Аннотация: По большому счёту, это развёрнутый комментарий на некий призыв - http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/paganism.shtml
Сейчас, как и всегда в пассионарный* период, в обществе появляется масса разнообразных по направленности и качеству идей, выкидываемых в широкие слои ноосферы* посредством публикаций. Большинству из них предстоит очень быстро умереть; некоторые подвинут к этому своих адептов, кинув их в крайности восприятия терминологического мира (которые принципиально изменят установки сознания); третьи, призывая взять активно оружие и физическим методом уничтожить оппонентов, тоже отдадут дань смерти. В исторической памяти останутся не многие. Люди, выдвигающие эти идеи, не всегда даже осмысливают, к чему они призывают: ведь чаще они борются с ярко выраженным злом, предлагая критерии его усмирения. "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
Идея восстановления язычества в более широком формате, собственно, никогда не умирала. Рассмотрим трактовку самого понятия - "язычество" в русском языке. Очень часто корни слов названия уже содержат некоторые ответы на незаданные вопросы.
В школьном этимологическом словаре "Язык - орган в полости рта" расположен между словами "Язвить" и "Язычник". Последнее указывается как словообразовательная калька греческого понятия. К словарям нужно относиться внимательно - они тоже являются сборниками некоторых идей. Зная то, что "понятия" часто берутся цельно без звукового (фонетического) изменения, если нет определённых отношений в родном терминологическом ряде, я задался вопросом: почему было взято родное (славянское) уже известное слово? Такое происходит в языке, если какие-то понятийные ряды указывают на берущееся от чужих определение. И вообще, калька ли это?
В полном церковно-славянском словаре от протоиерея Дьяченко я, кажется, нашёл ответ. "Азыкъ = языкъ, орудие, речи (кстати, родственно литовскому - нашим забывшим нас братьям). Второе дополнительное значение - допрашиваемый неприятельский пленник, оговорщик, ябедник. При этом "Азъ", или "Язъ", это будущее послереволюционное "Я". Язвенный - "Азвенный" же -это раненый, убитый, изрубленный. "Азва" - щель, расщелина, рана, полузажившая рана. "Азычный" - многоречивый, злоречивый. "Язычество" - идолопоклонство, многобожие, глубокое суеверие, в форме грубой чувствительности. "Аза" - немощь, болезнь (заразившийся азой - зарАза). Этим понятийное поле "языка" и заканчивается.
Язык - это орудие отщепления, расчленения, отделения, вычленения какой-то части от цельного, единого, неделимого. Это узкая щель для речи, которая что-то вычленяет из необъяснимого, делит по понятиям ясное и цельное явление.
В то же время языковое общение - это костыли для людей, которые слабо друг друга понимают. Язык - это инструмент мышления, определяющий моральные принципы созревающей личности - принципы, делящие мир на плохое-хорошее, низкое и высокое.
Язычество - это вычленение отдельных принципов из единого, неделимого. И при выделении их как следствие - отвержение других равных им.
Так при некоторых языческих культах признание "Отца" - "Зевса", "Ярбога", "Велеса" обычными непосвященными людьми отвергается "дух", и само понятие "Сына" Бога. То есть подразумевается, что Создателю безразличны его дети и он корыстен и жаждет крови. В других языческих практиках провозглашается только "Дух" - например, в шаманизме камлающие призывают исключительно духов помощников, но часто при внимательном рассмотрении системы этих верований (насколько это доступно) обнаруживается незавершенность этих культов, незамкнутость параллельных верований (при этом системы развиваются и к замкнутой соотнесённости тянутся). Культ на основе веры только в "Сына" - это не что иное, как научный атеизм.
Язычество уязвляет реальность, делая её ущербной, даже мертвой, какие бы "благопристойные" принципы в ней ни провозглашались. В то же время в языческих полноценных системах древности мы часто находим таимую от обывателей веру в "Единого" среди священнослужителей, призванных охранять эти языческие обряды. Об этом ещё писал Эдуард Шюре в книге "Великие посвященные" - очень одиозный язычник.
Человеческими популяциями движут идеи, преобладающие в обществе; к сожалению, принципы великих концепций часто упрощаются излишней конкретизацией проповедников. Это ведёт к объязычиванию незыблемых основ веры, что не может не ощущаться живыми интуитивно-разумными людьми.
Павел.
Термины
Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает: - антропосферу; - техносферу; - измененную человеком живую и неживую природу; - социосферу.
Пассионарность - здесь используется как следствие пассионарного толчка - массовое изменение в сознании культурологических установок и увеличение общей активности внутри неких человеческих популяций. Термин, конечно, взят у Л.Н. Гумилёва.