Мне очень понравился конкурс в этот раз. Никакого тебе ажиотажа, потных нервных толп. Уютненько, камерно, душевно. Я провожу Укол Ужаса в целях популяризации хоррора и готики, и осознаю, конечно, что эта камерность является показателем не очень высокой раскрученности конкурса. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы конкурс стал еще более популярен, я тоже в курсе... и, скорее всего, предприму их, когда у меня объективно появится чуть больше времени.
Так что, возможно, в подобной теплой атмосфере конкурс проходит в первый и последний раз.
Средняя температура по больнице тоже несколько выше, чем в прошлый раз, что не может не радовать. На первом Уколе Ужаса два призовых места достались рассказам с пороками внутренней структуры - и это при том, что объективно они были лучшими среди остальных. На этот раз среди рассказов-финалистов нет, слава Мелькору, образчиков с провисающей логикой или отсутствующей развязкой либо кульминацией. Все крепенько, бодренько, четко - даже в самых слабых, с художественной точки зрения, рассказах.
Что касается системы оценивания. По мне уже заметно, наверное, что я - сторонник топовой системы. Я, скорее всего, поставлю всего три оценки: десять, восемь и шесть. И в принципе, уже знаю, кому.
Поскольку человек я ехидный и резкий, а также весьма садистичный, я выскажусь только о тех рассказах, авторы которых попросят меня об этом. Пытки, как известно, всегда осуществляются по взаимному согласию сторон. Хотя, будьте уверены - пара слов у меня припасена о каждом.
В общем, милости прошу, запись в комментах.
Первой в шатер суккуба заглянула красавица Ольга. И выпала ей карта...
Император
- В перевернутом положении эта карта говорит о стремлении распоряжаться не только собой и своими делами, но и поступками других людей, демонстрации своего исключительного права на знание истинного пути и лучшего метода решения проблемы. В перевернутом положении, как мы сейчас и имеем - это карта деспота, шовиниста, - сказала суккуб. - И ты пишешь об этом, ярко, с душой, почти профессионально.
А затем суккуб подвела гостью к выходу из шатра и сказала, указывая на пыльную дорогу ярко-алого, словно политого свежей кровью, кирпича:
- Эта дорога ведет в Железный город.
- Вы ошибаетесь, уважаемая, - ответила Ольга вежливо. - Эта дорога ведет из Железного города. По крайней мере, сейчас вы стоите спиной к нашей столице.
Они вышли на алую дорогу.
- Давай поговорим о борделях, - сказала тогда суккуб, держа ее за руку. - Или об абортах.
- Бордели - это отвратительно,- ответила озадаченная Ольга.
Суккуб, по-прежнему держа ее за руку, сделала несколько шагов в строну от Железного города. А затем сказала:
- Все же лучше, когда торговя телом упорядочена; это снижает риск дя несчастных женщин, да и постоянный медицинский контроль не помешает.
Говоря так, суккуб энергично протащила собеседницу за собой, так, что теперь они двигались в направлении столицы.
- Осуждая или воспевая, - сказа суккуб. - Мы все равно остаемся на дороге, ведущей к тому, что мы осуждаем. Или хвалим. На пыльной, залитой кровью дороге. Но посмотри туда, - она махнула в сторону придорожного луга. Среди зеленой травы пестрели синие и желтые цветы.
Разве они не прекраснее пыли и крови?
Затем в шатер гадалки заглянула юная принцесса. И ей досталась карта
Повешенный
Значение этой карты - жертва. Не как бесплодная потеря чего-то вам дорогого, а как отдача во имя приобретения еще более необходимого
- Когда-то давно я знал одного бога, - сказала суккуб задумчиво. - Он тоже был глубок по своей натуре и всегда желал получать только самое лучшее. Но за все в этой жизни надо платить. И он, тот, кто на завтрак поглощал не менее пятидесяти отборных душ, принес в жертву - себя. Он отдал глаз за способность читать и писать руны.
А что готовы отдать вы? Да и нужно и ли это вам?
Пока вы создаете лишь плоские картинки, бодро пляшущие на ниточках, но лишенные не только чувств, но и имени... Вам известна, кстати, разница, между именами собственными и именами нарицательными? А что, например, ели рыжие сиблинги во время поисков?
Я могу задать еще много вопросов разной степени ехидства. Те, кто ненавидит ваше поколение, назвали бы ваше творение описанием компьютерной игры. Я далека о подобных чувств... ведь даже в игре, когда стоишь на краю дороги и смотришь на темную ночную реку, зеленые огоньки в глазницах утопцев заставляют вспомнить что забыли, как всегда, заплатить за свет и не пришлось бы с лучиной сидеть зеленые глаза красавицы Трисс, а тюки с контрабандой в лунном свете кажутся похожими на неуклюжих белых медвежат...
Чувствуйте своих героев - вот единственное, что хотелось бы посоветовать.
- Когда-то у меня знакомый, - сказала суккуб. - Художник, как и вы. Этот мастер создал портрет девушки и вложил так много жизни в портрет, что это убило оригинал. Так он, художник этот - он не родственник ваш, нет? Убивать живых и оживлять мертвых при помощи картин могут немногие. Но поговорим о карте, что вам досталась. Шут - символ открытости, удивления, живости, спонтанности, начала всего заново, непредвзятости, любопытства. Но она также указывает на то, что человек не владеет ситуацией. Не вы ведете текст, покамест, а он вас. Шут - символ некритичности восприятия. А так, очень живенько. По сути, это набросок, конспект небольшой повести.
Сегодня в шатре гадалки не было отбоя. Вслед за художником пришла молодая ведьмочка. Ей выпала карта
Жрец
- В правильном положении эта карта означает авторитетную персону, законника. В данном же случае создан образ черного учителя, манипулятора. Так же карта указывает на нечестность, извращение принципов, которые мы и наблюдаем на примере рыцаря, заманившего на съедение ни в чем не повинную девушку. Позволь, я покажу тебе кое-что еще. Преподобный, которого ты видишь на карте, служил при храме Вечного Пламени...
Суккуб полезла в сундук и извлекла из него занятную вещицу. Это был фонарик, с любовью выкованный и украшенный мастером. Необычность фонарика заключалась в том, что он давал освещение благодаря чарам, наложенным на него, а вместо огонька в нем был алый лоскуток, непрерывно трепыхающийся в потоке воздуха. Этот поток магическим образом исходил из основания светильника.
- Вот это - твой рассказ, - сказала суккуб. - А вот - то, чем он мог бы быть.
Она дунула себе на руку, и на ладони демона заплясало красно-оранжевое пламя - живое и горячее.
- Я даже не знаю, чем тебе помочь, - вздохнула суккуб. - Я слышала, что многим женщинам трудно дается оргазм, и тогда советуют изобразить его. Со всей страстью, на которую способна, со вздохами, ахами, и стонами. И говорят, на сотый или двухсотый раз актрисе удается обмануть даже саму себя; и оргазм действительно происходит.
От щек гостьи можно было разжигать факелы.
- У тебя такие глубокие познания в этой области, - произнесла она с трудом. - Что, тоже бывают проблемы?
- Способность испытывать оргазм относится к ТТХ человеческого тела, - ответила суккуб вежливо. - А я, к сожалению или к счастью, не человек.
- Глубина ваших познаний в столь тонких материях, как потолки, заставила меня поначалу принять вас за моих женских братьев, - заметила суккуб, с интересом разглядывая двух новых гостей.
- Нет, - сказал тот из них, что был посмелее. - Мы, к сожалению или счастью, твои мужские братья.
Суккуб протянула ему колоду:
- Прошу.
И вот какие карты попались друзьям:
Смерть
и Сила
- Первая карта вовсе не так неблагоприятна, как кажется, - сказала суккуб. - Но мы начнем со второй. Карта 'Сила' символизирует духовную силу, которая одолевает физическую - или преодолевает физическую немощь. Известный вам герой-летчик, что танцевал на деревянных ногах - вот пример человека, символом которого являлась эта карта. И герой вашего рассказа тоже может быть отнесен к категории таких людей. 'Сила' - показатель равновесия между разумом и инстинктом. Аркан указывает на способность сопротивления неблагоприятным явлениям жизни. Первую же карту иногда называют иначе - 'Дитя великих перемен' или же 'Прощание'. И ваш герой действительно переживает огромную перемену в своей судьбе, и прощается с собой старым. Да что там - узнает, что был всего лишь куклой, надетой на руку мастера, который лишь на миг подумал, что он и есть эта кукла...
В общем, ругать здесь нечего.
Как только следующий гость протянул руку за картой, хитроумно упрятанные в столешнице наручники с легким звоном выскочили наружу и плотно обхватили его запястья. Суккуб молча вытащила из-под стола огромный топор самого неприятного вида.
- Вы меня с кем-то путаете, - пролепетал гость. - Я вообще здесь по ошибке...
Суккуб потрогала лезвие ногтем.
- Туповато, но для вас в самый раз, - сказала она и продолжала доверительно: - Вы знаете, ко мне тут приходили из этого... из Гринпизда. Говорят, убил графомана - спас дерево. Представляете, как здорово?
- Честное слово, я не знал...
Суккуб поднялась и взмахнула топором, примериваясь.
- Вот именно, - сказала она печально. - Глубокое невежество в сочетании с наглостью - это и есть главный признак графомана. Есть разные уровни критики. Можно не соглашаться с философской доктриной, которую разделяет автор. Или сомневаться в продуманности внутреннего мира героя, это уже чуть пониже. Но вы! Точнее, ваш текст...
Вы понимаете, вот я, например, не люблю, когда из меня давят слезу. Я очень мягкое, на самом деле, создание, впечатлительное, склонное сочувствовать окружающим. Но если уж вы давите слезу, потрудитесь сделать это достоверно! Вот я сейчас пишу сцену про таможенный досмотр на корабле. Я не разбираюсь в кораблях. Так я роюсь в интернете, читаю справочники, потом понимаю, что нужен живой колорит, ищу человека, который в этом разбирается, прошу его о помощи... Зачем, спрашивается? Ели можно так, как вы? Понаглее и поувереннее? Вы хотя бы знаете, что кресло для младенца в принципе невозможно установить на заднем сиденье Волги, потому что там лишь короткая лямочка внизу, через пояс перехватиться, а для установки кресла нужен ремень, идущий сверху? Вы знаете, что эта лямочка, при всем при том, выдержит танк? И наконец - вам даже не пришло в голову проверить это - вы знаете, что младенец, который еще не способен выбраться из лужи, пристегивается непосредственно к креслу? Так что если даже допустить, что кресло вывалится из машины, ребенок будет висеть на ремнях, орать, биться, но не сможет упасть в лужу и захлебнуться - как придумали вы? Кстати, о детях. Кодекс чести суккубов своеобразен. Но даже наши буйные младшие братья, упыри, которые питаются не энергией в чистом виде, а кровью, не убивают детей. Мы не добры, но практичны. Ребенка добыть легче, но если идти по этому пути, очень скоро питаться станет просто некем. Но вернемся вашему рассказу. Картон, мокрый, отвратительный картон. Я уже не говорю о 'старинном радиоприемнике', который сам по себе размером с хорошую тумбочку. Я не говорю о 'компании туристов', которых вы придумали для толпистости и которые у вас более бесплотны, чем призраки, которые гоняются за героем...
Гость, который нервно ерзал в продолжение всей этой речи, вдруг завопил, рванул стол на себя так, что выломал доску вместе с наручниками и опрометью выбежал из шатра. Суккуб же закрутилась хитрым винтом и метнула вслед убегающему топор. Негромкий чавкающий звук сообщил о том, что цель достигнута.
Суккуб вздохнула и вышла из шатра. Надо было забрать топор.
В пустующий шатер осторожно заглянул мужчина средних лет. Оглядевшись и убедившись, что хозяйки нет на месте, он зашел внутрь и вытащил карту. Несколько мгновений он просто держал ее в руке, крепко зажмурившись и слушая, как колотится в груди сердце.
- Нельзя же быть таким чувствительным, - услышал он сзади мягкий голос. - Ну, смелее!
Гость открыл лаза и обернулся на голос. На входе в шатер стояла суккуб. В одной руке она держала окровавленный топор. К лезвию прилип клок волос. Во второй руке у нее находился предмет столь же зловещий, сколь и странный. Это было нечто вроде доски с двумя железными браслетами, закрепленными на ней. В браслетах болтались две отрубленные человеческие кисти с почерневшими от крови ногтями.
- Я все могу объяснить, - сказал гость. - Для начала, давайте успокоимся? У меня как раз есть с собой чудная настойка на валериановом корне...
- Травник, что ли? - спросила суккуб.
- Ну, почти. Я медик. Понимаете, я как раз шел мимо, и...
- Не надо ничего объяснять, - сказала суккуб устало. - И настойки не надо... Хотя... а коньяку у вас, случайно, нет?
Гость просветлел лицом.
- Случайно, есть.
Он протянул фляжку суккубу. Та взяла фляжку, но заглянула не в нее, а в ладонь гостя. Ему досталась карта
Суд
- Вы кого-то осудили, причем безвинно, - сказала скуб, прихлебывая из фляжки. - И очень жестоко. Просто за то, что эти люди такими родились. Но карта говорит том, что все, кого вы загнали под землю, поднимутся - к новой жизни, более светлой и радостной. Карта - символ открытия сокровища, избавления, волшебного поцелуя, воскресения, возрождения, победы, освобождения, истины. В профессиональной сфере карта указывает на высокую степень мастерства, которое будет только возрастать. Вообще, эта карта символизирует рост и перемену к лучшему. Главное - не останавливайтесь на достигнутом.
Следующей заглянула девочка в белом, словно сотканном из тумана платье. На ее остреньком личике мелькнула улыбка, жестокая и непостижимая, как улыбка сфинкса, когда гостья увидела - хозяйка дома, и она проделала свой долгий путь не зря. Девушке с улыбкой сфинкса досталась карта
Дьявол
- Это - карта искушения, зла, греха, - сказала суккуб. - Аркан отражает идею испытания в сложной ситуации: справится ли человек с ней и к каким средствам он для этого прибегнет? Герой твоего рассказа, увы, не справился. Ты поведала нам историю о падении человека, и аромат медленного разложения души передан красочно и достоверно. 'Дьявол' - символ зависимости, тяги к чему-то, невоздержанности, одержимости, нередко измены собственным принципам, предательство. Аркан указывает на доминирование ценностей не духовных, а материальных, на опасность в погоне за ними опускаться все ниже и ниже. В профессиональной сферe 'Дьявол' предупреждает о возможности грязных дел под маской добропорядочности, о шантаже. В личных делах - запутанность, покорность, манипулирование.
Слабой стороной является фактическая. Читатель смутно догадывается, что Анри удалось преодолеть заклятье, которое сестры наложили на него, но как он это сделал? И какими чарами он сковал сестер? Что случилось дальше с ним самим? А ведь все структурные возможности для этого в рассказе были. 'Про что ты прочитал сегодня, Анри? - Я прочитал ,как обращать людей в камень', к примеру. Сильной стороной является умение создать атмосферу. Я уже говорила, что во многих рассказах отчетливо виден автор, сидящий перед компьютером, и потирающий руки в предвкушении - сейчас я загоню героя на самую макушку дерева, мало не покажется! В этом же рассказe видишь только дом. И Старую Ведьму, и двух юных демонесс.
И чувствуешь тонкий аромат черной печали. Создания Тьмы тоже грустят, и тоже умеют любить...
В общем, что могу посоветовать. Сильные стороны - усилить, слабые - развивать.