Лайм Арсений : другие произведения.

"Поскакали": Обзор конкурса "Русская тройка-2010"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Арсений Лайм

"Поскакали": Обзор конкурса "Русская тройка-2010"


Литературное обозрение



Пишу отзывы, как и раньше, основываясь только на своих эмоциях и мыслях, которые появились после прочтения того или иного рассказа. Не вдаюсь в соответствие их заявленной в конкурсе теме - это удел жюри. Ошибки, стилистические шероховатости и прочее зачастую, но не всегда, оставляю за бортом, наверняка и без меня на них укажут.
Общее впечатление от уже прочитанного - есть хорошие рассказы, которые достойны финала. И не только. Есть и те, что прочитал - и забыл. Но такое бывает, к сожалению, на конкурсах всегда.
И так...

Вечерело. В кабинете, стены которого закрывали книжные шкафы, жарко пылал камин. Большой дубовый стол был завален распечатанными на принтере рассказами, Рядом в кресле сидел болезненного вида человек. Он кутался в плед и недовольно шмыгал носом.
- Ну что начнём, мистер Негативо? - обратился к нему розовощекий, упитанный коротыш, который не мог никак усидеть на месте. Вскакивал с кресла, сжимая в руках рассказы, делал несколько шагов по комнате и опять садился.
- Вы уверены, что всё пройдёт нормально, мистер Позитиво? - кашлянул шмыгающий носом.
- Надеюсь, что в пианиста никто стрелять не будет.
- Так могут канделябром.
- Да, писатели народ горячий, но думаю - обойдётся.
- Кх-кх, как-то неудобно обсуждать "Русскую тройку", когда нас всего двое, - Негативо явно пытался оттянуть время.
- Предусмотрел, и это предусмотрел, - довольно потёр руки Позитиво (или Пози, как его предпочитали называть самые близкие друзья). Он нырнул под стол и выхватил оттуда, словно фокусник из шляпы, поднос с запотевшим графином и тарелочкой малосольных огурчиков.
- Эк, вы, - в глазах Негативо (у него близкие друзья могли отбросить только последнее "во" и то с учётом, что это восклицание подразумевает одобрение) мелькнула искорка одобрения. - Водочка? - Шмыгнул он носом, принюхиваясь.
- Она самая.
- Тогда за успех нашего безнадежного дела.
Быстро разлили, и выпили. Дружно похрустели огурчиками.
- Ну, тащите первый, - предложил Негати. Его взгляд подобрел. "Не к добру", - решил Пози и выхватил из прочитанной пачки первый рассказ.
- Удонтий Мишия, "Несердин", - провозгласил он.
- Что-то восточное?
- Бог с вами, мистер Негативо. Там Ходжа Насреддин.
- А-а-а. Ну, читайте отзыв.
- На наших глазах проводится эксперимент над среднестатистической семьей, - начал считывать Пози собственные заметки на полях, сделанные красным карандашом. - Эксперимент авторский, а потому выполненный в юмористической форме.
- Каковы же результаты?
- На мой взгляд, просто отличные. Эксперимент прошёл удачно. Особенно меня порадовал финал. Вы же знаете, сколько хороших рассказов пострадало из-за невнятных концовок. Здесь всё замечательно. Я смеялся. Искренне и с удовольствием.
- Вам бы только поржать...
- Особо хочется подчеркнуть, насколько колоритной получилась главная героиня. Её даже представлять не надо - наверняка рядом с вами живёт такая бой-баба, которая танки одним взглядом может останавливать. Сам сюжет рассказа смысла пересказывать нет, лучше его просто прочитать и получить удовольствия. Ваши возражения?
- Ну, я там пару ошибок заметил. И вроде бы всё.
- Что-то вы меня настораживаете, мистер Негати.
- Я только разминаюсь.
- Хорошо, пойдём дальше.
- Андреев Александр Владимирович. "И сокрушу тебя именем господним...", - сказал Пози. - Можно я скажу?
- Без проблем.
- Классический сюжет о встрече человека с чёртом, у которого горит план по сбору душ. Украшением рассказа стал авторский стиль, приправленный юмором и осовремененный фантастическими новшествами, применяемыми при сборе этих самых душ. Читается интересно.
- А теперь я, - заговорил мистер Негати. - Из претензий, которые можно предъявить к тексту я бы выделил две. Первое - немного затянут, где-то в середине утеряна динамика. Второе - приверженность автора к длинным и витиеватым предложениям. На некоторых я начинал зевать и забывать, что было в начале.
- Но в обоих случаях дело поправимое, поэтому рассказ заслуживает высоких оценок.
- Наверное, - махнул рукой Негати. - Кстати, было смешно, когда чёрта отоварили системным блоком. Современно так получилось.
- Да уж, - расплылся в улыбке Пози.
- Что у нас ещё из бесовского?
- Эрик R. "Reset". В общем, несколько человек, которые прожигают жизнь, - пьяница, наркоман, падшая женщина. Их вызывает то ли дьявол. То ли совесть и предлагает пройти испытание, чтобы возродиться к жизни и всё исправить...
- О, и что же за испытание? - глаза Негати заблестели.
- Нет ничего такого. Вновь эти истории - люди становятся на путь исправления и создают одну семью в финале.
- Не верю, как говаривали ваши любимые классики, - говорит мистер Негати. - Как-то слащаво получается. И ни чем даже им жертвовать не пришлось?
- Нет.
- И откуда в нас эта надежда, что придёт какой-нибудь дядька по имени Чудо и всё исправит? А до тех пор можно заниматься уничтожением своё жизни. Что вы возразите на это?
- Особо нечего, - ответил мистер Пози, поглаживая лысину. - Честно говоря, не знаю, почему все думают, что надо помогать именно падшим людям, а не обычным, которые ведут праведную жизнь?
- Это вопрос к автору. Что у нас там дальше?
- Сonstanta X. "Вуаль", - сказал мистер Пози. - Очень пронзительный рассказ получился, на одной ноте. По композиции похож на Reset, но, мне кажется, сильнее получился. И ведь как судьбы нескольких людей сошлись в одной точке, на одном перекрёстке. И тот, кто не прошёл его, не сможет теперь вмешаться жизнь других. Испортить его.
- Не рой яму другому... - вставил Негати.
- Да. В общем, мне понравился.
- Не буду спорить.
- Кстати, про дьявольское еще есть - Чарков Дмитрий. "Crm для Преисподней".
- Название модерновое. И что там?
- Испытание человека деньгами, большими деньгами.
- Это не каждому под силу выдержать.
- Герой и не выдержал. С помощью новейшей техники он впал в состояние захвата халявных денег, а на самом деле был использован для похищения секретной информации из своей компании.
- Да, у рассказа интересная идея. Но какой-то он урезанный получился. Такое ощущение, что в нём не хватает нескольких важных моментов, которые автор, видимо, вырезал, когда пытался ужать большое произведение до новеллы. Это, несомненно, можно записать рассказу в минус, - закончил небольшую речь мистер Негати.
- Вот еще из бесовского - Шафранова Евгения Викторовна, "Нескучный сад".
- И что скажете?
- Что-то на Булгакова смахивает. А так апофеозом повествования становится испытание для главного героя - выбор любви или отказа от неё. Естественно, он выбирает первое.
- Вы знаете, у меня совсем другое впечатление сложилось. Одинокий и никчёмный человек напивается на свой день рождения до помрачения сознания. Вот отсюда и глюки с летающими трамваями, говорящими котами и прочими бесовскими примочками. В итоге он забредает в сад, где и умирает от алкогольной интоксикации. Кстати, вы не знаете, почему часто героями рассказов становятся вот такие слабые и несчастные люди?
- М-м-м. Может, чтобы их не так жалко было убивать?
- Не исключаю.
- Кстати, есть и про убийство, про месть, приходящую из потустороннего мира - Виноградов Павел Владимирович, "Двенадцатая монахиня". Финал особенно сильным получился, меня даже дрожь пробрала, стоило только всё представить. И задумываешься сразу - не делай другому плохого, ибо он может тебя и с того света достать.
- Рассказ интересен, мне, единственно, не очень понравился стиль изложения. То ли преднамеренно витиеватый, то ли и не преднамеренно. Сложно читать, постоянно отвлекаешься. Хотя к финалу как-то оно выправилось.
- Кстати, водная мистика ещё есть. Вот Холм Артемий, "К Лунному Озеру". Мне понравились описания, особенно в начале рассказа, сразу я представил себе картину происходящего. Очень неплохо получалось, а вот дальше...
- Как будто другой человек писал? - перебил мистер Негати.
- Угу.
- Такое же впечатление. Особенно утомила меня встреча с водяным, растянутая и совсем сломавшая рассказ. Кстати, дойдя до финала, я для себя выяснил одно - похоже, у новеллы, вообще, нет никакой идеи.
- Как нет! - подскочил мистер Пози. - А стремление человека к своей мечте? А желание расстаться с жизнью ради ее претворения в жизнь?
- Не знаю, не знаю. В этом плане предыдущий водно-мистический рассказ значительно выигрывает свой идеей. Ничего с водой у нас больше там нет?
- Сложно сказать, хотя вот Китти, "Иллюминатор".
- Мистика иногда настолько мистична, что утрачивает связь с реальностью, - изрёк мистер Негати.
- В каком смысле? - мистер Пози удивленно вскинул брови.
- В смысле отсутствия как такового сюжета и смысла повествования.
- Да, к сожалению, такое бывает.
- Но и это ещё не всё.
- Что вас беспокоит коллега?
- Плохое владение языком.
- Может, это авторский стиль?
- Да уж. А как вам фразы типа "ногу начала душить судорога", "надо спешить вперед", расставленными по сторонам руками". После этого читать дальше отпадает желание.
- Вы строги мистер Негати.
- А как вам американец, произносящий слова, в которых часть гласных заменяется буквой "э"?
- На грузина сильно смахивает.
- Да, у меня исключительно такие же ассоциации. При этом я так и не понял, зачем надо было использовать этот приём?
- Может, чтобы смешнее было?
- Ага, вот только получилось, по-моему, наоборот. Ладно, проехали, кто следующий?
- Кузьмин Евгений Валерьевич. "De praestigiis daemonum, или книга Тота", - сообщил мистер Пози. - Что скажете?
- Признаюсь честно, что до конца не понял замысел рассказа. Не могу сказать, что написано плохо. Нет. Но вот истина от меня ускользнула. Кажется, что автор вот-вот что-то сообщит, признается в чем-то. Но...
- Может быть, так и задумывалась, ведь речь идет о соприкосновении с древней книгой и заключенными в ней знаниями?
- Может, но автор не раскрыл нам того, что познал. Без этого я чувствую себя обделённым.
- Что ж, продолжим. Вот Роледер Сергей Антонович, "Спорщики".
- Очередное повествование из сериала, а если жизнь после смерти. Дело происходит в так называемом предбаннике или чистилище, где души упокоенных ожидают сортировки, кому куда. А пока не распределили, ведут милые беседы обо всём и ни о чём. Знаете, мы так много перечитали на конкурсе рассказ об этом, что у меня уже всё в мозгах перепуталось. Может быть, поэтому рассказ мне не глянулся.
- Странно, - заметил мистер Пози, - и мне тоже. Как-то не зацепил. Хотя даже в такой исхоженной теме многие находят, что сказать. На конкурсе есть несколько подобных вещей заслуживающих внимание.
- И кто же это?
- Например, Кузнецов Саша, "Ангел у плеча", - произнес мистер Пози и задумался, потом продолжил: - На меня новелла произвела сильное впечатление. Брошенный ребёнок, его исковерканная с самого рождения судьба - тема, конечно, жалостливая, но автору удалось уйти именно от этого "сопливого" и слезливого момента. Акценты расставлены по другому, поэтому новелла бьёт в самое сердце, заставляет задуматься и явно не оставит равнодушными большинстве тех, кто её прочитает и поймёт. Или захочет понять.
- А вот ещё про ангела, - мистер Негати решил нарушить задумчивость друга. - Анисимов Константин Юрьевич, "Ангел и убийца". И хочу сразу сказать о первом впечатлении от рассказа - нельзя оправдывать убийц, чтобы их не толкнуло на преступление. А здесь главная героиня и вовсе стала киллером, причём осознанно. И не стоит надеяться, что в один прекрасный момент прилетит ангел, и тебе позволят переписать свою жизнь с чистого листа. Не бывает у жизни черновиков, про это надо помнить всегда. Совершая любой поступок, помнить, что не прилетит к тебе "волшебник в голубом вертолёте" и не погладит по головке, если ты с удовольствием спустишь свою жизнь в унитаз.
- Так рассказ, по-моему, как раз о противоположной точке зрения, вклинился мистер Пози.
- Поэтому я и говорю о том, о чём надо писать, о чём стоит задуматься.
- Кажется, что бесовское и ангельское закончилось. Зато есть сказки.
- Давайте, посмотрим, - с удовольствием согласился мистер Негати.
- Белов Олег. "Репка (Непечатная версия)".
- Честно признаюсь, что не люблю перепевки уже известных сказок, - сказал мистер Негати. - Зачастую ничего интересного из этого не выходит...
- Но в этот раз получилась, на мой взгляд, совершенно неожиданная история с использованием известных всем героев, - поспешил перебить его Пози. - И интрига присутствует, что свойственно детективам, и фантастика в наличии, и обязательный в сказках, пусть и страшных, "добрым молодцам урок". И, что не маловажно, написано хорошо, чувствуется антураж и напряженность. Вне всяких сомнений рассказ заслуживает высокой оценки.
- Хорошо. Ещё сказочное есть? - прищурился Негати.
- А то, - Пози ловко выхватил из вороха бумаг страницу, - Во, Ди В. "Иван-недурак и черт-простак". Сатирическое писание.
- Соглашусь в одном - ныне в городских управах бесовством попахивает. Бумажку я одну подписать собирался, так меня чуть не уморили беготнёй. До сих пор на мизинце левом мозоль свести не могу.
- Гоголем попахивает с его "Вечерами на хуторе близ Диканьки".
- Это есть. И язык какой-то заковыристый, надуманный я бы сказал.
- А как насчет фразочки: "А и то сказать, навык благополучно в грязь грохнуться и красивым оттуда назавтра вылезти - это ж самое главное умение политическое".
- Это хорошо сказано. Но более в душе моей сказка эта ничего не затронула, - сказал Негати и опрокинул рюмочку за здоровье автора.
- Вот тогда ещё одна сказочка, - усмехнулся мистер Пози. - Тесленко Ольга Владимировна, "Мышь и Мыш". Сиквел "Кота в сапогах", но далеко не детский. Это что-то, я вам доложу, когда две мыши занимаются любовью на глазах у кота! Да и последующие любовные сцены явно не рассчитаны на детскую психику. Даже летучую мышь от такой страсти её ползающих собратьев прошибла амнезия. У автора, как мне кажется, крепкая фантазия.
- А я посмеялся. Смело, задорно и про любовь местами. Мыши они твари теплокровные и им не чужды радости тихого семейного счастья.
- Да уж. Кстати, еще к сказкам, но рождественским или новогодним, которые так нравятся детям, можно отнести вот это - Габдулганиева Марзия, "Апельсины в пакете и ёлка".
- Ну, говорите.
- Сказка вроде бы детская, но и взрослым здесь есть над чем задуматься, ведь именно от них зачастую зависит, как долго дети будут верить в чудеса и какими им запомнятся новогодние праздники. Будут ли они их вспоминать вообще.
- Вы знаете, я до сих пор вспоминаю запах мандаринов, которые занесли в дом с мороза. Кажется, что нынешние так не пахнут.
- И на меня рассказ произвёл такое ностальгическое впечатление.
- Что ж, запишем это ему в плюс.
- Согласен. И тогда, я думаю, перейдём к фантастике? - предложил мистер Пози и, порывшись на столе, достал новую пачку распечаток. Вот, например, Губский Владимир Иванович, "Операция "Черная речка".
- Альтернативная история?
- Да. Рассказ мне показался интересным, написан хорошо, интересно подобраны факты. Хотя это стало очень модно сейчас - подавать историю, начиная с того, "что было бы, если бы..." история, как вы знаете, не терпит сослагательного наклонения.
- Согласен. Рассказ вроде бы ничего, но мне очень не понравилось, что в нём Сталин представлен этаким гением. Просто слёзы умиления на глазах выступают. Кстати, заметили, что в последнее время очень активно пытаются обелить все преступления этого тирана? Так вот рассказ бы только выиграл, если бы его главным героем был бы другой человек, другая историческая личность.
- Соглашусь. А вот есть ещё один рассказ - Сергей Эс, "Бойтесь, данайцы" - об исторической миссии России.
- Здесь русский дух, здесь Русью пахнет, - вставился мистер Негати.
- Ага. Кстати, это один из немногих рассказов, по поводу которых я так и не определился - нравится он мне или нет. Такое бывает. И зачастую, как и в этом случае, сложно определить причину такого двойственного состояния. Склонен видеть её в самой идее новеллы. А именно в причине, по которой вымерло население России. Честно говоря, она слишком нереальна даже для фантастического рассказа. Вызывает большое сомнение, что никто в огромной стране не догадался о причинах "хвори" населения. А если такое и произошло, то, пожалуй, такому народу действительно надо вымереть, а не возрождаться потом через свой дух.
- Хм, вы не плохо исполнили мою роль, - сказал мистер Негати. - Но в следующий раз, пожалуйста, не отбирайте мой хлеб.
- Извините, - мистер Пози церемонно раскланялся и взял со стола следующий листок. - Коваленко Василий Николаевич. "Моя любимая Люси".
- Взаимоотношения человека и машины - одна из излюбленных тем в фантастике, - проговорил мистер Негати.
Да, - согласился мистер Пози, - но мы подходим к тому рубежу, когда подобное уже не кажется фантастикой. В этом рассказе всё рассматривается сквозь призму того, насколько правильно и адекватно понимает компьютерная программа понятие "радость". Низвергнуть человека в пропасть страха и ужаса, а потом, в самый последний момент, выдернуть его из этого ада, подарив радость спасения и несколько минут счастья оттого, что всё обошлось. И главный герой задается вопросом - а не решит ли машина порезать его ножом, чтобы потом жалеть и лечить?
- В этом плане интересен его поступок: он просто меняет новую версию программы на старую, менее продвинутую. Не отказывается совсем, а просто выбирает из двух зол меньше. На его, конечно, взгляд, - закончил разбор новеллы мистер Негати.
- Согласен, - кивнул головой мистер Пози. - Кстати, вот ещё один рассказ об очеловечивании машины - Охрануэль, "Точка невозврата". Точнее андроида. Он отправляется в космос на долгие годы для исследования таинственных химер. У него постепенно стирается грань между тем, кто он - андроид и человек? Он мечтает о создании семьи, детях, хочет стать писателем.
- На мой взгляд, тема глобальная для маленького рассказа и подана слегка поверхностно. К тому же, по этому поводу уже столько написано. Здесь, на мой взгляд, что-то новое сказать очень сложно. Тем более, удивить.
- Хорошо, а как насчет удивиться от вот этого - Быданов Артём Андреевич, "Синь-Сити"?
- Забавная фантазия, доложу я вам.
- Кстати, на модную сейчас тему. Только автор предлагает читателям подумать не по поводу создания игровых зон в России, а по поводу появления таких же, но пьяных. Ну, если вдруг в России запретят питейные заведения.
- Мне уже смешно.
- Да, вот только юмора в рассказе не так уж и много.
- И вам понравилось?
- Сложно сказать. Читается легко, но сюжетная линия, на мой взгляд, хромает. Нет стройной картины происходящего. И, как мне кажется, автор до конца не додумал идею. Особенно с появлением группы энтузиастов, которые этот Синь-Сити хотят уничтожить.
- А вообще, хорошо, что это только фантазия, - сказал мистер Негати, рассматривая стопочку водки на свет. - Хотя, конечно, с пьянством бороться надо.
- А вы в этом уверены?
- В смысле?
- Вот вам Таланцева Ольга, "Бальзам для души". Это разве не повод для того, чтобы задуматься о пользе пьянства? - в глазах мистера Пози скакали искорки веселья.
- Бог с вами, - махнул рукой мистер Негати. - Рассказ откровенно слабый с затёртой до нельзя идеей. Изобилует множеством ляпов, которые, как мне кажется, особого смысла перечислять нет. Пьянство - это плохо, на мой взгляд, не стоит его возводить в ранг благодетелей.
- Сурово, но соглашусь.
- Кстати, в своё время в одном из сборников советской фантастики прочитал маленький рассказ о том, как воинственных инопланетян земляне потравили с помощью пачки папирос "Прима". Закурили по последней, а ветерок и отнёс дым к захватчикам. Вот и подохли те.
- Смешно. Но я продолжаю. Вот Церс Андрей Александрович, "Каприс-43". Можно я первым выскажусь?
- Без проблем.
- Тема сумасшествия - одна из излюбленных тем в литературе. Вот и в этом рассказе главный герой представляет себя в качестве члена суда совести. Указывает детишкам на неблаговидные поступки, на неправильное восприятие мира...
- А вы уверены, что рассказ о сумасшедшем?
- В смысле?
- Ну, у меня складывается впечатление, что мы здесь можем ошибаться.
- Да? Ну, может быть. Спорить не буду. Добавлю, что мне очень понравилась первая треть рассказа. Главный герой получился колоритным и характерным...
- А дальше вы, как и я, заскучали?
Мистер Пози кивнул.
- Что ж, бывает.
- Ладно. Дальше у нас Горбунов Геннадий Александрович. "Плакальщица".
- По-моему, рассказ вас сильно затронул?
- Несомненно, - кивнул головой мистер Пози. - Есть в нём та внутренняя струна, любое касание которой отдается в душе. Пронзительное повествование, наполненное мистицизмом. Отлично выписана главная героиня. А в финале скрыта тайна, которая ещё больше придала рассказу трагизма. К тому же автор очень тонко передал то состояние, в которое впадают так называемые плакальщицы. Навряд ли он писал это, не зная самого предмета. Это только подчеркивает достоинства новеллы.
- Я воздержусь от претензий.
- Тогда Филатова Светлана Андреевна. "Ольга"...
- Скажу откровенно, - сразу откликнулся мистер Негати, - мне не понравилось. Красиво написано, но всё расплывчато. Да и не совсем понятно о чём.
- О любви, одиночестве, - подсказал мистер Пози.
- Всё равно, вы меня не переубедите.
- а как вам эта фраза - "Жизнь... я так долго искал её смысл. А теперь понял, что это бесполезно. Она проста и сама отвечает на все вопросы. Надо их только задавать". Сильно, а?
- Неплохо. Но, может, двинем дальше?
- Ага. Вот Радин Сергей. "Чёрный пёс".
- Что скажете?
- Человек извечно тащит за собой груз проблем и окружает себя ореолом негативных эмоций. И вот главный герой сталкивается с ними в реальном воплощении - его преследует огромный пёс. Он пытается напасть на человека. Но стоило герою понять, что всего его проблемы - полная ерунда по сравнению с тем, что у него есть семья, дети, дом. И он решается вступить с псом в открытую схватку. И... Хорошо передано настроение, в котором находится главный герой. В нём, что важно, многие из нас легко узнают себя, то состояние, в котором зачастую находимся мы сами. Надо только "остановиться, оглянуться и не бежать", как советует автор.
- Единственное, чего не хватает рассказу, - заявил мистер Негати, - это очищения главного героя. Похоже, он не до конца решил проблему с чёрным псом, только отогнал её. И, судя по всему, она ещё вернётся. Будет ли герой готов к новому сражению? Одержит ли победу?
- Буденкова Татьяна Петровна, "Гость на рассвете", - прочитал мистер Пози. - На мой взгляд, просто, но со смыслом. Про то, как люди не хотят меняться, не ценят того, что уже есть. А когда случается трагедия - то казнят себя. И хорошо, что у них достает сил не просто жить дальше, но и посмотреть на себя со стороны, измениться, чтобы спасти то, что ещё осталось.
- Я бы на месте автора немного почистил бы текст, есть мелкие орфографические ошибки, - проговорил мистер Негати. - А так вполне неплохо.
- А вот ещё про блукание души - Маевский Анатолий Адольфович, "Праздник замужних женщин".
- Дежа-вю, - сказал мистер Негати. - Буквально две недели назад я читал похожий рассказ. Только там переплелись судьбы нескольких женщин, одна из которых попала в больницу (http://www.proza.ru/2009/08/26/174)
- Вы хотите сказать, что это плагиат?
- Боже упаси, просто говорю, насколько схожими могут быть идеи авторов, которые, может, и никогда не читали друг друга, и знать не знают про существование другого.
- Ну, а по самому рассказу что скажете?
- Не совсем понятно, как главный герой оказывался то там, то сям. И его, действительно, наказали? Или он просто приложился конкретно головой в канализации, а всё предыдущее прожил пока лежал в коме?
- Существует теория, по которой, на Земле есть ноосфера, в которой сосредоточены все знания человечества. И вот некоторые люди могут проникать в неё, находясь в состояниях, схожих с комой. И соответственно, приобретать знания, выдавая их потом, как свои собственные. Вот.
- Вам поменьше надо читать, - ухмыльнулся мистер Негати. - И давайте не будем уходить в такие дебри.
- Хорошо. Тогда Шаханов Валерий Борисович, "Скверный". Повествование от имени собаки, которая якобы вмешивается в несвойственную ей сферу человеческих взаимоотношений. Подобные попытки попытаться встать на сторону наших братьев меньших и взглянуть на нашу жизнь - не новы.
- Да, это делалось писателями неоднократно, - согласился мистер Негати. - И не всегда удачно. Не могу сказать, что этот рассказ меня чем-то удивил. Собака думает чисто по-человечески, вспоминает про ВВП и другую ерунду. В общем, как-то надумано всё получилось.
- Кстати, есть ещё и размышления футбольного мяча.
- Это как?
- Да вот, - мистер Пози, - постучал костяшками пальцев по листку бумаги, - Юдин А.Е., "Исповедь футбольного мяча".
- Повторюсь, что и повествование от имени неодушевленных предметов - далеко не новое явление. Правда, не помню, чтобы рассказ велся от имени футбольного мяча. В итоге, на мой взгляд, всё это сузило аудиторию читателей до любителей этой игры. Навряд ли тот восторг, который пытается передать автор (надо заметить, хороший знаток игры), будет по достоинству оценен людьми, равнодушными к этому виду спорта.
- А я футбол люблю, - сказал мистер Пози, - читал с интересом, но... рассказ не затронул до глубины души. В это интересно играть, это интересно смотреть, а вот читать, как-то не очень. Хотя автор, несомненно, старался показать игру с другой стороны. Как бы с изнанки.
- Что-нибудь жизненное есть?
- Конечно. Вот - Кропот Евгений, "Game over". Сразу говорю, мне понравилось. Интересно поданы темы любви и мести. Для современного антуража - терроризм. И ведь жил себе парень спокойно, пока не появилась женщина, которая сбила его с пути истинного. Хотя, знаете ли, когда приходит любовь и более стойкие опору теряли. - Мистер Пози на мгновение задумался и продолжил: - Потом же, когда главный герой стал на кривую дорожку - следовать за ним его любовь не захотела. Побоялась пройти до конца весь путь, который многим сама и предлагала. Ни и ёё настигла расплата. И душе её не удалось вырваться и обрести свободу. Каждому да воздастся по заслугам его.
- Эк, вас пробрало, - усмехнулся мистер Негати.
- А вы толстокожий и не восприимчивый к душевным порывам.
- Попрошу без перехода на личности. Для этого у нас есть распечатки с участниками конкурса.
- Хорошо. Вот ещё из жизненного - Минасян Татьяна Сергеевна, "Путь к свету", - мистер Пози снял очки, почесал переносицу и, водрузив их на место, продолжил: -Серьёзный рассказ, в котором главная героиня отправляется на поиски своего пути с новой мистической подругой. Постепенно путь к добру становится всё более витиеватым и совсем уж не дающим радости главной героине. Её мистическая подруга, оказывается просто бесом-искусителем, который медленно из бесплотного существа превращается во всё более осязаемого человека. Но это происходит лишь с каждой жертвой главной героини - отказ от работы, от подруг, от других житейских радостей. Наверняка последним шагом героини должен был стать разрыв с дочерью. Но это оказалось слишком круто. Наверное, многие сталкивались с такими ситуациями, когда хочется отказаться от прошлого, близких, когда кто-то в голове нашептывает о новых возможностях. Не слушайте незнакомцев, доверяйте только своему сердцу. Наверное, это самый главный вывод, который можно сделать из этого рассказа-предупреждения.
- Я сделаю. Или постараюсь сделать, - мистер Негати был навеселе. В таком состоянии он любил подтрунивать над коллегой. Но мистер Пози игру не принял.
- Бессонова Ольга. "Небесный колодец", - прочитал он. Поморщил лоб и продолжил: - Человеку - главному герою - его жизнь не нравится. И жена уже не так красива и мила, и дочка - не совсем то, что хотелось. В общем, серо всё и обыденно. И, естественно, самому менять ничего не хочется, хотя ранимая душа просит совсем другого. И мистическим образом получает. В параллельном мире живёт такая же семья - только жена симпатичнее и вроде бы любит больше. А почему бы и не поменяться местами?
- Ага, пусть те сами разберутся, а я пока здесь перекантуюсь, - перебил мистер Негати. - А если и здесь вдруг загублю всё, может, ещё что-нибудь подвернётся. В общем, удачно главный герой пристроился. Мистика, да и только.
- А мне понравился.
- Интересно, с каких пор вам нравятся эгоисты, которые заботятся только о своём благополучии?
- Вы придираетесь.
- Вовсе нет.
- Хорошо. Пойдём дальше. Вот ещё есть из современного - Валерий К., "Стрип-джокер"
- Мистику я здесь не нашёл, зато тема такая заезженная, что и говорить не приходится. Молодой депутат, его крутой папик и беременная невесть от кого стриптизёрша. Скучно.
- Написано вроде бы неплохо, - кашлянул мистер Пози.
- Да, но сама тема, понимаете, бьёт рассказ наповал. Сомневаюсь, что он сможет выйти из группы.
- Посмотрим. А вот ещё Сакрытина Мария Николаевна, "Вернуться". Я в полном замешательстве. Не могу сказать ничего определённого.
- Мне более-менее понравилось только начало, а дальше всё слишком ожидаемо. Волшебники, изменение прошлого, ой, как нельзя этого делать! Да и не сделаешь этого. Я понимаю, что мистика, но всё равно получается наивно. И счастливое будущее, и ожидание чуда - так избито, что...
- Может, автор о своих переживаниях хотел рассказать? О своей личной драме?
- Не увидел я всего этого. А то, что во сне может присниться, - так этим каждый второй автор пользуется. А вот чувств, реальных и ощутимых, я всё-таки не увидел.
- Тогда из жизненных есть Атлас, "Системный трепет". Как вам?
- Честно говоря, я мог бы и не дочитать. Ну, сидят мужики и треплются в метро, по ушам ездят молодому парнишке, разыгрывают его. Благо, ещё повезло, что парня не убило током. Так, почитай каждая бригада ремонтников развлекается. Вот только один слишком умный попался.
- А финал как?
- Вот здесь я оказался в замешательстве. Вроде бы неожиданно, но всё предыдущее меня продолжает смущать.
- Конечно, на мистику это не тянет, но тема поднимается вполне актуальная - про то, каким путём пойдёт дальше эволюция человека. Каким он может стать, какие новые качества у него могут проявиться. И я люблю об этом поразмышлять на досуге. Если бы малость покороче, рассказ получился бы хороший во всех отношениях.
- Да, соглашусь.
- Так, идём дальше. Вот Нейм Ник. "Печенье удачи". Обыгрывается сюжет о том, как могут влиять на человека вроде бы и шуточные предсказания. Вот вы верите в астрологические прогнозы.
- Слабо.
- И я. Правда, речь не об астрологии. Но, тем не менее, главный герой стал следовать попадающимся в печенье предсказаниям, и его жизнь стала меняться. Видимо, есть что-то в тех теориях, говорящих о том, что человек всё-таки может воздействовать на своё будущее на ментальном уровне. Якобы он подспудно и не совсем осознанно так поступает, получая сигналы из астрала.
- У-у-у, понесло вас, - мистер Пози, скорчил недовольную мину. - Рассказ неплохой. Для развлечения можно прочитать, а вы мне тут развели антинаучную ахинею.
- Ладно, - обиженно проговорил мистер Пози. - Тогда Язева Марианна, "Городок ледяных фигур". Интересная фантазия. Я бы двумя руками за внедрение такой идеи в жизнь. Все плохиши превращаются в ледяные скульптуры, а с наступлением весны просто исчезают. И не надо тебе судов и тюрем. И главный герой получился такой милый и добрый, бабушку и тётю любит, о друге заболевшем заботится.
- Приторно-сладкий герой-то получился. Настолько правильный, что меня чуть не вырвало. А сам рассказ простенький.
- Вам не угодишь. То - сложный, то - простой.
- Ладно, не горячитесь, будто покапризничать нельзя.
- Можно, но в меру. И главное, по делу, - проговорил мистер Пози и хитро улыбнулся. Сейчас я посмотрю, что вы сможете сказать вот по этому поводу - Вербовая Ольга Леонидовна, "Чёрная курица".
- Ладно, говорите первым.
- Хе-хе. Ох, и неугомонной оказалась главная героиня. Её и так и сяк наказывают, а она всё исправляться не хочет. Руки к чужому добру тянутся, а к окружающим только злоба и ненависть. Но даже в таком человеке оказалась капля хорошего, что и спасло её дочь в итоге. Остановила лавину бед и напастей любовь к собственному ребёнку. Классический сюжет о преступлении и наказании.
- Меня только один кусочек в рассказе смутил. Когда пожар приключился в квартире госпожи Тушкановой, то пострадали и другие люди. Мне кажется, этот момент выбивается из общей канвы рассказа. Не должны другие люди за прегрешения главной героини страдать. Не правильно это.
- Согласен, но в остальном, по моему мнению, всё в полном порядке. Могу сказать, что этот рассказ можно отнести к одним из самых лучших в данной номинации.
- В кои-то веки согласен с вами полностью, - мистер Негати улыбнулся.
- А вот. Кстати, ещё один отличный рассказ - Jerzy V., "Дом". Проникновенный рассказ о том, как на глазах главного героя гибнет его привычный и любимый мир. Как он его пытается спасти, но в итоге, как оказывается, именно его неправильное решение привело тихий и упорядоченный "дом". У уничтожению. Вот насколько зачастую одно неверное решение, принятое необдуманно и в спешке, может принести несчастий. А ещё этот рассказ о том, сколь хрупким может быть даже самый идеальный мир. На мой взгляд, спокойно можно включить в десятку лучших в этой номинации.
- Что ж, спорить не буду.
- Рубин Алекс, "Эволюционный держим шаг". Здесь прослеживается тема расовой дискриминации. Несмотря на использование автором не конкретных рас или национальностей, а наших самых прямых родственников - обезьян - всё становится понятным и так. Тема вполне актуальная, хотя к мистике, по-моему, привязана относительно.
- Мне показалось, что рассказ можно отнести к середнячкам. Автор немного перемудрил, можно было и не уходить в такие уж фантастические дебри. Можно предъявить отдельные претензии и к стилю новеллы.
- Ветвицкий Владимир, "Город мёртвых". Ещё один рассказ, который я бы отнёс к фаворитам конкурса. Особенно мне понравился стиль автора, такой витиеватый, затягивающий тебя в повествование. Я просто наслаждался при чтении, наблюдая, как автор, красиво выводит вензеля метафор. Очень интересная работа, хотя сюжет слегка подкачал. Но только чуть-чуть, по моему мнению.
- А вот теперь вы придираетесь, - сказал мистер Негати. - Прочитали на конкурсе мы несколько десятков рассказов и новелл, но вот запомним далеко не все. А этот рассказ один из тех, что хочется перечитать. Я радуюсь, когда мне такие вещи попадаются на конкурсах. Умеет народ писать, умеет.
- А вот, что скажете про это - Кашицын Александр Алексеевич, "Зеркало"?
- Мне не очень нравится, что эльфов, гномов и прочих фэнтезийных персонажей пытаются оживить и запихнуть в наш мир. Ну, не лезет оно.
- А мне показалась интересной идея автора сделать их более значимыми, чем мы представляем на самом деле. И ведь наверняка он опирался на некие достоверные факты из истории, просто трактовал их немного по-своему.
- Ладно, я не хочу здесь спорить. Лучше обсудим вот эту новеллу - Дуров Алексей Викторович, "Безумная мечта". На мой взгляд, романтический рассказ. Вроде бы и сюжет не особо закавыристый о тайной любви простого работяги к известной певице, но подкупает он меня своей светлой романтикой. Да и исполнение мечты любого человека можно только приветствовать. В общем, после его прочтения у меня в душе посветлело даже, и я порадовался искренне за главного героя.
- Чисто тинейджерское восприятие жизни. В реальности такого не бывает. Никогда бы она не пошла на встречу, особенно неизвестно с кем. Где она и кто он? Этакая сказка о Золушке для мужчин старшего школьного возраста.
- Да ну вас. Вечно вы настроение испортите и в душу наплюете.
- Я за реализм, в котором всё проще и жестче.
Мистер Пози некоторое время обиженно сопел, но потом махнул рукой и предложил:
- Тогда пройдёмся по сатире? Вот, например, Качалов Алексей, "Доллары". Идея прозрачна. Попытка сатиры на современное общество, которое погрязло в стяжательстве и сребролюбии, преклоняется только перед долларом.
- Странно, почему не перед рублём? Тогда бы превращение людей в российскую валюту оправдало бы наличие эпиграфа от Н.В. Гоголя. Но как бы то ни было, к концу повествования я почему-то пришёл к мысли, что главный герой всё-таки сбрендил на самом деле. Что в финале ему и подтвердили в психушке. Мол, ты нормальный, а все та, за забором, - того, ку-ку. И эта идея не новая и давно превратилась в штамп.
- Кстати, для сравнения можно посмотреть Чваков Димыч, "Уголь Гоголя". Здесь присутствует и сатира, и сумасшествие, и Гоголь. И хочу сказать, что мне понравилось. Необычный стиль изложения, аллегоричность и тонкая сатира - вот что этот рассказ выделяет среди других конкурсных работ.
- Я бы не отказался почитать что-нибудь ещё у этого автора, - сказал мистер Негати.
- Так в чём проблема? Заходите на его страницу. А по самому рассказу ничего сказать не хотите?
- Я давно заметил, что критиковать проще плохое, а вот для хороших вещей почему-то и слов не находится. Да и что про них говорить, если их надо просто читать?
- Это точно. И как сказал автор новеллы: "Николаев Васильевичей всегда имелось в избытке, Гоголей катастрофически не хватало".
- В саму точку.
- Так, что у нас дальше? Ага, Виталий Андрущенко. "Полёт".
- Идея произведения, в принципе, ясна, - начал мистер Негати. - Но вот слишком уж сумбурно всё подано. Много лишнего накручено во время попытки передать состояние, которые испытывает человек от музыки. Текст надо чистить, в том числе и от ошибок. Иначе интересная идея погибнет под ворохом, на мой взгляд, совершенно ненужной в данном случае шелухи.
- Поляков Игорь Викторович, "Хомомахия". Хорошо, натурально переданы настроение, ощущения бойца. К нему начинаешь испытывать сочувствие. Ведь для того, чтобы стать человеком, он должен убивать. Но стоило ему прозреть, как главный герой понимает, насколько он заблуждался. Это, знаете ли, тяжёлый удар, когда осознаёшь, что цель, к которой ты стремился всю жизнь, не стоит того.
- У меня претензии только по одному поводу. Не люблю вот таких вот отвлечённых повествований, когда предлагается непонятное место действия. А кто есть на самом деле главный герой? Наверное, автор, когда писал новеллу, всё это прекрасно видел и осознавал, а вот я - нет. В таких случаях кажется, что мне чего-то недодали. Или просто я чего-то не прочитал, по мотивам этого чего автор и пишет. Это раздражает, - мистер Негати налил стопочку, махнул её и хрустнул огурчиком. - Не люблю я разгадывать задачи с непонятными условиями.
- Вы попробуйте разгадать вот эту, - мистер Пози взял со стола листок, - Карпицкий Артем Анатольевич, "Черви познания".
- Немного странное повествование. Не сразу и догадался, что речь о людях. Всё думаю, что за черви такие на которых Кроты охотятся? А потом другой вопрос: а что приключилось, что мир вот так вот в Древо скрючило?
- Видимо, ответ кроется во фразе "Люди, которые перестали быть людьми, это страшнее, много страшнее любого божества".
- Ага. По повествованию они и солнца-то не видели, чего им рассказывать о том, что Земля вокруг него вертится? Я такие рассказы называю, сам в себе. То есть автор создает свой мир, но скупо его описывает, что создается впечатление, что он никого особо туда пускать и не хочет.
- И последняя на сегодня, - сказал мистер Пози. - Медведев, "Выход". Кстати, схожая с предыдущей новеллой по антуражу, но выигрывающая у неё за счёт более серьёзной эмоциональной составляющей. Человек ищет выход, но когда разочаровывается в выбранном пути, то теряет своё Я и готов подчиняться приказам своего таинственного друга, который всегда стоит у него за спиной. И бесконечен был бы этот путь по лабиринтам тьмы, если бы он не встретил родственную душу. Глаза в глаза, рука к руке, и они восстали из пепла.
- А меня убил финал новеллы, которая из-за одной фразы превратилась в политический манифест. Плюс говорящий псевдоним автора. Знаете ли, запахло конъюктуркой. А вот чего я не люблю, так это когда литературу пытаются отправить в услужение политике.

- Что ж, на этом и закруглимся, - потёр руки мистер Пози. - Пора баиньки.
- Конечно, у нас впереди еще обзор по реалистическим рассказам. Ох, боюсь даже загадывать, что нас там ждёт...


Бишкек, 15 декабря 2009 года - 2 февраля 2010 года.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список