Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Меморандум исследование аккультурации 1936 года/memorandum For The Study Of Acculturation

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод осуществляется с сайта "Аnthrosource" (сокращенно "Антропологический источник" или полное название "Американская антропологическая ассоциация") https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1525/aa.1936.38.1.02a00330 либо https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1525/aa.1936.38.1.02a00330. []- квадратные скобки - мои дополнения.

Меморандум исследование аккультурации

[Введение]


  Признавая важность изучения аккультурации [аккультурация - понятие социальных наук, означающее процесс изменения духовной и материальной культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем] и различные точки зрения, с которых подходили к проблеме, Исследовательский совет по социальным наукам в начале прошлого года [1935 г.] назначил нижеподписавшихся в качестве комитета для анализа уже проделанной работы по этой проблеме, чтобы изучить значение термина 'аккультурация' и изучить новые выводы для дальнейшего исследования [этого термина]. После ряда встреч был составлен следующий план в качестве первого шага к прояснению проблемы и помощи в классификации уже проведенных исследований.
  Работа Комитета будет облегчена, а его заключительный отчет будет более полным, если его члены будут знать как можно больше проводимых в настоящее время исследований аккультурации. С этой целью представлен предварительный план, который был составлен для помощи в организации работы, с предложением направить информацию о проводимых в настоящее время аккультурационных исследованиях Председателю или любому члену Комитета по адресам указано ниже. Будет особенно полезно, если при отправке такого материала будет указана степень, в которой данные соответствуют или не соответствуют категориям, установленным в этом плане. Ожидается, что результаты работы Комитета будут доступны лицам, которые с ним общаются. Список их имен и проблем, которыми они занимаются, также будет доступен для обмена информацией и методами.

I. [Раздел] Определение


   'Аккультурация охватывает те явления, которые возникают, когда группы людей, принадлежащих к разным культурам [группам], вступают в постоянный непосредственный контакт с последующими изменениями в исходных [своих] культурных моделях [для] одной или [для] обеих групп'.
  ПРИМЕЧАНИЕ: в соответствии с этим определением аккультурацию следует отличать от культурного изменения, которое является лишь одним из аспектов, и [от термина] ассимиляция, которая иногда является [и может выступать] фазой аккультурации. Ее также следует отличать от [понятие] диффузии, которая, может показаться, на первый взгляд, выступает как синоним к слову - аккультурация; это не только явление [быстро проходящие], которое часто происходит без контакта между народами, указанными в приведенном выше определении, но так же составляет лишь один аспект процесса аккультурации.

II. [Раздел] Подход к проблеме

A. Перечень материалов, доступных для изучения.


  1. Опубликованные материалы - о доисторических контактах (чтобы показать, как аккультурация характеризовала человеческие контакты с ранних времен), а также о контактах между примитивными группами, между примитивными и развитыми группами (как механизированные и немеханизированные), а также между развитыми группами одной или обеих категорий [например, с группой развитой, либо полудикой, либо с дикой].
  2. Неопубликованные материалы исследований по аккультурации, завершенных или продолжающихся до сих пор.

Б. Классификация вышеуказанных материалов.


  1. Рассматривают ли эти исследования целые культуры или отдельные фазы культивирования?
  2. Если исследования являются ограниченными, какие фазы культивирования рассматриваются?
  3. Какова мотивация исследований (поскольку это влияет на тип рассматриваемого материала), например, являются ли они научными или предназначены для помощи в разработке административной, образовательной или миссионерской политики?

В. Методы, использованные в проанализированных исследованиях.


  a) Прямое наблюдение за процессом аккультурации.
  b) Аккультурация, изученная посредством интервью с членами, подвергнутыми аккультурации.
  c) Использование документальных свидетельств, которые дают исторические свидетельства относительно ранних [антропологических] контактов.
  d) Выводы из исторического анализа и реконструкция.

III. [Раздел] Анализ аккультурации


  ПРИМЕЧАНИЕ: значение физического типа в определении отношений, действующих при аккультурации, а также важность сопутствующего возникновения смешения рас или его запрета, не должны игнорироваться как фактор, который может проникать в любую ситуацию, процесс или результат, предусмотренный в этом разделе.

A. Типы контактов.


  1. Контакты между целыми [единичными, единообразными] группами или находящихся между [собой в] целым населении, или отдельных групп из другого населения, например, миссионерами, торговцами, администраторами, специальными мастерами, пионерами [первые контактёры] и их семьями, а также мужчинами-иммигрантами (все это рассматривается с особым упором на элементы культуры, которые могут быть сделаны, доступны членами таких особых групп населению, среди которого они проживают). [Контакт -> Дипломатия и тогда либо торговля, либо отчуждение одних от других, т.е. не в сфере интересов антропологических группировок.]
  2. Контакты дружеские или враждебные. [Формирование союзов. Определение 'свой-чужой'.]
  3. Контакты имеют место между группами примерно равного размера [численность] или между группами разного размера. [Война. Желание поглотить друг друга.]
  4. Контакты происходят между группами неравной степенью материальных или нематериальных аспектах культуры, или в обоих, или в некоторых фазах того и другого. [Разные ступени, этапы цивилизационного развития, прогресса.]
  5. Контакты возникают в результате того, что носители культуры входят в среду обитания принимающей группы, или, когда принимающая группа контактирует с новой культурой в новом регионе. [Ассимиляция или взаимопроникновение в культуры друг друга и постепенное видоизменение первой - второй и второй - первой.]

Б. Ситуации, в которых может происходить аккультурация.


  1. Когда элементы культуры навязываются [прозелитически, например, путём завоевания] народу или принимаются добровольно [подкуп, уговоры, посулы, явное превосходство в материально-техничном и духовно-культурном плане].
  2. Когда отсутствует социальное или политическое неравенства между группами [либо когда оно почти не ощущаются классами].
  3. Если существует неравенство между группами, и в этом случае может произойти любое из следующего:
  a) политическое доминирование одной группы без признания ее социального доминирования [например, олигархия];
  b) политическое и социальное доминирование одной группы [среди всех племён одно племя становится - свехрплеменем, например, национализм];
  c) признание социального превосходства одной группы над другой без признания ее политической ценности, доминирования [например, империализм].

В. Процесс аккультурации.


  1. Признаки аккультурации:
  1) Порядок, в котором выбираются черты (в отдельных случаях).
  2) Возможные отношения, которые необходимо различать между выбором черт при различных типах контактов, ведущих к аккультурации, и ситуациями, в которых может произойти аккультурация (см. этот Раздел III, пункты А и Б).
  3) Частичное проявление признаков при принудительной аккультурации:
  a) типы разрешенных и запрещенных для видоизменения групповых черт;
   b) методы, используемые донорской группой для создания своих черт;
  c) типы черт, принятие которых может быть принудительным;
  d) ограничения принудительного принятия [черт].
  4) Сопротивление принятию [нашей] группой [чужих] черт [происходит когда]:
  a) есть резоны для сопротивления [групповое мышление предоставляет - доводы, чтобы выступить против];
  b) важность понимания сопротивления особенности черт, если бы мы их приняли [т.е. какие последствия будут для общества].
  2. Определение признаков, представленных и выбранных в ситуациях аккультурации:
  1) черты, представленные донорской группой:
  a) практические преимущества, такие как экономическая прибыль или политическое господство;
  b) желательность обеспечения соответствия ценностям группы доноров, таким, как гуманитарные ценности, индустриализация и т.д.;
  c) по этическим или религиозным соображениям.
  2) черты, выбранные принимающей группой:
  a) экономические преимущества;
  b) социальные преимущества (престиж);
  c) соответствие существующих культурных моделей [d оригинале: '<...>culture-patterns;' - 'культурный-паттерн', что можно перевести как 'культурный образец'. Словосочетание: 'культурный-паттерн' означает - преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других];
  d) незамедлительность и масштабность изменений, необходимых в некоторых аспектах в культуре для её адаптации или функционально связанных черт;
  3) черты отклонены принимающей группой.

Г. Интеграция черт в паттернах принимающей культуры:


  1) Фактор времени, прошедшего с момента принятия черты.
  2) Элемент поведения, произведенный в культуре путем принятия новых черт, в отличие от ранее существовавших, возможен конфликт.
  3) Процесс пристройки к аккультурации:
  a) модификация и переосмысление принятых черт;
  b) модификация ранее существовавших шаблонов в результате принятия новых;
  c) вытеснение в паттерн старых признаков новыми;
  d) 'пережитки' [память, зачем это нужно было, например, обряд, ритуал - забылся, но ещё действует по-прежнему];
  e) перенос санкций;
  f) сдвиги в культурной направленности, вызванные аккультурацией.

IV. [Раздел] Психологические механизмы отбора и интеграции признаков при аккультурации

А. Роль личности.


  1. Как член отборочной группы: личность первых людей, принявших внешние черты и их положение в обществе, были влияющими на выбор и принятие новых черт.
  2. Как член донорской группы: личность людей, которые находятся в контакте с принимающей группой, их отношения и точки зрения, а также то, как группа, к которой они принадлежат, рассматривается членами принимающей группы как создание благоприятного и неблагоприятного восприятия черт.
  3. Человек, как член особой группы в своем обществе (священник, родной брат, тайное общество и т. д.) и его положение в этой группе, как ускорение или замедление принятия новых черт.

Б. Возможные совпадения типов личности у тех, кто принимает или отвергает новые черты.

В. Дифференциальный отбор и принятие признаков в соответствии с половыми линиями [экзогамия и эндогамия], различающимися социальными слоями [стратами], разными верованиями и занятиями.

Г. Первоначальная враждебность и последующее примирение людей с новой культурой, как фактор интеграции новых культурных черт, вызванных:


  1. интенсивностью контактов;
  2. продолжительностью контактов и, как следствие, привыкание к новым элементам культуры;
  3. социальными, экономическими или политическими преимуществами в результате принятия.

Д. Психический конфликт, возникающий в результате попыток примирить различные традиции социального поведения и различные наборы социальных санкций.

V. [Раздел] Результаты аккультурации [выводы]

[Существует три главных вида аккультурации.]


  1. Принятие [Ассимиляция]: когда процесс аккультурации приводит к принятию большой части другой культуры и потери большой части [своего] древнего культурного наследия; с молчаливого согласия со стороны членов принимающей группы, и, как следствие, усвоение ими не только моделей поведения, но и внутренних ценностей культуры, с которой они вступили в контакт.
  2. Адаптация: когда как оригинальные, так и чужие черты сочетаются, чтобы произвести функционирующее культурное целое, представляющее собой историческую мозаику. Либо переработкой моделей двух культур в гармоничное значимое целое.
  3. Реакция [Отторжение]: когда из-за притеснения или из-за непредвиденных результатов принятия чужих черт возникают контраккультуративные движения. Это движение поддерживается:
  a) собственной психологической силой в качестве компенсации за навязанную или предполагаемую неполноценность;
  b) через престиж, который может быть возвращен к старым доаккультурационным условиям.
  
   [Анализируя 'Меморандум исследование аккультурации' 1936 года, можно заметить, что советский историк, этнолог и философ Л.Н. Гумилёв (1912-1992) использовал идеи Меморандума в своей пассионарной теории этногенеза. В своей работе, 'Этногенез и биосфера Земли' 1989 года, он отмечал: ' В реальном историческом процессе не наблюдается строго изолированного существования этносов, а имеют место разные варианты этнических контактов, возникающих на территориях, заселенных разными этносами, политически объединенными в полиэтнические государства. При изучении их взаимоотношений можно различить четыре варианта: а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения; Ь) ассимиляция, т. е. поглощение одного этноса другим с полным заб?вением происхождения и былых традиций; с) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках; эти вариации обычно бывают нестойкими и существуют за счет пополнения новыми метисами; d) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествовавшими (или вместо них) возникает третий, новый этнос. Это по существу главный вариант этногенеза. Почему-то он наблюдается реж е всех прочих'. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1 9 8 9 .- 4 9 6 с. С. 85. Электронный ресурс: http://maxima-library.org/mob/b/433647].
  
  
  
  Роберт Редфилд (глава), Чикагский университет [Роберт Редфилд (Robert Redfield. 1897-1958) - американский антрополог и этнолингвист. Изучал Мезоамерику и проводил полевые исследования в Тепостлане, Мексика].
  
  
  Ральф Линтон, Висконсинский университет [Ральф Линтон (Ralph Linton. 1893-1953) - американский антрополог. Одним из главных вкладов Линтона в антропологию было определение различия между статусом и ролью].
  
  
  Мелвилл Джин Херсковиц , Нортуэстернский университет [Мелвилл Джин Херсковиц (Melville J. Herskovits. 1885-1963) - американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики и изучения афроамериканцев в США].
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"