Кузьмин Антон Аркадьевич : другие произведения.

Об уровне каннибализма в Ввс Сирии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О некоторых методах поддержания боеготовности ВВС в Сирии и СССР.

  SYAAF-AFB-KSHESH-051 L-39
  
  Не секрет, что ещё год назад ВВС Сирии переживали не лучшие времена. Дело шло к тому, что в авиации, бывшей при Хафезе Асаде одной из лучших в регионе, останутся несколько изредка летающих машин. Причины это были вполне объективны и естественны. После развала СССР у Сирии не было возможностей получать новейшую технику на льготных условиях. А финансовые возможности не позволяли покупать её по рыночным ценам.
  
  В таких условиях авиационный парк Сирии стремительно устаревал и морально и физически. В конце 1980х Сирия успела получить некоторое количество Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, МиГ-23МЛ и МиГ-29, которые на тот момент считались вполне современными машинами. Однако подлинными героями войны с ИГИЛ стали совсем другие машины.
  
  В 2007 году были подписаны два контракта: один на 12 истребителей МиГ-29М/М2, второй - 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Однако и они не стали героями. Просто потому, что у Дамаска не было денег для полной оплаты этих контрактов.
  
  Настоящими героями стали машины предшествующего поколения -советский истребитель МиГ-21 и чехословакский учебно-боевой лёгкий штурмовик L-39. Причин этого было множество. Главное - этих машин банально было больше. Кроме того, техника второго поколения стОила гораздо дешевле. А запчасти для неё гораздо-гораздо дешевле. Хотя бы потому, что в настоящее время в РФ эти машины почти не используются, а некоторое количество запчастей на складах завалялось.
  
  Ещё одна причина успешного использования старых машин состоит в том, что у ИГИЛ и оппозиции не было ни своей авиации ни достаточного количества современных средств ПВО. В этих условиях "старички" не подкачали! Поскольку к началу ведения боевых действий у Сирии не было денег на запчасти и керосин, боеспособность лётчиков была невысока. Низкий налёт приводит к постепенной деградации лётных навыков.
  
  Соответственно, точность работы по наземным целям оставляла желать лучшего. Однако отсутствие у противников Асада адекватной ПВО позволило совершать такие ошибки без серьёзных последствий. У сирийских лётчиков почти всегда была возможность совершить несколько заходов на цель и всё-таки уничтожить её. Не получив при этом "сдачи".
  
  Этого никогда не было бы, если бы у их противников была возможность полноценно готовить расчёты своих средств ПВО. Однако и противники Сирии столкнулись с той же проблемой нехватки запчастей и боеприпасов для подготовки. Эта проблема ещё усугубилась невысоким образовательным уровнем боевиков.
  
  Сирийской авиации тоже приходилось выкручиваться. Почти как осаждённому Ленинграду. Авиабомбы, например, вообще изготовлялись кустарным способом. А значительная часть запчастей получалась "каннибализацией" ранее списанных машин. Этому способствовало то, что и сам Хафез Асад и другие сирийские лётчики когда-то обучались в СССР. И могли видеть воотчию "суровые будни советской авиации". :)
  
  В советские времена и керосина и запчастей для авиационной техники хватало. Но была другая проблема. "Палочная". За катастрофы, аварии, поломки и предпосылки к лётным происшествиям часть получала "палки". А потом - неприятности за эти "палки". Соответственно, на уровне полка шла борьба за то, чтобы и количество и уровень "палок" был пониже.
  
  На практике это выглядело так. Перетянул, например, неопытный курсант ручку на взлёте. Самолёт, разумеется, свалился на крыло. И упал, сломав плоскость. Поскольку скорости на взлёте небольшие, самолёт можно отремонтировать. Казалось бы. Дело в том, что самолёт-то, в основном, можно. А вот плоскость требует серьёзного оборудования и заводских условиях. Но завод по производству L-39 - в Чехословакии. Хоть и страна соцлагеря, но на уровне командира полка -почти как обратная сторона Луны.
  
  Но выход находился и здесь. Плоскость искали среди списанных самолётов. Зачастую снимали плоскости с самолётов-памятников, поставленных на постамент. Затем на её место ставили старую, ломаную плоскость, кое-как выправленную полковыми умельцами. С МиГ-21 это решалось ещё проще. Потому как машина своя, советская и оборудования для ремонта и производства гораздо больше. В итоге, быстро заменив плоскость на аварийном самолёте, вместо "палки" за аварию полк получал "палку" за поломку. А это не так страшно. И не так больно. :)
  cf5da6c68eb2
  Так что сирийские авиаторы за время обучения в СССР научились не только крепкие спиртные напитки употреблять, но и восприняли идеи по ремонту техники "каннибализацией" списанных машин.
  
  Тем не менее, авиация Сирии должна была утратить боеспособность приблизительно в 2012 году. Однако некоторое количество запчастей удалось купить на внешнем рынке. Это упрощалось тем, что обе машины были достаточно широко распространены во многих странах. И некоторые из них, так же как и РФ, постепенно заменяли эти машины более новыми. Отсюда и дешёвые запчасти, отсюда и новые потенциальные жертвы "каннибализации". Ходят непроверенные слухи, что в деле поставки запчастей в Сирию из других стран даже пара очень ушлых бывших советских евреев отметилась! :)
  
  Кроме поставок запчастей, РФ помогла их экономить без поставки в Сирию. Просто, возобновив подготовку сирийских лётчиков на территории РФ. Тем не менее, боеспособность сирийской авиации к лету 2015г была почти исчерпана. Но это уже "совсем другая история".:)
  
  Продолжение, возможно, напишу.
   14 апреля 2016г. ЦФО.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"