Я не сторонник блогов, но решил разместить здесь корокую заметку о фильме.
Посмотрел "Мастера и Маргариту" Михаила Локшина. Фильм очень понравился. Идейно он чрезвычайно далек от замысла Булгакова. Я считаю это достоинством. Фильм - самостоятельное произведение. У людей, которым важна каждая буква в книге, есть сама книга. Самое отвратительное в точных экранизациях - бубнящий закадровый голос рассказчика.
Сперва не понял, чем фильм так задел российских политиков, но теперь у меня появилась собственная теория. Локшин, хоть и рос в России, остался в значительной степени западным человеком. И многие картинки, образы содержат очевидные западные коды. Просто конкретный пример. Маргaрита на балу Воланда срисована у Кеннета Энгера (Lucifer Rising) или с образов движения Wicca (корона Дианы, например). И такого много. У Локшина нет типично русского упоения злом, сиречь блядством. Воланд здесь - олицетворение всего плохого. У Булгакова же Воланд имеет много положительных черт, эпиграф к роману целиком поясняет образ (цитата из Гете, но у Гете другой контекст, а потому и смысл совершенно иной). При этом Воланд Булгакова, как известно, списан со Сталина. У Локшина всего этого нет. Воланд появляется в стране, где зло прорывается из всех щелей. Воланд способствует написанию романа, который сам является частью атмосферы зла, удивительно резонирует с событиями и оправдывает Дьявола. Ради этой цели Воланд приводит хороших людей, Мастера и Маргариту ко греху и гибели.
Потом послушал Александра Гениса на "И грянул Грэм". Среди прочего Генису не понравился Воланд: "Ну что это за владыка тьмы?" По его мнению владыка тьмы должен быть величественным, сильным, возвышенным. И это подтверждает мою мысль. Генис воспитан русской, советской культурой. Отсюда и его претензия. Нужно понимать, что Сатана не материален. С ним ведут борьбу (или соглашаются ему служить) в душе. Но в России-СССР произошла материализация Сатаны. Даже церковь там призывает воровоть и убивать. Отсюда и особенное отношение к Дьяволу.
Мне кажется, что определение зла как зла подрывает сами основы нынешней российской государственности. И в этом опасность фильма для российских властей.