Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Манифест Монтекристи (Монте-Кристи) или Манифест Кубинской революционной партии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этом году исполнилось 125 лет с опубликованием Монтекристинского манифеста кубинскими революционерами XIX века. Его идейные вдохновители были Хосе Хулиан Марти-и-Перес (1853-1895) - кубинский поэт, писатель, публицист, переводчик, философ и революционер, лидер освободительного движения Кубы от Испании. На родине он считается национальным героем, прозван "Апостолом независимости". Близким товарищем Марти-и-Пересом и соавтором Манифеста являлся Максим Гомес (1836-1905) - одним из руководителей национально-освободительной борьбы кубинского народа. Война за независимость Кубы 1895 -1899 года поддерживалась деньгами из США. Итог Куба стала частью США с 1898-1902 год (после поражение Испании в Испано-американской войне). Выполнил перевод манифеста, не зная, есть ли перевод.


   Источник: https://es.wikisource.org/wiki/Manifiesto_de_Montecristi
  
  
   ******
 []

  
   Воззвание Кубинской революционной партии
  
  Революция за независимость, инициированная в Яре {1} после [ее] славной и кровавой подготовки, началась на Кубе в период новый войны. [Началась благодаря] Мощи приказа и [внутренних] соглашений Революционной партии (Partido Revolucionario) за границей и на острове, в виде общего собрания всех её членов, желающих оздоровления и освобождения [нашей] страны на благо Америки и мира. Избранные представители революции, которая утверждается сегодня, [их список] признают и соблюдают свой долг [предлагая]:
  
  - [1] отказаться от узурпации, в виде различий и привилегий, что [в будущем] послужит на благо и величие республики,
  - [2] помнить о родине, повторяя [обращаясь к себе]: "нет пролития крови без причины! без надежды на победу! без точной цели!". Дети правосудия, не помнящие об [ответной] мести, из которых и создана наша Партия, могут чего-то достичь только рациональной победой. Неугасаемая война приведет к битве, затем к разумной демократии. Благодаря таким действиям (отказаться от узурпации и помнить о родине) объединяться [разобщенные] кубинские общества.
  
  Война не частное, всенародное дело. Революция не является безумным триумфом одной кубинской партии над другой или унижение кубинцев. Революция это торжественная демонстрация воли страны, которая пыталась достичь успеха в предыдущей войне {2}. Нашу революцию ждёт победа либо смерть. Без пытливого ума и твёрдой воли нельзя преодолеть человеческую трусость и [социальные] различия. Без решимости на самопожертвования не достичь победы. Наших менее удачливых кубинцев запугивают и хотят заставить молчать (испанцы), у которых нет такой стойкой веры в способность силы и в благородство между людьми. Наша революция освободит кубинцев от позорного рабства.
  
  Война это не капризная попытка добиться независимости. В войне проявят добродетель те, кто стремится создать независимость (страны), утвердив её жизнеспособность и надежность для кубинцев. Нельзя откладывать право на свободу или, тем более, осуждать наше право на независимость. Люди, не могущие выдержать ужасы и лишения войны, не должны участвовать в ней. Только дисциплинированные и храбрые люди, желающие снова столкнуться с известными им опасностями, убежденные в том, что в завоевании всеобщей свободы лучше, чем прозябать в унизительном унынии, необходимы для участия в войне.
  
  Война не ведется против испанцев, которые находятся в кругу своих детей [семей] и следуют правилам родины (La guerra no es contra el español, que, en el seguro de sus hijos y en el acatamiento a la patria). Когда мы победим в этой войне, такие испанцы будут наслаждаться, уважать и любить свободу. Революция направленна против тех испанцев, которые хотят подавить революцию и выходят на дорогу (на борьбу). Революционеры обходятся без беспорядков, ибо они чужды умеренному духу Кубы и Куба не станет колыбелью войны и новой тирании. Отдающие свой голос во имя революции и войне, заявляют перед лицом родины как очиститься от всякой ненависти. Самоочищение наступает, когда есть преданность к Партии, когда имеешь снисхождение к робости или неверию к своим действиям со стороны кубинцев, когда уважаешь человека (классово, расово, религиозно) и поддерживаешь создание республики. Будьте убеждёнными в ведении войны (против паникеров), выполняйте приказы (Партии), будьте уверенными в искуплении (испанцев).
  
  Революция это новые отношения между людьми, которые должны жить в свободе и сосуществовать в братстве друг с другом. Стоит спокойно относиться, что во время войны, что после войны, к поведению нейтрального (нон комбината) или честного испанца. Будьте милосердным с раскаявшимися. Выступайте всегда непреклонно против: порока, преступление и бесчеловечности. Война, которая возобновилась на Кубе, революция видит не причины ликования, способного преодолеть безумный героизм, а великую ответственность, которая легла на плечи основателям кубинской нации.
  
  Куба вступает в эту войну с полной уверенностью, неприемлемой только для половинчатых, оседлых кубинцев, в способности ее сыновей одержать победу благодаря продуманной энергии и способностей кубинского народа, получены ещё десятилетней давности. В кубинском народе {3} слились современная практика работы и управления, охраняющую Партию в ее зародыше от испытаний и проблем, которые были в начале века в феодальных или теоретических республиках Испано-Америки (Испанской Америки), когда мы были без взаимодействия и без подготовки.
  
  Непростительно игнорировать, или даже вероломно, оставаться в неведении о часто славных и теперь обычно забытых причинах американских потрясений {4}, возникающих из-за попыток приспособить иностранные модели неопределенных догм, связанных только с местом их происхождением, изобретенных для реальности собственной страны. Они ничего не знали о свободе, кроме собственного горделивого рвения и желания достичь её, американцы, смогли получить свободу только в упорной борьбе.
  
  Сосредоточение литературы и культуры в столицах обычно для господ в своих колониях. Создание конкурирующих каудильо {5}, как следствие недоверчивого и неадекватного отношения к отдаленным районам, рудиментарное состояние единственной отрасли, которая строиться на земледелии или скотоводстве. Еще стоит вспомнить принуждение и [вручение] непригодной земли местной расе {6} на фоне споров между вероисповеданием или местностью. Такие причины потрясают (раздирают) наций Америки, но это не проблемы [нашего] кубинского общества. Куба в этой войне выступает с демократическим и образованным народом. Ревностно осознающим свои права и права других, даже с самым скромным ее населением, и гораздо более образованным, чем массы равнинных жителей или индейцев, [к тому же индейцы] являются первыми мужественными голосами, выступающие за независимость (los héroes primados de la emancipación). Сегодня национальные молчания в американских колониях, подобны безмолвному рогатому скоту.
  
  Перекресток мира {7}, зажжет войну для основания природы нации и она явиться на Кубу, благодаря чему создаться и сохраниться труд в самых разных странах мира. Усилия предотвращения против преследований и страданий страны, сыновьями магнатов и их простых слуг, которые после первой эры компромисса {8} установили порядок, а в действительности жёстокий мир, между разными социальными группами - ушли в прошлое {9}. Родилась новая нация и она вышла вперед. Новая нация долга готовилась, путем собственного самосовершенствования и усиления. Сегодняшняя нация тверда и уверенна в своих трудолюбивых людях и в своих республиканских настроениях. Ум кубинских воинов, навыки и умения мастеров {10}, современное вооружение и царящая умеренность между людьми - новая армия Кубы. Война объединила всех кубинцев. Её близость вынудила нас быстро договориться между собой и с различными частями нашей страны. Договор строится на взаимном восхищении добродетелями (свободой, равенством, братством), которые присущи нашему народу. Кубинцы ушли от рабства и пришли к [всеобщему] братству. Будет расти почтение к освобожденным рабам {11}. Забудется ненависть и злоба между людьми - все это гарантирует Куба, без иллюзий. Будущее, в котором царит условия для спокойной жизни, стабильность и почтение к труду, будет процветать в нашей справедливой республике. Разобщенность и пристрастия, следующие из лени или высокомерия, спутниц войны, уйдут со временем. Бывшие недовольные хозяева, лишенные своих привилегий и рабов, будут учиться почитать свободную волю и человеческую природу (цвет кожи).
  
  Добьемся общественного уважения между кубинцами. Ценить будут за службу, а не за прислуживание. Установим принципы равенства, таланта и добродетели и широко распространим их среди грамотных жителей городов. Относительно роскоши или изобилия, тех, которые синекурят {12} в колонии, их положение пошатнется и они исчезнут. Свободная нация, где труд открыт для всех, Куба находится в самом устье богатой индустриальной вселенной{13}. Географическое положение Кубы её преимущество. Торговля придёт на смену войны. Обрести это можно только вдохновенно и чистейшим самопожертвованием. Постыдная нация, где благополучие достигается только в обмен на явное или молчаливое соучастие с тиранией цепких иностранцев, от этого страна истекает кровью и её граждане развращаются. У нас нет сомнений в отношении Кубы или ее способности обрести независимость и управлять ею, мы, кто в смертельном героизме, безмолвно строим фундамент отечества, постоянно видим сияние великих и скромных даров гармонии и мудрости ее. Незаметны гармония и мудрость ее для тех, кто, живя за пределами настоящей души своей страны, в своем высокомерном представлении о себе, судит ее как не имеющей большей силы на самовосстановление и самосозидание. Они хотят видеть только демонстративную робость Кубы и желают её только в качестве рабыни своих колониальных целей.
  
  Ещё есть один подлый способ пробудить разобщённость [между кубинцами], врагами и трусами революции, они могут захотеть прямо сейчас на Кубе использовать [козырь] постоянный и неоправданный страх [белых] перед неграми/черной расой (la raza negra). Революция со всеми ее мучениками и с многочисленными воинами, с негодованием и с опровержением выступает о вреде негров революции, это также подтверждает многолетний опыт изгнанников, что на острове, что во время перемирия. Против негров клеветали и выдумывали псевдо угрозы с их стороны. Коварное использование черной расы для своих выгод теми, кто наживался и наживается вместе с испанским режимом для разжигания страха перед революцией. Куба для кубинцев любого цвета кожи, а те, которые забыли, напомним, что черные были участниками освободительной войны и без их участия мы бы никогда не добились отмена рабства. Новые и лишенные социальных отношений люди, после внезапного освобождения, им требуется попечение. Помни белый кубинец, что к человеку другого вида надо относиться терпимо и с уважением, ценить душу, кропотливо обучать, воспитывать пыл свободного человека и не забывать привлекательный характер черного соотечественника. И если в [любой] расе рождаются подлые демагоги или жадные души, чьё собственное нетерпение побуждает к агрессии, из этого рождается несправедливость по отношению к другим. В случае встречи с ними, чтобы не поддаться языку демагога, запомни три правила, столпа здорового общества: благородность, благоразумия и любовь. Тогда своей убежденностью опровергнешь явную демонстрацию злого умысла и проявишь добродетель к черному кубинцу. Сегодня ложное мнение преобладает в обществе, о неспособности негров к этим трём качествам (благородность, благоразумия и любовь), и в обладании всей реальностью прав человека. Белый кубинец, из своего к ним [черным] прояви уважения, взвешенность, справедливость и щедрость. Такое отношение к неграм укрепит республику и черная раса сама изгонит из своих рядов угрозу для Кубы. Данность диктует для всеобщего дела, что необходимо утвердить уверенность белых в преданности черных делу революции. Революция это знает и провозглашает в своем изгнании. Кубинские негры не имеют школ гнева {14} и Партией на войне ни один черный не был наказан за высокомерие или неподчинение. На плечах черного человека в безопасности двигается республика, против которой он никогда не выступит. Только те, кто ненавидят негров, разжигают ненависть к ним среди кубинцев и еще торгуют (манипулируют) такими несправедливыми страхами, делают это ради того, чтобы остановить руки революции. Только сообща можно изгнать подлого оккупанта с кубинской земли (de la tierra cubana al ocupante corruptor).
  
  От испанских жителей Кубы революция, которая не льстит и не боится, надеется получить вместо гнева Первой войны нейтралитет или поддержку. Революция обращается к вам с предложением сделать войну короче, ее бедствия меньше, а мир, в котором отцы и сыновья должны жить вместе, проще и благоприятней. Мы, кубинцы, начинаем войну, к нам присоединяться испанцы, и мы совместно окончим войну. Если испанцы не будут плохо обращаться с нами, мы не будем плохо обращаться с ними. Если проявите уважение к нам, мы проявим уважение к вам. Клинок ответит на клинок, а дружба дружбой. В зоне Антильских островов нет ненависти, а свою смерть кубинец стойко принимает от храброго испанца, которого жестоко принудили к военной службы, и вырвали его из дома и оторвали от своей земли, чтобы он пришел и убил свободу, которую так же жаждет. Революция не только уважает решимость умереть, но и желает приветствовать (приглашает) испанца жить в республике, которая будет спокойной родиной для многих трудолюбивых и благородных испанцев, желающих наслаждаться свободой и благополучием внутри неё. Испанская Куба это безразличие, вялость и политические пороки к людям и к земле. Наша Куба это наше сердце и с такой решимостью революционеры будут вести войну.
  
  Какой испанский враг действительно будет у революции? Будет ли это армия, по большей части республиканская {15}, которая научилась уважать нашу доблесть так же, как мы уважаем их нею? Зачем колеблющийся армии, чувствующая несправедливость приказов, сражаются с нами? Будут ли это призывники, уже сведущие в идеалах гуманизма и выступающие против того, чтобы проливать кровь своих людей ради бесполезного скипетра и жадного отечества? Призывники, лишенные своей юности, чтобы прийти и защищать корону, а не народ, который с радостью приветствовал бы их как свободных граждан! Будет ли это масса ремесленников и служащих, которых под благовидным предлогом, защиты отечества, обмануты и втянуты в жестокость и преступность интересов богатых испанцев? Эти магнаты теперь со своими капиталами в Испании, проявляют меньше рвения, чем тогда, когда выкачивали из земли народные богатства. Или это будут главы семей промышленников, раздраженные и угнетенные, как кубинцы, и уже уставшие от обмана Испании, и от её плохого управления? Испания, которая, неблагодарная и неблагоразумная, не заботящийся о благе своих граждан и сохранении, и приумножении богатств. Испанский режим ужасней, чем любая революция. Испания сама отвергла своими действиями Кубу. Испания создала из крестьян сынов революции, способных умереть, чтобы спасти свою мать - землю. А постоянные склоки между креолами и островитянами (criollo y el peninsular)? Они вредят, делу революции и их стоит прекратить. Кто родился на полуострове, в стране, где благородное состояние можно сохранить без подкупа и накопить без беспокойства, и где сын не видит между своими поцелуями отца своего угнетателя? Какую судьбу выберут испанцы: непрекращающуюся войну, открытую или скрытую, которая угрожает и далее нарушает внутренние дела Кубы? Или окончательный мир, которого на Кубе никогда не достичь, кроме как путем независимости? Пойдут ли испанские кубинцы на провоцирование войны (эскалации), в которой они могут быть побеждены? И по какому праву испанцы будут нас ненавидеть, если мы, кубинцы, их не ненавидим? Революция использует этот язык без страха, потому что мандат раз и навсегда освободит Кубу от непоправимой некомпетентности и коррупции испанского правительства. Революция открывает Кубу для всех людей Нового света. Наша воля без слабых сердец и горьких воспоминаний, а испанцы, которые в своей страсти к свободе помогают нам одержать победу на Кубе, чтимы революции, а испанцы запятнаны в крови народа, только своею кровью искупят злодеяния, этой войны и предыдущей. Доверия кубинцев к испанцам залог дружбы в обществе.
  
   Формы, которые принимает революция, не дадут повода для её упрека бдительным трусам, полностью осознающим ее самоотверженность. Эти трусы ищут формальные ошибки при своем скудном республиканизме нарождающейся страны, по которым они могли бы отказаться от крови. Чистому патриотизму нечего опасаться за достоинства и будущую судьбу отечества.
  
   Сложность Американской войны за независимость заключалась не в каких-либо разногласиях между ее героями или соперничестве или недоверии, присущих человечеству, а, во-первых, в отсутствии формы, которая могла бы содержать как дух искупления, так и поддержку революционера революционерами, способствующих питать войну. Во-вторых, методы, необходимые для войны. В своей инициативной войне страна должна найти такой способ управления, который мог бы удовлетворить как зрелый и осторожный ум ее грамотных сыновей, так и необходимые условия для помощи и уважения других своих молодых народов. В-третьих, не препятствовать, а позволять полное развитие и быстрое завершение войны, что необходимо для общественного счастья.
  
   По своему происхождению Партия должна быть жизнеспособной, рожденная сама по себе, чтобы правительство смогло устоять против [иностранных] санкций и не пошло им на поводу, иначе новая тирания. Нельзя правительству посягать на неотъемлемые права конституции, только благодаря ней живут в мире люди. Конституция должна являть собой: идеал помыслов, чистоту в законах и благородный вес, чтобы за неё безудержно бросались в бой. Конституция творит героев и руководит душой их. Конституция ценит трудолюбивую республику.
  
   Кубинская революционная партия не может сделать ничего, кроме как законно заявить о своей вере в то, что революция найдет формы, которые будут гарантировать её, в единстве и энергичности, необходимые для цивилизованной войны.
  
   Зная реальность, можно легко сформировать в естественном виде идеи, которые порождают или уничтожают любые дела. Действительность, порожденная идея, организованная революция, это всегда жертвы. Но надо стараться сберечь жизнь человека. Меньше жертв, но если есть жертва, то, ни одному кубинцу не должно показаться, что это бесполезная жертва, чтобы, не один кубинец не считал революцию злом. Революция это культура, которая утверждает уважение мужественных мужчин своей эффективностью. Но результаты малодушие прошлого, его бесплодных обладателей и их высокомерия, вызвала негативность идеи революции. Надо это исправить. Дабы все кубинцы воспринимали её, как основание нового и чистого. Базирующего на глубоком знании о человеке, его спасении, сохранении и увеличение собственного достоинства, - таковы обязанности и намерения Кубинской революционной партии. Кубинская революционная партия будет регулировать себя так, чтобы создать мощный и эффективный фронт, чтобы быстрей закончить войну и образовать стабильный дом для новой республики.
  
   Наша война праведная война. Куба, со всеми ее преимуществами и опытом побед, непоколебима в своей решимости обрести свободу. Напряженная борьба против испанского владычества - заслуга наших героических борцов, чья память для нас нетленна{16}. Начало положенное нашими героями было в благочестивом стремлении дать полноценную жизнь нации, которая под безнравственным управлением неумелого хозяина рушилась и теряла свою великую силу, как внутри отечества, так и за её приделами, в изгнании.
  
   Эта война не является неадекватным стремлением к завоеванию Кубы, поскольку политическая независимость не имела бы права просить кубинцев о помощи, если бы, не принесла с собой надежду на создание республики, свободы мысли, равноправия между гражданами и право на занятие мирным трудом. Война за независимость на Кубе, - узел, связывающий пучок островов, через который вскоре должна пройти торговля континентов. Кубинская торговля расцветет, благодаря Антильским островам, будет стабильной и справедливой. Гарантов нашей торговли выступит американская нация, взаимодействуя с ней, мы, кубинцы, устоим в этом неустойчивом мире. Честь и действия движет нашими воинами за независимость. В случае, когда воин за независимость умрёт за кубинскую землю, возможно, всеми брошенный, этим беспечным и равнодушным народам, ради которого он жертвует собой, он помнит, что умирает не просто, а во благо всего человечества, на утверждение свободы в Америке. Создания свободного архипелага на перекрёстке мира, через который будут проходить международные грузы, наполнит нас благосостоянием. Мы не верим, что после стольких мучеников и страданий кубинского народа, он может связать свою судьбу и судьбу Кубы с коррумпированной и провинциальной монархии Испании, с ее вялой и порочной нищетой!
  
   Завтра революция провозгласит о своем начале перед своей страной и нацией. Начало освобождения нации положили выступления в Яре и Гуаймаро (de Yara y de Guáimaro) {17}. Там, ради прогресса и служения человечеству, снова начнётся война за права человека и окончательному отвращению мести. Наша революция заслуживает уважение врагов и поддержку народов.
  
   Сегодня, когда мы провозглашаем отправную точку, с почитанием духа и наших доктрин, которые порождают и разжигают искреннюю и народную войну, для которой народ Кубы снова объединится, в непобедимый и неделимый народ.
  
   Уместно вспомнить, как наставники и помощники нашему народу, великодушные основатели {18}, благодаря которым появились мы и мы продолжаем их тяжелый освободительный труд берем на себя честь помешать разобщенности между кубинцами. Нет ранам от слов, нет ранам от дел врагов революции.
  
   Таким образом, сделав это заявление от имени отечества и предоставив ему свободную конституционную систему (facultad de constitución) и право на идентичность (la obra idéntica). Это труд двух поколений революционеров.
  
   Мы делегаты Кубинской революционной партии (el Delegado del Partido Revolucionario Cubano), созданной для организации и поддержки нынешней войны, наш Вождь (el General en Jefe electo/избранный главнокомандующий), со всеми активными членами Освободительной армии, в рамках их общей ответственности перед теми, кого они представляют, в знак демонстрации единства и прочности кубинской революции, вместе подписывают эту декларацию.
  
  

Монтекристи (Монте-Кристи), Доминиканская Республика, 25 марта 1895 года (Montecristi, 25 de marzo de 1895).

Хосе Марти и Максимо Гомес (José Martí / M. Gómez).


  
  
 []
Хосе Марти

  
  
 []
Максим Гомес

  
  
  
  
******

  
Пагинация (сноски) "{}"

  
  
  1. Yara - небольшой муниципальный город, в провинции Гранма, расположенный к юго-востоку от Гаваны столицы Кубы. Речь о Декларации Независимости 1868 года, или еще известна также как "Манифест 10 октября".
  2. Говорится о Малой войне 1879 - 1880 года продолжение Десятилетней войны 1868-1878 гг.
  3. В Десятилетней войне 1868-1878 гг.
  4. Об ошибках Американской революции 1775-1783 гг.
  5. "Caudillos" - вождей, т.е. речь о стравливание между собой местного земства
  6. Индейцам Кубы.
  7. Куба.
  8. Десятилетняя война 1868-1878 гг.
  9. Т.е. эксплуататоры помещики.
  10. Речь о военных инструкторах.
  11. 1866 году первая попытка отмена рабства на Кубе. Окончательно отменили рабство на острове в 1886 году.
  12. Синекур (от лат. sine cura animarum - без заботы (без попечения) - хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда. Тут в контексте манифеста имеется в виду трутни.
  13. Карибский бассейн.
  14. Т.е. агитаторов разжигающих межрасовую рознь.
  15. В 1868 году в Испании произошла революция и сейчас идёт эпоха Реставрации Бурбонов в Испании 1874-1931 гг.
  16. "Нас" - это Партии и кубинского народа.
  17. Гуаймаро - муниципальный город, в провинции Камагуэй, расположенный в центральной части страны.
  18. Карлос Мануэль де Сеспедес и Сальвадор Сиснерос Бетанкур.
  
  ****
  Название манифест получил в честь города Монте-Кристи, где был написан.
  ***
  Антильские острова (также Карибы или Карибские острова) - острова в Карибском море и Мексиканском заливе, расположенные между Северной Америкой и Южной Америкой.
  
  Подразделяются на две главные группы: Большие Антильские и Малые Антильские острова:
  
  К первым относятся 4 острова: Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико; из них первые два и последний (самый малый) образуют почти прямую линию, направленную западным углом Кубы к полуострову Юкатан.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"