Ламкин Павел : другие произведения.

Энергия вездесуща

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    написана как лекция более полугода назад

  Энергия вездесуща. При любой знакомой мне парадигме* человечества мыслители и мистики понимали это всегда, демонстрируя своё знание непосвящённым в иносказательной форме или трансформируя свои "сумасшедшие образы" в символических знаках и мифах. И когда мы говорим о "свете" бога РА*, о Пране*, о энергии Ци, Чи, Ки* или христианкой "любви"* и даже о подъёме Кундалини* из "цветка лотоса"*, мы говорим о трансформации космической энергии в нашем мире и даже, больше того, в наших, иногда нам не особенно послушных, телах. Нет, я не имею в виду, что всё названное одно и то же и является синонимами, для осознания "знания" нужно иметь точки координат системы, в которой "понимание" образов существует. Нужно иметь парадигмы сознания, которые мы впитываем и взращиваем в себе с детства (http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/124.shtml). По сути мы живём не в настоящей реальности, а в некой "иллюзии"*, выстроенной нашей психикой между реальностью и нашим сознанием, в частности, можно сослаться на некоего Вацлавика (Watzlawick, 1976), который комментировал это так: "восприятие - всегда результат или продукт социальных представлений и исторического момента".
  С конца восемнадцатого века в образное иносказательное представление о мире и о нас самих стало вмешиваться вербализованная парадигма сознания, основанная на логике и относительно точных науках, и в психологических представлениях произошёл раскол восприятия. Один образ этого восприятия символизируется фрейдовскими течениями, основанными на интроспективном взгляде специалиста на проблемы пациента, другой для меня концептуализируется такой советской фигурой как Лурия А.Р. (http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/85.shtml), который предложил на базе анатомических опытов динамическую трёхэтажную модель мозга. В настоящий момент все психологические представления говорят о психической энергии и способах её трансформации. Если в советской психиатрии раскладывают проявления психической энергии линейно (рис.1), где слева - наносные невротические состояния, которые возникают в результате внешнего непереносимого для психики стресса, а справа - психотические, проявляющиеся в личности из-за поломки самого психического аппарата, причиной которой может быть в частности мозговой субстрат.
  
   Психиатрия [Ламкин Павел]
  
  
  То фрейдисты основывались на сексуальной безпредметной энергии либидо* и её антагонизме - стремлении к смерти энергии мартидо*. Закон сохранения энергии воспринимается обеими направлениями: так при невротичности непереработанная энергия как бы раздувает личность, перегружая её (она наносная), а при психотических состояниях энергия выбрасывается или преобразуется изначально неправильным способом (проблема не снаружи внутри).
  Собственно эта лекция посвящена Леопольду Сонди, который в процессе своей работы психиатром и будучи последователем психоанализа (то есть фрейдизма), заметил закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими, и создал проективный личностный тест, фактически тем самым соединив интроспективное восприятие западных исследователей с экспериментальным подходом, доминирующим в Советском Союзе. Этот тест Сонди иногда называют судьбоанализом, так как он стоит на конституционально-генетическом базисе и устанавливает связи между врождёнными личностными свойствами и способами индивида существовать в этом непростом мире. Этот тест мы будем использовать, и именно из-за этого читается эта лекция, чтобы было понятно, что мы с этими данными о нас можем сделать.
  
  Для прояснения обнаруженной закономерности, а именно избирательности человека в общении с окружающими, Леопольду Сонди не хватило разделения психической энергии на энергию либидо (любви) и мартидо (смерти), он предложил всю психическую энергию человека рассматривать в восьми векторах проявления или в восьми влечениях, которые могут быть положительными или отрицательными или вообще не проявляться. Рассмотрим рисунок 2.
  
   8семь векторов Сонди [Ламкин Павел]
  
  Факторы влечения - это ведущие жизненные радикалы, обладающие способностью специфически реализовываться в возможностях судьбы. Каждому фактору соответствует родовая первичная форма проявления, выработанная нашими многочисленными предками (кто в этом сомневается может почитать В.Р. Дольника "Непослушное дитя биосферы"). Каждым факторам обуславливается определённый набор характерологических черт, являющихся нашим психологическим инструментарием в этом мире. В личности факторы дуальны, то есть психическая энергия распределяется этажно, как бы от одного корня, образуя тем самым четыре вектора. Рассмотрим с основания. Наша личность рождается не сразу, хоть и имеет генетическую предрасположенность формирующимся в дальнейшем характерологических черт.
  Она рождается за счёт взаимодействия с другими, в частности, с матерью, образуя контактное влечение (С), которое содержит в себе два фактора: фактор депрессивных состояний (d) и фактор маниакальных проявлений (m).
  Название факторов происходит в основном от негативного их проявления, то есть при неблагополучном течении энергии посредством этого фактора d развивается депрессия. Что же это за фактор?
  d
  Депрессивный фактор это собственно побуждение "прилипать" к материнской, к женской груди, блаженствовать в первичном младенческом состоянии и противостоять всякому изменению этой ситуации, вплоть до того детского состояния, которые многие из нас уже не помнят - стремлении лежать в собственных экскрементах и моче, играть с ними, делать в штаны (анальность, компрофилия). Это побуждение в последующем у взрослой личности конверсируется в стремление всё собирать и алчно держать при себе, удерживать у себя всё, что предположительно имеет ценность, страсть к накоплению, способность испытывать удовольствие от отказа себе во всём ради накопительства, стремление держаться за всё старое и былое, застревание в бесцельном консерватизме, социально позитивная тенденция верности семье и традициям. Филогенетическая направленность этого фактора - на поиск пищи и объекта любви.
  m
  Однокоренной фактор депрессивности - маниакальность - филогенетически этот фактор рассматривается как цепляние за мать, за окружающие предметы, ветки. Это побуждение уцепиться ртом и руками за грудь и тело матери и висеть на нём как на дереве жизни, удерживая её и всё необходимое навеки при себе. Это потребность быть принимаемым таким, каков Я есть, с безусловностью перводоверия, получать полное одобрение всем своим качествам без остатка, хорошим или дурным. Фактически это склонность выделять из окружающего мира требуемое и цепляться за него без оглядки.
  Этот фактор трансформируется во взрослой жизни в стремление цепляться за жизнь и бытиё, через подвиг и славу, удерживать тем самым за собой вечность, страховаться от болезни, несчастья и смерти. Но этот же фактор имеет противоположность - побуждение отвязываться и быть свободным, избавляться от коммуникации и жить в одиночестве, на грани с потустороним миром.
  
  С вектора контактных влечений, образовавшаяся в себе самом энергетика стремится к высвобождению посредством сексуального влечения как собственно к общей любви к жизни и это общий самый верхний на рисунке вектор S, который распадается на непосредственно сексуальное влечение (h) - эрос фактор - либидо - и стремление к смерти не только личной, к стремлению уничтожить всё, что тебе противостоит (s) - танатос-фактор - энергия мартидо.
  h
  Начнём с любви, h- эрос-фактор. Это влечение, которое притягивает друг к другу всё живущее и удерживает вместе, порождая межличностную любовь и нежность. Изначально оно безобъектное и не разбивается по половой потребности и даже иногда видовой идентичности. Эрос-радикал является корнем как индивидуальной личной любви, так и коллективной любви к человечеству, его первичная форма гермафродитна и отвечает за сексуальное влечение. Это сама потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. При фрустрировании этой потребности (табу, социальные запреты) проявляется самоотверженность, альтруизм, реализуемый в социальной активности.
  Ведущий мотив этого фактора - это избежать неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Стиль мышления личностей, у которых этот фактор доминирует, сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности. Филогенетические корни - гермафродитная любовь.
  s
  Сущность однокоренного эрос-фактору - танатос-фактора - потребность к разрушению и саморазрушению находит проявления не только в жажде нападения на добычу для утоления голода и страсти, но и в садизме и мазохизме, в активности и пассивности. Природная форма этого фактора амбивалентна - жизнь от нас требует периодически быть хищниками и жертвами. Я-тенденция к агрессии, садизму, грабежам и убийству, обращается на себя в форме самопожертвования, мазохизма или суицидальных тенденций. Таким образом, танатос-фактор несет в себе высшую коллективную и идеальную возможность воплощения судьбы, но не через духовную плоскость (как имеет место быть в эрос-факторе), а через технические и цивилизационные изменения окружающей среды, т.е. через жёсткую эксплантацию природы и животного мира, через строительство городов, электростанций, заводов, через подмену естественных защитных механизмов человека прививками и другими искусственными мероприятиями. Центральное звено танатос-фактора - активность-пассивность. Если эрос-фактор представлен образом праматери, то танатос - образом праотца.
  
  Главный конверсионный вектор в личности - это вектор пароксизмальных проявлений (P), он перенаправляет избыток психической энергии либо наружу -фактор эпилептоидных тенденций (e), либо внутрь посредством истерических склонностей (hy), то есть не высвободившаяся непереработанная в социуме психическая энергия скапливается в индивиде спонтанно, пароксизмально разряжаясь в аффекте в виде приступов и припадков либо конверсией в психосоматические болезненные личностные состояния. Основа пароксизмального вектора - потребность в этико-моральном поведении. В нормальных проявлениях этот вектор реализуется в стремлении произвести ошеломляющее впечатление или воздействие, парализовав тем самым волю другого, обезопасив врага. Корни этого явления в отживших атавистических защитных механизмах, помогавших нашим прапредкам выжить в опасных условиях враждебного окружения. Они реализовывались как блокировка (стремление притвориться мёртвым из-за опасности) и как двигательная буря или мимикрия (смена окраски в тон окружающей среды). Несмотря на архаичную природу этих защитных механизмов, человек использует их в большей степени в целях защиты от внутренних проблем, грозящих опасностью интрапсихических переживаний (под влиянием сильного гнева вместо убийства врага впасть в бессознательное состояние, спрятаться за театрализованностью, испытать вегетативную бурю, меняющую цвет лица и тем самым избежать сложностей межличностного общения). Вектор пароксизмального влечения содержит в себе два однокоренных фактора - эпилептоидный и истерический.
  e
  Эпилептоидный фактор, выявляющий накопление и разрядку аффекта, а также этические тенденции, обуславливает не только грубые аффекты злого человека - Каина, но и доброго праведника, Моисея, который принёс народу заповеди добра и запрет на убиение. Данный фактор может превращать яростного завистливого и ревнивого человека во взрывоопасного убийцу с грубыми аффектами, направленными на окружающих, или припадочного, аллергического, психосоматического больного, мучающегося страхами и заиканием, у которого агрессия отторможена, блокирована, трансформирована в собственное страдание вместо страданий другого, враждебного, лица. С другой стороны этот фактор образует инстанцию совести, которая диктует этические нормы, склоняя к терпимости и справедливости, смирению и благотворительности. Эпилепсия означает напор и сдерживание в одно и то же время.
  hy
  Фактор истерических склонностей (hy) обусловлен филогенетически механизмом защиты по типу блокировки и мимикрии перед лицом опасности, а также стыдливой застенчивости перед сверхсильными сексуальными переживаниями, с другой стороны он определяет двигательную бурю в опасной ситуации и демонстративность (тщеславие, эксгибиционизм). Это - потребность в стыдливой и нежной любви, раскрывающей царство нереально-поэтических переживаний мифомании, и, одновременно, стремление нарушить все преграды, поставленные моралью общества, и проявиться в беззастенчивой распущенности. Истерический фактор по своей природе амбивалентен. При напряжённости и нереализванности энергии в этом факторе проявляются конверсионные механизмы, делающие человека ярким демонстративным психосоматиком (человек в сумеречных состояниях с нарушением чувствительности, с парализацией тех или иных мышц, в частности, при заикании и глухонемоте). По конституциональным особенностям это эмоционально незрелый инфантильный вариант личности, проявляющий эмотивный тип реагирования.
  
  Мы никогда не сможем полностью разрядить ту энергию, которая в нас накапливается. Пока мы живы, в нас всегда существует базовая энергетическая наполненность, которую мы реализуем двумя путями: сужением своих потребностей, обеспечивающим самосохранение личности, и противоположным стремлением быть всем, со стремлением расширения себя до безграничных пространств. Вектор, отвечающий этим противоречивым стремлениям Леопольд назвал вектором Я-влечений (Sch), по сути, задекларировав его как семейное бессознательное, отказав ему в филогенетической истории. Этот вектор окончательно формируется матерью либо фигурой, заменяющей её.
  k
  Вектор кататонических проявлений (k) возникает при первичном построении мировосприятия, его сущность - интроекция и отречение, одобряющая или отрицающая позиция. Интроекция это древнейшее бессознательное явление Я к присоединению к себе и овладению ценными объектами как внешнего так и внутреннего мира. Это - мост к восприятию внешнего и внутреннего мира, при разрушении этого моста происходит отчуждение мира и самого себя, и как следствие, негативизм и Я-деструкция, то есть либо стремление к материальным благам и профессиональному росту, либо бессознательное обесценивание всего желаемого и непонимание стремления других к чему-то.
  p
   Фактор паранояльности (p) противоположен, основан на побуждении человека быть в своём существовании единым с матерью в Я-Ты-мире, который неразрывен, это стремление переносить на мать всякую побуждающею к бытию силу и участвовать в этом всесильном дуальном существовании. Это влечение ведёт к единению с себе подобными и самим Богом. Болезненная проекция проявляется приписыванием своих представляемых переживаний другим людям, иногда с бредовыми построениями, бреда величия, сутяжно-кверулянского образа жизни и теомании (религиозного бреда), но этот же фактор обеспечивает нам ощущение счастья.
  
  Собственно на этом можно закончить лекцию. Мы иногда не в состоянии изменить генетическую предрасположенность нашей личности, но мы всегда способны конвертировать наши "отрицательные черты", не позволяющие нам жить полностью и осознанно счастливо в нашем обществе, в сублимационные виды деятельности, которые способны раскрыть нас и поднять в нашем окружении до единения и счастья со всем миром.
  
  Ссылки:
  Парадигма - (от греч. παράδειγμα, "пример, модель, образец"): означает совокупность явных и неявных (и часто неосознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности (википедия). По простому, это совокупность взаимосвязанных представлений и знаний в человеке, таких совокупностей в психике может быть сразу одновременно несколько, и они могут даже пересекаться - иметь общие поля представлений. При расщеплённом сознании воевать друг с другом.
  "Свет" бога РА - Ра в египетской мифологии бог солнца, дающий тепло и свет. Его считали создателем мира и людей, возникших из его слёз. Днём он плыл по небесному Нилу, а ночью сражался с силами мрака в преисподней. Ра был призван уничтожать хаос и мрак, создавая в мире порядок /2/, то есть его светом было пронизано всё, он являлся олицетворением позитивного стремления человечества. Далее он перерождается в Осириса или Гелиоса у греков - что не так важно в этом повествовании - это характеризует смену парадигм, когда мифологическая символика преобразуется, приобретая новые качества.
  Прана - (प्राण, буквально на санскрите означает "жизнь", "дыхание" или "постоянное движение") - одно из центральных понятий йоги и традиционной индийской медицины, понимается как жизненная энергия, жизнь (википедиа).
  Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь qì; в японском варианте - ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch"i) - основная концепция в традиционной китайской культуре и философии, чаще всего определяемая как "воздух" или "дыхание", или в более широком смысле (в рамках той же культуры и философии) - "жизненная (психическая) энергия (сила)", пронизывающая все мироздание (википедия).
  Любовь как христианская добродетель (в Новом Завете греческое слово "агапэ", греч. αγάπη, лат. caritas) - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления, одна из трёх главных добродетелей христианства; вера, надежда, любовь, но любовь из них большая (википедиа). Некоторые мистики рассматривали её как энергию, основу жизни не только человека, но и всего сущего.
  Кундалини (कुण्डिलनी) (санскрит) означает "свёрнутый кольцом", "свернутый в форме змеи", также кундалини означает "локон возлюбленного". С кундалини связано эзотерическое представление об определённого рода энергии, сосредоточенной в основании позвоночника; существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы "пробудить змею", осуществив подъём энергии по позвоночнику.
  "Цветок лотоса" - Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре*, хоть и пребывает в ней. Ом мани падме хум - самая известная мантра в буддизме, дословный перевод "О! Жемчужина в цветке лотоса!"
  Санса́ра, точнее - самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra "переход, череда перерождений, жизнь") - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в "океане сансары", стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью "сети сансары".
  Мортидо - термин, используемый в психоанализе. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн. Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо (википедия).
  Либи́до (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом "любовь": половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин "либидо" используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации (википедия).
  Используемая литература:
  1) Watzlawick P. (1976). "Es real la realidad" Ed. Herber, Espana (1994).
  2) "Мифы народов мира" энциклопедия, ред. С.А. Токарев, М., изд. "Советская Энциклопедия", 1991.
  3) Л.Н. Собчик "Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений", Санк-Петербург, изд. "Речь", 2003г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"