Царицыно - известная музей-усадьба, совсем недавно восстановленная и открытая для просмотра, но занесла меня туда не возвышенная любознательность, а всего лишь прозаическая обязанность классного руководителя не реже раза в четверть водить куда-нибудь детей своего класса. Если бы мы соблюдали все правила, то мы бы только и делали, что утром и днём вели уроки, потом проверяли тетради и готовились к следующему учебному дню, а вечером ходили с детьми на выставки, в музеи или в театры. Каждому своё, и о вкусах, как говорят, не спорят. У нас есть учителя, охотно посещающие театры вместе с детьми, есть такие, которые предпочитают короткие экскурсии, а иные герои - даже длинные. Кое-кто не страшится и двух-трёхдневных поездок.
Я очень не люблю водить куда-то детей, но приходится это делать хотя бы время от времени. Прежде было так: сходишь разок куда-то, а потом лишь выдумываешь место, куда якобы ходил с детьми, а как будет сейчас, при новом заместителе директора по воспитательной работе, я не знаю.
Мне с моим характером и нелюбовью к массовым мероприятиям везло. Первый мой класс был неподвижен, никуда не желал ходить, и я пассивно потакала их лени. Убедишь хоть несколько человек сходить в музей или зоопарк и успокаиваешься. Потом я получила шестой класс, настолько замученный прежним классным руководителем, таскавшим их в музеи, на экскурсии и на выставки, слишком сложные для их возраста и развития, что родители, вместе со мной сводившие детей в очередной музей, попросили меня пока их никуда не водить, потому что сопровождают детей всегда одни и те же взрослые, а они устали. Я обрадовалась и свела культурную программу к необходимому минимуму. И все остались довольны.
В прошлом году у нас в школе сменилось два заместителя директора по воспитательной работе, а в этом - вновь новая женщина по имени Антонина Павловна. При её первом появлении на школьной сцене мы порядком струхнули из-за её решительного тона и грандиозных планов. Если к нашей учительской нагрузке и заботе о документации классного руководителя, о поведении учеников и их учёбе прибавится лавина внутришкольных и внешкольных мероприятий, то мы не выдержим.
После первого знакомства с новой дамой, особенно после её выступления на педсовете я высказала свои опасения коллегам.
- Тогда мы откажемся от классного руководства, - нашла выход Славина. - Пусть администрация ищет, кому отдавать классы.
- Вы какие-то странные, - заявила Сёмина. - Отказываться от классов, опасаться мероприятий... Неужели мы, дружный сложившийся коллектив, не сумеем съесть одну бабу?
Сначала Антонина Павловна попыталась грубо, резко и решительно навязывать нам новые правила по преумножению бумаг, но встретила не менее решительное, хотя и пассивное сопротивление, так что слегка поутихла. Однако, во избежание лишних разговоров, я решила при первом же удобном случае сводить детей на приличную и недолгую экскурсию.
- Пойдём в Музей Вооружённых сил? - спросила я у своего 9 "А".
- Уже были, - дружно отказались дети. - И не раз.
- А музей...
- Были.
- А...
- Нет!
Как раз перед первым родительским собранием один из наших замов директора Сотников всем нам выдал по пачке листов с описаниями экскурсий. Стоили эти экскурсии от тысячи шестисот до тысячи девятисот с человека, так что по деньгам различались мало, но зато сильно различались по дальности маршрута. Все они было однодневные, но за этот день одна путёвка обещала осмотреть всего лишь Троице-Сергиеву Лавру, а другая сулила и Владимир и Суздаль сразу. Я представила, сколько времени займут дороги, и ужаснулась. Из Москвы во Владимир, из Владимира в Суздаль, а из Суздаля вновь в Москву. И всё это за один день. Как можно выдержать и дорогу, и массу впечатлений, и работу с детьми в один день и остаться в живых? Не знаю, как такую экскурсию выдержат дети, а я не в состоянии провести девять часов в автобусе, переполненном детьми, которые орут сами и слушают безобразную громкую музыку. Если заказывать экскурсию, то лучше обойтись малой кровью, то есть поехать в Троице-Сергиеву Лавру, но туда слишком уж дороги путёвки.
- Я и не собираюсь заказывать такие экскурсии, - заявила математичка Лена Петровна. - Зачем набивать чей-то карман? Известно, чей. Мы ездили туда с нормальной экскурсией и платили по двести рублей с человека.
- А мы заказали школьный автобус, и у нас вышло по сто пятьдесят рублей с человека, - сказала учительница по физике Славина. - Но родителям надо так преподнести эти экскурсии, чтобы они сами от них отказались, а то Сотников разозлится.
Я так и сделала. Правда, кое-кто из родителей счёл, что цена не слишком высока, а за день вполне можно осмотреть два города, но вопрос с экскурсиями не был поддержан остальными родителями и отпал сам собой.
Недели через две, когда мы со Славиной пили кофе, ко мне в кабинет заглянула англичанка Шагова.
- А я так и думала, что найду вас здесь, - заявила она Славиной.
От кофе она отказалась, а зашла, оказывается, извиниться за то, что не сможет ехать со своим классом на экскурсию в Царицыно, которую заказала Славина. Она, видите ли, скоро поедет с детьми в Ростов Великий, так что детей в этот день снимут с учёбы, к тому же в ту неделю, когда должна состояться поездка в Царицыно, её класс дежурит по школе, так что директриса не разрешила ей вторую поездку.
- Ну, что же делать? - посокрушалась Александра Владимировна. Попробую найти вам замену.
Когда Шагова ушла, Славина воскликнула:
- Ну что? Едем? Вы же хотели поехать в такую экскурсию? Она проводится в учебное время в пятницу. Вместо уроков мы спокойно отдохнём. Довезут нас туда на автобусе прямо от школы и доставят обратно. Ни в метро, ни в другом транспорте нам не надо толкаться и следить, чтобы какой-нибудь придурок не отстал и не потерялся. Там мы часа полтора погуляем в парке, и минут сорок нас поводят по дворцу. А стоит всё удовольствие всего двести рублей с человека.
- Конечно, едем, - согласилась я.
Пока у директрисы было хорошее настроение, я побежала к ней попросить разрешение на поездку. Елена Сергеевна, счастливая и гордая собой за, как ей тогда представлялось, удачное освобождение от моего нового ученика Кима, с лёгкостью дала разрешение.
Я позвонила председателю родительского комитета, и она с удовольствием согласилась выделить деньги из классной кассы.
Дети с восторгом восприняли известие, что мы едем на экскурсию.
- Но мы точно в этот день не будем учиться? - на всякий случай спрашивали они меня по очереди.
Я с нетерпением ждала экскурсию. Прежде всего, я представляла роскошный автобус, где пассажиры располагались на втором этаже. В таком автобусе нас с классом возили в Пресненский парк на какое-то мероприятие, за которое дети меня корили года два. В крайнем случае, меня бы устроил обычный автобус, в каком нас возили на экскурсию по Москве, посвящённую Великой Отечественной войне. Устроил бы, но в воображении упорно возникал тот роскошный автобус, который предоставила мэрия. Воображение - штука упорная, причём рисует обычно что-то неправдоподобно хорошее.
Экскурсия казалась далёкой все три недели, пока я её ждала, а потом, когда Славина пришла ко мне со списком своего класса, куда я должна была вписать фамилии моих учеников, выяснилось, что я всё ещё считала долгожданный день далёким, а он уже приблизился почти вплотную. Я опросила класс, и на экскурсию записались все поголовно. Список был составлен и отдан моей коллеге, а я с волнением следила за погодой. Как назло в понедельник, вторник и среду шёл дождь, да и днём в четверг он тоже принимался то накрапывать, то моросить весьма существенно. Потом погода наладилась, но по телевидению нас упорно пугали дождями в конце недели. "Ладно, переживём и дождь, - успокаивала я себя. - Это не помешает мне насладиться прогулкой в красивом парке и во дворце. Надо соответственно одеться - и погода не страшна. Возьму фотоаппарат, приготовлю для мамы серию интересных кадров, этакий фоторепортаж".
В четверг ко мне подошёл мой ученик Арсен Папазян и объявил:
- Евгения Николаевна, если в пятницу будет дождь, я с вами не поеду.
- Да, дождь - дело неприятное, - согласилась я.
- И я тоже, - сейчас же сказал Митя Воронов. - Охота мокнуть!
- Вы совершенно правы, - одобрила я их решение. - Вы можете ехать или не ехать, и никто не вправе тащить вас на экскурсию, тем более, что она будет в учебное время. Конечно, будет лучше, если вы не станете пропускать учёбу.
- А разве мы должны будем идти в школу? - недовольно спросил Митя.
- Безусловно.
- Может, погода будет не такой уж плохой? - предположил Арсен.
- Жизнь покажет, - ответила я философски.
Ко мне на урок зашла Антонина Павловна, заместитель директора по воспитательной работе, и пустила по классу листок, где дети должны были записать фамилию, имя и номер мобильного телефона, а также расписаться. Дожидаться, пока дети заполнят листок, она не стала и ушла, а у Кати Кравченко сразу же возник вопрос, должна ли она вписать номер своего мобильника или родительского. Тут я проявила недогадливость.
- Наверное, родительского, - предположила я. - Вдруг тебе станет плохо. Тогда мы позвоним по этому телефону.
- А она сказала, чтобы мы написали свой номер.
- Запиши свой.
Я не поняла, зачем нам номера мобильных телефонов учеников, если они идут с нами. Не звонить ведь той же Кате, если она шагает в двух метрах от меня. До сих пор мы не собирали номера телефонов. Впрочем, что мне за дело до таких мелочей?
Антонина Павловна забрала листок, потом принесла приказ, и я подписалась рядом со своей фамилией, не вчитавшись в текст. Но и это было ещё не всё.
Я должна была провести свой последний урок в четверг, когда ко мне зашла учительница по физике с журналом в руках.
- Полная несогласованность действий у нашей администрации, - сообщила Славина. - Дети уже расписывались у Кабаковой, а теперь надо заново вписать их фамилии в этот журнал и дать им расписаться.
- У меня с ними больше не будет урока, - растерялась я.
- У меня со своими тоже не было урока. Я пришла на чужой урок и пустила журнал по рядам.
Очень не люблю мешать проводить уроки, но, видно, так и придётся сделать. Если сказать детям, что они должны придти и расписаться на перемене или после уроков, то половина класса не придёт, а мне выговорят за то, что я не сумела организовать сбор подписей.
На следующем уроке в моём кабинете работала новая учительница по русскому языку, а я забралась в конец класса за последнюю парту и быстро написала список из требуемых девятнадцати учеников, проставила номер какой-то инструкции, девятнадцать раз переписала свою фамилию, как лицо, проводившее инструктаж, девятнадцать раз подписалась, а потом вышла из кабинета, чтобы посмотреть расписание. Оказалось, что у моих детей урок физики. Пришлось идти к Славиной и мешать ей проводить урок. Я сразу же велела детям не отвлекаться и быстро их обошла, указывая клеточку, где они должны расписаться.
- Евгения Николаевна, а я хочу узнать, за что я расписывался? - спросил напоследок Костя Ребров.
Я уже отвечала на этот вопрос, что дети расписываются в том, что едут на экскурсию, хотела сказать это и сейчас, но меня опередила Александра Владимировна:
- Ты расписался в том, что не отделишься от общего стада, а будешь идти со всеми, - объяснила она.
Просто и понятно.
- А-а-а? - затянул Костя. - От стада? Я не должен отделяться от стада?
Я покинула кабинет, не дожидаясь конца интересной сцены, отнесла журнал учителю Маркову, который отвечает за всякие инструкции, и вернулась в кабинет.
На перемене ко мне зашла Славина выпить кофе. Мы только углубились в это занятие, как дверь открылась и появился Костя Ребров.
- Евгения Николаевна, а я хотел сказать, - затянул он, - что я, наверное, не смогу поехать на экскурсию. Я не совсем здоров и могу совсем разболеться, если поеду...
- Так оставайся дома, - торопливо одобрила его решение Славина.
- Но я не знаю... - тянул Костя.
- Если ты чувствуешь, что заболеваешь, то завтра оставайся весь день дома и лечись, а мне принесёшь записку от мамы, - сказала я. - Я не хочу, чтобы ты из-за этой экскурсии заболел.
- Тогда я останусь дома, - решил Костя. - Значит, мне надо принести записку?
Он бы ещё долго выяснял этот вопрос, но нервы у Александры Владимировны не выдержали.
- Всё! На выход! - оборвала она его тягучие излияния. - Завтра остаёшься дома, а Евгении Николаевне в понедельник принесёшь записку от родителей. До свидания!
Костя потоптался в нерешительности и ушёл.
- Что вы с ним так долго объясняетесь? - спросила Славина.
- Это ещё недолго.
- Он бы так и проторчал здесь два часа. Болен? И пусть сидит дома! Отвечай за этого придурка перед его родителями. Он какой-то недоделанный. Мамаша нас со свету сживёт, если он после экскурсии заболеет.
- Сживёт, - согласилась я.
- Он изводит меня на каждом уроке физики. Дома он, видите ли, выращивает кристаллы, а они у него не желают расти. То они крошатся, то рассыпаются под собственной силой тяжести. И четверть урока он отнимает у меня своими кристаллами. Не ответить, вроде бы, нельзя, раз это относится к физике, но вопросы совершенно не по теме урока, а он ещё тянет своё "а-а-а" и "да-а-а?" через каждые два слова. Только ему отвечу на все вопросы, так он тянет: "А-а-а! А вот почему..." И по новому кругу.
Я думала, что из девятнадцати записавшихся на экскурсию придут человек десять-двенадцать, но ошиблась.
Утром следующего дня подхожу я к школе, а у ворот уже стоит автобус, рядом - заместитель директора по воспитательной работе Антонина Павловна, заместитель директора по технике безопасности Кочетков, шофёр и два моих мальчика. Антонина Павловна сразу же передала мне приказ. Я его взяла, прошла в школу, а когда вернулась к автобусу, там набралось уже пять моих детей и один мальчик из 9 "В" класса.
Пока мы стояли, я решила отметить в списке учеников тех, кто уже пришёл, но лист с фамилиями, подписями и мобильными телефонами был отксерокопирован и трудночитаем. Фамилии учеников, написанные их собственными почерками вообще разобрать почти невозможно, а здесь они были разбросаны в случайном порядке, а не по алфавиту, так что, промучившись в поисках нужной записи, я убрала приказ, достала записную книжку и принялась записывать прибывших и прибывающих.
Моих детей набралось уже семнадцать человек, да ещё Серёжа Погосян позвонил по мобильному телефону и сообщил, что уже в пути.
- Давайте его не ждать, - предложила Катя Кравченко. - Сейчас они торопятся, опять кого-нибудь собьют на зебре...
- Не вредничай, - посоветовала я.
В словах девочки был смысл, но ссылка на недавнюю историю была неуместна. Мать Серёжи ежедневно подвозила сына к школе на машине и однажды сбила пятиклассника на "зебре" прямо у ворот школы. Все предполагали, что виновная предстанет перед судом, но дело замяли. Мальчик лежал в больнице, а потом выписался, а об этой истории больше никто не упоминал. Я сразу же предположила, что богатые родители Серёжи откупятся. Не знаю, как они замяли дело, но, похоже, кроме отдельных детей об этом никто и не вспоминает.
- Едем? - спросила Антонина Павловна, когда время уже перевалило за назначенную для отправления отметку.
- Ещё немного, - попросила я. - Мой мальчик позвонил, сказал, что уже на подходе.
Я нервничала, потому что сорок с лишним человек ждали моего Погосяна, а задерживала их я, так что, вроде бы, виновата в этом тоже я.
Наконец, Серёжа появился.
- Поехали! - обрадовалась я. - Мои все здесь, больше никто не придёт.
- Садитесь по классам, - велела Антонина Павловна.
Мы со Славиной запустили сначала мой класс, причём я проследила, чтобы дети расселись не по всему автобусу, а плотно заняли заднюю половину, потом - другой класс. Я своевременно положила свой пакет на облюбованные мною для нас с коллегой два кресла, так что спокойно обошла детей, пересчитала их и села у окна, намереваясь насладиться открывающимися видами города. Славина устроилась рядом. Места оказались узкими и неудобными, кресла стояли слишком тесно, рассчитанные, вероятно, на детей младших классов, было душно, пахло не то, что неприятно, но и приятно не пахло, а вдобавок в уши навязчиво лез громкий и тонкий вибрирующий звук, словно дребезжали мелкие плохо прилаженные детали. Скоро я почувствовала тяжесть в голове, будто от угара.
- А Антонина Павловна пусть едет поближе к водителю, - решила Александра Владимировна. - Нам она будет только мешать. Я вообще не понимаю, почему она с нами поехала. У неё уроки, а она их бросает, чтобы ехать с чужими детьми. Захотела отдохнуть? Вот вам, Евгения Николаевна, наша администрация позволит бросить свои классы и ехать, например, с Марковым и его детьми?
- Вряд ли. Да мне это и в голову не придёт.
- А она бросила уроки и едет с нами. И ей это разрешили.
Я достала приказ, просмотрела его и, заинтересовавшись, прочитала его целиком.
"На основании плана воспитательной работы
Приказываю:
--
Направить учащихся 9 "А" и 9 "В" классов ГОУ СОШ N... на автобусную экскурсию в количестве 41 человека в "Музей-усадьбу Царицыно" 16.10.2009г. (список учащихся прилагается).
--
Назначить руководителем группы Славину А.В.
--
Руководителю группы провести инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения. До посадки в автобус руководитель обязан проверить наличие знаков, оповещающих участников дорожного движения о перевозке детей; проговорить с водителем маршрут следования; загрузить питьевую воду, аптечку.
--
Возложить ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время движения по маршруту Школа - Усадьба Царицыно - Школа на Славину А.В., Троицкую Е.Н., Кабакову А.П., Маскину М.И. (На каждые 10 человек один сопровождающий).
Директор школы...
С приказом ознакомлены..."
- С нами должна ехать ещё и Маскина, - сообщила я.
- У них какие-то свои дела, - сказала Славина. - Маскина то ли должна куда-то идти, то ли у неё что-то ещё... Не знаю, почему её вписали, но она с нами не должна была ехать. А вот зачем с нами увязалась Кабакова?
Я осмотрелась. Дети, так хорошо занявшие отведённые им места вначале, теперь разместились по-новому, смешав оба класса. Уж не знаю, по каким причинам они перемещались парами на другие кресла, но теперь представители классов чередовались. За нами сидели девочки из 9 "А" класса, дальше - мальчики из 9 "В", за ними - мальчики из 9 "А", сбоку - из 9 "В" класса. Мы со Славиной не стали их пересаживать обратно. Как хотят, так пусть и садятся, лишь бы не шумели и не сорили.
Когда я утром собиралась в школу, мама меня наставляла:
- Поменьше одёргивай детей, пусть они отдохнут, не чувствуя давления со стороны взрослых. Не кричи на них, не ругай. Они гуляют, и вы тоже гуляйте и наслаждайтесь прогулкой.
Я так и собиралась поступить. Помню, мы с девочками моего прежнего класса ходили в зоопарк, причём мать одной из них, которая вызвалась сопровождать детей на прогулке вместе со мной, ушла вместе с дочерью, потому что они обе замёрзли, и я осталась единственным взрослым представителем. Как же нам было хорошо! Я не делала замечаний, разрешила покататься на аттракционах, даже сама с ними покачалась в каком-то вагоне, позволила поесть сладости с официальных лотков, сводила их посмотреть аквариумы с рыбами и многое другое. Единственным моим требованием было: не уходить далеко, предупреждать, к какому зверю хочешь отлучиться и не покупать никакой еды с рук. Так как я, по мнению детей, предоставила им полную свободу, то они ей и не стали пользоваться, найдя, что гораздо веселее всем вместе обходить вольеры, а не скучать в одиночестве. Особенно хорошо всем запомнились поиски обезьянника, потому что я объявила, что без визита к обезьянам жизнь теряет смысл. Всем очень понравилась эта фраза, и девочки сразу же загорелись идеей отыскать всё-таки обезьянник. Долго потом они с удовольствием вспоминали эти поиски.
Я и сейчас предполагала, что не стану по пустякам одёргивать детей. Если им захочется пробежаться - пусть побегают, если захочется поиграть - пусть поиграют. Нам на всё должно было хватить времени: и на прогулку, и на экскурсию.
- Сделайте потише! - прикрикнула Александра Владимировна на мальчиков из своего класса, включивших музыку слишком громко.
Ей ещё пару раз пришлось гаркнуть, прежде чем звук сделали тише.
- Сейчас все пользуются наушниками, - сказала я ей. - Даже как-то странно, когда какой-то дикарь вдруг включает музыку на полную громкость. На даче это очень тяжело. У всех тихо и спокойно, каждый занят своим делом, и вдруг приедет какая-то балда и на весь день включит музыку на все участки. Люди мучаются, а ему и дела нет ни до кого.
- А я терпеть не могу собачьего лая, - сказала Славина. - У нас соседи как выпустят с раннего утра собаку, так она и лает до самого вечера без перерыва.
- У нас эту роль играла одна старуха. Голос зычный, как Иерихонская труба. Выйдет утром часов в шесть на дорогу между участками и караулит, когда кто-то пойдёт к поезду, чтобы ехать на работу. Завидит издали человека и начинает с ним перекрикиваться. Это у неё звалось разговором. Просыпаешься от этих воплей и больше уснуть не можешь. Сейчас её уже нет, и утром спишь спокойно.
- Опять?! - рявкнула Славина. - Я сейчас отберу это и до конца экскурсии не отдам. Сейчас же сделайте тише!
Ей приходилось всю дорогу с интервалом в восемь-десять минут обращаться с этими словами к двум мальчикам.
- Когда мы ездили в Петербург с прежним классом, то так же мучались из-за одной мамаши. Она взяла с собой пятилетнего ребёнка, а заниматься с ним ей не хотелось. Тогда она взяла на прокат диск с "Ералашем" и поставила его ребёнку. Включила звук на весь вагон. Мы сидим и час слушаем, как то и дело раздаётся: "Мальчишки и девчонки! А также их родители!" мои дети как услышат эти вскрики, так вздрагивают и ругаются. А ребёнку "Ералаш", конечно, неинтересен, он начинает то плакать, то капризничать. Когда запись досмотрели, она час кое-как успокаивала ребёнка, а потом опять на час завела ему этих "мальчишек и девчонок". Весь вагон изнемогал. Ей бы с ребёнком поговорить, почитать ему, порисовать. Спрашивается, зачем она потащила с собой малыша?.. Эй, я сколько раз должна вам повторять, чтобы вы сделали потише!
Видами города я особо не могла любоваться, потому что окно запотело и приходилось его время от времени протирать и смотреть в мутное стекло.
- Хорошо, что ехать только минут сорок, - вновь заговорила Славина. - Водитель сказал, что приедем заранее и у нас ещё будет возможность до экскурсии погулять. Главное - не опоздать. Шагова ездила со своими в Ростов Великий на экскурсию, из тех которые рекламировал Сотников. Так что бы вы думали? Они тряслись семь часов, потому что попадали в какие-то пробки, и сильно опоздали. Вылезли из автобуса, а им объявили, что раз они так опоздали, то экскурсию им проведут получасовую, а не ту, что планировалась. И вот они полчаса погуляли вдоль кремлёвских стен, погрузились в автобус и уехали обратно. Дома были в десять вечера. Стоило ли выезжать в восемь часов утра, весь деть провести в дороге и приехать назад в десять часов вечера, и всё это только для того, чтобы полчаса погулять по лужайке? Как только этим экскурсоводам не стыдно?! Шагова после этой поездки была больна.
Такое несчастье случилось не со мной, а потому я могла трезво и объективно оценить ситуацию.
- Обидно, конечно, - согласилась я. - Но экскурсоводы тоже не виноваты, что автобус попадал в пробки. У них тоже своё расписание экскурсий и свой рабочий день.
- Наверное. Но каково это: отказаться ехать на нашу экскурсию ради тридцатиминутной прогулки!.. Эй, сколько раз можно говорить!
- Это уже не мы. Это девочки включили. Мы им передали...
Славиной пришлось встать и требовать теперь от девочек сделать тише.
Наверное, в автобус просачивался какой-то газ или выхлопы бензина, потому что, когда мы доехали и вышли на улицу, мне было сперва нехорошо и лишь потом голова прояснилась, и я стала осознавать, что мы вступили на территорию большого парка и идём по ровным и красивым дорожкам, выложенным узорчатой плиткой. Дети шли впереди, а мы, трое взрослых, получив указание от водителя, что надо запомнить, через какие ворота мы сюда вошли, двинулись следом.
- И куда рванули? - удивилась Антонина Павловна, наблюдая, как быстро удаляются оба класса.
- Ничего, - успокоила её Славина. - У меня трое детей живут около этого парка и постоянно здесь гуляют. Они знают дорогу и проведут остальных куда нужно. Они будут ждать нас возле экскурсионного бюро.
- А где оно? - спросила Антонина Павловна.
- Водитель сказал, что мы должны идти через парк.
На всякий случай мы обратились к охраннику, и он показал нам рукой направление.
Мне было как-то странно сознавать, что мы идём сами по себе, а дети, не спросив разрешения и не обращая на нас внимания, почти бегом скрылись из виду.
- Вместо того чтобы сидеть в душной школе и вести уроки, - подхватила Александра Владимировна.
Мне было не до разговоров, потому что я звонила по мобильному телефону маме, чтобы узнать, как обстоят дела дома. Мама заболела чем-то простудным, очень плохо себя чувствовала и из-за кашля не могла спать ночью, а сидела в постели и читала. А собака мучалась от колик. Не то она отравилась, не то это было заболевание желудка или кишечника, но у неё были мучительные приступы боли. Мы даже надумывали сводить её к врачу. Выяснив, что ничего особо тревожного дома не наблюдается, я занялась фотографированием. Около моста Антонина Павловна и Александра Владимировна встали, обнявшись и улыбаясь друг другу, словно две лучшие подруги. На мосте они раскинули руки, а позже, под воротами изобразили сперва две статуи, а потом - пару для игры в "ручеёк", подняв ещё и ноги для пущего эффекта, каждая, разумеется, по одной. Вышло неплохо.
Мы прошли мимо церкви, дворца, больших зданий, выстроенных под дворцовые стили, но предназначенные для разных служб. Я усердно фотографировала, намереваясь представить маме полный словесный и фотоотчёт этой экскурсии. Давненько мы никуда не выбирались, так что можно будет рассматривать в ноутбуке фотографии, а потом вспоминать былое, когда мы разъезжали по разным городам, осматривали дворцы, музеи, просто гуляли в парках, испытывая наслаждение от свободы в собственных действиях. Мы не были скованы обязанностью следить, чтобы не отстать от группы, потому что мы были сами по себе, не связанные ни с какими группами, ни с какими экскурсиями. Так что я выбирала подходящие ракурсы и снимала, снимала, снимала...
- Там большой дворец, а нам велели идти через парк, - сказала Славина. - Значит, нам надо туда.
Мы и пошли "туда", то есть мимо узкого дворца, мимо огромных служебных зданий под сень деревьев. Хорошо! Воздух, зелень, а под ногами не грязные тропинки, а хорошо пригнанные плитки. Мы шли долго, потом внизу показалась вода, какой-то островок, весь расцвеченный яркими красками. Издали было очень красиво глядеть на него, но я до сих пор не могу сказать, были ли это деревья в осеннем уборе или что-то рукотворное. Да это и не так важно.
Потом мы прошли мимо лестницы, ведущей вниз. Она привела бы нас прямо к прудам, но наш путь лежал не туда.
Возле какого-то павильона с аркой и каменными женщинами-львами, а, может, сфинксами, я не разобрала, я вновь сфотографировала моих спутниц, причём Александра Владимировна вытянула вперёд ногу, а Антонина Павловна приняла эффектную позу.
- Фоторепортаж я представлю, но моя мама спросит: "А где же дети?" - сказала я.
- А правда, где они? - вспомнила о цели нашей прогулки Славина.
- Слезли с автобуса и понеслись вперёд, как дикое стадо, - проговорила Антонина Павловна. - А повёл всех за собой этот психованный Ким.
Мы пошли дальше, уже не в таком благодушном настроении, как прежде. Славина и Кабакова гадали о том, где могут быть сейчас дети, а я, внося свою долю предположений, попутно сфотографировала какой-то грот.
- Может, спросить, где бюро экскурсий? - пришло нам всем в голову одновременно.
Как назло, на нашем пути долго не встречалось людей. Наконец, какая-то пожилая супружеская пара посоветовала нам вернуться к большому дворцу и спросить там.
- Попробую позвонить кому-нибудь из детей, - решила Славина.
Вот теперь я оценила разумность записи мобильных телефонов детей. Да, теперь найти их можно было, только позвонив им. Четырём десяткам детей не так-то легко укрыться от наших глаз. Значит, они ушли очень далеко.
Мы были охвачены тревогой. Случись что с этими ненормальными, и никто не станет разбираться, убежали они от нас или не убежали, а обвинят во всём тех, кто записан в приказе ответственным за их жизнь и здоровье. Вдруг они разбежались по каким-нибудь молодёжным злачным местам? Вдруг выпили что-нибудь, а теперь сами не сознают, что с ними происходит? Вокруг много прудов, а нынешние дети не соображают, что надо соблюдать элементарную осторожность, и могут из озорства или из хулиганских соображений друг друга толкать в воду.
- Хорошо ещё, что сейчас холодно, и их не потянет купаться, - сказала я.
- Да, это счастье, - согласились коллеги. - Не хватало только, чтобы кто-нибудь утонул. Идиоты! Куда они поскакали?
- Я опомниться не успела, как это стадо пронеслось по мосту и скрылось, - вспоминала Антонина Павловна.
- Алло! - закричала в трубку Александра Владимировна. - Даша, это ты? Куда вы убежали? Где вы сейчас?.. Где?... Ну так немедленно возвращайтесь. Встретимся у большого дворца.
- Спросите, вместе они или разбрелись группами? - попросила я.
- Вы все вместе? Ну, так мы вас ждём.
Славина убрала телефон.
- Они на каком-то острове.
- Не на том, который мы видели внизу? - спросила я.
- Вряд ли. Тот остров близко, а они умчались куда-то очень далеко. Здесь много островов.
- Придурки, - сделала вывод Антонина Павловна. - А как нам найти экскурсионное бюро?
- Пошли к большому дворцу, - предложила Славина. - Как бы нам не опоздать, время уже на исходе.
- Получится, как у Шаговой, - припомнила я.
- С той разницей, что они вволю нагуляются.
- Успеем мы к началу экскурсии или нет - неважно. Лишь бы найти детей, - говорила Антонина Павловна. - А если они не посмотрят дворец, то будут виноваты сами.
- Вряд ли они огорчатся, - сказала Александра Владимировна.
Мы быстро дошли до большого дворца, прошли мимо церкви, обошли какие-то постройки. Вначале мне казалось, что здания отстоят друг от друга на приличном расстоянии, а теперь все они представились мне сбитыми в кучу. Мы обошли несколько раз церковь, проходили под мостом и по нему, стояли перед дворцом и позади него, уходили от него и возвращались, а детей всё не было. Время от времени над нами с треском пролетала колымага отдалённо похожая на четырёхколёсный велосипед с пропеллером. Её поддерживал в воздухе кусок сборчатой ткани, не то парашют, не то что-то ещё. Я несколько раз фотографировала его и потом, когда смотрела снимки на экране, обнаружила, что правящий воздушной колесницей человек мне позировал.
- Надо было сказать детям, чтобы шли на этот треск, - сказала Славина.
- Эта колымага летает по кругу большого радиуса, - возразила я. - Это не ориентир.
- Да, они могут не туда придти, - согласилась Александра Владимировна и вспылила. - И чего он здесь летает? Делать ему, что ли, нечего? Трещит себе, а нам и без того тошно. Позвоню ещё раз.
Выяснилось, что дети забрались куда-то очень далеко и не знают, куда им идти.
- Пусть спросят встречных, где большой дворец, - посоветовала я.
Мы вновь метались по мосту и под мостом, перед дворцом, за ним и сбоку от него, а детей всё не было. Меня отвлекла белочка, выпрашивающая лакомство у старушек. Наверное, она узнавала часто гуляющих здесь людей, потому что шла только к некоторым. Я её фотографировала, но у неё тоже, как и у нас, был свой определённый круговой маршрут, так что снимки получились размытыми. Что бы ей стоило посидеть минуту спокойно?
- Идут! - воскликнула Славина.
Я не смогла бы различить, идёт ли кто-нибудь или нет, да ещё узнать, свой ли идёт или чужой, так что я ждала, когда дети приблизятся. Вот они стали неторопливо выплывать из-под арки и спускаться к нам. Они шли не табуном, в который сбились, убегая, а группами, причём расстояние между группами было приличное.
- Где вы были?! - набросились мы на передовой отряд. - Почему вы убежали?
- Все побежали, и мы побежали со всеми, - был ответ.
- А остановиться не могли?
- Но ведь все куда-то бегут...
- Вы видите, что мы остались далеко позади, а всё равно продолжали бежать вперёд. Неужели нельзя было подумать и вернуться?
- Но ведь все бежали...
Почти все дети отвечали одинаково, но, когда появился арьергард, ответы были уже несколько иные.
- Мы им говорим: "Куда вы бежите?" А они несутся как ненормальные. Мы тоже побежали за ними.
- И я думаю: "Куда они припустили?"
- А сама?
- Но ведь все бегут...
- А ты говорил, что знаешь парк, как свои пять пальцев. Почему ты не привёл всех к экскурсионному бюро?
- Я побежал за всеми.
- Зачем?
- Но ведь все побежали...
- Ким, этот арбуз, куда-то драпанул, а мы - за ним. Мы думали, что он знает, куда идти.
- Куда же ты пошёл, Вадим?
- Меня толкнули, я и пошёл.
- Но вы же летели, как табун лошадей!
- Безмозглых лошадей, - вставила я.
Возбуждённые дети не заметили моей поправки, а то непременно нашлись бы двое-трое, которые бы сказали, что их оскорбляют.
- А зачем идти медленно? - был ответ.
- Если мы опоздали и экскурсию отменят, то пеняйте на себя, - сказала я.
- Подумаешь! Очень нам нужна ваша экскурсия. Мы уже нагулялись.
Славина ушла оформлять экскурсию, а мы долго стояли на дорожке перед газонами и ждали. Дети были сильно возбуждены.
- Подними! - резко сказала Антонина Павловна.
Оказалось, что Саша Кошкин потихоньку от меня курил, а теперь бросил окурок на дорожку.
- Почему? - спросил Саша.
- Потому что ты его бросил.
- А вы докажите, что это сделал я. Я не бросал.
- Подними.
После долгих препирательств Саша сдался.
- Хорошо, я подниму. Мне это нетрудно. Но я его не бросал.
- А то мы все здесь слепые, - ответила Антонина Павловна.
Нам велели разбиться на три группы.
- А вас я беру к себе! - решительно и свирепо объявила Антонина Павловна, обращаясь к моим наиболее послушным детям. - Я вам задам, если что-нибудь выкинете!
Саша на этот раз проявил скромность и скрылся с её глаз.
В моей группе оказалось одиннадцать человек. Кошкин, Макаркин, Степаненко и Ким составляли её ядро, причём ядро взрывоопасное. От этих детей в любую секунду можно было ожидать чего угодно. Когда я подвела детей к экскурсоводу, выяснилось, что их уже двенадцать, причём среди них оказались двое мальчиков из 9 "В" класса.
- Почему вы здесь? - строго спросила я.
- Фокин поменялся с Пушковым, - объяснили мои девочки. - А этот почему-то тоже пришёл с ним.
- Ладно, ты Фокин, можешь остаться, раз ты поменялся, но ты, Мурадов, возвращайся в свою группу.
- Нет, я останусь здесь. Мы дружим с Кимом и Кошкиным.
- Поэтому от тебя требуется вернуться в свою группу. Хватит мне Кима и Кошкина. Я устала от тебя на уроках математики.
- Я всё равно останусь.
- Мурадов, пошёл вон!
- А я останусь.
- Мурадов, быстро сюда! - резко крикнула Александра Владимировна.
Рувим помедлил, но ушёл.
- А ты, Стас, можешь остаться, - повторила я Фокину.
Мне было всё равно, поведу я только своих детей или ещё и детей из параллельного класса, но Мурадов был настолько неприятным человеком, настолько наглым и невоспитанным, что за полтора месяца его пребывания в школе этого мальчика успели возненавидеть все учителя. Мы не имеем права высказывать неприязни к кому бы то ни было, но, когда в ответ в ответ на приказание замолчать, вести себя прилично и наконец-то начать работать, слышишь высказывания типа: "По какому праву вы делаете мне замечания? Как хочу, так себя и веду. Вы ко мне придираетесь, потому что вам не нравится моя национальность. Я потому не работаю, что я вас не понимаю", - то поневоле в душе закипает раздражение против нахала. Дело усугубляется поразительной неспособностью этого мальчика учиться. Он пришёл к нам из частной школы с четвёрками и пятёрками, у нас сразу же стал получать двойки, но всё время напоминал нам, что у него были прекрасные оценки. По математике у него знаний не было даже за пятый класс, поэтому он слушал меня сперва так, словно это первоклашка пришёл в девятый класс и не понимает, что же у нас происходит, а потом и вовсе перестал слушать. Но это всё-таки математика, один из самых трудных предметов в школе, а этот мальчик ухитрялся быть таким же неучем и по всем другим дисциплинам. Даже по географии, где достаточно вызубрить параграф, чтобы получить как минимум четыре, он ухитрялся получать двойки. И чувствовал себя Мурадов в нашей школе очень уверенно, словно его пребывание здесь делало ей честь. На уроках он хамил учителям, разговаривал, вертелся и даже порой перекрикивался с приятелями на своём языке. "Имею право говорить на своём языке, - твердил он. - Половина Москвы говорит не по-русски". Когда мы жаловались заучу, то она сначала вскипала и говорила, что в русскоязычной школе все должны говорить только по-русски, а если хотят говорить по-своему, то пусть переходят в школу с национальным компонентом, а потом переменила тактику и принялась отвечать нам, что это дело тонкое и пусть классный руководитель осторожно убеждает родителей, что надо приучать ребёнка воздерживаться от разговоров на языке, который все взрослые и большинство детей не понимают. Словом, администрация умыла руки, а мальчик совсем расхамился.
Дети встали перед экскурсоводами, хрупкой девушкой маленького роста. Она подождала тишины и начала свою лекцию. Сначала её слушали, но слушать долго наши дети не могут, их внимание быстро ослабевает, и они уже не могут улавливать нить рассказа, воспринимая лишь фразы, выделенные интонацией, жестами или обращённые непосредственно к ним. "Посмотрите!" - говорила экскурсовод, и дети послушно поворачивали головы в нужную сторону, глядели, но часто не улавливали дальнейшего содержания предложения. Вскоре часть детей и вовсе перестала слушать.
Кошкин обхватил руками шею Кима и почти повис на нём, причём полуспущенные штаны его спустились ниже критической отметки, обнажив две половинки весьма обширных размеров.
- Штаны подтяни, - велела я.
Кошкин пощупал себя сзади и на полтора сантиметра поддёрнул джинсы.
Фокин, обнаружив, что Кошкин вновь висит на Киме, обхватил одной рукой шею Саши, а другой - талию и повис на нём, а на нём самом повис Степаненко. Макаркин приладился к высокому толстому Киму с другой стороны. Зрелище было дикое и несколько устрашающее, а вздёрнутые рубашки, на треть метра вылезающие из-под курток или балахонов, их заменяющих, спущенные и спустившиеся ещё ниже джинсы разной степени заношенности придавали мальчикам вид и вовсе отвратительный. И как назло, все они были рослыми и выглядели старше своих лет. Со стороны они казались взрослыми молодыми придурковатыми хулиганами. Вдобавок рот у Степаненко был всегда открыт, так что выдвинутая вперёд и вниз нижняя челюсть придавала его длинному лицу совершенно идиотское выражение. Макаркин глядел на мир пустыми умильными глазами, на губах его блуждала полуулыбка, а его тело так прильнуло к Киму, что хотелось поскорее растащить эту сцепившуюся группу, стоящую стеной прямо перед экскурсоводом и так же как стена возвышавшуюся над ней. Девушка, должно быть, привыкла ко всяким посетителям музея и делала вид, что не замечает нелепости их поведения.
- Ведите себя прилично, - сказала я пятерым приятелям, когда экскурсовод повела нас к павильону.
- А мы и так ведём себя прилично, - ответил Ким, в свою очередь повисая на Кошкине.
Макаркин, видя, что одно плечо Кошкина освободилось, покинул Кима и повис на Саше. Фокин обнялся со Степаненко.
Экскурсовод принялась рассказывать про павильон, а Ким, расцепившийся с Кошкиным, принялся толкать бедром Катю Кравченко. Обрадованная девочка стала отвечать ему тем же.
- Прекратите! - прошипела я.
- А что я? Вот вечно вы, Евгения Николаевна, делаете замечания мне! - возбуждённо и чересчур громко запротестовала Катя. - Это Ким меня толкает, а я только отпихиваю его.
Роза весело засмеялась. Она немного завидовала подруге, но не решалась сама затеять подобную игру.
- Ну, вообще! - выдохнул Ким и приблизился почти вплотную к экскурсоводу и наклонился над ней, делая вид, что внимательно её слушает. Его дынеобразное лицо расползлось в улыбку и почти касалось её волос на макушке. Тогда он передвинулся поудобнее, так что девушке пришлось говорить почти ему в подбородок.
Макаркин прочно висел на Кошкине, уткнувшись лицом ему в шею, с другой стороны пристроился Фокин. Степаненко скромно стоял позади. Несмотря на его отвалившуюся челюсть, он выглядел самым приличным из всей компании.
- Стёпа, надень куртку, - велела я ему.
- Мне жарко.
- Всё равно надень.
- Мне, правда, жарко. Вон все говорят, что им жарко.
- Но они одеты, а ты в одной рубашке.
- Вот поэтому мне и хорошо.
- Вы долго бегали, вам сейчас жарко, поэтому, если ты не оденешься, то заболеешь... Ну, можешь ты сделать мне такое одолжение и одеться. Уступи мне, как старому человеку. Зато ты сможешь сказать самому себе, что совершил сегодня хороший поступок.
Степаненко долго смеялся, но всё-таки отказался одеваться и остался на холодном ветру в одной рубашке.
Костя Панасенко, всегда тихий, вдруг вздумал то бегать за Розой, то убегать от неё. Оба при этом своим визгом заглушали экскурсовода.
- Спокойнее! - велела я, останавливая их, а меж тем компания моих пятерых оборванцев принялась гоготать, вновь сцепившись перед экскурсоводом.
Девушка повела нас к одному из мостов. Кошкин закурил, прячась от меня за телами своих друзей.
- Прекрати, - сказала я.
- А вы докажите, что я курю, - ответил Саша, смеясь и в открытую затягиваясь.
- А ты откуда взялся? - удивилась я, обнаружив в группе надёжно изгнанного мною Мурадова.
- Я решил идти с вами.
Можно было грубо гнать его или ласково выпроваживать, но этот мальчик упорно станет цепляться за своё желание остаться в компании Кошкина и Кима. Избавиться от него можно было только одним способом.
- Ты не можешь этого сделать, - сказала я располагающе. - Ты записан в группе Александры Владимировны, так что теперь она должна следить, не потерялся ли ты. Если ты сейчас же к ней не вернёшься, она поднимет тревогу, объявит, что исчез её ученик, и тебя будут искать. Ты сорвёшь экскурсию.
Рувим представил кучу неприятностей, которые должны будут при таком развитии событий обрушиться на его голову, и согласился уйти.