Гинзбург Мария: другие произведения.

Враг государства

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто ты, Темный Властелин? Немного об образе врага рода человеческого в художественном произведении. Опубликован в журнале "Новгород-литературный" 03 (07)\2013 г.


Мария Гинзбург

ВРАГ ГОСУДАРСТВА

  
   Твой враг - это тот, кого ты не понимаешь
  
   Мне довольно часто приходится создавать образ врага, плохиша. Таким образом, данная статья подытоживает мой личный опыт в данной сфере и содержит исключительно мои выводы и рассуждения, а я, разумеется, могу ошибаться.
   Мы начнем с классики. С жизненных образцов, проверенных практикой - ибо все художественные образы являются лишь более-менее достоверным отражением действительности. Никто не сомневается, я полагаю, в умении герра А. создавать именно образ врага. Более того, он угадал этот образ с очень высокой точностью - ибо именно этот образ оказался близок очень большому количеству людей.
   Итак, смотрим, как герр А. делает это.
   Сначала он пишет:
   "Я думал тогда, что евреи подвергаются гонениям именно из-за религии, это не только отталкивало меня от тех, кто плохо относился к евреям, но даже внушало мне иногда почти отвращение к таким отзывам".
   Говоря современным языком, он показывает себя не только вменяемым, но и довольно-таки толерантным человеком. А затем он говорит:
   "Правда, в реальном училище мне пришлось познакомиться с одним еврейским мальчиком, к которому все мы относились с известной осторожностью, но только потому, что он был слишком молчалив, а мы, наученные горьким опытом, не очень доверяли таким мальчикам".
   Это первый ход, который сделал великий знаток человеческих душ. Ход, за которым последовали другие - и это в итоге развязало руки немцам, позволило уничтожать этих молчаливых мальчиков поточным методом.
   Итак, я считаю, что под образом Вселенского Злодея, врага, с которым невозможно договориться, и в жизни, и в художественной литературе подразумевается интроверт. Да. Всего-то лишь. Возьмем другой пример - из книги Наоми Картен Communication Gaps and How to Close Them:
   Я работала тогда программистом, и мои коллеги считали меня человеком, претендующим на особую интеллектуальность, из-за того, что я, случалось, проходила мимо них, не здороваясь. Но причина в том, что, глубоко погружаясь в собственные мысли, я не вижу происходящего вокруг. По мнению экстравертов, интроверты -- люди надменные, неприветливые и недружелюбные, а то и равнодушные, не заинтересованные в работе.
   Переведем "особую интеллектуальность" на классический язык базарной очереди - "ишь, какой умник выискался!". "Надменный, неприветливый и недружелюбный" переводится еще проще - "Почему ты со мной не разговариваешь? Как ты можешь НЕ ХОТЕТЬ разговаривать со мной? Так ты меня НЕ (любишь, уважаешь)" - подставить по вкусу. То, что человек не пренебрегает именно собеседником, а вообще не любит разговаривать, не может придти экстраверту в голову. Его жизнь - это общение. А интроверт устает даже только слушая.
   Социальными предпосылками для наделения интровертов отрицательными чертами являются следующие. (В данном случае при объяснении феномена существования государства мы будем придерживаться теории общественного договора, однако не будем забывать о том, что первейшим интересом любой системы является сохранение себя, любимой). Интроверт по сути своей, действительно, в любой исторический период является врагом любого государства - потому что он не нуждается в обществе и может жить один. Более того, он этого хочет. Если таких людей будет много; если просто позволить людям быть такими - общество развалится. О государстве уж не говорим. В разное время в разных обществах существовали разные табу, но исходный образ, на который они навешивались - это всегда интроверт. Страшным табу викторианской эпохи был онанизм - и онанистам приписывалась не только склонность, но и просто тяга к уединению. Хотя отлично известно, что онанировать можно и в большой компании, это кому как нравится (см. к/ф "Адвокат дьявола"). Экстраверту Гитлеру попался спокойный интроверт-еврей, и это определило судьбу этой нации в целом. Про коммунистов, загонявших людей в светлые социалистические общежития - что в некотором роде хуже лагерей смерти - мы тоже не забудем.
   Как это можно - молчать и жить в одиночестве? Как вообще можно этого хотеть?
   Этого может хотеть только Враг.
   Переходя к художественным примерам - Дракула Стокера живет один. Любопытная клаузула насчет проживающих с ним (Дракулой) двух теток уже отражает полигамные наклонности самого Стокера, которым не суждено было осуществиться в ту эпоху. Ангел становится "хорошим" тогда, когда цыгане возвращают ему душу, но он становится героем только тогда, когда возвращается в общество. В сюжете сериала отражено, что долгое время Ангел жил в США совершенно один, ни общаясь ни с вампирами, ни с людьми - и был, судя по всему, совершенно доволен своей жизнью. Спайк из того же мира единственный живет один, в своем склепе долгое время; став "хорошим", он немедленно лишается своего дикого индивидуализма и живет у другого героя сериала, Ксандра.
   Экстраверты интровертов не понимают; и поэтому без всякой задней мысли приписывают им то, чего они больше всего боятся. Мужская форма власти над реальностью - это разрушение и убийство; Враг всегда умеет убивать. Он может просто быть наделен сверхчеловеческой силой, или же питаться нашей витальной энергией, как вампир - главное, что за убийство Врагу ничего не будет. Он живет нашей смертью, он ее добивается. Мужчины больше всего любят власть - и поэтому Враг всегда мечтает отнять власть (Темный Властелин), захватить принадлежащую нам, хорошим, территорию. При этом он, разумеется, изнасилует всех находящихся тут женщин - женщины терпеть не могут тех, кто их насилует. Любопытен тот факт, что в литературе практически отсутствует образ Темной Повелительницы. Ну, с этим ничего не поделаешь - женщина как самостоятельный герой художественного произведения существует, по-моему, только в фэнтези, а этот жанр еще очень молод.
   Очевидно, что вышеприведенные характеристики имеют мало общего с реальными помыслами и желаниями интровертов.
   Технологический прогресс спас их. Оказалось, что находясь в одиночестве, можно предаваться не только извращениям, но и плодотворным раздумьям. Можно приносить пользу обществу, и находясь вне его. Профессия, где представлены сплошь шизоиды - программист - очень молода, однако очень популярна, что говорит о том, что процент экстравертов в обществе несколько ниже, чем недавно было принято думать ;).
   Интроверты были допущены, наконец, и в литературу в качестве положительных героев - был создан образ "странного", смешного ученого. Осмеяние является символическим уничтожением, как известно. Ну, а что вы хотите; как уже говорилось выше, дураки не любят умных, не любят и тех, в ком подозревают более коэффициент IQ, чем в себе. За право быть, существовать пришлось заплатить обязанностью быть смешным. Мальчикам удалось отвоевать свое право мужественно молчать, а вот девочкам-интровертам до сих пор приходится тяжело. С раннего детства девочку ставят перед суровым фактом того, что она должна нравиться другим, что в этом ее суть и предназначение. Интроверту, как известно, мало дела до каких-то там других; требование нравиться кому-то для интроверта мучительно и противоестественно.
   Что сказать в заключение. Если вам необходимо создать образ Врага, вы должно достоверно описать интроверта, украсив его парочкой табу из современного вам или Героям общества. И вот Враг, перед вами во всей красе.
   Если набрать в любом поисковике слово "интроверт", то второе слово, которое будет неразрывно связано с ним на доброй половине ссылок - "патология".
   ... интровертность - это совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология...
   ... есть среди интровертов и такие, которые даже начинают думать, все ли с ними в порядке. Но это свойство личности не является отклонением...
   ... Интроверт не погружен в себя. Эта путница из-за неправильного понимания АИО. Погруженность интровертов в себя только ВНЕШНЕ выглядит как погруженность. На самом деле это внешнее выражение их сосредоточнности на наблюдении ОТНОШЕНИЯ К ОБЪЕКТУ (СУБЪЕКТУ) или ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ (СУЪЕКТАМИ). Классики этого НЕ понимали. И продолжают не понимать. Об этом различии есть только у Юнга и то не много. Аушра в этом различи не разобралась и завязла, и поэтому дальше размазанных теорий у нее дело не пошло...
   ... Вопросы психологу - Интроверты психически нездоровы?...
  
   Интровертам уже позволено быть, но все еще - в качестве отклонения, патологии, больного (читай - недоделанного) экстраверта. Что ж, у нас теперь иные боги; теперь мы молимся на науку, и поэтому называем Врага не вампиром иди демоном, но психом-маньяком.
   С нездоровой склонностью к одиночеству...
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Л.Каримова "Вдова для лорда" (Любовное фэнтези) | | Д.Хант "Вивьен. Тень дракона" (Любовное фэнтези) | | А.Респов " Небытие Ковен" (Боевое фэнтези) | | М.Весенняя "Дикий. Охота на невесту" (Любовное фэнтези) | | Р.Прокофьев "Игра Кота-6" (ЛитРПГ) | | В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2" (Боевик) | | Кин "Новый мир. Цель - Выжить!" (Боевое фэнтези) | | anzban "Герой" (Антиутопия) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | | К.Вэй "По дорогам Империи" (Боевая фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"