Аннотация: Техническая информация, созданная на основе викисловаря. "?" - ударение на нужном слоге при правильном произношении.
Абгалдырь -- 1) металлический прут, один конец которого имеет форму крюка, а другой -- в виде кольцеобразной рукоятки. Предназначен для растаскивания и правильной укладки якорной цепи в цепной ящик; 2) гак с коротким отрезком троса (цепи) для растаскивания якорных и такелажных цепей (тросов); 3) снасть для растягивания по рею верхней шкаторины ундер-лиселя.
Аванга?рд (фр. avant -- впереди и фр. garde -- страж) -- часть войск или кораблей, выдвинутая в походе вперёд, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.
Авра?л (англ. over all -- "все наверх") -- спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.
Авторулевой -- навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.
Адмиралте?йство -- 1) в XVIII--XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.
Адмиралтейский час (адмиральский час) -- предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли "выпить и закусить" перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.
А?напуть -- несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями -- анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом[1].
А?минги -- метки или деления, которые в форме шкалы помещаются на фор-- и ахтерштевнях, но преимущественно на последних, и показывают (в футах), как глубоко корабль сидит в воде[2].
Анкеро?к (нидерл. anker) -- деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
А?псель (нидерл. aap-zeil (обезьяний парус)) -- косой треугольный парус, самый нижний из стакселей.
Арте?ль -- объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счёт положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.
Арьерга?рд (от фр. arriere -- задний) -- тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.
Аутригер (outrigger) -- малый дополнительный корпус, обычно расположенный на некотором расстоянии от борта основного корпуса судна или корабля. Применяются суда с одним аутригером (см. "проа"), а также с двумя аутригерами (см. "трёхкорпусное судно").
Ахтерште?вень (нидерл. achtersteven, achter -- задний, steven -- штевень, стояк) -- брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль. конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней -- старнпост, через который проходит гребной вал, и задней -- рудерпост, на который навешивается руль.
А?хтерпик (нидерл. achterpiek) -- крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.
Бак (нидерл. bak) -- надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приёма пищи команды на корабле .
Бакборт -- левый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) -- "зад, спина". Сравн. "штирборт".
Ба?кен -- плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Бакшта?г:
) Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад (чаще именно мн. ч.).
) Курс судна относительно ветра -- ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90® и меньше 180®) Делится на полный бакштаг (ближе к 180®), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90®).
Бакштов -- трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов[3].
Ба?ллер -- ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Баля?сина -- точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банкет -- возвышение или площадка у внутреннего борта над верхней палубой, большей частью из решетчатых люков[6].
Ба?нник -- деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Бараба?н шпи?ля -- вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Бархо?ут -- усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
Батокс -- линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью, параллельной диаметральной плоскости[7].
Бато?метр -- океанографический прибор для получения проб воды с заданной глубины.
Бейдевинд -- курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90®) Делится на полный бейдевинд (ближе к 90®), собственно бейдевинд и крутой бейдевинд (ближе к 0®).
Бе?йфут -- кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами[8].
Бе?нзель -- перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом[9].
Бесе?дка -- деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт[10].
Биза?нь -- 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом; 2) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты. Слово "бизань" прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться "бегин-рей", а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово "крюйс".
Биза?нь-ма?чта -- третья мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах -- всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых "малых" ("полуторамачтовых" судах [кеч, иол]) -- вторая мачта от носа.
Би?кгед -- переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимс (англ. beams, мн. число от beam -- бревно, балка, перекладина) -- поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.
Бинет -- узкий парус, который в хорошую погоду пристегивают к нижней части парусов для увеличения площади парусности[11].
Би?тенг -- деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Битсы -- деталь судового рангоута -- деревянные планки на реях, гафелях и гиках, под которыми проходят снасти, служащие для растягивания парусов[12].
Блинд -- парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Бли?нда-га?фель (усы) -- отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Бли?нда-фал -- снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки -- простейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блок со сви?тнем -- блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Бло?кшив -- корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.
Бо?канцы -- короткие прямые железные или деревянные балки, укрепленные в борту судна и вынесенные за борт свободным концом, удерживаемые в этом положении особыми бакштагами; на парусных судах служат для привода передней шкаторины прямого паруса к ветру[13]. Боканцами также называются прямые шлюпбалки, поставленные за кормой корабля для подъёма шлюпок[14].
Бом -- слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Бо?цман (нидерл. bootsmann) -- старший из палубной команды судна. В торговом и вообще гражданском флоте должность приравнена к офицерской.
Боцманма?т -- старший унтер-офицер, исполняющий должность боцмана в его отсутствие.
Бо?чка -- плавучее приспособление в виде большого полого резервуара, закреплённого цепью за дно, служащее для швартования к нему кораблей, находящихся на рейде.
Брага -- канат, которым опоясывают судно при вытягивании на сушу и для буксирования на волнении[16].
Бракетангл. bracket -- вертикальные куски листовой стали прямоугольной, треугольной или другой формы (кронштейны); служат для скрепления и подкрепления отдельных частей каркаса судна.
Брам -- слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакшта?ги -- снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.
Брам-ги?нцы -- маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Бра?мсель -- прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте -- фор-брамсель, на грот-мачте -- грот-брамсель и на бизань-мачте -- крюйс-брамсель. На больших судах брамсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
Брам-фал -- снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
) Сторожевое судно поставленный на якорь при входе на рейд, в гавань или канал.
) Пост на берегу или на судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта.
) Несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период.
Брандску?гель (от нем. Brand -- пожар, нем. Kugel -- ядро) -- зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века[17].
Брас -- снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Бра?шпиль -- машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вы?мпел -- широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Брестроп -- род пояса (грунтов), на который упирается грудью матрос, когда он, наклонившись за борт, бросает лот[18].
Брештук -- на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укрепленные угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень[19].
Бригади?р -- военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введён Петром I, упразднён императором Павлом I.
Броса?тельный коне?ц -- линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. В настоящее время обычно называется выброска.
Брюканец -- рукав из плотной ткани (парусины, брезента), охватывающий мачту в районе палубы. Верхняя часть брюканца крепится к мачте бугелем или тросовым хомутом, нижняя прибивается к палубе. Назначение брюканца -- не допустить попадания в трюм воды, стекающей по мачте во время дождя[20].
Брочинг -- резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Бу?гель -- плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бу?гель с обухами -- стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Бу?йреп -- трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте[21].
Букси?р -- 1) Трос, при помощи которого буксируют суда; 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Буксиру?емая ми?на -- тип минного оружия, имевший применение в конце XIX века. В отличие от мин заграждения (донные, якорные, плавающие и т. п.) буксируемая мина являлась оружием активного нападения -- она скрытно (в тёмное время суток) доставлялась до вражеского корабля с помощью малого судна (минный катер, миноноска), который, маневрируя, заводил её под корпус атакуемого корабля, и подрывалась с помощью электровзрывателя.
Були?нь -- снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Также и особый узел.
Бульб или носовой бульб (от фр. bulbe -- луковица) -- выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Бушпри?т -- рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов -- кливеров.
Бык-го?рдень -- снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
Ва?нты (нидерл. want) -- снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.
Вант-пу?тенсы -- железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-бакшта?ги -- снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватерве?йс -- толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт.
Ватер-ву?линг -- крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерли?ния (англ. waterline) -- линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Ватер-шта?ги -- стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Величина изменения пеленга(ВИП) -- значение изменения пеленга на цель за 1 минуту, выраженное в градусах. При изменении пеленга по часовой стрелке величина изменения пеленга считается положительной, а против -- отрицательной. Используется при боевом маневрировании и боевой прокладке на маневренном планшете.
Верп -- вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.
Веретено? я?коря -- массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Взять ри?фы -- уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
Водоизмеще?ние -- вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.
Выбира?ть слабину? тро?са -- обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Вы?бленки (нидерл. weveling) -- отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.
Выброска -- проводник (длиной 30-50 м) с грузом на одном конце, для подачи швартовых концов на другое судно или на причал вручную.
Вымбо?вка -- деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
Вы?мпел (нидерл. wimpel) -- длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Вы?стрел -- горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Га?вань (нидерл. hafen) -- защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
Гак -- стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.
Гакаборт -- закругленная часть кормовой оконечности судна.
Гале?та -- сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота и позже при отсутствии хлеба, а также в качестве составляющей сухого пайка и т. п.
Галс -- курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт -- то левым галсом.
Галфвинд -- (голл. halfwind -- полветра) курс судна относительно ветра -- ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90®)
Гарде?ль -- снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Га?фель (нидерл. gaffel) -- рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
Галью?н -- 1) Площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажа. 2) На современных судах так называют помещение, где команда может отправить естественные надобности, а также оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.
Гардаман -- вспомогательное средство парусного мастера: кожаная перчатка без пальцев, в которую у основания большого пальца вшита металлическая пластинка. При выполнении ручных работ с парусами служит наперстком для проталкивания иглы через ткань или трос.
Гельмпо?рт -- отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу[22].
Гемамы -- парусно-гребные суда типа гребных фрегатов с мощным бортовым артиллерийским вооружением, конструкция судов данного типа была разработана шведским кораблестроителем Фредриком Хенриком Чапманом.
Ге?нуя -- большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту.
Гик -- горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Ги?ка-топена?нт -- снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Ги?ка-шкот -- снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Гини -- тали, основанные между одним двушкивным блоком и другим трехшкивным или (реже) между двумя трехшкивными[23].
Ги?нцы -- небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гитовы -- снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гла?вная па?луба -- палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.
Го?рдень -- снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Гребно?й флот (галерный флот, шхерный флот) -- соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.
Грот -- 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей; 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею; 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-ма?чта -- вторая мачта, считая от носа корабля.
Гукор (нидерл. hoeker) -- парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
Гюйс (нидерл. geus) -- носовой флаг судна; В России: 1) красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки; 2) большой синий воротник на форменке -- матросской верхней суконной или полотняной рубахе.
Гюйсшто?к -- разновидность флагштока, стойка, на которой поднимается гюйс.
Де?две?йт -- полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Де?йдвуд -- кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
Дек (англ. deck) -- палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный). Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась "квартер-дек", следующая называлась "опер-дек", ещё ниже -- "мидель-дек", затем "гон-дек", ещё ниже -- "орлоп-дек", или "кубрик", и "трюм".
Де?льные вещи -- литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.
Дислока?ция -- расположение войсковых частей в гарнизонах и на фронте.
Ди?рик-фал -- снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма гафеля.
Диффере?нт (фр. difference) -- разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Док (англ. dock) -- бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. Служит для строительства и ремонта судов.
Драёк -- инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами, имеющий посередине кип (желобок) для штерта. Применяется как рычаг при накладывании бензелей на стальные тросы для выдрайки концов.
Дра?йреп -- снасть для подъёма марса-рея.
Дра?йреп-блок -- одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Дрейф (фр. derive) -- отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
Дрейфоме?р -- прибор, измеряющий угол между направлением истинного курса и линией пути при дрейфесудна. Действие дрейфомера основано на измерении разности давлений на правом и левом бортах судна (гидродинамический дрейфомер)[24].
Дректов -- якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Иллюмина?тор (от лат. illuminator -- осветитель) -- застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.
Иол -- Тип парусного вооружения. Также -- небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII -- начала XIX века имелись военные иолы, вооружённые 1-7 орудиями.
Ка?бельтов (нидерл. kabeltouw) -- мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.
Кабеста?н (фр. cabestan) -- механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Ка?болка -- самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Кабота?ж (фр. cabotage) -- 1) судоходство между портами одной и той же страны; 2) (ист.) плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка -- петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Ка?пер -- в XV--XIX вв. частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
Карте?чь -- артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-XX в. -- снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Карту?шка -- подвижный диск (или кольцо) в компа?се с равномерно нанесёнными делениями градусной или румбовой системы.
Каюта (нидерл. kajuit) -- отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.
Кают-компания -- столовая и место отдыха командного состава корабля.
Килевание -- 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование); 2) наказание в в виде протягивания наказуемого под днищем судна
Киль (англ. keel) -- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.
Основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.
Киль-бло?ки киль-бло?к) -- две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон -- продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами[25].
Кингсто?н (от англ. kingston valve -- заборный клапан) -- отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кип -- жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка -- используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
Клевант -- 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень -- слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетки (судостроение) -- это один из типов опор, применяемых для постановки судна в док на стапель, применяются вместе с кильблоками. Клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стригерами, то есть в районах жёстких связей. Верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учетом толщины обшивки судна и её конструктивных особенностей. Клетки состоят из тех же элементов, что и кильблоки.
Клетки (судно) -- это пространство внутри двойного дна судна, ограниченное шпангоутами, стрингерами, наружной и внутренней обшивкой судна.
Клетнева?ние -- особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв, таким образом, весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кли?вер -- косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. Отличие кливера от стакселя в том, что нижняя шкаторина кливера не находится над палубой (у стакселя нижняя шкаторина всегда находится над палубой).
Клинкет (от нидерл. klinket -- заслонка) -- 1) разновидность клапана в судовых системах и трубопроводах в виде клиновидной задвижки, перемещаемой по притёртой поверхности гнезда; 2) Разновидность глубинного гидротехнического затвора.
Кли?ренс -- один из нескольких размеров, определяющих взаимное расположение корпусов многокорпусного судна (см.) или корабля. Вертикальный клиренс -- это расстояние между днищем соединяющей корпуса конструкции и расчётной ватерлинией. Поперечный клиренс -- это расстояние между диаметральными плоскостями составляющих судно корпусов. Продольный клиренс -- расстояние между мидель-шпангоутами или носовыми перпендикулярами трёхкорпусного судна (см.) или катамарана (см.) со сдвигом корпусов.
Кло?тик -- деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Кне?хты (устар. кне?ки; от нидерл. knecht) -- парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием -- плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.
Кни?ппель -- снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью (цепно?й кни?ппель, цепны?е я?дра). Книппели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.
Кница -- деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.
Кноп (кноб) -- узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
Княвдигед -- у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
Колышка -- род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Ко?мингс -- вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм. Также конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.
Компа?с (нидерл. kompass) -- основной мореходный инструмент, показывает направление сторон света и направление, по которому идёт судно.
Коне?ц:
Коренно?й коне?ц -- условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
Ходово?й коне?ц -- условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Контр-биза?нь -- косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику. Термин "контр-бизань" применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань). Если такого паруса нет, термин "контр-бизань" не используется. В художественной (преимущественно) литературе (как пример -- Жюль Верн, "Дети капитана Гранта") этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.
Контрфо?рс -- поперечная распорка звена якорной цепи калибром свыше 15 мм. Уменьшает деформацию звена под нагрузкой, повышает прочность звена (примерно на 20 %).
Корабе?льная архитект?ура (лат. architectura, от др.-греч. ?????????? -- строитель) -- наука, которая изучает типы судов, их конструкцию, проектирование и постройку[источник не указан 2397 дней].
Кордебата?лия (фр. corps -- главная, фр. bataile -- сражение) -- центральная (средняя) часть боевого строя эскадры, следующей в кильватерной колонне.
Корсары -- частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
Коуш -- металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель -- деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка -- деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Коффердам -- (англ. cafferdam, голл. kofferdam), узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Коффердамы изолируют, например, жилые помещения от цистерн для жидкого топлива. На танкерах грузовые цистерны отделены коффердамами от носовых помещений и от машинного отделения. При перевозке грузов с низкой температурой вспышки коффердамы заполняют водой. Скапливающиеся в коффердаме газы удаляются через вентиляционную систему. На военных кораблях устаревших конструкций коффердамом называют водонепроницаемые отсеки, расположенные вдоль бортов, не защищенных бронёй; служили для предохранения от проникновения воды внутрь корабля при подводных пробоинах.
Крамбол -- толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кра?нец -- приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные -- пневмокранцы). В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.
Кранец первых выстрелов -- герметичный ящик на палубе корабля вблизи артиллерийского орудия, в котором хранится некоторое количество унитарных патронов для первых выстрелов до подачи боеприпасов из погреба боеприпасов.
Краспица -- поперечный элемент рамы саллинга на судах с прямыми парусами и составными мачтами. На яхтах -- распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа (ромбвантами, топвантами и т. п.), позволяющая получить угол, необходимый для обеспечения опорной реакции вант при высокой мачте. Позволяет повысить жесткость мачты в поперечной плоскости.
Крейси?рование -- несение дозорной службы в определённом районе моря.
Кре?нгельс -- кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кренгование -- наклон судна на борт (для проведения работ на подводной части судна) без выхода киля из воды (см. также Килевание)
Ку?брик -- 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Кумпа?нство -- товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
Лаг -- прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.
Ласт -- мера грузовместимости судов, применявшаяся до конца XIX века. Один ласт равнялся 120 пудам или 1,92 тонны зернового хлеба[26].
Лати?нское вооруже?ние -- треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.
Левентик -- курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).
Лёгость -- 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
Ле?ер (мн. ч. леера?) -- металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Ликтро?с -- мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Линёк -- короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
Линия баталии -- боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Линь -- тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
Ли?сели (ед. ч. ли?сель от нидерл. lijexil) -- дополнительные прямоугольные[27] или в форме трапеций паруса, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Ли?сель-реёк -- реёк, к которому пришнуровывается лисель.
Лисель-спирты -- тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Лонг-са?линг -- два деревянных продольных бруса, прикреплённых к нижней части топа мачты или стеньги и связанных между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь -- трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот (нидерл. lood) -- свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
Лотлинь -- специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
Лоция -- описание морского водоема и руководство для плавания.
Лоцман (нидерл. loodsman) -- лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья. Проводит суда в порты через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.
Люверс -- круглое, обмётанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т. п.
Манильский трос -- трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака -- прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Мантыль -- кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом -- коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш -- гак сей-талей.
Марка -- несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
Марс (марсовая площадка) -- площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и малокалиберные орудия.
Марса-гитовы -- одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
Марса-драйреп -- снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён.
Марса-рей -- рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
Марсель -- прямой парус, ставящийся на марса-рее над нижним парусом. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте -- фор-марсель, на грот-мачте -- грот-марсель и на бизань-мачте -- крюйс-марсель. На больших судах марсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
Мартин-гик -- рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа -- утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
Мателот -- соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.
Матрос (англ. sailor) -- лицо из состава верхней команды на судне.
Мачта -- вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. д.