Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Вечеведенье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Вечеведенье" это обобщение изученного материала о толпе (Ле Бону, салют!). Как толпа рождается, её мотивы, её сознательные и бессознательные желания и её распад.

I. Вступление


  
  "Edele, ereatfeate, lieve, beznndere <...>" (1).
  
  Изучением поведения социума, этой "торбы" (2), занимаются уже на протяжения тысячелетий. 42 века человеческой письменной истории - достаточный материал, чтобы выявить некоторые закономерности mores (нравов) людей, когда они, подобно скоту, сбиты в кучку.
  Из выдающихся современных социологов, психологов, правоведов и криминалистов, трудами которых я пользовался в написание работы, были следующие авторы:
  
  - французский психолог Гюстав Лебон и его труды: "Психологические законы (закономерности) развития народов" (1894), "Психология народов и масс" (1895), Психология социализма (1898), "Эволюция сил" (1907).
  - австрийский психолог Зигмунд Фрейд и его труды: "Очерки об истерии" (1895), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Тотем и табу" (1913), "Введение в психоанализ" (1917), "Я и Оно" (1923), "Недовольство культурой" (1930).
  - австрийский социолог Эдвард Бернейс и его труды: "Кристаллизация общественного мнения" (1923), "Пропаганда" (1928).
  - итальянский юрист Никколо Макиавелли и его труды: "О военном искусстве" (1521), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1531), "Государь" (1532), "История Флоренци" (1532, только первые IV книги).
  - французский метафизик Анри Бергсон и его труды: "Материя и память" (1896), "Творческая эволюция" (1907).
  - русский мыслитель Николай Лосский и его труды: "Обоснование интуитивизма" (1906), "Интуитивная философия Бергсона" (1914).
  - английский социолог Герберт Спенсер и его труд "Социальная статика" (1851).
  - французский социолог Огюст Конт и его труды: "Курс позитивной философии" (1830), "Социальная физика: от позитивной философии Огюста Конта" (1853).
  - итальянский психиатр Чезаре Ломброзо и его труды: "Гениальность и помешательство" (1863), "Белый человек и цветной человек. Чтения о происхождении и разнообразии человеческих рас" (1871), "Любовь у помешанных: Для врачей и юристов" (1889), "Антисемитизм в свете современной науки" (1894), "Женщина-преступница и проститутка" (1895).
  
  А так же, многие другие, такие, как Геккель, Парето, Маслоу, Спенсер, Дюркгейм, Милль, Гексли, Маркс, Энгельс, Вебер, Дьюи, Джеймс, Тэн, Ренан, Флобер, Гумбольдт, Шарко, Брейер, Буонаротти-революционер, Моммзен-старший, Савиньи, Зомбарт, Дройзен, Циммерман, Михайловский, Петрушевский, Ленин, Сталин (3) и так далее.
  Остановлюсь на стратификации Лебона и его понимании толпы. Он рассматривает в своем труде "Психология народов и масс", как древние народы, так и современные. Лебон относит себя к французу, к латино-романской группе, которая с Великой французской революции 1789 года является "двигателем" Европы. Самые консервативные - англичане, самые буйные - немцы, самые заимствующие у других - славяне (4).
  Я изменил вектор восприятия Лебона, дополнив его и обобщив двумя группами-толпами: 1) индийской, 2) мандаринской (5). Географические названия не соответствуют сути терминов толпы.
  

II. Какое τέχνη нужно к каждой толпе?


  
  Управление толпой - искусство. Искусство, которому надо обучаться. Это только поэтами рождаются. Толпа это более трёх человек (60. Толпа экзальтированная и малодушная, подвержена влиянию, как женщина и как ребёнок.
   "Манипулировать огромным скоплением людей легко и изящно" - говорят вожди, но если им поставить вопрос: "А как манипулировать толпой?". То ответ будет следующим:
  
  1) против толпы идти невозможно;
  2) всякая рациональность чужда разуму толпы;
  3) толпа чувствительна и подчиняется только всеобщей воле;
  4) толпу не остановить (имеется в виду мирным путём), её можно только возглавить.
  
  В своих трудах Гюстав Лебон отмечал, что любая толпа рождается и умирает в свой определенный хронологический интервал (дистанцию). Толпа, как рождатеся, так и умирает от локальных или глобальных изменений, будь-то географо-климатические, либо политико- производственные отношения. Лебон за идиографический (7) описательный опыт. По Лебону без существенных мутаций сохранились следующие толпы: латинская, германская и славянская, я в своей работе посчитал нужным добавить ещё две толпы: индийскую и мандаринскую.
  
  Исходя из вышесказанного, толпа бывает следующего духовного склада (типа, стратификации):
  
  1. Латинская.
  2. Германская.
  3. Славянская.
  4. Индийская.
  5. Мандаринская.
  
  Для каждой из вышеперечисленной духовной группы необходим собственный управленческий подход (подступ, техника).
  Толпа обожает глазами и любит ушами. Актёрство, фиглярство и ораторство - это три вида способов, двигающих любую толпу в нужные направления для сетей "ловцов человеческих душ".
  
  1. Латинская толпа. Она предрасположена к актёрству (8). Латинскую толпу можно убедить, если удачно сыграть на её "хотелках".
  
  2. Германская толпа. Пожирает глазами фигляров (9). Эта толпа самая экзальтированная среди других четырёх толп. Фигляр обязан быть безумцем, непоколебимым в своих взглядах, и, бесстрашным, готовым, как на самопожертвования, так и готовым жертвовать другими.
  
  3. Славянская толпа. Она склонна к покою, что роднит ее с индийской и мандаринской толпой. Славянская толпа тихая и неповоротливая. Для неё требуется повторение - хиазм, этой ораторской (10) уловки.
  Для любой толпы лучшее это повторения, но, чтобы сильно не утомляло. Черта эта характерна более патриархальным обществам, где шум и гам отцов затмит лев, который прорычит и усмирит своих уважаемых братьев. Из права силы рождается право закона. На праве силы строятся в обществе юридические взаимоотношения.
  
  4. Индийская толпа это толпа культа (кастовости) и почитания (трансцендентности). Культ крикливо ярок, безумно громок и беспощадно самоистязающий.
  Индийская толпа агрессивна, как германская, но в отличии от последней, индийскую толпу не надо укрощать, как дикого зверя, а германскую (11) важно и нужно укрощать силовыми методами.
  
  5. Мандаринская толпа, как и индийская, строится на культе (иерархии), обычаях и традициях. Способ управления этой толпой - взывать к духу истории (сказаниям). Мандаринская толпа является самой "забитой", с неизменяющимся духом.
  

III. Дух толпы это филогенез, редко когда онтогенез


  
  Дух толпы сформировался историко-материалистическим путём. Дух толпы не изжить (мандаринская и индийская), можно только фрагментарно изменить (латинская, германская, славянская), но сущее будет, как при формирований толпы (12).
  Каждый из пяти духов толпы является рубином (ядром) человеческой породы. От этих рубинов расходятся "лучи", сформировавшие от смешивания друг с другом собственный дух иным толпам (народам).
  Интеллект толпы, по Лебону, измеряется по самому слабому в интеллектуальном плане (если присутствуют старики либо дети в толпе, то они мерило интеллекта толпы). Это не означает, что толпа глупа либо умна, толпа - коллективная; где коллективность, там нет ответственности, там отчуждение человека от самого себя.
  Толпа следует за безумцем (пророком, вождём) (13). Безумец это фигура, выражение самого героического либо самого подлого духа толпы (14). Толпа бессознательно желает, чтобы ею управляли, чтобы среди толпы появился её укротитель (15).
  Чем больше собрание людей, чем больше толпа, тем меньше каждый из присутствующих в состоянии сконцентрироваться на решении личных вопросов и проблем. После окончания акции и распада толпы человек чуствует себя "высушенным". Да, может быть "духовный подъём", "энергетическое воодушевление" и "внутренняя радость", но все эти три атрибута - эфемерны. Толпа аккумулирует саму себя и для этого ей требуется максимальная психологическая отдача присутствующих. Появляется бестелесный "резервуар", в котором, как в банке, накапливаются активы вкладчиков, и, тот, кто первый влезет в общую кассу (общак) и удержит эту мощь, тот и будет управителем толпы.
  Люди сбиваются в стада, чтобы добиться своих сознательных побуждений и реализовать бессознательные желания. Индивид, стремящийся в толпу, уверен, что один он "никто" и звать его "никак", поэтому хочет обрести помощь у таких же, как и он сам.
  Войдя в сферу толпы (шалман), индивид готов подчиняться её инстинктам, пусть они, эти веяния, возбудившие стремление и желание координироваться толпе, могу и не решать или не совпадать с собственными индивидуальными потребностями (тут выступает эффект психологического канализационирование (16), есть возможность - бунтую, все равно улучшить жизнь не в состоянии) (17).
  

IV. Градация импульсивности толпы


  
  Эти группы, как говорилось выше, условны. Дух живёт отдельно от какого-то народа, поэтому пророки и вожди могут его "дотачивать" на свой лад.
  По антропологическому принципу толпы делятся на:
  
  1. Кавказский тип: латинская и германская.
  2. Монголоидный тип: славянская и мандаринская.
   3. Негроидный тип: индийская.
  
  По вспыльчивости, как быстро "заводится" толпа:
  
  германская;
  латинская;
  славянская;
  индийская;
  мандаринская.
  
  Кто быстрее "остывает", отходит от собственных действий:
  
  латинская;
  славянская;
  мандаринская;
  индийская;
  германская.
  
  В интеллектуальном плане:
  латинская;
  германская;
  славянская;
  мандаринская;
  индийская.
  
  Кто податливее в управлении:
  
  германская;
  латинская;
  латинская;
  индийская;
  мандаринская.
  
  Ещё стоит помнить, что антропологический типы: "негроид", "монголоид" и "кавкалоид" характеризуют эволюционную стадию и цивилизационный рост. Негроид это стадия ребёнка. Монголоид это стадия взрослого. Кавкалоид это стадия старика. Топология толп будет такой:
  
  латинская;
  индийская;
  мандаринская;
  германская;
  славянская.
  

V. Выводы


  
  1) Вывод. Толпа "хрупкая", как ребёнок и "податливая" на посулы и обещания, как женщина.
  2) Вывод. Толпа не хочет и не может существовать долго без фигуры лидера, который обязан взять над нею шефство.
  3) Вывод. Толпа бывает "героической" (настроена на улучшения) и "подлой" (настроена на разрушения). Толпу можно обозвать "стихийным бедствием" (как ураган, как водоворот, как вулкан, везде выступает человеческая энергия и будет условной единицей измерений (18) от принятых её решений и актов), которое как возникло, так и схлынет.
  4) Вывод. Существует пять видов толпы: латинская, германская, славянская, индийская, мандаринская. Эти названия толпы - условность. Ныне описанный существующий дух толпы не значит, что они в историческом отрыве. Например, латинская толпа это иудео-греко-римская. Германская толпа это шердано-хеттская. Славянская толпа вавилоно-ассирийская. Индийская толпа хараппско-арийская. Мандаринская толпа шаньдино-хуадинская.
  5) Вывод. Толпа буйствует, как правило, от неудовольствия. Неудовольствия могут быть:
  
  а) политические (войны, эпидемии);
  б) экономические (голод, нищета);
  в) демографические (отсутствия жизненного пространства) (19).
  
  6) Вывод. Дух толпы это не абсолютный беспочвенный идеализм, а материальный перегной, сырье и грунт (20). Коллективный, как психоз, так и невроз, в котором слово "дух" выражает ряд объединяющих факторов толпы (инстинкты, ритуальность, сакральность, жертвенность, самопожертвование и фанатичность).
  7) Вывод. Толпу можно подчинить и усмирить только будучи безумцем.
  

VI. Источники


  1. "Благородный, почетный, родной, особенный <...>". "Gedenkstukken" van Johan van Oldenbarnevelt (Йохан ван Олденбарневелт) en zijn tijd, verzameld en met inleiding en annteekeningen uitgegeven door M. L. van Deventer. С.1.URL: https://archive.org/details/gedenkstukkenva00unkngoog/page/n96/mode/2u.
  2. "Lux Populi" (закона о народе) либо "turba" (ноша, тяжесть).
   3. "Марксизм и национальный вопрос" (1913) может разрешить интеллектуально-культурные противоречия между поляками католиками и украинскими православными атеистами, которые говорят: "Вот тебе хрест! Не верю в бога".
   4. Лебон имел в виду русских. Раньше Лебона русский юрист Николай Чаадаев метко подметил: "Если немногие имеющиеся у нас умственные навыки, традиции и воспоминания и все наше прошлое не связывают нас ни с одним народом земли, если мы не принадлежим, в сущности, ни к одной из систем нравственного мира, то во всяком случае внешность нашего социального быта связывает нас с западным миром". "Философические письма" (сборник) С. 228. URL: http://library.khpg.org/files/docs/1462098690.pdf.
  5. "<...> Китае - стране, также управляемой солидной иерархией мандаринов, где звание мандарина, так же как у нас, достигается путем конкурса, причем все испытание заключается в безошибочном цитировании наизусть толстых руководств. Армия ученых, не имеющих никаких занятий, считается в настоящее время в Китае истинным национальным бедствием. То же самое стало наблюдаться и в Индии после того, как англичане открыли там школы не для воспитания, как это делается в Англии, а для того только, чтобы обучать туземцев. Вследствие этого в Индии и образовался специальный класс ученых, бабу, которые, не получая занятий, становятся непримиримыми врагами английского владычества. У всех бабу - имеющих занятия или нет - первым результатом полученного ими образования было понижение уровня нравственности. Этот факт, о котором я много говорил в своей книге Les Civilizations de L"Inde, констатируется всеми авторами, посещавшими Индию". Ле Бон. "Психология народов и масс". URL: https://smekni.com/a/197399-38/gyustav-le-bon-psikhologiya-narodov-i-mass-38/.
  6. Как во всех авраамистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), так в разных индийских сектах (джайнизм, буддизм, синтоизм).
   7. "Здесь, однако, конечный принцип всех эмпирических наук в сущности тот же самый, именно - полное согласие всех элементов представления, касающихся одного и того же предмета: разница межу естествознанием и историей начинается лишь там, где дело идёт об утилизации [переработки] фактов с познавательною целью. Как мы уже видели, первое [номотетическое] ищёт законов, вторая [идиография] - образов". Вильгельм Виндельбанд. "История и естествознание". URL: http://samlib.ru/k/kuznecow_mihail_jurxewich/historyandnaturalsciencebywilhelmwindelband.shtml.
  8. "Актёрство" понимается как "этопоитус" (ηθοποιός). Где слог "Hθος" означает "поведение", "корни", "суть" и слог "ποιώ" означает "восход", "опираться", "встать". Лучше всего данный феномен описал Аристотель в своём произведение "Никомаховой этике": "μετὰ δὲ ταῦτα λεκτέον, ἄλλην ποιησαμένους ἀρχήν, ὅτι τῶν περὶ τὰ ἤθη φευκτῶν τρία ἐστὶν εἴδη, κακία ἀκρασία θηριότης. τὰ δ' ἐναντία τοῖς μὲν δυσὶ δῆλα τὸ μὲν γὰρ ἀρετὴν τὸ δ' ἐγκράτειαν καλοῦμεν πρὸς δὲ τὴν θηριότητα μάλιστ' ἂν ἁρμόττοι λέγειν τὴν ὑπὲρ ἡμᾶς ἀρετήν, ἡρωικήν τινα καὶ θείαν, ὥσπερ Ὅμηρος περὶ Ἕκτορος πεποίηκε λέγοντα τὸν Πρίαμον ὅτι σφόδρα ἦν ἀγαθός". Ηθικά Νικομάχεια Ζ 1145α (общий смысл: цель пробудиться, обретясь к сущему (архе) и её сути (предсущему бытия), что конструирует её мысли, и мир течёт к окончанию течению бытия (теории). Как обозреть её общность? Есть над нами порядок, стремящейся улучшить? Нужно преодолеть трёх "проклятых" сестер мироздания: Порок, Необузданность и Скотонейность. Бытие окончиться тогда, когда будут исчерпаны все формы, которые мы (люди) познали, как это сделали ранее нас боги. Не зря Гомер донёс до нас разговор Гектора с Приамом, и сказал отец сыну: "обессмертить себя это половина жизни, а главная половина быть добродетельным"). "Актёр", по Аристотелю, этот тот, кто уходит от цели обессмертивания себя, приходит к цели поиска наилучшего для других порядок в соблюдении добродетели, но мучаясь в тщетности обуздать свои страсти.
  9. "βωμός" - быть тем, кем ранее не был. Психологическое перевоплощение. У греков это было снятие кожи с коровы и быка, одевание этой кожи на себя, и, виде животных, исполнять мистерию (например, Элевсинскую). Ходить на четырёх "копытах", мычать и сношаться, как животные. "Фигляр" это "человек из народа", который, как и народ, терпит лишения от немногих, например, от 1200 аристократов в Афинах V-IV веках до нашей эры, учитывая, что население граждан было от 10 до 15 тысяч, а всё население, с рабами и метеками, могло достигать 30 тысяч (в среднем на 30 тысяч рождается один тиран). Упад Афин и отток населения произошёл после Пелопоннесской войны и разрушения "микенцами" Длинных стен. "Пентеконтаэтия" (пятьдесят лет, с 480 по 430, гегемония Афин), термин Фукидида, можно дополнить собственным термином, что за рассветом пентеконтаэтии был столетний закат афинского Солнца гэкатонтия дюсегелион (εκατονταετία δύση ηλίου).
  10. Термин "хиазм" первыми использовали в своих выступлениях ранние логографы. Логография "λογογράφος". Логографы враги софистов, которые выступали смутьянами для софистов. Крикливость, бесшабашность и дикость - характеристики логографа. Софист спекулянт, спекулянт мыслей, он более "ученый", чем логограф. "Нет такой мысли, которую нельзя не обосновать" - девиз софиста. Для философа противник софист (политолог), для софиста враг - логограф (социолог). Философ и софист могут кратковременно объединяться, чтобы повалить "тираническую" власть логографа над умами людей. Аристотель ввёл термин для повторения: "συναγωγἠ τεχνῶν" - ремесло в котором нужно оживить дух и связать её с конкретной материей (позднее по этому принципу последовали Цицерон, Квинтилиан и Лактаций). На примере Руси "логографы" это "крикуны" на народном вече Киева либо Новгорода. "Философ" это "печальник". "Софист" сложно для такого понятия подобрать аналогию, но можно применить "писарь".
  11. Йозеф Геббельс. "Две короткие статьи о качествах, которыми должен обладать вождь. Двадцать советов диктатору и тем, кто хочет им стать". URL: https://www.rulit.me/books/dve-korotkie-stati-o-kachestvah-kotorymi-dolzhen-obladat-vozhd-read-302007-1.html.
   12. "Неудивительно поэтому, что общественное всех веков, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, в формах сознания, которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов". Манифест Коммунистической партии. С. 445-446. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t04.pdf.
   13. Юст Липсий. "De constantia libri duo, qui alloquium praecipue continent in publicis malis". Глава VII, c. 10-12. Глава ХV, с. 24-25. URL: https://books.google.com.ua/books?id=0-LMZh6WRQ0C&printsec=frontcover&redir_esc=y&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  14. Eryci Pvteani (Эрициус Путеанус). "Mvsathena, sive notarvm heptas, ad harmonicæ lectionis nouum & facilem vsum. Eiusdem Iter nonianvm. Dialogus, qui epitomen musathenæ comprehendit. Eiusdem de distinctionibvs syntagma, cum epistolâ Iusti Lipsii de eádem materiâ". С.3-6, 93-103. URL: https://www.loc.gov/resource/muspre1800.100369/?sp=5.
  15. Джироламо Савонарола. "Trattato sul governo di Firenze". Глава I (1-3 части), Глава II (1 часть) и Глава III (2 и 3 часть). URL: https://it.wikisource.org/wiki/Trattato_sul_governo_di_Firenze.
  16. "Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой". "Манифест Коммунистической партии". С. 445. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t04.pdf.
   17. "Вставай, проклятьем заклеймённый,
  Весь мир голодных и рабов!
  Кипит наш разум возмущённый
  И в смертный бой вести готов.
  Весь мир насилья мы разрушим
  До основанья, а затем
  Мы наш, мы новый мир построим,
  Кто был ничем, тот станет всем". "Интернационал". URL: https://sovtime.ru/gerb/hymn/internationale.
  
  18. "Эйнус" от слов "ἐνέργεια" (деятельность) и "νοῦς" (плавающий ум).
  Например, уровень эйнуса будет определяться следующей степенью (стадии):
  
  1) 0 эйнуса это толпа, которая бездействует. Говорит, пьёт, курит - не важно. От их бездеятельных действий не будут кругов по воде истории.
  2) 1 эйнус. Толпа слегка "заведена". У неё нет определённой цели или задачи.
  3) 2 эйнуса. Толпа хочет действий. Характер действий разрушительный, цели и задачи нет.
  4) 3 эйнуса. Толпа нахлебалось крови и разрушений. Утомилась. Ищет того, вокруг кого можно консолидироваться, кто даст цель или задачу, вдохнёт мощи во время "перекура".
  5) 4 эйнуса. Борьба лидеров за умы толпы. Образование группы и выдвижение своих главарей. Каждый предлагает свои цели и задачи. Лидер может не быть какой-то фигурой, идея, выражающее аффекты немногочисленной группы. Реализуются сразу разные цели и задачи.
  6) 5 эйнуса. "Взрыв" либо психологический "пик" толпы. Лидер остался один, другие "пали" и подчинились либо были уничтожены лидером или его сторонниками. Цель найдена, чем она опасней, чем она невозможней, тем толпе, кажется, реальней.
  7) "Откат". Дробление толпы на группы, на индивидов. Осмысления своих деяний. Истощения. Желания отдыха и покоя.
  
  19. Grotius, Hugo. "Le droit de la guerre et de la paix". Tome 1 / par Hugues Grotius ; nouv. trad. par (под редакцией) Jean Barbeyrac (Жана Барбейрака). С. 202-222. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k865233.pdf.
  20. Жан Боден. "Метод легкого познания истории". Абзацы: 4,20,28, 29-33, 40-42, 50-62, 73-134. URL: http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/04-05.htm.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"