Как я открывал Америку. Часть 2
Статья
Наша поездка по США не являлась туристической, как может показаться на первый взгляд. Было много интересных встреч, связанных с развитием онлайн-журналистики и перспективами существования традиционных СМИ в новых условиях, когда все большее место в жизни и работе людей занимает Интернет. Общались мы и с теми, кто занимается защитой свободы слова и прав журналистов в различных странах.
Такая разная свобода
"Закон о СМИ - это отсутствие закона о СМИ", - с этой фразы началась встреча в Музее журналистики (Newseum) с медиаконсультантом Джином Матером. Именно на таком принципе строится работа американских средств массовой информации. Единственным и самым главным законом для них является первая поправка к Конституции США, гарантирующая свободу СМИ. К ней добавляют еще четыре основных свободы - слова, вероисповедания, собраний и выражения мнений.
Тем не менее во многих американских СМИ существует свод негласных правил, который ограничивает или не допускает публикацию какой-то информации. Вернее, определяет то, что та или иная газета либо канал никогда не будет печатать или показывать. Это своеобразный этический кодекс журналистов. В остальном же - полная свобода.
Да, на СМИ подают в суды, но американцы свято верят в независимость судов и в то, что последние примут непредвзятое и единственно правильное решение, к которому уже не будет претензий. И судятся, и выигрывают. Хотя существует и другая практика: статью, готовящуюся к публикации, показывают юристам, дабы избежать возможных неприятностей и судебных тяжб.
Зато по поводу свободы слова в Кыргызстане и Казахстане эксперт особых иллюзий не испытывает. Он считает, что ради достижения хотя бы отдаленной модели того, что существует в США, двум странам предстоит сделать очень много. Пока же никто ничего особо и не начинал.
В подтверждение этого в Newseum в списке убитых журналистов можно найти имена двух наших коллег - Алишера Саипова и Геннадия Павлюка.
Да, убивали журналистов и в США, но список погибших сотрудников СМИ из других государств - Африки, Азии и Латинской Америки - далеко не закрыт, ведь стран, где средства массовой информации, не поддерживающие точку зрения правящей элиты, являются изгоями, еще ох как много. И практически постоянно мемориал журналистов пополняется новыми именами и фотографиями.
Минус бумага
Эксперта Джина Матера беспокоит и судьба традиционных СМИ. По его словам, в Соединенных Штатах четко прослеживается тенденция к сокращению ежедневных газет, и некоторые из них уже отказались от печатных версий, полностью перебравшись в Интернет. А новые издания предпочитают сразу же начинать работу во Всемирной паутине, минуя бумажный вариант.
Профессор факультета онлайн-журналистики Университета Джорджа Мейсона Стив Клейн согласен с коллегой в том, что пришло время переосмысливать дальнейшее развитие традиционных СМИ. Особенно на фоне активного развития социальных сетей и блогов. В США даже появилось понятие "пятая власть" в противовес обычным средствам массовой информации, которые давно закрепили за собой титул "четвертой власти".
И если СМИ в США называют цепными псами демократии, то цепными псами традиционных средств массовой информации именуют как раз социальные сети, различные форумы и блоги, с мнением участников которых изданиям приходится считаться все чаще. И большинство СМИ активно встраивают в свою работу взаимодействие с читателями, в том числе в виде доступа к несекретной, но сокрытой от общества информации.
Через мобильные системы доступа в Интеренет - ipod, ifon, обычные сотовые телефоны - люди получают информацию гораздо быстрее, чем это могут обеспечить газеты и даже радио и телевидение. Кстати, последнему в США отдельные эксперты предрекают судьбу газет - постепенное вымирание. Ведь уже сейчас отдельные каналы активно используют Интернет для трансляции своих передач.
В таких условиях, считает профессор Стив Клейн, те традиционные СМИ, которые не захотят меняться и встраиваться в новую систему обмена информацией, просто умрут.
Например, по данным Всемирной газетной ассоциации (World Association of Newspapers and News Publishers; WAN-IFRA), во всем мире тиражи платных ежедневных газет в 2009 году сократились - впервые за пять лет - на 0,8 процента. В США и Канаде аудитория таких изданий уменьшилась на 3,4 процента, а в России - сразу на 17,4 процента.
Еще сильнее упали рекламные сборы газет: на 17 процентов в мире и на 35 процентов - в России. При этом Северная Америка потеряла почти четверть выручки, Западная Европа - 13,7 процента, Центральная и Восточная Европа - 18,7 процента. Расходы рекламодателей на прессу начали снижаться еще в 2008-м, уточняется в докладе.
Как предрекает WAN-IFRA, в ближайшие годы рекламные бюджеты продолжат перераспределяться в пользу других медиа, прежде всего - Интернета: так, уже в 2012 году доля газет в рекламном "пироге" уменьшится до 19,9 процента ($96,9 миллиарда).
Тем не менее эксперты пока не берутся точно предсказать, что станет с теми же газетами в самое ближайшее время. Ведь им уже неоднократно предсказывали смерть - когда появилось радио, а потом и телевидение. И вот новое испытание, которое может их укрепить, заставив найти новые подходы к аудитории. Но, как сказал Джин Матер, "если бы я знал, что делать, я бы продал идею Мэрдоку" (один из крупнейших медиамагнатов - прим. автора). "Но пока мне нечего ему предложить", - заявил эксперт на прощание.
И кадры соответствующие
Такие жесткие и относительно неопределенные условия существования американских СМИ диктуют свои условия и в подготовке кадров для них. Как нам удалось убедиться в Школе журналистики Нью-Йоркского университета и на факультете журналистики Университета святого Томаса (Миннеаполис), людей здесь готовят универсальных, способных работать в любых средствах массовой информации. И главное в этой системе образования - упор на практику.
Например, в Нью-Йорке школа наполнена самой современной аппаратурой для съемок телепрограмм, есть телестудия для работы в прямом эфире, радиостанция. Учат не только писать, но и фотографировать, работать с различными компьютерными программами, преподаются основы веб-дизайна.
Видимо, такой подход оправдывает себя, ведь в школу съезжаются учиться со всего мира. При этом, как утверждают в руководстве, в среднем около 70 процентов ее выпускников находят себе работу в средствах массовой информации. Правда, здесь сказывается и то, что заведение поддерживает тесные связи с местными газетами и телеканалами, постоянно отправляя туда на практику студентов. Работодатели могут присмотреть себе сотрудников в самом начале их становления и развития.
В Университете святого Томаса подход к обучению столь же прагматичный. Существовавшая здесь газета была ликвидирована, но ее заменил более популярный новостной сайт. При этом студенты не только пишут статьи, но и размещают на нем программы студенческого телевидения и фоторепортажи.
По словам декана факультета журналистики, отказ от газеты оправдал себя полностью: удалось сократить расходы, но при этом получить более широкую аудиторию. Студенты же имеют возможность знакомиться на практике с основами журналистики и рекламы. Куда же без нее!
Сначала было трудно, рассказывают на факультете.Никто не хотел размещать на сайте рекламу, но студентам удалось переломить ситуацию. Вот так они почувствовали на себе, когда обзванивали десятки организаций и частных лиц, что не все так просто и к каждому рекламодателю необходимо найти свой особый подход, смеется декан.
"Общественное" - не значит "плохое"
Интересно и очень необычно для Кыргызстана и Казахстана существование в США так называемых общественных СМИ. Или, точнее, некоммерческих, которые не зарабатывают на рекламе. Живут же они за счет пожертвований различных организаций и простых граждан. Есть и доля государственного финансирования, что не отражается на позиции подобных средств массовой информации по отношению к властям. Как всегда, главный лозунг - "народ должен знать все".
В итоге подобное положение сказывается на взаимодействии таких средств массовой информации со слушателями и читателями. В частности, сотрудники Общественного радио Миннеаполиса нам рассказали, что использование контактов и информации через социальные сети - одно из основных направлений работы станции. Конечно, после получения какого-то интересного материала журналисты его обязательно перепроверяют. Но, отмечали представители радио, зачастую таким образом можно получить недоступную корреспондентам информацию или узнать о тех или иных проблемах, на которые раньше просто не обращали внимания.
На радио KWUO в Сиэтле также много общаются со слушателями посредством Интернета. Это позволяет не только получать информацию, но и отслеживать настроения аудитории, то, какие передачи людям нравятся, а какие нет. Держать руку на пульсе стоит, ведь приходит время, когда таким общественным СМИ надо будет обратиться к своим слушателям: если вам нравится наше радио, внесите определенную сумму.
Судя по тому, какие у компаний офисы и насколько солидные новостные службы на радиостанциях, люди голосуют долларом за их дальнейшее существование.
Но американцы пошли еще дальше. Например, в Миннеаполисе активно развиваются СМИ и на уровне общин, микрорайонов города. Это позволяет освещать проблемы или мероприятия, на которые крупные средства массовой информации никогда не обратят внимания. И здесь активную роль начинают играть блогеры и те, кого называют "общественный журналист" - то есть любой, кто владеет информацией и способен написать связный текст.
И, судя по всему, людям это нравится. Нам не раз говорили, что американцы не всегда одобряют, как традиционные СМИ освещают то или иное событие, а теперь они получили возможность исправить положение. В итоге традиционные средства массовой информации постепенно наживают себе еще одну проблему.
...Интернет изменил мир. Полученный с его появлением импульс постепенно превратился в волны, которые все дальше раскатываются по миру, увлекая за собой сферы телекоммуникаций и информации, заставляя их трансформироваться и предлагать не только новые изобретения и инструменты, но и пересматривать свое место в изменяющемся мире, встраиваться в него. И здесь можно согласиться с профессором Клейном, немного перефразировав его: кто сейчас не успеет на отходящий экспресс, тому придется доживать на заброшенном полустанке.
(Продолжение следует)
Бишкек - Вашингтон - Нью-Йорк - Сиэтл - Миннеаполис - Бишкек, 11 июля-2 августа 2010 года.
|