Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Ключевые принципы герменевтического учения Аврелия Августина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой очерк по труду блаженного Августина "Христианская наука или Основания герменевтики и церковного красноречия".


   Аврелий Августин - раннехристианский богослов, Отец церкви и философ-платоник, живший на рубеже IV-V века нашей эры. Главный труд по герменевтики: "Христианская наука или Основания герменевтики и церковного красноречия".
   Герменевтика это греческая наука, которая возникла во времена орфизма (мистическое учение на рубежах VIII-VI веков до нашей эры). Термин "герменевтика" означает "над течением временных законов". Орфики, после пифагорейцы и затем платоники применяли герменевтику для объяснения священных гимнов и ритуалов. Искали семиотический (символический) посыл и считали, что текст имеет три формы шифрования:
  
   1) Публичный. Прямой. Читай и выполняй, что написано. Неизбранные идут данным путём.
   2) Латентный. Скрытый. Читай и пытайся понять, о чём говорится. Пробуждающиеся ото сна идут данным путём.
   3) Сакральный. Священный смысл. Каждый символ несёт "слово", "речь", которая поможет обрести понимание текста и физическое и психологическое могущество. Избранные следует этому пути.
  
   Три формы человеческого познания и овладевания действительностью очень точно изложил древнегреческий мыслитель Платон в своей аллегории "О пещере" ("Государство").
   Августин, как платоник, использовал прочитывание текста в третьей форме, как сакральной форме, надеясь подчинить собственной воле действительность. Пытаясь объяснить другим, что публичный способ прочитывание - пуст и нежизнеспособный. Мыслитель хотел помочь ранним христианским общинам оторваться от язычества, - слепому следованию текстов и возвысить их до второй формы понимание текстов - латентной.
   Мыслитель применял герменевтику (толкование) для экзегетики (раскрытие и понимание смыслов, знаков в Священном Писании, в Ветхом и Новом заветах).
  
   Принципы экзегетики Августина:
   а) Рассматривал теорию знаков - психологически. По схеме: дух -> форма <- дух. Отчужденно и критически. Тексты нужно воспринимать с долей критики. Прочитывая их в духе автора, который описывает своё время.
   б) Конгениально (совпадение либо близкий). Сейчас (в V веке) и тогда (по событиям в Библии). Сравнительно и синтаксически. Что есть схожего для нас римлян сегодня в тексте с Заветами.
   в) Контекстуально. Некоторые символы имеют смысл только в тексте. Аналитически и эпохально. Не все можно понять, перефразировать и пересказать. Есть "пятна", которые будут неизвестны современникам.
  
   На мой взгляд, актуальность Аврелия Августина и его герменевтичне-экзегетического метода прочтения текстов - важное звено в философско-историческом контексте, от которого нельзя отказаться. Августин - видная фигура, что для своего времени, что и сегодня.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"