Ладыженский Яков Абрамович :
другие произведения.
Рукопись, найденная в Сарасоте
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 22, последний от 17/12/2024.
© Copyright
Ладыженский Яков Абрамович
(
bel@lin.com.ua
)
Размещен: 21/04/2001, изменен: 21/04/2001. 1149k.
Статистика.
Повесть
:
Проза
Скачать
FB2
Оценка:
4.39*20
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
"Проза будущего кажется мне
прозой простой, где нет никакой
витиеватости, с точным языком,
где лишь время от времени
возникает новое, впервые увиденное -
деталь или подробность, описанная
ярко. Этим деталям читатель должен
удивляться и поверить всему
рассказу".
Варлам Тихонович Шоламов, 1964
год.
"Трагическое, на каком бы малом
участке оно не возникало,
неизбежно складывается в
обычную картину мира".
О. Э. Мандельштам
Неопубликованная статья о Серафимовиче.
Воронеж, 1935 год.
Как-то, в один из моих приездов из Америки в Москву, я си-
дел и смотрел телевизор. Шел швейцарский фильм "Поезд" - одна
из версий приезда Ленина в Россию весной семнадцатого года. Со-
гласно этой версии вагон с Лениным, Зиновьевым, Надюшей, Инес-
сой Арманд и другими товарищами был отнюдь не запломбирован.
Никакой конспирации, все легально. Ильича играл великий Кингс-
ли, до того равно гениально сыгравший и Моисея и Ганди, и бух-
галтера из "Списка Шиндлера", лишь бы они были лысыми. Фильм
был многосерийным и довольно нудным. По ходу развития сюжета
высокие чины немецкого генштаба принимают решение - выпус-
тить поезд из Германии. Однако, с подобным мнением были соглас-
ны далеко не все, в частности, офицер, командующий пограничным
пунктом. Именно он, после железнодорожного сигнала к отправле-
нию поезда, погружается в глубокое раздумье - отпускать ли этих
странных бородачей на Родину, где они замышляют столь выгод-
ный для Германии переворот, или на свой страх и риск нарушить
приказ...
В каждом художественном произведении положено быть
кульминационному пункту. В данном случае - согласно замыслу не-
ведомых мне сценариста и режиссера воцаряются на экране ста-
тичность и тишина. Угрюмо-ожидающе замерли большевики в ваго-
не. Подобострастно пялятся на своего командира пограничники.
Равнодушно взирают привычные ко всему машинист и начальник
станции. Нет даже музыкального сопровождения, призванного сим-
волизировать судьбоносность момента. И я в своей московской
квартире всей душой подыгрываю создателям фильма и в несколько
секунд, отведенных на описываемую сцену, мой мозг моделирует
картину Мира, которого НЕ БУДЕТ на Земле, если никому не ведо-
мый прусский офицер не выпустит этот самый поезд...
Исчезают за моим окном припаркованные гуськом Жигули,
Москвичи и Волги - ибо не существуют Тольяттинский, Горьков-
ский и Ленинского Комсомола автозаводы. Исчезает и мой, ранне-
брежневской архитектуры девятиэтажный дом. Хрущевки и сталин-
ский ампир отсутствуют начисто - имена этих людей знают только
их внуки. Адольф Алоизович и Иосиф Виссарионович, женившись
на Еве Браун и Наде Аллилуевой прожили жизнь в коммуналках.
Нет мавзолея на Красной Площади (Тадж-Махал - есть) и, соответ-
ственно - никакого саркофага. Нет и другого саркофага - над чет-
вертым чернобыльским реактором - он сжался в точку и ушел в не-
бывшее и несуществующее время, вкупе с другими, невзорвавши-
мися еще реакторами. Нет атомных городов, отсутствующих на кар-
тах Советского Союза, но, увы, вполне реально существующих.
Аральское море реально плещется в своих извечных берегах и не
имеет понятия, что ему суждено исчезнуть через лет эдак семьдесят.
3-летний Юрий Владимирович Андропов станет, как и папа - же-
лезнодорожником и никогда не создаст 5-го управления КГБ, ибо
аббревиатуры этой опять-таки нет и никто, стало быть, ею никого
не пугает...
Нет и меня и всех окружающих людей, чье появление на
свет вызвано перемещением миллионов судеб, которое неминуемо
случится, если поезд все же тронется.
Не случилось войны, по дьявольскому наущению названной
Великой, нет колхозов, совхозов, леспромхозов. География того,
чего нет, стремительно расширяется - отсутствуют Дельлаг и Даль-
строй, Воркута, Магадан, Караганда, ГДРовской мебели в моей не-
существующей квартире и подавно нет, ввиду непоявления ГДР, нет
идей чучхе, Северной Кореей управляет не уважаемый и любимый
вождь, а очередной коррумпированный политикан в цивильном кос-
тюме.
То, что нет меня - особенно обидно, ибо кто же тогда напи-
шет эти записки? Ах, ну да, нет же и самого фильма "Поезд". Вот
интересно, есть ли Кингсли, и если да, то актерствует ли он или за-
нимается чем-то иным? Спорный вопрос, обойдем его. Но первый
космонавт - не Гагарин, это точно. Не дымят металлургические, хи-
мические и нефтеперерабатывающие монстры, не бороздят океан
атомные субмарины. Весь мир, который был бы за моим окном -
иной, причем качественно иной, ибо нельзя назвать прекрасным
словом - Мир то, что существует за этим самым окном. И оно, это
самое существование возвращается в свою ипостась, так как куль-
минационная пауза окончилась и рука в лайковой перчатке нетороп-
ливо опускается, давая окончательное "добро" на отправление.
И поезд начинает свое плавное движение в сторону России -
ко всеобщему, полному и вечному счастью всех народов.
О том, что получилось после благополучного прибытия пас-
сажиров пресловутого поезда в Россию написаны тысячи книг, мил-
лионы статей, исследований, эссе и диссертаций.
Целью данного труда является попытка рассказать о некото-
рых весьма скупо освещенных сторонах жизни в Советском Союзе,
каковые автору представляются значительными и существенными.
Это - первая, но не главная цель.
Вторая - чтобы читателю не было скучно. Это, как мне ка-
жется, удалось. Говорю это, так как рукопись прочли человек пять-
десят, из которых, как минимум, пятеро не знали автора перед этим
совсем. Неинтересной книгу не счел никто. Это, собственно, и под-
вигло меня к напечатанию, хотя и не без колебаний.
Колебания эти были вызваны следующей ситуацией. Вскоре
после окончания рукописи я направил ее в одно довольно крупное
издательство, которое в лице редакторов и президента выразило по-
началу полный восторг и готовность напечатать книгу без купюр в
полном авторском варианте. Через некоторое время, однако, я по-
смел задать вопрос о гонораре. В ответ услышал следующее:
- Мало того, что мы, тебя, никому неизвестного выскочку
готовы напечатать бесплатно (!) и стотысячным тиражом, так ты
еще имеешь наглость требовать денег. Не будем печатать!
- Хорошо, - кротко согласился я, - верните электронный на-
бор и дискету, которую я вам передал.
Дискета, ввиду моего не просто малого, а, вообще не суще-
ствующего до того опыта в делах издательских, бывшая в одном эк-
земпляре, возвращена не была. Но вернули рукопись и в ней, по за-
бывчивости или рассеянности, была оставлена внутренняя рецен-
зия, которая по своему содержанию сильно отличалась от дифирам-
бов, которые мне поначалу пели эти мелкие жулики. Помимо идеи
использовать материал рукописи для повести, задуманной этими
лихими пройдохами, там еще содержалась мысль о том, что автор,
особенно в 1-ой части просто сводит счеты с некоторыми персона-
лиями. Конечно, по сути, это было не так - у меня и в мыслях этого
не имелось. Но перечитав материал еще раз, я допустил, что такое
мнение у людей, не знающих меня, вполне могло возникнуть. Что и
вызвало колебания, о которых шла речь, а, впоследствии - решение
переработать или убрать эти сомнительные места.
И, наконец, третья, главная моя цель - хочу, чтобы по этой
книге изучали историю. В ней нет вымышленных событий и фак-
тов, даже самых мелких и незначительных, все фамилии и имена -
подлинные. Лишь, по требованию американского издательства, аме-
риканцы даны инициалами. Некоторые моменты, ввиду их, скажем
так, уникальности, могут показаться читателю маловероятными или
просто выдуманными. Посему, мой второй вопрос к прочитавшим
рукопись был таков: не возникли ли у Вас сомнения в правдивости
автора? Ни один из опрошенных не ответил отрицательно. Здесь ис-
ключительно важным представлялось мнение читателей, не знав-
ших автора ранее, так как круг родственников и ближайших друзей,
естественно, был в курсе большинства моих приключений и похож-
дений.
Но это еще далеко не все. Практически любой человек, ко-
торому я говорил, что написал книжку, первым делом спрашивал, о
чем?
Отнюдь не из ложного чувства скромности мой ответ был
обычно таков - она именно о событиях, которым я был свидетелем,
а не автобиография. Однако, поскольку бесстрастным и беспристра-
стным описанием этих событий дело не ограничивается - автор
весьма заинтересованно анализирует и комментирует происходя-
щее, - то труд выходит за рамки обычного мемуарного жанра или
исторического пособия.
В этих оценках со мной не соглашалось большинство чита-
телей, многие вступали в полемику, иные - даже агрессивно.
Автор был бы счастлив, если бы его труд был охарактеризо-
ван, как историософский. Термин историософия официально как бы
не существует. Я встретил это определение в книге Домбровского
"Факультет ненужных вещей". Его нет в словарях и энциклопедиях.
А посему допускаются вольные трактовки. Одна из них - если исто-
рия не терпит сослагательного наклонения, то историософия - с
превеликим удовольствием.
И последнее - побудительным мотивом, как водится, послу-
жили одиночество, несколько пережитых личных драм (некоторые
по прошествии ряда лет оказались комедиями), разочарование в це-
лях, которые не были достигнуты...
Я часто торопился, бывал несобран и неряшлив в обраще-
нии со словом. Некоторые места оказались интересными, но слабо-
ватыми в литературном плане. Это тоже подвигло меня к перера-
ботке, чтобы хоть в чем-то походить на Льва Толстого.
Часть 1.
Х А Р Ь К О В
Город Харьков, в который моего отца перевели по службе из
Москвы весной 1945 года, когда мне было 8 месяцев от роду, совер-
шенно не похож на другие города бывшего Советского Союза...
Имею веские основания утверждать это, так как побывал в трехстах
городах с ночлегом, а, если учитывать пересадки или день без
ночлега - примерно в шестистах. Мне могут возразить, что каждый
населенный пункт, будь то Москва или Чита, Ленинград или Тбили-
си, Киев или Владивосток уникален, неповторим, имеет свою душу
или, на худой конец, горы или океан. И это будет справедливо, если
иметь ввиду архитектуру, планировку, ландшафт. Но, покопавшись
в памяти, можно в каждом городе отыскать сходство с чем-то уже
виденным или прочувствованным ранее.
А вот Харьков стоит особняком по ряду причин. Первая -
это город, где "все друг друга знают". Покинув его в 20-летнем воз-
расте, я сотни раз потом возвращался к родным пенатам. И каждый
раз в купе поезда или в самолете при знакомстве с соседом обяза-
тельно выявлялись общие знакомые, коллеги, девушки... Мало того,
это происходило не только в поездах, следующих в Харьков или из
него, но в последний раз случилось в самолете Москва - Майами. И
я и мой попутчик отнюдь не удивились этому. Привыкли...
На этот счет существует теория "знать человека через руко-
пожатия". Скажем так, все, кого я знаю - это связь через одно руко-
пожатие. Любой знакомый моего знакомого имеет связь со мной
через 2 рукопожатия и т.д. Теория связи через рукопожатие приме-
нима не только в пространственном, но и временном континууме.
Невозможно удержаться от двух примеров.
Как-то в семидесятых годах я побывал в комнате в комму-
нальной квартире на московской улице Солянка. Хозяином ее был
старенький Е. Гнедин, сын одного из основателей РСДРП Парвуса.
Гнедин был торгпредом в Германии в тридцатых годах. Я робко
спросил его: "Вы что же, и Гитлера видели?"
- Я присутствовал на инаугурационной речи рейхсканцлера,
а впоследствии имел с десяток личных аудиенций. Потом выясни-
лось, что Гнедин прекрасно помнит Розу Люксембург и других вож-
дей I Коминтерна, но Розу особенно, так как уписался у нее на коле-