Безусловно, что юбилей такой, далеко не последней фигуры в масштабе нашей области, как архиепископа Пензенского и Кузнецкого владыки Филарета (долгих лет ему здравия), есть уже само по себе событие, достойное общественного внимания.
И тот факт, что для проведения юбилейной выставки, освещающей жизненный путь этого, вне всяких сомнений, замечательного человека, были выбраны стены дома-музея Василия Осиповича Ключевского, на первый взгляд, не таит в себе ничего предосудительного. Но лишь на первый...
... Вполне понятное и в чём-то даже справедливое желание определённых властных кругов сделать из Ключевского очередное "наше всё", похоже, уже приносит свои плоды,- улицы областного центра всё плотнее заставляются огромными баннерами с правильными цитатами из сочинений знаменитого земляка, а само его имя со временем приобретает всё больший характер модного лощёного бренда. И всё бы ничего, если бы за всей этой шумихой не терялся бы образ реального Ключевского, зачастую весьма далёкий от налёта той "пушистости", который ему всё назойливее приписывается.
В целях пояснения этой мысли мы чуть ниже приведём и ряд "неправильных" цитат из Василия Осиповича, из которых логичным выводом будет следовать то, что проведение выставки-жизнеописания первого духовного лица области с попутной "ненавязчивой" пропагандой идей самой Р.П.Ц. в стенах дома-музея человека, никогда не скрывавшего своих антиклерикальных взглядов, есть примерно то же, что и отмечание пасхи в стенах музея истории атеизма /сноска 1,- намеренно взяв столь резкое сравнение, сразу оговорюсь, что термин "атеизм" не отношу в полной мере к самому Ключевскому/.
Итак, обратимся к первоисточнику (все цитаты взяты из книги "В.О. Ключевский. Афоризмы и мысли об истории",- Пенза 1992):
"Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно само же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом - единственное дело, удавшееся этому тунеядному сословию".
"Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела чёрной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает её своей чернотой" /сноска 2,- полагаю, что здесь мог иметь место и элемент компиляции, прежде ту же мысль озвучил В.В. Розанов в своей статье "Русская церковь": "...Разлагаясь, умирая, Византия нашептала России все свои предсмертные ярости и стоны и завещала крепко их хранить... Дитя-Россия приняла вид сморщенного старичка".
"Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу".
"Смотря на то, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в чёрта"...
P.S.: общее краткое резюме из двух пунктов:
а) если мысль о размещении вышеозначенной выставки в доме-музе человека, не скрывавшего своего осуждения идей мракобесия и поповщины - смелый эксперимент со стороны патриархии, всё это тянет как минимум на неуважительное отношение к памяти нашего выдающегося земляка;
б) вторая версия, кажущаяся более правдоподобной,- сознательностью тут и не пахнет, а налицо видимы лишь плоды всё той же дремучей исторической безграмотности, с которой всю свою жизнь и вёл бескомпромиссную борьбу сам Василий Осипович. И в этом случае неудобно делается уже за самого Филарета и за его окружение, поставившего своего начальника в столь, мягко говоря, щекотливое положение.
P.P.S: эта заметка не была пропущена цензурой в сентябре 2006 года (ни одно пензенское СМИ не приняло её тогда к публикации, что и не удивительно).