Ландауэр Густав: другие произведения.

Фридрих Энгельс и материалистическое понимание истории

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:


   В виду смерти мужа, в действительности сделавшего великое для исторического метода, для социализма и рабочего класса, я не считаю приемлемым, составлять список грехов Фридриха Энгельса. Поэтому я подавляю всё, что лежит у меня на сердце касательно рода личной полемики Энгельса, прежде всего, касательно его борьбы против Дюринга. Но я считаю, что поступаю согласно ожиданиям большинства наших читателей, если я попытаюсь вкратце приложить к материалистическому пониманию истории, одним из основателей которого является Энгельс, приложить масштаб критики.
  
   [...]
  
   То, что Маркс и Энгельс имеют значительную и непреходящую заслугу, когда они энергично подчёркивают значение, которые имеют общественные отношения, уровень развития техники для истории человеческого рода, даже не является вопросом. Но для меня же не является вопросом и то, что они чрезвычайно переборщили со рвением дать правде развернуться, и весьма недооценили значение духовной традиции и выдающейся личности. Маркс был почти всегда осторожен и тактичен в произведении духовных событий из экономических отношений; Энгельс сам, к примеру, в своём труде о Фейербахе, но более того, его унылые и бездушные последователи, весьма были подвержены безвкусице и притянутости конструкций. Как в человеческом организме головном мозг сделался господином остального тела и вынудил остальные органы к автоматической деятельности, подобным образом, и даже куда сильнее, духовные тенденции в обществе становятся абсолютно самостоятельными, развиваются своими путями, без того, чтобы для каждой отдельной тенденции в каждом случае было необходимо материальное опосредование. Попытки, к примеру, идейное развитие Иисуса и христианства свести к голым экономическим фактам, жалко потерпели крах и всегда будут его претерпевать. Будет лишь возможно доказать, что, к примеру, дух и состояние души Христа не были бы возможны без экономических и духовных условий его времени, и что именно эти условия обусловили развитие и успех его учения. Кроме того, можно будет показать, что весьма вероятно, что и без Иисуса Христа возникло бы учение, подобное его учению в основных пунктах. Но что в личности великого и судьбоносного человека случайности телесной и духовной организации происходят из наследования от предков и из окружающей среды первых лет жизни, не должно быть незамеченным несмотря на экономический материализм.
  
   Если даже в области науки и изучения прошлого учение Маркса и Энгельса привело к механизации и догматическому окостенению, то при попытках сделать из догмы науки догму политики это возымело ещё более роковые последствия. Маркс и Энгельс являются отцами сомнительного утверждения, что из изучения прошлого и из понимания законов экономического развития с обязательной уверенностью вытекает, какое развитие примут наши условия в будущем. Весь так называемый "научный социализм" полон претензий, из скромных крошек, которые известны из прошлого и настоящего, рассчитать будущее с математической точностью.
  
   В связи с этим учением связано, что ни один государственно одобренный профессор не может обладать столь невыносимой учёной гордостью, каковую выказывают марксистские научные священники. Дальнейшим роковым последствием этого учения является то, что социал-демократия обделяет вниманием культурную пропаганду и самостоятельное вмешательство в экономические условия, и полагается на автоматически функционирующее развитие, в то время как наши познания о прошлом и о действующих в настоящем тенденциях столь ничтожны, что у нас есть все причины не полагаться на действующее без нашего участия, и ценить нашу волю выше, чем нашу знание.
  
   Затем, в связи с системой Маркса-Энгельса стоит научная нечестность, которая делает духовные исследования определённой тенденцией и моделирует их. Ибо экономический материализм стремится к тому, чтобы повсюду обнаруживать свои собственные цели развития, а поэтому, когда обнаруживается новая правда, а старая отвергается, новая правда должна служить ему так же, как до того старая. Пример тому, причём пример, который заслуживает того, чтобы стать известным, является различное построение первой части в книге Бебеля "Женщина". В первых изданиях книги представление первобытных условий и первой семьи радикально отличается от последующих изданий. Из этих первоначальных условий с величавой необходимостью производились все последующие ступени и Бебелевы личные цели. Позднее, , после исследований Моргана и Бахофена и совмещения их Энгельсом, Бебель изменил эту первую часть до почти противоположности: но это новое представление должно было тем более нести всё дальнейшее построение, в котором не было предпринято существенных изменений. Это, пожалуй, яркий пример того, сколь мало забавные конструкции экономического материализма имеют общего с точным описанием природы. Из истории до сих пор все партии и индивиды, которые к ней подступались, выбирали то, что соответствовало их собственным устремлениям; и "материалистическое понимание истории" ничего не изменило в том, что история -- не наука, не говоря уже о том, что она обладает точной научной методикой.
  
   Известно, что материалистическое понимание истории является лишь модификацией Гегелевой философии, и для учения Маркса и Энгельса и для политики их учеников подходят точные слова, которые Фридрих Ницше произносит в своём труде "О пользе и вреде истории для жизни" против Гегеля, и которые я хочу под конец тут привести:
  
   "...зато он (Гегель) привил пропитанным его философской закваской поколениям то восхищение перед "властью истории", которое на практике постоянно вырождается в голое преклонение перед успехом и идолопоклонство перед фактом, для каковой цели теперь приспособили крайне мифологическое и, сверх того, весьма немецкое выражение "считаться с фактами". Но кто привык с самого начала гнуть спину и склонять голову перед "властью истории", тот под конец станет, подобно китайскому болванчику, механически поддакивать всякой власти, будет ли то правительство, общественное мнение или численное большинство, и двигать своими членами строго в такт с движениями нитки, за которую дёргает какая-нибудь управляющая им "власть". Если каждый успех заключает в себе какую-нибудь разумную необходимость, если каждое событие есть победа логического или "идеи" (в марксизме "экономической необходимости" - Г.Л.), тогда нам остаётся только стремительно преклонить колени и в этой позе пройти всю лестницу "успехов"! И после этого вы говорите, что время господства мифологии прошло или что религии находятся в состоянии вымирания?
   Взгляните только на религию исторического могущества, обратите внимание на священнослужителей мифологии идей и их израненные колена! И разве мы не видим, что даже сами добродетели шествуют в свите этой новой веры? Разве это не самоотречение, когда исторический человек позволяет превратить себя в объективное зеркало? Разве это не великодушие, когда он отрекается от всякой власти на небе и земле, преклоняясь в лице каждой власти перед властью в себе? Разве это не справедливость, когда он постоянно держит в руках весы, взвешивающие власти, зорко наблюдая, которая, как более могущественная и тяжёлая, перевесит другую? А какой школой благоприличия является такое отношение к истории! Все рассматривать объективно, ни на что не гневаться, ничего не любить, все понимать - это делает человека столь кротким и гибким..."
  
   Энгельс умер, но его механическая догма развития всё ещё властвует на тысячами людей. Нашей целью, как и прежде, пусть будет борьба изо всех сил против этих неверных теорий, будь даже правдивое и значительное с ними смешано.
  
   Перевод с немецкого: Ndejra

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"