|
|
||
Пора размять пальцы, Вольфганг!
Эссе
Друзья мои, всем большой-пребольшой приветище! Ага, приветик вас радует, а приветище шокирует! Но приветик-это так, маленький футлярчик для кольца, а приветище-целая фура с Колымы, битком набитая золотом! Нет? Тогда вот вам и приветик-секретик: здесь мы сталкиваемся с итересным явлением - влиянием звука на наш мозг. Приветик им воспринимается, как розовый букетик, счастливый билетик, мятных конфеток пакетик. А приветище-как чудо-юдище, поветрище и волчище в рубище! И мы помним об этом в нашем сочинительстве. Кстати, мозг Моцарта боялся звуков трубы. Можем ли мы предположить, что гений имел и другие фобии? Возможно, постановочная мистификация с приходом умершего родителя-заказчика Реквиема вызвала у композитора смертельный страх? На волне ревности, обострения болезни, усталости от работы и от зависти коллег к триумфу Волшебной флейты - вполне возможно. Ах, вас, оказывается, шокирует погодный приветище! Я полагала, что меня уже не изумит в этой сфере ничто, но выхожу на балкон, после майской метели со штормовым ветром, на улице 18 градусов. Дети, в лёгких рубашках с коротким рукавом, прыгают внизу через поваленные кусты, уже распустившейся сирени, при этом метают друг в друга снежки - из сугроба под забором! Как вам такая картина?! Однако, пора начать лёгкий разговор о важном в творчестве. С вашего позволения, мне бы хотелось нынче быть Леопольдом Моцартом, который каждое утро, слегка побрившись и надев задом наперёд кургузенький паричок, бодро восклицает игривым тоном: Пора размять пальцы, Вольфганг, мальчик мой!. Вы удивлены, что между нами общего? О, очень много схожего! Первое: мы оба трепетно любим искусство. Второе: оба обладаем большим педагогическим опытом. Третье: я долгие годы преподавала теорию менеджмента, а он его успешно реализовывал на практике для продвижения сына. Четвёртое: мы оба считаем, что первым делом самолеты, а девушки-потом. Пятое: оба обожаем Вольфганга! Довольно? А теперь поделюсь мыслями, что меня побудило к беседе на разминочную тему? Во-первых, приглашение поучаствовать в проекте, где будут изданы и классики, и современники со своими литературными отходами (моё определение). То есть, планируется представить то, что писалось не для читателя, а просто, чтобы размять пальцы. Во-вторых, вы постоянно бормочите про фантасмагорические причуды: моду и вдохновение, а я неустанно талдычу про фундамент творчества - терпение и труд. Хорошо, прибегну к такому стерильному педагогическому инструменту, как великий Александр Сергеевич, который считал, что вдохновение - это умение приводить себя в рабочее состояние. Убедительно? То-то. И, наконец, в - третьих, кто-то, из вас, из особо одарённых, разумеется, попытался и моё скромное творчество расценивать, как продукт только воодушевления, считая, что я писала мало потому, что ориентировалась исключительно на вдохновение. Сразу спрошу: А что лучше: писать много, но плохо или мало, но хорошо? Открою роковую тайну: мне пришлось значительный период жизни работать в нескольких университетах, помогая и детям, и себе, не имея времени ни для творчества, ни для личной жизни. И сейчас говорю об этом спокойно, не жалуясь, ибо всё, что не убивает нас, делает нас сильнее. Тогда я была полностью согласна в оценке трудностей с Ницше. Но сегодня я думаю по-пушкински, что счастье есть лучший университет. Однако, и в то, тяжкое для меня время, я регулярно разминала пальцы и сегодня представлю вам один из моих литературных отходов. Друзья мои, возвращаюсь к Александру Сергеевичу, который много исследовал жизнь Моцарта, благодаря чему, видимо, через временное пространство два гения пожали друг другу руки, но, боюсь, Моцарт не ответил на вопрос Пушкина потому, что сам не знал, кто отравлял его, и Пушкин изложил свою версию убийства. Давайте попытаемся понять, как поэт работал. Творческий процесс он оценивал, именно, как работу. У него были приятные для сочинительства времена года. (Мною замечено, что легче пишется в январе, апреле, июле, октябре). Его творческий метод называется дедуктивным, то есть, сначала он набрасывал скелет, затем одевал его мягкими тканями и кожным покровом, а после прорисовывал жилки, поры и прочие мелкие элементы. Но ведь так не только пишут классики, но и рисуют: вначале-общий контур головы и всех деталей в нём, а затем-прорисовка, на каждом новом витке-всё более тщательная. А ведь некоторые сначала полностью закончат правый глаз, потом к нему - левое ухо, второй глаз приходится из-за малого места расположить вертикально, а нос сплюснуть до самого рта, так как он уж совсем не входит. Чтобы хоть как- то отделить рот от носа, нельзя не пририсовать ус, похожий на дождевого червяка, ползущего в широкую ноздрю. Ну а картину прилично назвать Сон Сальвадора Дали в ромашках Чупа Чупс. Смешно, но всегда найдётся чудак, который заплатит за этот, по сути, брак 100 тысяч долларов! Пушкин любил работать в первой половине дня, вдохновляясь набросками оружия, портретными зарисовками игрызением пера (друзья, вас не удивляет, что печатный станок был изобретён Гутенбергом ещё в 15 веке-сложная машина, изготовление шрифта чего стоит, а в 19 веке даже цари писали ещё перьями!). Он не ждал особого воодушевления, как и Моцарт, садился и работал. Творчество, на мой взгляд, волшебная, но сложная и энергозатратная игра между Творцом и творением, наполненная истинным воображением и гениальным знанием. Эта игра, вся-счастье, не смотря на напряжение (как ракета силится до тряски перед взлётом). А нетворческие организмы клеймят гениев, поработавших на человечество - сумасшедшими (недавно читала о Микеланджело: не общителен, то есть не тратит время на глупцов- крейзи, зациклен на искусстве- шиза!). Не будем обсасывать сладкую сахарную косточку рассуждая, что Пушкин был нетвёрд в орфографии, не дописывал окончания слов, игнорировал знаки препинания, чтобы из зеркала не вылезла рожа крива. Вас интересует моё мнение о смерти Моцарта? Друзья, Пушкин, вероятно, опирался на информацию о том, что в церковных записях были слова священника, которому Сальери во время исповеди признался, что отравил Моцарта. Он говорил об этом и в лечебнице для умалишённых. Сейчас сложно об этом судить, возможно, это был плод душевной болезни Сальери. Также сложно обвинять его в том, что он был автором постановочной мистификации с заказом Реквиема. Но в чём я не сомневаюсь, так это в том, что Сальери убивал Моцарта завистью-чудовищной разрушительной силой (не завидуй - десятая Заповедь). На любого, даже микроскопического, Моцарта найдётся Сальери, который сразу почувствует гения, опалённого небесным огнём (а если у завистника будет хотя бы маленький кусочек власти ?). Есть мнение, что он завидовал и своим ученикам Шуберту и Бетховену. А Моцарту, возможно не мог простить, что заказ на оперу Милосердие Тита достался Вольфгангу, а не ему, знаменитому иностранцу из оперной Италии! Возможно, не мог забыть, что Моцарт на спор сыграл на клавире сложную пьесу для четырёх рук, один, используя свой длинноватый нос вместо второй пары рук! Вы удивлены? Но, ведь отец научил Вольфганга ещё в детстве играть на клавире с завязанными глазами! Игра была основным методом педагога Леопольда. Похороны Моцарта - это апофеоз творческой зависти Сальери, который не дал ни гульдена на погребение гения, который считал его своим другом, вместе с ним пил-ел, вместе с ним музицировал-возможно это и привело завистливого итальянца в конце жизни в психиатрическую лечебницу, потому что ему, вероятно, постоянно виделось, как закапывают великого Моцарта без гроба во рву с другими бедняками. Надо, справедливости ради, заметить, что в жизни Вольфганга были люди, которые разглядели в нём чудесное явление мировой культуры и помогали ему. Уж коль мы говорим о композиторах, на ум приходит такой факт: Сергей Рахманинов для поддержания профессиональной формы играл каждый день по два часа на рояле. В наших поэтических занятиях важен кулак: звук, ритм, мысль, чувство, художественный изюм. Не будем забывать, друзья, и про развитие интеллекта, чтобы не приключилось казуса: овладеем техникой стиха, а сказать читателю нечего, кроме супероригинальности, что соседствует часто с вульгарностью. В завершении предлагаю вам один из моих поэтических отходов, похожий на венок сонетов, но утрачены начало и конец. Это было написано в холодной электричке 28 марта 2001 года по дороге в Савёлово и обратно. Туда я ездила читать лекции в филиал Университета приборостроения и информатики. Эти наброски назывались Времена года, однако, я бы их сегодня назвала Моцарт играет на флейте, чтоб мы не замёрзли в пути. Закончить нашу встречу хочется пафосно: Терпение и труд всё перетрут! (08.05.2025)
3.
Талант - не деревенский раб без прав,
Он дирижёр капелей полуночных,
Взмах палочки - и, ото сна восстав,
Невидимая жизнь ростки пускает в почве!
А в тёмном небе, средь горящих точек,
Заполнив все прогалины в мирах,
Иная жизнь, что обращает в прах
Галактик строй - в пылающие клочья!
О горние и дольние селенья,
Прозрачность дали, и капель сердцебиенья,
И над землёю пар - подобие дыханья!
Талант удержит толщу облаков,
Талант усвоит опыт всех веков,
Талант ни что иное, как фундамент мирозданья!
4.
Талант не что иное, как фундамент мирозданья.
Есть одарённость, есть талантливость, есть гений -
Основа творчества из трёх ступеней -
Души, бессмертной, три различных состоянья.
Жасмин уже отцвёл, идёт благоуханье
С куста шиповника, и от пыльцы растений
Першит в носу. Ни тени увяданья
В потоках трав средь тёплых дуновений.
Ты можешь быть пчелой? Гудеть самозабвенно,
Из горлышка цветка ползти, пугаясь плена,
И снова застревать напрасны все старанья!
Талант любой пчелой войдёт в любой цветок,
Он в них живёт давно, ведь имя его Бог.
Ты жил в том мире, где в чести лишь званья
5.
Ты жил в том мире, где в чести лишь званья, -
Тебе ли знать, что от таланта Бога
Рождается другой талант? Начертана его дорога,
Где много счастья, много и страданья
О, флейта, о, царица, ожиданья
Застыли в скорбной позе у порога!
Улыбка и мажорный взлёт желанья,
И пусть глядят завистливые строго!
Надменным, не понять им до конца,
Как гений славит замыслы Творца
И сам творит Его душою став!
Как бражный дух стоит в трактире,
Гордыня прижилась в твоём убогом мире,
В нём ценности вселенские поправ.
6.
В нём ценности вселенские поправ,
В немудром мире правит мудрованье,
В нём и таланту сочинён устав,
Исчислен потолок для творческого зданья.
Но лето на исходе, опозданья
В природе не найти. И запах трав
У коноплянки помутил сознанье,
Вспорхнув с плетня, как будто бы упав,
Она глазком косится на усы
Снопов уже просохших от росы.
Пёс вразумляет пташек: гав да гав!
Для ягод и грибов корзинок не хватает, -
Лесные чащи никого не обделяют,
Не ведая, кто честен, кто, лукав
7.
Не ведая, кто честен, кто, лукав,
С рожденья всех природа наделяет:
Таланты раздаёт алмазы без оправ,
Оправит тот, а этот закопает.
В пивную входит толстый граф,
За кружкой так себя он называет,
А сам гуляка, плут Фальстаф, -
Талант, как пиво в бочке тает!
А этот сохнет- серый Богомол,
От зависти к приятелю он зол
И бастионы муз штурмует силой знанья!
Вредители: гордыня, зависть, лень, -
Где жил талант торчит трухлявый пень,
Не различая сути и названья
8.
Не различая сути и названья,
Являет роза суть тончайший аромат,
А сгорбленная Роза, запнувшись о вязанье,
Упавший гульден ищет, зовёт помочь внучат.
Их спрятал от старухи листопад
В широких складках шутовского одеянья.
Уж отцветают розы за кружевом оград,
И тёмный кипарис совсем, как изваянье.
Не видно лебедей, озёра опустели,
Их воды тёмные от листьев пожелтели.
Охота удаляется, трубя.
Площадка для оркестра, промокшая, в опале, -
Пюпитрам до весны стоять в дворцовой зале,
Там, в центре мира, выставив себя.
9.
Там, в центре мира, выставив себя,
Козявка к алтарю идёт с букашкой, -
Напудренный парик, помахивает шпажкой, -
Весёлые картинки для ребят.
Мороз трещит! Как жалко воробья!
Дышите на стекло! Озябшей малой пташкой
Сердечко сжалось детское, любя.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"