибн Хальдуна

  
   Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами, либо Ибн Хальдун ("Хальдун" переводится как "Священная ива", 27 мая 1332 - 17 либо 19 марта 1406) - арабский историк, экономист, социолог, политик и хафиз. В своих исследованиях изучал отношения в социальных конфликтах и взаимодействия между экономиками (способами добычи ресурсов и вещественного производства).
   Ибн Хальдун в своей многосторонности сопоставим индийскому философу IV-III века до нашей эры Чанакьи.
   Охарактеризовать Ибн Хальдун можно как аcutus по отношению к политической жизни, еlegans в суждениях и максимах, что остался жив и sincerus, который не скрывал своих силлогизмов от общественности, активно их продвигая. При жизни гордился своими исследованиями, считая, что создал самобытную и новую философию, не лишенную истины.
   Ибн Хальдун писал в своей автобиографии (1, "Путешествие Ибн Хальдуна по всему миру, от Запада и до Востока"), что его семья очень родовитая и известная со времён пророка Мухаммеда. Имеет арабско-йоменские корни, род происходил из Хадрамаутского региона (юг Аравии).
   Многие поколения семьи Ибн Хальдуна, после арабского завоевания Запада, проживали в Кармоне, Севильи и Андалусии (юго-запад, юг Испании). При деде и отце (отца звали Мухаммед) семья перебралась в Африку.
   Семья эмигрировала из Испании после осады Севильи (июль 1247 - ноябрь 1248). Отец был одним из высокопоставленных офицеров у Альмохадовской династии. Династия правила территорией от юга Испании, восточной Африки, занимая почти весь северо-восток Африки и до современного города Триполи.
   В изучении экономических отношений Ибн Хальдун последовал по стопам своего старшего брата Иоанна, Яху (Yahya Ibn Khaldun, между 1302-1362). По образованию Иоанн являлся историком. Был убит при одном из очередных переделов власти.
   Ибн Хальдун поступает в родную тунисскую школу (мектеб), где изучает математику, логику и философию (любимые авторы Аввероэс, Авиценна, Разес и Насир ад-Дин). Выучился по современным меркам на правоведа-международника.
   В Магрибском университете (медрессе) постиг фикху и хадисы (от 13 до 17 лет).
   В 17 лет лишился обоих родителей в следствии Черной чумы (1348-1349).
   Устраивается на "тёплое местечко" при дворе Феса, в Марокканском султанате. 25 летний юноша работает каллиграфистом, переписчиком и переводчиком (с греческого и латыни на арабский язык).
   Осенью 1362 года марокканский султан передал перспективного ученого в Гранаду. И там, через кастилийцев, Ибн Хальдун знакомится с христианством.
   В 1366 году Ибн Хальдун возвращается домой в Африку, в Тунис. Служит при дворе Маринидовского султана Абу-ль-Аббас Ахмада. Философ выступает парламентёром между двором султана и вождями кочевников, попутно исследует этих диких бедуинов. В 80-тые годы XIV столетия совершил несколько паломничеств в Мекку. Точно зафиксировано путешествие в Мекку 1387 года, где на обратном пути оседает в Александрии.
   В 1384 году Ибн Хальдун, после представления мамлюкскому султану Баркукому, был назначен профессором в Каирский университет.
   Сменив Магрибский регион на Египетский, Ибн Хальдун начинает плодовито писать историко-экономические работы, обобщая опыт прожитых лет и применяя накопленные знания в интересах мамлюкского султаната.
   С 1388 года в Каир стали приходить тревожные вести с востока о безжалостном Тимуре Барнасе.
   Встревоженный нарастающей мощью Степного Барса, Каирский двор отправляет Ибн Хальдуна договориться с неудержимым кочевником. В середине декабря 1400 года Ибн Хальдун отправляется в путешествие в Дамаск.
   Встреча между Ибн Хальдуном и "потрясателем вселенной" Тимуром, произошла в середине января 1401 году, недалеко от Дамаска. Философу было 70 лет, а завоевателю 64 года.
   Араб приехал на встречу с целью защитить святыню пророка - Великую Дамасскую мечеть, а также, как делегат от южно-восточной части исламского мира, отстоять молебное место, предложить монгольскому завоевателю свои исследовательские услуги и добиться разрешения на написание общей татаро-монгольской хроники. А еще как не гласный шпион.
   Первая встреча, как это принято на Востоке, прошла сказочно. Варвар, в окружении своей свиты, возвращался с охоты, а мыслитель шёл в город, где они по пути и повстречались. "Хромой Тимур", увидев дервиша, захотел развлечься беседой. Переговорив, Тамерлан понял, что перед ним не только странствующий мыслитель, но и переговорщик. Он предложил Ибн Хальдуну проследовать с ним в Дамаск.
   Отдохнули и попарились в бане. Затем, после достархана, заговорили о жизни. Великий кочевник посетовал, о том, что удержать огромную завоеванную территорию в повиновении без крови не удается. Он испросил мудрости у Ибн Хальдуна, что тот может посоветовать? Ибн Хальдун повел рассказ, но Тимур, утомившись, попросил ученого написать труд, который поможет управлять государством. Философ ответил утвердительно (побились об заклад, pignore cum aliquo certare).
   До марта 1401 года Ибн Хальдун жил в Дамаске и постоянно встречался с полководцем. Философ презентовал Тимуру свой труд, ранее написанный для марокканского султана Абу-ль-Аббас Ахмад (2). Трактат был переписан под потребности Тимура из написанной ранее работы Ибн Хальдуна "Поучительная книга о событиях и случаях в истории" и назывался этот автореферат "Мукаддим" (Введение (4) или Προλεγόμενα). Философ сжато изложил тезисы управления государством, переработанные из предложений Аристотеля своему воспитаннику Александру Македонскому 17 веков назад (5). Арабский фальсаф особенное внимание уделил товарообмену (aliquid cum aliquo) и повинностям (glebae adscripti). Доклады Ибн Хальдуна по автореферату перед правителем длились не один день. Тамерлан выслушал, но в результате отверг данную псевдо-голическую хальдунско-аристотелевскую схему Александра Македонского на престоле. Но заверил, что Дамасскую мечеть, как и остальные культовые места, трогать не будет и не будет притеснять мусульман.
   Ибн Хальдун вернулся в Каир, устроился в университет (медресе), где в почёте и уважении умер в марте 1406 года, на 73 году жизни, в окружении многочисленных учеников. Смерть нашего тунисца, скорей всего, не было естественной, ибо скончался он через месяц после того, как был назначен шестым судьей мамлюкского султаната. Великий ученый был похоронен на суфийском кладбище, за воротами Насра (Bab al-Nasr, Вороты Победы) (6.).
  
III. История философии в пространстве культуры арабского позднесредневекового мыслителя Ибн Хальдуна

  
   Рассмотрим основные положения 1248-ми страничного труда (7) (английский перевод 1958 года американского востоковеда Франца Розенталя).
   Рассмотрим в деталях наследие арабского мыслителя Ибн Хальдуна. Автор пытается переплюнуть Аристотеля, Trema Aristotelis.
   Каковы виды истории in nuce?
   Тарих (التاريخ - дословно переводится как "история" либо "сообщение") и умран (عمران - дословно переводится как "фундамент", "конструкция", "философия истории").
   Кому философия истории выгодна (cui bono)? Всем разумным, ищущих соединение и разъединение исторических перипатей.
   Сам автор expose таким образом:
  
   1) Какие бывают исторические сообщения?
   2) Какова фактириологичность, основа и цепочка для минувшей истории и её действительности?
   3) Какова истинность, или действительность - из этого строятся для нас наши представления?
  
   Все авторские выкладки носят строгий порядок рассуждений: conjecturalis-difinitivus-qualitatis (выявление основы - дифференциация основ - качества основ). Богатый собранный материал арабским фальсофом, который будет использоваться спустя 250-300 лет французскими энциклопедистами, ибо сам восточный мыслитель был энциклопедистом, имеющим собственную бессистемность в своей системе.
   Ответ на первый вопрос (Какие бывают исторические сообщения?) сообщения бывают истинные и не истинные.
   Истинные сообщения, по арабскому ученому, основываются на количественном и качественном подтверждении форм природного и общественного свойства бытия.
   Не истинные, ложные сообщения, Ибн Хальдун относит к природным и общественным факторам. Ложные исторические сведения изобилуют в истории из-за непонятности и не связанности со временим, с пространством и личными пристрастиями в обращении к историческим авторам. Кто знает достоверное известие? (джуфану, или поговорка к этому следующая: пусть он скажет мне истинный возраст своего верблюда).
   Цель арабского философа выяснить основы для рождения ложного знания. Фундаментальная ошибка в познании человека истории, считает Ибн Хальдун, заключается в незнании природы ушедшей эпохи (автор рассматривает две категорий людей: 1. людей Писание (иудеи, христиане, сабии), 2. остальных-язычников).
  
 []

  
   Любой малик (مالك - правитель) обязан усмирять руки и голову других людей, направлять их на созидание, а не на взаимоистребление.
   Ответ на второй вопрос (Какова фактириологичность, основа и цепочка для минувшей истории и её действительности?) зиждется на основании понятия "состояние" или "хал" (هال - твердость, как кардамон - семечки имбиря, т.е. от семени до семени). Метафорой "семечки", по автору, является каждый живой организм, или человеческий индивид, который уникален и неповторим в каждый миг и в каждую минуту своей жизни. Термин "хал" всегда относится только к единичному объекту. Состояние существует само по себе и подвержено изменению. Почему изменчивы, но, при этом, похожи эти "состояния" (для всей природы)? Закономерности состояния? Арабский логик и математик пытается отыскать ответа на данный пробел в своих теоретических воззрениях. "Каковы качества и какова структура этого состояния?" - главный вопрос для Ибн Хальдуна.
   Сам философ приходит ко мнению, что это зависит от общежития (اجتماع - иджтимы, договоренности, согласия) и родственности (عصبية - асабиййа, клановости, кластерности) всех разумных существ, которые как смесь, либо элемент, умрана (общество).
   Зачем нужно объединяться, например, людям? Ученый заявляет, что это необходимость (فورا - дарура, вскипание, важность, нужность). Во-первых, вместе легче прокормиться и заботиться друг о друге, во-вторых, сподручнее защищаться от диких зверей и охотиться на них. Асабиййа относится только к мужчинам, т.е. только мужчины являются родственниками друг для друга. Только они могут порождать, оберегать, охранять, взрастить, добывать, защищать, нападать, лечить и делиться на другие сообщества. Асабиййа требует от каждого защищать всеми силами самую важную ячейку - семью, состоящую как из репродуктивных, так и из немощных, отдать жизнь во имя асабиййи. Сама природа (طبيعة - фитра) наделила живых существ этим чувством (асабиййи), чувством долга, ответственности, верности, преданности к своему виду.
   Мы видим, что Ибн Хальдун не рушит устоявшую систему, а всего-то хочет её обновить (esprit de corps).
   Средневековый автор признаёт, что все человеческие общества рознятся по многим признакам. Например, географическим и климатическим (определяется поведение), политическим и религиозным (нравы), по способам добычи и производства средств к существованию (именно такие термины), спроса и потребления (экономика) и т.п. Самая отличная и развивающая модель для общества, по Ибн Хальдуну, является меновая торговля (venundare aliudve), которая вырастает из бартера (permutationibus sive resignatis).
   Ученый приходит ко мнению, что все человеческие сообщества делятся на два типа:
  
   1. Массаха, или бадава (مساحة - жизнь на открытых пространствах).
   2. Хара, или хадара (حارة - жизнь на огороженных пространствах).
  
   Ибн Хальдун считает, что человек может быть либо кочевником, либо оседлым.
   Арабский мыслитель сопоставляет два образа жизни и считает наилучшим - городской тип, от варварства к культуре.
   Вся человеческая жизнь имеет следующий образ мысли: разрозненные части соединяются в единый элемент (собиратели и охотники образуют первобытнообщинный строй). Каждое единое разрастается. Вступает в конфликт с другими сообществами. Образует государство (рабовладельческий строй). Постепенный уход от языческого варварства, принимается учение пророка и строится царство Божьего на земле до суда Аллаха.
   Чем лучше живёт сообщество, тем оно ближе к Аллаху.
  
   Фазы становления государства:
  
   1. Достижение цели, или победа, когда одно племя подчинило другое племя, а государство - другое государство.
   2. Подчинение, или закрепостнение, когда завоеватели насаждают завоеванным свой образ жизни. Устанавливается номинация над землями и в культуре.
   3. Пик, или роскошь, когда люди приумножают свой достаток во всём, чтобы кичиться перед друзьями и устрашать своих врагов.
   4. Застой, или заледенение, когда люди более ни к чему не стремятся, а только пожинают плоды трудов своих предков.
   5. Роскошь, или изнеженность, когда старые удовольствия приелись и начинаются поиски все новых и новых возможностей удовлетворить свою похоть и алчность. Дряхлость и смерть.
  
   Три этапа эволюции государства по автору:
  
   1. Воинственный - мужской, отважный, степной.
   2. Разлагающий - старческий, степенный, городской.
   3. Распадающийся - женско-детский, слабый, рассыпавшийся.
  
 []

  
   Любое государство подобно человеку, который рождается-растёт-умирает. Четвёртое поколение не имеет никакой общности со своими прадедами.
   Ибн Хальдун предлагает учитывать ахлак (اَلْأَخْلَاق - мораль) для насаждения ислама. Нравы зависят напрямую от географическо-климатических условий, определяющих материальное существования людей. Арабский перипатетик всю нравственность и государственность выводит из экономики.
   Архва (روح - дух) является важным общественным связывающим и формируется, либо переносится, на общественное тело. Любое общество имеет идею духа, который материализуется в жизнь. Если общество не нужно, то оно отживает, если нужно - рождается. Однако, данный союз (духа с телом) не является движущей силой истории. Ибн Хальдун как будто бросает данное направление, не выявляя причин развития цивилизации. Возможно, это было связано с религиозной эпохой, в которой он существовал, с её табу на эту тематизацию вопроса.
   Бог заложил во всех существах свои возбуждающие факторы, которые арабский автор не исследует. Только указывает на следствия Божьего замысла (желания жить и желания умереть). Мы видим, что между Богом и человеком не может быть никакого звена, entente cordiale.
   Ибн Хальдун утверждает, что все люди равны, кроме негров. Негры ленивы, глупы и плясуны. Автор ярый негрофоб. Считал, что только аскеты и воздерживающиеся люди ближе к Богу, чем разнузданные, жестокие и изнеженные люди пустынь и городов.
   Возможность (إمكان - имкан), которой пользуется Ибн Хальдун, не является принципиально преемственной аристотелевской традицией (Бог является живым, но исключительно божественным мышлением и не растворяется в природе). Ибн Хальдун последователь онтологии фалсафы, которую рассмотрел Ибн Сина (идея Авиценны. Идея мира потенциально содержаться в Сущем-Едином в силу вечности самого Сущего (Аллаха) и он является природой). Эта удивительная и непостижимая вещь - Бог (incredibile dictu). Так вслед за Ибн Синой считает Ибн Хальдун.
  
 []

  
   Всё в мире является ветвями, тянущимися от ствола (асл-фар (أصلي - корень и فَرَّ - ветвь)). Зачем это? Ибн Хальдун не рассматривает. Но, опасность мысли арабского философа в том, что порой ветвь интересней и богаче, чем её ствол. Ствол понижает успехи ветвей, нивелируя до общего знаменателя. Здесь сравнение с кочевниками и оседлыми людьми. Оседлые люди выше материально-культурно-производственно, но почему-то Аллах всегда разрушает их уклад жизни, создавая из них бродяг, либо смешивая с бродягами. Тут не философская концепция, что человек лучше Бога, а социологическая, что сильнее и жизнеспособнее будут кочевники (бедуины).
   Государства разваливаются от слабой организованности, либо духовной смерти асабиййи. Когда в человеческом социуме существует асабиййя, то, тогда существует и само общество.
   Отсюда понятно, почему африканский султан и азиатский хан отвергли систему Ибн Хальдун - в ней им не было места. Везде Аллах, и в каждом Он, и все дети Его. Поэтому и "бегал" Ибн Хальдун от мира, который его не поймал (de leur echapper). Выведенные им законы (lex loquens) родились не ко времени.
   Понятно ли пишет Ибн Хальдун, открыто и ясно? Только для специалистов, высокомерно отбрасывая простаков (gobe-mouches).
   Ответ на третий вопрос (Какова истинность, или действительность - из этого строятся для нас наши представления?), мы никак не можем повлиять на прошлое, но прошлое может повлиять на нас. Ход истории неуловим и не прекращаемый. Он является перекрестным допросом (altercatio) для любого разумного.
   Только вера (Dius Fidius) спасёт человека. А любая частность (infamia) является всего-то частным определяющим (diliberativum) либо родовым признаком (genus demostrativum).
  
  
Сноски

   1.
  
   2. Kitābu l-ʻibari wa Dīwāni l-Mubtada' wal-Ḥabar fī ayāmi l-ʻarab wal-ʿajam wal-barbar, waman ʻĀsarahum min Dhawī sh-Shalṭāni l-Akbār. "Поучительная книга о событиях и случаях в истории арабов и их соседей и берберах, и остальных сильных современниках", 1377.
  
   3. Написано в поселении Оран (Oran) на территории современного Алжира.
  
   4. Эксцепты (ekscepty) по "Муккадиму" см. Историко-философский ежегодник / Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 1986. - 2007. - 2008. - 530 с. С. 187-217.
  
   5. Такое уже происходило, когда Аристотель увещевал молодёжь заниматься философией, написав: "Обращение" (Пροτρεπτικός) - собственный автореферат на свою формирующуюся философскую систему. Особенно свой ранний труд пеласг Стагириец адресовал к Фемизону, царю Кипра. Произведение ученого пеласга в чистом виде до нас не дошло, только через упоминания либо комментарии.
   Аристотель - Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 183 с.
  
   6. Süngü, Arife (2009), İbn Haldun'un Eğitim Felsefesi (Yüksek Lisans Tezi) (PDF), Süleyman Demirel Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü, 19 Kasım 2012 tarihinde kaynağından (PDF) arşivlendi, erişim tarihi: 17 Ağustos 2012. - 97 с. С. 5
  
   7. The Muqaddimah: An Introduction to History, 3 volumes, 1958 - first complete translation in English of "Muqaddimah" by 14th-century Islamic scholar/statesman, Ibn Khaldun. URL: https://asadullahali.files.wordpress.com/2012/10/ibn_khaldun-al_muqaddimah.pdf.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"