Мы все хотим быть "хорошими". Понятие "хороший", правда, у некоторых может подменяться на "крутой" или другой сублимат "правильности" поведения. Это зависит от опыта становления личности в глубоком детстве и его социального окружения. Нет, я не "описался", а если более корректно воспроизвести стилистически текст - не оговорился :) . В правой фронтальной области нашего мозга существуют структуры, отвечающие за "честность", то есть, в нашем головном мозгу генетически запрограммирован центр, автоматически ранжирующий наше поведение с точки зрения правильности или не правильности, честности или нечестности /1/. Этот "моральный" центр, вероятнее всего, и причастен к запуску психофизиологических реакций нашего организма, таких как смущение, реакции покраснения - в ответ на окружающую нас действительность или внутренние мысли, а так же - потливость ладоней, изменение проводимости нашей кожи, и даже смена электрических ритмов головного мозга. Именно на этом психофизиологическом аффекте, не контролируемом нашим сознанием (если нет специальной тренировки), обусловлена работа полиграфа - устройства, способного выявить ложь *(1). Конечно, следует осознавать, что у тех или иных людей возможны минимальные поражения мозга в этой области.
Минимальные мозговые поражения или дисфункции головного мозга в норме присутствуют у всех и, собственно, формируют как таковую индивидуальность *(2), фактически любое сотрясение мозга оставляет следы, а кто не падал в детстве при бесконечных попытках освоения реальности, не говоря уже о болезнях и стилях воспитания*(3). С точки зрения моей личной осведомлённости как автора этого научно-психологического опуса, и имеющего опыт в электроэнцефалографических обследованиях более полутора тысяч человек, в том числе по всем параметрам считающихся здоровыми, людей без минимальных мозговых дисфункций не существует.
Так сложилось, что на сегодняшний день я, как бывший нейродиагност, а ныне -медицинский психолог - по своему опыту очень близок к гештальтпсихологии и осваиваю её территории проработки сознания. Поэтому я не могу не дискутировать с Фредериком Перлзом /2/, который, в частности, выводит обобщение, что мораль и другие установки общества могут быть хроническими антагонизмами прорисованной и нереализованной потребности, мешающими тонкой саморегуляции человеческого организма. Последствия этого обобщения знаменитых психологов иногда заводят очень далеко современных последователей этого направления, которые трактуют наличие морали у личности как симптом психологического неблагополучия или как минимум ригидности*(4) ума. В этом случае речь идет (в рамках гештальт-терминологии) об интроекции, не перерабатываемой сознанием поглощённой информации. Честнее было бы говорить об неассимилированном опыте предыдущих поколений. В чём собственно противоречие - у нас, у людей как вида, есть структура мозга, которая призвана ориентироваться на "моральные" установки нашего подсознания. Можно ли назвать ригидным - заторможенным ум, который пользуется всеми предоставленными в его пользование областями? Кто-то сказал "нет"? Ах, да, это был я? Ещё кто-то? Читатель, я Вас не слышу :). Итак, кто чего подумал и что услышал или прочитал на этой первой страничке мною набранного текста?
Вопрос, собственно, не простой и не зря задан. Это демонстрация Вам Вашего собственного ума :) . В этой, в общем-то, логической шутке много зависит от реакции читающего. Если кто-то решил, что это гипертекст, то это демонстрация одного вида из защит, возможно, не компетентной личности, либо отрицание очевидного, а это как раз тема данной статьи. Да, мы будем рассматривать защитные механизмы нашего организма как психической личности. Рассматривая психическое, мы затронем область психофизиологии, собственно физиологию оставив только для примера. Наши знания о болезнях тела на сегодняшний день базируются на незыблемом, парадигмальном постулате, пронизавшем цивилизованное общество до самых корней - не от болезней умирает, часто, человек, а от защитных механизмов своего тела, которые, неправильно работая, убыстряют отказ систем от функционирования вообще, не говоря уже об просто неправильной работе, увеличивающей патогенную продукцию организма.
Поклонники Перлза и действующие психологи, использующие теории гештальта, могут сразу мне заявить: "правильности и неправильности не существует - это ригидные установки ума, и всё зависит от "фона" исходной ситуации". Уважаемые коллеги, термин "правильность" восходит к термину "правило". "Правило" люди создавали и создают, чтобы можно было двигаться (в любом смысле этого слова) в желаемом направлении, то есть в ожидаемом, прогнозируемым ими, хотя бы на ближайший отрезок реки времени. ПравИло - важнейший инструмент при сплаве на порогах, когда потоки воды, как эмоции, скрываются под поверхностью реки, несущей наше судёнышко "личной психики", и их невозможно не то что прогнозировать, но и выявить, пока они тебя не подхватят и не бросят на леденящий скальный выступ реальности. Вот тогда, когда уже ты подхвачен эмоциональным порывом возмущённой и необузданной стихии реки чувств, наш личный поводырь - лодочник способен очень активно рулить правИлом в направлении кажущейся безопасности или просто отгребать от надвигающейся катастрофы. А "правило" лодочник либо делает сам, исходя из своего опыта, либо берёт у того, кто уже плавал или готовился к возможному сплаву.
Наш организм генетически несёт в себе устройство, которое автоматически в самом раннем детстве создаёт образ "правИла" для возможного сплава по реке реальности, окружающей нас. И мы "механически" им всегда пользуемся, сверяя наши действия в жизни с этим образом "правильности", в основном не осознавая этого. А если Ваш компьютер завис или вместо набираемого текста (выбранного заранее Вами) чирикает на дисплее птичьи каракули, понятные, может, только администраторам компьютерной сети или более опытным программистам, вы будете в описании происходящего использовать термин "правильность"? Предполагаю, что многие просто скажут - "компьютер как-то неправильно работает", или автоматически подумают это.
Не надо лукавить, уважаемые коллеги, "правильность" существует, пока есть хоть какие-то "правила". Так, любое механическое устройство может работать "правильно" и "неправильно". Так наш физиологический организм, выявляя сам в себе "неправильные" биологические процессы или нарушение своей целостности - "правильности" - реагирует воспалительными процессами, которые сами по себе уже могут убить свой собственный, оберегаемый ими организм. Вот демонстрация - изначально "правильный" процесс приводит к "неправильному" результату, причина - ригидность - недостаточная подвижность общей реакции на тонкое изменение состояния целого организма, что и позволило Фредерику с компанией вывести новое правило для психологов - "правильности не существует, есть ригидность ума, с которой надо бороться, помогая проживать клиенту актуальные для него события в настоящий момент, отказавшись от правил. Помочь клиенту, который пришёл к психологу с проблемой, взглянуть на свой опыт с других сторон, учитывая свои неудовлетворённые потребности, и тем самым облегчить прорисовку фигуры-потребности на постоянно изменяющемся фоне реальности". Это может дать выбор клиенту, разрешить запрещаемую до этого реакцию, или изменить фон потребности, ассимилировав, переварив правила морали. Действительно, Фредерик Перлз сказал новое слово в психологии, повторив, похоже не осознавая это, изречение Иисуса Христа - "Не человек создан для "правил", а "правила" созданы для человека". Если кто-то решит сказать, что такого не написано в Евангелии, то замените термин "правило" на термин "закон".
Общей чертой психологических защит является отказ от продуктивной деятельности, призванной для разрешения ситуации или конфликта. Казалось бы - нонсенс, зачем нашей психике идти в заведомый мучительный тупик реальности? "Всё очень просто, нет гор золотых. Падают звёзды в руки других." - так в песне Макаревича демонстрируется возникновение "подправила" - костыля, призванного облегчить груз разочарования, испытываемого чувствительным индивидом при встрече с грубой, ограничивающей мечты реальностью. Данное подправило облегчает чувство боли и ослабляет фрустрационный накал переживаний из-за недостижимости желаемого. "Очень хорошо!" - кто нибудь скажет, ан нет - это подправило толкает на не желаемый вывод - бесполезно болтать лапками, если ты лягушка, и упала в жирное молоко в глубоком горшке, ведь жидкое "никогда" (это наш повседневный опыт) не становится твёрдым. А то, что сливки взбиваетюся, как-то упускается из виду (недоступный, кажущийся нереальным опыт). Это "подправило", выдвинутое Макаревичем, покорило миллионы, и автор гениальной песни поселился во вполне реальном "воздушном замке успеха", наличие которого он ранее отвергал. Этот результат сподвиг его выдвинуть новое "подправило", захватившее очередной раз публику - "не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас". - Класс!!! Я уважаю, если не люблю, творчество Макаревича - но это опять ограничивающее "подправило" - так как не всегда надо быть жёстким, чтобы прогибать под себя мир.
То есть психологические защиты защищают наше "Я" от ранящей реальности. Вообще насколько мы объективны в оценке реальности? Самое забавное, мы не объективны вовсе! Я не шучу. Мы делим неделимое и соединяем несоединяемое, и это делает наш вездесущий мозг (http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lamkin_p/45.shtml). Мы со времени Платона не можем точно посчитать даже количество модальностей нашего восприятия - пять наружных (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность) и шестое чувство как "предчувствие". Спешу заявить: "предчувствие" - седьмое чувство если не восьмое (как считать), Платон не учёл чувство равновесия и внутренние рецепторы, демонстрирующие нам наше самоощущение (например, как мы ощущаем положение тела в пространстве).
Так для чего нам это нужно неправильно и искажённо воспринимать реальность? - Мозг упрощает наше окружение до той информации, которая позволяет нам влачить наше существование и продолжать своё историческое размножение. И вот здесь появляется первый вид защиты. Защиты психики, которую нельзя назвать психологической защитой, это явно психофизиологическая защита, почти физиология, но она основана на парадигме нашего мира или на смеси парадигм, усвоенных нами с детства (http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/124.shtml). По сути можно сказать - мы видим только то, во что верим! Я бы это назвал нулевым уровнем защиты - исходным.
0) Перцептивные защиты - это автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией.
Уже бойцы ниндзя использовали это, обучаясь застывать в неестественных позах в необычных для повседневного восприятия местах, и были невидимыми, невычленяемыми как люди из окружающего пространства. Это связано с бытовым или "механическим" устройством наших полушарий мозга, в глубины которых я вас опускать не буду (http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/85.shtml или 1 глава http://zhurnal.lib.ru/l/lamkin_p/88.shtml), скажу только, что мы ищем паттерны, образы, сверяя их с уже когда-то вычлененными из реальности. Мы постоянно сверяем действительность с реестром ранее осознанного или впитанного. Именно осознанного, ассимилированного или взятого из опыта других. Мы способны брать и использовать в своём реестре восприятия опыт других, до конца не осознавая его глубины или причин его возникновения, то есть (в рамках гештальта) интроекции*(5). Мы способны следовать не ассимилированным правилам, постоянно деля свои поступки на правильные и неправильные - чаще всего в этом клубке психологи и находят психологические проблемы.
Здесь следует забежать вперёд и сказать, что интроекты, в частности в форме такой защиты как идентификация (М), собственно выстраивают нашу психику (что часто упускается гештальтистами). Эти образцы прилипают к нашей личности, формируя каркас заготовки "Я" и в идеальном случае, лучше рано, чем поздно, ассимилируются нашим сознанием. Это доказывает такой эффект психологической работы с неврозами, когда выдуманная, насквозь искусственно выстроенная маска внешнего поведения прилипает к индивиду до такой степени, что он не может уже её отделить от восприятия собственного "Я".
Но чаще всего приходится признать, что не каждый человек способен ассимилировать людской видовой опыт, и часть этого опыта может даже устаревать и входить в яростную конфронтацию с восприятием "здесь и сейчас". Психологические защиты - это блоки для избегания внутриличностной конфронтации или ускользания из настоящего момента.
Психологические защиты обычно представляются в виде нескольких групп, разбитых по уровням прохождения информации и принципам обмана самих себя. Первый уровень похож на перцептивный вид защиты, он призван вообще не допустить информацию до осмысления, то есть создать условия, когда "интроект" не конфликтует в личности с его насущной потребностью.
1) отсутствие переработки того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.
Собственно личность игнорирует информацию, делая акцент на другом, созданном искусственно своей психикой. Различают:
Людей с отрицанием реальности, в крайнем и выраженном варианте, помещают в сумасшедшие дома. Но это очень распространённое явление, когда человек не хочет услышать чужую точку зрения. Этому также часто подвержены пожилые и соматически больные люди.
При отрицании выстраиваются абсолютно лживые отношения, человек как бы в аквариуме. Сюда (как ни странно) попадают фанатики морали. Конечно, живую ВЕРУ невозможно вообще связывать с интроектами, так как в основном "ВЕРЫ" признаны ассимилировать, внутренне проживать в личности, религиозный опыт. Но обратите внимание - выполнение обрядов без погружения в сущность обрядовой инициации к чему может привести? Люди в аквариумах готовы взорвать отвергаемую ими реальность. Первый уровень по Перлзу *(8)
б) вытеснение - активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей.
Например: человек легко забывает тревожащие его вещи, или то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым "Я", истерическими чертами характера, у детей. Мне нравится ранний комический пример из Голливуда - банда грабителей врывается в ресторан и под дулами автоматов всех грабит, и вот они почти уходят, а один накрытый столик пуст. Но появляется рука из под стола, завешенного скатертью, и наощупь находит куриную ножку. Когда же бандиты задирают скатерть, то видят человека, который с увлечением, если не страстью, поедает куриную плоть, игнорируя направленные на него стволы. А теперь представим, что это не куриная ножка, а какой нибудь вид наркотика, например, игра - в игре личность чувствует себя крутой, и там всегда есть механизм начать игру заново, натренировавшись - победить. В реальности это представляется личности гораздо труднее (это объективно) - этот посыл булимию *(6) превращает в игроманию.
в) подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.
Этот вид защиты может осознанно использоваться как оружие, направленное на аффектогенную ситуацию. Вообще многие полусознательные защиты применимы вполне сознательно, если борешься за своё "Я". Так наркоман в ремиссии в принципе способен активно подавлять проявление патогенных "якорей"*(7).
Осознание фальшивости поведения индивидуума нам даёт право ссылаться на второй уровень (фобический), из пяти уровней лечения неврозоподобной ситуации по Перлзу *(8).
г) блокирование - задержка, торможение - обычно временное - эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу.
Может быть как подсознательным, так и осознанным, в последнем случае эта защита эффективна с последующей рестимуляцией*(9) в безопасной ситуации, желательно у психолога. На моей памяти был следующий эпизод, демонстрирующий действие этой защиты - на буровой вышке оборвался трос вытяжки труб из скважины, и с гулом, характеризующим скорость его движения, носился над платформой. Почти все бурильщики успели спрыгнуть за край, исключение - один, который оказался в центре платформы. Фактически трос толщиной в руку двигался со страшной скоростью вокруг него. Если бы он его зацепил, то в гроб смогли бы положить части разорванного тела. Оставшийся бурильщик сам спрыгнул с платформы, только через пятнадцать минут, когда трос замедлился, и появилась такая возможность. Отойдя достаточно спокойно от бурильной установки, он забился в пустую железную бочку, которая ему показалась безопасным местом, откуда его не могли уговорить вылезти в течении последующих полусуток. Бочку он покинул уже седым.
Блокирование своих грехов - тот ли это путь для истинно верующего?
Следующая группа общепризнанных психологических защит связана с неправильной или не полной переработкой всё-таки поступившей, прорвавшей линию обороны, информации.
2) преобразования или искажения мыслей, чувств, поведения:
Если первая группа защит направлена на игнорирование столкновения "Я" с "Оно" или реальностью, вторая призвана увести осознание на безопасную дистанцию от полноценного "проживания" - ассимиляции внутреннего конфликта.
Как почувствовать себя хорошим, делая плохие (с точки зрения своей же мозговой "моральной" структуры) поступки? Как реабилитировать себя?
д) рационализация - выражающаяся псевдообъяснениями собственных неприемлемых желаний, убеждений, поступков, поведения, интерпретации по-своему различных личностных черт (агрессивности как активности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т.д.) с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим отрицательным переживаниям.
Простой очень исторически модный пример: "Я хороший, потому что все остальные вообще дерьмо"! Инвариант этого "Я хороший со своими, а с чужими можно делать всё что хочешь - они вообще не люди!" При этом в "чужие" могут попасть целые общности человеков, отличающиеся от "своих" только личной установкой сознания индивидуума. Поднятая проблема состоит ещё в том, что наш мозг способен автоматически отделить неотделимое в силу отдалённости или незнакомости. Более простой вариант рационализации проявляется у зависимых: "Я употребляю, потому что это улучшает, укрепляет, поднимает, да и вообще существует мнение, что это полезно". Или у наркоманов - "Я не борюсь за свою жизнь, потому что это бесполезно..."
Или совсем банально - "я не принимаю религиозной морали, потому как Бога вообще нет"! Нет, нет, я не утверждаю, что у атеистов всех так, я говорю о людях, воспитанных в религиозной морали и от неё, в последствии, отказавшихся. И что будет делать в этом случае неосознаваемый личностью "моральный мозговой центр" - это поле догадок и предположений.
ж) интеллектуализацией называют защиту при которой вступает в действие контроль над эмоциями и импульсами путём преобладания размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания.
Характерным признаком является "объективное" отношение к ситуации, чрезмерно рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с происходящим аффектов. Этот щит очень помогает во время войны, но замёрзшие эмоции - кислотная среда аффектов в быту, когда накопившееся сходит снежной лавиной, сметая всё на своём пути во время оттепели. И запускающие причины выброса аффективных эмоций не всегда ясны.
З) изоляция - интеллектуально-эмоциональная диссоциация, отделение эмоции от конкретного психического содержания, в результате чего представление или эмоции вытесняются или эмоция связывается с другим, менее значимым представлением, и тем самым достигается снижение эмоционального напряжения.
Пример: "мне хреново потому как скоро месячные" (я уже слышу хор обвинений в некомпетенции), "не с той ноги встал", "любимая команда проиграла". Конечно, не обязательно, что услышав эти заявления, мы должны думать об использующейся индивидом "изоляции" чувств как психологической защите. Крокодил алкоголику в состоянии крайней астении заявляет: "Погода плохая, настроение ужасное - нет, ты меня не любишь". :) Легкая форма астении в народе прозвана похмельным синдромом.
И) совладание - замена личностных качеств и импульсов на противоположные.
Например - вытесняемая враждебность принимает вид послушания и уступчивости. Часто мы видим, как человек, соглашаясь с доводами других на людях, поступает всё равно по-своему.
А религиозное совладание? Это явно начало пути при изменении себя.
К) смещение - реальный объект негативных чувств заменяется на безопасный, так агрессия на начальника может проявиться в семье на любимом человеке.
Механизм смещения проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть на?правлены негативные чувства, заменяется более безопасным. Этот вид защиты очень эффектно проявляется в психологии существования различных групп и социумов. Мы, объединяясь в группы, вынужденно или по взаимному желанию автоматически выбираем виновника своих бед и недоразумений - "козла отпущения". Это может быть как постоянная роль, так и переходящие звание у того или иного члена группы. Интересно то, что в семье (особенно неблагополучной) бывает, находится индивид, который самостоятельно берёт эту роль на себя, дабы ослабить накал негативных эмоций у значимых для него людей, и обычно это ребёнок (например, он осознанно становится плохим, чтобы родители не развелись, ругаясь с ним, а не друг с другом).
Л) проекция - собственные мысли, чувства и мотивы приписываются другим людям.
Лично для меня, как существа мнительного, это одна из самых сложно дифференцируемых у себя вида защиты. Дело в том, что мы наиболее чувствительны в тех областях, которые для нас по тем или иным причинам являются значимыми. То есть, агрессор будет максимально чувствителен в проявлении того или иного вида агрессии. Что часто мы и видим - агрессор приписывает явление своей повышенной агрессивности окружающим его людям. Это из той оперы, когда женщина восклицает - "не виноватая я, он сам пришёл".
М) идентификация - человек отождествляет себя с более сильной личностью, и поступает как бы будучи другим - тем, кого выбрал.
Ну, случаи наполеонизма и примеры крайнего помешательства мы трогать не будем, и так всё понятно: "сумасшедший же". Но это свойство усиливать себя, например, за счёт родителя (а как бы он поступил в моём случае), или героя, в норме нам свойственно в подростковом возрасте и является базовой опорой для становления личности. Так тотем не что иное, как проявление идентификации.
Но вот информация в личность всё-таки прошла, и переварить мы её естественным путём не можем в силу тех или иных обстоятельств, по другому можно сказать, из-за фона исходной ситуации, на котором проявляются фигуры наших потребностей и желаний. Нам просто необходимо разрядить накопившееся фрустрационное напряжение, так в силу вступает третья группа психологических защит в личности.
3) механизмы переработки или разрядки отрицательного эмоционального напряжения.
Так или иначе отрицательная энергия, связанная с отсутствием проработки негативных эмоций, прорывается в наше настоящее, как говорится - "вода дырочку найдёт", и мы уже вынуждены не только строить плотины и отводы для бушующих чувств, но и разбираться со стихийными последствиями негативных срывов.
Самый банальный механизм разрядки использующийся всеми повсеместно это:
Н) механизм реализации в действии - аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения.
Собственно этот механизм можно назвать термином "рестимуляция" *(9). Социально приемлемый вид рестимуляции возможен в кабинете у психолога, по предложенным психологом методикам. Но чаще происходит разумно не приемлемое - возникает психологическая зависимость от доступных в быту способов разрядки: уход в алкоголизм, наркотики, злоупотребление лекарствами, гиперфагия*(6), агрессивное поведение, а также суицидальные попытки. Вплоть до того, что человек не осознаёт себя в проявленном аффекте, в силу того, что у него накопилось не отработанных эмоций под завязку - автосрыв (всё, чтобы уберечь уже сложившуюся структуру личности).
Но допустим, силы устоев и внутренние "правила", чаще всего вырабатываемые и насаждаемые обществом для приемлемого существования в данной социальной среде, личности не позволяют реализовывать чувства во вне, тогда реализация происходит внутрь себя. В психологии существует некий образ професионального сектантства - как бы считается, что любые болезни и любые травмы организма - это проекция внутренних чувств личности, которая существует в пределах этого организма. Минимальные поводы так считать имеются. Но уже никто не сомневается в том, что отрицательное эмоциональное напряжение может перерабатываться. Так существует крайне проблематичный для лечения метод переработки хронической негативации, а именно:
О) соматизация тревоги или какого-либо отрицательного аффекта - проявляется в возникновении у личности психовегетативных, или конверсионных синдромов в частности путем трансформации психоэмоционального напряжения сенсорно-моторными актами.
Но в запутанных случаях, не редких в наших социумах, мы наблюдаем коморбидность - всё валится до "кучи". Такие "пациенты" перемещаются от одной больницы к другой, от одного специалиста к следующему, и не всегда даже оседают у психологов и психотерапевтов - "ведь проявление болезни соматическое, а психологически я вполне здоров, во всяком случае держусь". Им ставит то один вид диагноза, а затем считают его ошибочным, то заменяют его на почти противоположный. Хорошо, если травмирующая психику "действительность" ослабит хватку, и это совпадёт с проводимым кажущимся "пациенту" эффективным лечением - тогда клиент будет "боготворить" крайнего врача.
"Действительность" не случайно была поставлена в кавычки, эта "действительность" реальна только в представлениях страдающего индивидуума - и распутать эти представления - очень не простая задача. В таких случаях можно говорить об "Гордиеве узле", и даже логическое понимание и признание "пациентом" психологических проблем и причин их не приносит желаемого результата. Вот тогда поведенческие психологи рубят связи, насаждая новые рефлексы. Надо понимать, что "психологические защиты" часто переходят одна в другую, иногда не имея чётких границ - понятийное обозначение достаточно условно. Вот представьте - "соматизация тревоги" в сплаве с "вытеснением" у психологически неустойчивого человека! И схватиться то не за что - тип параноидального*(10) "Незнайки" - "а я не знаю, хочу я или не хочу, но это явно потому, поверьте мне, Вам я не вру".
Интересно то, что природа нам - таки дала палочку-выручалочку, но это чудо далеко не все осознают и тем более не всегда этой волшебной палочкой пользуются правильно. Этот вид защиты - фундамент любой цивилизации и любого живого религиозного течения.
Обычно говорят о силе любви, ради которой индивид перевернёт горы. Спешу Вас заверить, по биологической науке существуют три базовых потребности: пищевая, защитная, половая - ради них человек стал человеком и продолжает преобразовывать всё вокруг себя. На любой тяге, или не проработанной тревожности, человек способен сбрасывать с себя напряжение социально приемлемым образом. Но проблема возникает, когда, проявляя себя, человек не до конца может в свой труд вложить своё "Оно". Например, художник из-за какого-то своего страха, что он не дотянется до желаемой техники выполнения, и чувства перфекционизма*(11), неудовлетворённости полученным результатом, будет загонять себя в тупик нереализованности, особенно если его работы по тем или иным причинам не покупаются, а у него нет средств к существованию. В этом случае защиты будут работать против своих собственных защит, особенно при отсутствии поисковой активности.
К четвёртой группе защит относят защиты, направленные на поиск путей сохранения личностных установок без разрядки потребностей и желаний. В этом случае перенаправление энергий тоже происходит не конструктивным способом и речь уже идёт о манипуляциях.
4) манипулятивные психологические защиты.
Самый простой способ - вернуться к ранее освоенным успешным путям решения проблем.
Р) регрессия - возвращение к более ранним инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.
Конечно, здоровый и стабильный человек в тот или иной момент может успешно пользоваться всем спектром известных психологических защит без особого для себя и своего окружения вреда. И слыть при этом очень объективным человеком. Например, с помощью регрессии добиваться милости и благосклонности у противоположного пола в значимой для него ситуации. Но речь идёт о зацикленных состояниях индивида, когда его собственные защиты наносят тот или иной вред ему самому и его интересам. Поэтому виды манипулирования могут варьироваться в очень широком спектре, главное их отличие от других вид защит - это вполне осознанная, а от посторонних спрятанная реакция, внутри собственной психики. Проще говоря, если прижать клиента к стенке, то он относительно легко может признаться себе и психологу в манипулировании, а далее выставить ряд защит, рационализирующих это поведение
С) фантазирование как вид манипуляции - приукрашения себя и свей жизни, для повышения чувства собственной ценности и удержание контроля над окружением.
Чем этот вид манипулирования отличен от индентификации? По большому счёту - сложный вопрос, так как фантазирование создаёт свой собственный образ и с ним себя идентифицирует.
Т) болезнь как отказ от решения проблем - человек оправдывает болезнью свою несостоятельность.
Но это не соматизация, хотя эти виды защит могут сопутствовать друг другу.
И если мы говорим о манипулировании, то следует вспомнить теории Эрика Берне. Манипуляции - это игра с собственными ролями по жизни.
Общепризнанной классификации механизмов психологических защит нет, их выделяют по функциональным проявлениям и тесно связывают с копинг-механизмами - механизмами совладения с ситуацией.
Психологические защиты защищают нас от ран и боли как доспехи, иногда, правда, полностью обалванивая и отрывая от действительности до такой степени, что мы уже не можем самостоятельно существовать. В этом случае желательно научиться вынимать своё живое "Я" из консервной банки своей же психики, о да, это может быть больно.
Мне думается, психологические защиты свойственны не только индивидуально личностям, но и различным социальным сообществам, в том числе и государственным.
*(1) - "Ни один комплекс физиологических реакций нельзя достаточно уверенно связать с сознательной ложью. ... Окончательное решение "полиграфёра" основывается на улавливании некого "гештальта", а не на чётких определённых критериях".\3\
*(2) - Понятие "нормы" - очень расплывчатое понятие. Мы часто имеем явные поражения мозговой ткани, а на деле это всеми признанный относительно "здоровый" человек, или совершенно обратное - в диагнозе куча выраженных заболеваний связанных с работой центральной нервной системы, а отличия (даже паталогоанотамические) не явные, трудно дифференцируемые. Обычно это связывают с компенсаторными механизмами ЦНС.
*(3) - имеется в виду не только наличие или отсутствие силового воздействия на развивающуюся личность, но стратегия воспитания. Так огромное количество ранних запретов или культурологическое крепкое пеленание ребенка, приводит к прямому физическому отмиранию некоторых клеток мозга (которое не происходит так массированно в обратном случае). Сюда можно отнести и отсутствие внимания взрослых, которые не стремятся целенаправленно развивать ребенка - не используемые в ранний период клетки мозга отмирают. Есть и обратная не "правильная" стратегия развития - это перекармливание информацией ребенка, в этом случае мозг индивида отказывается строить ассоциативные связи из-за их сложности и многообразия - эффект тот же - простаивающие без нагрузки клетки мозга уничтожаются.
*(5) - чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые противоречат собственному опыту, не ассимилируются с личностью (термин из гештальтпсихологии). Интроект - клок воспринятого от других, неассимилированного в себе опыта.
*(6) - "булимия" от греческого "бычий голод" - чрезмерный аппетит, прожорливость -гиперфагия.
*(7) - патогенные "якоря" - наша психика продуцирует ассоциативные образы, связанные с значимой ситуацией, как положительной так и отрицательной, в частности, это используется в рекламе. Навязывается образ определённого продукта в желаемой для покупателей среде, в результате оказавшись в этой среде, или мечтая приобщиться к подобному образу, покупатель реализует свои покупательные способности. В случае наркомании якорями могут быть вид шприца, знакомый подъезд, где ловился кайф, или ему подобный. В этом случае "якоря" действительно патогенные, так как вызывают желание прекратить, возможно уже начавшуюся, ремиссию. Например - "почувствуй этот взрыв чувств" - словосочетание-якорь подсознательно стимулирует наркоманию как форму гедонизма (цель жизни наслаждение).
*(8) - пять уровней невроза по Перлзу:
1-уровень - фальшивые отношения, уровень игр (жизнь согласно ожиданиям выстроенным по схемам норм социума). Ощущения бессмыслености существования, больной, по сути, хочет быть кем-то другим.
2-уровень - фобический - осознание фальшивого поведения и своих манипуляций. В этом состоянии человек боится быть тем, кем является.
3-уровень - тупик - человек не знает, что делать, куда двигаться, характеризуется отвращением к самому себе.
4-уровень - имплозия - полное осознание самоограничений, почему-то характеризуется страхом смерти (возможно, из-за осознания недополученности чего-то).
5-уровень - эксплозия (взрыв, инсайт?). Формирование аутентичной личности, обретения способности к актуальным переживаниям, и принятие своих собственных эмоций (4-типа: скорбь, гнев, радость, оргазм).
*(9) - рестимуляция - негативное скидывание напряжения или отработка агрессивных чувств, психологов обучают делать это безопасно для клиента и его окружения.
*(10) - паранойя - от греческого "воспринимать, мыслить" - основа проявления - неверная интерпретация реальных фактов.
*(11) - перфекционизм - когда личность может удовлетвориться только наивысшим результатом, не приемля и воспринимая как поражение любой критический взгляд на сделанное или полученное.
Используемая литература:
1) New Scientist. Исследования выявили, что правосторонняя дорсолатеральная префронтальная кора отвечает за справедливость - эту область назвали моральным центром. Это сообщение американских учённых от 5 октября 2006 года повторили японцы в 2010 году. WWW.newscientist.com/article/ch10239-sence-of-justice-discovered-in-the-brain
2) Ф.Перлз, Р.Хефферлин, П.Гудмэн "Опыты психологии самопознания /практикум по гештальттерапии/", изд. Гиль-Эстель, М., 1993г.
3) Дж.Хэссет "Введение в психофизиологию", изд. "Мир", М., 1981г.
4) ком. Прогр. НИИ им. В.М.Бехтерева, "Справочник медицинского психолога" выпуск ?1, 2005г.