Аннотация: От Аристотеля к Хайдеггеру. Сравнение их взглядов (во второй части).
I. Категории и экзистенциалы
"Категория" это обвинение сущего (1). Само слово "категория" греческого происхождения (κατηγορία). Термин ввёл в научный оборот Аристотель в своём произведение "Категории" (2) в IV веке до нашей эры.
Аристотелевские категории: 1) сущность (субстанция), 2) количество (сколько), 3) качество (какое), 4) отношение (с чем), 5) место (где), 6) время (когда), 7) положение (статическое либо динамическое), 8) обладание (в чём оно одето), 9) действие (в чём-то часть или против чего-то), 10) претерпевание (изменение).
1. Сущность (οὐσία). Сущность это называние (пробы выявления) чего-то или кого-то субъектом либо объектом (qui et que, кто и что). Сущность она данность бытия, от сущности отталкиваемся.
2. Количество (ποσόν). Сущее определилось, кто субъект, а кто объект. Субъект изучает объект, выясняя его непрерывную дискретность (что есть "он", "она" и "оно").
3. Качество (ποιόν). Субъект детерменировал объект на объекты. Субъект изучает каждый объект в отдельности, поясняя его свойства, характеристики и атрибуты.
4. Отношение (πρός). Не всегда субъект видит в объекте другого субъекта. Происходит противопоставление, где рушится окончательно виденье pro multis (от многого) и переход к pro concrete (к малому). Все вещи (3) в мире существуют с чем-то или с кем-то. Непрерывная связь вещей друг с другом это закономерность. Не всегда субъект улавливает, в состоянии постигать эту закономерность.
5. Место (ποῦ). Место это позиция вещей в описательной данности.
6. Время (πότε). Время это совершение вещами действий. К бессконечности (4) времени всегда прилагается остесивная (5) конечность (6).
7. Положение (κεῖσθαι). Положение это индикатор вещей, которые могут быть в состоянии покоя, либо движения.
8. Обладание (ἔχειν). Вещи в пространственно измеряемом бытии могут быть в ком-то, в чем-то, либо они сами обладают (держат, являются) кем-то, либо чем-то.
9. Действие (ποιεῖν). Действие может быть для самоизменения субъекта, для преобразования субъектом объекта и для вирирование объекта объектом.
10. Претерпевание (πάσχειν). Претерпевание происходит при принятии (рецептации) изменений от иного объекта. Это может быть аффект (7) либо пассионарность (8).
Эти категории послужили в будущем для емкого формирования Гегелем трёх диалектических законов:
"<...> история природы и человеческого общества - вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трем законам:
Закон перехода количества в качество и обратно.
Закон взаимного проникновения противоположностей.
Закон отрицания отрицания.
Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления: первый - в первой части "Логики" - в учении о бытии; второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его "Логики" - учение о сущности; наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы" (9).
Гегель "поглотил" (10) аристотелевские категории следующим образом для своих законов:
для 1-го закона перехода количества в качество и обратно это были 1,2,3,4, 6,7,8,9 и 10 категории;
для 2-го закона взаимного проникновения противоположностей 2,3,4,7,8,9 и 10 категории;
для 3-го закона отрицания отрицания 1 (рефлексия),4,7,8 и 9 категории.
II. Экзистенциал заботы в "Бытии и времени" М. Хайдеггера
"Отцом" экзистенцианализма (11) является датский теолог Серен Кьеркегор. Учение Кьеркегора это противопоставление учению жизни немецкого профессора Вильгельма Дильтея и его идейно-атомистического, скрытого от глас людских, психологического восприятия жизни.
Видами экзистенции выступают экзистенциалы - априорные формы конкретного существования людей.
Датский богослов понимал экзистенцию и экзистенции (например, радость и переживания) как неотъемлемые и сложно выразимые факторы человеческой жизни. За Кьеркегором последовал ряд мыслителей (12), которые разграничивали грани и описывали границы экзистенции и экзистенциалов.
На мой взгляд, лучше всего предоставил описательную базу экзистенциалов Хайдеггер. Хайдеггер "ответил" спустя века Аристотелю и заменил его "научные" категории своими "психологическими" экзистенциалами (13). В своём трактате "Бытие и время" (1927) Хайдеггер выделял:
Бытие-вообще (Überhauptdasein) каждый воспринимает по своему из общего набора экзистенции-эйдосов. Бытие-вообще ставится в оппозицию собственного бытия человека (Dasein). Человек может постичь дазайн путём понимание двух главных экзистенции: 1. судьбы (Schicksal), 2. свободы (Freiheit).
Судьба и свобода выражаются в заботе о ком-то другом. По Хайдеггеру, ты человек, когда заботишься о другом. Есть масса (das mann) у которой, как правило, отсуствует забота - зорге либо зорге слаба развитая.
Хайдеггер хотел очеловечить Аристотеля для этого он предпринял попытку воплотить:
"<...> создать новые средства - понятия особого рода. Такими понятиями - экзистенциалами - у Хайдеггера являются "бытие-в-мире", "бытие-с-другими", "бытие-к-смерти", "страх", "решимость" и т.д. Экзистенциалы выражают модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеческого сознания, или, что то же самое, модусы человеческого существования в его слиянности с жизненным миром" (15).
Хайдеггер соглашается с Аристотелем, что человек свободный это тот, кто может открыть истину (Wahrheit) природы (Wesen, φύσις) для постижения несокрытости природы (Entbergens, ἄλήθεια). Хайдеггер идёт след в сдед за Аристотелем, что познаваемость (Vernehmen, νοεῖν) и непознаваемость (nicht Vernehmen, ἀγνοεῖν) природы зависят от нашего собственного взгляда на мир.
Человек начинается с труда (πρᾶξις), расскрывается в поэзии (ποίησις, творчистве), стремясь постичь (θεωρία) частное (своё, другого) и общие мироздания.
Хайдеггер рассходится с Аристотелем в его двух категориях (4. отношение, Kehre и 5. место, Ort), критикуя их. Немецкий мыслитель заявил, что эти две аристотелевские категории выступают самыми слабыми категориями среди других, и они являются выражением аристотелевского абсолютного идеализма.
Хайдеггер признаёт аристотелевскую заслугу в попытке ухода от платоновского идеализма и его идеи (Formen), но признаёт её не реализованной до конца. Однако, его, хайдеггеровский экзистенциал, как он сам утверждает, смог это достичь. Автор заявляет, что он родил: "фундаментальную онтологию" (16), которая правильна разделила все вещи в мире и в человеке на идеализм и материализм.
Источники
1. Слово "категория" переводиться ещё как "нападок, обвинение, обличаю".
Bailly, Anatole, Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français, Paris: Hachette, 1935. - 2193. С. 1065. URL: https://archive.org/details/BaillyDictionnaireGrecFrancais/page/n1064/mode/1up?view=theater.
Греческое слово "категория" близкородственно к латинскому слову "предикат" (praedico). "Praedico" означает "заявляю, говорю, раздаю, проповедаю". Gaffiot, Félix, Dictionnaire illustré Latin-Français, Hachette, 1934. С. 1216. URL: http://micmap.org/dicfro/search/gaffiot/praedico.
2. "Категории" это первая часть (книги) аристотелевского трактата "Органон". URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHec864c32308ba71ae4f8ec.
3. Слово "вещь" не совсем корректно для отечественного слуха. Сам Аристотель использовал термин "πράγματα". Пράγματα значит: "акт, факт, здесь, созданное, материальное, вещественно".
Bailly, Anatole, Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français, Paris: Hachette, 1935. С. 1615. URL: https://archive.org/details/BaillyDictionnaireGrecFrancais/page/n1614/mode/1up?view=theater.
4. "Пολλoς" переводится как "необъятность, множественность, безмерность, мощь". Cunliffe, Richard J., A Lexicon of the Homeric Dialect: Expanded Edition, Norman: University of Oklahoma Press, 1924, published 1963. URL: http://stephanus.tlg.uci.edu/cunliffe/#eid=7890&context=lsj.
5. "Оstendo" это "выставления на показ, продемонстрировать". Lewis, Charlton, T. An Elementary Latin Dictionary. New York, Cincinnati, and Chicago. American Book Company. 1890. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.04.0060:entry=ostendo.
6. "ὀλίγος" это "малость, небольшое". Bailly, Anatole, Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français, Paris: Hachette, 1935. С. 1367. URL: https://archive.org/details/BaillyDictionnaireGrecFrancais/page/n1366/mode/1up?view=theater.
8. "Passione" переводится как "страсть, любовь, причастие". Gaffiot, Félix, Dictionnaire illustré Latin-Français, Hachette, 1934. С. 1123. URL: http://micmap.org/dicfro/search/gaffiot/passio.
9. Ф. Энгельс. "Диалектика природы". "Красный пролетарий". ОГИЗ. Госполитизад. Москва, 1941. - 352. Глава "Диалектика". С. 40. URL: http://istmat.info/files/uploads/59314/f._engels._dialektika_prirody._1941.pdf.
10. "Всеобщее деление бытия.
Бытие, во-первых, определено вообще по отношению к иному.
Оно, во-вторых, определяет себя внутри самого себя. В-третьих, если отбросить это предварительное деление, бытие есть та абстрактная неопределенность и непосредственность, в которой оно должно служить началом.
Согласно первому определению бытие отделяет себя от сущности, показывая в дальнейшем своем развитии свою тотальность лишь как одну сферу понятия и противопоставляя ей как момент некоторую другую сферу.
Согласно второму определению оно есть сфера, в которую входят определения и все движение его рефлексии. В ней бытие полагает себя в трех следующих определениях:
I. как определенность, как таковая: качество;
II. как снятая определенность: величина, количество;
III. как качественно определенное количество: мера.
Это деление, как сказано во введении относительно всех этих делений вообще, есть только предварительное перечисление. Его определения должны еще возникнуть из движения самого бытия, дать себе через это движение дефиницию и обоснование. Об отклонении этого деления от обычного перечня категорий, а именно как количества, качества, отношения и модальности, которые, впрочем, у Канта, надо полагать, служили только заглавиями для его категорий, а на самом деле сами суть категории, только более всеобщие, - об этом отклонении здесь не стоит говорить, так как все изложение покажет, каковы вообще наши отклонения от обычного порядка и значения категорий".
Г.В.Ф. Гегель Наука логики. - Спб., - 1997. C.25. URL: https://www.marxists.org/russkij/hegel/nauka-logiki.pdf.
11. "Exsistentia" - "жизнь". Экзистенция это теоретическое воззрение экзистенции (человеческого я) на мир и осмысления своего я, как элемента бытия. Кьеркегор позаимствовал идею, переработав её на протестантский лад, у французского кюри Николая Мальбранша. Мальбранш переосмыслил экзистенцию, взяв её у французского богослова Пьера Бейли. Бейли пересмотрел взгляд экзистенции у французского 22 летнего старшего капрала пехоты Рене Декарта. Декарт вернул к жизни размышления о экзистенции воплощенные ранее древнегреческим купцом серебром Зеноном Элейским. URL: https://www.cnrtl.fr/definition/existence.
12. Немецкий филолог Ф. Ницше. Немецкий теолог М. Хайдеггер. Французский драматург Жан-Поль Сартр и многие другие. URL: https://iep.utm.edu/existent/.
13. Rafael Capurro . "HEIDEGGER UND ARISTOTELES". Главы: "I. Heideggers Dialog mit Aristoteles, II. Aristotelische Kategorien und Heideggersche Existenzialien". URL: http://www.capurro.de/volpi.htm.
14. Martin Heidegger. Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/heidegger/.