Аннотация: Изменения фигуры отца Ильи Муромца для всех казаков
1. Что такое казачество.
Казачество (казацкие подразделения) изначально было организовано с целью обороны южнорусских земель, вошедших в состав княжества Литовского, от степных орд, вторгавшихся c "Восточного Мира" и "Великой Степи" на территорию современной Украины, в рамках христианско-мусульманского цивилизационного противостояния. Впоследствии активно участвовали в войнах с Московским царством на стороне Речи Посполитой, а с XVII в., в рамках Освободительной войны, и против последней. Во время периода в истории, получившего название "Руина", воевали, в том числе и против друг друга, преимущественно в союзе с различными соседними государствами, в состав которых в конечном итоге были инкорпорированы.
Первые упоминания об украинских казаках встречаются в исторических источниках 80-90-х годов XV в.. Речь шла о населении центральной Украины, которое ходило на различные промыслы ( "в уходы") - охота, рыболовство, добыча соли, селитры или занималось охранной службой на границе между княжеством Литовским и Крымским ханством.
Этнически состояли из славян, несмотря на наличие на ранних стадиях развития определенной доли представителей кавказских групп, которые использовались для лучшего проникновения в глубь степи. В дальнейшем доля кавказцев стала незначительной.
2. Значение термина "казак".
1. Представитель военного сословия, уроженец какой-либо из бывших окраинных областей государства (области Войска Донского, Кубанской, Терской, Оренбургской и т. п.), обязанный нести службу в особых войсковых частях со своим снаряжением, оружием и конем за льготное пользование землей (в Российском государстве с XVIII в.).
2. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты.
3. На Украине с конца XVIII в. до отмены крепостного права - крестьянин - потомок этого военного сословия, свободный от крепостной зависимости. Крестьяне происходили от казаков, переведённых в крестьянское сословие.
2.1 Этимология слова.
Укр. коза́к, др.-русск. козакъ "работник, батрак", впервые в грам. 1395 г.; см. Срезн. I, 1173 и сл. Из укр. заимств. польск. kоzаk "казак". Ударение в форме мн. ч. каза́ки -- результат влияния польско-укр. формы; оренб. казаки говорят: казаки́; см. Зеленин, РФВ, 56, 239. Заимств. из тур., крым.-тат., казах., кирг., тат., чагат. kаzаk "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга" (Радлов 2, 364 и сл.); см. Бернекер 1, 496; Мi. ТЕl. I, 330. Сюда же каза́ки мн., соврем. каза́хи -- тюрк. народ. Этноним касо́г не родствен каза́к, вопреки Эльи (505).
[Vasmer (Fasmer), Max (Maks) (1964-1973), "казак", in Etimologičeskij slovarʹ russkovo jazyka [Etymological Dictionary of the Russian Language] (in Russian), translated from German and supplemented by Trubačóv Oleg, Moscow: Progress, p. 2.158]
3. С.М. Соловьев о трех возрастах панказачество. В его труде
"Чтения и рассказы по истории России".
3.1 Фигура С.М. Соловьева.
Сергей Михайлович Соловьев - русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871-1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Соловьёв, убедившись, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей научным требованиям времени, когда русская историография уже вышла из карамзинского периода, перестав главную задачу свою видеть в одном только изображении деятельности государей и смены правительственных форм, почувствовав в себе силы дать таковую. Он пишет многочисленные труды об отечественной истории. Один из трудов которому посвящена наша статья это "Чтения и рассказы по истории России".
3.2 "Чтения и рассказы по истории России".
Приведу собственное предисловие Соловьева:
"Русскому историку, представляющему свой труд во второй половине XIX века, не нужно говорить читателям о значении, пользе истории отечественной; его обязанность предуведомить их только об основной мысли труда.
Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, - вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда."
В историческом труде " Чтения и рассказы по истории России " дается тезисно отечественная история начиная с повествование времен После потопа (Библия. Ной и его сыновья) до царствование Петра Великого. Фундаментальный труд, рассказывающий вкратце об всех знаковых событиях Российской государственности. Это курс лекции автора, задача которого ознакомить любого малограмотного читателя с отечественной историей.
4. Тотемизм панказачество. Тотемизм украинского казачество.
4.1 Что такое тотемизм.
Тотемизм - первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевлённые предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу).
[Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. Автор: Фрейд Зигмунд Перевод: Вульф Моисей. 2009 года.]
4.2 Соловьев о богатырях - казаках.
Приведенные фрагменты буду осуществляться по С.М. Соловьеву "Чтения и рассказы по истории России". Москва 1990, "Правда". Страницы 355 - 360.
"...Вслушавшись внимательно в эту длинную и однообразную песню русского народа, которую он заводит и Киева и Царьгорода и ведет через Волынь, Галич, Чернигов, Новгород, Москву к Казани, Астрахани и Сибири, мы видим ясно, что это народ, проживший восемь веков в одинаковых исторических условиях. Любимый образ фантазии певцов-это богатырь-козак, название однозначащие. Как в X, так и в XVII веке русский мир был на Украйне; как в X, так и в XVII веке человек, которому было тесно в избе отцовской, у которого "сила по жилочкам живчиком переливалась, которому было грузно от силушки, как от тяжелого беремени", отправлялся в степь поле, где ему легко найти, на ком попробовать свою силу молодецкую. ..."
Соловьев, указывает, что казаки люди деятельные, сильные, как былинные богатыри - герои русских сказок.
"... Многое переменилось в государственном строю России с X до XVII век, от времен ласкового киевского князя Владимира до времен великого государя царя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, но удальцы попрежнему шли в степь поляковать (от поле), на Дону образовалось большое военное братство удалых полениц (опять от поле), где каждому богатырю можно было набрать себе дружину и идти на подвиг...."
Богатыри собирали, отбирали к себе в дружину единомышленников как это было на этапе становление Русской государственности. Первый этап - младенчество.
"... богатырь не умирал в казаке, и наши древние богатырские песни в том виде, в каком они дошли до нас, суть песни казацкие о казаках. Знакомый с этими песнями знает, что самое видное место между богатырями занимает Илья Муромец; он обыкновенно называется старым казаком и прямо донским казаком, атаманом донских казаков: "Помутился весь тихий Дон, помешался весь казацкий круг; что не стало у них атамана, что старого казака Ильи Муромца". Разбойники, испуганные его силою, просят его, чтоб взял их к себе в товарищи, в донские казачонки. ...".
Панказачьим тотемом послужил образ Ильи Муромца, былинного богатыря в княженье Владимира Красное Солнышко. Имеется в виду не только граница восприятие одного ответвление казаков по реки Дон, описывает Соловьев, а все, что находилось южней Московского царство и ее столицы Москвы.
"... Молодой человек чувствует тяжкий груз силы, чувствует тоску по степи и говорит матери: "Ай же ты, государыня моя матушка! давай же прощеньице благословленьице: поеду я во далече далече чисто поле, хочу разгонять бурушка косматого, хочу поразмять своего плеча богатырского, спробовать силы удали молодецкие. Долго ли мне жить во глупом во малом во ребячестве, ходить мне дома по улице широкие, с ребятами тешиться?" Пока молодой человек не вырвется в чисто поле, все он будет жить в глупом, малом ребячестве: от глупого ребячества до возмужалости нет переходного времени образования! Страшен бывал сильный человек, вырвавшийся прямо из глупого, малого ребячества на полную волю, в чистое поле, и начавший разминать свое плечо богатырское. Песни превосходно изображают нам эту расходившуюся силу, которая не сдерживается ничем; эти поэтические изображения объяснят нам не одно явление не только в древней, но и в новой нашей истории, которая не могла разом отрешиться от старых условий. Илья Муромец, рассердившись, что его не позвали на пир, стреляет по божьим церквам, по чудным крестам и отдает золоченые маковки кабацкой голи на пропив, хочет застрелить князя Владимира с княгиней. ..."
Генетика берет свое. Буйный нрав вписан в генетическую память всех казаков в подражании своему тотему Илье Муромцу, создателю конных пограничных отрядов. Он собирал дружины и отправлялся в степь воевать с вторгшимися ордами печенегов, половцев, волжских хазар, булгар.
4.3 Илья Муромский его личный тотем
Илья Муромский происходил из села Карачарово Муромского княжества. Крестьянский сын.
По данным летописи ("Повести временных лет"), Муром берет свое начало в 862 году. Можно смело сказать, что это один из самых старых городов России.
В 988 году в город прибыл княжить сын Владимира - Глеб, который стал первым Муромским князем.
Раз Илью прозвали "Муромский" может означать два варианта:
а. по названию города
б. по названию коренного народа мурома
Вариант б.
Мурома - финно-угорское племя. Мурома проживали на территориях современных Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей. Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.
По мнению российского этнолога, этнографа, этноисторика и лингвиста В. В. Напольских, название племени может рассматриваться как результат выпячивание (выявленной в муромской гидронимии) корневого гласного в общем самоназвании мери и марийцев *mari, восходящем к праиндоир. *marya- "юноша, член молодёжного воинского союза". Часть -ma может быть суффиксом или аналогом фин. maa "земля".
Благодаря смешению хтонического населения (муроманов) и пришлых киевлян (северян, радимичей, вятичей) у Ильи Муромца развилась богатырская сила.
Кто для муроман был тотемный животным?
Лошадь. Об этом сообщает поздний труд "Повесть о водворении христианства в Муроме", созданная лишь в XVI веке, утверждает, что после смерти св. князя Глеба мурома оставались грубыми язычниками. Болезни глаз они лечили в особых колодцах, имевших, по их верованию, чудодейственную силу, бросая при этом в колодцы в виде жертвы серебряные монеты. Они развешивали над дуплами разных деревьев платки или полотенца, которым поклонялись, принося коней в жертву своим богам; вместе с покойником они зарывали в могилу особые плетения из ремней, приспособленные для лазанья по деревьям; наконец, справляли по умершим своеобразные тризны, сопровождавшиеся битвами и драками, а также царапаньем лица, в знак глубокой горести о покойнике. Отличительной чертой муромских могильников являлись совместные погребения людей и коней и изредка - коров.
Как и у других средневековых поволжских финнов, в качестве заупокойной пищи в погребениях присутствуют кости животных. Коней хоронили отдельно, взнузданными и осёдланными, придавая им позу, имитирующую лежащее на брюхе живое животное с подогнутыми ногами и поднятой головой (её укладывали на ступеньку в могиле).
4.4 Пиетет у казаков по отношению женщин.
"... Песня знает два рода женщин: богатырок, которые обыкновенно и чародейки, и женщин - теремных затворниц. Первые, понятно, не могут отличаться женственностию, но некоторые из них с силою физическою соединяют и нравственную, как, например, грозная Настасья Никулишна, которая не хочет пережить смерти мужа, не хочет выходить за его убийцу; вторые изображаются с характером, соответствующим их теремному воспитанию, т. е. совершенно без характера. Девушка - дорогая вещь, и потому ее запрятали в терем, чтоб не подвергнуть никакому враждебному влиянию, и тем больше в ней достоинства, чем она больше отстранена от всяких влияний, в этом полагается вся похвала; она красавица и отлично убережена: "Сидит она в тереме в златом верху, за тридесятью замками булатными, на ню красное солнышко не оппекет, буйные ветрушки не оввеют, многие люди не обгалятся (не глазеют)". Братья хвастаются сестрою: "Что есть у нас сестрица, из терема не ходит, белил с лица не ронит, бела лица не кажет". Ее просватывают, но приезжает богатырь, врывается к ней в терем, она отдается без сопротивления; потом встречается прежний жених, прельщает ее обещанием лучшей доли, и она передается ему; новый муж скоро гибнет, и несчастная женщина в самом печальном положении: "От бережку я откачнулася, к другому бережку не прикачнулася". Богатырь жестоко мстит ей за неверность. ..."
Женщина должна быть верна своему герою. Если достойная ратная смерть сгубила мужа, женщина обязана выйти замуж за другого богатыря с целью передачи накопленного в ней опыта поколении далее, по эволюционной цепи. Блудницей выступая, то одна ее судьба ждет - смерть. Не может женщина выступить "яблоком раздора" между братьями богатырями.
Сразу вспоминается проверка "медными трубами" верности боевому товариществу между казаками в песни "Из-за острова на стрежень" русского поэта Садовника Д.Н. посвященная казачьему атаману Стеньки Разину.
За что Степан Разин утопил персидскую княжну?
За мир между братьями.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
- Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза,
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
- Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
- Волга-Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.
- Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!
"... Понятно, что появление в XVII веке богатыря казака, какого еще не бывало, Стеньки Разина, сильно отозвалось в песне; сам стар - матер казак Илья Муромец является при Разине есаулом только. Так, самый видный из богатырей отодвигается уже на второй план. Но в Великой России новое богатырство, или казачество, благодаря существованию крепкого государства никогда не играло главной, исключительной роли; Разины, богатыри, которые в старину, в богатырские эпохи, делались основателями государств, тут гибли от государства, да и не много было Разиных; вот почему в Великой России имена старых богатырей и сохранились. Другое дело в Малой России: здесь казачество разгулялось широко, его деятельность, его борьба с крымцами, турками и поляками явилась на первом плане, исключительно овладела безраздельно народным вниманием и воображением; здесь казак Хмельницкий чуть чуть не сделался основателем нового государства, родоначальником новой династии, здесь поэтому старый казак Илья Муромец не удержался при нем даже и есаулом, здесь старые богатыри совершенно исчезли. Притом же в широкой степи было очень бурно ветрено: здесь старина, как и все, плохо держалась, разносясь буйным ветром на все четыре стороны. На севере, в лесу, все удобнее удерживалось, удерживалась и старина. ..."
"... Понятно, что появление в XVII веке богатыря казака, какого еще не бывало, Стеньки Разина, сильно отозвалось в песне; сам стар - матер казак Илья Муромец является при Разине есаулом только. ..."
Отодвигается фигура панотца казачество, идет мифологизация новых персон. Опираясь на авторитет прошлого, твориться сегодняшнее, надеясь остаться в памяти будущего. Борьба "сыновей" меж собой за занятии трона (фигуры) "отца" . Второй этап - юношество - взрослость.
"... Малой России: здесь казачество разгулялось широко, его деятельность, его борьба с крымцами, турками и поляками явилась на первом плане, исключительно овладела безраздельно народным вниманием и воображением; здесь казак Хмельницкий чуть не сделался основателем нового государства, родоначальником новой династии, здесь поэтому старый казак Илья Муромец не удержался при нем даже и есаулом, здесь старые богатыри совершенно исчезли. ..."
Кризис, кризис в сознании миллионов людей. Широкомасштабные изменения в жизненном укладе и религии. Творимые на раннем этапе освободительной войне беззакония. Фигура "отца" - забывается. Уже Илья Муромец не почтенный авторитет, не знаменосец удали казачий, а всего - то былина. Есть новые политические фигуры, которые своими действиями обессмертят свои имена (восстание Богдана Хмельницкого в 1648 году). Третий и последний этап восприятие фигуры Ильи Муромца- старчество.
Результатом фигура отца была "убита" его отпрысками. Титул "панотец" был утерян потомками. Из-за многочисленного ответвление казачьего рода, чтобы восполнить свое восприятие, понадобилось возобновить отсутствующую ячейку в сознании. На Украине для казаков такой фигурой нового отца выступил Б. М. Хмельницкий.
5. Хронология отмирание фигуры и становление новой.
Хронология "смерти" в сознании людей фигуры Ильи Муромца:
1. X / XI век. Первый этап - младенчество. Панотец казачество.
2. XI - середина XVII века. Второй этап - юношество - взрослость. Разин объявляет Илью великим воинов или знаменосцем.
3. XVI - начало XVIII века. Третий и последний этап восприятие фигуры Ильи Муромца панотцом - старчество. Замена фигуры Муромца на фигуру Хмельницкого после смерти последнего (в 1657 году) и эволюционирование этой формы в течении последующих пятидесяти лет.