Главное следствие этого похода заключалось в том, что приобретенный в этом путешествии опыт и укрепившаяся дружба сподвинули нас на авантюрный шаг - самостоятельное путешествие по Пре на резиновых лодках, которое мы совершили летом следующего года. Байдарки тогда были большой редкостью, да и не по зубам они нам были. Опыта общения с ними у нас не было никакого, а их цена была по тем временам заоблачной. В то время мы вчетвером Прошляков, Тюрин, Бунделев и я ходили заниматься греблей на шлюпках в клубе, организованном на пристани реки Трубеж, которая располагалась около Рязанского Кремля. Тогда еще байдарочный туризм не получил широкого распространения, а вот военно-прикладные виды спорта были популярны. Создавались клубы типа "Юный моряк", в один из которых мы и ходили. Много тренировались, участвовали в соревнованиях,
![На шлюпке [С. Лаптев]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/shlupka.jpg)
Прошляков с дамой, Лаптев, Бунделев, Бунделев, Прошляков, Лаптев
но громких побед одерживать не удавалось. Тем не менее, опыт общения с водной стихией мы приобрели. С нами ходила еще какая-то девушка, имени которой я, к сожалению, сейчас уже не помню. Но, остались фотографии с ее участием, на которых она гребет в одной паре с Сашкой Прошляковым, сзади мы с Сергеем (он справа). А на следующей фотке запечатлено утро стрелецкой казни, где мы коллективно казним девушку за недостаточное ее усердие при гребле.
Пытался я найти моих соратников по шлюпочным делам в интернете, в одноклассниках, но, безуспешно. Лишь недавно узнал, почему это у меня не получалось в отношении Бунделева. Сергей, к сожалению, очень рано, в 46 лет умер от рака. Вскоре, по той же причине скончалась и его жена. У них остался сын Андрей. В 2011 году ему исполнилось 38 лет. И думается, что Сергей оставил сыну своему добрые качества, которыми он сам был очень богат.
4. Трудовые страсти и поход по мещерской речке под названием Пра на резиновых галошах
Желающих пойти по Пре набралось 6 человек - четыре парня и две девчонки. Но, последние быстро отпали: сердобольные мамы и бабушки запретили им участвовать в этом авантюрном путешествии. Оставалось четверо пацанов. Родителям мы сказали, что идем в составе группы, с нами идут девочки из нашего класса и двое старших. Это сработало. Но, Серегу Бунделева его родители не отпустили, не поверив сложенной нами басне о составе группы. Осиротев на Серегу и девушек, остались мы в сильно урезанном составе - рукастый и головастый красавец Сашка Прошляков, юморной и заводной Аркашка Тюрин и я. Посомневавшись, мы все же решили пойти по Пре. Походы втроем, в нашем возрасте, при полном отсутствии опыта дальних водных путешествий достаточно рискованное занятие. Мы хоть немного и осознавали это, но, безрассудный детский оптимизм пересилил здравый смысл. У нас были некоторые запасы денег. Зарабатывать мы их начали, работая практикантами на радиозаводе. В те времена наш лидер Н.Хрущев, побывав в Америке, решил, что ученик, заканчивая школу, должен иметь специальность. Поэтому десятилетнее обучение вытянули до одиннадцатилетнего, один день в неделю мы должны были посвящать практике на заводе или в другом учреждении. Устроили нас в механический цех рязанского радиозавода. Первым моим заданием было изготовление большого гаечного ключа. Нам давали грубую заготовку, из которой мы должны были и сотворить золотой ключик. Первый ключ я запорол, но, следующий получился. Потом нас перевели на станки. Ребята стали работать на токарных станках, мне
![Свид. фрезеровщика [С. Лаптев]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/svid.jpg)
Свидетельство о присвоении мне 1-го разряда фрезеровщика
в достался фрезерный. На нем я должен был делать равноинтервальные прорези на толстом асбоцементном кругу. Станок и работа с металлом мне нравились, а вот с асбоцементом, пыль от которого поднималась до потолка, не очень. Но, выбирать не приходилось. Потом, много позже, я узнал, что асбоцементная пыль весьма канцерогенна. Но, видно тогда не успел ее наглотаться. После нескольких месяцев работы мы получили разряды и соответствующие документы на них. Наш мастер сообразив, что мы уже не ученики, поставил нас на левую работу. Мы уже кое-что могли, учета по нашей работе не было и по части левизны мы были очень удобны для него. Но, то, что это левая работа, он нам не поведал. Радиозавод, помимо военных изделий, выпускал бытовые динамики. В те времена в стране начало активно развиваться радиолюбительство. Особенно активно оно пошло тогда, когда появились первые транзисторные приемники. Их начали делать дома, на
![Радиозавод [С. Лаптев + Интернет]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/radio.jpg)
Рязанский радиозавод Транзисторный приемник,2000 год
коленках. Доставали дефицитные радиодетали с трудом, но, динамиков малых размеров даже с трудом достать было очень сложно. Наша промышленность их еще не выпускала. Вот здесь и подсуетились мастера и инженеры радиозавода. Динамики радиозавода были диаметром около 15 см, а для транзисторных приемников нужны были динамики не более 5 см. Нас и включили в подпольную бригаду по их изготовлению. Но, об этом мы узнали лишь тогда, когда с нами подпольно, из своего кармана, рассчитывался мастер. Мы думали, что выполняем текучку. Был 1961 г.
![Радиотехника [С. Лаптев + Интернет]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/radi.jpg)
Динамик радиозавода,2010 Малогабаритный динамик,2010
Тех денег, заработанных легально и нелегально на радиозаводе, для похода явно недоставало. Надо было где-то пополнять нашу казну. Начали мы с того, что, в первые дни летних каникул устроились грузчиками на железнодорожный вокзал Рязань-1. Сейчас этот труд механизирован и автоматизирован. Всякие подъемники, электрокары с рогами, поднимающие до тонны груза сильно облегчили труд грузчика. А тогда все было вручную. Товарный состав загоняют в тупик, открывался вагон и вручную оттуда, что бы там не было, все вытаскивают дюжие грузчики. Среди нас Гераклов не было, были мы еще слабоватыми для таких трудов, но, других мест для быстрого обогащения мы не нашли. Поблажек нам не делали, выполняли мы такую же работу, что и штатные грузчики - разгружали мебель из вагонов, песок и щебень с платформ, стекло, вату, доски, бревна и прочие товары. Это была в чистом виде эксплуатация детского труда. Но, наверно, из-за нехватки грузчиков на эту нелегкую работу взяли нас, 15 летних пацанов. Грузчики, в те времена, в табели о рангах котировались на уровне дворников. Выматывались мы страшно, сваливаясь, по возвращению домой, сразу в кровать. Самой сложной для меня была работа с громадными круглыми тюками из прессованной ваты. Весили они более 100 кг, высотой были мне по подбородок, диаметром более метра и их надо было перемещать из одного места в другое путем кантования. Я разбегался, ударял руками в верхнюю часть тюка, он начинал заваливаться, я подхватывал его снизу, добавляя ему крутящего момента и, таким образом, при каждом его обороте, ударяя его по верхней кромке и подхватывая за нижнюю, я кантовал этого монстра до места его будущей прописки. Труд был адовый, тюк не слушался моих наказов. Не обращая внимания на мои разбеги, он падал назад и, начинать надо было все сначала. Вспоминал я в такие моменты моего братана по несчастью, пожалуй, чуть более известного - некоего Сизифа, который бодался с тяжелым камнем. Чем-то наши страдания были близки, хотя богов своим поведением, так как он, я не гневил. С тюками воевать было тяжко, но, щебень разгружать лопатами было куда труднее.
Работали около двух недель, заработали, по нашим понятиям, неплохо. Стали закупать продукты, походные аксессуары. Накупили консервов, сгущенного молока, какао, всяких брикетированных каш, киселей, около 10 буханок черного хлеба, сухарей, соли и много еще чего. Скопировали на кальку карту Пры. Две одноместные резиновые лодки мы взяли напрокат. Они, конечно, предназначались не для скоростного движения по усеянной корягами реке, а для ужения рыбы в стоячей воде. Но, прокатные цены на них были самыми малыми и это нас соблазнило. Проверили их на Ореховом озере. Лодки вели себя неуклюже на воде, были латанные-перелатанные, клеенные-переклеенные и оттого очень тяжелые.
Купили билеты до Спас-Клепиков и за день до начала нашего похода решили взять напрокат палатку. Но, было не суждено, прокатные пункты в этот день закрыли на учет. Сдать безубыточно автобусные билеты нам не удалось, поэтому отправились в поход без палатки. Сергей Бунделев стащил для нас отцовскую офицерскую плащ-палатку, которая, в некоторой степени, должна была нам заменить обычную брезентовую палатку. Тогда нам все это давалось очень тяжело, пугало неизвестностью о том, сможем ли без палатки в ужасном комарином царстве. А сейчас о тех временах я вспоминаю с удовольствием.
Собирали походный скарб по минимуму, но, груз сложился изрядный и пришлось за два захода доставлять все это на автобусную станцию, коя была на самой окраине города. Такси тогда было редкостью, дорого и мысли о нем ни у кого в голове не возникали.
Толкотня к подступам в автобус, сложная посадка, около 4-х часов езды на нашем скарбе и к 6 или 7 часам вечера добрались до Клепиков. Пока дотащились до реки у моста, накачали лодки, загрузили скарб, начало смеркаться. Место для старта было хорошее, ровное с мелководьем. Народу не было никого. Сейчас все по-другому. В летние месяцы место забито стартующими байдарочниками, среди них вертится местная администрация в форме и
![Спас-Клепики, площадь [С. Лаптев]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/klepik.jpg)
Город Спас-Клепики, откуда мы стартовали по Пре
с квитанциями на оплату путешествия по 80 рублей (в 2007 г.) по 250 руб с человека в 2016 году. После оплаты выдается карта Пры со стоянками. В 1961 году Прой еще не торговали.
Слегка, всухомятку перекусив, мы стартовали. Гребли уже в густых сумерках до первого подлеска. Пра лишь с десяток километров от Спас-Клепиков тащится по лугам. Далее она впадает в лесное море,
![Пра у Клепиков [С. Лаптев + Интернет]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/praklep.jpg)
Пра под Клепиками, лодка резиновая, вроде нашей
частенько изменяя ему с болотами и торфяниками, окрашивающими воду в красноватый цвет. Примерно в 3-х километрах от Клепиков на Пре обрывается узкоколейка Рязань-Владимир. Она в далекие времена сослужила хорошую службу для жителей области. Ее возможностями
![В верховьях пры [С. Лаптев + Интернет]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/predklep.jpg)
Пра на поступах к Спас-Клепикам
воспользовался даже и я, когда около нее на Оке складывал в штабели бревна, разгружаемые баржами навалом на берегу реки. Узкоколейка умерла, рельсы растащили, оставив лишь в нескольких местах, как музейное воспоминание.
Побутербродничав и, не забыв покормить комаров, переночевали на хвое под бунделевской плащ-палаткой. Комары попались неуемные и злобные, поэтому мы рано поднялись, перекусили и дальше. Плыли в одной лодке вдвоем, в другой один из нас коротал одиночество в немых беседах с рюкзаками. Каждый день мы менялись лодками, так что пришлось вкусить этих вдумчивых философских бесед всем. Это было хорошее и полезное время для раздумий.
![Обрыв узкоколейки [panoramio.com ]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/endgd.jpg)
Узкоколейка закончилась на Пре. Вагоны навечно у с.Болонь, недалеко от Пры
Первое утро задалось солнечным. Плыли оттого неспешно, радуясь доброму солнечному соседству и не ведая, что ждет нас впереди.
Неизвестность несколько томила меня. Мне бы хотелось в тот момент заглянуть в души моих напарников, но, делать я этого не умел, а спрашивать их об этом не хотелось. Мне казалось, что для них этот поход всего лишь легкая забава. А меня грызли сомнения.
К полудню, как и полагается, жара начала усиливаться. Пра принялась тягостно петлять в лесах и болотах, бездумно и беспощадно убивая время, отпущенное нам запасами провианта и сроком сдачи взятых напрокат лодок. Грести маленькими лопатками оказалось очень непроизводительно и утомительно. Были они точной копией ракеток для настольного тенниса, но, чуть большего размера. Такой гребной инструмент хорош где-нибудь на стоячей воде, когда 5-10-ю гребками добравшись до места и поставив лодку на якорь, удишь рыбу. А на Пре
![Коричневая вода Пры [panoramio.com ]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/voda.jpg)
Вода в Пре красноватая, но, прозрачная, с кипячением - вполне питьевая
они были уж слишком неспешны: тащило нас вглубь Мещеры, в основном, небыстрое течение реки. После затяжных луговин стали попадаться места с красивыми берегами, обрамленными солнечными сосновыми борами. Особо понравилась песчаная дуга около деревни Взвоз, ниже которой раскинулась видимая с реки Заводская Слобода. Второй день прошел без приключений, правда мы слегка обгорели, да и не прошли намеченных километров: жара не стимулировала азартной гребли.
5. В объятьях смерча
Следующий день задался еще более жарким. Плыть стало невыносимо. Солнце все сильнее продолжало жалить кожу. Накинули рубашки, отчего грести стало тяжелее. Пот, омывающий нас ручьями, обдуваемый ветрами немного сбивал жар, но, саднил обгоревшую кожу. Частые купания в попытках
![Стоянка [С. Лаптев]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/brov.jpg)
Место для стоянки вблизи деревни Взвоз (Сонькина бровь)
избавиться от перегрева мало
![Опята [panoramio.com ]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/grib.jpg)
Грибы-акселераты у деревни Взвоз
помогали. Вода была слишком теплая и облегченья не приносила. Плыли тягостно медленно. Обжаренная на спине кожа начала гореть, полыхая при обезвоживании. Хотели уже было причаливать, но, видно небеса сжалились над нашими страданиями. Солнце начало мало-помалу тускнеть, покрываясь пятнами полупрозрачной облачности. Мы ускорили свой ход, стараясь наверстать потерянные нашей тихоходностью километры.
![Заводская Слобода [С. Лаптев + Интернет]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/slobd.jpg)
Заводская Слобода Panoram
Где-то к обеду неожиданно быстро начало темнеть, поднялся сильный ветер, пошла большая волна, и мы сразу помчались к берегу. Только подняли наверх лодки, как все закрутилось вокруг. Сверху быстро упали густые сумерки, страшно все загудело и
закачалось. Лодки сильным ветром стало отрывать от земли и поднимать вверх, несмотря на то, что они, вместе с многочисленными заплатками были очень тяжелы. Мы, схватив их, побежали к ближайшим кустам большого соснового бора. Бросив их на землю и плюхнувшись на на них, чтобы не улетели, накрылись плащ-палаткой. И примолкнув, с трепетом прислушивались к нарастающему реву. Кругом все трещало, земля ухала от ударов падающих деревьев, над нами летали кроны вершин, крупные ветви деревьев. Столбом стояла круговерть из листьев, хвои, веток, земли, коры деревьев и прочего проглоченного вихрем мусора. Дышать было тяжело. Мы глохли от взрывов грома и треска лопающихся деревьев. С неба свалился на нас столб воды, в момент промочивший одежду. Разверзшиеся хляби небесные и поток воды по земле слились в одну сплошную водяную сферу. Уже и весельчак - Аркашка Тюрин приумолк. Молчали мы в жутком ожидании, когда и на нас свалиться могучее древо. Нервы были натянуты до предела и, как струны, казалось, звенели в ушах в течение долгого тягостного ожидания неведомого исхода. Но, вдруг все быстро стихло. Наступила тишина. Мы продолжали лежать, как примороженные. Потихоньку придя в себя, встав, и оглядевшись, стали пробираться через бурелом к берегу. Пройдя метров 30, увидели недалеко от места нашей высадки новоявленную просеку. Ее прорезал смерч, выворачивая с корнем могучие сосны или откручивая у них кроны, которые были разбросаны вокруг. Все кругом было перепутано, какая-то неведомая силища скрутила близстоящие сосны в канаты, будто это были не деревья, а безвольные веревки. Такого чуда я ранее не видывал. Лишь однажды, в более поздние годы, пытаясь проехать через лес по проселку на машине, мы нарвались на последствия подобного бурелома. Силы небесные и здесь натворили такого, что описать трудно. Увидев эдакое, невольно поверишь во всякого рода дьявольские козни и гнев божеский. Но, были мы тогда маловерами и, не помянув, ни бога, ни дьявола, собрали из наломанных веток большой костер, с трудом развели его и быстро обсушившись, отправились на наших резиновых корытах дальше. Это было нашим первым боевым крещением, первым красным кирпичом, просигналившим нам, сколь могущественны силы природы и еще раз подчеркнувшим авантюризм предпринятого нами путешествия.
![Скрученный ствол [С. Лаптев]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/krut.jpg)
Скрученное смерчем дерево в спираль
Погода после пронесшегося смерча резко испортилась. Температура сразу упала градусов на 15. Смерч стал нашим спасителем от ожогов солнца, но, подсунул взамен нам другую незадачу: начались затяжные дожди. Грести стало легче, но, видимость ухудшилось. Серьезные враги наших лодок - коряги всех мастей во множестве натыканных по руслу реки, неожиданно появлялись, порой пытаясь пропороть их не первой свежести шкуру. Часто мы, как подводники, проползающие сквозь минное поле, с содроганием прислушивались к скрежету очередной незамеченной подводной охотницы, цепляющейся за пышные бока нашей резиновой красавицы. И облегченно вздыхали, когда она в очередной раз уходила от фатального поцелуя коряжной губительницы. Усложняла наше наблюдение за подводными хищницами сама вода. В Пре она бордово-бурого цвета. Чистая, прозрачная, питьевая, но, цветная. Даже после длительного кипячения. Поэтому темные коряги в такой воде маскируются с особой искусностью.
![Коряги [Arkady Postelnykh]](/img/l/laptew_s_i/ispovedzebrygl9/korag.jpg)
Коряги разной степени доброты и озверелости Panoramio - Photos by Arkady Postelnykh
Дожди то усиливались, то ослабевали, путая нам планы и внося коррективы в сроки нашего путешествия и в расклады наших трапез. С одной проблемой они нам помогли справиться: вода поднялась и, коряг стало меньше на поверхности. Да и скорость течения немного возросла. Когда дожди кончались и коряги становились более различимы, мы гребли с особым усердием и редкими остановками на отдых, пытаясь наверстывать упущенное время. О предвкушаемом до похода удовольствии от общения с рекой мы забыли. Это была тяжелая работа, отнимающая у нас немало сил и уверенности в добром исходе нашей авантюры.
6. Встреча с атомщиками
К концу четвертого дня на правом берегу Пры мы увидели какую-то чудо-лодку и, решили пристать к берегу, дабы посмотреть на нее. Это оказался большой катамаран, собранный из шести надувных тракторных камер, соединенных связанными с ними деревянными дрынами. Катамараны в те времена только появились и были большой редкостью. Владельцами катамарана оказались бывшие работники Воронежской атомной электростанции, которые после праведных трудов прибыли в Мещеру снимать накопившийся на нелегкой работе стресс и вымывать из себя следы радиации. В те времена, после трех лет работы на атомной станции, ее сотрудники, получив предельный уровень облучения, увольнялись и их устраивали на другую, тоже высокооплачиваемую, но, не связанную с ядерными технологиями работу. Основным, как говорили атомщики, научно обоснованным, способом избавления организма от стресса и радиации, был стакан сорокоградусной. Поэтому, когда мы с ними у костра повстречались, они активно занимались этой лечебной процедурой. Несмотря на каждодневность и, похоже, ежечасность ее применения она им не надоедала. Предложили они и нам полечиться, но, мы сказали, что у нас есть своя и скромно отказались. У нас и правда была бутылка водки, которую мы взяли с собой в составе аптечки, как противоядие при змеиных укусах. Но, мы ее, до поры, до времени не трогали, относя к стратегическим неприкосновенным запасам. Не меньшую скромность проявили и атомные дяди, когда мы им предложили кое-что из нашего провианта, так как закуска у них было уже давно съедена. Они тоже вежливо отказались. Водку, как основное лечебное снадобье, они в деревнях закупали с запасом, ящиками, а вот калькуляция необходимых запасов еды у них складывалась неудачно.
Денег у них было немерено. Они сначала купили у кого-то на Пре длинную деревянную лодку, но, по-пьяни быстро утопили ее под могучей, прилегшей поперек Пры, березой. Потом купили тракторные колеса и сделали катамаран. Он плыл неспешно, но, на нем можно было полежать, поспать и даже закусить. Спешить им было некуда, водная эпопея у них было рассчитана на месяц. Что касается водки, то заготовка ее велась безостановочно, по всем правилам хорошо поставленного снабженческого обеспечения. Мы решили переночевать в их компании.
Долго сидели у костра, стараясь оттянуть суровое ночное бдение в компании с комарами. Мужики охотно рассказывали нам про свою атомную жизнь, хотя, в те времена, это было тайной за семью печатями и, делиться ею было предельно непозволительно. Но, их пьяные языки, посталкогольная расслабленность и вера, в связи с нашим малолетством, в наше могильное молчание об атомных секретах страны, позволяли им, невзирая на печати, запросто делать это. Когда все уже разбрелись по палаткам, один из оставшихся с нами, видя, что мы без крыши, предложил переночевать в их палатках. Я пошел посмотреть. Входы в палатках были приоткрыты, там лежали бесчувственные, перенасыщенные алкоголем тела атомщиков, лысины которых густо и многослойно были укрыты комарами, не обращавшими внимания на гнетущий противомоскитный запах перегара. Мы отказались и устроились ночевать под какой-то старой лодкой и плащпалаткой. Но, комары там были не жиже и всю ночь донимали нас.
Рано-порану покинув дремных атомщиков мы двинулись дальше. Проплыли деревню Ольгино, что в 2-х километрах от Пры, о чем нам поведал рыбачок на берегу. Впереди на нас наплывало Деулино - единственное до самого Брыкиного бора село на берегу Пры, где можно было бы освежить рюкзаки хлебом и прочими съестными деликатесами. Но, как в таких случаях бывает, единственный, в те времена, в Деулино магазин был закрыт. Правда, особой остроты в хлебе мы не испытывали, а консервы и крупы были взяты с запасом, потому больших нареканий на произвол магазинного продавца с нашей стороны тогда не было. А зря. Потом уже мы с грустью вспоминали эти несостоявшиеся наши нарекания.
Мы продолжали царапать своими лопатками водную гладь Пры. В один из дней настала моя очередь философствовать в компании с рюкзаками. Они были, по-прежнему тугодумны и тяжеловесны, существенно убавляя прыть лодки. Мои компаньоны ушли далеко вперед, но, на удивление, через некоторое время я их догнал. Они уже взнуздали плот, на который наткнулись где-то по пути. Окучивание водной глади длинными шестами на плоту было хотя и посложнее, чем на лодках - он был трудноуправляемым, но, повеселее: там можно было ходить, лежать, сидеть и даже прыгать. Можно было перекусить и передохнуть от комаров, заякорившись где-нибудь на середине реки. Подводные коряги были не страшны, да и обзор фарватера реки из положения стоя был понадежнее. Парни забрали на плот с моей лодки рюкзаки и плащ-палатку, и мы дружно поплыли дальше. По прямой плот, набирая большую скорость, обходил мою резиновую тачку, но, на поворотах терял свое скоростное преимущество. У меня же скорость и маневренность заметно прибавились и, я стал мало-помалу их обгонять. Иногда притормаживал, но, потом отрывался, поддерживая свою связь с ними криками и пересвистами. Ну, а, что было дальше, я расскажу в следующей главе.
Продолжение следует