"Ревизор" (фрагмент из неизвестной [доселе] редакции)
ХЛЕСТАКОВ, УНТЕР-ОФИЦЕРША, МАРЬЯ АНТОНОВНА, АННА АНДРЕЕВНА, ГОРОДНИЧИЙ
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ
...надцатого мартобря ...цатого года. Где-то между Петербургом и Саратовом. Трактир уездного города Эн.
Хлестаков просыпается на диване, вид у него помятый.
ХЛЕСТАКОВ
Ох... О-ох... Что ж это вчерась было-то? Уж не сон ли мне пригрезился?.. Да что же я намешал-то?
Звуковой фон за сценой, воспроизводящий события вчерашнего вечера: звон бокалов, хохотки и голос Хлестакова, - некоторые слова голоса запипикиваются. После каждого нового запипикивания Хлестаков на сцене всё глубже вжимает голову в плечи, прикрываясь руками.
ГОЛОС ХЛЕСТАКОВ ЗА СЦЕНОЙ
Да я в Петербурге всех "ПИ-И", да у меня сама императрица "ПИ-И"! Да я самих "ПИ-ПИ"!
ХЛЕСТАКОВ
Ой, да что же это?.. Вяжите меня, товарищи! (ПРОТЯГИВАЕТ ОБА ЗАПЯТСТЬЯ В СТОРОНУ ЗАЛА) 58-ая плачет по мне, по горемыке беспутному! (ИЗОБРАЖАЕТ РЫДАНИЕ). Но не корысти ради, не корысти, чес слово (КУЛАКОМ СЕБЯ В ГРУДЬ), а токмо волею... (ЖУЕТ НИЖНЮЮ ГУБУ) Хотя нет, это, кажется, из другого водевильчика...
На сцене появляется унтер-офицерша. Её костюм представлен в садо-мазо стиле: вся в коже и латексе, в руке хлыст, на голове "будёновка" с красными рогами.
ХЛЕСТАКОВ
Как, уже-э?! (ВСМАТРИВАЕТСЯ) А вы из каких органов, товарищ?.. Не, это (ПРОВОДИТ РУКОЙ ПО ВОЗДУХУ) О-о-!! Уже началось... "Белочка" (ПРОИЗНОСИТ В ЗАЛ, ПОКАЗЫВАЯ ПАЛЬЦЕМ НА УНТЕР-ОФИЦЕРШУ). Ой, да что же это?..
Хлестаков с выражением ужаса на лице забирается с ногами на диван.
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Дас ист фантастиш! (ЩЁЛКАЕТ ХЛЫСТОМ)
ХЛЕСТАКОВ (В УЖАСЕ)
Ага... Гитлер капут... простите, ваше благородие, языками не владею... (ВСМАТРИВАЕТСЯ, МЕНЯЕТ ИНТОНАЦИЮ) Чертик, чертик, уйди, а? Я так больше не бу-уду... Ваше сиятельство, бес попутал! (КЛАДЁТ РУКУ НА ГРУДЬ) Честное ревизорское, - в дороге поиздержался... не буду больше, вот вам кре... (ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ, НО ОСЕКАЕТСЯ НА ПОЛПУТИ ПОНЕСЕНИЯ ПЕРСТОВ КО ЛБУ, ОДЁРГИВАЕТ РУКУ НАЗАД) Простите, не хотел обидеть, - ничего личного... (ЛЬСТИВО).
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Дас ист фантастиш! (ЩЁЛКАЕТ ХЛЫСТОМ)
ХЛЕСТАКОВ
Да что же это? (ТРОГАЕТ СВОЙ ЛОБ ЛАДОНЬЮ) "Белый-белый, горячий-горячий"... и галлюцинации такие (ВСМАТРИВАЕТСЯ) реальные...
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Где галюцинайци?! (ОГЛЯДЫВАЕТСЯ)
ХЛЕСТАКОВ
Ой... а вы разве не... вы с какого же света... будете?
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Из светлицы я... (УКАЗЫВАЕТ ХЛЫСТОМ НАЗАД)
ХЛЕСТАКОВ (НАЧИНАЯ ЧТО-ТО ПОНИМАТЬ)
А-а-а...
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Унтер-офицерска вдова я, - на городничего челом бить пришла! (ЯРОСТНО ХЛОПАЕТ ЛАДОНЬЮ ЛЕВОЙ РУКИ ПО КУЛАКУ ПРАВОЙ).
ХЛЕСТАКОВ
Ну, ну, ну...
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Что "ну-ну"... Высек, батюшка! (ПЕРЕДРАЗНИВАЕТ) "Дас ист фантастиш! О йе!"
ХЛЕСТАКОВ
Ай, яй, яй...
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Да, батюшка (ПОТИРАЯ ПЯТУЮ ТОЧКУ).
ХЛЕСТАКОВ
Ну, мы этого так не оставим, они нам за это ответят (ГРОЗИТ КУДА-ТО КУЛАКОМ)... А ты пока ступай, ступай, - я этим делом потом займусь...
Унтер-офицерша удаляется что-то бормоча и щёлкая хлыстом. Проводив её, Хлестаков возвращается к дивану.
ХЛЕСТАКОВ (В ЗАЛ)
Во дела-а...
На сцене появляется Марья Антоновна в строгой накидке. Кошачьей поступью начинает приближаться к Хлестакову, который от неё немного пятится.
ХЛЕСТАКОВ (НАСТОРОЖЕННО)
А... а я ведь вас где-то видел уже...
МАРЬЯ АНТОНОВНА (КОКЕТЛИВО)
У-у, конспиратор...
ХЛЕСТАКОВ
Вы ведь это-о...
МАРЬЯ АНТОНОВНА (С ПРИДЫХАНИЕМ)
Да, Марья Антоновна, городничего дочка. Аф! (КЛАЦАЕТ ЧЕЛЮСТЯМИ В СТОРОНУ ХЛЕСТАКОВА).
ХЛЕСТАКОВ (ВЗРОГНУВ)
Вы понимаете, Марья Антоновна, тут такое дело, здесь вот щас... (ПАЛЬЦЕМ ПОКАЗЫВАЕТ НАЗАД)
МАРЬЯ АНТОНОВНА
Не говорите, не говорите ничего, - слова здесь излишни... Вы такой (С ПРИДЫХАНИЕМ)... вы вчера были так настойчивы... вы... вы мой герой!.. В общем, я согласная!
ХЛЕСТАКОВ (НАСТОРОЖЕННО)
...В смысле?
Марья Антоновна скидывает накидку, - под ней костюм из кожи и латекса.
МАРЬЯ АНТОНОВНА
На коленки, непременно на коленки! (ПОДНИМАЕТ ПЛЁТКУ ЩЁЛКАЕТ, ХЛЫСТОМ)
Хлестаков покорно падает на колени. Входит Анна Андреевна.
АННА АНДРЕЕВНА
Ах, какой пассаж!
ХЛЕСТАКОВ (ВСТАВАЯ)
А, черт возьми!
АННА АНДРЕЕВНА (ДОЧЕРИ)
Это что значит, сударыня! Это что за поступки такие?
МАРЬЯ АНТОНОВНА
Я, маменька...
ХЛЕСТАКОВ (ПРО СЕБЯ)
Маменька?!
АННА АНДРЕЕВНА
Поди прочь отсюда! слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
Марья Антоновна уходит.
АННА АНДРЕЕВНА
Извините, я, признаюсь, приведена в такое изумление...
ХЛЕСТАКОВ
Я всё готов объяснить... (ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЬЦЕМ НАЗАД) сначала вот одна...
АННА АНДРЕЕВНА
Ах, молчите, молчите, негодник... Я вас прощаю (КОКЕТЛИВО)... Ах шалу-ун... Своей дерзостью вы сразили меня вчера прямо в самой сердце...
ХЛЕСТАКОВ
Как? и вас?!
АННА АНДРЕЕВНА (ГРОЗНО)
Что значит "И"?! (ИЗ РУКАВА ДОСТАЁТ ХЛЫСТ, МЕДЛЕННО ПОДНИМАЕТ ЕГО).
ХЛЕСТАКОВ
Нет, нет, - это я неподумавши... (ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ ТЕМУ) Вы что-то ещё про сердце хотели...
АННА АНДРЕЕВНА (СМЯГЧАЯСЬ)
Ах да, сердце... оно так стучит... Стучит?
Анна Андреевна прикладывает руку Хлестакова к своей левой груди.
АННА АНДРЕЕВНА (ТРЕБОВАТЕЛЬНО)
Стучи-ит?!
ХЛЕСТАКОВ (ЗАИКАЯСЬ)
Сту-тучит...
Раздаётся стук в дверь. На сцене появляется городничий в ночном колпаке, в садо-мазо костюме, с хлыстом. Сразу же бросается к Хлестакову, за которым поспешно пытается спрятаться Анна Андреевна.
ГОРОДНИЧИЙ
Ваше превосходительство! Ваше превосходительство!
Хлестаков дрожит, - не падает только потому, что его поддерживают сзади руки Анны Андреевны
ГОРОДНИЧИЙ
Ваше превосходительство, не погуби-ите!
ХЛЕСТАКОВ
А?! Чего?!
ГОРОДНИЧИЙ
Говорят, к вам тут унтер-офицерская вдова заглядывала (ВГЛЯДЫВАЕТСЯ В УГЛЫ СЦЕНЫ), - так налгала она! Врет она! Ей-богу, врет... Будто бы я ее высек (ИРОНИЧНО В ЗАЛ)... Да она сама себя высекла!!
Тут городничий замечает за Хлестаковым Анну Андреевну, игриво щёлкает её плёткой по мягкому месту. Анна Андреевна взвизгивает, выходит из-за Хлестакова.
АННА АНДРЕЕВНА
Да ты что, Антоша, Иван Александрович вовсе и не думал сердиться... Он... он такой лапочка, такой шалунишка (ЩЕКОЧЕТ ПОДПОРОДОК ХЛЕСТАКОВА КОНЦОМ СВОЕЙ ПЛЁТКИ).
На сцену выходит Марья Антоновна. Начинает приближаться к Хлестакову.
МАРЬЯ АНТОНОВНА.
Он такой герой, такой герой... (ЩЁЛКАЕТ ПЛЁТКОЙ)
С другой стороны сцены появляется Унтер-офицерша.
УНТЕР-ОФИЦЕРША
Дас ист фантастиш! О йэ! (ЩЁЛКАЕТ СВОЕЙ ПЛЁТКОЙ)
Все наступают на Хлестакова.
ХЛЕСТАКОВ (ЗАТРАВЛЕННО)
Дяденька! (К ГОРОДНИЧЕМУ) Тётеньки! (К ПРОЧИМ)... Отпусти-ите меня... я вам денежку дам (ВЫВАЛИВАЕТ НЕСКОЛЬКО КУПЮР ИЗ КАРМАНОВ НА ДИВАН). А как до Саратовской губернии доберусь, так и ещё вышлю... А-а-а!
С отчаянным криком "А-а-а!" прорывается между городничим и Анной Андреевной в сторону выхода.
Оставшиеся актёры переглядываются между собой, встают в ряд, из древков своих плёток разворачивают 4 плакатика: "НЕ""МАЯ" "СЦЕ""НА".